Игротека: как играть в манкалу
Истории
В любой африканской деревне можно увидеть людей, сидящих за доской с вырезанными лунками. Игроки редко бывают серьезны — смеются, шутят, дурачат зрителей, нарочно путают ходы и наперегонки рассеивают камни в пулеметном темпе: «манкала» (от арабского naqala) означает «перемещать». Игроведы дают игре 4–5 тысяч лет и даже больше: в древности игроки обходились без досок — просто выкапывали лунки в земле. Так называемые игры посева неизвестны в Европе, редко встречаются на Востоке, но в Африке почти у каждого народа есть своя манкала. Названий множество, разнообразие досок поражает, количество камней и правила отличаются, но суть одна — отобрать камни у соперника.
Двухрядная манкала популярна в Египте, Судане, странах Магриба и на всем западном побережье Африки. Доска с двумя рядами по шесть лунок, предположительно, ведет историю от счетных досок Междуречья: вавилонская система счисления была шестидесятеричной
В лунки на доске для манкалы кладут камешки, семена, стеклянные шарики — в общем, любые мелкие предметы. Ход здесь — имитация посева: игрок берет содержимое какой-либо лунки и раскладывает его в определенном порядке. Камни одинаковы, никому не принадлежат, и лишь от их количества зависит, можно ли сделать ход из этой лунки, захватить «семена» или произвести другие действия.
Манкалу окружают мифы и легенды. Она упомянута в эпосе «Сундьята» народа мандинго и даже в древнеиндийской «Рамаяне», одном из священных текстов индуизма. Масаи верили, что их манкалу, энкешуи, придумал сын первого человека на Земле. Племена сомали считали, что боги придумали дерево бондук только затем, чтобы оно давало семена для игры. Ночью доски выставляли на улицу, чтобы духи тоже могли сыграть. Людям же после наступления темноты запрещалось притрагиваться к манкале: по поверьям, если в сумерках во время игры услышишь плач шакала, будешь проклят.
Четырехрядная манкала в руинах Бумбуси, Зимбабве
Африканские мужчины за манкалой обсуждали события дня, решали возникшие вопросы и споры, а иногда и готовились к бою: в Гане воины садились играть перед битвой, чтобы проверить свою реакцию. Правила в разных странах довольно сильно различаются, по манере игры соперника африканец и сегодня легко отличит соплеменника от чужака. Зачастую женщины и дети играют в одну разновидность манкалы, а мужчины — в другую, более сложную. Переход от детской игры к взрослой — один из обрядов инициации.
Коренные африканцы непосредственны, эмоциональны, импульсивны, и игры у них такие же. В Африке редко увидишь шахматы, зато шашистов не счесть, и играют они со скоростью настольного тенниса. Манкала идеально подходит их темпераменту. В такие игры трудно выиграть, просто накапливая камни, нужно брать, что сможешь, а остальным делиться. Игроки состязаются не только в счете, но и в остроумии. Соперника принято подначивать: отпускать шуточки, петь песенки, притворно сокрушаться при потере камней, рассказывать анекдоты.
На малайзийской монете в 10 сен изображена доска для чонки, азиатского варианта манкалы
Еще недавно манкала была почитаема и в Азии. В Малайзии и Индонезии местные разновидности игры, чонгкак и дакон, берегут как национальное достояние. В Киргизии и Казахстане тогыз кумалак входит в спартакиаду школьников. Однако манкала — это нечто большее, чем просто математическая игра. Она развивает не только логику, но и навыки общения. В Африке, где родоплеменные связи особенно сильны, всегда это понимали.
Манкала оваре
Правила игры
На доске два ряда по шесть лунок. В начале игры в каждую лунку кладут 4 камня. Большие лунки по бокам в раскладе не участвуют: это «амбары», куда сбрасывают неработающие камни. Каждому игроку принадлежит свой ряд лунок и один «амбар».
Посев
Для хода игрок берет все камни из любой своей лунки и раскладывает их против часовой стрелки по одному в каждую лунку, начиная со следующей, пока камни в руке не закончатся, после этого ход переходит к противнику. Главное правило любой манкалы: камни из лунки всегда берут все, а «сеют» по одному.
Взятие
Если последний камень «посева» падает в лунку на стороне противника, и там оказывается 2 или 3 камня, игрок сразу же захватывает их и переносит в свой «амбар». Если произошел захват, а в предыдущей лунке тоже стало 2 или 3 камня, они также захватываются. На своей стороне доски захват запрещен.
Тонкости
Если в стартовой лунке камней так много, что «посев» из нее делает круг (12 и более), игрок не кладет в нее камень, пропускает. Соперник не должен «голодать»: если после хода у него не осталось «семян», нужно дать ему еще, чтобы он мог продолжить игру, и только если это невозможно, партия заканчивается.
Цель игры
Для победы нужно собрать в своем «амбаре» 25 камней, а при счете 24: 24 засчитывается ничья. Чтобы одолеть соперника, игрок должен рассчитывать, с какой лунки ему следует начать ход, чтобы провести взятие.
ИСТОРИЯ
Игровая терапия
Название самой известной африканской двухрядной манкалы — оваре, или варе, — связано с именем туземного короля Катакие Опоку Варе I, который имел привычку улаживать с помощью игры семейные ссоры подданных: посидев за доской, супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга. Кстати, слово «варе» в Гане до сих пор означает «жениться».
Айо-айо: детская манкала
Малышам
Взрослая игра слишком сложна для детей. С малышами играют в айо-айо — это название лучше всего переводится на русский язык как «ням-ням». Действительно, если взрослая манкала имитирует посев и сбор урожая, то в детской все, что требуется от игрока, — есть.
Камни «сеются» непрерывно: положив последний камень в лунку, игрок тут же берет все содержимое этой лунки и продолжает «сеять». Лишь когда последний камень падает в пустую лунку, ход переходит к сопернику. Как только в любой лунке по ходу «посева» стало четыре камня, игрок захватывает их, не прерывая хода. Айо-айо развивает внимание: если увлечься «посевом», взятие можно пропустить.
Китайские женщины играют в чонку, вариант манкалы сунгка, привезенной в Поднебесную эмигрантами с Филиппин
В некоторых странах Африки, в частности на Мадагаскаре, популярны четырехрядные манкалы — тсоро, бао, омвесо и другие. Здесь встречаются огромные доски: чтобы сделать ход, игроку приходится идти вдоль ряда лунок.
Фрагмент картины художника, картографа и путешественника Альфонса Пейона. Западный Тимор, Индонезия, 1817–1820
Время возникновения манкалы сложно определить даже примерно, так как для игры вовсе не обязательно использовать специальные доски и камни, достаточно просто вырыть лунки в земле и использовать любые мелкие предметы в качестве «семян».
Мужчина играет в манкалу ракушками. Султанат Оман
Популярность манкалы подтверждается успехом имитирующих ее мобильных приложений. Некоторые из них набрали по миллиону пользователей, и даже больше.
Фото: Alamy (x3), Imagebroker / Legion-media, SSPL (x2) / East News, Getty Images
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2016
Дмитрий Скирюк
Теги
- игротека
- история
Манкала.

- Главная
- Настольные игры
- Манкала
Игра манкала может быть самая старая настольная игра в мире, поскольку, распостранилась по всему миру, в разных вариация и названиях.
Изображения каменных досок для игры в Манкалу были найдены на крышах храмов в Мемфисе, Фивах и Луксоре. В игру определённо играли и в древнем Египте. Скорее всего она там и возникла, так, как очень похожа на доски и счётчики, которые использовались для складского и бугалтерского учёта. Такие же доказательства были найденны среди предметов относящиеся к ещё более Древней Шумере и Древнего Египта.
На сегодняшний день в разных вариациях в манкалу играют по всей Африке, во
всем Карибском бассейне и на восточном побережье Южной Америки. Игра эмигрировала
туда с рабами в колониальную эпоху расширения.
В Манкалу играют сотни племен по всей Африке, большинство из которых играет в свою собственную, немного видоизменённую и другим названием, игру.
Названий и вариаций этой игры много, но есть несколько основных различий. Количество строк на доске определяет ранг манкалы. Три вида игры — два ранга, три ранга и четыре ранга. Международной и популярной является игра с двум рангами.
Для игры вам понадобится доска с двумя рядами по 6 лунок и хранить на каждом конце по 60 семян (камней или ещё чего-нибудь, не очень важно т.к вариаций много). Доска находится между двумя игроками и каждый управляет ближайшим к нему рядом, а магазин или калах находится справо от него.
Игроки ходят по очереди. Ход игрока, часто называемый посевом, состоит в изъятии всех камней из некоторой лунки (обычно, принадлежащей игроку и занятой некоторым минимальным числом камней), и размещении их в соседних лунках, по одному в лунку. Если посев не завершился в том же ряду, где и начался, то он продолжается в другом ряду; при этом лунки обычно обходят в направлении против часовой стрелки. Так, посев обычно следует слева направо по ряду, наиболее близкому к игроку, и, дойдя до конца ряда, переходит на смежный ряд, по которому следует справа налево. В играх с двумя рядами посев затрагивает лунки всей доски. В играх с четырьмя рядами он ограничен лунками двух рядов, принадлежащих игроку, который делает ход.
Посев может быть простым, когда он завершается размещением камня в лунку, в которой уже находились камни, или посевом с жезлом. В последнем случае (как, например, в бао), если последний камень попадает в уже занятую камнями лунку, игрок изымает все камни из этой лунки и размещает их по одному в последующих лунках; этот процесс может повторяться. Это может приводить к очень длинным ходам, которые могут кардинально менять ситуацию на доске. Способность предсказывать последствия посева с жезлом отличает гуру игры бао от простого игрока .
Захват
Обычная цель каждого посева — захват камней противника. Правила захвата могут сильно отличаться от игры к игре. В некоторых играх, например, посев, заканчивающийся в лунке противника, приводит к захвату всех камней в этой лунке; или посев, заканчивающийся в пустой лунке, приводит к захвату всех камней в противоположной лунки (возможно, если выполнены дополнительные правила о числе камней в этой лунке). В других играх захватываются камни из лунок, в которых во время посева собирается определенное число камней.
Захваченные камни либо изымаются из игры, либо размещаются в лунках игрока, который произвел захват. В играх с амбарами (более крупными лунками), амбары используются как раз для размещения в них захваченных камней. Амбар может использоваться как обычная лунка во время посева (как, например, во всех играх семейства манкала, встречающихся в Северной Сахаре).
Так как во всех (или почти всех) играх семейства манкала основными операциями являются посев (и, следовательно, подсчет) и захват, то в англоязычной литературе для обозначения манкалы используется термин count and capture («считай и захватывай»).
Цель игры
Цель игры заключается в том, чтобы захватить камней больше соперника или привести игру к такому состоянию, когда противник не может сделать ход (например, потому, что все лунки соперника пустые или не содержат минимального числа камней, для того, чтобы сделать ход).
Ситуация, в которой все лунки одного игрока пустые, называется голодом.
Во многих играх семейства манкала игра может закончиться патом, когда ходы игроков начинают вынужденно повторяться в циклической последовательности. В этом случае игра прекращается (и, возможно, подсчитывается количество захваченных камней). Заметим, что количество ходов в цикле, соответствующем пату, может быть очень большим и распознать пат бывает очень сложно. Именно поэтому пат обычно не рассматривается как некоторый наблюдаемый очевидный «факт» (как, например, в шахматах), а является продуктом «согласия» игроков.
Сделать игровое поле для игры в манкалу самому
Редкие правила
Хотя основная цель почти всех игр семейства манкала — захватить как можно больше камней, правила некоторых игр явным образом запрещают выполнять ходы, которые приводят к голоду соперника, за исключением тех случаев, когда игрок обязан сделать такой ход (то есть у него нет альтернативы).
Обычно поражение от голода декларируется в начале хода проигравшего игрока; в этом случае, если игрок закончил свой ход, полностью очистив свой ряд, голод может не возникнуть, если другой игрок, в свою очередь, выберет для следующего хода камень, который перенесёт некоторые камни в ряд противника, таким образом спасая его на грани. В очень многих играх семейства манкала, действительно, такое спасение на грани (называемое накормить) обязательно к исполнению, если возможно его осуществление.
Существуют также игры из этого семейства, целью которых является лишение противника возможности хода (например, посредством захвата всех камней на стороне противника). Примером такой игры является Хавалис
Статья созданна при помощи Источник
Загрузка…
Правила и инструкции по игре для Mancala, Oware & Bao
Oware
Оборудование
В игру Oware играют на поверхности, состоящей из двух рядов по шесть полостей. Игровые фигуры должны быть твердыми предметами, достаточно маленькими, чтобы 12 или 15 из них могли удобно поместиться в одно углубление. Используемые материалы не имеют значения — углубления могут быть выскоблены в земле или в песке, они могут быть вырезаны в доске из мыльного камня или сделаны из старой коробки для яиц.
Подготовка и цель
Каждая из 12 полостей заполнена четырьмя семенами. Чтобы решить, кто ходит первым, один игрок держит семя в кулаке. Если противник правильно угадывает, в каком кулаке находится семя, начинает противник. Цель состоит в том, чтобы захватить больше семян, чем противник.
Играть
Игроки по очереди разыгрывают семена. Чтобы сделать ход, игрок сначала выбирает непустое углубление из шести в ближайшем ряду и собирает все содержащиеся в нем семена. Затем игрок бросает одно семя в следующее углубление против часовой стрелки, после этого одно семя в углубление и так далее, пока семена не закончатся. Это называется «посев» семян. Когда игрок достигает конца ряда, посев продолжается против часовой стрелки в другом ряду. Когда игрок выбирает лунку с таким количеством семян (12 или более), что проходит один или несколько кругов, 12-е (и 23-е) семя не разыгрываются в исходной лунке — исходная лунка пропускается, а семя разыгрывается в следующая пустота дальше. Это означает, что исходное углубление всегда остается пустым в конце хода. Если последнее семя посеяно в ряду противников, а соответствующее углубление заканчивается 2 или 3 семенами, эти семена захватываются. Если впадина, непосредственно предшествующая ей, также содержит 2 или 3 семени, эти семена также захватываются и так далее, пока не будет достигнута впадина, не содержащая 2 или 3 семян, или не будет достигнут конец ряда противников.
Готово
Если игрок не может играть, потому что все шесть лунок пусты, игра заканчивается, и все семена на другой стороне доски захватываются другим игроком. Однако игроку не разрешается преднамеренно пассивно играть, чтобы вызвать эту ситуацию — если все лунки противника пусты, игрок обязан играть так, чтобы хотя бы одно семя было посеяно на стороне противника, если это возможно. С другой стороны, совершенно законно играть так, чтобы захватить все семена противника, оставив игрока без хода и, следовательно, захватив все оставшиеся семена в ближайшем ряду. Такая пьеса известна как «отрубание головы». Обычная тактика состоит в том, чтобы попытаться отрезать голову, собрав большое количество семян в одно отверстие, заставив противника опустошить большинство углублений на другой стороне доски. Затем в какой-то подходящий момент разыгрывается сбор семян, так что они один раз высеиваются полностью вокруг доски и снова на территорию противника, в результате чего захватываются несколько углублений с 2 или 3 камнями подряд. Когда один игрок захватил 25 семян, игра заканчивается, и этот игрок становится победителем. Игра заканчивается вничью, если оба игрока набирают 24 семени или очень редко в патовой ситуации, когда становится ясно, что последние оставшиеся семечки просто перемещаются по доске без шансов на захват.
Оваре Нам Нам
В эту игру играют на доске Oware дети из Ганы. У него множество названий и небольшие вариации в этом районе и соседних странах, включая «Нум-Нум», «Ади», «Мевелад» и «Ламош». Стиль игры «круги», захват четверками и тот факт, что цель состоит в том, чтобы захватить дупла, а также семена, делают эту игру совершенно отличной от Oware. Хотя это детская игра, правила не проще, чем в Oware…
Оборудование
Игра ведется на доске 2 x 6 Oware (см. выше).
Подготовка и цель
Каждая из 12 полостей заполнена четырьмя семенами. Чтобы решить, кто ходит первым, один игрок держит семя в кулаке. Если противник правильно угадывает, в каком кулаке находится семя, начинает противник. Начнем с того, что каждый игрок «владеет» 6 ближайшими к игроку лощинами. Цель состоит в том, чтобы захватить и владеть всеми пустотами. Пустоты выигрываются, собирая за раунд все больше семян, чем противник.
Круглый
Игроки по очереди разыгрывают семена. Чтобы сделать ход, игрок сначала выбирает одну из принадлежащих ему непустых лунок и забирает все содержащиеся в ней семена. Затем игрок бросает одно семя в следующее углубление против часовой стрелки, после этого одно семя в углубление и так далее, пока семена не закончатся. Это называется «посев» семян. Когда игрок достигает конца ряда, посев продолжается против часовой стрелки в другом ряду. Ничего особенного не происходит, когда посев достигает дупла, из которого были взяты семена, — в это углубление кладется семя, и посев продолжается. В любой момент, если семя посеяно в ямку с 3 семенами (таким образом, в этой ямке образуется 4 семени), игрок, владеющий этой ямкой, немедленно удаляет и захватывает четыре соответствующих семени. Если игрок пренебрегает захватом четырех семени в углублении, а пятое семя попадает в углубление, шанс теряется, и этот игрок больше не может поймать четыре.
- Если последнее семя попадает в пустое углубление, то ход игрока заканчивается.
- Если последнее семя посеяно в ямку с 3 семенами (таким образом, в этой ямке образуется 4 семени), четыре семени берет игрок, чей сейчас ход, независимо от того, кому принадлежит лунка, и ход заканчивается.
- Если последнее семя попадает в любое другое углубление, игрок берет все семена в этом углублении и начинает сеять их, начиная со следующего углубления. Таким образом, поворот может пройти по доске несколько раз (кругов), прежде чем закончиться.
Если ни в одной из лунок игрока нет семян, когда наступает очередь этого игрока играть, игрок пропускает ход. Когда на доске остается восемь семян, игрок, который берет следующие 4, также берет и последние 4, и раунд заканчивается.
Игра
В конце каждого раунда игрок с наибольшим количеством семян кладет по четыре семени в каждую лунку на своей стороне доски. Затем оставшиеся семена помещаются по четыре в углубления по его выбору на стороне противника. Эти лощины теперь принадлежат ведущему игроку и должны быть помечены как таковые. В следующем раунде этот игрок может использовать их точно так же, как и другие принадлежащие ему пустоты. Другой игрок кладет остальные камни в оставшиеся углубления по четыре на своей стороне доски, и это углубления, принадлежащие этому игроку в следующем раунде.
Готово
Игра выиграна, когда в конце раунда одному из игроков удалось выиграть все семена и, следовательно, все пустоты.
Бао (Кенийская детская игра)
Этой игре любезно научили автора две дамы из Кении. Когда их спросили о правилах игры, они с сожалением посмотрели на автора и сообщили, что могут научить его только детской версии Бао. Автор давно задавался вопросом, на что похожа взрослая версия Бао, но кажется маловероятным, что он когда-либо будет достаточно изощренным, чтобы выяснить это, к сожалению.
Оборудование
В игру Бао играют на поверхности, состоящей из двух рядов по восемь углублений. Игровые фигуры должны быть твердыми предметами, достаточно маленькими, чтобы 12 или 15 из них могли удобно поместиться в одно углубление. Используемые материалы не имеют значения — углубления могут быть выскоблены в земле или в песке, они могут быть вырезаны в доске из мыльного камня или сделаны из старой коробки для яиц. Точно так же кусочки могут быть маленькими камнями, шариками, ракушками или семенами. Типичная комбинация — деревянная доска с восемью вырезанными в ней углублениями и 48 маленькими круглыми семечками для фигурок. Для этой версии Бао требуется доска с двумя дополнительными углублениями, расположенными по центру в конце каждой пары рядов. Они называются «магазинами» — игроки помещают свои захваченные камни в магазин справа от себя.
Подготовка и цель
Каждая из шестнадцати полостей заполнена тремя семенами. Чтобы решить, кто ходит первым, один игрок держит семя в кулаке. Если противник правильно угадывает, в каком кулаке находится семя, начинает противник. Цель состоит в том, чтобы захватить больше семян, чем противник.
Играть
Игроки по очереди разыгрывают семена. Чтобы сделать ход, игрок сначала выбирает непустое углубление из шести в ближайшем ряду и собирает все содержащиеся в нем семена. Затем игрок бросает одно семя в следующее углубление против часовой стрелки, после этого одно семя в углубление и так далее, пока семена не закончатся. Это называется «посев» семян. Когда игрок достигает конца ряда, он высевает следующее семя в магазине, а затем продолжает сеять против часовой стрелки в другом ряду. Когда игрок выбирает лощину с таким количеством семян (12 или более), что проходит один или несколько кругов, 17-е семя не разыгрывается в исходной лощине — исходная лощина пропускается, а семя разыгрывается в следующей лощине. Это означает, что исходное углубление всегда остается пустым в конце хода. Если последнее посеянное семя находится в магазине справа от игрока (собственный магазин игрока), у игрока сразу же есть еще один ход. Если последнее посеянное семя находится в ближайшем к игроку ряду, а соответствующее углубление пусто, любые семена в углублении противника напротив захватываются и помещаются в магазин игрока.
Готово
Если игрок не может играть, потому что все лунки пусты, игра заканчивается, и все семена на другой стороне доски захватываются другим игроком. Когда один игрок захватил 25 семян, игра заканчивается, и этот игрок становится победителем. Игра заканчивается вничью, если оба игрока набирают 24 семени или очень редко в патовой ситуации, когда становится ясно, что последние оставшиеся семечки просто перемещаются по доске без шансов на захват.
Бао (Кенийский с лапсами)
Оборудование
В игру Бао играют на поверхности, состоящей из двух рядов по восемь углублений. Игровые фигуры должны быть твердыми предметами, достаточно маленькими, чтобы 12 или 15 из них могли удобно поместиться в одно углубление. Используемые материалы не имеют значения — углубления могут быть выскоблены в земле или в песке, они могут быть вырезаны в доске из мыльного камня или сделаны из старой коробки для яиц. Точно так же кусочки могут быть маленькими камнями, шариками, ракушками или семенами. Типичная комбинация — деревянная доска с вырезанными в ней восемью углублениями. В этой версии Бао в начале используется 32 детали, по 2 в каждой полости. На более богато украшенных досках часто есть две дополнительные выемки, обычно расположенные по центру в конце каждой пары рядов. Они называются «магазинами» — игроки помещают свои захваченные камни в магазин слева от себя.
Подготовка и цель
Каждая из шестнадцати полостей заполнена двумя семенами. Чтобы решить, кто ходит первым, один игрок держит семя в кулаке. Если противник правильно угадывает, в каком кулаке находится семя, начинает противник. Цель состоит в том, чтобы захватить больше семян, чем противник.
Играть
Игроки по очереди разыгрывают семена. Чтобы сделать ход, игрок сначала выбирает непустое углубление из одного в ближайшем ряду и собирает все содержащиеся в нем семена. Затем игрок бросает одно семя в следующее углубление против часовой стрелки, после этого одно семя в углубление и так далее, пока семена не закончатся. Это называется «посев» семян. Когда игрок достигает конца ряда, посев продолжается против часовой стрелки в другом ряду. В этой версии Бао есть «круги». Когда последнее семя посеяно, если оно попадает в углубление с другими семенами, ход продолжается — игрок забирает все семена из этого углубления и продолжает их сеять. Ход заканчивается только тогда, когда последнее семя в руке падает в пустое углубление. Если это углубление находится на стороне противника, ничего не происходит, но если углубление находится на стороне игрока, то все семена в углублении противника напротив захватываются. Игрок не может начать ход из впадины с одним семенем, если только все впадины на ближней стороне не являются одиночными.
Готово
Если игрок не может играть, потому что все лунки пусты, игра заканчивается, и другой игрок захватывает все оставшиеся семена. Игра заканчивается вничью, если оба игрока набирают 24 семени или очень редко в патовой ситуации, когда становится ясно, что последние оставшиеся семечки просто перемещаются по доске без шансов на захват.
Бао Ла Куджифунза (4 ранг Манкала)
Оборудование
В игру Бао (что означает «доска») играют на поверхности, состоящей из четырех рядов по восемь полостей. Пустота называется «шимо», множественное число — «машимо». Игровые фигуры называются «кете» и должны быть достаточно маленькими твердыми предметами, чтобы 15 из них могли удобно поместиться в одно углубление. Используемые материалы не имеют значения — масимо можно соскоблить в земле или в песке, их можно вырезать на доске из мыльного камня или сделать из старой коробки для яиц. Точно так же кете может быть маленькими камнями, шариками, ракушками или семенами. Типичная комбинация — деревянная доска с маленькими круглыми семенами для кете. Этот вариант представляет собой упрощенную форму Бао Кисуахили, в которую играют в Восточной Африке.
Подготовка и цель
48 масимо наполнены двумя кете каждый. Чтобы решить, кто ходит первым, один игрок держит кете в кулаке. Если противник правильно угадывает, в каком кулаке находится кете, начинает противник. Два ряда масимо, ближайшие к каждому игроку, принадлежат этому игроку, как и содержащиеся в них кете. Захваченные кете перемещаются из масимо противника в масимо игрока, и цель состоит в том, чтобы просто заставить противника не иметь кете в первом ряду или лишить противника возможности двигаться.
Играть
Игроки по очереди играют в кете в своем масимо. Чтобы сделать ход, игрок сначала выбирает одно из своих масимо, которое занято, и берет все содержащиеся в нем кете. Игрок должен играть на кете либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки вокруг двух рядов игроков. Игрок бросает один кете в следующий шимо в выбранном направлении, после этого один кете в шимо и так далее, пока кете не закончится. Когда игрок достигает конца ряда, он продолжает в другом ряду в соответствии с выбором направления. «Мтадзи» — это группа из 2–15 кете в шимо, которые могут захватить кете в шимо противника. Если существует мтаджи, игрок должен сделать захват. В противном случае игрок должен сделать ход Кутаката.
Перемещение с захватом
Взятие производится, когда кете мтаджи распределяются по одному в ту или иную сторону и последний кете попадает в шимо, который:
- в первом ряду
- занят
- находится на одной линии с занятым шимо в первом ряду соперника
В этом случае кэтэ в занятом противником шимо захватываются, и игрок берет их и разыгрывает по очереди в соответствии со следующими правилами: Захваченные кэтэ начинаются в крайнем левом шимо первого ряда и распределяются по часовой стрелке в следующих случаях:
- Захваченные кете находились в одной из двух крайних левых линий
- Захваченные кете находились в одной из четырех центральных линий, а мтаджи распределялись по часовой стрелке
Захваченные кэтэ начинаются в крайнем правом шимо первого ряда и распределяются против часовой стрелки в следующих случаях:
- Захваченные кете находились в одном из двух крайних правых рядов
- Захваченные кете находились в одной из четырех центральных линий, а мтаджи распределялись против часовой стрелки
Если последнее захваченное кете попадает в занятое кете, которое находится на одной линии с пустым шимо в первом ряду противника, игрок берет все кете в этом занятом шимо (включая только что помещенное в него кете) и начинает заново с новым кете. продолжая в том же направлении и начиная со следующего шимо. Игрок повторяет это до тех пор, пока последний сыгранный кете не упадет в пустой шимо или не будет сделан еще один захват. Если последний кете попадает в шимо, который соответствует 3 приведенным выше правилам захвата, кете в шимо противника захватываются, и игра продолжается с захваченным кете, как и раньше. Когда последний кете попадает в пустое шимо, ход заканчивается.
Кутаката
Движение Кутаката представляет собой глагол «таката» и выполняется, когда у игрока нет мтаджи в начале хода. Игрок выбирает направление и продолжает раздавать кете в этом направлении. Если последний кете попадает в занятое шимо, игрок берет все кете в этом занятом шимо (включая только что помещенное в него кете) и начинает заново с нового кете, продолжающегося в том же направлении и начиная со следующего шимо. Игрок повторяет это до тех пор, пока последний сыгранный кете не упадет в пустой шимо, после чего ход заканчивается. Кутаката должна подчиняться следующим правилам:
- Кутаката не может быть запущена только с одним кете.
- Игрок может таката из шимо задней линии, только если невозможно таката из шимо передней линии
- Начав такату в одном направлении, игрок не может изменить направление во время этого хода.
- Начав такату, в этот ход нельзя брать.
Отделка
Игрок проигрывает в случаях, когда:
- все шесть машимо в первом ряду игрока пусты
- у игрока нет мтадзи, и он не может таката, потому что ни у одного из его масимо нет двух или более кете
Как играть в МАНКАЛУ (с видео) | Официальные правила
Манкала — это название, данное большому семейству игр «Яма и семена» или «Считай, посей и поймай» — одной из старейших известных игр.
Существует около 300 различных игр Mancala, некоторые версии просты, как Kalah или Oware, но другие, как Omweso или Bao, могут быть очень сложными, так как в них играют на двух досках, а иногда и в обратном направлении.
Компоненты
- Складная деревянная доска с 2 рядами по 6 ямок (отверстий).
- 48 цветных камней
Настройка
Игроки садятся друг напротив друга, между ними находится игровое поле. Доска манкала состоит из двух рядов по шесть отверстий или ямок. Шесть маленьких отверстий на вашей стороне игрового поля принадлежат вам.
Каждый игрок кладет по 4 камня (каждого цвета) в каждую из своих 6 ям.
Ваш кубок или магазин для подсчета очков (также известный как манкала) находится справа от вас.
Цель игры
Имейте наибольшее количество камней в своей манкале после того, как все камни на одной стороне игрового поля будут захвачены.
Видео
Игра
Первый игрок выбирает яму на своей стороне доски и собирает все камни.
В направлении против часовой стрелки игрок теперь кладет по одному камню в каждую яму.
Если вы бросите камень в свой собственный магазин, положите его на хранение, и этот камень будет в безопасности. Если вы столкнетесь с магазином вашего противника, пропустите его.
Если последний брошенный вами камень находится в вашем собственном магазине, вы получаете бесплатный ход.
Если последний камень, который вы бросаете в пустую яму, вы захватываете камни и любые камни в яме прямо напротив него на стороне вашего противника.
Если вы захватываете камни, поместите их прямо в свою манкалу (магазин).
После того, как вы сбросите все свои камни (и захватите все камни), ваш ход окончен. Игра продолжается, игроки меняют ходы.
Как поймать камень?
Как было сказано выше: если вы бросите последний камень в пустую яму на своей стороне доски, вы захватите все фигуры в яме прямо напротив нее на стороне вашего противника.
Бросив зеленый камень в пустую яму, вы захватите два камня (красный и синий) на другой стороне доски. Возьмите теперь все 3 камня (зеленый, красный и синий) и поместите их в свой магазин (манкала).
Лучший начальный ход
Лучше всего начинать с 3-й лунки, потому что теперь ваш последний камень попадает в вашу манкалу. Это дает одно очко и дает вам дополнительный ход. Теперь вы играете на самой правой лунке, чтобы заработать еще одно очко, и бросаете свой последний камень в 3-ю лунку вашего противника (это блокирует его, чтобы он сделал то же самое).
Более подробная информация о лучшем открытии Манкалы здесь.
Конец игры
Как только все шесть лунок на одной стороне доски опустеют, игра заканчивается. Игрок, у которого еще остались камни на его стороне доски, захватит все эти камни.
У игрока 2 осталось 3 камня, и он может добавить их в свою манкалу.
Теперь игроки считают свои камни в своей манкале, и игрок с наибольшим количеством камней выигрывает игру.