МОУ Центр развития ребенка № 6
Игровые комплексы для развития логического мышления дошкольников
Логическое мышление дошкольников
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.
Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит играм математического содержания.
В данной статье игры и игровые упражнения будут представлены по характеру мыслительных операций.
1. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти).
«Запомни картинки».
Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки».
На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты, джинсы для женщины и. т.д. ), транспорт (грузовой, пассажирский).
Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:
1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;
2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.
А). Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук)
Вопросы: «Какой группы не стало?»
Б). Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»
В) Картинки переворачиваются.
Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.
«Запомни и повтори» (для читающих детей).
Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.
Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют.
1. Х, К, Ж, У, М, Я
2. С, О, Э, Ю, З, Ы
3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х
4. А, Л, Д, Н, Ч, И.
«Выложи по памяти».
Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).
Игры-головоломки.
Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.
Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.
«Рассыпанные буквы» (игровое задание предназначено для читающих детей)
Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги.
Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).
Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.
2. Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей.
«Каких фигур не достаёт?»
Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.
3. Игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений.
Игра «Колумбово яйцо»
Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.
В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т. д.
Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
4. Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости.
«Путешествие бабочки» Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность.
Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.
Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо , вниз , вверх, налево , вниз ,направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»
Занимательные вопросы, игры-шутки.Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Разминка на быстроту реакции.
Из чего видна улица?
Дед, который раздает подарки?
Съедобный персонаж?
Часть одежды, куда кладут деньги?
Какой день будет завтра?
Дополни фразу.
Если песок мокрый, то…
Мальчик моет руки, потому что…
Если переходить улицу на красный свет, то…
Автобус остановился, потому что…
Закончи предложение.
Музыку пишет… (композитор).
Стихи пишет… (поэт).
Белье стирает… (прачка).
Горные вершины покоряют… (альпинист).
Обед варит… (повар).
Загадки – шутки
В садике гулял павлин.
Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
Сколько глаз у светофора?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько ног у воробья
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько в комнате углов?
Сколько ушей у двух мышей?
Сколько лап в двух ежат?
Сколько хвостов у двух коров?
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.
Игровые комплексы развивающего характера – площадка для развития логического мышления дошкольника
Творческое художественное конструирование с дошкольниками
Интеллектуальная игра для детей и их родителей «Умники и умницы”
Готовность к школе
Шахматы: игра тысячи радостей
Игры и упражнения к теме «Школьные принадлежности»
Игры и упражнения к теме «Бытовая техника и приборы, инструменты» (часть 1)
Игры и упражнения к теме «Бытовая техника и приборы, инструменты» (часть 2)
Задачи на смекалку
Подборка игр на развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание).
| Методическая разработка по теме:Подборка игр на развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание).
Игры и упражнения на развитие мышления.
- Назови одним словом.
Детям зачитываются несколько слов и затем просят их назвать одним словом.
Лиса, заяц, волк, лось – дикие животные;
Лимон, яблоко, банан, груша – фрукты;
Огурец, морковь, капуста, картошка – овощи и т.д.
Детям старшего возраста можно изменить игру, говорить обобщающее слово и предлагать им назвать предметы относящиеся к этому обобщающему слову: Птицы — …., Насекомые — …., Посуда — ….
- Найди лишнее слово.
Детям зачитывается серия слов, затем они должны выбрать лишнее слово и объяснить почему:
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Час, минута, лето, секунда;
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
- Классификация
Детям предлагается набор картинок с изображением различных предметов. Рассмотрев ребёнок должен их разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими (фрукты к фруктам, транспорт к транспорту и т.д.)
- Найди лишнюю картинку
Подбирается серия картинок, три картинки должны быть определены по общему признаку, а четвёртая картинка лишняя. Ребёнок должен найти лишнюю картинку и объяснить почему.
- Чередование
Детям предлагается нарисовать, раскрасить, сложить геометрические фигуры, чтобы предметы чередовались в определённой последовательности.
- Отвечайка.
Взрослый бросает детям мяч, по одному, называя цвет, а ребенок, возвращая мяч должен назвать любой предмет этого цвета. Можно назвать так же и любое качество (вкус, форму) предмета.
- Нелепицы.
Детям предлагаются рисунки, в которых содержаться противоречия, нарушения поведения персонажей. Ребёнок должен найти ошибки и противоречия и объяснить свой ответ, и как это бывает на самом деле.
- Размышлялки.
В игре используются серии сюжетных картинок. Детям предлагается рассмотреть их, и разложить их по порядку развёртывания событий. В заключении ребёнок составляет рассказ по картинкам.
- Угадай по описанию.
Детям предлагается угадать, о чём или о ком говориться и даётся описание этого предмета. Например: он овальный, зелёный, длинный, с семечками (огурец). Если у ребёнка возникнут затруднения, можно выложить картинки овощей, чтобы ребёнок нашёл нужный предмет.
- Бывает, не бывает.
Бросая мяч ребёнку называется ситуация. Ребёнок ловит мяч в том случае если ситуация бывает, если нет, то мяч надо отбить. Ситуации разные: мама, варит кашу; мясо сладкое; машина летает; яблоко кислое и т.д.
Игры на развитие внимания.
1. Найди два одинаковых предмета.
Из пяти и более предметов, нужно найти два одинаковых и объяснить свой выбор.
2. Найди отличия.
Предлагается две картинки, имеющие несколько различий. Необходимо найти отличия как можно больше и быстрее.
3. Узор из счётных палочек.
Ребёнку предлагаются карточки с изображением узоров из счётных палочек. Он должен выложить узор по образцу.
4. Лабиринт.
Нужно пройти путь по лабиринту на картинке, глазами, если ребёнок затрудняется пальцем или карандашом.
5. Путаница.
Детям даются рисунки с замаскированными (неполными, перечёркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Ребёнок должен назвать то, что видит.
6. Зачеркни.
Детям предлагается таблички, где в несколько рядов нарисованы предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы. И даётся задание, например: зачеркнуть все цифры, все треугольники и т.д.
7. По клеточкам.
Детям даётся листок в клеточку с нарисованным на нём орнаментом, необходимо перерисовать узор по клеточкам так же как на образце.
8. Четыре стихии.
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
9. Запомни и опиши.
Выбранный ребёнок выходит пред другими детьми, дети внимательно смотрят на него и запоминают в чего он одет. Затем ребёнок выходит за дверь. И воспитатель задаёт вопросы: какого цвета у него рубашка, носки, глаза и т.д. дети отвечают.
10. Съедобное – несъедобное.
Ведущий, стоя в центре кидает детям по очереди мяч и называет предметы, если предмет съедобен ребёнок должен поймать мяч, если нет – оттолкнуть.
Игры на развитие памяти.
1. Что исчезло?
Перед ребёнком раскладывается до 10 предметов или картинок. Ребёнок смотрит и запоминает, затем ребёнка просят отвернуться и убирают один предмет. Затем предлагается ребёнку узнать, что исчезло.
2. Что изменилось?
Перед ребёнком на стол раскладывается до 10 предметов и картинок. Ребёнок смотрит и запоминает, затем, отвернувшись, взрослый добавляет ещё один предмет, ребёнок отвечает что изменилось. Так же можно предметы поменять местами.
3. Мешочек подарками.
На пол высыпаются 10-15 предметов разной формы, функциональной принадлежности, цвета. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает их обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах:
-Какого цвета был брелок?
-Сколько резинок для волос лежало на полу?
Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.
4. Добавь что-то свое
Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что-то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.
5. Ассоциации
Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил.
6. Назови пару
Упражнение состоит из двух этапов, на первом, вы зачитываете пары слов, например. Затем называете одно слово из каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Если кроха легко справляется, значит логическая и смысловая память у него развиты очень хорошо.
Река-мост
Лес-волк
Ручка-тетрадь
Гриб-корзина
Окно-занавески
Цветок-ваза
Кольцо-палец
Шишка-ветка
Санки-снег
Стул-стол
7. 10 слов
Да-да, вы не ошиблись, это аналог игры про десять картинок. Что интересно, даже результаты должны быть аналогичными. Итак, зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час. Сейчас я вам предлагаю запомнить десять слов, как только я закончу читать вы возьмёте карандаши и запишите все слова которые запомнили. (Конь, дом, игла, окно, стул, мёд, ложка, круг, чай, роза).
8. «Мысленные образы и эмоции»
«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Молния в темноте.
Капли, сверкающие на солнце.
Осиное гнездо у вашей двери
Старик на скамейки
Плачущий старик на скамейке на солнце
Острый нож
Птичка в саду
Птичка, купающаяся в луже
Ребёнку предложите воспроизвести вслух то, что он запомнил.
9. Рисование со слов.
Взрослый показывает картинку одному из играющих и затем прячет её. Тот, кто её увидел, шёпотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шёпотом пересказывает третьему и т.д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет её изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.
10. Игра «Путешествие»
Взрослый в игровой форме (например: язык марсиан, иноземного народа предлагает детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. Мы попали на остров. Где живёт иноземный народ, познакомились с вождём. В этом племени люди говорят на непонятном языке. Вождь «учит» гостей словам на своём наречии (детям предлагается набор слогов, которые надо запомнить и повторить, чтобы не обидеть гостеприимного вождя.)
10 интеллектуальных игр для улучшения исполнительных навыков
- Фейсбук 0
- Твиттер
- Распечатать
- Электронная почта
- Более
Детям и подросткам, у которых возникают проблемы с базовыми исполнительными навыками, улучшить их не всегда просто. Игры для мозга могут помочь в этом, делая увлекательной отработку таких навыков, как организация, управление временем, внимание и рабочая память. Независимо от того, находят ли дети слова в головоломке или расшифровывают скрытый код, игры для мозга превращают веселое занятие в осмысленную практику исполнительных навыков.
Один из важных советов — быть прозрачным в отношении того, над какими навыками работают игры. Это может превратить эти игры в настоящие учебные занятия, которые укрепляют уверенность и самосознание ваших учащихся. Во-первых, подробно рассказывайте об исполнительных навыках, объясняя, что они из себя представляют и почему они важны. Затем выделите каждый из навыков, над которыми вы работаете, играя в эти игры для мозга.
Это также помогает научить детей и подростков тому, что они могут улучшить и размять свой мозг! По сути, это основа развития мышления роста. Когда мы работаем над определенным навыком, мы можем улучшить его с течением времени упорным трудом и практикой. Это расширяет возможности детей и молодежи.
Я составил книгу, наполненную играми для интеллектуальных функций, чтобы сделать ее увлекательной для детей, которым не нужно к вам готовиться. Не стесняйтесь проверить это, если это то, что ваши студенты могли бы использовать.
Многие из этих мозговых игр — это занятия, которые вы можете легко выполнять на утреннем собрании или веселое занятие для тех, кто рано закончил. Это может быть отличным способом начать утро, когда дети входят в классную комнату! Мозговые игры могут быть простым перерывом в конце напряженного дня или перед переходом к другой задаче. Это просто еще одна возможность интегрировать исполнительные навыки в то, что вы уже делаете.
Еще одно замечание: не каждая игра или занятие подойдет каждому ребенку. Важно знать своих учеников и то, что работает для них. Если игра слишком сложна для вашего ученика, хорошо проявить гибкость и вместо этого попробовать что-то другое. Обучение через игры должно быть веселым, увлекательным и запоминающимся.
Вот 10 игр для развития интеллекта, которые вы можете использовать для развития исполнительных навыков у детей и подростков:
Расшифруйте код
Прежде чем начать эту игру, вам понадобится ключ.
Последовательность
Чтобы играть в эту игру, вам понадобятся 3-5 картинок, которые показывают последовательность действий, таких как приготовление бутерброда или мытье собаки. Попросите учеников расположить картинки по порядку от начала до конца. Чем больше картинок, тем сложнее будет последовательность. Эта игра развивает навыки гибкости, планирования, организации и метапознания.
Word Whiz
В этой игре учащиеся будут использовать список букв, чтобы составить как можно больше слов, используя эти буквы. Самый простой способ начать назначать эту игру — начать с шести- или семибуквенного слова, такого как «МОЗГИ». Перепутайте буквы и запишите их на доске. Предложите учащимся составить список как можно большего количества слов с этими буквами. Они могут перечислить такие слова, как: мозг, мозг, дождь, дождь, сэр и ребро. Веселое и простое занятие, которое развивает гибкость и настойчивость, словесный гений можно выполнять с любыми буквами или словами по вашему выбору!
Задача со списком
Задача со списком — это задание, в ходе которого учащиеся придумывают как можно больше предметов, соответствующих определенной категории. Например, установите таймер на две минуты и попросите учеников перечислить как можно больше различных предметов, которые принадлежат пляжу. Это может помочь сначала выполнить этот пример в группе, прежде чем учащиеся будут работать самостоятельно.
Другие примеры, которые могут составить список учеников за две минуты, могут включать:
- Все, что начинается с буквы L (или любой другой буквы)
- Слова, которые рифмуются со словом см (или любым другим словом)
Это задание развивает навыки тайм-менеджмента, гибкости и метапознания. В качестве бонуса это действие, которое вы можете повторить даже после того, как вы уже рассмотрели категорию. Студенты могут даже сравнивать свои списки из одного месяца в другой, чтобы увидеть, как они выросли.
Головоломки
Головоломки — это головоломки со словами или фразами, которые учащиеся должны разгадать с помощью логики. Самый простой пример — «MilONElion». Само по себе это выглядит как беспорядочная фраза, но обратите внимание, как выделяется слово «один». Используя решение задач и логику, можно заметить, что «один» стоит в слове «миллион». Другими словами, ответ на эту головоломку — «один на миллион». Поскольку эти головоломки могут быть сложной задачей, они являются отличным способом развить навыки гибкости и настойчивости.
Судоку
Судоку — это математическая игра, в которой используются сетки. Каждая ячейка, строка и столбец должны содержать цифры от 1 до 9 без повторений. По сути, в таблицах судоку, которые заполняют учащиеся, будут заполнены некоторые числа, но они должны выяснить недостающие числа.
Чтобы облегчить задачу учащимся, предоставьте версии с уже включенным большим количеством номеров. Чтобы усложнить задачу, включите сетки с меньшим количеством чисел.
Память
Предоставьте набор из 3-5 предметов. Это могут быть картинки или слова (на ваше усмотрение). Предложите учащимся изучить предметы. Затем закройте их и попросите учеников повторить их (или нарисовать) обратно. Это развивает навыки внимания и рабочей памяти.
Повторить назад
Для игры предложите учащимся фразу, произнеся ее вслух. Затем попросите детей записать фразу точно так, как она была сказана в первый раз. Например, вы можете сказать: «Печенье было восхитительным, поэтому я съел два!» Это упражнение помогает учащимся работать над вниманием, планированием и навыками рабочей памяти.
Если это вызов, попробуйте сказать это в такт или хлопая в ладоши.
Вы можете придумать фразы самостоятельно, использовать информацию для изучения в своем классе или добавить скороговорки, чтобы сделать их более увлекательными. Вы даже можете позволить учащимся придумывать свои глупые фразы и подыгрывать им.
Загадочное число
Загадочное число предназначено для того, чтобы учащиеся использовали подсказки, чтобы понять, каким должно быть конкретное число. Вот пример: «Произведение двух моих цифр равно 9.. Моя первая цифра на 8 больше моей второй цифры. Какой у меня номер?» Используя данные подсказки, учащиеся могут определить, что это число равно 91, потому что 9×1 равно 9, а первая цифра на 8 больше второй. Загадочное число — отличный вариант для развития навыков рабочей памяти, гибкости и настойчивости.
Разбейте все на части
Для этого занятия укажите действие, например приготовление сэндвича. Затем учащиеся должны будут разбить эту деятельность как минимум на пять уникальных шагов. «Разбивая это на части», учащиеся работают над навыками планирования и организации.
Вариантов действий действительно бесконечное множество, но вот некоторые из них, которые вы можете попробовать придумать:
- Уборка комнаты
- Организация рабочего стола
- Иду на футбольную тренировку
- Приготовление завтрака
- Сдача домашнего задания
Подробнее Практика исполнительного функционирования
Ознакомьтесь с некоторыми другими советами и поддержкой для практики исполнительных навыков:
- Все о навыках исполнительного функционирования
- Игры для улучшения исполнительных навыков
- 15+ стратегий исполнительного функционирования, которые может использовать каждый учитель
- Родительская поддержка исполнительных навыков
- Фейсбук 0
- Твиттер
- Распечатать
- Электронная почта
- Более
Действительно ли игры для мозга помогают вашему мозгу?
Игры для мозга могут иметь некоторые преимущества, но кроссворд в день не обязательно отпугнет врача-мозговика, считают эксперты по познанию.
Отложите свои головоломки судоку. В то время как бесчисленное количество компаний предлагают видеоигры или головоломки, которые, как утверждается, улучшают работу вашего мозга, многие эксперты сомневаются в том, что такие игры или головоломки полезны. Мы попросили некоторых ведущих специалистов в области познания прямо рассказать о преимуществах игр для тренировки мозга и о том, что еще вы можете сделать, чтобы бросить вызов и улучшить свой ум.
Что такое игры для мозга?Игры для тренировки мозга требуют от игроков выполнения заданий, которые тренируют определенные когнитивные навыки, такие как память, внимание, логика и быстрое мышление. Однако «существуют разные взгляды на то, что именно представляет собой« игра для мозга », — говорит Адам Газзали, доктор медицинских наук, соучредитель Akili Interactive Labs, компании, которая разрабатывает терапевтические видеоигры. «Игры сами по себе представляют собой обширный жанр, похожий на другие обобщающие термины, такие как «спорт» и «наркотики». Вообще говоря, занятия по тренировке мозга могут варьироваться от видеоигр до головоломок и головоломок, — говорит доктор Газзали.
Верны ли утверждения? Действительно ли игры для мозга работают?Когда дело доходит до нашего мозга, очень мало вещей являются черными и белыми, включая эффективность мозговых игр для взрослых. «Ответ всегда «это зависит», — говорит Сюзанна Джегги, доктор философии, нейробиолог из Калифорнийского университета в Ирвайне. «Это зависит от того, в какие игры, кто в них играет и с какой целью, и как долго/как часто/насколько интенсивно в них играют». Команда Джегги из Лаборатории рабочей памяти и пластичности обнаружила, что реакция людей на тренировку мозга часто неоднозначна; в то время как некоторые участники демонстрируют улучшение когнитивных функций, другие — нет. Эксперты говорят, что необходимы дополнительные исследования, чтобы найти точную формулу успеха в стимуляции мозга.
Каковы известные преимущества игр для мозга?Исследования показали, что, играя в определенные игры, такие как пасьянс или шахматы, вы улучшаете навыки, необходимые для игры в эти игры, по словам Джегги. Но «главное, что нужно помнить, это то, что навык, в котором вы совершенствуетесь, часто невероятно специфичен», — говорит Джонатан Кинг, доктор философии, программный директор Национального института старения (NIA). Например, «ваша способность запоминать карты поддается тренировке, и навыки запоминания карт могут быть полезны в различных карточных играх, но на самом деле ничего не сделают для улучшения вашей игры в шахматы или обязательно помогут вам научиться играть в шахматы». запоминать другие вещи в более общем плане».
Как тренировка мозга делает наш мозг быстрее и сильнее?Хотя игры для мозга могут и не принести волшебных преимуществ, на которые вы надеялись, они не являются полной ерундой. Оказывается, играя в определенную игру снова и снова, вы на самом деле меняете работу своего мозга. «Преимущества видеоигр часто являются результатом нейропластичности, способности мозга изменять свою структуру, химический состав и функции в ответ на вызов», — говорит доктор Газзали. «Это явление служит нейронной основой обучения». Перевод: Когда вы играете в игры для мозга, ваш мозг адаптируется и перестраивается, чтобы улучшить свою работу. Не пропустите более удивительные вещи, которые могут перепрограммировать ваш мозг.
Могут ли игры для мозга улучшить память?Исследования о пользе мозговых игр для памяти не являются окончательными. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что игры, улучшающие память, могут улучшить навыки, которые вы тренируете во время игры. Например, «если я неоднократно проверяю вашу способность запоминать кратко представленные визуальные паттерны, вы действительно будете лучше запоминать эти паттерны», — говорит Кинг. Чтобы улучшить вашу способность вспоминать в целом, Кинг рекомендует так называемый «метод локусов» — метод, который учит вас представлять определенные предметы из мысленного списка принадлежащих вам объектов в углу, пространстве или комнате, где они расположены.
Casper1774Studio/Getty Images
Могут ли игры для мозга уменьшить возрастное снижение когнитивных функций?Связанное с возрастом снижение когнитивных функций — еще одна область, в которой игры для тренировки мозга могут иметь положительный эффект, как показывают исследования. В десятилетнем клиническом испытании, проведенном Advanced Cognitive Training for Independent and Vital Olderly (ACTIVE), участники по-прежнему получали пользу от памяти, рассуждений и скорости обработки информации пять лет спустя. Более того, некоторые люди выиграли от скорости обработки обучения 10 лет спустя. Готовы начать? Практикуйте эти 15 привычек к 50 годам, чтобы сохранить свой мозг в 80.
Могут ли игры для мозга предотвратить болезнь Альцгеймера?Если вы играете в игры для мозга, чтобы попытаться предотвратить слабоумие и болезнь Альцгеймера, то время от времени бросайте вызов своему разуму, решая судоку. «К сожалению, это не обещание, которое мы можем дать на данный момент (и, вероятно, никогда), учитывая, что болезнь Альцгеймера возникает в результате нескольких факторов, лишь некоторые из которых находятся под нашим контролем», — говорит Фаеджи. (Вы также должны перестать верить в эти 15 мифов о болезни Альцгеймера.)
Какие виды игр для мозга работают лучше всего?Дважды подумайте, прежде чем выкладывать кучу денег на причудливые программы для тренировки мозга. По словам Кинга, нет достаточных доказательств того, что какой-либо из доступных в настоящее время продуктов будет работать лучше всего. На самом деле, ни один из основных продуктов, которые утверждают, что улучшают вашу память или интеллект, не получил одобрения FDA, и «только очень небольшое количество продуктов в настоящее время добивается одобрения FDA», — говорит он. Вместо этого придерживайтесь этих здоровых привычек, которые, как доказано, улучшают здоровье вашего мозга.
Какие еще способы сохранить остроту нашего мозга?Faeggi рекомендует включить в свой распорядок дня больше занятий, требующих активного мышления и решения проблем, таких как игра на музыкальном инструменте или настольная игра, участие в книжном клубе или волонтерство. Другие факторы образа жизни, такие как достаточное количество сна, физическая активность и употребление в пищу продуктов, богатых питательными веществами, также могут стимулировать работу мозга. По словам Кинга, исследования, поддерживаемые NIA, пытаются точно определить, какие виды деятельности или образ жизни могут помочь мозгу оставаться острым.