Как Глуховский придумал «Метро»? — Почитать на DTF
9288 просмотров
Много лет назад один школьник захотел написать свой роман. У него была идея, запал, но не было никакой уверенности в успехе. В конце концов — сколько таких «романов» осело на литературной помойке! Но юный Дима нашёл в себе силы и довёл дело до конца.
Теперь его книга — это культурный феномен, её перевели на десятки языков, распродали свыше миллиона экземпляров, а Голливуд, пускай и очень медленно и проблемно, но хочет её экранизировать. Дмитрий Глуховский создал легендарное «Метро 2033». Но как он это сделал?
В Иерусалиме не только Альтаир
Дмитрий Глуховский родился 12 июня 1979 года в Москве. Отцом будущего писателя был поэт Алексей Глуховский, что скорее всего и привило Дмитрию любовь к языку. И не только к русскому языку. Глуховский учился в школе с углубленным изучением французского.
Дмитрий Глуховский в детстве
После школы Дмитрий захотел получить высшее образование за границей.
Далее пригодился французский — после университета фантаст устроился на работу в EuroNews. На французском канале он проработал три года. Но то ли там что не сложилось, то ли тоска по родине изъела, но Дмитрий решил вернуться в Россию и в 2005 году стал корреспондентом Russia Today.
То время было весьма насыщенным для автора. Будучи корреспондентом, он побывал в самых разных уголках мира. Он успел поработать в Абхазии и в Германии. Побывал на космодроме Байконур и успел снять опасные репортажи во время войны Израиля с боевиками из «Хезбола». Но, даже учитывая все эти заслуги, его главным достижением был проведённый им прямой телерепортаж с Северного полюса. Этот репортаж стал первым в своём роде.
Именно здесь писатель черпал вдохновение для серии Метро
Однако главной командировкой для будущего литератора являлась поездка в Чернобыль.
Метро: Первая станция
История создания серии Метро берет своё начало в 1996 году. Тогда Глуховскому было семнадцать лет. Долго собираясь с мыслями и вынашивая идею, писать книгу он начал только спустя пару лет, уже будучи студентом. И, как говорит сам Глуховский, в 23 года он уже закончил первую версию романа.
Так выглядел сайт с первой версией романа
Мир увидел произведение в 2002 году. Однако, история о выживании людей в метро после ядерной войны не была выпущена никакими издателями. Социальных сетей тогда тоже толком не было, но автору очень хотелось донести своё творение людям. Глуховский нашёл выход из ситуации и сам создал сайт, на котором по главам, которых было тринадцать, публиковал своё творение. В интервью порталу LiFE он вспоминал свой опыт взаимодействия с издательствами:
«Рукопись шла самотёком, и я не мог прийти и занести какому-то знакомому редактору — отправлял по почте.
<…> Да, не читали, кроме одного издательства, где мне выдали какое-то замечание. Я звонил, перезванивал, говорил: «Сергей Сергеевич, мне сказали, что вы вернётесь из отпуска через три недели. Вы прочитали мою рукопись?» Сергей Сергеевич говорил: «Позвоните ещё через три недели». И каждый раз моё юношеское сердце дичайше обливалось кровью.»
Дмитрий Глуховский
Однако после публикации Метро 2033 в интернете, Глуховского ждал невероятно тёплый приём его произведения. Популярность романа и активность пользователей сети росли с каждым днём. Не последнюю роль в этом сыграл и эффект погружения. Глуховский добавил для каждой главы свою музыкальную тему. Композиции играли на атмосферу, полностью погружая читателя в мир Метро. Глуховский вспоминает:
«Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат.
Тогда я опубликовал себя сам — в интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.»
Дмитрий Глуховский
Разумеется, увидев, какой ажиотаж творится вокруг постапокалиптичного мира, издательства довольно быстро опомнились. Так, спустя три года появилось первое печатное издание романа.
Есть ли жизнь после Эксмо?
В 2005 году свет увидело первое печатное издание романа. Первым из крупных издательств, обративших внимание на набирающий популярность роман, стало Эксмо. И они не прогадали. Желающих купить свои билеты в постъядерный мир оказалось более чем достаточно. Однако Эксмо выпустили книгу тиражом всего в восемь тысяч экземпляров. Партия разлетелась и было выпущено ещё три тысячи книжек.
Самое первое издание книги
Ещё спустя пару лет, и без того успешную книгу, переиздало другое издательство – Популярная литература. И это стало отправной точкой Глуховского к званию «Автора бестселлера». За три месяца книгу купило более ста тысяч человек, тем самым вся партия была распродана. После этого последовала дополнительная партия в сто тысяч книг. В этот раз, тираж разошёлся примерно за год. Особую роль в успехе играло наличие в издании первой главы «Метро 2034».
Такие успехи не могли оставаться незамеченными. В 2007 году, на конкурсе «Еврокон», книга получила звание «Лучшего дебюта».
Закрепить успех творения Глуховского помогло издательство АСТ, которое завершило путь романа к званию мирового бестселлера и издаёт все книги, связанные с «Метро», по сей день. Механизм был запущен на полную катушку и останавливаться никто не планировал. Вселенная начала развиваться семимильными шагами.
Вселенная Метро
Созданная Дмитрием Глуховским вселенная породила огромную фанатскую базу. Миллионы читателей по всему миру следили за приключениями Артёма более пятнадцати лет. Многие из них, помня традиции первого «интернет-издания» Метро 2033, хотели как-то дополнить этот мир.
Глуховский, известный своим свободным отношением к своим же произведениям, решил дать людям возможность расширить эту вселенную. Началось всё это в 2009 году. Авторы со всего света начали писать свои истории и выкладывать их на сайты. Дальше всё работало предельно просто. Комьюнити читало все эти романы и методом голосования отбирался лучший из них. Призом же, для победителей голосования, была возможность издать свою книгу. Проект действует до сих пор. Называется вся эта затея — «Вселенная Метро 2033». Название «скромное», но отражающее суть всех включённых в него произведений.
Каждый видит что-то своё во вселенной Метро
В написании романов этой вселенной принимают участие, как профессиональные авторы, так и новички со всего света. В серии есть книги, написанные литераторами из Великобритании, Италии, Польши и многих других стран. Всего же в этой серии на сегодняшний день насчитывается более восьмидесяти книг. Так что фанатам Метро будет чем скрасить ожидание новых книг, игр и… Фильмов.
Метро в кино
Все мы знаем как Голливуд жаден до произведений, у которых рядом с названием часто пишется слово бестселлер. Студии хотят поскорее заполучить в свой арсенал какой-нибудь фундамент в виде известного многим названия. Фанаты же точно пойдут знакомиться, со всем, что хоть как-то связано с любимой серией. Этот маховик экранизаций не обошёл и Метро.
Глуховский хочет, чтобы именно Финчер снял Метро 2033
Ещё в 2016 году права на экранизацию книги купила студия Metro Goldwyn Mayer, известная всем по фильмам о Джеймсе Бонде. В том же году Дмитрий Глуховский рассказал, что над фильмом будут работать такие продюсеры, как Майкл Де Лука (Социальная сеть, Люди Икс) и Стивен Л`Оре (Город грехов). Однако, несмотря на заинтересованность студии и продюсеров, проект так и не сдвинулся с места. Вот что говорит Глуховский об опыте работы с Голливудом:
«Очень хочется увидеть все это наконец в кино или на телевизионном экране, но ситуация сейчас очень запуталась.
Знаете, Голливуд похож на минное поле в какой-нибудь голодной африканской республике: куда ни глянь – приманки: игрушки, пища, аппаратура новейшая, прямо поле чудес, но только вот от каждого предмета тянется леска растяжки к гранате или мине. Вроде все рядом, рукой подать – и обязательно с подвохом. Все замешано на чудовищном эго и диких проблемах с самооценкой. Все мнят себя или признанными гениями, или непризнанными. Слово не так скажешь – все разваливается к чертям. Та дипломатия, которая в ООН делается – детсад просто в сравнении с Голливудом. Очень сложно разобраться, все лесочки заметить, игрушку заполучить и при этом остаться при своих конечностях и с головой на плечах».
Дмитрий Глуховский
Остаётся надеяться, что фильм всё-таки будет снят и мы получим дорогой голливудский блокбастер, рассказывающий о московском метро. Ведь если мы не можем снять достойное фантастическое кино про нашу страну, пусть этим займётся Голливуд. Или же, как мечтал Глуховский, пусть это сделает сам Дэвид Финчер. Но даже если фильм так и не будет снят, мы и так получили огромное множество безумно интересных книг и три игры, которые по зрелищности и кинематографичности не уступают любому фильму.
После понимания того, что эта красота будет у нас на мониторах уже в феврале, фильм становится не нужен
Из мечты и упрямого упорства одного школьника родился целый мир. Обычный мальчишка придумал идею и сколько не жил, сколько не взрослел — от неё не отказывался, он пересекал границы и менял языки, но не терял её. Это здорово. Это мотивирует. И если в вас также сидит история, концепция, которую вы любите — рвитесь с ней напролом, это всегда того стоит.
Метро 2033 читать онлайн Дмитрий Глуховский (Страница 44)
Антон снова застонал, завозился на полу, промычал что-то невнятное, но в сознание так и не пришел. — Да что это мы с вами в темноте сидим? Прямо как пещерные люди!
Чиркнула зажигалка и огненное пятно осветило лицо говорящего — длинную седую бороду, грязные, спутавшиеся волосы, и серые насмешливые глаза, теряющиеся в сети морщин. На вид ему было не меньше шестидесяти лет. Он сидел на стуле по другую сторону железной решетки, которая разбивала комнату надвое. На ВДНХ тоже была такая: называлась она странно — «обезьянник», хотя обезьян Артем видел только в учебниках по биологии и детских книжках. На самом деле помещение использовалось как тюрьма. — Никак не могу к чертовой темени привыкнуть, приходится этой дрянью пользоваться, — посетовал старик, прикрывая глаза. — Ну, и зачем вы сюда полезли? С той стороны места, что ли, не хватает? — Послушайте, — не дал договорить ему Артем. — Вы же свободны… Вы же можете нас выпустить! Пока не вернулись эти людоеды! Вы же нормальный человек… — Разумеется, могу, — отозвался тот. — И уж конечно, не стану. С врагами Великого червя у нас никаких сделок. — Какой еще Великий червь? Да о чем вы говорите?! Я про него даже не слышал никогда, не то что быть его врагом… — Неважно, слышали вы про него или нет. Вы пришли с той стороны, оттуда, где живут его враги, значит вы можете быть только лазутчиками, — насмешливое дребезжание в голосе старика сменилось стальным лязгом.
— У вас огнестрельное оружие и фонари! Чертовы механические игрушки! Машины для убийства! Какое еще доказательство нужно, чтобы понять, что вы — неверные, что вы — враги жизни, враги Великого червя? — он вскочил со своего стула и подошел к решетке. — Это вы и такие как вы виноваты во всем!
Старик потушил перегревшуюся зажигалку и в наступившей темноте стало слышно, как он дует на обожженные пальцы. Затем зазвучали новые голоса — шипящие и леденящие кровь. Артему стало страшно. Он вспомнил о Третьяке, убитом отравленной иглой. — Пожалуйста! — горячо зашептал он. — Пока еще не поздно! Ну зачем вам это?
Старик ничего не отвечал. Через минуту помещение наполнилась звуками — шлепками необутых ног по бетону, хриплым дыханием, свистом втягиваемого сквозь ноздри воздуха. Хотя Артем и не видел никого из вошедших, он чувствовал, что их здесь было несколько, и все они внимательно изучали их — разглядывая, обнюхивая, слушая, как громко, на всю комнату колотится сердце у него в груди. — Люди машин. Пахнет порохом, пахнет страхом. Один — запах станции с той стороны. Другой — чужой. Один, другой — враги, — прошипел наконец один из них. — Пусть Вартан делает, — распорядился другой голос. — Зажги огонь!
Снова чиркнула зажигалка.
В комнате, кроме старика, в руке которого трепыхался огонек, стояли трое обритых дикарей, прикрывавших лица ладонями. Одного из них — коренастого и бородатого — Артем уже видел сегодня. Другой показался ему тоже странно знакомым. Глядя Артему прямо в глаза, он сделал шаг вперед и оказался прямо у решетки. От него пахло не так, как от остальных — Артем уловил приставший к этому человеку еле заметный смрад разлагающейся плоти. Отвести взгляд от его глаз не получалось — как две воронки, он закручивали весь мир вокруг себя и затягивали внутрь. Артем вздрогнул — он понял, где видел это лицо раньше. Это было то самое существо, которое напало на него ночью на Киевской.
Артема охватило странное чувство — похожее на паралич, которым сковало его тело от укола ядовитой иглы, оно полностью обессилило его разум. Мысли остановились и он застыл, покорно раскрыв свое сознание этому похожему на человека существу, который молча пожирал его глазами. — Через люк… Люк открытым остался… За мальчиком пришли. За сыном Антона. Которого украли ночью. Я во всем виноват, я ему вашу музыку слушать разрешил, через трубы… По дрезине залез. Больше никому не сказали. Вдвоем пришли. Не закрыли… — послушно отвечал Артем на вопросы, которые сами собой возникали у него в голове.
Сопротивляться или утаивать что-либо от беззвучного голоса, требовавшего от него отчета, было невозможно. За минуту допрашивавший Артема узнал от него все, что его интересовало. Он кивнул и отступил. Огонь погас. Медленно, словно чувствительность к затекшей во сне руке, к Артему начало возвращаться ощущение контроля над собой. — Вован, Кулак — вернуться в туннель, в проход. Закрыть дверь, — приказал один из голосов, наверное, принадлежащий бородатому командиру. — Враги остаются здесь. Дрон охраняет врагов. Завтра праздник, люди едят врагов, почитают Великого червя. — Что вы сделали с Олегом? Что сделали с ребенком? — захрипел Артем им вслед.
Гулко хлопнула дверь.
Глава 17
Несколько минут прошли в полной тишине, и Артем, решивший, что их оставили одних, снова задергался, пытаясь хотя бы сесть. Слишком сильно скрученные ноги и руки затекли и болели. Артем вспомнил слова отчима, который объяснял ему однажды, что если оставить даже повязку или жгут слишком надолго, ткани могут начать отмирать. Хотя, подумалось ему, какая разница теперь? — Враг лежи тихо! — раздался вдруг голос. — Дрон плюет игла-паралиш! — Не надо, — Артем послушно замер. — Не надо стрелять.
У него мелькнула надежда — что если, разговорившись со своим тюремщиком, он сможет убедить его помочь им выбраться отсюда? Но о чем можно разговаривать с дикарем, который вряд ли поймет и половину его слов? — А кто это — Великий червь? — спросил он первое, что ему пришло в голову. — Великий червь делает землю. Делает мир, делает человека. Великий червь — все. Великий червь — жизнь. Враги Великого червя, люди машин — смерть. — Я никогда о нем не слышал, — тщательно подбирая слова, возразил Артем. — Где он живет? — Великий червь здесь живет. Рядом. Вокруг. Все ходы Великий червь копает. Человек потом говорит — это он делает. Нет. Великий червь. Дает жизнь, забирает жизнь. Копает новые ходы, люди в них живут. Добрые люди почитают Великого червя. Враги Великого червя хотят убивать. Жрецы так говорят. — Кто такие жрецы? — Старые люди, с волосами на голове. Только они могут. Они знают, слушают желания Великого червя, говорят людям. Добрые люди делают так. Плохие люди не слушают. Плохие люди враги, добрые их едят.
Вспомнив подслушанный разговор, Артем начал постепенно соображать, что к чему. Рассказывавший легенду про Червя старик, должно быть, и был одним из таких жрецов. — Жрец говорит — нельзя есть людей. Говорит, Великий червь плачет, когда один человек ест другого, — стараясь выражать свои мысли так же, как и дикарь, напомнил ему Артем. — Есть людей — против воли Великого червя. Если мы здесь останемся, нас съедят. Великий червь будет опечален, будет плакать… — осторожно добавил он. — Великий червь, конечно, будет плакать, — послышался из темноты насмешливый голос. — Но эмоции эмоциями, а белковую пищу в рационе ничем не заменишь.
Говорил тот самый старик, Артем сразу узнал его тембр и интонации. Он только не мог понять, находился ли тот все время в комнате, или незаметно прокрался в нее только что. Как бы то ни было, надежды выбраться из клетки не оставалось. Потом ему в голову пришла еще одна мысль, от которой его начало знобить. Какое счастье, что Антон до сих пор не пришел в себя и не слышит этого, подумал он. — А ребенка? Детей, которых вы воруете? Вы их тоже едите? Мальчика? Олега? — глядя в темноту широко раскрывшимися от ужаса глазами, почти беззвучно спросил он. — Маленьких не едим. Маленькие не могут быть злые. Не могут быть враги. Маленьких мы забираем, чтобы объяснить, как жить. Говорим про Великого червя. Учим почитать, — отозвался дикарь, хотя Артем думал, что ответит старик. — Молодец, Дрон, — похвалил его жрец. — Любимый ученик, — пояснил он. — Что с мальчиком случилось, которого прошлой ночью украли? Где он? Это ваше чудовище его утащило, я знаю, — сказал Артем. — Чудовище? И кто же этих чудовищ наплодил?! — взорвался старик. — Кто наплодил этих немых, трехглазых, безруких, шестипалых, умирающих при рождении и неспособных размножаться?! Кто лишил их человеческого обличья, пообещав им рай, и кто бросил их подыхать в слепой кишке этого проклятого города? Кто в этом виноват, и кто после этого настоящий монстр?
Артем молчал. Старик тоже ничего больше и не говорил и только тяжело дышал, стараясь успокоиться. И в этот момент Антон наконец очнулся. — Где он? — повторяя слова Артема, просипел он. — Где мой сын? Где мой сын?! Отдайте мне сына!
Он перешел на крик и, пытаясь освободиться, принялся кататься по полу, ударяясь то о прутья решетки, то о стену. — Буйный, — прежним насмешливым тоном отметил старик. — Дрон, успокой его.
Послышался странный звук — как будто кто-то кашлянул или сильно выдохнул. Что-то коротко свистнуло в воздухе и через несколько секунд Антон снова затих. — Очень поучительно, — сказал жрец. — Пойду, приведу мальчика, пусть посмотрит на папу, попрощается. Хороший, кстати, мальчуган, папа может им гордиться — так славно гипнозу сопротивляется…
Его ноги зашаркали по полу, удаляясь, скрипнула открывающаяся дверь. — Не надо бояться, — неожиданно мягко сказал тюремщик. — Добрые люди не убивают, не едят детей врагов. Маленькие не грешат. Можно научить жить хорошо. Великий червь прощает маленьких врагов. — Боже мой, да какой Великий червь? Это же полный абсурд! Хуже сектантов и сатанистов! Как вы в него верите? Его кто-нибудь видел когда-нибудь, вашего Червя? Ты его видел, что ли? — в свою последнюю Артем постарался произнести с сарказмом, но лежа на полу с перекрученными руками и ногами сделать это убедительно было нелегко.
Как и в тот раз, когда он ждал своей казни в плену у фашистов, им стало овладевать равнодушие к собственной судьбе. Он положил голову на холодный пол и закрыл глаза, не рассчитывая на ответ. — На Великого червя нельзя смотреть. Запрет! — отрезал дикарь. — Да не может этого быть, — нехотя отозвался Артем. — Нет никакого червя… А туннели люди делали. Они все на картах обозначены… Там один даже круглый, где Ганза, такое только люди могут построить. Да ты, наверное, даже и не знаешь, что такое карта… — Я знаю, — спокойно сказал Дрон. — Я учусь у жреца, он мне показывает. На карте много ходов нет. Великий червь делал новые ходы, а на карте нет. Даже тут, у нас дома есть новые ходы — священные, а на карте нет. Люди машин делают карты, думают, ходы копают они. Глупые, гордые. Ничего не знают. За это Великий червь их наказывает. — За что наказывает? — не понял Артем. — За гор… гор-ды-ну, — тщательно выговорил дикарь. — За гордыню, — подтвердил голос жреца.
— Великий червь сотворил человека последним, и был человек самым любимым детищем его. Ибо другим не дал разума, а человеку дал. Знал он, что разум — опасная игрушка и потому наказал: живи в мире с собой, в мире с землей, в мире с жизнью и всеми тварями, и почитай меня. После этого ушел Великий червь в самые недра Земли, но перед этим сказал: настанет день, и вернусь. Делай так, как если бы я был рядом. И люди послушались своего создателя и жили в мире с землей, которую он создал, и в мире друг с другом, и в мире с другими тварями, и почитали Великого червя. И у них родились дети, и у их детей родились дети, и от отца к сыну, от матери к дочери передавали они желание Великого червя. Но умерли те, кто своими ушами слушал наказ его, и умерли их дети, и сменилось много поколений, а Великий червь все не возвращался. И тогда один за другим перестали люди соблюдать его заветы и делать, как он хотел. И появились те, кто сказал: Великого червя не было никогда, и нет сейчас. И другие ждали, что Великий червь вернется и покарает их. Спалит их светом своих глаз, пожрет их тела, и обвалит ходы, где они живут. Но Великий червь не возвращался, и только плакал о людях. И слезы его поднимались из глубины, и подтапливали верхние ходы. И тогда те, кто отказался от своего создателя, сказали: нас никто не сотворил, мы были всегда.
Прекрасен и могуч человек, не может он быть сотворен земляным червем! И сказали: вся земля наша, и была наша, и будет, и ходы в ней сделал не Великий червь, а мы и предки наши. И зажгли огонь, и стали убивать созданий, которых создал Великий червь, говоря: вот, вся жизнь, что вокруг, наша, и здесь, только чтобы утолить наш голод. И создали машины, чтобы убивать быстрее, чтобы сеять смерть, чтобы рушить жизнь, созданную Великим червем, и подчинить его мир себе. Но и тогда не поднялся он из дремучих глубин, куда ушел. И засмеялись они, и стали дальше делать против того, что говорил он. И решили, чтобы унизить его, построить такие машины, которые повторяли бы обличие его. И создали они такие машины, и зашли в их нутро, и засмеялись: вот, сказали, теперь можем сами управлять Великим червем, и не одним, а десятками. И бьет свет из их очей, и гремит гром, когда ползут, и люди выходят из чрева его. Создали мы Червя, а не Червь нас. Но и этого не хватило им. Росла ненависть в сердце их. Решили они сделать так, чтобы разрушить саму землю, где жили.
И создали тысячи машин разных: исторгающих пламя, и плюющих железом, и рвущих землю на части. И стали уничтожать землю, и все живое, что было в ней. И тогда не выдержал Великий червь, и проклял их: отнял у них самый ценный дар свой — разум. Овладело ими безумие, обратили они свои машины друг против друга, и стали убивать один другого. И уже не помнили, зачем делают то, что делают, но не могли остановиться. Так покарал Великий червь человека за гордыню. — Но не всех? — спросил детский голос. — Нет. Были те, кто всегда помнил о Великом черве и почитал его. Отреклись от машин и света, и жили в мире с землей. Они спаслись, и Великий червь не забыл им верность их, и сохранил им разум их, и обещал отдать им весь мир, когда враги его падут. И будет так. — И будет так, — хором повторили дикарь и ребенок. — Олег? — услышав в детском голоске что-то знакомое, позвал Артем.
Ребенок ничего не ответил. — И по сей день враги Великого червя живут в прорытых им ходах, потому что больше негде им укрыться, но продолжают боготворить не его, а свои машины. Терпение Великого червя огромно, и хватило его на долгие века человеческих бесчинств. Но и оно не бесконечно. Предсказано, что когда нанесет он последний удар по темному сердцу страны врагов, их воля будет сломлена, а мир достанется добрым людям. Предсказано, что пробьет час, и призовет Великий червь на помощь реки, и землю, и воздух. И просядет толща земная, и ринутся потоки бурлящие, и будет темное сердце врага низвергнуто в небытие. И тогда наконец восторжествует праведный, и будет счастье доброму, и жизнь без болезни, и грибов без конца, и всякий скот в изобилии.
Загорелся огонек. Артему кое-как удалось опереться спиной о стену и сейчас ему не надо больше было мучительно выгибаться, чтобы удерживать в поле зрения людей по ту сторону решетки.
На полу посреди комнаты, спиной к нему, сидел по-турецки маленький мальчик. Над ним возвышалась иссохшая фигура жреца, освещенная пламенем зажигалки в его руке. Дикарь с плевательной трубкой в руках стоял рядом, прислонившись к дверному косяку. Все глаза были устремлены на старика, который только что закончил свое повествование.
Артем с трудом повернул голову и глянул на Антона, застывшего в той судорожной позе, в которой его настигла парализующая игла. Он уставился в потолок и не мог сейчас видеть своего сына, но наверняка все слышал. — Встань, сынок, и посмотри на этих людей, — сказал жрец.
Мальчик тут же вскочил на ноги и обернулся к Артему лицом. Это был Олег. — Подойди к ним ближе. Узнаешь ли ты кого-нибудь из них? — спросил старик. — Да, — утвердительно кивнул мальчик, исподлобья глядя на Артема. — Это мой папа, а с этим дядей мы вместе слышали ваши песенки. Через трубы. — Твой папа и его друг — плохие люди. Они использовали машины и хотели унизить Великого червя. Они — враги Великого червя. Помнишь, ты рассказал мне и дяде Вартану, что делал твой папа, когда плохие люди решили разрушить мир? — Да, — еще раз кивнул Олег. — Скажи нам это еще раз, — старик переложил зажигалку в другую руку. — Мой папа работал в эрвээсэн. Он был ракетчиком. Я тоже хотел стать ракетчиком.
У Артема пересохло в горле. Как же он раньше не смог разгадать эту загадку? Вот откуда у мальчишки взялась та странная нашивка, и вот почему он заявлял, что он тоже — ракетчик, как и убитый Третьяк! Совпадение было почти невероятное, на все метро людей, служивших в ракетных войсках оставались единицы… И двое из них оказались на Киевской. Могло ли это быть случайностью? — Ракетчиком… Эти люди сделали больше зла миру, чем все остальные, вместе взятые. Они направляли машины и устройства, которые сожгли и уничтожили почти всю землю и почти всю жизнь на ней. Великий червь прощает многих заблудших, но не тех, кто отдавал приказы рушить мир и сеять в нем смерть, и не тех, кто выполнял их. Твой отец причинил невыносимую боль Великому червю. Твой отец своими руками разрушал наш мир. Ты знаешь, чего он заслуживает? — голос старика сделался суровым, в нем снова зазвенела сталь. — Смерти? — неуверенно спросил мальчик, оглядываясь то на жреца, то на своего отца, скрючившегося на полу обезьянника. — Смерти, — подтвердил жрец. — Он должен умереть. Чем раньше умрут злые люди, сделавшие больно Великому червю, тем скорее исполнится его обещание, и мир возродится и будет отдан добрым людям. — Тогда папа должен умереть, — согласился Олег. — Вот молодец! — старик ласково потрепал мальчика по голове. — А теперь беги, поиграй еще с дядей Вартаном и другими ребятишками! Только, смотри, осторожней в темноте, не упади! Дрон, проводи его, а я тут посижу с ними еще, поболтаю… Возвращайся через полчасика с другими, и мешки захватите, готовить будем.
Свет погас. Стремительные шуршащие шаги дикаря и легкий детский топоток смолкли в отдалении. Жрец довольно захихикал. — Забыл наказать мальчонке, чтобы не наедался на ночь сегодня, завтра как-никак праздничный стол, — сказал он. — Я тут с тобой поболтаю немножко, если ты не против. У нас пленных здесь обычно не берут, разве только детей. Взрослых все больше оглушенных приносят. Я бы и рад с ними поговорить, да вот их съедают слишком быстро… — И зачем вы тогда их учите, что есть людей — это плохо? — равнодушно спросил Артем. — Червь там плачет, и прочее? — Ну, как сказать… Это им на будущее. Вам, конечно, этого момента не застать, да и мне тоже, но сейчас закладывается основа будущей цивилизации… Культуры, которая будет жить в мире с природой. Для них каннибализм — это вынужденное зло. Без животных белков, видишь ли, никуда. Но предания останутся, и когда прямая потребность убивать и жрать себе подобных пропадет, они должны прекратить это делать. Вот тогда Великий червь и напомнит о себе. Жаль, только жить в эту пору прекрасную… — старик снова неприятно засмеялся. — Знаете, я столько всего уже навидался в метро, — сказал Артем. — На одной станции верят в то, что если глубоко копать, можно докопаться до ада. На другой — что мы уже живем в преддверии рая, потому что последняя битва добра и зла завершена, и те, кто выжил — избраны для вхождения в Царство божие. После этого в вашего Червя уже как-то не особо верится. Вы сами хотя бы в него верите? — Какая разница, во что верю я или другие жрецы? — усмехнулся старик.
— Жить тебе осталось немного, пару часов, так что расскажу-ка я тебе кое-что. Люблю с обреченными беседовать, жаль, редко получается. Ни с кем не можешь быть таким искренним, как с тем, кто все твои откровения унесет в могилу… Так вот, во что верю я сам — не важно. Главное, во что верят люди. Нелегко уверовать в бога, которого сам создал…
«Метро 2033» Автор книги о 10-летнем путешествии на экран – The Hollywood Reporter
История жизни Дмитрия Глуховского читается как голливудская сказка о Золушке, приправленная сильной дозой русского фатализма. Ему было 10, когда пала Берлинская стена, 12, когда распался Советский Союз. В 18 лет он опубликовал свой первый роман « Метро 2033 » — постапокалиптическую антиутопию, вдохновленную хаосом России 1990-х годов и действие которой происходит в московском метро, куда уходят последние выжившие после глобальной ядерной катастрофы, чтобы восстановить общество. К сожалению, они предпочитают повторять ошибки прошлого, воссоздавая фракции неонацистов и коммунистов, наряду с Темными, новую расу мутантов, сожженных дотла атомными взрывами (метафора растущего страха России перед темнокожими иммигрантами). ).
Глуховский разместил рукопись на своем сайте, где ее прочитали более 2 миллионов россиян. Это привело к сделке с книгой, и когда она была опубликована в 2005 году, « Metro 2033 » стала успешной, было продано более 5 миллионов экземпляров. Затем последовали сиквелы, а в 2010 году адаптация книги для видеоигры, которую Глуховский помог разработать, стала неожиданным инди-хитом. Пришел Голливуд; книга была выбрана и в конечном итоге попала в MGM с продюсером Breaking Bad Марком Джонсоном. А потом… ничего. После неудачных попыток перенести его историю из Москвы в Вашингтон, округ Колумбия, права на Метро 2033 окончательно вернулся в Глуховский. В этом году он подписал контракт с российскими продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым и московской Premier Studios на адаптацию Metro 2033 при финансировании корпоративного гиганта «Газпром-медиа». Съемки начнутся в Москве следующим летом, и «Централ Партнершип» выставила проект на предпродажу в AFM.
Глуховский поговорил с THR о 10 годах погрязших в разработке и почему он наконец готов сделать Метро 2033 «правильный путь… по-русски».
Что пошло не так с голливудской адаптацией Metro 2033 ?
Ну, права немного колебались, прежде чем попасть в MGM, а продюсер, Марк Джонсон, был очень опытным и очень хорошим парнем. Но в основном MGM назначала сценариста, у которого не было особого взгляда на историю. Они хотели перезагрузить историю в Вашингтоне, округ Колумбия. В моей истории станции метро под Москвой становятся независимыми, самодостаточными правительствами, своего рода городами-государствами, и они изобретают или повторно используют идеологии прошлого. Итак, есть нацисты и коммунисты, и они, по сути, снова ведут бесконечную цепь старых идеологических войн 20-го века. Но вы не можете представить себе коммунистов в Вашингтоне или нацистов в Вашингтоне. Это история о том, как человечество бесконечно повторяет старые ошибки и не может извлечь уроки из прошлого. Это исторически доказанная дилемма, с которой мы сталкиваемся прямо сейчас. Дональд Трамп косплеит Америку 50-х. Путин косплеит Советский Союз 80-х. Оба косплеят холодную войну. Крайне правые националисты в Европе косплеят «старые добрые времена» Европы, где националистическая и расистская риторика была в порядке вещей.
Рассматривали ли вы установку американской адаптации в России?
Это тоже казалось довольно рискованным, потому что американские фильмы о России полны клише и стереотипов. В американской киноиндустрии сложилось прочное фиксированное представление о том, что такое Россия, как она выглядит. Сериал HBO «Чернобыль » на самом деле является первым примером американского или европейского производства, действие которого происходит в России, в котором место и люди изображены с точностью и точностью, без карикатуры. Но в то время для этого не было прецедента.
Вы сейчас снимаете фильм с российскими партнерами. Почему вы изначально не пошли по этому пути?
Когда вышел « Метро 2033 », в России не было ни одной кинокомпании с ресурсами, необходимыми для того, чтобы рассказать эту историю. Ни у кого не было бюджета или производственных возможностей. У них не было масштаба и стремления воздать должное франшизе.
Почему важно, чтобы фильм получился аутентичным русским?
Мы много раз видели американское видение этой постядерной катастрофы. Но, знаете ли, в этой ядерной войне будут две стороны. Мы никогда не видели другую сторону, русских, как это будет выглядеть здесь. Я думаю, это интересно, потому что аудитория фильмов становится все более глобальной. Даже американские фильмы теперь снимаются для мировой аудитории — около 70 процентов кассовых сборов за пределами Америки. Вы знаете, у нас был век, когда мир в основном смотрел американские фильмы. Может быть, мы вот-вот наступим, когда Америка начнет смотреть глобальные фильмы.
Интервью отредактировано по длине и ясности.
Эта история впервые появилась в ежедневном выпуске The Hollywood Reporter на Американском кинорынке от 9 ноября.
Метро 2033 (литература) — TV Tropes
http://tvtropes. org/pmwiki/pmwiki.php/literature/metro2033
Перейти к
«Уважаемые москвичи и гости нашей столицы!Московский метрополитен — вид транспорта повышенной опасности.»
— Объявление в метро
Метро 2033 — роман Дмитрия Александровича Глуховского. Впервые он появился как веб-роман в 2002 году, а первое печатное издание было выпущено в 2005 году. Он стал бестселлером в России и помог создать успешную франшизу. История следует за 20-летним Артемом, поскольку обещание таинственному незнакомцу заставляет его покинуть относительную безопасность своей родной станции («ВДНХ») и найти свой путь через опасное метро.
Действие книги происходит в Московском метрополитене через двадцать лет после разрушительной ядерной войны. На станциях обитают различные фракции, в том числе Четвертый рейх, Красная линия и The Gemeinschaft der Ringstationen. То есть станции, которые еще не поддались болезням, палаточным пожарам, обвалам или таинственным массовым смертям. Туннели между станциями населены крысами, мутантами и необъяснимыми, но очень смертоносными явлениями. О, и даже не думай подниматься на поверхность.
За романом последовали два продолжения: Metro 2034 и Metro 2035 .
В 2010 году украинский разработчик игр 4A Games создал бесплатную адаптацию романа для видеоигр. Игра также получила продолжение, которое не является адаптацией ни одного из сиквелов.
- После Конца: Нравится, Конец . Судя по всему, даже загробный мир взорвали.
- Хан резюмирует это в этой цитате: «Похоже, опустошение, которое мы навлекли на себя, было полным. Небеса, ад и чистилище также были распылены. Поэтому, когда душа покидает тело, ей некуда идти, и должно оставаться здесь, в метро. Суровое, но… Не незаслуженное искупление наших грехов, согласитесь?
- Все просто сон: довольно неприятный, где Охотник спасает Артема от повешения Четвертым рейхом… Аааа потом Артем просыпается, прислонившись к двери в одной из их камер.
- И человек загордился : Приемный отец Артема резюмирует в этом абзаце на 37 странице книги: «До каких пор ты продержишься на грибах, поливитаминах и свинине? Сдавайся, Homo sapiens! Ты больше не царь природы! Тебя свергли с престола! Нет, ты не обязан умирать мгновенно, никто не будет настаивать на этом. Поползи еще немного в агонии, захлебываясь собственными экскрементами… Но знай, Homo sapiens: ты устарел!»
- Антропный принцип: Обсуждается во второй половине главы 11. Артем утверждает, что сборники сказок совсем не похожи на реальную жизнь, в которой все происходит случайно. Один из двух галлюцинирующих парней на станции заявляет, что если вы знаете, что делаете, события могут происходить логическим образом. повторное посещение в середине главы 19.
- Любой может умереть Даже 10-летний ребенок и Монстр-капля, которым является
- Апокалиптический журнал: Как обнаруживает Артем в газете/закусочной/и т.д. киоск возле его родной станции метро. Женщина, которая работала в киоске, ведет хронологию своей смерти от радиационного отравления (или чего-то похуже) и заполняет журнал точками надежды, каждая из которых жестоко попала в цель, учитывая, что читатель с самого начала знает, что она умерла прямо там.
- Бронебойный Вопрос: «Что партия говорит о безголовых мутантах?» (Двухголовые мутанты в видеоигре)
- Когда его спрашивают у троцкистского комиссара, он тщательно обдумывает свой ответ. На вопрос старейшины группы Свидетелей Иеговы люди смотрят на Артема с ужасом.
- Художественная лицензия География: Хотя многие станции Московского метрополитена достаточно глубоки, чтобы укрыться во время ядерной войны (на самом деле, участки Арбатско-Покровской линии были глубоко заглублены для этой цели), многие станции были построены с использованием техники «вырезать и укрыть», которая, вероятно, рухнет в случае ядерного взрыва. Например, все коммунистические станции на Красной линии были построены до холодной войны и недостаточно глубоки, как и три нацистские станции.
- Мудак Жертва: Бурбон, который в романе планировал убить Артема.
- Как вы знаете: большая часть первой главы состоит из людей, рассказывающих друг другу то, что они уже знают (и вешающих абажуры на этот факт).
- Крутой книжный червь: Даниил и, в некоторой степени, сам Артем.
- Чертовы герои: Несколько раз. Оправданно тем, что Темные охраняли Артема во время его путешествия, используя свои телепатические способности, чтобы посылать людей ему на помощь.
- Blob Monster: Под Кремлем есть… нечто, порожденное биологической атакой, которое вызывает у своих жертв невероятный уровень эйфории. Доходит до того, что идти прямо в кипящую злобную кляксу начинает казаться отличной идеей. Его описывают только как бесформенную массу.
- «Blind Idiot» Перевод: Парень, который сделал английский перевод, правильно понял буквальный словарь и большую часть синтаксиса, но большая часть культурного перевода сделана довольно плохо.
- Коричневый Примечание: Во время любой экскурсии на поверхность действует прежде всего одно правило: Не смотреть на Кремль . примечание Вышеупомянутый Монстр-Клякса обитает в его недрах и, каким-то образом , мельком увидеть Кремль из любой точки Москвы достаточно, чтобы вы подумали, что бездумный поход в подвал Кремля — это хорошая идея
- Облачная кукушка Ландер был прав: Хан — очень… странный человек, считающий себя реинкарнацией Чингисхана и являющийся источником большей части нашей информации о том, как духовно неправильно Метро есть.
Многое из того, что он говорит, звучит безумно, но, наверное, он прав. Или он?!
- Пойдем со мной, если хочешь жить: хотя это и само собой разумеющееся, это скорее «Ты пойдешь с нами, нравится тебе это или нет, потому что ты без сознания из-за того, что тебя чуть не повесили».
- Созерцание нашего пупка: Излюбленное времяпрепровождение всех обитателей Метро, включая сталкеров, торговцев и культистов-каннибалов!
- Выдуманное совпадение: Спасаясь от мутантов, Артем попадает в квартиру, которая, как предполагается, была местом, где он жил до войны. К чести книги, она осталась очень расплывчатой, и даже Артем отмечает, что это слишком маловероятно, чтобы быть правдой.
- Покрытый Ганге: после года работы по уборке уборных в Ганзе Артем, который с отвращением и отвращением всего через три дня пересек Горизонт Событий Отчаяния, падает в тачку с дерьмом. Он использует это в своих интересах, чтобы сбежать с их территории.
- Культ: Многие из них, но культисты Великого Червя замечательны.
- Тёмная тайна: Артём и его друг открыли старый шлюз на станции Ботанический сад (который не закрылся), чтобы посмотреть на настоящее небо. Через него якобы вливаются Темные, и Артем доверяет эту тайну Хантеру.
- Отчаяние Горизонт событий: Антон, после смерти сына Олега
- Определитель: Артем. Хотя его решимость несколько раз терпит неудачу, он не может заставить себя отказаться от своей цели.
- Deus ex Machina: Спасение Артема от нацистов коммунистами. Абажур «если бы троцкисты были хоть днем позже, хоть днем раньше, Артем бы умер».
- Вам это что-нибудь напоминает?: Предположение самого автора, что рассказ может быть аллегорией периода после распада Советского Союза.
- Даунер Концовка: Как раз в тот момент, когда ракеты должны быть запущены по Темным, Артем вдруг понимает, что все его сны и кошмары, которые он видел, были просто Темными, пытающимися связаться с ним. Они просто пытались объяснить людям, что все, что они хотели, это мир и что все смерти, которые они вызвали, были вызваны случайным изнасилованием разума в их попытках передать это.
Но Артем может их понять. Все Темные смотрят на Артема как на последнюю надежду. Затем падают ракеты.
- Навстречу приключениям — Первые три главы, до того, как Артем покинет ВДНХ.
- Элдрич Местонахождение: Кремль, может быть. Кремль остается совершенно нетронутым, несмотря на то, что бомбы уничтожили почти всю Россию, и среди сталкеров есть правило никогда не смотреть на его звезды. Артем читает книгу, в которой рассказывается, как кремлевские звезды связывают демонов. Позже он нарушает правила и смотрит на его звезды, вскоре после этого теряя сознание. примечание По словам сталкеров, с которыми он путешествовал, он не просто упал на землю без сознания, он просто начал несутся в сторону Кремля и удрали бы, если бы вовремя не заметили.
- Момент установления персонажа: Когда Артем убивает нациста.
- Жанр Слепота: Конечно, Артем, давай, поброди среди книжных полок, пока Даниил завязывает шнурки. Это не похоже на то, что вы двое одни в чрезвычайно жуткой, чрезвычайно опасной и чрезвычайно кишащей монстрами библиотеке.
- Виселица: Четвертый рейх приговорил Артема к смерти таким образом, только для того, чтобы его спасли из засады. Правда, Артем немного болтается, прежде чем до него доберутся спасатели.
- Героический BSoD: Когда Артем видит мальчика, похожего на мертвого сына Антона Олега
- Героическое самопожертвование Вышеупомянутый Олег прыгает в кремлевскую биомассу, из которой вырываются Артем, Антон и Сталкеры, с которыми они вместе. их транс и взорвать его с помощью СВУ.
- Точка надежды: Огромная часть последней главы вращается вокруг того, как Артем находит надежду, понимание и причины бороться за мир в целом. Ракеты, запущенные с ближайшей базы, затем уничтожают Темных, в результате чего Артем теряет надежду, снимает противогаз и впадает в полное отчаяние.
- Люди — ублюдки: становится только хуже. К концу книги мать готова продать своего сына (на «полчаса») за 20 пуль, и, пока Артем задыхается от этой мысли, Ульман только пожимает плечами и говорит, что ничем не отличается от других, пытающихся поддержать сами себя.
- Охотник на монстров: Охотник и Орден, к которому он принадлежит. Любая опасность должна быть устранена любыми средствами .
- Игнорируемое прозрение: Все человечество имело это после войны. Почти все оплакивают почти полное уничтожение мира. Остановит ли это их от убийства друг друга из-за его останков? Конечно, нет.
- Если я не вернусь: «Если я не вернусь» — это само название главы 3, где исчезновение Хантера положило начало сюжету.
- La Rsistance: «Первая интернациональная красная боевая бригада Московского митрополита имени Эрнесто Че Гевары», отколовшаяся от красных, потому что они были слишком сумасшедшими. Тем не менее, они по-прежнему снабжаются продовольствием, боеприпасами и бензином для своего моторизованного водостока по Красной линии.
- Плохой свет: как будто Поверхность недостаточно опасна из-за мутантов, сочетание жизни во тьме Метро в течение десятилетий и (вероятно) отсутствия озона сделало солнечные лучи вредными для живущих людей.
там. Слепота всегда возможна в дневное время.
- Значение имени: Артем — русская мужская форма греческого имени Артемисиос, относящаяся к греческой богине охоты. Очевидно, у нее должна была быть отличная меткость, как, по словам Хантера, у самого Артема… но два возможных греческих слова, родственных слову «Артемида», также могут быть прочитаны как « безопасный » или « мясник ».
- Другое происхождение этого имени — греческое artemos (отличное здоровье), что очень хорошо соответствует тому факту, что Артем хороший и чувствительный человек и, таким образом, способен на прямой контакт с Темными
- Mercy Kill: Артем вынужден сделать это с Даниэлем, после того как последний смертельно ранен библиотекарем.
- Мистер Фансервис: Русаков, который представлен как «красивый мужчина в коже» и упоминается как таковой в каждом предложении, в котором он появляется (а также: «Его красивое мужское лицо», «Его красивое, мужественное лицо» и «красивое подтянутое лицо и сильный подбородок»).
- Мой корабль на воздушной подушке полон угрей: большая часть характерных для русской культуры диалогов, фраз и нюансов была переведена на английский язык довольно буквально. Это приводит к забавным случаям, когда персонажи спрашивают, есть ли у них лапша на ушах примечание Русское выражение «Вешать лапшу кому-то на уши» то же самое, что и «Потянуть меня за ногу» на английском.
- Стальные нервы: Темные могут общаться с людьми только посредством телепатии, поэтому и попытайтесь защитить Артема, так как он первый человек, который действительно общается с ними каким-либо образом и выживает. Все остальные превратились в пускающих слюни дебилов и вскоре умерли, как видно из больницы Выставки. Эта защита воспринимается товарищами Артема как подарок, чистая крутизна или некий природный иммунитет к аномалиям.
- Молодец, ломай, Герой: Было бы лучше, если бы Артем остался на ВДНХ.
- Нет ничего страшнее: используются все три вкуса.
- Специальные очки относятся к сцене ближе к концу.
Артему кажется, что он слышит подземную реку, и он открывает технический люк сбоку от туннеля, чтобы посмотреть на туннель, идущий параллельно тому, в котором он был. Затем в темноте появляется огромная, похожая на поезд серая штука . мчится мимо по рельсам с такой силой и натиском, что у него заболели уши и лопнуло. Он мудро захлопывает дверь. Более того, нам никогда не говорят. это подразумевал , что это был чудовищный бог-червь, которому молился каннибалист-культист. Признание, сделанное их верховным жрецом десятью минутами ранее, что он сам выдумал бога только для того, чтобы получить контроль над дикарями, помогает , а НЕ , помочь вам успокоиться. Интересно, что еще там скрывается…
- Специальные очки относятся к сцене ближе к концу.
- Precision F-Strike: Происходит несколько раз, иногда из ниоткуда. Некоторые из них связаны с проблемами перевода.
- Надевание Рейха: во Вселенной, поскольку даже с крайне ограниченным образованием рассказчика (и его внутренним шоком и трепетом, когда он встречает некоторых людей азиатского и африканского происхождения), он считает, что это так (не говоря уже о том, что слишком глупо для слова), когда он встречает в метро фашистов, одержимых Гитлером, несмотря на массовое и сознательное невежество, необходимое для того, чтобы быть прогитлеровским и этнически славянским одновременно.
- Проверка Рагнарка: предотвращено. Выжившие живут в ужасных условиях, а метро представляет собой лабиринт из покореженного бетона и ржавых труб. Даже большинство огнестрельного оружия импровизировано, и лишь немногие могут позволить себе довоенное автоматическое оружие. Это всего через 20 лет после Конца.
- Religion Is Wrong: Или, по крайней мере, «организованная религия — это дерьмовое безумие», когда Артем убегает в страхе даже перед самым сочувствующим. Хантер также рассматривает атеизм в положительном свете, заставляя мужчин бороться за свое выживание, а не сдаваться, и Михаил прямо заявляет, что он атеист.
- В чисто практическом смысле религия, возможно, была права когда-то , но поскольку Великий пожар уничтожил рай, ад и чистилище, если Бог когда-либо существовал, то теперь он мертвее дискотеки.
- Религиозная русская рулетка: Артем проводит большую часть романа между принятием и отказом от новых верований.
- Новичок Красный Рейнджер: Артем, который впервые покидает свою станцию и в своих приключениях встречает самых разных людей, более опытных, чем он.
Его наивность очень подчеркнута.
- Мошенничество с религией: Оба ниспровергли и последовали прямо с культистами Великого Червя. Создатель религии говорит, что он откровенно лгал своим последователям, просто чтобы распространить свою ненависть к машинам, но затем Артем видит что-то большое, движущееся в туннелях, подразумеваемое как Великий Червь. Или туннельный бур.
- Страшно-аморальная религия: снова культ Великого червя. Есть людей нехорошо Если это не враг, то это праздник. Также нормально похищать детей, чтобы внушать им идеологию.
- Скользящая шкала идеализма против цинизма: хватайте попкорн и просто наблюдайте, как Артем превращается из новичка в Неф в подражателя Ницше.
- Второстепенный герой: хотя Артем — единственный человек, за которым мы следуем, и другие персонажи появляются и исчезают в зависимости от того, как проходят его путешествия, он также абсолютно, вплоть до конца книги, никогда не герой, который, по-видимому, существует, чтобы волшебным образом изолировать других от вреда, в то время как они те, кто предпринимает действия, чтобы победить то, что в настоящее время угрожает убить их (хотя окончание в значительной степени подразумевает, что готовность других убивать всех нелюдей не является автоматически хорошей вещью).
- Survivor Guilt: Артем все время, но особенно после смерти Олега.
- Тактичный перевод: исключены разделы, посвященные мату, что иногда приводило к моментам, когда персонажи внезапно говорили: «Да пошел ты!» без видимой причины.
- Болтливый гагар: Бурбон перед смертью.
- Кружка с лосиной мочой: Вездесущий «самовар» — мутный, часто опасный для питья и «собирается как наждачная бумага».
- Эти дурацкие нацисты: русские нацисты — неудачная правда на телевидении. Сегодняшняя Россия имеет одну из самых больших концентраций неонацистских групп, сосредоточенных на русском ультранационализме, а не на немецком ультранационализме. Они до сих пор сохраняют свастику и «стилистические» элементы нацистов. Спишите это на счет российской иронии, почему русские воссоздали единственную идеологию, в уничтожении которой они сыграли важную роль и которая преследовала их.
- Принцип Смурфетты: мужчины охраняют станции, женщины остаются дома и заботятся о детях.
Единственные три женщины, упомянутые в первом романе, являются невероятно второстепенными персонажами: младшая сестра Жени, жена, которая приносит мужу пиво, и крыса.
- Нежить: Ну, может быть. Некоторые персонажи утверждают, что некоторые части метро населены привидениями, другие объясняют это галлюциногенными газами.
- Темных часто сравнивают с гулями.
- Был Когда-то Человеком: Намекнули, что Темные и Библиотекари — мутировавшие люди. Библиотекари изображаются как квазиразумные существа, которые охотятся и передвигаются стаями из двух или более особей. Кроме того, они достаточно умны, чтобы с пугающей точностью имитировать человеческую речь, хотя неизвестно, понимают ли они, что говорят, или нет.
- Темные: «…помните, полгода назад нам удалось взять в плен одного из них?» — Помню, — заговорил Петр Андреевич. «Он две недели сидел у нас в кутузке, не пил нашу воду, не ел нашу еду, а потом захрипел». «Вы его не допрашивали?» — спросил мужчина (Хантер).
- Темные: «…помните, полгода назад нам удалось взять в плен одного из них?» — Помню, — заговорил Петр Андреевич. «Он две недели сидел у нас в кутузке, не пил нашу воду, не ел нашу еду, а потом захрипел». «Вы его не допрашивали?» — спросил мужчина (Хантер).