Рисунки из сундука | Папмамбук
Рисунки из сундука
Ксения Зернина 10 апреля 2014 9542
«Приключения барона Мюнхаузена» – одна из тех книг, которые не стареют. Остроумные и забавные истории, рассказанные «самым правдивым человеком на земле», привлекали к себе многих талантливых художников. И кажется, требуется изрядная смелость и творческая интуиция, чтобы решиться заново проиллюстрировать приключения знаменитого барона. Издательство «ТриМаг» выпустило книгу про Мюнхаузена с иллюстрациями молодой украинской художницы Светланы Акатьевой. В ее рисунках есть непредсказуемость, детская легкость и ирония, вполне созвучные духу этого произведения.
Приключения барона Мюнхаузена »
Хорошая книга! 20
В статье, сопровождающей это издание, рассказывается, что Светлана Акатьева в детстве очень любила читать книгу о немыслимых подвигах барона. Она даже делала зарисовки самых захватывающих эпизодов.
И вот с обложки книги уютного квадратного формата на нас смотрит, хитро прищурившись, бесстрашный путешественник и непревзойденный рассказчик Мюнхаузен. У барона длинный прямой нос и пышные торчащие в разные стороны усы. На задней стороне обложки букли его напудренного парика превращаются в изрезанную кратерами серебристую поверхность Луны. А стебель турецкого боба, на котором Мюнхаузен впервые добрался до Луны, вплетается в кружево воротника его камзола.
Оформление книги продумано до мелочей и создает ощущение гармонии. Иллюстрации выдержаны в единой цветовой гамме: преобладают бирюза во всем богатстве оттенков и цвет топленого молока.
Внимательный глаз отметит множество разных перекличек. Например, на одном из форзацев изображена пушка с только что вылетевшим из нее ядром, на другом – олень с ветвистыми рогами, которые увешаны вишнями. И то и другое встретится читателю в иллюстрациях. А еще Светлана Акатьева для оформления заглавий придумала особый шрифт Ackat, за который получила диплом третьей степени на Всероссийском конкурсе студенческих шрифтовых работ.В книге достаточно много полностраничных рисунков, соответствующих ироничному стилю повествования. Как вам нравится взбесившаяся шуба, которая зубастым раструбом рукава пытается укусить Мюнхаузена за палец? Или восхитительно пупырчатый крокодил, который на глазах у крошечного, съежившегося от страха барона проглотил косматую голову льва? Некоторые иллюстрации раскладываются по горизонтали или по вертикали – в результате целые эпизоды из занимательных рассказов отважного и находчивого барона буквально оживают на глазах у читателя.
Вот Мюнхаузен сидит на снегу в красных щегольских сапогах, явно неуместных морозной русской зимой. Он устроился на ночлег, привязав своего коня к маленькому столбику, торчащему из сугроба. Мы раскладываем картинку – и конь оказывается на крыше колокольни, вокруг которой столпились удивленные жители оттаявшей за ночь деревеньки.
Вот, спасаясь от турок, Мюнхаузен крепко увяз в болоте вместе с конем. Он тянет себя вверх за тощую косичку, конь ухватился зубами за манжету хозяйского камзола. Разворачиваем страницу и видим, как они вознеслись над болотом. Барон в ладно скроенном узорчатом камзоле с кружевной манишкой – он, что называется, вышел сухим из воды. И только листья кувшинок, прилипшие к бокам коня, и лягушка у него носу напоминают о случившемся.
А вот корабль с Мюнхаузеном на борту недалеко от Америки напоролся на подводную скалу. После раскладывания страницы мы обнаруживаем, что это не скала, а «кит колоссальных размеров, который мирно дремал на воде». Кит насупился, смотрит сердитым глазом – он явно страшен в гневе. В таком состоянии этот великан действительно может с утра до ночи таскать корабль за якорь по всему океану.
Корней Чуковский (кстати, автор блистательного пересказа историй про Мюнхаузена) в своей книге «От двух до пяти» писал, что дети очень любят всякие небылицы. Это для них интеллектуальная игра, помогающая закрепить «правильные» представления об устройстве мира. Маленьким читателям кажется смешным беспримерное хвастовство барона, и они радуются, что сумели «разгадать» его замысловатые фантазии. «Тут их боевой поединок с Мюнхаузеном, поединок, из которого они неизменно выходят каждый раз победителями… Это повышает их самооценку: “Ага, ты хотел нас надуть, не на таковских напал!”».
Как прекрасно, что в доме у Светланы Акатьевой сохранился старинный сундук с ее детскими рисунками. И поэтому при всем художественном мастерстве ее иллюстрации к «Мюнхаузену» наполнены живыми и непосредственными впечатлениями из детства. Чуковский называл эту веселую книгу «аппетитным лакомством для детей», а в таком оформлении, создающем много дополнительных возможностей для игры, она принесет читателям еще больше радости.
В конце книги мы видим автопортрет художницы: девушка летит над озером, в котором плавают диковинные рыбы, и с высоты птичьего полета пытается разглядеть маленькую фигурку Мюнхаузена верхом на коне. Она улыбается ему как старому знакомому.
Ксения Зернина
Фото Елены Оберемок
Все главное на Папмамбуке
Подпишитесь на материалы «Папмамбука» – и каждую неделю вы будете узнавать интересное о книгах, их создателях и читающих детях.
Барон Мюнхгаузен в жизни и в литературе
В мировой литературе есть немало героев, чьи имена стали для нас олицетворением разных человеческих качеств: Обломов — лени, Плюшкин — скаредности, Сальери — зависти, Атос — благородства, Яго — коварства, Дон Кихот — бескорыстного романтизма. Символом безудержного фантазёрства считается герой книги Рудольфа Эриха Рáспе «Приключения барона Мюнхгаузена».
арон Мюнхгаузен. Иллюстрация Гюстава Доре. 1862 год. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD.
Рапорт ротного командира барона Мюнхгаузена в полковую канцелярию за собственноручной подписью, написанный писарем в 1741 году. Фото: Wikimedia Commons/PD.
Дом барона Мюнхгаузена в Боденвердере, где он родился и вырос. Сейчас здесь располагается муниципалитет.
Амбар, восстановленный Обществом друзей Мюнхгаузена, — самое старое здание в имении барона. В нём находится музейная коллекция.
Охотничий павильон, где в кругу друзей и соседей барон Мюнхгаузен рассказывал о своих необыкновенных приключениях в России.
Памятник барону Мюнхгаузену работы А. Ю. Орлова, установленный в Москве…
…и в Боденвердере.
Г. Брукнер. Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен в мундире кирасира. 1752 год. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD.
Барон Мюнхгаузен рассказывает истории. Старинная почтовая открытка. Автор Оскар Херфурт. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD.
‹
›
Открыть в полном размере
В отличие от подавляющего большинства литературных персонажей, выдуманных писателями, Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен существовал на самом деле. Он родился 11 мая 1720 года в маленьком городке Боденвердере по соседству с Ганновером. До сих пор сохранился дом, где он вырос и провёл последние годы жизни. Сейчас в нём располагается муниципалитет. Рядом есть музей, где собраны вещи и документы, имеющие отношение к реальному барону Мюнхгаузену. А неподалёку от музея установлена скульптура, изображающая одно из похождений барона, красочно описанное им самим: Мюнхгаузен за косицу парика вытаскивает из болота себя и свою лошадь. Надпись на памятнике гласит: «Дар фонда ”Диалог культур — единый мир”». Эта работа московского скульптора А. Ю. Орлова была подарена городу Боденвердеру в 2008 году, а немного раньше, в 2004-м, такой же памятник появился в Москве, рядом со станцией метро «Молодёжная».
Почему же русский скульптор задумал увековечить немецкого барона? Какое отношение Мюнхгаузен имеет к нашей стране? Да самое прямое. Подтверждение тому — первые строки знаменитой книги: «Я выехал из дома в Россию в середине зимы…» Именно с этого момента начинаются его невероятные приключения.
Но каким образом барон из Ганновера оказался так далеко от дома? Обратимся к истории.
Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен принадлежал к очень древнему саксонскому роду, основателем которого считается рыцарь Хейно — в ХII веке он принимал участие в крестовом походе Фридриха Барбароссы* в Палестину. Почти все его потомки погибли в войнах. В живых остался только один — он не участвовал в сражениях, а жил в монастыре. Монах получил разрешение покинуть обитель, с него-то и началась новая ветвь рода, потомки которой носили фамилию Мюнхгаузен, что означает «Дом монаха». Вот почему на всех гербах, принадлежащих Мюнхгаузенам, изображён монах с посохом и мешочком с книгой.
Всего известно 1300 представителей рода Мюнхгаузенов, около пятидесяти из них — наши современники. Среди потомков монаха было немало выдающихся личностей, например министр ганноверского двора Герлах Адольф фон Мюнхгаузен (1688—1770), основатель Гёттингенского университета, и барон Александр фон Мюнхгаузен (1813—1886) — премьер-министр Ганновера.
Отец Карла Фридриха Иеронима — Отто фон Мюнхгаузен — успешно продвигался по военной службе, как было принято в то время, и дослужился до звания полковника. Он умер очень рано, когда Карлу Фридриху исполнилось всего четыре года. Наш герой, следуя семейной традиции, тоже готовился стать военным. В пятнадцать лет он поступил на службу пажом к владетельному герцогу Фердинанду Альбрехту II Брауншвейг-Вольфенбюттельскому. А через два года Мюнхгаузен отправился в Россию, где стал пажом молодого герцога Антона Ульриха.
В это время императорский трон в России занимала Анна Иоанновна — дочь Ивана V, племянница Петра I. Детей у неё не было, и ей хотелось передать власть кому-то из близких родственников. Императрица решила выдать свою племянницу принцессу Анну Леопольдовну за европейского принца, чтобы дети от этого брака могли унаследовать российский престол. Выбор пал на служившего в России молодого герцога Антона Ульриха, который участвовал в походах против турок. Во время штурма крепости Очаков он оказался в гуще боя, конь под ним был убит, адъютант и двое пажей ранены и вскоре скончались. Надо было найти им замену. Мюнхгаузен не испугался, что его может ожидать такая же участь, какая выпала на долю его предшественников, и вызвался ехать на службу к Ульриху. Так барон получил место в его свите.
В то время, по традиции, заложенной ещё Петром I, в Россию приглашали на работу и на военную службу много иностранцев. Среди них больше всего было представителей Германии. Они честно служили новому отечеству, и многие сделали блестящую карьеру. Как, например, Генрих Иоганн Остерман — выдающийся дипломат, за год выучивший русский язык и полностью обрусевший. Он принял русское имя Андрей Иванович. О силе его влияния можно судить по присвоенному ему прозвищу — Оракул. Или Карл Вильгельм Генрих фон дер Остен-Дризен, на родовом гербе которого были высечены слова: «Для Отечества и за честь — Всё». Или граф Бурхард фон Миних, по проекту которого были возведены Иоанновский и Алексеевский равелины Петропавловской крепости. Бенкендорфы, Палены, Корфы, Ливены, Врангели… Их вклад в историю нашей страны трудно переоценить.
Мюнхгаузен приехал в Россию в 1737 году. Он был молод, полон надежд и уверенности, что судьба сложится удачно. Его стать и весьма привлекательная внешность тоже имели немаловажное значение для продвижения по службе. Карл совсем не походил на того барона, какого мы знаем по иллюстрациям Густава Доре, — худого, забавного старичка с лихо закрученными усами. У настоящего Мюнхгаузена вообще не было усов. Напротив, барон был всегда гладко выбрит и элегантно одет.
Как и задумала Анна Иоанновна, Антон Ульрих женился на Анне Леопольдовне. Молодые ждали наследника и с его появлением могли занять российский трон… Казалось, при данном раскладе для барона было бы самым разумным оставаться на службе у Антона Ульриха. Однако Мюнхгаузен принимает совершенно неожиданное, но, как оказалось впоследствии, спасительное решение — уйти на военную службу. Принц не сразу и неохотно отпустил столь видного пажа из своей свиты.
В декабре 1739 года Мюнхгаузен поступил на службу корнетом в Брауншвейгский кирасирский полк в Риге. А поскольку шефом полка числился принц Антон Ульрих, военная карьера барона пошла в гору. Уже через год он стал поручиком, командиром первой роты полка. Барон был хорошим офицером и, наверное, очень скоро продвинулся бы по службе дальше, получил бы хорошую пенсию и вернулся на родину доживать оставшиеся годы в почёте и довольстве.
Но тут случилось непредвиденное. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета — дочь Петра I — устроила государственный переворот и захватила власть. Сторонников Анны и Ульриха арестовали. Все они оказались в заточении в Рижском замке. Поручик Мюнхгаузен стал невольным стражником своих высоких покровителей. Опала не коснулась самого Мюнхгаузена, ведь он уже не числился в свите Ульриха. И всё-таки многие высшие чины во власти помнили, кто ему покровительствовал. Следующий чин ротмистра он получил лишь в 1750 году, последним из представленных к повышению.
К этому времени устроилась личная жизнь барона — он женился на прибалтийской немке Якобине фон Дунтен, дочери рижского судьи. Рига к тому времени уже вошла в состав Российской империи, так что женой Мюнхгаузена стала российская подданная. Этот брак ещё больше укрепил связь барона с Россией.
Получив чин ротмистра, барон взял годовой отпуск и отправился домой, в Германию, в своё родовое дворянское гнездо в городке Боденвердере «для исправления крайних и необходимых нужд», как было написано в прошении. Мюнхгаузен дважды продлевал отпуск, понимая, что нового звания ему не дождаться, и в конце концов в 1754 году его отчислили из состава полка за неявку.
После службы в России барон заскучал. В городке с населением всего 1200 человек отважному ротмистру некуда было приложить свои силы и энергию. Наверное, поэтому он построил в поместье охотничий павильон в модном тогда парковом стиле, чтобы принимать там друзей. Уже после смерти барона грот прозвали «павильоном лжи», потому что именно там хозяин рассказывал гостям небылицы о своей жизни в чужой стране.
Фантастические истории — о взбесившейся шубе, которая рвёт на клочки всё, что висит в гардеробе, в том числе и парадный мундир, о въезде в Петербург на волке, запряжённом в сани, о коне, разрезанном пополам в Очакове, о вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя, и множество других — с интересом слушали соседи и заезжие гости. Они верили и не верили, но приходили снова и снова. Так к Мюнхгаузену пришла популярность.
Надо заметить, что к мировой славе барон вовсе не стремился. И не имел бы её, если бы на один из таких вечеров не забрёл Рудольф Эрих Распе, которого просто заворожили невероятные истории хозяина дома. А поскольку Распе сам был не чужд творчества — превосходный рассказчик, писатель, историк и археолог, автор одного из рыцарских романов «Хермин и Гунильда», — ему в голову пришла мысль собрать услышанные истории и издать их. Знал ли он, что первые записки, основанные на рассказах барона, уже выходили, сказать трудно. Впервые их напечатали в 1761 году в Ганновере под названием «Чудак». Три рассказа — о собаке с фонарём на хвосте, о простреленных шомполом куропатках и о гончей, ощенившейся на бегу в погоне за зайчихой, — вышедшие в свет без указания фамилии автора, позже были включены во все сборники. Через 20 лет, в 1781 году, в Берлине был напечатан «Путеводитель для весёлых людей», где 16 рассказов излагались уже от имени вполне узнаваемого «М-г-з-на». Но мировую известность барону принесла книга Распе, которую тот издал в 1785 году в Англии. Это был небольшой сборник рассказов под названием «Лживые или вымышленные истории».
Узнав о книге, Мюнхгаузен посчитал, что таким названием Распе публично представил его лжецом. Барон якобы пришёл в ярость и пригрозил заколоть наглеца, который опозорил его имя. Мюнхгаузену было совсем небезразлично, как его сочинения принимаются английской публикой. Дело в том, что в 1714 году королём Великобритании стал Георг — курфюрст Ганновера, и это, безусловно, способствовало культурно-экономическому развитию обеих стран. Ганноверская королевская династия была переименована в Виндзорскую только в ХХ веке из-за начавшейся Первой мировой войны, в которой Великобритания оказалась противником Германии.
К счастью для Распе, с Мюнхгаузеном он ни разу не встречался, а деньги и мировую славу книга ему принесла. Барон же получил титул «короля лжецов» и «вруна всех вралей». В 1786 году Г. А. Бюргер перевёл книгу Распе на немецкий язык.
Вымышленный барон Мюнхгаузен завоевал славу во всей Европе, а жизнь реального персонажа оказалась нелёгкой. В 1790 году умерла жена Мюнхгаузена Якобина. Спустя четыре года он снова женился на совсем молодой Бернардине фон Брун, которая оказалась легкомысленной и расточительной. Кончилось тем, что барон разорился и умер в бедности в 1797 году от апоплексического удара.
Подведём итог. Творцами приключений Мюнхгаузена стали три человека: сам барон, Рудольф Эрих Распе, напечатавший книгу в Англии, и Готфрид Август Бюргер, издавший сборник в Германии. Книги, изданные Распе и Бюргером, отличаются одна от другой. Каждый издатель что-то досочинил, заимствуя сюжеты из литературы, из народных баек и пуская в ход собственную фантазию. Но затеял всю эту историю житель немецкого городка Боденвердера, ротмистр русской службы Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен, которого теперь знает весь мир.
Комментарии к статье
* Фридрих I Барбаросса — король Германии (1152—1190), император Священной Римской империи (1155—1190), герцог Швабии (1147—1152).
Приключения барона Мюнхгаузена Обзор фильма
Много или мало?
Путеводитель для родителей по сюжету этого фильма.
Что нужно знать родителям
Родители должны знать, что этот фильм, основанный на книге небылиц 18-го века и снятый выпускником Монти Пайтон Терри Гиллиамом, имеет довольно острое содержание. Хотя он сильно пропитан фэнтези, в нем все еще есть графические сцены сражений со множеством взрывов, спорадическими обезглавливаниями и почти казнями, сцены гарема с несколькими кадрами обнаженных женщин и жуткий Ангел Смерти.
Обзоры сообщества
FutileFiction Взрослый
возраст 15+
Фильм никогда не кончается
Честно говоря, секс в этом фильме довольно скромный по сравнению с другими фильмами, которые я видел. Кажется, люди жалуются на то, что этот фильм получил рейтинг PG, но изначально это был PG-13, когда он был выпущен. Хотя секс может показаться суровым, визуальный стиль блестящий, выделяющий фирменный взгляд Гиллиама, и определенно хорошо сочетается со стилем персонажей, изображенных в фильме. Меня больше поразила комедия и персонажи, чем то, насколько фильму не хватало цензуры. По моему окончательному мнению, я искренне считаю, что этот фильм недооценен и что компоненты, которые потребовались для его создания, немного упущены из виду. В общем, этот фильм один из моих любимых, но не для детей младшего возраста. Может быть, подростки постарше и взрослые. Окончательный рейтинг: 9/10
Это название имеет:
Слишком много секса
LyndaPoo Взрослый
10 июня 2014 г.
возраст 7+
Это творческая классика!!
Обращение к наготе, которое так много людей комментируют: есть ОДИН кадр довольно крепкой женщины в сцене гарема, и есть момент, когда Ума Турман воспроизводит классическую картину «Венера в полупанцире». Это степень наготы. Если вы согласны с тем, что ваш ребенок пойдет на ярмарку эпохи Возрождения, вас вполне устроит мягкое сексуальное содержание этого фильма. Что касается насилия: это мультяшное насилие — очень похожее на ВСЕ вещи Монти Пайтона — это глупое насилие. Жестокий, да, но с языком, крепко прижатым к щеке. Это абсолютная классика, и это весело и интересно для всей семьи. Моя 7-летняя дочь хотела, чтобы я поставила ей «Звезды бесконечности», потому что ей это очень понравилось. Этот фильм о силе воображения — это то, что нужно праздновать. Наслаждаться. (Смерть немного пугает, признаюсь, поэтому, если у вас есть ребенок, который боится скелетов и тому подобного, вы можете подготовить его, но самое прекрасное то, что ребенок в фильме достаточно смел, чтобы противостоять Смерти. несколько раз — что является усилителем храбрости.)
Что за история?
ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХАУЗЕНА начинаются в вымышленном раздираемом войной городе во время «Эпохи разума», и сценарий выполняет свое обещание исследовать иногда противоречащие друг другу роли фактов и фантазий. Когда вокруг них падают снаряды, горожане отвлекаются на комедийную труппу, разыгрывающую приключения носатого барона, только для того, чтобы настоящий барон (Джон Невилл) вышел на сцену и продолжил повествование. В сопровождении маленькой Салли Солт (совсем юной Сары Полли) барон Мюнхгаузен должен воссоединиться со своей свитой, в которую входит Бертольд (коллега по Монти Пайтону Эрик Айдл), чтобы спасти отчаявшийся городок. Но отвлекающие факторы и препятствия чрезвычайно усложняют задачу.
Это хорошо?
Фильм привлек внимание заголовков, когда он был выпущен в 1989 году с бюджетом, почти вдвое превышающим первоначальный, но режиссер Терри Гиллиам заслуживает похвалы за создание визуально фантастического фильма. В то время как некоторые спецэффекты не работают, большинство из них намного опережают свое время, а небольшие роли Робина Уильямса и Умы Турман (не говоря уже о Стинге) добавляют причудливости фильму. Он хорошо работает как взрослая аллегория природы войны и страха и был номинирован на ряд премий Оскар за костюмы, грим и визуальные эффекты.
Тем не менее, фильм обременен очень медленным темпом и сценами, которые наполовину кажутся слишком длинными. После несколько запутанных попыток спасти первых двух из четырех друзей Барона становится большим облегчением то, что оставшихся двоих можно найти вместе, что сигнализирует о том, что сюжет может снова двигаться вперед. Это загадка; Спецэффекты заманчивы, но фильм упирается в детали.
Поговорите со своими детьми о…
Семьи могут поговорить о природе войны, как она изображена здесь. Вулкан дорожит своим ядерным оружием, потому что оно может вызвать разрушения, пока он находится на удобном расстоянии; как такое отношение изменило современную войну? Насколько мощным оружием является страх, когда вы видите, как Горацио Джексон предупреждает своих граждан не открывать городские ворота? В каких еще фильмах и книгах можно встретить Ангела Смерти?
Информация о фильме
- В кинотеатрах : 10 марта 1989 г.
- На DVD или в потоковом режиме : 7 апреля 2008 г.
- В ролях : Эрик Айдл, Джон Невилл, Ума Турман
- Директор : Терри Гиллиам
- Студия : Колумбия Тристар
- Жанр : Фантазия
- Темы : Магия и фантазия, Приключения
- Время выполнения : 127 минут
- рейтинг MPAA : PG
- Последнее обновление : 31 марта 2022 г.
Правда о бароне фон Мюнхгаузене, синдроме Мюнхгаузена и синдроме Мюнхгаузена по доверенности
Немецкий барон Карл Фридрих фон Мюнхгаузен (1720-1797) был известен своими небылицами. Вернувшись с войны, он рассказывал, как летал на пушечном ядре и даже достиг Луны. Были составлены рассказы о бароне и его приключениях в стране фантазий. Были выпущены книги и не один фильм, описывающие эти сказки.
Однако именно медикализация его имени сделала его известным (? печально известным) в англоязычном мире и за его пределами.
В 1951 году д-р Ричард Ашер, английский врач, опубликовал статью в The Lancet (уважаемый хирургический журнал), описывая пациента мужского пола, неоднократно посещавшего больницу с фиктивными (фальшивыми) симптомами. Пациент был в различных других больницах и имел множественные шрамы на животе. Было отмечено, что симптомы были сфабрикованы, и диагноз так и не был поставлен.
Ашер решил назвать таких ипохондрических пациентов страдающими синдромом Мюнхгаузена, возможно, на основании его литературного знакомства с сказками барона.
Эти несчастные пациенты не имели других мотивов для обращения в больницу, но были одержимы ложью, в том числе вымышленными именами и адресами.
Возможно, у одних и тех же пациентов было психическое расстройство? Нужно быть в центре внимания? Звучит как болезненный способ привлечь внимание!
Перемотка вперед до 1977, и д-р Рой Медоу, еще один британский врач (на этот раз педиатр), описывает в The Lancet новый синдром фиктивных заболеваний, о котором сообщают лица, осуществляющие уход. Это получило название синдрома Мюнхгаузена по доверенности.
О ложных болезнях сообщали, в основном, матери, описывая несуществующие симптомы и явления у своих детей.
Я только начал свое педиатрическое обучение, когда в «Ланцете» появилось сообщение о синдроме доктора Медоу. Казалось фантастикой, что кто-то, не говоря уже о любящей матери, может изобрести или воспроизвести симптомы болезни у своего хрупкого ребенка. Какой может быть возможный мотив?
Доктор Медоу считает, что это что-то вроде жестокого обращения с детьми. (Да, некоторые родители причиняли и продолжают причинять вред собственным детям.) Его репутация была безупречной. Этот синдром становился частью нашего дифференциального диагноза в любом случае, когда история не имела смысла или мы не могли подтвердить клиническую картину известным диагнозом.
Глубина исследований была настолько велика, что это состояние было также названо синдромом Медоу.
Кейсы стали появляться достаточно часто. Если у ребенка была драматическая история, но тесты и наблюдения в больнице были безрезультатными, не было ничего необычного в том, что окончательный диагноз подозревался Мюнхгаузена по доверенности.
Сначала у меня были трудности с этим ярлыком, так же как я никогда не верил, что люди изобретают боль.
Но все чаще в литературе стали появляться доказанные случаи ПМБ.
Мать из Великобритании призналась, что добавляла сахар в образец мочи своего ребенка, что свидетельствует о симуляции диабета. Почему? Она сказала, что врачи не воспринимают ее всерьез.
Снято на видео, как женщина в Онтарио кладет подушку на лицо своей дочери в больничной палате и зовет медсестер, чтобы те реанимировали ее. (Младенец поступил в больницу с синяками.)
Так почему люди это делали и насколько это было распространено?
Клиника Кливленда сообщила, что этот синдром встречается у одного процента госпитализированных детей.
Нам теперь приходилось с подозрением относиться ко многим случаям, и диагноз стал, по-моему, модным.
Хотя доказательства были собраны в нескольких случаях, диагноз был в лучшем случае спорным. Психиатры утверждали, что матери стремились к восстановительным отношениям, поскольку в нынешнем доме их не ценили. У них были «пограничные личности», и они компенсировали это тем, что добивались награды «Мать года» за свою защиту интересов своего уязвимого ребенка.
К сожалению, этот диагноз стал слишком модным. Каждому студенту-медику, сменяющемуся в педиатрическом отделении, было сказано рассмотреть возможность MBP: в конце концов, жестокое обращение с детьми действительно имеет место.
В течение следующих 25 лет тысячи матерей, которые, казалось, соответствовали профилю MBP, были удалены из дома.
Доктор Медоу установил в Великобритании критерии для диагностического подозрения:
- У другого лица, находящегося под наблюдением, намеренно вызываются симптомы.
- Родители мотивированы взять на себя роль больного по доверенности.
- Финансовых или медико-правовых стимулов нет.
В 1998 году доктор Медоу опубликовал серию MBP, совершенных мужчинами. Предыдущий опыт включал только матерей или женщин, осуществляющих уход. Однако роли опекунов в обществе изменились с 1977 по 1998 год, и все больше отцов стали играть домашнюю роль, что я считаю основным фактором в этом наблюдении.
Однако д-р Медоу отметил, что присяжные не так сочувствовали преступнику-мужчине, а суровые тюремные сроки выносились за надуманные заявления, когда такое же представление у женщин рассматривалось как «крик о помощи».
В 1998 году доктор Медоу был посвящен в рыцари королевой за его работу в сфере защиты детей.
Время шло, и нас беспокоили 2 области педиатрической медицины:
1. Выживание глубоко недоношенных детей (в результате совершенствования медицинских технологий) создало популяцию детей с высоким риском после выписки из больницы. У этих детей частота СВДС была в 10 раз выше, чем у доношенных детей.
2. Бесчисленные миллионы долларов, потраченные на исследование смерти в колыбели (SIDS), не выявили причины необъяснимой смерти в остальном здоровых младенцев. Мы до сих пор не знаем основную причину СВДС.
Тем временем доктор Медоу все больше и больше времени проводила в зале суда, помогая судебному преследованию в делах, подозреваемых в детоубийстве.
Родителей, обычно матерей, судили за убийство их младенцев СВДС. Доктор Медоу написал:
Потерять одного ребенка из-за СВДС — это трагедия.
Потерять двоих младенцев из-за СВДС подозрительно.
Потерять троих детей из-за СВДС — это убийство.
Введите номер Салли Кларк:
Кларк была адвокатом, которая провела 2 года в тюрьме, осужденная за «убийство» двух своих младенцев с СВДС в возрасте 8 и 11 недель. Осуждение было в значительной степени закреплено на показаниях доктора Медоу. В 2002 году она выиграла апелляцию на свой приговор и была освобождена, чтобы оспорить показания доктора Медоу.
Одновременно при аналогичных обстоятельствах была освобождена еще одна женщина, фармацевт Трупти Патель, а вскоре были рассмотрены и отменены дела еще 30 человек, отбывавших пожизненное заключение за детоубийство.
У прессы был день сена на месяцы и месяцы.
В 2005 году доктор Медоу предстал перед Генеральным медицинским советом и был исключен из медицинского реестра. Он предоставил ложные показания и ввел в заблуждение адвоката.
Я спрашиваю себя, если бы эти две женщины не были профессионалами — возможно, матерью-домохозяйкой или работником с минимальной заработной платой, откликнулась бы система на их крики о помощи?
Салли Кларк так и не оправилась от этого и умерла молодой смертью в 2007 году от отравления алкоголем.
Я считаю, что иногда очень известные люди замыкаются в своей работе и пытаются подогнать под эту форму все остальное.