ТРК Мармелад — Шоппинг со вкусом
Аттракционы VR
Уникальные аттракционы воплощают в себе самые современные достижения VR-технологий. Приходите и заряжайтесь настроением!
Мультипарк
Детский развлекательный центр «Мультипарк» — это интерактивный музей игрушек, в которые можно играть! Его экспозиции и программы стимулируют любознательность, создают мотивацию к обучению, служат интересам развития личности ребенка. Определяющим для детского музея является интерактивный способ презентации предметов через творчество и игру. Пространство музея «Мультипарк» воссоздаёт своеобразный мини-мир, позволяет воспринимать предметы в тех связях и соотношениях, […]
Столото
«Столото» — бренд крупнейшего распространителя государственных лотерей в России Государственные лотереи, распространяемые под брендом «Столото», продаются в каждом регионе РФ и в единственном в России лотерейном интернет-супермаркете www.stoloto.ru. Компания применяет современные технологии, благодаря которым каждый может выбрать подходящий ему способ участия в лотереях, а каждый желающий — смотреть розыгрыши лотерей в прямом эфире или лично […]
Городок паровозиков
Великолепная студия «Городок Паровозиков» приглашает Вас в гости 7 дней в неделю! Яркие впечатления Вам обеспечены. Дети Играют! Родители Отдыхают! У нас всегда Весело и полезно!
Фейерверки
В «Фейерверках» представлен широкий выбор салютов, фейерверков, хлопушек и многого другого. Наши салюты — невероятно красивое зрелище, которое захватывает дух! Смотря на салют, просто невозможно оторваться, когда множество маленьких огоньков разлетается по небу!
АКТИВИZON
В нашем семейном парке развлечений «АКТИВИZON» каждый желающий может почувствовать себя настоящим альпинистом и скалолазом! Наш веревочный парк разделён на два яруса по уровню сложности. Весь маршрут оснащён страховочной линией, отстегнуться от которой можно только при входе или выходе с трассы!
Океанариум Discovery Ocean
Океанариум имеет оригинальный вход в виде челюстей фантастической рыбы! Внутри имеются экспозиции пресноводных и морских животных, так или иначе связанных с водой.
WarPoint ARENA
WarPoint ARENA — это арена виртуальной реальности, где игроки делятся на две команды и сражаются друг с другом. WarPoint ARENA — это VR нового поколения с современной системой трекинга, возможностью свободного перемещения по всей игровой зоне и увлекательной игровой механикой. Такого ты еще не видел! У нас нет проводов, нет рюкзаков, ничего лишнего только шлем […]
Bricobilandia
Bricobilandia – город из всемирно известного конструктора и игровая площадка для детей от 3 лет. Вы можете оставить ребенка под присмотром наших администраторов. Здесь дети найдут свои любимые модели City, редкие коллекционные модели и конструктор для самых маленьких серии Duplo. Можно играть с собранными наборами в настоящий город. Маленькие мастера могут собирать по инструкции Самостоятельную […]
Мультипарк
Детский развлекательный центр «Мультипарк» — это интерактивный музей игрушек, в которые можно играть! Его экспозиции и программы стимулируют любознательность, создают мотивацию к обучению, служат интересам развития личности ребенка. Определяющим для детского музея является интерактивный способ презентации предметов через творчество и игру. Пространство музея «Мультипарк» воссоздаёт своеобразный мини-мир, позволяет воспринимать предметы в тех связях и соотношениях, […]
Dewal Россия | Официальный сайт
Новинки
Фен 2200 Вт EXCEPTION DEWAL 03-113 Blue
Щипцы-гофре CONCEPT DUO PRO-Z DEWAL 03-029Z
Машинка для стрижки окантовочная BLACK MINI DEWAL 03-066
Парикмахерские ножницы Barber Style прямые 7,0″ DEWAL BS8-70
Кусачки для вросшего ногтя DEWAL PN17-19150
Губка макияжная круглая (5 шт) DEWAL N15
Щетка массажная COFFEE мини DEWAL BR6402
Голова-манекен учебная (4 цвета) для парикмахеров DEWAL M-8000AD
CHOCOLATE BROWNIE Прямой краситель IQ COLOR SHADE, 200 мл DEWAL Cosmetics DCBROWN
8. 00 Краситель перманентный IQ COLOR, 90 мл DEWAL Cosmetics DC8.00
6.60 Краситель тон-в-тон IQ COLOR TONE, 90 мл DEWAL Cosmetics DC6.60T
CHOCOLATE BROWNIE Прямой краситель IQ COLOR SHADE, 200 мл DEWAL Cosmetics DCBROWN
Техническая маска IQ POST COLOR Тechnical mask 1000 мл DEWAL Cosmetics DC40002
Кондиционер для ежедневного блеска волос SMART CARE Everyday Gloss Shiny Conditioner DEWAL Cosmetics DCS20002
Гель для укладки волос Movie Style Classic Gel Queen London, 250 мл DEWAL Cosmetics DC50001
Зеркало карманное круглое «Прованс» DEWAL BEAUTY DBPR2706Brown
Брашинг с покрытием Soft touch d 35мм DEWAL BEAUTY DBBR35
Шапочка для душа без кружева, белая с цветным горохом DEWAL BEAUTY DBh4
Бигуди резиновые красные d 22 мм x 70 мм (10 шт) DEWAL BEAUTY DBRZ22
Повязка на голову УШКИ DEWAL BEAUTY HB-101
Брусок полировочный 4 в 1 (180/320/3000 гр) DEWAL BEAUTY PL-02
Косметичка «Прованс» DEWAL BEAUTY BG-2614
Заколка-краб для волос DEWAL BEAUTY HP003-Pink
Видеообзоры
Больше, чем интернет-магазин
Официальный магазин
Мы являемся официальным дилером представленных на сайте товаров. Благодаря этому предлагаем нашим Клиентам лучшие условия на рынке.
Быстрая доставка
Лучшие сроки для доставки курьерской службы по Москве и Санкт-Петербургу. Идеальный набор курьерских служб и транспортных компаний для адресной доставки, доставки в постаматы и пункты выдачи в регионах.
Подарочные сертификаты
По электронному подарочному сертификату можно выбирать что угодно из тысячи товаров и услуг на Dewal — профессиональную технику, аксессуары, косметику, инструменты и другие товары. Доступны номиналы сертификатов на любой бюджет.
Различные виды оплаты
На нашем сайте присутствуют различные безналичные формы оплаты. Рассрочка и онлайн-кредитование. Мы отправляем заказы в регионы без предоплаты.
Скидки и акции
Каждый месяц новые распродажи. Мы стараемся сделать наши цены максимально привлекательными для наших Клиентов, регулярно проводя акции и распродажи.
Широкий ассортимент
Мы регулярно обновляем ассортимент товаров и пополняем наши линейки, для того чтобы наш каталог был актуален и у Клиента была возможность выбора аксессуаров в едином стиле.
Собственный склад
Благодаря собственным складским площадям, мы не зависим от поставщиков и возможных форс-мажоров. Это позволяет нам всегда держать актуальный остаток товара и вовремя его доставлять нашим Клиентам.
Официальная гарантия
Весь ассортимент товаров представленный на сайте интернет-магазина имеет официальную гарантию и полный пакет всех сопроводительных документов.
Обмен и возврат
Мы принимаем наши товары надлежащего качества на обмен в расширенные сроки до 2-х недель.
Интернет-магазин Dewal PRO приглашает всех желающих за покупками.
В наличии на складе есть все необходимое для ухода: аппликаторы, расчески для бровей и ресниц, кисти для макияжа, макияжные губки, расчески для начёса, бигуди для волос, зажимы, валики для прически, перчатки для рук, ножницы для ногтей, футляры, косметички, фены и аксессуары, щипцы, машинки для стрижки, учебные головы с натуральными волосами и многое другое.
Компания Dewal давно является синонимом качества. Производитель Dewal разрабатывает ассортимент, учитывая потребности парикмахерского рынка Европы и России. Особенности бренда в регулярном пополнении линии парикмахерских аксессуаров и следовании последним модным тенденциям. Продукция Dewal соответствует высоким европейским стандартам, при этом ценовая политика компании весьма продуманна. Настоящее европейское качество Dewal не нуждается в особой рекламе.
Вся продукция, которую предлагает официальный сайт Dewal Professional, представлена в каталоге магазина. Главный принцип нашей работы — грамотное соотношение цены и качества, европейский сервис.
Продукция Dewal изготавливается из экологически безопасных материалов, не боящихся термического и механического воздействия. Если вы ознакомитесь с каталогом Dewal, то увидите, что ассортимент товаров охватывает все потребности парикмахерского бизнеса.
Приобрести изделия можно у нас в любое время онлайн.
Читать далее
механизмов интеграции: ритуалы, иконы и идолы | Последнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и зарождение зрелого социализма
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г.)Современная история (с 1700 по 1945 г.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г.
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Фюрст, Джулиан, «Механизмы интеграции: ритуалы, иконы и идолы», Последнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и появление зрелого социализма (
Oxford, 2010; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2010 г. 2011), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199575060.003.0004, по состоянию на 8 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г.)Современная история (с 1700 по 1945 г.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicПоследнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализмаСовременная история (после 1945 г. )Современная история (с 1700 по 1945 г.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы
Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Некоторые историки отмечают, что, несмотря на их фактическую демократическую достоверность, советские обычаи и ритуалы производили интегрирующие силы и давали стабильные рамки, в которых люди могли найти свою идентичность и смысл. Таким образом, стоит поближе взглянуть на практики и ритуалы, которые определяли жизнь молодых Советов, и беспристрастно исследовать их с точки зрения их резонанса и эффективности. В этой главе основное внимание уделяется будничным, но важным атрибутам повседневной комсомольской жизни, таким как комсомольское собрание, комсомольские знаки отличия, избирательная практика и болезненный вопрос ожидаемого и допустимого обсуждения. Именно повседневная практика формировала отношения людей с системой. Именно здесь завязывались связи и именно здесь обрывались связи. Именно в обыденности советские формы мышления и поведения оказались наиболее устойчивыми.
Ключевые слова: Советский Союз, интеграция, комсомол, молодежь, сталинизм, молодежь, мирское
Предмет
История России и Восточной ЕвропыНовая история (с 1700 по 1945 г.)Современная история (после 1945 г.)Социальная и культурная история
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
БЕСПОКОЙНАЯ МОЛОДЕЖЬ РОССИИ — The New York Times статья в ее первоначальном контексте от
июля 26, 1987, раздел 6, стр.

Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
НА СЦЕНЕ ДК МАКСИМА ГОРЬКОГО под красным знаменем, призывающим всех добропорядочных граждан Советского Союза к «выполнению решений XXVII съезда партии», выступает Анатолий Крупнов, солист «Черного обелиска». выкрикивая слова «Болезни». С обнаженным торсом, если не считать гитары и цепи, он расхаживает сквозь облако искусственного дыма. Под ним, толпясь на сцене, восторженные подростки бьют воздух. Кулаки в перчатках и стрижки с шипами дергаются в стробоскопах, когда Крупнов ревет: Люди горят, их души в огне! Марш пустых лиц.
Несмотря на присутствие осторожных взрослых сопровождающих и бдительных молодых людей в штатском, катарсис ненадолго граничит с неконтролируемым. Блицкриг электрогитар достаточно громкий, чтобы заглушить звук кружащихся в могилах предков-большевиков.
Этот взрыв того, что раньше официально осуждалось как буржуазный декаданс, представляет собой типичный концерт в клубе «Витязи» — клубе «Воин» — предприятии годовой давности на северо-центре Москвы. Клуб спонсируется местным отделением комсомола, Союзом молодых коммунистов, организацией, более известной своими летними строительными лагерями в кишащей комарами Сибири. Совет Клуба воинов, или исполнительный совет, может быть единственным руководящим органом в огромном аппарате Коммунистической партии, члены которого позировали для своего официального портрета в полном хэви-металлическом регалии: кожаные штаны, браслеты с заклепками и прически, свободно адаптированные из вестготы.
Еще два года назад, говорит Валентина Недзвецкая, серьезная, с ямочками на щеках мать логова, заведующая клубом «Витязи», мысль о том, что комсомол спонсирует клуб, где молодые люди наряжаются кожаными фетишистами и слушают декадентскую западную музыку на оглушительной громкости невообразимо. В наши дни это неизбежно, и это свидетельствует о том, насколько далеко советские чиновники собираются восстановить свою власть над беспокойным молодым поколением.
В обществе, в котором конформизм поощряется как в культурном, так и в политическом отношении, яркие подростки, которые, казалось бы, чувствуют себя как дома на Таймс-сквер или на площади Пикадилли, поражают воображение. Взрослые головы неодобрительно качают, когда панки с радужными волосами и тяжелым макияжем плывут по улицам Москвы, Ленинграда и Риги. Водители притормаживают, чтобы поглазеть на любимых металлистов Валентины Недзвецкой, которые собираются у клуба «Воин», чтобы выкурить сигареты. Бабушки умоляют полицию отогнать хиппи, собравшихся у памятника Гоголю в центре Москвы или в кофейне «Туриста» на улице Кирова, похожих на статистов из пропавшего роуд-шоу «Иисус Христос — суперзвезда»9.0003
На старой пешеходной аллее Арбата толпы гуляющих летом собираются, чтобы посмотреть, как танцующие брейк-данс делают лунную походку и вращение плечами на квадратном линолеуме — русские старшеклассники, подражающие уличной моде черной городской Америки. На Казанском вокзале прайды молодых хулиганов в мешковатых штанах и майках стекают с электричек из пригородов, создавая слегка угрожающий вид приятелей из «Заводного апельсина».
В России всегда были свои экстраверты и нонконформисты. Но незначительное ослабление контроля при советском лидере Михаиле С. Горбачеве и годы подрыва официального доверия, предшествовавшие его приходу к власти, позволили центробежным силам развернуться в каком-то диком направлении.
Гласность дала молодежи более широкий доступ и аппетит к западным причудам, которые сводят их родителей с ума. Гласность также привела молодых неверных на российские киноэкраны и в газеты.
В результате возникают тревожные волнения, мало чем отличающиеся от того, через что прошла Америка в 1960-е годы, когда молодежь Советского Союза начинает расправлять крылья, а взрослые страны открыто беспокоятся о своих загадочных потомках, а не только относительной горстке тех, кто щеголяет цепями и апельсинами. волосы, а массы, которые обнаруживают свое недовольство только своим равнодушием.
Усилия Горбачева вывести из оцепенения советское общество во многом зависят от его способности привлечь молодежь, единственное поколение, в котором еще не пустили глубокие корни летаргия и цинизм. Именно к молодежи Горбачев наиболее страстно обращается со своими призывами работать усерднее, высказываться и проявлять инициативу.
Для тех, кто проводил время с русскими подростками или читал поразительные данные опросов, просочившиеся в научные журналы в условиях гласности, трудно испытывать оптимизм по поводу перспектив Горбачева. Молодежь страны — не повсеместно, но в достаточном количестве, чтобы вызвать проблемы — избалована, отчуждена и безразлична. Горбачев еще может заинтересовать их. Но пока на референдуме по его амбициозному плану экономического ренессанса — перестройка, перестройка — подрастающее поколение проявляет все склонности воздержаться.
СОВЕТСКИЕ ЧИНОВНИКИ СПРАВЕДЛИВО ОТМЕЧАЮТ, что кричащие клики не олицетворяют массы детей, которые послушно прокладывают себе путь к взрослой жизни по предписанному пути, процесс, который, по-видимому, направлен на то, чтобы исключить независимый выбор.
Практически с самого рождения российские дети задушены семейным вниманием, скованы служебными требованиями и вынуждены подчиняться коллективу. В государственных детских садах, пионерских летних лагерях и начальных школах приучают к тому, что привлекать к себе внимание — это грубо и высокомерно. Средняя школа приносит социальную сортировку; молодые люди, которым суждено стать рабочими, направляются в профессионально-технические училища, а те, у кого есть интеллектуальные надежды или большая привлекательность, направляются в эквивалент подготовительных школ. Попутно членство в комсомоле и обязательная военная служба для молодых людей усиливают давление, чтобы они подчинялись.
Чаще всего российская молодежь выходит из процесса, излучая то, что кажется старомодной добродетелью. Девочки-подростки наряжаются в юбки и наносят сложный макияж, чтобы провести день в парке развлечений. На рок-концертах удивительно много мальчиков носят галстуки и приводят своих родителей. Большинство российских молодых людей, похоже, преодолевают трудности взросления, не проявляя явной склонности к диковинному поведению.
Но, как отмечает режиссер Юрис Подниекс, нонконформисты являются ведущими индикаторами того, насколько хорошо держится договор общества с его людьми. Поразительный 19 ПодниексаДокументальный фильм 86 «Легко ли быть молодым?» посвящен маргиналам и рассказывает историю поколения, дезориентированного зияющей пропастью между тем, что ему говорят, и тем, что оно видит своими глазами. В фильме рассказывается о группе молодых людей из Латвийской Балтийской республики, переживших несколько лет личных потрясений, когда одни уходят на войну, другие устраивают различные формы восстания, а некоторые погружаются в бесцельный материализм.
Популярность фильма свидетельствует об увлечении Советского Союза своей беспокойной молодежью. Когда я разговаривал с Подниексом в июне, он был в театре «Москва» и подписывал программу для миллионного московского зрителя, рекорд для российского документального фильма.
«Я не могу сказать, что эти дети составляют большую часть своего поколения, но именно за них я чувствую самую большую боль», — сказал Подниекс, которому 36 лет. «Дело не во внешнем виде, а в сложной и тревожной ситуации, которая сложилась в стране, когда мы не учим ценности отдельной личности, когда людей учат под лозунгом «Будь как все». »
Стратегия Горбачева по восстановлению этого поколения состоит в том, чтобы немного распеленать его, дать ему больше свободы и уважения. Но это противоречит глубокому зерну традиции.
«Мы до сих пор не доверяем нашим детям, — говорит Подниекс. «Мы относимся к ним как к кирпичам будущего. Когда они полностью сформируются, мы построим с ними наше светлое будущее. Но когда им 15, 16, мы не доверяем им делать настоящие вещи.
»И поэтому они похожи на маленькие вулканы»
Жене 19 лет, и она немного похожа на юную Сал Минео, с вьющимися темными волосами и влажными карими глазами. Он озадачивает своих родителей, профессора математики и инженера, состоявшихся партийцев, и нетрудно представить, почему. Мы разговаривали на скамейке в парке в Москве. Как и большинство опрошенных молодых людей, несмотря на большую открытость к критике системы, он боялся, что его фамилия появится в печати.
»У меня есть собственное мнение по различным проблемам современного мира», — сказал он. «Например, я не согласен с мирными инициативами нашей страны. Я думаю, что ядерное оружие гарантирует мир во всем мире. Я считаю, что социализм не гуманен, а капитализм — единственная гуманная система.»
Обсуждаете ли вы эти идеи с родителями? — Да, конечно, но они со мной не согласны, и я с ними, конечно, не согласен. Это дети сталинских лет». А Горбачев? «Он идеалист. Он хочет сделать нашу жизнь лучше, и поэтому он разрушает структуру нашей политической жизни. Возможно, это может привести к реальным изменениям. Если у нас будет, например, частный бизнес, то у нас будут люди, которые будут бороться за свои интересы. И я надеюсь, что они смогут победить большевиков и у нас будет нормальная страна. Я надеюсь». Женя, не сомневайтесь, он исключителен в своем политическом мировоззрении. Но в своем недовольстве переданными ему идеалами он не так уж и необычен.
Игорь Михайлович Ильинский, научный руководитель Высшей комсомольской школы, недавно опубликовал необычайно откровенный отчет об опросе 1500 подростков. Ильинский обнаружил тревожное «отрицание материальных и духовных достижений социализма» и «утрату коммунистических убеждений».
«Что-то ищут», — сказал Ильинский в одном из интервью. «В человеческой природе искать веру в жизнь. Да, можно сказать, что этот поиск означает, что чего-то не хватает».
Поиски ведут в разных направлениях. Советская пресса стала признавать растущую проблему наркотиков среди молодежи. В июле два исследователя сообщили, что опрос, проведенный в двух средних школах, показал, что от 10 до 14 процентов учащихся пробовали наркотики (как правило, опиум, героин или марихуану) или нюхали клей — вдвое больше, чем годом ранее.
Другие молодые люди нашли политический выход для своего беспокойства. В последний год наблюдается явно спонтанный расцвет экологических и историко-охранных групп, в которых участвуют в основном студенты вузов из более культурно развитых городов — Ленинграда, Таллина, Риги. Этим летом в Ленинграде группа по охране памятников истории под названием «Спасение» попыталась выдвинуть одного из своих лидеров кандидатом в депутаты горсовета, но местная партийная машина подавила эту экстраординарную попытку.
Поиски смысла привели некоторых молодых людей к их собственным, явно неофициальным исследованиям самого коммунизма. В Ленинграде и Минске, например, есть сообщения о зарождающемся движении назад к большевизму, когда молодые люди носят книги с цитатами из Ленина и Троцкого.
В своей родной Риге, директор Подниекс, говорит, что небольшая группа молодых людей, называющих себя «зелеными» и придерживающихся своего рода радикального эгалитаризма, организовала рейды на людей, которые накопили то, что они считают неоправданным богатством, сжигая машины и дома.
В действиях молодых головорезов, известных как люберы, которые терроризируют городских металлистов, панков и прочих нонконформистов, есть и грубая политическая подоплека. Люберы (родовое название рабочего подмосковья Люберцы) сочетают в себе интерес к самодисциплине — многие из них занимаются бодибилдингом или тяжелой атлетикой, воздерживаются от выпивки и наркотиков — с нетерпимостью к нетрадиционному, которое становится , в некоторых случаях преувеличенная форма патриотизма.
«Понимаете, есть такая точка зрения, привитая нам нашими отцами, что мы не должны заниматься глупостями, что мы должны быть нормальными людьми и жить обычной жизнью», — объяснил один 17-летний старый тяжелоатлет, недавно дал интервью на соревнованиях по бодибилдингу в Люберцах. «Но людям нравятся панки, фанаты хэви-метала. . . эти люди ненормальны».
Разочарование в линии партии, по-видимому, также способствовало религиозному возрождению среди некоторых молодых людей, но его трудно измерить.
«Многие молодые люди устали от официальной идеологии, — говорит 16-летний Петр, сын московской интеллигенции, которого тянет к русскому православию. «Перестройка — это та же самая идеология, только более хитрая».
В своем исследовании для «Комсомола» Ильинский сказал, что обнаружил у молодых неверующих увлечение ритуалами христианства, ислама и иудаизма. «Богоискательные настроения особенно сильны среди молодежи с высшим образованием», — сообщил Ильинский. И среди этой группы, по его словам, число тех, кто носит кресты или украшает свои комнаты иконами, за последние пять лет удвоилось.
«Сегодня, как и во все времена, — заключил он, — люди ищут не Бога, а веру». 100 студентов.
«Большинство из них — хиппи, панки, люберы, неважно — критически относятся к существующим порядкам», — заключил он. «Хиппи или нацисты — без разницы, просто мода другая. В основе то же самое, просто абстрактное чувство пассивного протеста»9.0003
За пределами крупных городов чувство безразличия, пожалуй, еще более распространено. Недавно я разговаривал с 25-летним инженером-компьютерщиком, который в этом году преподавал в профессиональном училище в провинциальном городе на севере России. Он казался именно тем новобранцем, которого ищет горбачевская революция, — вдумчивым и искренне обеспокоенным будущим своей страны. Но его надежда уже превратилась в чувство тщетности:
«Я спрашиваю своих учеников: «Как вы думаете, что будет дальше? Изменится ли что-нибудь? Будем ли мы жить лучше? Ни от кого ни слова оптимизма. Уже в 17 не верят».
В поисках источников этого недомогания советские аналитики обнаружили общую несостоятельность институтов, предназначенных для превращения русских детей в юных социалистов с горящими глазами. Комсомол не работает, школа не работает, армия не работает, даже работа не работает.
Комсомол, который был собственным трамплином Горбачева в партийном руководстве, был широко осужден за впадение в «формализм» и потерю интереса молодежи. Они все чаще отказываются присоединиться — некоторые заявляют о своем разочаровании в письмах в газеты.
За последние два года были набраны новые лидеры, многие из них яркие и привлекательные, и во многих городах комсомол переключил свое внимание с лекций по основам гражданственности на дискотеки, пытаясь заискивать перед недовольной молодежью.
«Комсомол утратил свои идеалы», — сказал 20-летний Жан, опрошенный в клубе «Воин». «Сейчас это просто форма контроля. Они дают нам рок-музыку, потому что не могут ее остановить. Они должны поддерживать его, иначе все будет еще хуже».
Недавно школы подверглись нападкам со стороны академических реформаторов, которые утверждают, что преподавание регламентировано и удушает, и не поощряет творческое мышление, необходимое для того, чтобы Советский Союз догнал век высоких технологий. Группа новаторов призвала учителей уйти со своих кафедр и установить более близкие отношения со студентами.
Новые лидеры комсомола активно поддерживают это, но эта идея была отвергнута на недавнем собрании Союза учителей Российской Федерации, где легионы учителей увидели реформы (правильно) как обвинительный акт уроков сверху, которые единственный, который знает большинство из них.
Наконец, вопрос о работе. То, что сегодняшним подросткам, в отличие от их родителей, не приходилось работать, чтобы пополнить семейный доход, является предметом национальной гордости. Но многие эксперты опасаются, что в результате выросло поколение, не знающее ни смысла труда, ни ценности рубля, рассчитывающее, что в свои 20 лет его будут поддерживать, а затем найти легкую, хорошо оплачиваемую работу.
Советская система не обеспечивает подростков работой после школы или летом, за исключением комсомольских трудовых лагерей, и закон вообще запрещает работать детям до 16 лет.
Когда 13-летний сын Павла Гусева недавно захотел скейтборд, он решил, что будет ценным уроком, если мальчик сам заработает деньги. Гусев, главный редактор комсомольской газеты «Московский комсомолец», отправил мальчика на почту проситься на работу разносчиком почты после школы. «Говорили, что он слишком молод», — вспоминает Гусев, брезгливо разводя руками. «Поэтому я купил скейтборд, а старушки носят почту».
ДАЖЕ ВОЕННОЕ, самое почитаемое из советских учреждений, уже не вызывает всеобщего уважения, которое когда-то вызывало.
Возле Клуба Воинов восемнадцатилетний парень с бритой головой и крошечным серебряным топориком, свисающим из левого уха, объяснил, как он может уклоняться от сквозняка. Возможно, он перережет вену и проведет немного времени в психиатрической больнице. «Дело в том, что армия — пустая трата времени», — пояснил он. »Армия делает людей глупыми».
Война в Афганистане, хотя и не была таким сильным шоком для русских, как Вьетнам для американцев, сыграла свою роль в этом разочаровании.
Не менее полумиллиона молодых людей служили в Афганистане, около 12 000 человек погибли, и многие другие вернулись с травмами, пристрастием к наркотикам или цинизмом. Миллионы слушали молодого ветерана Афганистана в фильме «Легко ли быть молодым?», который размышляет: «У меня останется ощущение, что я был вовлечен в что-то грязное, что-то не совсем человеческое». видимого протеста может и не быть, но есть ухудшение официального авторитета.
В первую неделю июля газеты Советского Союза опубликовали две замечательные статьи о жестокости московской милиции. 3 июля «Комсомольская правда» сообщила, что полиция задержала десятки хиппи, слонявшихся по парку, и избила двоих из них так сильно, что их пришлось госпитализировать.
«Закон обеспечивает равную защиту для тех, кто с любыми стрижками или вообще без стрижки», — пишет корреспондент.
Через два дня «Московская правда» раскритиковала полицию за травлю и избиение молодых мотоциклистов, известных как рокеры.
Призыв редакции к терпимости, казалось, отражал господствовавшую при Горбачеве официальную точку зрения о том, что государственный патернализм должен быть ограничен в надежде на то, что молодые люди, получив некоторую степень свободы, разовьют в себе некоторую ответственность. Как сказал Горбачев на общенациональном съезде комсомола в апреле прошлого года, «мы утомили нашу молодежь проповедью» 9.0003
Поговорите с журналистами, социологами и идеологами, формирующими официальную политику в отношении молодежи, и вы обнаружите общее мнение о том, что привлекательность западных причуд — это неизбежный преходящий этап. Даже скопления хиппи и панков, которые многие россияне старшего возраста находят столь оскорбительными, приветствуются, хотя и условно, как признаки зарождающейся «демократии».
к активизму», — сказал Геннадий Сергеевич Батыгин, ведущий социолог.
НО НОВАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ забота о молодежи вызвала некоторое негодование.
На недавнем собрании российской националистической группы «Память» — тайной ксенофобной организации, которая, как полагают, имеет существенных сторонников — рабочий, идентифицированный на магнитофонной записи собрания как Александр Барташов, поднялся, чтобы пожаловаться на то, что молодые русские знают больше о рок-музыке и Сильвестре Сталлоне, чем о героях и битвах их собственной истории.
«Все эти вещи в западной культуре заменяют любовь к родине», — сказал он в ответ на теплый ответ. «Сейчас идет поистине духовная агрессия Запада на нашу молодежь. И очень часто этому способствует наше телевидение и наша пресса». стабильность горбачевского режима.
Прошлой весной без предупреждения Центральное телевидение решило сократить рок-музыку на телевидении и радио после шквала жалоб.
«В какой-то момент у нас была своего рода диктатура молодежной музыки», — сказал Эдуард М. Соколаев, руководитель отдела молодежных программ советского телевидения. «Было опасение, что это приведет к девальвации национальных ценностей в культуре».
ЮРИЙ ЩЕКОЧИХЕН, обозреватель по делам молодежи «Литературной газеты», недавно пригласил представителей нескольких молодежных фракций на встречу с группой журналистов , социологи и психологи в его офисе. Специалисты были ошеломлены, когда появился молодой человек с самодельной горбачевской пуговицей.
— По-моему, больше шокирован, чем если бы он появился со свастикой, — смеясь, сказал Щекочихен.
Действительно, кажется, что молодежь любит Горбачева лично, как человека, который принес перемены, энергию, международное уважение в Советский Союз, не говоря уже о рок-н-ролле на телевидении. Он встряхнул вещи, и молодым людям это нравится. Изредка и в программе Горбачева можно обнаружить проблеск идеализма.
«Раньше человек мог просто сидеть и пить чай целый день и получать полную зарплату», — сказал Илья, студент, который тусуется с брейк-дансерами на Арбате. «Теперь вам платят за выполненную работу. Я думаю это хорошо. Ты работаешь на себя и, естественно, тебе больше интересно то, что ты делаешь» 9.0003
Но среди десятков молодых людей, опрошенных для этой статьи, Илья, сын высокообразованных родителей, был единственным, кто мог дать определение программы Горбачева, которое мог бы признать сам генсек.
Более типичными были трое юных любителей бокса, которые рассказывали о своей жизни одним знойным летним вечером в Волгограде. Они много говорили о жизни, спорте и неизменной популярности Сталина, в честь которого когда-то был назван их город.