Кубики Никитина – методика обучения логическому мышлению
Игровой процесс обучения ребенка давно зарекомендовал себя среди разработчиков обучающих материалов. Увлекательные задания развивают в ребенке логику, концентрацию внимания, усидчивость, формируют тягу к знаниям. В этой статье мы подробно рассмотрим одну из популярных развивающих детских игр – кубики Никитина.
Воспитываем ребенка «по-никитински»
О многодетной семье Никитиных стало известно в 50 годах прошлого века. Их соседи удивлялись тому, что в 3 года дети уже были знакомы с принципами арифметики и закалялись зимой наравне со взрослыми. Борис и Елена Никитины заложили основные принципы педагогики, объяснили, как сформировать из ребенка гармоничную, тяготеющую к знаниям личность. Что же включают в себя их принципы воспитания?
- Самостоятельность развития — нельзя постоянно опекать ребенка, заставлять его заниматься выбранными вами занятиями, стремиться подчинить себе все его время.
- Свобода творчества – не нужно напрягать чадо уроками, тренировками, заставлять заниматься «из-под палки». Пусть ребенок трудится сколько хочет и может.
- Спортивная атмосфера – в доме в доступности должны лежать спортивные снаряды, выделено место для занятий спортом. Это становится для детей естественной средой, как диван или детская площадка на улице. Они растут физически крепкими и здоровыми.
- Родительское участие – нельзя оставаться равнодушным к успеху ребенка, необходимо мягко подталкивать его к получению знаний и хвалить, но придерживаться золотой середины, держа в уме первый пункт.
Основываясь на этих простых принципах, педагоги Никитины изобрели развивающие игры – наборы кубиков, которые подходят практически всем детям дошкольного возраста, со скидкой на их физическое и психическое развитие.
Особенности игры в кубики
Суть методики этих интеллектуальных игр в отсутствии навязывания правил. Дите плавно вовлекается в атмосферу деятельности с помощью старших братьев и сестер или родителей. Затем их участие минимизируется, и ребенок занимается самостоятельно. Малыш начинает выполнять задачи, со временем они усложняются, но он сам должен отыскать пути решения, подсказки недопустимы. При отсутствии прогресса необходимо возвратиться к более легким вариантам. Если и этот способ не помогает, от игры нужно временно отдохнуть. Эта методика развивает в ребенке самостоятельность в принятии решений, заставляет логически думать и искать ответы на вопросы без помощи посторонних. У игр в никитинские кубики есть основополагающие принципы.
- Подсказки давать запрещено. Жесты, многозначительные взгляды и слова — табу. Только так малыш научится самостоятельности действий.
- На решение задачи малышу нужно давать столько времени, сколько требуется. Запрещено требовать решить быстрее или пропустить текущую.
- Готовый комплект предполагает вариации. На основании начального набора старшие сами могут придумывать новые задания для малыша.
- Хвалите чадо. Дайте ему почувствовать вкус победы даже при выполнении элементарных задач.
- Не дайте малышу перенасытиться игрой. Если вы видите, что он слишком увлекся, лучше выделять ограниченное время для занятий, чтобы интерес не угас.
- Не делайте обидных замечаний, не оскорбляйте ребенка фразами: «Какой ты глупенький!», «Это же элементарно!»
- Попробуйте выполнить задание сами, прежде чем повысить уровень сложности ребенку.
- Делайте вынужденные перерывы и возвращайтесь к простым вариантам, если вы заметили, что ребенок не справляется. Интерес накрывает малышей «волнами». Если вы перерыв затянулся, «невзначай» покажите игру гостям или предложите поиграть с другом.
- В многодетной семье у каждого малыша должен быть свой набор.
- Ведите «дневник успехов». Отмечайте время выполнения задания, количество успехов и неудач, ведите записи о лично завершенных упражнениях.
- Игра должна стоять в доступном, но неочевидном месте. Пусть ребенок помнит о ней, но не смешивает с другими игрушками и не теряет.
- Атмосфера игры – непринужденная, легкая. Если чадо жаждет физической активности, не препятствуйте этому.
- В готовом наборе ограниченный выбор заданий. Если ребенок освоил все, заведите альбом, в который будете зарисовывать самостоятельно придуманные схемы и давать их на выполнение малышу.
- Разнообразьте игру собственными правилами. Это могут быть соревнования на скорость складывания узора или другой конкурентный способ решения задач, который внесет в игровую атмосферу нотку свежести.
С какого возраста можно пользоваться кубиками?
Часто родители спрашивают: «С какого возраста начинать занятия?» Точный ответ на вопрос дать невозможно. Кто-то готов осваивать набор в 1,5 года, кому-то не удается выполнить задания в возрасте 3 лет. Все зависит от общего развития малыша, атмосферы воспитания, особенностей его здоровья и способности конкретных родителей заинтересовать чадо увлечением. Теоретически начать заниматься с ребенком по методике кубиков можно, начиная с полугода. Если он не увлечется, временно отложите игру и попробуйте чуть позже. Для самых маленьких вовлечение происходит с помощью интересной истории, сказки. Фантазируйте вместе, придумывайте рисункам «имена». С начала занятий сложность повышается. Вплоть до школьного возраста ребенку интересно выполнять развивающие тесты.
Описание основных видов кубиков
Сложи узор
Самый простой игровой набор из 16 одинаковых кубиков. Размер небольшой – 3 см. Их грани выкрашены в разный цвет. Их форма – треугольник или квадрат. При желании набор можно изготовить самому, прочитав соответствующую литературу и имея минимальные творческие навыки. Подходит для маленьких детишек от 1,5 лет, так как с ходу может заинтересовать их яркой окраской. Второе название – паззлы Никитина. Изначально перед ребенком ставится задача выложить из кубиков конкретный узор, затем наоборот – нарисовать картинку, в которую сложились части. Завышающий этап – придумать собственный вариант орнамента и изобразить его, попутно объясняя, что он хочет зарисовать. Начинают с 2-4 кубиков, постепенно увеличивая количество.
Эта игра увлекает практически всех детей без исключения. Развивается воображение, мелкая моторика, активизируются лобные доли, ответственные за творческое мышление. Ребенок осваивает навыки анализа и систематизации материала, учится различать относительные категории, изучает цвета. К игре дополнительно приобретается альбом для записей и рисунков.
Сложи квадрат
За основу взята головоломка, в которой из нескольких кусочков разного цвета требуется сложить квадрат. Она не подавалась даже некоторым взрослым, поэтому Никитин модифицировал ее в более простую. Играть можно с 2-ух лет. На фанерке формата А4 располагается 12 кубиков, вставленных в окошки. Есть 3 категории сложности. Начальная состоит в том, чтобы составить 4 простейших квадрата. Для этого малышу надо показать, как из нескольких половинок получается одна фигура. Дальше он начинает выполнять задания самостоятельно. Уровень сложности повышается постепенно. Задачи способствуют развитию логики, умению дробить основную цель на мелкие, способствующие ее достижению.
Уникуб
Игра знакомит малыша с трехмерным пространством. В процессе он учится собирать сложные объемные фигуры. Начальный уровень – простейшие геометрические (параллелепипед, трапеция), более сложный – животные, дома. В наборе 27 шестигранных кубов с разноцветной огранкой. Предлагать играть можно, начиная с 1,5 лет. Ребенка можно легко обучить классификации цвета и его восприятию. Например, предложить построить синюю дорого с желтым тротуаром и устроить соревнования по скоростному сбору однотонных фигур. Самые сложные задания не поддаются некоторым взрослым. Это одна из лучших тренировок пространственного мышления и самоконтроля, которая подготовить ребенка к будущему освоению геометрии в школе.
Кубики для всех
В наборе 27 одинаковых кубиков, соединенных между собой разными способами в 7 фигур. Одна фигура состоит из 3, остальные из 4 каждая. Они различны по форме и окрашены в разные цвета. В методичке предложены задания, согласно которым фигуры нужно соединять в различные модели, похожие на геометрические фигуры, дома, машины, зверей. Поощряется придумывать собственные варианты соединений. Маленьким детям нравится сооружать фигуры из 2-3 деталей, ребятам постарше – из большего количества. Постоянно занимаясь такой деятельностью, ребенок активизирует мыслительный процесс. Построить фигуры по предложенному рисунку – задача простая, а придумать собственную модель – более творческая. Она закладывает фундамент для креативного мышления, развивает воображение. Дайте ребенку проявить фантазию. Пусть он рассказывает, на что похожа та или иная модель. Интересные и забавные ассоциации записывайте и зарисовывайте.
Дроби
Рекомендуемый возраст начала игры – 3 года. Для выполнения сложных заданий необходимо знание простейшей арифметики. В комплекте 3 фанерки. На каждую нанесены 4 разноцветных круга. Первый — целая окружность, второй – 2 равные половинки, третий – 3 части, последний делится на 12 долей. Сочетая их, ребенок повторяет цвета, учится азам счета, сравнивает доли, комбинирует. Малышей с помощью игры обучают новым словам – «четвертинка», «половинка» (в зависимости от рисунков на дощечке). Старшим детям можно прививать математически правильные названия – «одна вторая», «три четверти». При наложении большей части кубиков на меньшую ребенок учится сравнивать доли. Опытным путем выкладывания частей ребенок устанавливает связь «больше-меньше». Все изученные понятия необходимо записывать в журнал.
Кирпичики
С помощью игры дети постигают основы черчения, развивается пространственное мышление. В наборе 8 брусков из дерева или пластмассы. В альбоме 30 заданий. По чертежам ребенок строит модели из кубиков. Элементарные подходят для детей 4-ех лет, самые сложные будет под силу разгадать ребятам школьного возраста. Игра имеет три варианта выполнения: сложить фигуру по чертежу, перенести рисунок фигуры на бумагу и построить собственный вариант, изобразив его чертеж. Набор подготовит ребенка к школьным предметам геометрия и черчение. Он является своеобразной «гимнастикой для ума», заставляет попыхтеть над задачами даже взрослых.
Как выбрать набор для своего ребенка?
Не стоит ориентироваться на советы друзей и родственников в этом вопросе. Каждый ребенок – уникальная личность. Присмотритесь к тому, что его больше интересует. Если он уже «прикипел» к какой-то игре, не навязывайте ему другой вид, пока он сам не проявит заинтересованность. Главное – учитывайте возраст ребенка (сложность заданий пропорциональна количеству лет) и его психологическое и физическое развитие. Попробуйте взять чадо в магазин и покажите ему наборы. Если он заинтересуется конкретным, лучше купить его. Позвольте выполнить элементарное задание, похвалите дите, чтобы он почувствовал гордость и тягу к выполнению более сложных квестов.
В статье мы познакомили вас с важной обучающей игрой – кубиками Никитина. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался быстрее сверстников, рос с тягой к знаниям и самостоятельности, ежедневно делал открытия, приобретите для него эти наборы или изготовьте самостоятельно. Следуйте педагогическим рекомендациям во время игр и вы будете гордиться своим чадом!
mixfacts.ru
Кубики Никитина. Делаем САМИ))) и себе на заметку))) — запись пользователя Ру (Fina1000tovarov) в сообществе Все о детях от трех до шести лет. в категории Игры
сколько квадратов вы видите на картинкеМетодика раннего развития, созданная семьей Никитиных известна во всем мире. Их эффективная система опробована на своих собственных семерых детях.
В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип « от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям». Такой союз вместе с
грамотным применением пописанных ниже игр сам по себе дает толчок в развитии ребенка.
Игры Никитиных развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать. Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей - «можно сделать еще лучше». Все это поддерживает интерес к игре, движению вперед, совершенствованию. Каждый раз, самостоятельно поднимаясь до «своего потолка» малыш развивается наиболее успешно.
Правила Никитиных, которые авторы советуют соблюдать родителям, чтобы игры усваивались наиболее успешно:
Радоваться успехам малыша, но не захваливать.
Не допускать принуждения, как бы вам не хотелось, чтобы ребенок занялся игрой. Отступитесь, отложите на некоторое время, ждите момент, когда игра будет желанной. Создавайте условия для такого желания.
Во время игры не позволяйте себе обидных замечаний в адрес ребенка. Обидные слова вызывают у детей раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать.
Вы не должны выполнять задания за малыша, не должны подсказывать ему ни словом, ни взглядом, ни жестом, нельзя говорить «хорошо», «правильно», «ай - яй яй» и т.п. Ваш довольный или нахмуренных взгляд, одобрительный или отрицательный кивок - все это не должно стать главным критерием в оценке своих действий у малыша, его самоконтроль заменится стремлением угадать, как к этому отнесетесь Вы.
Сколько сразу давать игр, как их вводить?
Подойдите к этому вопросу творчески - ориентируйтесь на рост способностей малыша, его успехи, заинтересованность.
Новые игры вводите постепенно, избыток моментально приведет к обесцениванию. Естественное явление периодическое «остывание» к игре, в этот момент можно вводить новую. В один день можно играть в 23 игры, только с условием, что 2 из них уже хорошо знакомы малышу.
Когда перестать играть?
Есть несколько объективных критериев, по которым можно безошибочно судить, что малыш подрос, и игра ему уже ничего не дает - это количество выполненных заданий, чем больше малыши их выполнил, тем дальше он продвинулся в развитии.
Сокращение времени, которое понадобилось малышу для выполнения заданий.
Ребенок начал сам придумывать и складывать свои модели.
В каком порядке правильно давать игры?
Для обеспеченного успеха начните с посильных задач или более простых частей. Наиболее популярные игры Никитиных подобранные по степени сложности- «Сложи квадрат»(2-6), «Сложи узор»(4-8), «Дроби»(3-7),»Кирпичики»(2-6), «Кубики Никитина для всех»(5+), » Уникуб»(6+).
Краткое описание игр.
Сложи квадрат.
Являет собой планшет, в которых вставляется 12 квадратов, каждый по возрастающей степени сложности разрезан на кусочки. Собирая квадрат, ребенок развивает логику, цветоощущение, соотносит целое и его часть, учится разбивке одной тяжелой задачи на несколько простых. В игре 3 варианта сложности:
1уровень - составление квадрата из 2-3 частей.
2уровень- 3-5.
3уровень- 4-7.
Если играть совсем комплектом, задача усложняется подбором цвета, так как все квадраты разных цветов.
Сложи узор.
Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах.
Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры - дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик.
Дроби.
Эта игра состоит из 12 разноцветных кругов. Первый круг - целый, остальные же разделены на 2, 3. 4, части и так до12. Как играть? Все 78 частей высыпаются на стол, дроби собираются на столе по цветам, потом из каждой кучки нужно сложить круг определенного цвета.
Таким образом, дети приобретают представление о дробях и их соотношениях, знакомятся с названиями, например - одна пята, две трети, усваивают принцип дроби: чем частей больше, тем части меньше. Кроме того, пособие поможет выучить цвета и порядковый счет. Даже совсем маленьким деткам интересно находить сходные по цвету части и составлять из них фигуру.
Кирпичики.
Игра развивает пространственное мышление, знакомит с основами черчения.
Состоит из восьми одинаковых блоков. В игре 3 вида заданий:
1. построить модель по данному чертежу.
2. сделать чертеж по построенной модели.
3. придумать новую модель самостоятельно и составить к ней чертеж.
Игра направлена на развитие творческой жилки, внимания, усидчивости, идеально тренирует мозг.
Кубики Никитина для всех.
27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь - фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.
Уникуб.
Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.
Берегите игры Никитиных, не ставьте их на уровень остальных игрушек.
Как самому сделать кубики Никитина?
Сделать эти кубики очень легко. Вы можете воспользоваться готовыми пластмассовыми кубиками с пазлами, отмочив с них картинки, либо вырезать из картона 18 разверток кубика и наклеить на них цветную бумагу, готовые кубики перемотать скотчем от попадания влаги. Принцип наклеивания:
Передняя грань - белая, на рисунке прозрачная, задняя - желтая, правая грань - синяя, левая грань - красная, верхняя грань - желто - синяя, нижняя - красно- белая. Вот какие кубики получились у меня.
Эти кубики уже достаточно давно в моем списке развивающих игрушек, для приобретения. В воспитании младшего ребенка стараюсь придерживаться девиза Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Благо и ребенок у меня очень деятельный, только успевай с ним заниматься. Но вот такие развивающие игрушки, как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина и Зайцева я для себя отметила. Методика Никитиных, кстати, в целом перекликается с Монтессори тем, что там тоже ребенок должен делать все сам, а родители только наблюдать.
Когда Данилка уже дорос до этих кубиков, то столкнулась с такой проблемой: в большом городе купить их совсем не просто, уже не говоря про небольшие городишки и села. Я объездила несколько больших магазинов «Детский мир» и негде кубиков, да и других игрушек из моего списка не было. В итоге родилась идея смастерить кубики Никитина своими руками. После старшего сына остались несколько комплектов обычных кубиков с картинками. Вот из них я и решила делать кубики Никитина.
На прошлой недели мы с Даником пошли на развивающие занятия в клуб. И когда там педагог достала кубики, чтобы познакомить с ними детей, я просто не смогла удержаться от восклицания «кубики Никитина!!!». Увидев, что я в восторге, педагог разложила передо мной фактически все развивающие игрушки из моего списка. Представляете мой восторг! Расспросив администратора клуба о том, где она приобрела эти пособия ,узнала, что заказала в магазине развивающих игрушек. И кубики Зайцева ждет уже почти месяц.
Но, наверное, я уже готова была морально к тому, чтобы сделать все своими руками, поэтому не стала их заказывать, а к следующему занятию мы имели уже дома свой комплект кубиков Никитина.
Делаются они очень просто. Нужно только 16 кубиков, цветной картон, клей ПВА, ножницы и скотч.
1. Первым делом замачиваем кубики для того, чтобы предыдущие картинки отклеились.
2. Зачищаем кубики от остатков бумаги и старого клея.
3. У меня были кубики размера 4 см на 4 см. Поэтому и заготовки из цветного картона я делала такого же размера.
4. Понадобится 24 квадрата из красного картона, 24 квадрата из белого картона, 24 квадрата из голубого и желтого картона.
5. Обклеила кубики по схеме ( схему взяла на сайте семьи Никитиных - это просто кладезь полезной информации. Очень рекомендую всем родителям).
Передняя грань - белая ( на рисунке она прозрачная), правая - голубая, левая - красная, задняя - желтая, верхняя - желто-голубая, нижняя - красно - белая.
Для прочности сверху оборачиваем кубики скотчем.
Кубики Никитина своими руками готовы!
Мы с Данилкой пока составляем только дорожки для всякой живности, например, для киски - белую дорогу выстраиваем, а для собачки - красную. Заодно и цвета учим. Думаю, что для описания игр с кубиками я напишу отдельную статью. Подпишитесь на обновления сайта в верхнем правом углу и тогда точно ее не пропустите.
С уважением, Малыш и мама.
www.babyblog.ru
КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ (КВ) | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ
Материал взят из книги «Интеллектуальные игры»
Купить игру Никитиных
КУБИКИ для ВСЕХ
Описание игры
Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но… не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.
Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?
Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась.
Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины, фигуры животных и людей или просто представляли собою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.
Как изготовить игру
Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45).
Рис. 45
При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый.
Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95×155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.
Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46).
Рис. 46
Рис. 47
Рис. 48
Рис. 49
Рис. 50
Рис. 51
Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.
Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.
Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.
Как играть
Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.
По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.
Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.
Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.
Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.
Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани…” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.
Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.
Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.
nikitiny.ru
Логическое упражнение — Посчитай кубики
Логическое упражнение «Посчитай кубики» состоит их нескольких задач: во-первых ребенку нужно посчитать количество кубиков на каждой картинке, во-вторых необходимо решить, насколько их меньше, чем на образце, и в-третьих — правильно разглядеть количество кубиков на рисунке (ведь на бумаге нам видны не все кубики).
Цель: развитие пространственного мышления.
Материал: распечатанные бланки методики (Бланки №№ 1,2, 3 и 4).
Инструкция к упражнению «Посчитай кубики»: в данном упражнении предлагается решить 8 заданий (по 2 задания на каждом бланке). Ребенку нужно внимательно рассмотреть и сосчитать количество кубиков на рисунке-образце, который заключен в рамку и находится в левом верхнем углу каждого задания. После этого он должен начать последовательно работать с остальными пятью рисунками. Он считает количество кубиков, изображенных на каждом очередном рисунке, а затем определяет, на сколько кубиков здесь меньше, чем на рисунке-образце.
Сосредоточившись на рисунке, ребенок должен подсчитать все изображенные на нем кубики, в том числе те, которые видны лишь частично или не видны совсем, поскольку целиком закрыты другими кубиками. Ребенок называет вам каждый раз количество кубиков, а также говорит вам, на сколько кубиков здесь меньше по сравнению с рисунком-образцом. Все это вам надо записывать.
По окончании выполнения задания ребенок проводит самопроверку, для чего используются сделанные вами по ходу выполнения задания записи. Теперь ребенок должен проверить правильность тех чисел, которые он называл.
Хорошо, если ребенок в процессе выполнения задания и при самопроверке будет считать не по одному кубику, а целыми рядами или столбиками, складывая сразу по несколько кубиков. Если к использованию этого метода ребенок не придет сам, то его следует к этому постепенно подвести.
Примечание: ребенку вначале может быть трудно подсчитывать скрытые кубики, то есть кубики, которые на рисунке не видны. Поэтому при выполнении первых заданий из этого упражнения будет целесообразно использовать настоящие кубики. Если у вас не найдется обычных игровых кубиков одного размера, вы легко можете изготовить их вместе с ребенком из плотной бумаги, распечатав в необходимом количестве Бланк №5, где даны развертки кубиков одного размера.
Бланк №1
Бланк №2
Бланк №3
Бланк №4
Бланк №5
Бланк №6
Скачать бланки упражнения «Посчитай кубики» в формате Word по ссылке ниже
chudo-udo.info
Такие разные кубики. — кубики для малышей — запись пользователя Юлия (id1463749) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Развивающие игры
как перекидывать четкиТрадиционно родители покупают множество игрушек и среди них практически всегда можно найти развивающие кубики для детей. Это правильно, ведь кубики позволяют ребенку овладеть необходимыми навыками, усовершенствовать моторику рук, а также способствуют развитию сенсорики. Помимо этого в разные возрастные периоды кубики играют различную роль.
Если в первый год жизни с помощью кубиков ребенок учится «пользоваться » своими ручками, то в последующем они становятся незаменимым атрибутом обучения цветов, конструированию, счету и чтению, они развивают пространственное воображение и способствуют укреплению памяти. При этом огромное значение имеет выбор развивающих кубиков для детей.
Как выбрать развивающие кубики для детей?
Как советуют педиатры и детские психологи, развивающие кубики для детей должны, прежде всего, соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Следует обратить внимание, что это могут быть кубики из дерева, пластмассы или мягкие текстильные кубики различной формы и раскраски, но для любого возраста обязательным остается условие их безопасности для здоровья.
Приобретать кубики можно уже с 2-3-месячного возраста малыша. Основным условием их выбора является соответствие размеров кубика и ладошки вашего ребенка. В дальнейшем стоит приобрести несколько наборов кубиков различного размера и цветов, будет хорошо, если на них будут нанесены изображения животных. Для деток возрастом от 2-х лет стоит подобрать кубики-пазлы, а ближе к 3-м годам правильным выбором становятся кубики с нанесенными на них буквами и цифрами.
Таким образом, на различных возрастных этапах можно обеспечить своевременное развитие тех или иных функций опорно-двигательного аппарата, а также знаний и умений ребенка.
Какие бывают развивающие кубики?
Кубики Никитиных
Эти кубики изобрели педагоги Елена и Борис Никитины для самых маленьких детей. Грани кубиков раскрашены в разные цвета, из которых малышу предлагается складывать узоры по образцу карточек, прилагающихся к набору кубиков. Занятия по методике Никитиных развивает логику и системное мышление у маленьких детей, учат комбинировать и определять сходство.
«Динамические кубики» Чаплыгина - набор из тридцати кубиков с буквами, причем на десять из них на нанесены устойчивые слоги. Данный набор выпускается только в готовом виде с книжкой-шпаргалкой.
Вальдорфские кубики
Вальдорфская педагогика предлагает свою «версию» кубиков. Это деревянные брусочки разной формы, не обязательно кубической. Название для этих игрушек просто осталось традиционное. Чтобы что-то построить из таких кубиков, малышу нужно сначала хорошенько подумать, взвесить их на ладони, подогнать по форме один к другому. Это тот же тетрис, но только вживую и для маленьких. Такая игра развивает и пространственное и образное мышление, воображение, логику, координацию движений. Вообще вальдорфская методика воспитания подразумевает раскрытие личностного потенциала ребенка посредством вовлечения его во все дела взрослых. Ибо ведущей линией развития ребенка считает подражание. Поэтому для наиболее эффективного применения вальдорфских кубиков, маме следует, хотя бы поначалу, присоединиться к такой игре. И показать малышу, что можно построить из этих брусочков.
Кубики Зайцева
Это специальные кубики, разработанные выдающимся русским педагогом Николаем Зайцевым. Они помогают обучить чтению малышей с задержкой развития речи и психики, аутизмом, а также для салабовидящих и слабослышащих деток. На грани таких кубиков нанесены склады - слоги или комбинации гласных. Принцип образования складов обусловлен анатомической структурой человеческих связок и усилием, которое применяется для произнесения того или иного фрагмента слова.
В зависимости от этих складов (включающих только гласные или также согласные: звонкие или глухие, мягкие или твердые), кубики различаются по цвету, размеру и звуку тарахтящего наполнителя. Из этих кубиков малыши с помощью педагогов складывают слова - как из обычных кубиков с одной буквой на каждой грани.
Кубик Рубика
Всем известная и полюбившаяся всему миру головоломка под силу уже младшему школьнику. У нас дома пока только взрослые развлекаются этой головоломкой. Кстати, сегодня существует множество вариаций кубика Рубика.
Различные конструкторы из кубиков.
Интерес к конструкторам не иссякнет очень долго. Сегодня машинки, завтра домики, а послезавтра самолеты - из конструктора каждый день можно строить что-то новое и необычное! Конструкторы могут быть как деревянными, так и пластмассовыми. Сейчас в магазине можно найти конструкторы на любой вкус и кошелек.
Из всего многообразия кубиков у сына есть практически все из перечисленных, за исключением кубиков с буквами, их нам заменяет магнитная азбука. Особой популярностью пользуются конструкторы из кубиков.
Например:
Деревянный конструктор Hape - замок.
Игрушка состоит из деталей различных форм, что дает большие возможности для детского творчества. Некоторые детали имеют углубления, за счет которых их можно использовать в качестве моста или поставив вторым рядом в качестве окон. Для украшения замка в наборе имеется яркая башенка.
Конструктор из кубиков Step Puzzle.
![]()
Играть в нее можно как одному, так и вдвоем. В коробочке вы найдете разноцветные кубики-пазлы и книжку с заданиями (от простого к сложному), которые позволяют развить память и внимание.
Конструкторы Lego - можно тоже отнести к конструкторам из кубиков.
В целом кубики помогают родителям превратить обучение в увлекательную игру. Ведь главное помнить, что кубики это хорошее пособие, с помощью которого можно помочь своему ребенку расти и развиваться.
Как играть в кубики в зависимости от возраста ребенка?
1 - 1,5 года
Первый набор кубиков подари карапузу в возрасте около 1 года или и того меньше. Во-всяком случае, он должен уже хорошо сидеть или подолгу стоять на коленках или четвереньках. Для такого возраста будет достаточно набора из 6 кубиков.
Первые игры вне зависимости от желания взрослых будут такими, как и с любыми другими игрушками: бросание и изучение стука падающей вещи; просто ощупывание с применением различных способов захвата сначала двумя, а потом и одной ладошкой; перекатывания кубика по полу - ведь только взрослые считают, что катиться могут предметы исключительно круглой формы.
По инициативе взрослого можно играть в «прятки кубика». Покажи малышу кубик, а потом спрячь его под платок, в мешочек или коробку у него на глазах. Потруси упаковкой и попроси малыша обнаружить пропажу, не торопи его и не помогай - пусть он сам развернет и найдет свой желанный приз.
1,5 - 2 года
Когда малыш подрастет, с возраста 1,5 лет, можно начинать привлекать его к строительству простейшей башенки: просто ставить кубики один на другой. Сначала роли четко распределятся: вы будете строить башенку, а малыш ее разрушать, что будет доставлять ему колоссальное удовольствие. Впоследствии ребенок начнет помогать вам в постройке: начинайте с одного кубика, а по мере накапливания сноровки - наращивайте этажность вашей башни. Когда просто строить и рушить башенку ребенку надоест, покажите ему, как построить домик с окошком. По началу это простейшая конструкция из 3-х кубиков: два на нижнем ярусе, поставленные на какое-то расстояние, а сверху - третий между ними. Развивайте воображение малыша - поселите за окошком зайчика, пусть медвежонок придет к нему в гости.
2 - 2,5 года
По мере взросления карапуза - уже к 2 - 2,5 годам для постройки домика понадобится гораздо больше кубиков - малыш с вашей помощью начнет строить его с 4-мя стенами, как положено. Вокруг домика можно будет мостить дрожки, прокладывать туннели, по которым катать мячик, перекидывать мостик между двумя далеко расставленными кубиками и пр. Да и домиков может быть не один, а несколько, в каждом из которых кто-то будет жить, и эти «жильцы» начнут ходить друг другу в гости и дарить подарки. Так игра с обычными кубиками хорошо послужит социализации ребенка. Ни в коем случае, не ругайте ребенка за раскиданные по всей комнате кубики - творческий процесс не знает порядка. И не заставляйте обязательно убирать кубики на ночь - возможно, завтра малыш захочет достроить «кубиковый» город - к утру у него явно появится много новых идей.
3 - 4 года
Когда ребенок уже «дорос» до постижения азбуки (3 - 4 года), вам понадобятся кубики с буквами. Какие они бывают, описано выше, а вот как с ними играть? Сначала покажите ребенку одну букву на грани кубика. Расскажите ему о ней какую-то историю, обязательно назовите предмет, иллюстрирующий эту букву на кубике. Дальше можно играть с кубиком как с заменителем этого предмета (самолетик будет летать, а уточка крякать). Заодно, будет хорошая тренировка образного мышления ребенка - ведь он манипулирует не с настоящими предметами, а их изображениями на картинке. Затем перемешайте много кубиков и попросите малыша отыскать «вашу» буковку. По мере того, как ребенок будет узнавать все новые и новые буквы, усложняйте задачу: пусть К подружится с А, пусть О отыщет П и т. д. А когда арсенал знакомых букв будет уже более-менее большой - начинайте складывать из них слоги и слова.
С окрашенными кубиками Никитина игры построены таким образом, что разрешают ставить задачи всё возрастающей сложности. Это позволяет не останавливаться на достигнутом результате, не только тренировать, но и развивать способности ребенка.
И не только ребенка, кстати говоря. Часто бывает, что взрослый, решивший попробовать свои силы, например, в игре "сложи узор", быстро натыкается на задание, которое у него сразу не получается выполнить. Папы и мамы начинают играть вместе с детьми. Доступность игры трехлетнем малышам и одновременная непосильность части заданий среднему взрослому позволяет игре возбуждать интерес ребенка в течение многих лет.
Старше 4 лет
Ошибочно считать, что после того, как ребенок научился читать, кубики ему уже больше не нужны. Напортив, он будет использовать их как строительный материал для все более сложных конструкций - теперь это могут быть детали кладки замка или горного массива. В этом возрасте активно развивается творчество, и кубики становятся универсальным строительным материалом, а также заменителем любого предмета - от подарка на кукольном дне рожденья, до тумбы на олимпийском пьедестале почета.
В школьном возрасте ребенок, скорее всего, утратит интерес к кубикам (исключение - кубик Рубика), их сменят другие игрушки, но это уже совсем другая история).
www.babyblog.ru
Методическая разработка на тему: Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»
«Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»
Мышление — это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление основано на установление связей и отношений.
В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление.. Наглядно-образное мышление имеет огромное значение во всех областях человеческой деятельности, начиная от решения бытовых вопросов и кончая самыми отраслями науки.
Логическое мышление- это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать — значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи — словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развиваются у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимодействий, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака и т.д.
В методики под формированием логического мышления ребенка имеет в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности. Способность к использованию мышлений модельных образов, которая начинает складываться у детей трех, четырех лет, становиться в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений и предметов, позволяет детям осваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности, в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослыми, и с успехом пользуются ими.
Развитие логического мышления через задачи и загадки.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачи могут быть, например, следующими: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг)
Загадки — замечательные образцы устного народного творчества.
Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Разгадывание загадок математического содержания — это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка — это и еще логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений. Пример:
Три вершинки, Три угла, Три сторонки -Вот и я. (Треугольник)
Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на фланелеграфе выложены три треугольника: красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?»
Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник любого цвета, размера, формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла. Пример 2:
Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат А зовут меня… (Квадрат)
В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат. Ставятся такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?
Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник также исключается. Вывод: квадрат. Пример 3:
Ножек четыре,
Шляпка одна.
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Стол)
«Про что эта загадка? Почему про стол? А может, она про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка».
так взрослый отстаивает «правильность суждений», а когда дети соглашаются с ним, объявляет: «Оказывается, это загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка». После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.
На сегодняшний день наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.
Логические блоки Дьенеша как универсальное средство математического развития детей.
В дошкольной дидактике применяю разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием, считаю, являются логические блоки Дьенеша для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.
В методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «Логические фигуры» (Фидлер М.) «Логические кубики» (Копылов Г.) «Логические блоки» (Столяр А.)
И в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления.
Маленьких детей привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В комплект блоков входят 48 фигур, изготовленные из дерева или пластика. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Они представляют собой — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), и являются ознакомлением маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, обобщать предметы ( по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине).
В работе с логическими блоками можно применять и карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе предметно-игровых действиях.
Карточки — свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине, и в конце — полный комплект фигур (48штук). Чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит сравнивать и обобщать.
Логические блоки Дьенеша использую , чтобы потренировать память, внимание, восприятие
Игры –головоломки
Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков .Но современными исследованиями установлено ,что они могут быть также эффективным средством умственного ,и в частности математического, развития детей дошкольного возраста.
Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.
Цель :Формирование сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.
Задачи:
1. Научить детей создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.
2. Развивать пространственные представления, воображения ,конструктивное мышление , целенаправленность в решении практических задач.
3.Воспитывать познавательный интерес.
Цель: Способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей ,их склонности, возможности ,уровень подготовки. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры(например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ деления целого на части дается в описании игры и показан на рисунке.
На любой плоскости (пол ,стол ,фланелеграф ,и т .д) из геометрических фигур, входящих в набор ,выкладываются силуэты дома ,лисы, моста, человека или сюжетная картинка.
Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур).
Все игры результативны: получается плоскостное ,силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично ,.но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению пропорциональному соотношению частей ,форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.
Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться
двумя путями.
Первый путь предлагает постепенное усложнение используемых в играх образцов :от расчлененному ,а затем к образцу в виде рисунка. Составляя силуэты по расчлененному образец , ребенок просто копирует его ,но тем не менее усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей .Переходя затем к нерасчлененному образцу и пользуясь им, ребенок имеет возможность высказать вслух.
Предположение о размещении каждой части набора, учится практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска. Благодаря образцу цель игры приобретает образную форму. Это усиливает мыслительную активность ребенка, создает у него положительное эмоциональное состояние, стимулирует интерес и целенаправленную поисковую деятельность. Приобретенные умения позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов только по рисунку или собственному замыслу.
Второй путь организации игровой деятельности в большой мере основан на развитие творчества ребенка. Взрослый вначале предлагает ему составить задуманный силуэт из неполного набора элементов игры. Дети таким образом сразу ставятся в условия, когда необходимо проявить самостоятельность в постановке цели , отборе средств для ее реализации, выборе способа составления, оценки результата. После составления силуэта из неполного набора дети переходят выкладыванию картинок по замыслу с обязательным использованием всех элементов набора игры. На этом этапе игры можно использовать нерасчлененные образцы и рисунки реальных предметов в качестве образца.
Содержательной, интересной, но достаточно сложной деятельностью является составление силуэта или сюжетной композиции из двух одинаковых наборов игры.
Каждая игра – это необходимый этап подготовки к следующей , содержащей освоенные способы действий и новые , более сложные.
Использую игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса дошкольников.
Упражнения на развитие мыслительной операции:
«Сравнение предметов»
Для сравнения предлогаю ребенку следующие пары слов:
1. муха и бабочка
2. дом и избушка
3. стол и стулья
4. книга и тетрадь
5. вода и молоко
6. топор и молоток
7. город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задаю ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Анализирую ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:
«Оканчивание слов»
Предлогаю ребенку поиграть в такую игру: я начинаю слово, произнося первый слог, а он – его заканчивает. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», — так вы начинаете игру.
Предлагаю слоги:
· по… | · до… |
· на… | · че… |
· за… | · пры… |
· ми… | · ку… |
· му… | · зо… |
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предлогаю ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Фиксирую не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:
«Найди лишнее слово».
Читаю ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предлогаю ребенку определить слово, которое является «лишним».
· Старый, дряхлый, маленький, ветхий
· Храбрый, злой, смелый, отважный
· Яблоко, слива, огурец, груша
· Молоко, творог, сметана, хлеб
· Час, минута, лето, секунда
· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
· Платье, свитер, шапка, рубашка
· Книга, телевизор, радио, магнитофон
· Мыло, метла, зубная паста, шампунь
· Береза, дуб, сосна, земляника
«Найди лишнюю картинку».
Подбираю серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. (см. Приложение).
Разкладываю перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спрашиваю: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отмечаю, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если я вижу, что ребенку трудно достается эта операция, то продолжаю терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использую предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предлогаю ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
· Назови, слова, обозначающие домашних животных
· Назови, слова, обозначающие диких животных
· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
· Назови, слова, обозначающие водный транспорт
· Назови, слова, обозначающие овощи
· Назови, слова, обозначающие фрукты
· Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)
Игра
«Как это можно использовать?»
Предлогаю ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, я называю слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты:
· Рисовать
· Писать
· Использовать, как палочку,
· Указка
· Градусник для куклы и т.д.
Игра
«Говори правильно»
Заучиваем с ребенком стихотворение.
Скажу я слово «ВЫСОКО»
А ты ответишь — …(НИЗКО)
Скажу я слово «ДАЛЕКО»
А ты ответишь — …(БЛИЗКО)
Скажу тебе я слово «ТРУС»
Ответишь ты — …(ХРАБРЕЦ)
Теперь «НАЧАЛО», я скажу,
Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)
Предлогаю ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:
· Веселый – грустный
· Быстрый – медленный
· Красивый – безобразный
· Устой – полный
· Худой – толстый
· Умный – глупый
· Тяжелый – легкий
· Твердый – мягкий
· Шершавый – гладкий
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Со временем предоставляю ребенку возможность самому выбирать игру по желанию.
Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки .
Помогаю ребенку давать определения каждого слова, задаю наводящие вопросы, но всегда сначала даю ему возможность ответить самому. |
Частное образовательное учреждение
«Гимназия № 1» муниципального образования
города Новороссийска
Обобщение опыта по теме:
«Развитие словесно-логического мышления
через развивающие игры-головоломки»
Воспитатель : Тарасова И. Г.
2013-2014 уч. год.
nsportal.ru
Игры на развитие логического мышления. Система Дьенеша
Существует большое количество различных методик, которые направлены на развитие различных способностей у детей. В предыдущей статье мы рассмотрели методику раннего развития Марии Монтессори, в данной статье я хотела бы остановиться на интересной методике развития логического мышления, а именно на системе Дьенеша.
Кто такой Дьенеш и на чем основана его система? Что такое логические блоки и зачем они нужны? Какие есть игры на развитие логического мышления? Чему научатся дети, развивающиеся по системе Дьенеша? На эти вопросы вы узнаете ответы из данной статьи.
Содержание статьи
Золтан Дьенеш
Золтан Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Дьенеш хотел сделать математику более доступной и понятной для детей. Он не понимал, почему математику считают трудной. Почему некоторые дети овладевают ей с легкостью, а другим она дается тяжело. Дьенеш провел много различных исследований и изобрел собственный наглядный материал для развития логического мышления (логические блоки или кубики Дьенеша) ребенка с помощью игры. Он создал уникальную авторскую методику обучения (которая получила название «новая математика») деток дошкольного возраста математике. В основу данной методики развития было положено изучение математики при помощи различных увлекательных игр.
Также следует отметить, что Золтан Дьенеш также придумал сказочную страну «Руританию», создал теорию шести стадий изучения математики, разработал многочисленные логические игры.
Логические блоки
Логические блоки – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.
Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:
- — Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.
- — Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.
- — Размеру. Большие и маленькие.
- — Толщине. Толстые и тонкие.
Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине.
В данной методике используется принцип “от простого к более сложному”. Следовательно, блоки Дьенеша можно использовать как для развития детей двух лет (самые простые игры), так и для развития логического мышления детей предшкольного и школьного возраста. По данным блокам можно заниматься как в группе, так и индивидуально.
Чему научатся дети, развитие которых происходит по системе Дьенеша?
- — дети смогут выявлять и абстрагировать в предметах определенное свойство (цвет, форма, толщина, размер).
- — научатся сравнивать, классифицировать или обобщать предметы по необходимому признаку (цвету, форме, размеру, толщине).
- — смогут анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по двум, трем, четырем признакам.
- — научатся грамотно строить предложения, используя союзы и, или, частицу не. Научатся использовать более сложные грамматические структуры предложений.
- — у детей развиваются способности производить действия в уме.
Перед тем, как начинать играть с ребенком с данным дидактическим материалом, нужно дать ребенку данные фигуры в свободный доступ. Пусть ребенок их потрогает, внимательно рассмотрит, ощупает, изучит самостоятельно. Только после этого переходите к конкретным развивающим играм.
Игры для детей двух лет
Для детей этого возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.
Игра “Найди меня” (классификация по одному признаку)
— найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:
- * найди все фигуры желтого (красного, синего) цвета. Найди все фигуры как эта по цвету (показываете малышу фигуру нужного цвета; спрашиваете, какого она цвета)
- * найти все геометрические фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника). Найти все фигуры как эта по форме (показываете малышу фигуру нужной формы; спрашиваете, какая это форма)
- * найти все маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры как эта по размеру (показываете малышу фигуру нужного размера; спрашиваете, маленькая фигура или большая)
- * найти все тонкие (толстые) фигуры. Найти все фигуры как эта по толщине (показываете малышу фигуру нужной толщины; спрашиваете, какая она).
— найти фигуру, которая не соответствует определенному признаку:
- * найти все не красные (синие, желтые) фигуры. Найти все не такие по цвету фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенного цвета, попросите найти все фигуры с цветом, отличным от заданного цвета)
- * найти все не круглые (квадратные, треугольные, прямоугольные) геометрические фигуры. Найти все не такие по форме геометрические фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенной формы, попросите найти все геометрические фигуры с формой, отличной от увиденной ребенком)
- * найти все не маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры не такие по размеру как эта (покажите ребенку фигуру определенного размера, попросите найти все фигуры с размером, отличным от заданного вами размера)
- * найти все не толстые (тонкие) фигуры. Найти все фигуры не такие как эта по толщине (покажите ребенку фигуру определенной толщины, попросите найти все фигуры с толщиной, отличной от увиденной ребенком)
— Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
Игра
Положите перед ребенком три фигуры, пусть ребенок закроет глаза.
— уберите одну из фигур. Какая фигурка пропала?
— поменяйте две детали местами Что изменилось?
Игра “Что лишнее?”
Положите перед ребенком три детали, две из которых схожи по одному признаку, а третья отличается по данному признаку.
Например, красный треугольник, зеленый квадрат, красный прямоугольник (по цвету)
Красный круг, зеленый круг, синий квадрат (по форме)
Игра “Угадай, что это”
Складываем блоки в мешочек и просим ребенка на ощупь угадать, что он держит или просим найти определенную фигуру на ощупь.
Пройдя все простые игры, можно начинать изучать более сложные развивающие игры и задания.
Игры на развитие логического мышления для детей более старшего возраста
Игра “Цепочка или паровозик”
От любой фигуры нужно построить цепочку или паровозик.
Варианты игр.
* чередуя детали по определенному признаку.
Например,
- -по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…
- — по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…
- — по форме: квадрат, круг, квадрат, круг…
* построить паровозик так, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей только по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине)
Например,
- — только по цвету: красный большой толстый квадрат, синий большой толстый квадрат, зеленый большой толстый…
- — только по форме: зеленый большой тонкий круг, зеленый большой тонкий квадрат, зеленый большой тонкий треугольник…
* построить цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по двум признакам.
Например,
- — по форме и цвету: красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник…
- — по цвету и размеру: красный маленький круг, зеленый большой круг, синий маленький квадрат…
* построить паровозик, чтобы рядом были фигуры одинаковые по одному признаку, но разные по другому признаку.
Например,
- — Одинаковые по размеру, но разные по форме: маленький квадрат, маленький круг, маленький треугольник…
- — Одинаковые по цвету, но разные по размеру: красный большой круг, красный маленький квадрат, красный большой треугольник…
Игра “Домино”
Все блоки делятся между участниками (2-4 человека) поровну. Каждый участник ходит по очереди. Между участниками согласовывается, какими фигурами нужно ходить. Это могут быть фигуры разного цвета или фигуры одинакового цвета, но разной формы. Если у участника нет нужной фигуры, он пропускает ход.
Игра “Второй ряд”
Цель данной игры построить ряд из пяти блоков, а сверху над ним разместить второй ряд фигур, отличающийся по определенному признаку.
Например,
- Первый ряд: красный круг, зеленый квадрат, красный треугольник
- Второй ряд: синий круг, красный квадрат, синий треугольник – отличается по цвету от первого ряда.
- Второй ряд: красный треугольник, зеленый круг, красный круг – отличается по форме от первого ряда.
Игра “Раздели фигуры”
Суть игры заключается в том, что необходимо разделить блоки по одному из свойств (форме, цвету, размеру или толщине) между участниками данной игры.
Например,
- *по форме. Мишке достанутся все круглые блоки, зайчику все треугольные, а уточке квадратные.
- * по размеру. Мишке все маленькие, а зайке большие блоки.
Игра “Клад”
Перед ребенком выкладываем восемь фигур и под одним из них прячем наш клад (монетку, картинку, пуговичку). Ребенок должен задавать вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.
Например,
— Клад под толстым блоком
— Нет. (Ребенок делает вывод, что клад под тонким блоком)
— Клад под красным блоком?
— Нет.
-Под желтым?
— Нет. (Ребенок делает вывод, что клад под синим блоком)
— Клад под маленьким блоком? И так далее.
Игра “Уборка”
Мама убирает в коробку только красные блоки, ребенок круглые, мама большие и так далее.
Здесь представлены не все игры на развитие логического мышления. Есть еще более сложные игры для детей школьного возраста.
Представленные игры помогают развивать логическое мышление, способствуют развитию аналитических способностей, а также формируют навыки для решения логических задач. Основной целью использования блоков Дьенеша является помощь детям в решении логических задач на разбиение по свойствам просто и с помощью интересных игр.
В статье мы рассмотрели различные игры на развитие логического мышления у детей, а также узнали кто такой Дьенеш и что такое логические блоки.
А вы используете данную систему для развития логического мышления вашего ребенка? Знали ли вы о существовании системы Дьенеша?
P.S.
- Поделитесь, пожалуйста, информацией с вашими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Спасибо.
- Подписывайтесь на обновления блога, узнавайте много полезной информации, получайте бесплатно электронную книгу детских сказок!
С уважением, Ирина Гаврилик
my-happybaby.ru