«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать(на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.), эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Прежде всего, разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников.
Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей:— познавательный интерес,
— способность к творческому поиску,
— желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду.
Логические задачи.
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
- Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
- Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой?
- Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
- Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
∙ Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
∙ Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
∙ Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
∙ Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры.
«Назови одним словом». Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные;
лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Транспорт — …, птицы — …
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. Найди лишнее слово. Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».
Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.
Представленные игры — это лишь малая часть из существующего разнообразия игр для развития умственных способностей. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах. Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время для, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/28/konsultatsiya-dlya-roditeley-igry-dlya-razvitiya-logicheskogo
Подготовили педагоги подготовительной группы: Аникеева Л.В., Сячина Л.Ю.
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников
Автор:
Болковенко Ольга Антоновна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад к/в «Синеглазка»
города Ноябрьск
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению.
Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
& поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
& неспособность синтезировать информацию;
& неумение планировать;
& неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
& трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 — летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного
возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж.Пиаже. Причем двое последних считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».
Не ставя под сомнение данное утверждение, можно предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.
Игры для детей
Педагог или родитель выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Объединение нескольких детей в группы сделает игры более динамичными, эмоциональными и эффективными.
В процессе выполнения этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе.
Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Часть упражнений, помимо
мышления, стимулирует воображение дошкольника, активизируют творческие способности ребенка.
&
Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение предлагаемых игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.
Не все упражнения снабжены рисунками, и это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребёнок «не привязан» к конкретному объекту. При решении указанных интеллектуальных задач ребенку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребенку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
После описания определённых игр оставлено место. Родителям и педагогам интересно будет записать ответы детей с тем, чтобы позже вспомнить их, проанализировать, обсудить со специалистом.
Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца ещё неразгаданный учёными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления — речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.
Успехов вам!
Учитель-логопед Болковенко О.А.
УПРАЖНЕНИЯ.doc (1.29 МБ)
РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь». ) Как она догадалась?
12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17.Чем столб отличается от дерева?
18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?
23.Для чего зимой надевают шубы?
24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
Список литературы:
- З.А.Ефанова «Развитие мышления. Подготовительная группа», издательский дом «Карифей», В. , 2010
- С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет», Творческий центр, С.-П., 2010
- Л.Б.Бабкина «Развиваем мышление», ООО «Издательство «АЙРИС ПРЕСС», М., 2007
- Г.С.Швайко «Игры и упражнения по развитию речи», «АЙРИС ПРЕСС», М., 2006
- Т.А.Ткаченко «Обведи и объясни»» (альбом по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушением речи), ООО «Издательство «ГНОМ и Д», М., 2001
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002324
Штрих код (№ квитанции) 62502670051721 Дата отправки 22 января 2014 г.
Поделиться
логических головоломок и игр: как они улучшают процесс принятия решений
Учитесь на знаниях сообщества. Эксперты добавляют свои идеи в эту совместную статью на основе ИИ, и вы тоже можете.
Это новый тип статьи, которую мы начали с помощью ИИ, и эксперты продвигают ее вперед, делясь своими мыслями непосредственно в каждом разделе.
Если вы хотите внести свой вклад, запросите приглашение, поставив лайк или ответив на эту статью. Узнать больше
— Команда LinkedIn
Последнее обновление: 6 июля 2023 г.
Логическое мышление — это способность анализировать и оценивать информацию, аргументы и доказательства, основанные на фактах и разуме. Это важнейший навык для принятия разумных и рациональных решений в различных аспектах жизни, таких как работа, образование и личные дела. В этой статье вы узнаете, как можно использовать логические головоломки и игры, чтобы отточить свои навыки логического мышления и повысить способность принимать решения.
Что такое логические головоломки и игры?
Логические головоломки и игры — это задачи, требующие от вас использования логики, дедукции и навыков решения проблем для поиска решений или ответов. Они могут варьироваться от простых загадок и головоломок до сложных математических и пространственных задач. Некоторыми примерами логических головоломок и игр являются судоку, кроссворды, шахматы, кубик Рубика и квесты. Логические головоломки и игры могут помочь вам улучшить навыки логического мышления, стимулируя мозг, проверяя свои знания и развивая мышление и творческие способности.
Как логические головоломки и игры улучшают ваши навыки принятия решений?
Логические головоломки и игры могут улучшить ваши навыки принятия решений за счет улучшения ваших когнитивных способностей, таких как память, внимание, концентрация и умственная гибкость. Эти способности необходимы для обработки информации, оценки вариантов и выбора наилучшего курса действий. Логические головоломки и игры также могут помочь вам развить навыки критического мышления, такие как выявление предположений, предубеждений и заблуждений, анализ аргументов и выводы. Эти навыки жизненно важны для избежания ошибок, несоответствий и противоречий в ваших рассуждениях и принятии решений.
2 публикации
Как правильно выбрать логические головоломки и игры?
Существует множество типов логических головоломок и игр, каждая из которых имеет свои преимущества и сложности. Чтобы выбрать правильные логические головоломки и игры для вас, вы должны учитывать свои цели, предпочтения и уровень сложности. Например, если вы хотите улучшить свои вычислительные и аналитические навыки, вы можете выбрать судоку или кроссворды. Если вы хотите улучшить свои стратегические и тактические навыки, вы можете предпочесть шахматы или кубик Рубика. Если вы хотите развить свое творчество и воображение, вам могут понравиться квесты или загадки. Вам также следует выбирать логические головоломки и игры, соответствующие вашему уровню навыков, чтобы вы могли испытать себя, не разочаровываясь и не скучая.
Как эффективно решать логические задачи и игры?
Чтобы получить максимальную отдачу от логических головоломок и игр, вы должны практиковать их регулярно и последовательно. Вы можете установить расписание и ограничение по времени для себя или включить их в свой распорядок дня, например, во время поездок на работу, перерыва или отдыха. Вы также должны варьировать типы и уровни сложности логических головоломок и игр, в которые вы играете, чтобы вы могли столкнуться с различными видами проблем и сценариев. Вы также должны следить за своим прогрессом и производительностью, а также размышлять о своих сильных и слабых сторонах. Вы можете использовать отзывы, подсказки, решения или объяснения, чтобы учиться на своих ошибках и улучшать свои навыки.
Как применить навыки логического мышления для принятия решений в реальной жизни?
Навыки логического мышления можно применять в процессе принятия решений в реальной жизни, чтобы принимать более правильные решения. Для этого вы должны сначала определить проблему или цель, которую вы хотите достичь. Затем соберите соответствующую информацию и данные, которые помогут вам понять ситуацию и доступные варианты. После этого проанализируйте информацию и данные, используя логику, разум и доказательства. Определите плюсы и минусы, риски и преимущества, а также предположения и последствия каждого варианта. Сравните и оцените варианты, используя важные для вас критерии, такие как ценности, цели, приоритеты и ресурсы. Как только вы выбрали лучший вариант, который соответствует вашим критериям и решает проблему или достигает цели, реализуйте решение и следите за результатами. При необходимости внесите коррективы или изменения на основе отзывов и результатов.
Оцените эту статью
Мы создали эту статью с помощью ИИ. Что вы думаете об этом?
Это здорово Это не так здорово
Спасибо за ваш отзыв
Ваш отзыв является частным. Поставьте лайк или отреагируйте, чтобы перенести разговор в свою сеть.
Логические игры для детей в App Store
Детям понравятся логические игры и игры для развития мозга с веселыми и сложными уровнями решения задач.
Логические игры для детей, способствующие развитию ребенка!
Логические игры для детей будут стимулировать их мозг и поддерживать активность ума во время веселья! Развивайте логическое мышление детей с помощью веселых, развивающих мозг игр.
Развлечение для всей семьи. Мы разработали логические игры для детей, чтобы способствовать их развитию и психическому здоровью. Детские интеллектуальные игры — это наш проект, в котором смогут участвовать дети со всего мира. Детская тренировка мозга подходит для детей от 5 лет и старше.
Все мы знаем, что дети любят играть в игры. Почему бы не поиграть в игры, которые сделают их умнее? Им понравятся детские интеллектуальные игры с веселыми и сложными уровнями решения задач. Да, мы создали инструмент для улучшения логики и мыслительных процессов детей с помощью логических игр.
Это весело. Это сложно. Это тренировка мозга детей! Они будут проходить разные уровни, где им нужно использовать свою логику и развивать навыки решения проблем. Чем больше они используют детское приложение для тренировки мозга, тем выше сложность уровней, поэтому у них всегда будут сложные игры для развития мозга.
Развивающие игры для детей от 5 лет.
Наши логические игры развивают внимательность, усидчивость, любознательность и другие навыки, которые помогут вашему ребенку лучше учиться в школе в будущем.
Почему для детей так важны решения задач и логические игры?
— Когда они вырастут и столкнутся с реальными проблемами, они будут лучше подготовлены к их решению, если у них будет сильное критическое мышление и навыки решения проблем. Они будут готовы мыслить нестандартно.
— Мы должны учить наших детей думать самостоятельно и не всегда верить тому, что они слышат. Логические головоломки и детская тренировка мозга помогут в развитии навыков логического мышления.
— Вместо того, чтобы сразу же просить о помощи, когда они сталкиваются со сложной задачей, они будут готовы решить проблему самостоятельно.
— Игры, развивающие мозг, являются хорошей тренировкой для мозга. Они способствуют развитию ребенка разными способами.
Наши игры на логику и мышление для детей наполнены веселыми и обучающими играми для тренировки мозга для дошкольников и детей старшего возраста. Развлечения, образование и развитие детей с логическими головоломками!
Тренировка мозга для детей разовьет у детей логическое мышление и стимулирует развитие их мозга.
Веселые и сложные игры для решения задач для детей сделают их яркими и помогут им в развитии мозга. Тренировка детского мозга положительно повлияет на развитие ребенка и сделает его умнее!
Развивайте логическое мышление детей с помощью детских игр для мозга. Игры, развивающие мозг, могут быть веселыми. Почему бы не совместить развлечение и положительный эффект от логических игр для детей?
Игры для тренировки мозга для детей: весело и познавательно! Детские игры для мозга помогают развивать логику и навыки рассуждения, тщательно планируя и выполняя задания.
Наша логическая игра для детей имеет разные уровни сложности, и она доставит массу удовольствия малышам с задачами на логику и мышление!
— Информация о подписке
Логические игры для детей предлагают пользователям уникальную ежемесячную подписку с дополнительными функциями и играми в качестве дополнительной покупки в приложении.
Meemu Cars предлагает пользователям уникальную ежемесячную подписку с дополнительными функциями и играми в качестве дополнительной покупки в приложении.
Ежемесячная подписка Meemu стоит 3,9 доллара США.9.
Логические игры для детей предлагает пользователям уникальную годовую подписку с дополнительными функциями и играми в качестве дополнительной покупки в приложении.