Философские парадоксы, авангардизм и абсурд: зачем читать комикс «Роковой патруль» | Арт на 2×2
Этой осенью полки книжных магазинов пополнились русскоязычным изданием «Рокового патруля» (Doom Patrol), одного из многочисленных комиксов DC. Речь идёт о сборнике выпусков 19–34 под авторством Гранта Моррисона, которые выходили с февраля 1989 года по июль 1990-го. Примерно месяц мы наслаждались изданием и тщательно его изучали, чтобы наконец рассказать, почему стоит последовать нашему примеру.
Что такое этот ваш «Роковой патруль»?
«Роковой патруль» — команда супергероев (или не очень) из вселенной DC, которая пережила уже шесть итераций и семь вариаций состава. Изначально она появилась на страницах антологии My Greatest Adventure в 1963 году, впоследствии захватив её полностью — спустя шесть выпусков она была переименована в Doom Patrol. В 1968 году издательство решило комикс закрыть, поэтому автор Арнольд Дрейк в 121 выпуске убил весь состав. В 1987 году DC перезапустило комикс под пером Пола Капперберга, который продержался 18 выпусков.
Начиная с 19-го автором нового Doom Patrol стал Грант Моррисон. Именно об этом издании мы и хотим вам рассказать, потому что даже Арнольд Дрейк впоследствии признавал, что из всех последующих версий только Моррисону удалось сохранить дух первоисточника. Впрочем, Грант оставил комикс после 63 выпуска, который отошёл Рэйчел Поллак и импринту DC — Vertigo. Закрыт окончательно проект был в 1995 году.
С 2001 года «Роковой патруль» уже пережил четыре перезапуска, последний из которых совершился за авторством Джерарда Уэя, фронтмена My Chemical Romance и автора «Академии Амбрелла». В 2019-м на HBO Max стартовал одноимённый сериал, основанный на компиляции сразу нескольких версий.
Не только «Академия Амбрелла» — комиксы Джерарда Уэя из My Chemical Romance
Джерарда Уэя вы наверняка помните по творчеству группы My Chemical Romance. Но сегодня поговорим совсем о другом таланте Джерарда — о комиксах.
2х2.медиаВарков
Наверное, правильно будет сказать, что каждая попытка отдельного автора имела право на жизнь, но в половине случаев у них откровенно не получалось создать «Роковой патруль». Кажется, что российским читателям повезло больше всего, потому что изданная версия — самая самобытная и интересная. Некоторые другие авторы даже открыто признавали, что у них не получилось повторить успех оригинала и они просто создали очередной супергеройский комикс.
Промо сериала «Роковой патруль» / HBO MaxВ чём основная ценность «Рокового патруля»?
Сейчас принято говорить, что публика устала от супергероики. Этим пытаются объяснить успехи «Пацанов», которые деконструируют сложившиеся представления, или «Академии Амбрелла», которая показала нам кучку нелепых суперов. Кто-то, кто устал ещё раньше, вспомнит «Героев» или «Отбросов». Но «Роковой патруль» появился в 1963 году и уже тогда показал сборище неудачников под руководством мужика в инвалидном кресле — за несколько месяцев до премьеры самых первых «Людей Икс». В чём-то они были похожи на «Фантастическую четвёрку», в которой был эластичный персонаж, неповоротливый силач и что-то объединяющее в меньшей степени Женщину-невидимку и в большей — Человека-факела (фактически Ларри повторяет его путь и получает свои способности тоже из-за космического облучения).
Спустя два года первоначальный состав пополнился Бист Боем, с которым мы отлично знакомы после «Титанов», и Менто, который похож на какую-то смесь доктора Ксавье и Магнето. Все они свои способности ненавидели и были полностью лишены привычного супергероям пафоса, зато имели много личных проблем и даже между собой не особо-то ладили. Их антагонисты были под стать — говорящая горилла, мозг в железной банке или просто великолепный Животно-овощно-минеральный человек! И даже когда рейтинги начали скатываться и издательство решило закрыть проект, Дрейк сломал шаблон и впервые в истории комиксов просто убил всех в последнем выпуске.
Фото российского издания «Рокового патруля» от издательства «Азбука» / Артём МиндринА чем среди остальных версий выделяются выпуски Моррисона?
Во-первых, это красиво, и рисует сразу несколько художников. Ладно, оригинальный комикс тоже хороший, но посмотрите на эти кадры!
Во-вторых, автор возвёл в абсолют абсурдность всего происходящего на страницах. Привыкли к врагам вроде Джаггернаута или Харли Квинн? Держите в «Роковом патруле» Моррисона философский парадокс, уничтожающий своей невозможностью всё возможное. Предпочитаете союзников в лице Доктора Стрэнджа? На страницах комикса вы найдёте супергеройскую улицу и пародию на бодибилдера Чарльза Атласа, который воздействует на реальность благодаря напряжению мышц (по аналогии с этими турнирами, где силачи, натёртые маслом, принимают странные положения).
Таким образом почти всё время главным героям приходится сталкиваться со странными явлениями, основанными на авангардистских работах разных авторов (в основном, конечно, на дадаизме). Большинство из этих находок и было использовано при экранизации сериала. Изменения затронули не только подход к повествованию, но и сам состав героев. Ларри словно покемон поглощает ещё одного человека и эволюционирует в новую личность, а вместо банально эластичной Риты Фарр появляется Безумная Джейн, которую я до конца жизни буду приводить в пример в качестве идеального заимствования.
Вообще, «Роковой патруль» навсегда останется в статусе недооценённого бриллианта, который мог бы стать отличным мультсериалом в стиле «Рика и Морти». Посудите сами, у него есть все основания для этого:
- Концепция проекта целиком лежит на деконструкции всяческих клише. Если в главном хите Ройланда, ну или в Solar Opposites, например, лежит идея неприятия привычных анимационных ситкомов, то Doom Patrol ещё в 1963 году предложил такой же подход по отношению к супергероике. Ну или вспомните эпизод в спин-оффе «Пацанов» про бездарных суперов. Тут же все главные герои такие!
- Хотите много отсылок? Это сейчас можно спокойно ссылаться на «Футураму» и быть понятным, но в «Патруле», особенно мориссоновском, не меньше реверансов поп-культуре.
Именно так возник вышеупомянутый Флекс Менталло (пародия на бодибилдера) или злодей Джек-Потрошитель, отсылающий к известному британскому маньяку, который был в то время чуть ли не на пике упоминания в культуре (в комиксе антагонист даже перечисляет имена реальных жертв). Да, большинство отсылок трудно понять, потому что другое время и социокультурный бэк у читателя иной, но даже если откинуть это, поп-культурность Doom Patrol всё равно сложнее. Сам принцип построения борьбы не с конкретным злом, а порождением парадоксальной философии и дадаизма (да ещё и с помощью метода cut-up, будь неладен этот Берроуз) требует от аудитории глубоких познаний. Это не говорит о том, что в современных произведениях не бывает сложных отсылок, конечно, просто сам комикс в исполнении Моррисона — это какое-то битническое наследие, которое в 90-е было предсказуемо обречено. Но если мы добавим туда щепотку более понятных образов, то получим искомое!
- При этом Моррисон не просто упоминает какие-то явления и отсылает к ним, он мастерски их интерпретирует в рамках комикса.
И если борьба с парадоксом через парадокс просто взрывает мозг, то на примере всё той же Джейн можно увидеть, как здорово он развивает идеи. «Таинственная история Билли Миллигана» авторства Дэниела Киза вышла в 1981 году, то есть очевидно, что именно этот литературный персонаж был использован в качестве прообраза. Моррисон не просто позаимствовал расщепление личности, как это сделал М. Найт Шьямалан в «Сплите», упростив весь механизм, а создал целую систему. 63 личности, которые сами создают новую по ходу приключений, показывая гибкость ментальной системы персонажа. Сама внутренняя вселенная Джейн не просто гардероб с осколками, а уникальный мир. Ну а то, что здесь не просто различие в характерах личностей, а наличие у них у всех сверхспособностей — это целое поле для фантазий. Мы же можем даже представить себе спин-офф только про внутренний мир Джейн!
- Концепция борьбы добра со злом очень сильно размыта (особенно, когда выясняется, что глава команды фактически злодей, каким бы спойлером это не оказалось).
В 2022 году этим особо уже не удивить, конечно, но всё же. Злодеи абстракты, герои спорны, а поднимаемые темы часто не сильно отвечают повестке. Нашли образец для подражания? У нас плохие новости для вас, если это, конечно, не Флекс Менталло.
- В комиксе много чёрного юмора, который сильно разбавляет всю эту заумную составляющую дадаизма и прочих течений в искусстве.
Пять любимых сериалов по комиксам сооснователя «Чук и Гика» Ивана Чернявского
На случай, если вы устали от наших рекомендаций, мы попросили Ивана Чернявского посоветовать лучших, на его взгляд, телеэкранизаций комиксов.
2х2.медиаРедакция
Если говорить о проблемах «Патруля», то, возможно, стоит отметить именно порог вхождения, который не позволяет оценить по достоинству все идеи автора. Если его упростить, то это правда гибкий и пластичный материал для создания современного и вполне себе форматного шоу. Честно, я бы правда с большей радостью увидел анимационный проект, но мы получили сериал. Проект DC и HBO при этом не назовёшь неудачным. Он основан сразу на всех лучших идеях «Патруля» и выглядит очень бодро. А ещё у него блестящий каст: Брендан Фрэйзер, Алан Тьюдик, Тимоти Далтон, Мишель Гомес и многие другие. Отдельно стоит отметить плотоядные задницы, которые просто вишенка на безумном торте. Однако весь потенциал комикса в сериале, кажется, не воплотить просто из-за формата.
Возвращаясь к конкретному изданию, стоит отметить две вещи. Это лучшая точка входа для знакомства с серией, в целом, она и конечна. Doom Patrol не представляет из себя цельного повествования и своего пика достигает, пожалуй, в выпусках Гранта Моррисона. Комикс станет отличным дополнением для тех, кто открыл для себя сериал, но и вполне послужит вдохновением, чтобы начать его смотреть (спойлер: вы ничего себе не заспойлерите, потому что там такое наворотили!).
Что смотреть в ожидании четвёртого сезона «Пацанов». 8 сериалов
Супергерои-лузеры, злодеи и воображаемые лошадки.
2х2. медиаЛена Николаева
Обзор комикса «Доктор Дум. Поттерсвилл»
Мнение о комиксе про Доктора Дума.
А помните отечественную комикс-индустрию пару-тройку лет назад? Многочисленные тайтлы про Дэдпула и Человека—Паука перебивались разве что такими же многочисленными изданиями классических историй о Бэтмене. А все, что выходило за рамки присущей русскому взгляду «нормальности», вроде серий про Женщину-Халк и Камалу Хан, нещадно игнорировалось основным пластом читателей. И вдвойне приятно, что отныне подобное предвзятое отношение людей начало меняться, подстраиваясь под современные реалии западного рынка – в настоящий момент люди все больше интересуются комиксами про Тора и Сорвиголову, Джона Константина и Марка Спектора, не забывая при этом об известных представителях «альтернативы» вроде «Саги» и «Пацанов».
Знаете, к чему это привело? Да на самом деле, ни к чему особо новому – DC у читателей продолжает ассоциироваться с «мрачностью и реалистичностью», несмотря на героя-хэдлайнера в красных трусах поверх голубых колготок, а Marvel и по сей день воспринимают как оплот беззаботного фансервиса и нелепого юмора, пускай и герои там по большей части страдают унынием и депрессией не меньше, чем в издательстве-конкуренте. Речь не столько об игнорировании хороших комиксов и отсутствии базового представления о работе издательств, сколько о банальных стереотипах, которые преследуют индустрию с незапамятных времен – особенно если мы говорим о ситуации в СНГ.
Таким вот плавным образом стоит поговорить о «Докторе Думе» за авторством Кристофера Кантуэлла и Сальвадора Ларроки, изданном в РФ свежеиспеченным объединением «Alpaca» и «Истари Комикс».
- Сценарист: Кристофер Кантуэлл.
- Художник: Сальвадор Ларрока.
- Колорист: Guru-eFX.
Номинант на премию «Eisner 2020», одна из лучших серий 2020 года по версии GeekCity. В России выпущен издательством «Alpaca» с сотрудничестве с «Истари Комикс». Авторы перевода: Даниил Ветлужских, Эдвард Турабов, Григорий Старостин
С чем обычно ассоциируется Доктор Дум? Разумеется, с Фантастической Четверкой. Любят ли у нас Фантастическую Четверку? Судя по продажам и отношению большинства читателей, не очень, несмотря на регулярные возгласы в социальных сетях. Аналогично страдают и злодейские онгоинги, представляющие собой крайне пресные и безыдейные сюжеты ради очередной наживы на популярном персонаже. Да и что такого сверхнового могут показать в очередной проходной серии про антагониста классической команды? Вон возьмите истории про Джокера – в каждой так или иначе мелькает засевший в печенках индустрии Бэтмен и его многочисленная семейка.
«Разве в случае с Доком будет иначе?»
– вопрошают читатели, забывая, что Виктор Фон Дум как персонаж уже давно начал развиваться независимо от главной суперсемейки вселенной Marvel: вспомнить только недавнего «Бесславного Железного Человека» (изданного в нашей необъятной «Комильфо») или «Секретные Войны» (выпущенные издательством «Jellyfish Jam»). Посему давайте закрепим как первый и основной тезис: Доктор Дум в настоящий момент связан с Ф4 не более, чем с какими-нибудь Мстителями и Доктором Стрэнджем – под образом классического злодея из комедийных пародий кроется нетипичный антигерой, для которого благо его страны и мира превыше скудной человеческой морали и надуманных законов.
Сюжет комикса стартует с обычного дня Виктора в качестве правителя Латверии и известной медийной личности: на западе над ним насмехаются, обстебывая его «докторскую степень» и давнишнее поражение
Единственной актуальной проблемой для Дума становятся многочисленные «палки в колесах» от Симкарии – соседнего с Латверией государства, чье правительство то и дело пытается узурпировать власть в бывшей славянской республике и конфисковать военные разработки, созданные лично Думом и его подчиненными. В дело также вмешиваются ООН, которые не прочь поддержать противников одного из самых опасных «террористов» на планете – лишь бы не доводить до очередного ядерного конфликта. Не забывайте, что в головах людей сохраняется стереотип по Думе-злодее.
Однако какой политический триллер без «кротов» и внезапных предательств со стороны доверенных лиц? Уже в конце первого номера Дум становится жертвой мятежников, выпустивших от лица правителя Латверии ядерные заряды в новоиспеченную лунную базу.
Параллельно с этими событиями Дум видит свое возможное будущее: спустя десятилетие бывший злодей отбывает срок в Сибири, избавляется от своих знаменитых шрамов, заводит семью, а также становится верховным правителем мира, под руководством которого современная цивилизация превращается в настоящий рай. Движимый желанием стать любимым и оправдать свою значимость Виктор начинает преследовать артефакты «будущего» таймлайна – например, находит свою возможную жену из утопичного мира. В общем, буквально становится одержим идеей семьи и нового мирового порядка.
Прибавьте к этому столкновения с одними из самых влиятельных антагонистов вселенной Marvel: правителем преисподней Мефисто (который, судя по хронологии актуальных серий, должен отбывать свой срок в магической тюрьме в Лас-Вегасе или, в крайнем случае, кататься с Блейзом по Нью-Йорку), О.Д.О.К.ом и Кангом Завоевателем, который в какой-то момент становится полноценным персонажем второго плана. И все это – только верхушка айсберга, практически не затрагивающая основной нарратив истории: два абзаца выше пускай и раскрывают многие детали первого номера, лишены значимых спойлеров.
За что хочется сказать спасибо Кантуэллу, так это за местные идеи. Как уже набивший руку вне комиксов сценарист, Кристофер то и дело «вбрасывает» в свой сюжет нетривиальные концепты и размышления, которые обычно не ждешь от уже исписавшихся авторов комиксов. Что самое хорошее – разговоры и размышления не высосаны из пальца (как, к примеру, в современных сериях Бендиса), но грамотно вписываются в общий ход диалогов. К примеру, небольшая часть сюжета комикса посвящена тому, что Латверия, несмотря на диктатора у руля и суровые законы с отсутствием мораторий на смертную казнь, остается одним из самых безопасных государств в мире. Даже несмотря на думботов:
«В Латверии самый низкий уровень бедности среди всех славянских народов.
Нет безработицы, наркотиков, оружия, организованной преступности или коррупции. Медицина бесплатна для всех граждан. А что думботы?»
Художественная часть работы была возложена на Сальвадора Ларроку, известного в России основной марвеловской серией «Star Wars» от «Комильфо» и изданным от «Параллель Комикс» OGN’ом «X-Men: No More Humans». И говоря откровенно, я абсолютно не понимаю, почему Ларроку до сих пор не выгнали из Большой Двойки, учитывая многочисленные случаи «трейсинга» в крупных тайтлах. То есть, серьезно, даже в «Думе» он умудрился просто подставить фотографию медведя из западных мемов – и издательство никак на это не отреагировало. Хотя, с другой стороны, Ларрока работает – и работает, очевидно, быстро и качественно, не создавая лишних проблем авторской команде. А такое нынче ценится куда выше, нежели какие-то субъективные вещи вроде красоты.
Дабы было понятнее, обозначим термином: «трейсинг» – процесс рисования поверх уже готового шаблона.
Говоря простым языком, «перерисовка» одного арта в другой. На таком регулярно попадались Франческо Маттина, Грэг Лэнд и, собственно, Сальвадор Ларрока: беря за основу кадры из фильмов, фотографии из порно-журналов и чужие рисунки, ребята «обводили» и видоизменяли картинки, а затем выдавали полученные рисунки за собственные труды.
К слову, уже в процессе написания данного текста вышел финальный, десятый номер серии Дума. И как же могло обойтись без очередного скандала? Ларрока в очередной раз решил «сэкономить» свое собственное время, использовав в качестве фона одной из панелей фанатскую карту галактики из «Звездных Войн» за авторством отечественной пользовательницы под ником Offeye. Художник так торопился со сдачей работы в печать, что даже забыл стереть вотермарку Deviant Art. Ни сам Сальвадор, ни издательство Marvel пока никак не прокомментировали экстравагантную «находку».
И пускай все вышесказанное звучит крайне удручающе, на деле, как в это не трудно поверить, в «Докторе Думе» Ларрока выдал относительно средний арт, который порой влюбляет в себя благодаря покраске Guru-eFX: особенно хочется выделить выпуск с участием Мефисто, пестрящий дьявольски красным и огненными оттенками. Обложки первых трех номеров от АКО так вообще золото.
За русское издание комикса, как и говорилось ранее, отвечает совсем молодое издательство «Alpaca», работающее над серией Marvel совместно с «Истари Комикс» – гигантом манги в РФ. За перевод же «Дума» ответственны аж три человека: Даниил Ветлужских, Эдвард Турабов и Григорий Старостин
В остальном ребята справились на отлично: это связано не только с опытом каждого из переводчиков, но и с регулярной кооперацией во время работы над сборником. Об этом и не только рассказал один из авторов отечественного издания, Даниил Ветлужских:
– Были какие-то проблемы с переводом особо заковыристых мест вроде литературных референсов и замороченных отсылок на другие комиксы издателя?
Да не особо.
Были интересные моменты, конечно, но мы быстро с ними справились. Долго сидели над заклинаниями и были некоторые мелочи, вроде «Муравьиного льва». Шекспира я не решился переводить, а использовать чужой перевод нельзя, поэтому данным отрывком занимались несколько человек. А комиксных отсылок там немного, гораздо больше там отсылок на классическую литературу, кино и музыку (само название «Поттерсвилл» связанно с одним классическим фильмом).
– Каково вообще было работать с комиксом, номинированным на «Айснера»?
Да круто было. Очень жду, когда можно будет перевести вторую половину комикса. Он же закончился недавно, так что, будем верить и надеяться. Вторая половина местами даже круче, чем первая.
– Можешь что-нибудь рассказать о проделанной командой работе?
Ну, рабочих моментов много было. Пожалуй, самым ярким впечатлением было обсуждение самого Дума.
Мы как-то встретились в Москве, составом «ответственные за редактуру и перевод» и обсуждали комикс, сценариста, персонажа и развитие Дума. Вот за такое люблю свою работу.
Помимо пяти основных выпусков серии в издание попала мини-история из «War of the Realms: War Scrolls» #3, раскрывающая тему патриотизма и отношения граждан Латверии к верховному правителю. За что также стоит благодарить команду «Альпаки», так это за подход к составлению дополнительных материалов: вариантные обложки номеров, как и было раньше, располагаются на выделенных под это страницах в конце сборника, а вишенкой на торте стал небольшой документальный материал, посвященный истории развития Виктора Фон Дума – из клише-злодея в одного из самых пугающих и харизматичных персонажей поп-культуры. Текст Олега Одинсона, ответственного за материал, также сдобрен рисунком Алексея Горбута, иллюстрирующего основные этапы в жизни Доктора.
По итогу конец 2020 года пускай и был даже чересчур насыщенным на события в комикс-индустрии, не сумел затмить самого Дума, чью серию уже на протяжении года кличут одним из лучших онгоингов в Большой Двойки: чего только стоит внезапная номинация на «Айснера» с дальнейшими почестями и хвалебными отзывами как критиков, так и читателей. И именно в Ваших руках сейчас судьба второго, заключительного тома «Доктора Дума» на русском: только Вы можете повлиять на окупаемость комикса в России. А пока будем надеяться, что целевая аудитория у серии найдется так же быстро, как и у злосчастных «Дэдпулов» с прочим вторичным фастфудом для мозга.
|
Роковой комикс | Doom Wiki
Комикс Doom
Отрывок из комикса Doom
Комикс Doom — это шестнадцатистраничный комикс, написанный в 1996 году Стивом Белингом и Майклом Стюартом, с художественным и цветовым оформлением Томом Гриндбергом, все указаны в титрах. с намеренно кровавыми прозвищами по этому случаю. Он был спродюсирован Даной Морсхед для Marvel Comics в качестве подарка на съезде видеоигр.
Сюжет основан на истории Doom и Doom II (действие происходит на Земле, хотя используется название первого эпизода Doom ) и вращается вокруг морского пехотинца (без шлема, в доспехах). похож на морского пехотинца на обложке Doom II ) в поисках мощного оружия, чтобы победить кибердемона. Полоса включает в себя множество известных монстров Doom, в том числе зомби, бесов, демонов, какодемонов и призраков. Несколько видов оружия из Doom 9Представлены 0021 и Doom II , в том числе бензопила, супердробовик, цепной пистолет, плазменная пушка и BFG9000. В комиксе супердробовик заменяет оригинальный дробовик. Он не выглядит обрезанным, как в игре.
Изначально комикс не был очень хорошо принят, и почти через пять лет после его выпуска о нем тихо забыли. Тем не менее, он привлек большое внимание в 2001 году, когда Ричард «Lowtax» Кьянка сделал обзор комикса на PlanetQuake [1]. Впоследствии он снова получил экспозицию в 10 Years of Doom специально для Doomworld в декабре 2003 года, где он был опубликован в Интернете. Оригинальное искусство из проекта было выставлено на аукцион eBay в апреле 2004 года. Чрезмерный характер комикса Doom сделал его довольно печально известным в фан-сообществе.
Большинство реплик морского пехотинца в комиксе позже были использованы в качестве названий достижений в Xbox Live Arcade, переиздании Doom II .
Содержимое
- 1 Печать
- 2 источника
- 3 Внешние ссылки
- 3.1 Дань уважения фанатам
Печатные издания
Известны два печатных издания комикса. Первый — это оригинальная бесплатная распечатка, а второй — набор, выпущенный для коллекции id Anthology. По сравнению с более известной версией id Anthology бесплатная печать имеет следующие отличия:
- Он напечатан на более белой бумаге, чем копия id Anthology, что делает его более контрастным.
- Передняя обложка выглядит несколько бледнее.
- Номер проблемы выделен курсивом, а текст предупреждения — нет.
- Реклама отличается; Hexen для PlayStation на внутренней стороне передней обложки, PlayStation Plus на внутренней стороне задней обложки и Final Doom для PlayStation на задней обложке.