Бильярдный клуб "РУССКАЯ ПИРАМИДА".
Меню
  • Настольные игры
  • Свинтус
  • Правила игр
  • Шакал
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Секреты побед
Menu

Логические игры по математике для дошкольников – Картотека по математике (старшая группа) на тему: Картотека логико — математических игр

Posted on 05.03.202015.10.2019 by alexxlab

Содержание

  • Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста
  • Картотека по математике (подготовительная группа) по теме: «Картотека ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР для старших дошкольников.»
  • Картотека по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр для дошкольников по математике.
  • Картотека по математике на тему: Игры по математическому развитию.

Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста

МДОУ детский сад

«Боровичок» ст.Шуйская

Картотека

логико – математических

игр

для старшего дошкольного

возраста.

Симанова О.А.

Лосева Н.В.

Ст.Шуйская 2018

Содержание:

  1. Логические игры:

  • «Найди отличия»

  • «Найди пару»

  • «Найди лишнее»

  • «Найди недостающее»

  • «Продолжи ряд»

  1. Логические блоки Дьенеша

  2. Круги Эйлера

  3. Игры с палочками

  4. Палочки Кюйзенер

  1. Логические игры

«Найди отличия»

Цель: на основе зрительного сопоставления 2х предметов или 2х групп предметов найти отличия.

Отличия могут быть на:

  • Цвет

  • Количество

  • Форма произношение

  • Величина

  • Эмоциональное состояние

  • Отсутствие чего-либо

В старшем возрасте может быть 5-10 отличий, в подготовительной группе 10-12 отличий.

Установка для старшего возраста :

Чем старше возраст, тем больше общего, а отличие в деталях.

Пример:

«Найди пару»

Цель: на основе зрительного сопоставления 2х предметов или 2х групп предметов найти пару.

Пара может находиться по тем же признакам, что и в игре «Найди отличия»

Пример:

«Найди лишний»

Цель: Обобщить группу предметов по существенному и не существенному признаку.

Например:

Воспитатель поочередно показывает детям карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника) предлагает рассмотреть их и спрашивает:

–Чем отличаются фигуры?

–Чем похожи фигуры?

–Какая фигура лишняя? Почему?

«Найди недостающее»

Цель: учить анализировать горизонтальный, вертикальный и дополнительный ряд по существенному и несущественному признаку.

В старшей и подготовительной группе от 3-5 признаков.

Не должно повторяться ни в одном ряду.

Усложнение:

  • Берется несколько признаков, дополнительный ряд

  • Отсутствие дополнительного ряда

  • 1 полоска горизонтального ряда и вертикального, 2 отсутствуют.

«Продолжи ряд»

Цель: Уловить закономерность и продолжить ряд вперед или назад

Воспитатель заранее готовит математические карточки по количеству детей. На карточках изображены ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд и продолжить его.

  1. Логические Блоки Дьенеша

Это специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем Золтан Дьенешем. Блоки Дьенеша – это система логических игр для детей всех возрастных категорий.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они могут быть деревянные, пластмассовые, плоскостные, объемные.

Элементы блоков не повторяются.

Фигуры делятся по следующим признакам:

  • Цвет( Синие, красные, желтые)

  • Размер( Маленькие, большие)

  • Толщина ( Толстые, тонкие)

  • Форма (Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры.

  • Цвет обозначается пятном

  • Размер – это силуэт домика (Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным)

  • Толщина – два изображения человечков ( Первый – толстый, второй – худой)

В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием ( перечеркнутый крест-накрест символ)

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение.

Например: Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек.

Правила: Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников. Первый делает ход любой фигурой. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.


Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам.

Правила: Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания.

Правила: Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнят роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности.

Правила: По эскизам малыши должны «писать» картину. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства.

Правила: Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает с фигурой-денежкой. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки.

Правила: Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

3.Круги Эйлера

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду.

Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях
так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, развивается речь, память и мышление.

Примеры игр

1. Игра «Разложи, не спеши»

Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круга.

2. Игра «Подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.


3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.

4.Игра«Маленький большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый — тонкий»

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый – все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие красные фигуры.

6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »

Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг — все жёлтые фигуры, но не треугольники.

7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)


4.Игры с палочками

Цель: развитие логического мышления.

Задачи:

— уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

— развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

— воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Дидактические игры со счетными палочками условно можно разделить на несколько групп:

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур

— по образцу

— по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры, например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек, сравнить по величине полученные квадраты:

— по указанию величины фигуры ( выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки, или большой квадрат со стороной длиной две палочки)

2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов

— по образцу:

— по устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек, на чердаке – треугольное окно из 3 палочек:

3. Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур):

из 8 палочек выложить квадрат, добавить еще 4 палочки так, чтобы разделить его на 4 равных квадрата

убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата:

4. Дидактические игры с преобразованием изображений предметов:

1) переставить 3 палочки, чтобы рыбка плыла в другую сторону:

2) переставить 3 палочки так, чтобы стрела была направлена в другую сторону и т.д.

5. Дидактические игры, в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания)

5. Палочки Кюйзенер

Палочки Кюйзнер состоят из ряда счетных палочек. Они различаются по цветам и по размеру. Существует десять цветов и десять типов длины (от одного сантиметра до десяти). Такая комплектация не является случайной. Обучающую схему достаточно долго разрабатывали. В сущности, она является отлично продуманным математическим множеством. Каждый цвет и размер соответствует конкретному числу. Оттенок палочек не случаен. Все они распределены по так называемым семействам, которые включают числа кратные двум, трем или пяти. Это также помогает эффективнее обучать малыша счету.

Методика использования

Рассматриваемый способ позволяет в игровой форме заранее развить у ребенка интерес к математике и способности к этому предмету. Дети с легкостью понимают сам механизм счета и начинают использовать новоприобретенные знания на практике, проследив незамысловатую логическую цепочку, которую наглядно иллюстрируют палочки Кюизенера. Методика работы предусматривает использование наглядных пособий в качестве основного обучающего фактора.

Игры

Для начала важно познакомить ребенка с новой игрушкой. Пускай рассмотрит и потрогает все палочки. А вы параллельно рассказывайте ему о них (их цвете, размере). А потом можно давать ребенку некоторые из следующих задач:

Возьми в левую руку как можно больше разных палочек, а в правую — поменьше.

Выкладывайте из палочек разнообразные предметы, здания, фигурки. Составьте лесенку от меньшей палочки до самой большой

Сложите ту же лесенку сами, но пропустите несколько ступенек. Пусть малыш сам заполнит пропуски.

Сгруппируйте все палочки по оттенкам. Возьмите одну палочку и попросите ребенка взять другую такого же цвета и назвать его. Возьмите в руки несколько палочек. Попросите малыша взять себе столько же, сколько и у вас.

Разложить палочки разных цветов одну за другой. Повторить несколько раз в той же, а затем в другой последовательности.

Сложите рядом три палочки одного цвета, а с другой стороны — четыре штуки такого же оттенка. После этого попросите ребенка сказать, какая из фигур уже, а какая шире.

Попросите малыша взять в руку два палочки, которые отличаются от той, что вы держите в руках.

Постройте пирамидку. Задавайте ребенку вопросы о ее составляющих. Например, какая палочка расположена в самом верху? А в самом низу? Какая лежит выше: желтая или красная? Какая расположена между розовой и желтой? Какая палочка короче, а какая — длиннее?

Пусть малыш возьмет в руки несколько палочек. Попросите его посчитать, сколько их оказалось у него в руке. Какие палочки вместе смогут составить одну красную? Положите перед ребенком белую палочку. Спросите, какую нужно к ней добавить, чтобы по длине вместе они равнялись красной. Попросите малыша разными способами составить число пять из палочек. Спросите, насколько голубая палочка больше (длиннее), чем розовая? Попросите ребенка сделать поезд из красной и голубой палочки. А потом попросите из белых палочек составить другой поезд, который был бы длиннее данного на один вагон. Спросите, сколько в оранжевой палочке можно уместить розовых? Вместе составьте из палочек все числа в диапазон от одиннадцати до двадцати.

Постройте простую геометрическую фигуру. Попросите ребенка ее повторить, а позже — сделать это по памяти.

Давайте малышу инструкции о том, как следует выложить палочки (по цветам и расположению). Например, попросите ребенка взять синюю палочку, слева положи красную, сверху желтую и так далее.

Возьмите большой чистый лист бумаги. Напишите на нем отдельные буквы и простые геометрические фигуры. Позже попросите ребенка взять синюю палочку и положить ее в треугольник или рядом с буквой «О».

Такие простые задания помогут малышу в игровой форме научиться считать, разовьют пространственное мышление, логику, воображение. Именно поэтому многие так ценят палочки Кюизенера.

kopilkaurokov.ru

Картотека по математике (подготовительная группа) по теме: «Картотека ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР для старших дошкольников.»


Упражнение «Мой любимый фрукт»

 Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

 Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Наблюдательность»

 Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

 Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение «Летает – не летает»

 Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

 Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Ладошки»

 Упражнение на развитие устойчивости внимания.

 Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

 Упражнение на развитие переключения внимания.

 Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

Упражнение «Муха»

 Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

 Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам» подаются отдельно.

Упражнение «Самый внимательный — 1»

 Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

 Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

                                                     

Упражнение «Сравнение понятий»

 Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.

1. Солнце — огонь

 2. Стебель — лист.

 3. Лед —  пар.

4. Река — озеро.

5. Варенье — сахар

6. Сказка — буква

7. Облако — вата

8. Лес — сад

9. Апельсин – мяч и т.д.

Упражнение «Самый внимательный — 2»

 Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

 

                                                                           

Упражнение «Родо-видовые отношения»

 Предлагается определить, правильно ли произведено ограничение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе из понятий к первому как вид к роду.

1.Писатель — Чуковский.

 2.Россия – Усолье-Сибирское.

3.Цветок — ландыш.

4. Растение — корень.

5.Электроприбор — плита.

 6. Овощ — помидор

 7.Мебель — стул.

8. Инструмент — пила

9. Кукла — матрёшка

10. Слово — буква.

11. Фрукт – лимон

12. Река – Ангара

Упражнение «Разведчик»

 Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.

Упражнение «Прилагательные ассоциации»

 Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол — круглый; пруд — большой.

    1. Снег —

    2. Звезда —

    3. Камень —

    4. Пар —

    5. Дом –

     6. Трава –

     7. Слово –

     8. Бабушка –

     9. Вода –

Упражнение «Понятия по порядку»

 Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».

Упражнение «Подбор синонимов»

 Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

Упражнение «Подбор антонимов»  

 Развитие вербальной беглости.

Упражнение «Подбор омонимов»

 Омонимы — слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

 Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

Упражнение «Перевоплощения»

 Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Упражнение «Глагольные ассоциации»

 Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. К примеру: стол — стоит; пруд — блестит.

  1. Человек –
  2. Огурец –
  3. Волк –
  4. Самолёт –
  5. Кузнечик –
  6. Трава –
  7. Облака –
  8. Телевизор –
  9. Вода –
  10. Огонь –

Исключение лишнего слова

Задание учит классификации по свойствам.

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

Упражнение «Сходство и различие»

Упражнение направленное на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты.

Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Например: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

Упражнение «Формулирование определений»

Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.

 Называется знакомый всем предмет или явление, например «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение группового тренинга «Что было бы, если…»

  Упражнение группового психологического тренинга для дошкольников, развивающее интеллектуальную раскрепощенность.

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. К примеру:

  — «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»

  — «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то …»

  — «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то…»

Загадки – шутки

– На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)

– На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)

– Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)

– Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)

Упражнение «Муха 1»

 Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

 После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Игра “Ванька – Встань-ка”

Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами.

Кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост. Дети выкладывают предметы, воспитатель отмечает ребят фишками.

Логическая задачи

Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой — желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику.

У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5)

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).

Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)

Какая одежда?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка свитер

Впрочем, я

Я запутался, друзья! (Сандалии — летняя обувь).

.«Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка — «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

Хитрые вопросы.

Что может быть как горячим, так и холодным?

(Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).

Что никогда не поместится в кастрюлю?

(Ее собственная крышка).

Из какой посуды нельзя ничего съесть?

(Из пустой).

На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).

ПУТАНИЦА.

Это стул — на нем лежат,

Это стол — на нем сидят.

Вот кровать — на ней едят.

В шифоньере – гости спят.

В холодильнике – платья висят,

А на диване — продукты лежат.

Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение:

Есть стол выше стула, значит стул

(ниже стола).

Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).

Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.

                         

Небылица

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий,

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Словесная игра – «Чересчур»

  1. Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).
  2. Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).
  3. Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).
  4. А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).
  5. А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).

Игра «Посади дерево».

Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества.

За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

Овощная небылица

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор.

И увидел, как на грядке,

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез.

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

«Куда пойдешь, что найдешь»?

У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада)

и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды).

Дети должны рассказать,

что изображено на карточке,

и опираясь на сенсорные эталоны,

подобрать нужные картинки.

Словесная игра «Объяснялки».

Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).

         

Игра “Цифры заблудились”

Классификация цифр по числовым домикам,

или заблудившиеся цифры, являются ответами примеров, написанных на домиках

Игра “Посчитай на ощупь”

Счёт предметов на ощупь

Игра – «Верно», «Неверно»

На каждый вопрос дети поднимают карточки:

–красная – неверно, зелёная – верно.

  1. После четверга идет суббота
  2. В году 13 месяцев
  3. Январь – последний месяц года
  4. Август – это летний месяц
  5. 3 меньше 4
  6. Снег тает весной?
  7. Листья облетают с деревьев зимой?
  8. В неделе 5 дней?
  9. Солнце появляется в небе ночью?
  10. Осенью листья зеленеют?
  11. Камень мягкий и лёгкий?
  12. Суп варят из фруктов?
  13. Морковь – это овощ?
  14. Медведи уходят зимой в спячку?
  15. Пух мокрый?

«Сравнение предметов».

 Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

«Сравнение слов».

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;                                                                  

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в)  выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

nsportal.ru

Картотека по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр для дошкольников по математике.

Дидактические игры для дошкольников по математике. Раздел «Величина».

Дидактические игры  для 1мл. группы.

«Собери снеговика»

Цель: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

Ход: В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

«Построим домики для гномиков»

Программное содержание: Формировать элементарные математические представления у детей, учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание, мелкую моторику; закреплять слова, определяющие относительность величин «большой», «маленький»; закреплять цвета: синий, желтый, красный и зеленый.

Материалы:  Фланелеграф, изображения двух гномиков — один большой, второй маленький; квадраты контрастной величины: большой- синего цвета, маленький-  зеленого, с прорезями для дверей и окон- это стены домов; квадраты желтого цвета, двух контрастных величин-для окон; прямоугольники  синего и зеленого цвета, двух контрастных величин-для дверей;  треугольники красного цвета, двух контрастных величин-для крыш.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на гномиков, которые расположены на фланелеграфе и читает  стихотворение:

Жили в лесу веселые гномики,

Были у гномиков старые домики.

Вдруг раскатился по небу гром

И развалился у гномиков дом.

Так и остались на улице гномики,

Им сыро и холодно стало без домиков.

В- ль-  Ребята, давайте поможем гномикам и построим для них новые дома. Посмотрите, гномики одинаковые по размеру или разные? Правильно, разные! Один большой, а второй маленький. А домики для них нужны одинаковые или разные? Правильно, дома тоже должны быть разного размера. Для большого гномика — большой дом, а для маленького – маленький. Дома должны быть аккуратными, ровными, чтобы ни гром, ни молния, ни сильный ветер не сломали их. У нас есть строительные детали для постройки домов.  Все детали следует подбирать так, чтобы они подошли по размеру.

Воспитатель указывает на  геометрические фигуры — детали изображающие стены, крыши, окна, двери , разложенные вперемежку на столе .

— У большого дома, должна быть большая крыша, большие окна и большая дверь. У маленького дома должна быть маленькая крыша, маленькая дверь и маленькие окна.

Дети по очереди, строят дома, путем наложения подбирают к стенам соответствующие по размеру крыши, окна и двери. 

В-ль — Молодцы, ребята, красивые дома построили. Самому большому дому вы поставили большую дверь, большую крышу и большие окна. А в самом маленьком доме маленькое окно, маленькая дверь и маленькая крыша. Дома получились разноцветные, чтобы гномики их не путали. Какого цвета большой дом? Правильно, синего цвета. А какого цвета маленький  домик? Правильно, зеленого цвета. У большого дома дверь какого цвета? Да, у большого дома дверь  зеленого цвета. Какого цвета дверь у маленького дома? Правильно, синего цвета. Какого цвета крыши ? Да, крыши у домов красные. Какого цвета окошки?  Верно, окошки желтые. Гномикам будет очень удобно жить в этих домах. А теперь послушайте песенку «Пряничные домики» муз. Александр Журбин сл. Синявский, видео — исп. солисты ДМЦ «Волшебный микрофон».

Дидактические игры  для 2мл. группы.

         «Веселые матрешки».

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным
качествам величины.

Материал: 2комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из
полых кубов.

По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же
остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее).
         Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша» и т.д.
         Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины.
          Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! — говорит педагог. Становитесь в пары».
       Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает  детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться.
        Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

 «Длинное — короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных
цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Перед началом игры В. заранее
раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю.
         Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их
игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Дидактические игры  для средней группы.

«Раз, два, три — ищи!»

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины.
Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!» Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

«Кто скорее свернет ленту»

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

Содержание: Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

Дидактические игры  для старшей группы.

Игра «Сбор урожая»

Цели: Формировать представление детей о величине предметов; учить находить сходство предметов по признаку величины 

Пособие: Фрукты  и корзинки разного размера.

Ход игры: Разложить фрукты по корзинам в зависимости от размера корзинки и фрукта.

Игра «Приключения Колобка»

Цели: Развивать умение сравнивать предметы по величине, закрепление понятий, определяющих размер предметов.

Оборудование: Изображения колобка разной величины, дорожки из цветного картона разной ширины.

Ход игры:  Дети определяют размер Колобка и по какой дорожке он отправится в путешествие.

Игра «Соедини пары»

Цели: Формировать способность детей сравнивать предметы по величине, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь детей.

Оборудование:  Цветные фломастеры, перфокарты с изображением нескольких пар предметов разного размера.

 Ход игры: Дети фломастерами соединяют пары предметов одинаковых по размеру.

Дидактические игры  для подготовительной группы.

«Новогодние елочки»

Цель:  закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал: 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины – мерки.

Содержание: Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Давайте мы с вами поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

«Достань мяч»

Цель: закрепить понятие величины.

Содержание: В.  играет с детьми, а затем прячет мяч и предлагает его достать. Мяч прячут то высоко, то низко. Сначала мяч лежит высоко на шкафу. Перед детьми стоит задача — принести мяч и продолжить игру. Но мяч лежит высоко, и достать его, протянув руку, невозможно. Здесь важно, чтобы дети смогли проанализировать условия задачи и найти правильное решение. Хочется продолжить игру, но для этого нужен мяч. В обсуждении того, почему трудно достать мяч и как это можно сделать, принимают участие все дети. 0ни предлагают разные способы: подставить стул, достать мяч палкой, подпрыгнуть и т. д.; поиске средств достижения цели выполняется важная мыслительная задача.

Дидактические игры по математике. Раздел «Форма».

          Дидактические игры  для  1мл. группы.

Упражнение «Соберем бусы»

Цели: развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить восприятие формы, цвета.

В игре «Собери бусы», направленной на развитие координации рук и мелкой моторики рук, некоторые дети четко и быстро выполнили задание. Но следует отметить, что не обошлось без трудностей, бусинки выпадали из рук, не наблюдалось четкой координации. У троих детей возникли сложности, им предлагалось выполнить задание еще раз.

Отгадайте что в руке.

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры: Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

Дидактические игры  для  2мл. группы.

 «Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Содержание: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические формы, на втором — предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание: Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Дидактические игры  для средней группы.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал: Набор фигур.

Правила игры: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

«Лото»

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Дидактические игры  для старшей группы.
         «Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Содержание: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Педагог задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение  педагог  задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

«Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Содержание: Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, — воскликнул он. — Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу,  — ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» — начал он. «А какой он формы?» — тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик  стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

Дидактические игры  для подготовительной группы.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал:  Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание:  В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

 «Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Материал: Модели геометрических фигур, предметы разной формы.

Содержание: На полочки подставки В. ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры В.  спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»

 Дидактические игры по ознакомлению детей

с ориентированием в пространстве

II младшая группа

1. Замри

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

2. Мяч по кругу

Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

3. Аист

Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило. Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в пространстве)

Поможем Элли вернуться домой

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

 

3                 4

         5

1                 2

 

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

nsportal.ru

Картотека по математике на тему: Игры по математическому развитию.

                     ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений

Здесь представлена подборка игр, которая поможет в развитии памяти, внимания, воображения детей младшего дошкольного возраста.

Игры на закрепление геометрических фигур.

Методические рекомендации:игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста.Могут использоваться в утренней отрезок  времени, как для индивидуальной работы,так и самостоятельной деятельности детей.

1. «Домино»

Цель: научить детей находить среди многих одну опре деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео метрических фигурах.

Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой поло винке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. Пос ле объяснения ребенку правил игра начинается выкладыва нием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет пра ва на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек

2. «Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под борки изображений разных предметов, которые можно объеди нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис кать парные карточки. Затем это задание выполняют само стоятельно.

5. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

6. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

7. «Волшебные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».

Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей осно ве круг.

8. «Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точно сти такое же расположение при выкладывании орнамента.

Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бу маги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь поста райся из вырезанных геометрических фигур выложить та кой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание оста ется прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

9. «Игра с кругами»

Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).

Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вы резанных из бумаги) разной величины.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, разло жить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 кру га. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.

10. «Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать от ношение между элементами по величине (больше — мень ше, толще, длиннее, короче).

Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равно мерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответ ствии с палочками.

«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нра вились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторва лись от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неде лю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой па лочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются па лочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладыва ются «шары» — от самого большого до самого маленького.

Далее сопоставляются палочки и круги. Можно переме шать все фигуры и попросить ребенка самостоятельно ус тановить соотношение между элементами по величине и длине.

12. «Умный гость»

Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.

Игрушки рассматриваются участниками, затем склады ваются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно… (И далее следует описание предме та. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невы сокая, внизу узкая, сверху — шире, сбоку — ручка»).

Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли вы полнено задание.

13. «Веселый человечек»

Цель: формировать у детей умение расчленять опреде ленную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, на оборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной за данной формы.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 тре угольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).

«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. По смотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из гео метрических фигурок, которые лежат на столе, сделать та кого же человечка».

14. «Палочки»

Цель: Учить детей последовательному расположению элементов разной величины.   •

Стимулъный материал: 10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последу ющая палочка от предыдущей отличается размером на 2 см. Чтобы выполнить данное задание верно, нужно каж дый раз брать самую длинную полоску из тех, которые вы видите перед собой. Используем данное правило и выкла дываем палочки в ряд. Но если хотя бы один раз будет до пущена ошибка, будь то перестановка элементов или примеривание палочек, игра прекращается.

15. «Найди домик»

Цель: формировать целенаправленное зрительное вос приятие формы.

Стимулъный материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих

фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) — дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-до мики»). В каждый комплект стимульного материала вхо дят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.

Детям показываются три основных фигуры (круг, квад рат, треугольник). Затем показывается карточка с изобра жением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давай те подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежать разные фигуры (подзывается двое де тей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих доми ках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выпол нении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облег чит воспроизведение формы.

16. «Покажите такое же»

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (квад рат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных разме ров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры. «Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»

После того как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребе нок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую.

17. «Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму пред мета и называть его.

Стимулъный материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (ма шинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, ша рики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, что бы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

«Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе пода рок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем».

После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно и дети снова по очереди достают себе игрушки.

18. «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Стимулъный материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

«Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

19. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Стимулъный материал: чертежи геометрических фигур.

«Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

Игры на ориентировку в пространстве и времени на ориентировку на листе бумаги.

Методические рекомендации: предназначены игры для младших дошкольников, можно использовать на протяжении всего дня.

20. «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямо угольник, треугольник) разного цвета, Можно геометричес кие фигуры заменить различными изображениями живот ных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (ко рабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисо ван круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

Что изображено в правом верхнем углу?, в левом ниж нем углу?

Что нарисовано выше круга?, ниже круга?»

21. «Лево — право»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» — раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик!

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

22. «Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик — белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой. * * *

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок — скок — скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

23. «Куда?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Стимульный материал: на белом листе бумаги изобра жение машин, деревьев (рис. 11).

«Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма шины едут вправо, какие — влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

24. «Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентиров ки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точ ку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клет ка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна клетка — вправо, две — вверх, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, две — вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна впра во, одна — вверх, одна — вправо, две — вверх, одна — впра во, одна — вверх».

nsportal.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Активити
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Диксит
  • Каркассон
  • Клуэдо
  • Колонизаторы
  • Манчкин
  • Разное
  • Свинтус
  • Секреты побед
  • Шакал
  • Шакал -правила игры
  • Эволюция
  • Эволюция — секреты игры
2019 © Все права защищены. Карта сайта