НАРДЫ • Большая российская энциклопедия
НА́РДЫ (перс.; англ. backgammon – бакгаммон, бэкгаммон), игра на специальной доске с 24 игровыми полями для двух партнёров (у каждого по 15 фишек), с использованием 2 костей (зары – кубики с числами от 1 до 6 на гранях).
Согласно легенде, Н. появились в Персии во времена Хосрова I Ануширвана (6 в.), но при археологич. раскопках древнего города Ур в Месопотамии был найден аналог совр. доски для игры в Н., изготовленный ок. 3 тыс. лет назад. В Персии игру называли «тахте нард» или «тахте», что означало «битва на дерев. доске». Известно, что местные астрологи с помощью Н. предсказывали судьбы правителей и государств: доска – небо, фишки – движущиеся по нему звёзды, 12 пунктов каждой стороны – 12 месяцев, 4 части доски – времена года, 24 пункта – 24 ч в сутках, 30 фишек – число лунных и безлунных ночей в месяце и т. д. В 1743 англичанин Э. Хойл описал правила игры бакгаммон (от back – назад и game – игра), в которой побитая шашка возвращается назад, ставшие основой совр. правил. Различают короткие и длинные Н. Среди гл. отличий между короткими и длинными Н.: начальная расстановка, движение фишек навстречу друг другу – в коротких Н., а в длинных – в одном направлении по часовой или против часовой стрелки.
Нарды. Начальное расположение фишек.
Осн. правила игры в короткие Н.: игровая доска разделена на четыре части, называемые «дом», «двор», «дом противника», «двор противника» (рис.). «Дом» и «двор» разделяются между собой бортиком, который выступает над игровым полем и называется «бар». На каждой стороне доски размечены 12 треугольников, по очереди окрашенных в светлые и тёмные цвета (окраска не имеет особого значения). Каждый треугольник называется полем или пунктом, все поля на рисунке для наглядности пронумерованы от 1 до 12 (на самом деле на доске никаких цифр нет). Первые поля «дома» (1–6) называются козырными; первые поля «двора» – заставными (7–12). Др. поля никак не обозначены. Цель игры: каждый игрок после броска зар (предварительно перемешанных в спец. стакане) передвигает шашки по доске соответственно выпавшим на зарах числам к своему «дому». Как только все шашки игрока оказались в «доме», он может снять их с доски. Выигрывает игрок, первым сбросивший с доски все свои 15 шашек. Вначале игроки тянут жребий, определяя, каким цветом играть, а затем расставляют свои шашки на первоначальные позиции. В коротких Н. белые ставят две шашки на Ч1; пять шашек – на В6; три шашки – на Б8 и пять – на Ч12. Чёрные ставят две шашки на Б1; пять шашек – на Б6; три шашки – на Ч8 и пять – на Б12. Расставив свои шашки на стартовые позиции, каждый игрок кидает одну зару для определения порядка ходов. Игрок, выбросивший большее число, ходит первым.
Если у обоих игроков выпало одинаковое число, они должны повторно бросить зары. Первый ход начинающего игру участника определяется числами, выпавшими как на его кости, так и на кости соперника. В дальнейшем игроки передвигают шашки по очереди в соответствии с числами, выпавшими на их собств. зарах. В случае выпадения одинаковых значений на зарах («дубль») игрок делает 4 хода. Белые всегда перемещают свои фигуры по часовой стрелке, а чёрные – против часовой.
Современный комплект для игры в нарды
Известно неск. разновидностей Н., напр. французские (триктрак), голландские, эйси-диси (амер. вариант), гулбара (ближневосточный), греческие. Они отличаются начальной расстановкой фишек и модификацией правил.
В 1986 основана Всемирная федерация нард (WBF), которая способствовала распространению и росту популярности игры. WBF унифицировала правила для проведения турниров, организовывает и проводит чемпионаты Европы и мира на коротких Н. (бакгаммон) с крупными призовыми фондами, присваивает лучшим игрокам спортивные звания (до гроссмейстера).
В 2003 Н. получили статус офиц. вида спорта в России. Были созданы Федерация спортивных нард России и Клуб любителей Н. В 2006 основана Федерация нард – backgammon.
Первые ходы | Как играть в нарды | Статьи о нардах
Андрей Полочкин Начало игры – очень важная часть партии при игре в нарды. Здесь часто определяется, кто захватит инициативу в игре, а кому придется упорно защищаться. Конечно, многое зависит от выпавших костей. Но, зная основные принципы, которым надо следовать в начале игры, можно поставить кости себе на службу, используя выпавшие комбинации наиболее рационально.Всего в начале игры в нарды может выпасть 15 различных вариантов значений костей. Вероятность появления их одинакова. Опытные игроки твердо знают, как играть каждый из этих вариантов. Ведь партий сыграно уже немало, и они давно изучили достоинства и недостатки каждого из них. Новичкам же помогут определиться с начальными ходами приведенные здесь сведения.
В начале игры важно соблюсти правильный баланс между защитой и нападением. Атакующими действиями в нардах являются:
Быстрейший захват пунктов в своем доме является основной целью первых ходов игры в нарды. Это позволит затруднить сопернику побег задних фишек и ввод сбитых фишек в игру в течение всей партии. Для захвата пунктов прекрасно подходят первые броски 3-1 (самый лучший бросок), 4-2 и 5-3. После этих бросков необходимо занять пункты 5, 4 или 3. Казалось бы, бросок 6-4 тоже позволяет занять пункт 2, но этот пункт предпочтительнее захватить после захвата одного из более «высоких» пунктов (к таким пунктам относятся пункты 5, 4 и 3). В начале игры гораздо лучше этот бросок использовать по-другому, о чем говорится далее.
Если не удается сразу занять один из ключевых пунктов в своем доме, необходимо увеличить шансы на его занятие следующим ходом. Для этого необходимо подготовить строителей. Так называются фишки, которые помогают фишкам, расположенным в начале игры на пунктах 6 и 8, захватить наиболее важные пункты 5, 4, 7, 3 (в порядке важности). Своих строителей лучше всего располагать на пунктах, недоступных для прямого удара фишками соперника. Такими пунктами являются пункты 11, 10, 9. Если, например, строитель будет находиться на пункте 9, то «удачными» для захвата пунктов, кроме бросков 3-1, 4-2 и 5-3, становятся также броски 4-3, 5-4, 4-1, 5-2.
Для обеспечения баланса между защитой и нападением необходимо делать один ход для атаки, а другой – для защиты. При начальных бросках 6-2, 6-3, 6-4, лучше всего длинный ход сделать задней фишкой, пытаясь убежать или построить продвинутый якорь, а короткий использовать для снятия фишки со среднего пункта, добавляя нового строителя.
Разделение задних фишек является не совсем безопасным ходом, так как эти фишки могут подвергнуться атаке с угрозой блица, но преимущества такого хода перевешивают его недостатки. Не надо бояться, что у вас собьют заднюю фишку, в скорости вы проиграете немного, зато в большинстве случаев удастся установить якорь. Даже, находясь одной фишкой на баре, можно установить хороший якорь за один бросок костей. Например, после бросков 4-3 или 5-4. Из-за своей ценности бросок 5-4 получил специальное название – «барабино».
Очень удачными первыми бросками считаются 6-1 и 6-5. Первый из них позволяет занять отличный блокирующий пункт 7, часто именуемый как бар-пункт. С помощью броска 6-5 можно сразу увести одного из беглецов в безопасное место, совершив, так называемый, «прыжок любовника» – 24/13.
Старайтесь в самом начале игры не злоупотреблять мерами по обеспечению безопасности своих фишек. Если для уклонения от удара придется добавить фишку на пункт, где уже расположено больше 4 фишек, то лучше этого не делать. В результате таких неуклюжих ходов получаются высокие «свечи», которые потом очень трудно разбирать. А, самое главное, сосредоточение фишек на небольшом числе пунктов резко уменьшает количество удачных для вас бросков.
Самыми сложными для начала игры в нарды считаются броски, где разница между значениями чисел на костях равна единице – 21, 32, 43, 54. Эти броски допускают несколько примерно равных по силе ходов. Поэтому игрок должен сделать ход в соответствии со своими предпочтениями, выбрав из следующего перечня возможностей – сосредоточения своих усилий на накоплении строителей, попытки установить продвинутый якорь или подготовки к побегу своих задних фишек.
Если в процессе начальной стадии игры у вас появилось несколько хороших возможностей, но вы не можете одновременно достичь нескольких целей, то выбирайте ход в соответствии со следующими приоритетами (в порядке убывания их важности):
- фишку в чужом доме;
- сбивайте фишку в чужом дворе;
- занимайте пункт в вашем доме.
К очень агрессивной игре относится сбивание одиночной фишки в вашем доме. Такой способ рекомендуется применять при отставании в счете, играя матч, или во время игры с не очень искушенным игроком, но только в том случае, если сбиваемая фишка расположена на пунктах 4 или 5 и дом соперника свободен.
Лучше всего заранее решить для себя как играть в нарды при тех или иных начальных бросках и стараться не изменять своему решению. В этом случае у вас быстро накопится необходимый опыт в разыгрывании возникающих позиций.
В данной статье приведены только общие сведения о принципах игры в начале партии. Эта тема очень обширна. За дополнительной информацией обратитесь к специальной литерату-ре по теории игры в нарды.
фигурок для игры в нарды — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 977 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Как настроить доску для игры в нарды: подробное руководство
- Двадцать четыре треугольных области, в которых размещаются и перемещаются диски, известны как точек .
- Домашнее поле — это половина, состоящая из домашних зон обоих игроков (это может быть либо слева, либо справа от вас, в зависимости от цвета, которым вы играете).
Другая половина известна как внешняя плата .
- Стержень отделяет домашнюю доску от внешней.
Краткая информация о досках для игры в нарды
Нет ничего важнее понимания основ игры в нарды, прежде чем вы начнете расставлять шашки. Мы расскажем обо всем, что вам следует знать перед установкой доски:
- Треугольники (или точки) чередуются по цвету и сгруппированы в четыре квадранта, по шесть треугольников в каждом.
- Домашние и внешние доски располагаются напротив друг друга.
- Точки пронумерованы от 1 до 24. 24-е очко — это то, что находится дальше от каждого игрока, расположенное на крайней левой стороне домашней доски противника, тогда как 1-е очко — это самое правое на домашней доске игрока.
- Очки у каждого игрока нумеруются наоборот, т.е. 24-е очко игрока является 1-м очком соперника, а в последующем и остальных.
Контрольный список перед игрой
Прежде чем начать игру, убедитесь, что вы выполнили следующие инструкции:
- Поместите доску на ровную игровую поверхность, легко доступную для обоих игроков.
- Подсчитайте шашки, чтобы убедиться, что оба игрока набрали правильный номер. Всего должно быть тридцать шашек, по пятнадцать двух цветов для дифференциации.
- В некоторых серьезных играх вы можете использовать куб удвоения, но это не влияет на общую первоначальную настройку.
- Определите цвет, который должен использовать каждый игрок.
- Необходимо заранее определить, используете ли вы кубик удвоения в дополнение к любым другим передовым игровым методам.
Установка для игры в нарды
Выполнив описанные выше действия, помните следующее:
Позвольте каждому игроку выбрать свои пятнадцать шашек : расставили свои шашки. Шашки бывают разных цветовых комбинаций, таких как белый и коричневый, черный и красный или черный и белый. Цвета не влияют на игру, пока присутствуют два разных цвета.
Выберите две шашки и поставьте их на свой 24-очковый : 24-очковый – это ближайший к игроку пункт на левой стороне его доски и правый для противника. Помните, что шашки должны зеркально отражать друг друга по мере их установки.
Поместите пять шашек на 13-очковый : 13-очковый находится на той же стороне, что и 24-очковый, крайний справа на стороне каждого игрока. Если вы хотите убедиться, что размещаете их в правильном месте, считайте в обратном порядке от положения двух шашек на 24-м пункте, пока не дойдете до 13-го.
Поместите три шашки на свой 8-очковый : 8-очковый находится на той же стороне доски, что и домашняя доска каждого игрока, всего в паре клеток от полосы в центре. Опять же, если вы хотите обеспечить правильное размещение шашек, считайте в обратном направлении от положения шашек на 13-й точке, пока не дойдете до 8-й точки.
Поместите пять оставшихся шашек на 6-очковый : 6-очковый расположен рядом с баром для каждого игрока, но с противоположных сторон. Чтобы убедиться, что вы правильно расставляете шашки игрока, отсчитывайте от 8-очковых шашек. Эти последние пять шашек — единственные, которые начинаются на вашей домашней доске. Вы можете использовать их для создания простых чисел, чтобы предотвратить вход шашек противника.
Убедитесь, что ни одна из шашек не перекрывается : Помните, что у каждого игрока есть своя система нумерации, поэтому ни одна из шашек не должна перекрываться. Если на какой-либо из точек стоят шашки обоих игроков, то, скорее всего, вы неправильно настроили доску и вам нужна переделка.
Движение шашек
Чтобы начать игру, каждый игрок бросает один кубик. Это решает, какой игрок ходит первым, а также числа, которые будут разыграны. Если выпадают одинаковые числа, игроки снова бросают кости, пока не выпадут разные числа. Игрок, выбрасывающий большее число, начинает передвигать свои шашки в зависимости от чисел на обеих костях. После начального; бросок кубиков, игроки бросают два кубика и ходят по очереди. Бросок костей определяет, на сколько очков (или пипсов) игрок должен переместить свои шашки.