Метро 2033 — Игромания
Как все начиналось?
История «Метро 2033» как бренда началась с книги, главы которой журналист и писатель Дмитрий Глуховский совершенно бескорыстно выкладывал в Сеть. Он в красках описал постапокалиптический мир, тем более жуткий, что миллионы людей хотя бы раз оказывались в нем в реальности, а многие сталкиваются с ним ежедневно. Речь идет о московском метро, в котором, по сюжету романа, обосновались выжившие после рукотворного Армагеддона жители и гости столицы. Станции и перегоны, загадочные по самой своей природе, автор населил чудовищными существами и странными людьми.
О чем это?
События игры воссозданы
довольно близко к тексту первого романа (еще есть «Метро 2034» и книги других
авторов в серии «Вселенная Метро 2033»). Мы попадаем именно в тот чарующий,
таинственный и одновременно давящий подземный мир, который так детально
обрисовал в своей книге Глуховский.
В эпическую одиссею мы отправляемся вместе с юношей по имени Артем. Сам он еще никогда не выходил за пределы родной станции, но сейчас от его действий зависит судьба его товарищей, а то и всего метро. На станцию Артема повадились нападать «черные» – зловещие существа с отравленной поверхности. Наш герой должен предупредить об этой угрозе руководство Полиса – подземного города, занявшего станции «Арбатская», «Библиотека им. Ленина» и «Боровицкая». Вот только путь туда не близкий…
Как играется?
По описанию «Метро 2033»
напоминает S.T.A.L.K.E.R. под землей. Мутанты, разруха, гнетущая атмосфера –
точек соприкосновения достаточно.
Впрочем, «Метро 2033» – это
не только перестрелки. В книге Дмитрий Глуховский много внимания уделил описанию
подземного общества, и игра также дает возможность с ним познакомиться. В
качестве передышки после насыщенных баталий авторы услужливо предлагают мирные
прогулки по станциям, во время которых можно запастись патронами, оружием и
медикаментами. В дальнейшем все это очень пригодится. Разнообразию игровых
ситуаций «Метро 2033» могут позавидовать многие шутеры, и в большинстве
эпизодов Артему приходится серьезно бороться за жизнь.
Интересно, что при всей
линейности игры и предопределенности событий разработчикам удается сохранять
некоторую дистанцию от «обычных» шутеров. Отчасти этому способствуют, казалось
бы, лишние мелочи. Здесь необходимо вручную менять фильтры в противогазе, подзаряжать
фонарик с помощью динамо-машины и нагнетать давление в баллонах пневматического
оружия. По идее, вся эта возня должна лишь отвлекать, но на самом деле она
играет важную роль. «Бытовые» детали заставляют поверить, что ты попал в
настоящий смертельно опасный мир, а не в декоративно оформленный тир.
Разумеется, «Метро 2033» отнюдь не безупречна. Наблюдаются неполадки в балансе оружия, виртуальные противники порой ведут себя, мягко говоря, неразумно, система повреждений явно не доведена до ума. Но мощь антуража подминает под себя все эти недостатки, заставляя быстро о них позабыть.
Как выглядит?
Виды постапокалиптического метро не сумели бы так впечатлить без должного визуального оформления. Несмотря на заверения авторов в технической продвинутости своего творения, сказать, будто «Метро 2033» поражает, нельзя. Однако выглядит игра очень современно, а ее дизайнеры достойны отдельной похвалы. Внимание к деталям очень помогает воспринять окружение как настоящую агонизирующую реальность, а не как набор декораций.
То, что мы ждали?
Признаться, после многих
неудач постсоветских компаний на поприще шутеров «Метро 2033» мы ждали с
опаской. Да и мучительно долгая разработка в обстановке гробового молчания не внушала
оптимизма. К счастью, страхи оказались напрасны. У 4A Games получился пусть не идеальный, но абсолютно конкурентоспособный и, как принято
говорить, атмосферный шутер, которому не жалко посвятить восемь-десять часов
своего времени.
Плюсы
- Гнетущая атмосфера воссозданного в мельчайших деталях постапокалиптического метро
- Стремительное чередование игровых ситуаций
- Качественно перенесенный на экран книжный сюжет
Минусы
- Не всегда разумное поведение противников
- Мелкие недостатки, связанные с балансом оружия и системой повреждений
Чем нам не понравился визит в Полис? Как вести себя в Ленинской библиотеке? Что не так с дробовиком? Почему поведение противников показалось нам не вполне адекватным? НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА «МЕТРО 2033» В «ИГРОМАНИИ» № 4/2010 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» № 7/2010. |
Metro 2033: Обзор | StopGame
Эта статья — не совсем обычная. На StopGame.ru вы таких еще не видели. Я тут осмелел и решил реализовать одну задумку. Видите окно управления аудио? Молодцы, жмите. И пока не начнется музыка — дальше не читайте.
На поверхности дуют хладные ветры ядерной зимы, в мертвом уже много лет городе обитают орды монстров. Человеческий мир съежился до размеров московской подземки, но и она досталась людям лишь отчасти. Годами выжившие укрываются от враждебного мира в тоннелях и на станциях. Они существуют назло радиации, кровожадным тварям, что ежечасно пытаются прорваться сквозь кордоны; назло войне, уничтожившей цивилизацию. Смертельная ирония — под многометровой толщей, в единственном убежище подчас страшнее и опаснее, чем снаружи. Годы без обслуживания и ремонта, череда техногенных катастроф и прочие факторы превратили некогда известные и уютные тоннели в лабиринт ужаса. В Зоне отчуждения и то безопасней. Тут неосторожный шаг — гибель.
Растворенные во тьме
Думаю, к этому месту первый трек вы уже дослушали. Включайте следующий.
Люди с древних времен боятся темноты. Неизвестность означает, что за границей света может происходить любая чертовщина. Там, в пронзительной черноте, коварно ждут своего часа все страхи. Они терпеливо замерли, они наготове, они ждут человека с воображением-ключом к их миру. Он вдруг на секунду усомнится, что во мраке действительно никого нет — и дверь распахивается настежь…
Еще на рассвете истории первобытные люди замирали от ужаса по ночам в своих пещерах, представляя, что за пределами их укрытия собрались сотни и тысячи кровожадных существ, чтобы полакомиться их вкусными органами. Прошло много лет, мы слетали в космос, опустились на дно Марианской впадины, научились передавать Интернет по воздуху, а в эклеры теперь кладут крема в два раза больше, чем теста.
Наша жизнь в шкуре героя начинается резко, рывком. Непонятный мир тянет к исследованиям. Полумрак комнатушки. Фонарь и масляная лампа даже вместе не дают достаточно света. Два круга вырывают из лап тьмы дай бог пятую часть помещения. В углу старая гитара, на столе стопка потертых книг, а на стенах — фотографии. Города, люди, дома, улицы… На память от сгинувшего мира. Здесь все на память. Ничего уже не вернуть.
Минуты хватает, чтобы понять — на станциях всегда шумно. Дня или ночи нет. Круглосуточно станция обороняется от монстров, круглосуточно горит тусклое, бедное освещение. Кто-то спит, кто-то стонет от ран, кто-то медленно умирает от голода. Кто-то копошится в темноте, а кто-то там же испустил дух. О нем никто не узнает, мрак умело скрывает все. Отчаявшиеся матери прижимают к себе плачущих детей. Бетонные лабиринты бесчисленное количество раз отражают эти послания тоски и грусти. Они доносятся до каждого жителя… и все понимают, что выхода — нет.
В одиночестве?..
Если хватило музыки досюда, то выключайте ее, очередь следующего трека.
Люди — социальные существа. Общность (не стадность) настолько в нашей крови, что зов к общению и совместному чему-то уже веками гуляет по планете. В основном в творчестве. Человек боится остаться один. Не надо объяснять, я думаю, что перед лицом опасности хочется хоть намека на прикрытие, руку помощи, пусть и не доброе, но слово. Перемешаем все это с предыдущей главой. Тщательно.
Тьма. Обширное, но меж тем замкнутое пространство. Оно одновременно и знакомо, привычно, и в корне отличается от всего, что мы знаем. Ну, кто из нас боится тоннеля метро? Но стоит немного дополнить картину — создать историю — и все меняется. Лучик света разрезает мрак. Где-то в отдалении мы слышим шорохи, откуда-то с клацаньем падают маленькие камешки, вдалеке что-то поскрипывает. Раз за разом. Раз за разом. Мы знаем, что людей здесь нет… Пальцы сжимают подернутый ржавчиной автомат, напряжение такое, что аж побелели костяшки. Руки немного дрожат, опасности пока нет, но взбудораженное воображение рисует красочные картины. Найденные по пути трупы людей и даже монстров не прибавляют оптимизма. Вот металлическая площадка, обрывающаяся в бездну. На ней следы крови, ведущие как раз вниз… Частенько у бортиков и ограждений можно найти кости, оторванные головы или багровые лужи. Что-то здесь расправлялось с людьми молниеносно, оставляя зловещий красный автограф. С опасениями мы оглядываем каждый кусочек тоннеля, каждый квадратный сантиметр, осматриваем все — когда не знаешь, чего ждать, лучше быть готовым ко всему…
Внезапно раздается рык. Звериная агрессия, тревожное предупреждение. Звук нарастает, топот приближается. Тварь нападает сзади, разум сжимается от страха, ведь на затылке нет глаз, а неизвестная опасность может как быть чем угодно, так и сделать что угодно… Резкий маневр, мутант попадает в круг света, несколько вспышек, волнами расходится грохот очереди. Победа! Но какая? Темноту не убьешь, а повернуться к ней спиной все равно придется…
Связь книги и игры прослеживается очень легко. Фанатов и читавших — мало, а игроков — много. Неудивительно, что внутри таки нашлось место для рекламы. Повсюду, решительно везде висят плакаты с надписями «”Метро 2033”, новая книга — каждый месяц». А еще информация — сайт, где купить. На столах, в библиотеках, на полках можно найти само издание. Причем в отличном состоянии. Вот этот глупый фарс частенько просто убивает все настроение. Приготовился ты, погрузился, а тут такой кусок наглой дури… Неприятно.
Самое радостное событие — найти кого-нибудь живого. Пусть союзник бесполезен в бою, но за него и жизнь отдашь. В путешествиях по подземке нам не раз будут помогать. Удивительно, ущербность главного героя не мешает спутникам иметь хоть и не глубокие, но убедительные характеры. Простоватый бандюган по кличке Бурбон — опытный ходок по тоннелям, сильный, выносливый, жестокий. За его колючей внешностью скрывается добрейшая натура. К нему даже спиной повернуться не страшно — он точно прикроет. Путешествие вдвоем, хоть Бурбон и твердит постоянно об опасностях, превращается в увлекательный поход. Вот, например, как с друзьями на стройку залезть. Не боязно же, а интересно. И все друг друга могут позвать в случае чего. Так и тут. Маленький мальчик, которого мы даже не увидим на экране, помогает. Пусть искусственный, но голос разгоняет тьму и одиночество.
…Но мы все равно часто будем оставаться лицом к лицу с разлагающимся миром. Простой переход по поверхности с напарником превращается в фестиваль ужаса — мост развалился, друзья остались на разных берегах. Ищем проход.
Забытый мир
Наверху атмосфера уже другая. Да, тут тоже есть напряженность, нервы натягиваются в струну, укола ожидаешь отовсюду, но ведь светло! Плотные тучи ядерной зимы не скрывают солнце до конца, хотя даже в самые светлые мгновения весь мир угрюмо переливается всеми оттенками серого. Мертвый город пугает по-своему. Смотришь на руины, на зияющие дыры в земле, на брошенные и давно сгнившие машины, на привычные офисы и потускневшие вывески магазинов. За годы все изменилось — обветшало, покрылось тонкой пленкой тайны.
Узнаваемый мир — ловкий трюк. Если сделать все правильно, то интерес гарантирован — игрок будет выискивать параллели с нашим временем. Он будет прикидывать и представлять, что же здесь случилось. Почему посреди широкого проспекта пролегла огромная трещина, почему в небе машут кожистыми крыльями уродливые зубастые твари, почему в доме неподалеку, словно скульптура, замерз неудачливый сталкер… и почему огонь в очаге рядом с ним до сих пор горит? Тайны, тайны, тайны — тысячи вопросов. Одна лишь проржавевшая, развалившаяся, но скрипящая качелями на ветру детская площадка вызывает столько эмоций и любопытства, что обратно в тоннели — страшно. Там же столько всего можно наисследовать!
Необъяснимое
Я уверен, вы помните «Сталкера». Жутко атмосферная игра, особенно первая часть. Особенно если с душой подойти к процессу. Особенно если тебе лет 12-13. Забавно, да, но все знают, насколько популярен «Сталкер» (был). Часть славы этой обеспечила «полтергейстная» составляющая. Дело в том, что воображение-то хоть и допускает, что во мраке может твориться что-то выходящее за рамки, но разум эти дела пресекает мгновенно, загоняя итоговую картинку в рамки реальности. Другое дело — когда все непонятности и странности узаконены. Помните, может быть, набитые аномалиями и мутантами лаборатории с литерой «Х»? Или первую встречу с полтергейстом, когда ящики и бочки почему-то стали взлетать и больно бить по почкам и печени?
В «Метро 2033» тоже есть подобные сущности. Простые мутанты — это скучно. Никто же не страшится псевдособак или слепых псов. А вот бюреры или контролеры пугают. А почему? Главным образом за счет той же неизвестности — кто они такие, зачем им это все, что они могут? И тут мы идем по проклятому тоннелю, в руке слабый фонарик, тишина абсолютная, трупы, кости, разбросанное снаряжение, кровь, гильзы… Вдруг на полу вытягивается тень — будто перед фонарем встал ребенок. Мы слышим голос, он зовет маму, но на самом деле тут никого нет! Таким вот простым действием (и технически, кстати, тоже) игра разрешает воображаемым страхам принимать немыслимые формы. Одиночество и всякая чертовщина, которая может произойти — достаточный повод, чтобы не выключать свет никогда.
Не романтика
Последний кусочек. Тыкайте на здоровье. Только звук убавьте, чтобы читать не мешало.
Как писали на одном сайте про «Метро 2033», «в этой игре есть стэлс». Все равно что сказать про музыку, что в ней есть звуки. Рассказывать про оружие, миссии, задания и графику в этих подземельях — мало толку, это просто не нужно. Не ради этих мелочей мы отправляемся в виртуальные миры. Неужели когда в Зоне вы представляли себя сталкером хоть на мгновение, вы думали о том, что на вагонах у завода «Агропром» текстуре недостает высокой четкости, а пистолетов слишком мало? Не поверю.
Плевать на мелочи — у нас есть роль. Мы берем под управление молчаливого Артема, который не принимает решений (боевик-то линейный), не ведет бесед и моральный выбор у него один единственный (в финальной сцене делит игру на две концовки). Сюжет — тупой, с литературной точки зрения чуть ли не бездарный, но и черт с ним, зато мир есть. Вокруг детально, до мелочей, до последней пылинки проработанное окружение — оно уже создает эмоцию. «Метро 2033» заставляет пережить путешествие по враждебным тоннелям, холодной поверхности, проклятым станциям… Десять минут — и уже чувствуешь на себе происходящее. И чувство это такое острое, что хочется свободы и собственных решений. Хочется влиять на мир, хочется исследовать его без ограничений на уровни, главы и задания. Но как-то сама собой всплывает история с разработкой «Сталкера». Второй раз такого не надо никому. Уж лучше коридорная стрелялка, чем годы «завтраков».
Надеюсь, мне хоть немного удалось передать то самое настроение. А если решите играть (или повторять), то подойдите к процессу серьезно. Это — не развлечение, а новый жизненный опыт. Как бы пафосно и глупо ни звучало. Я практически умоляю вас — не портьте себе впечатление. Постарайтесь сконцентрироваться. Подождите ночи, выключите весь свет, выгоните родственников, друзей и отгородитесь от всего остального. Отключитесь от нашего мира. И только после этого начинайте прохождение. Как думаете, сколько вам понадобится времени, чтобы заметить, что тьма вокруг очень натурально продолжает черноту по краям экрана?..
Плюсы: атмосферность; сеттинг; страх; темнота; ощущение одиночества; эмоциональность; тайны.
Минусы: хочется свободы, как в «Сталкере»; сюжет не имеет художественной ценности, характер главного героя не раскрывается, но и не формируется; неуместная реклама портит атмосферу.
Скриншоты игры
Смотреть всеОценка игры
Поддержи Стопгейм!
4.3
2 227 оценок
Лучшие комментарии
Итоги годаЛучшие игры 2022 [Итоги голосования на StopGame.ru]
91 НовостьРежиссёр экранизации Ghost of Tsushima хочет «расширить цветовую палитру» фильма
Лина Скорич 3 НовостьТриллер Fort Solis появится и на PS5. Смотрите новый трейлер
Лина Скорич 4 НовостьДатамайнер: в Counter-Strike 2 добавят новую систему борьбы с читерами
Александр Кудрявцев 14 ПодкастПодкаст StopGame. Atomic Heart
8 ОбзорFatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse: Обзор
Кирилл Волошин 14 ПревьюWarhammer 40,000: Boltgun: Превью
Александр Бурсов 31 НовостьСамая натуральная куртка в серии — обзор Resident Evil 4 Remake от Digital Foundry
Александр Кудрявцев 24Метро 2033 — GameSpot
Метро 2033 — GameSpotNintendo Switch Eshop выпускает с 28 февраля по 6 марта: Pokemon, Metro и многое другое
Pokemon Mystery Dungeon, Metro 2033 Redux, Metro Last Light и многое другое выйдет на этой неделе на Nintendo Switch.
Порты Metro 2033 и Last Light для Switch потрясающие, оба уже доступны
Версии Metro Redux для Switch — это впечатляющие порты двух замечательных игр, даже с уступками в производительности и качестве графики.
Metro 2033 и Last Light Redux Switch Геймплей
Посмотрите, как Metro 2033 и Last Light Redux выглядят и работают на Nintendo Switch в пристыкованном режиме через начальные уровни обеих игр.
Метро 2033 — Набег на вражеский лагерь, геймплей, фильм
Игрок использует тьму, чтобы совершить набег на вражеский лагерь.
Metro 2033 — Lurkers Lurk Outside Gameplay Movie
Игрок исследует опасный мир поверхности.
Фильм «Метро 2033» все еще снимается, но многое изменилось
Фильм, основанный на научно-фантастических книгах, готовится; описывается как «проект мечты».
Три игры для Xbox One станут бесплатными в эти выходные
Обладатели Золотого статуса Xbox Live Gold могут загрузить и играть в Metro 2033, Metro: Last Light и Override: Mech City Brawl бесплатно до 20 января.
Получите эту бесплатную игру Steam для ПК.

Forza Horizon 4 теперь доступен на Xbox One Game Pass
Вот полный список новых дополнений к библиотеке Xbox Game Pass за октябрь.
Как Metro Exodus расширяет горизонты, не выходя из открытого мира
Франшиза Metro выходит из своих темных туннелей. Включая в себя открытую среду, элементы выживания и уникальную историю, Metro Exodus остается верным серии.
The State of Story Driven Shooters — Reboot Episode 9.5
Джейк и Майк садятся, чтобы ответить на ваши вопросы о последнем эпизоде Reboot, где они обсуждали, как Metro продолжает наследие Half Life.
Как Metro: Last Light продолжила наследие Half-Life 2 — Reboot Episode 9
После анонса Metro: Exodus Майк углубляется в Metro: Last Light, предшественницу, установившую новые прецеденты в жанре шутеров.
Metro Book Writer предполагает, что новая игра находится в разработке
Дмитрий Глуховский говорит, что путешествие Артема не заканчивается вместе с его книгами.
По словам издателя, новая игра Metro не выйдет в 2017 году [ОБНОВЛЕНИЕ]
На веб-сайте финальной книги Metro мог быть указан год выпуска следующей видеоигры серии.
Metro Dev дразнит новую игру, которая может быть научно-фантастической
Посмотрите два тизера, которые 4A Games выпустила на этой неделе.
Call of Duty, Destiny и многое другое со скидкой в рамках распродажи PS4/PS3/Vita Flash
Только в эти выходные проходит множество распродаж PlaySation.
Показать больше
Где купить
X360 ПК LNX
Metro 2033
Для этой платформы нет предложений
Для этой платформы нет доступных предложений
4,59 доллара в Фанатикале
GameSpot может получать комиссию от розничных предложений.
Метро 2033
First Released Mar 16, 2010
released
- Linux
- Nintendo Switch
- + 5 more
- PC
- PlayStation 4
- Stadia
- Xbox 360
- Xbox One
Travel the subway system under post- апокалиптической Москве, когда вы пытаетесь помочь остаткам человечества предотвратить угрозу мутантов.
Средний рейтинг
5540 Рейтинг(и)
8,1
Войдите, чтобы оценить Метро 2033
Эксперт по огнестрельному оружию реагирует на франчайзинговое оружие Metro
Metro 2033 и Last Light Redux Switch Gameplay
The State of Story Driven Shooters — Reboot Episode 9.
