Примеры естественной монополии в России в 2023 году
Примеры естественной монополии в России в 2023 году- Главная
- Школа госзакупок
Автор: Ильина Яна 27 декабря 2021
Примером «естественной монополии» может служить компания «РЖД» — это единственная организация, осуществляющая межсубъектные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.
Содержание
Что такое монополия
Это ситуация, при которой на товарном рынке действует лишь одна организация, то есть отсутствует конкуренция.
Её делят на естественную и искусcтвенную: естественная монополия — это ситуация на товарном рынке, при которой спрос на различного рода товары, работы или услуги удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Например, «Почта России», «РЖД», «Водоканал». Экспортеры нефти ОПЕК — это пример естественной монополии, как и «Газпром» или «Транснефть».
Искусственная связана со специально создаваемой на рынке ситуацией, при которой конкуренция невозможна, а деятельность осуществляет только одна организация, примеры искусственной монополии: ГУП «Московский метрополитен», «Водоканал». В рамках одного города невозможно построить ещё одно метро или проложить трубопровод и создать конкуренцию. Аналогично московскому метро метрополитен Санкт-Петербурга — пример монополии на уровне города Санкт-Петербурга. Такие монополисты существуют в каждом городе или регионе.
В рамках Москвы, например, Мосгортранс как искусственная монополия выражается в невозможности осуществления перевозок иными организациями, так как на такую деятельность необходимо разрешение местного самоуправления. Аналогия с Мосгортрансом — Питеравто.
Выделяют ещё один вид — духовная монополизация, пример духовной монополии в России — РПЦ.
Как проверить организацию
На сайте Федеральной антимонопольной службы представлены субъекты естественных монополий в виде реестра:
В информационной системе на сайте доступен поиск по названию и реквизитам организации.
Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали реестр естественных монополий. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Сложные вопросы в закупках у монополистов
Разберемся, когда следует осуществлять закупку у единственного поставщика в соответствии со ст. 93 44-ФЗ, а когда — проводить торги на заключение контракта. Большое количество вопросов возникает в закупках услуг связи.
Согласно нормам Федерального закона № 147 общедоступная электрическая, почтовая связь относится к сфере деятельности субъектов ЕМ.
Однако постановлением Правительства РФ № 637 утверждено, что к указанным выше услугам относится пересылка письменной корреспонденции, передача телеграмм, предоставление телефонного соединения в сети фиксированной телефонной связи с целью передачи голосовой информации.
На основании указанного выше следует: закупка знаков почтовой оплаты (почтовых марок) должна осуществляться заказчиком путем проведения конкурентных процедур.
Все авторы портала Госконтракт
Коротко об авторе статьи
Ильина Яна
Другие статьи автора
Получить консультацию
Разместить рекламу
Прислать статью
Поделиться с друзьями
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Обсудить на форуме
Бесплатно научим выигрывать госконтракты
Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.
Бесплатно научим выигрывать запросы котировок
Всего 4 урока раскроют особенности этой процедуры, научат выбирать выгодные, правильно заполнять заявку и исполнять контракты.
что это такое в экономике, виды и формы, характерные черты, причины возникновения и примеры монополистов в России и мире
Редактор: Анастасия Пасютина
Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение
Поделитесь статьей
Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение
Поделитесь статьей
Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.
Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией. Разберемся, что такое монополия, какие бывают виды монополий, выясним причины возникновения монополии, а также приведем примеры.
У монополии есть характерные черты. Например, монополист:
производит и продает продукты или услуги, которые не имеют аналогов;
устанавливает собственные цены;
регулирует объем продукции на рынке;
не нуждается в рекламе и продвижении товаров или услуг;
диктует свои правила в конкретном секторе экономики.
Один из примеров монополий — американская компания Western Union, которая стала монополистом на рынке телеграфной связи в конце 19 века: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.
Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.
У монополий есть плюсы и минусы.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Могут изготавливать больше товаров и пользоваться достижениями технологического прогресса | Нет конкурентов, которые могли установить другую цену, поэтому стоимость товаров часто завышенная |
Сами устанавливают стандарты качества и производства продукции, регулируют объемы производимой продукции на рынке | Низкое качество товаров — без конкурентов сложнее следить за качеством |
У монополистов достаточно денег, чтобы самостоятельно проводить исследования | Нет стимула для развития и повышения качества товаров и услуг |
Есть несколько разных классификаций монополий — например, по территориальному признаку, масштабу, сроку существования. Но некоторые из них используются редко. Чаще всего выделяют два вида монополий: государственные и негосударственные.
Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.
Что такое Центробанк и зачем он нуженЕсть три цели, для которых государство образует монополию:
Контроль потенциально опасных сфер деятельности. Например, производство и сбыт наркотиков и психотропов, оборот оружия. Еще государство контролирует продажу алкоголя: чтобы продавать крепкие напитки, нужно получить лицензию и заплатить налог — акциз.
Защита национальных богатств. Например, право на добычу и переработку газа в России есть только у Газпрома: больше 50% акций этой компании принадлежит государству.
Еще есть запрет: иностранцы не могут выкупить месторождения, поэтому деньги от продажи пойдут в бюджет.
Поддержка социально значимых сфер деятельности. Частная компания не сможет построить метро или железную дорогу — проекты в социально значимых сферах невозможны без государственного финансирования.
Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или из-за влияния внешних факторов.
Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.
Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.
Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.
Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.
Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. Еще один пример естественной монополии — Окриджская национальная лаборатория и НИИАР. Это единственная компания в мире, которая добывает калифорний, один из самых дорогих металлов в мире.
Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.
Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.
Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.
Сервисный метод.
Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.
О порядке регулирования монополийИскусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.
Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, то есть демпингуют, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.
Что такое демпингКомпании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок.
Картель. Участники картеля — самостоятельные организации, которые занимаются одинаковой деятельностью. Они договариваются о разделе рынка между собой и уровне цен, которого будут придерживаться.
Синдикат. Это тоже объединение производителей однородной продукции, которые устанавливают доли на рынке и цены. Отличие такого объединения от картеля заключается в том, что участники синдиката организуют совместную закупку сырья и общую сбытовую сеть.
Трест. Участники трестов объединяют под общим управлением не только закупки и сбыт, но и производство, поэтому полностью теряют независимость.
Конгломерат. Это объединение компаний из любых сфер деятельности, не обязательно одинаковых. Конгломератом управляет холдинг: он держит акции компаний-участников.
Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.
В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.
Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут, и падает предпринимательская активность.
Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.
Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.
Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.
Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.
Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.
Монополия — компания, которая полностью контролирует рынок: у нее нет конкурентов.
У монополии есть преимущества, например единые стандарты производства, большие технологические возможности и проведение исследований. Но есть и недостатки — завышенная стоимость товаров и невозможность регулировать цены, невозможность для новичка войти в сферу.
Государственные монополии поддерживают социально значимые сферы деятельности и позволяют контролировать оборот опасных товаров или национальных ресурсов.
Естественные монополии возникают в отраслях с высоким порогом входа или если рынок слишком маленький и конкурировать невыгодно.
Искусственные монополии — результат рыночной игры компаний: выкупа или вытеснения «слабых» конкурентов.
Глоссарий
#Основы
Цифровые монополии: делят пирог больших данных в России
Компании, близкие к Кремлю, создают монополию на данные в России. Хотя рынок данных еще не сформировался, он уже превратился в монополию решениями президента. Конкуренция отходит на второй план по сравнению с вопросами государственной важности.
Цифровая экономика превратилась из модной темы в дело государственной важности, породив приоритетные проекты и государственные заказы. А значит, он получит солидное финансирование: почти 1,1% ВВП только из федерального бюджета плюс примерно столько же от бизнес-сообщества. Эти приготовления говорят о том, что руководство страны хочет не просто создать гигантский рынок новых данных в России, но и разделить его между узким кругом приближенных к Кремлю предпринимателей и госкапиталистов.
Еще в 2016 году российские власти провели успешный пилотный проект по электронной маркировке шуб для отслеживания их производства и импорта. Нововведение помогло сократить количество контрафактной продукции и принесло 500 млн рублей поступлений в бюджет. Следующими маркируемыми товарами должны были стать лекарства и табачные изделия, а к 2024 году планировалось расширить программу, включив в нее все товары.
Осенью 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что президент Владимир Путин пометка проекта одному оператору, минуя любой процесс торгов. Проект был передан из ФНС в ЦРПТ, который на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, а по 25% принадлежит госкорпорации «Ростех» и Александру Галицкому из Almaz Capital Partners. Сбербанк тоже проявил интерес к тегированию, но был вежливо проинформирован, что ниша уже занята.
Система цифровой маркировки предназначена для отслеживания всего пути продукта от производителя до потребителя. Усманов, глава Ростеха Сергей Чемезов и их партнеры потратят на проект более 200 миллиардов рублей. Помимо заработка 50 копеек (полрубля) на каждом помеченном товаре, компания-оператор будет иметь эксклюзивный доступ к информации обо всех отраслевых рынках России и обо всем товаропотоке. Это создает еще одну проблему в дополнение к вопросам о справедливости процесса неконкурентного отбора. Кто будет владельцем всех этих данных и как они будут использоваться?
Еще одна цифровая инициатива — электронная система сбора платежей с большегрузов «Платон» — вызвала массовые протесты дальнобойщиков. Оператор «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные Системы» — также не участвовал ни в каких торгах. Путин просто решил, что компания получит контракт на взимание платы за проезд. «РТ-Инвест», входящий в «Ростех», владеет 50% компании, а еще 23,5% принадлежат Игорю Ротенбергу, сыну близкого друга Путина Аркадия Ротенберга.
Амбиции компании выходят далеко за рамки взимания платы за проезд: она предполагает создание огромной цифровой платформы, которая объединит перевозчиков, страховщиков, банки, РЖД, складских и логистических операторов. Ожидается, что участники рынка будут использовать платформу для согласования контрактов, отправки платежей и многого другого.
Другими словами, все данные по транспорту и платежам должны быть сосредоточены в руках близких к семье Ротенбергов бизнес-структур (брат Аркадия Борис также считается близким другом президента). Пока это только предложение, но оно может стать реальностью росчерком пера президента. Участники рынка не имеют права голоса в том, что должно произойти, и им придется сотрудничать в соответствии с указаниями.
Тем временем глава энергохолдинга «Интер РАО» Борис Ковальчук пытается убедить Путина, что без участия его компании модернизировать национальную коммунальную информационную систему будет невозможно. Единая система содержит всю доступную информацию о жилищном фонде России, расходах и услугах по управлению домом, поставщиках коммунальных услуг, должниках и так далее.
Президент одобрил и это партнерство. Детали пока не разглашаются, но, скорее всего, они отражают схему Платона. Дочерняя компания «Интер РАО», занимающаяся цифровыми технологиями, «Интер РАО ЕИРЦ» может взимать комиссию со всех коммунальных платежей.
Это лишь несколько показательных примеров того, как компании, приближенные к президенту, создают монополии на услуги передачи данных в России. Хотя рынок данных еще не сформировался, он уже превратился в монополию решениями президента. Конкуренция отходит на второй план по сравнению с вопросами государственной важности.
Интеграция цифровых систем в сектор национальной безопасности также открывает многочисленные возможности. Михаил Осеевский, глава государственного «Ростелекома», считает, что почти 40 000 российских федеральных служащих — или, по крайней мере, их руководство — должны быть обязаны использовать отечественные смартфоны под управлением операционной системы Sailfish, что обойдется государству в 160 миллиардов рублей.
В марте совет директоров «Ростелекома» одобрил покупку 75 процентов акций компаний «Открытая мобильная платформа» и «Вотрон», разрабатывающих Sailfish. Пока на Sailfish работает только один серийный смартфон, а приложения для операционной системы еще не разработаны. Это полусырой проект, и никому из ответственных министров он не нравится. Они неохотно обсуждают предложение и всегда смотрят вверх, когда говорят о нем, по существу указывая на место, где было принято решение.
«Ростелеком» также готов профинансировать подключение практически каждой российской школы к широкополосному интернету в обмен на образовательные данные учащихся, а госкорпорация «Росатом» рассматривает возможность участия в медицинских проектах в обмен на медицинские данные. ИТ-дочка Ростеха — Национальный центр информатизации — на шаг впереди: она уже давно успешно работает в этой сфере.
Вопрос о регулировании доступа к данным пользователей до сих пор вызывал довольно ограниченное обсуждение. Российское государство, видимо, не прочь поделиться информацией о себе со связанными с государством капиталистами. В портфель проектов, которые некоторые компании могут заставить финансировать за счет сверхприбылей, входят «хранение государственных документов» стоимостью 7 млрд рублей, «создание навигационно-телематической платформы больших автоданных» (1,5 млрд рублей) и « создание цифровой площадки для автомобильных аукционов» (почти 50 млрд рублей).
Правительство согласилось субсидировать процентные платежи по этим и им подобным проектам и обещает создать необходимые правила. В обмен на инвестиции в эти проекты предприятия, скорее всего, получат доступ к информации, которая затем превратится в наличные деньги в новом цифровом мире.
Разнопрофильные компании вроде «Мегафона» Усманова и Mail.ru лоббируют поправки в закон о персональных данных. Предлагаемые изменения упростят получение согласия на обработку персональных данных, что позволит компаниям лучше ориентироваться на интересы пользователей. После получения первоначального согласия на обработку данных компания сможет свободно передавать данные другим компаниям, а это означает, что пользователи могут потерять контроль над своими данными в результате многократной передачи.
В США также существует рынок передачи данных, но руководители таких гигантов, как Twitter, AT&T, Alphabet и Amazon, обязаны сообщать Сенату о мерах по защите своих персональных данных. В ЕС Общий регламент по защите данных (GDPR), вступивший в силу в мае этого года, полностью блокирует передачу пользовательских данных. В России судьба рынка данных зависит от аппетитов компаний и этики государственных чиновников. Трудно представить, чтобы Усманов и Чемезов отчитывались перед Думой о своих усилиях по защите пользовательских данных.
В России государственные интересы всегда превыше всего. Большой вопрос заключается в том, можно ли отличить эти интересы от интересов капитанов государственно-частных партнерств. Отрасли, которые существуют только на бумаге или еще не существуют (в России до сих пор нет законодательства, регулирующего большие данные), отдаются в надежные руки отдельными решениями руководства страны. Другими словами, сначала близкие к Кремлю компании получат доступ к персональным данным и информации о товародвижении, а затем поделятся этими данными с государством.
Автор:
- Александра Прокопенко
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Консолидация в российской экономике – ПОНАРС Евразия
(Политическая записка ПОНАРС) За последнее десятилетие российская экономика претерпела явный поворот в сторону консолидации и ренационализации. Государство продолжает агрессивно вмешиваться в рынки, вводя новые правила, увеличивая свою долю в ВВП и в конечном итоге вытесняя частные компании. Эти действия, а также неоднократные экономические кризисы с 2008 года резко снизили уровень конкуренции в большинстве секторов российской экономики. Тем не менее, даже в течение этого продолжительного периода экономического спада и стагнации крупные российские фирмы оставались прибыльными, отчасти благодаря уменьшению числа конкурентов.
Консолидация рынка может спровоцировать ряд политических и экономических проблем в такой стране, как Россия. Низкий уровень конкуренции препятствует попыткам повысить производительность труда, сдерживает экономический рост и способствует и без того высоким ценам, которые платят потребители. Это может привести к новым политическим потрясениям снизу, поскольку граждане перестают поддерживать правительство президента Владимира Путина из-за экономических проблем. Более того, появление монополий во многих секторах наделило огромной политической властью всего несколько экономических субъектов. Крупные компании сталкиваются с меньшими препятствиями на пути к преференциальному режиму со стороны государства и располагают многочисленными рычагами, чтобы заблокировать модернизационные реформы, которые могут подорвать их позиции на рынках. В краткосрочной перспективе это может уменьшить иностранное влияние на российское правительство, поскольку государству будет легко поддерживать небольшое количество фирм, попавших под санкции. Но пока этот процесс монополизации продолжается, долгосрочные перспективы роста России становятся все более туманными.
Текущее положение дел
По некоторым данным, состояние конкуренции в российской экономике не очень здоровое. Начиная с 2014 года Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации использует опросы для отслеживания того, как фирмы воспринимают свою конкурентную среду. Ежегодно в нем принимают участие около 1000 компаний из 84 регионов, которые отвечают на вопросы о том, как изменилась конкуренция в их секторе за последний год, а также о том, какие шаги они предпринимают для повышения собственной конкурентоспособности. Интересно, что между 80-90 процентов опрошенных фирм являются так называемыми микропредприятиями с числом сотрудников менее 100 человек. В то время как большая часть неподтвержденных свидетельств консолидации рынка исходит от так называемых национальных чемпионов, доминирующих на рынках, Аналитический центр рассматривает более широкую картину российской экономики. На рис. 1 представлено распределение ответов (по пятибалльной шкале) на вопрос: «Как ваша фирма оценивает текущий уровень конкуренции, с которым она сталкивается?»
Вырисовывается четкая тенденция. Доля фирм, ответивших, что у них нет конкуренции, за последние четыре года увеличилась в геометрической прогрессии с 0,7 процента в 2013 году до 13,9 процента.процентов в 2016 году. Одна только эта статистика свидетельствует о тревожном росте числа рынков, на которых фирмы практически не сталкиваются с конкурентами в плане прибыльности. В 2016 году почти четверть всех фирм сообщили, что они сталкиваются со слабой конкуренцией или с ее отсутствием, что в пять раз больше, чем пять лет назад. Показатели «очень сильный» и «сильный» соответственно снизились за период. В таких секторах, как информационные технологии, пищевая промышленность и строительные материалы, наблюдается более высокая внутренняя конкуренция, в то время как фирмы, работающие в сфере обработки древесины и энергоснабжения, сталкиваются с наименьшей. Эти закономерности сохраняются до сих пор: 24% фирм сообщили о сокращении числа прямых конкурентов в период с 2015 по 2016 год9.0005
Данные: Отчеты Аналитического центра о конкуренции, 2014-2017
Эти результаты опроса совпадают с другими неофициальными данными. В своем годовом отчете за 2016 год Федеральная антимонопольная служба, занимающаяся предотвращением консолидации рынка, сообщила о растущем числе политически связанных картелей, разбросанных по секторам экономики, включая оборону, строительство и фармацевтику. Эти картели координируют свои действия и вступают в сговор для получения госконтрактов (как показали несколько расследований Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального), а также делят рынки и устанавливают цены. Консолидация также произошла из-за того, что крупные компании поглотили своих конкурентов, часто без особого внимания со стороны регулирующих органов. Ожидается, что слияния и поглощения будут продолжаться на рынках нефти и газа, страхования и сельского хозяйства. Что касается финансового сектора, то пять крупнейших банков России в совокупности контролируют более 50 процентов доли рынка по ряду показателей.
Что способствует консолидации рынка?
Почти непрекращающийся экономический кризис в России с 2008 года определенно способствовал консолидации во многих секторах. Помимо макроэкономических последствий (таких как инфляция, неустойчивые обменные курсы валют и ограниченность бюджетов), экономические кризисы могут перевернуть игровое поле для фирм, конкурирующих в экономике. Кризисы часто приводят к большей концентрации рынка, обнажая и в конечном итоге убивая фирмы с более разнообразным доступом к капиталу, более слабыми политическими связями и меньшей маржой. Уровень банкротств в России подскочил после кризисов 2008 и 2014 годов, в то время как малый и средний бизнес почувствовал давление стремительного роста процентных ставок, непосильного налогового бремени и неуверенной защиты своих прав собственности. Эти кризисы помогли более крупным фирмам с более прочной финансовой базой обойти своих соперников.
Но, возможно, более важно то, что экономические кризисы еще больше активизируют главный фактор ослабления конкуренции в России: усиление государственного вмешательства и регулирования рынков. Говоря общепринятым языком, регулирующие органы часто ассоциируются с продвижением равноправной и честной конкуренции путем распада трастов и проверки слияний и поглощений на предмет каких-либо антиконкурентных последствий. Но в России реальность не может быть более далекой. На самом деле, явное большинство фирм, опрошенных Аналитическим центром в 2014 году, ссылаются на конкретные правила, введенные государственными чиновниками, а также на неопределенность в отношении общей законодательной базы, которая в наибольшей степени способствует снижению конкуренции на их рынках. Фирмы считают российское правительство причастным к антиконкурентному поведению и оказанию давления на компании на рынке.
Политика, наносящая ущерб конкуренции, проявляется во многих формах. Во время кризиса субсидии попадают на крупные, неэффективные государственные предприятия, что может привести к увольнению работников и вызвать политические волнения. Кроме того, российское правительство недавно предприняло попытки заняться промышленной политикой и импортозамещением. Ограничивая импорт сельскохозяйственной продукции (через контрсанкции) и фармацевтических препаратов, правительство напрямую вынуждает иностранные товары и фирмы уходить с рынка. Наконец, государство насильственно утвердило себя в качестве крупнейшего владельца экономических активов, национализировав ряд важных фирм с начала 2000-х годов. Государственные предприятия выигрывают от того, что их советы директоров играют двойную роль в государственном и частном секторах, в том числе используют административные ресурсы для подрыва чисто частных конкурентов. Это может иметь особое значение для доступа к финансированию, где в настоящее время доминируют государственные банки, распределяющие более 65 процентов розничных кредитов и 71 процент корпоративных кредитов в 2016 году9.0005
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), пытаясь противодействовать этим разработкам, возможно, откусила больше, чем может прожевать. Помимо выполнения целого ряда функций, таких как мониторинг государственных закупок и установление тарифов, агентство доводит регулирование структуры рынка до самого местного уровня, работая с производителями молочной продукции в сельской местности и индивидуальными предпринимателями, такими как водители такси и владельцы салонов. Почти две трети всех компаний в реестре ФАС с долей рынка более 35 процентов являются малыми и средними предприятиями. Ежегодно ФАС возбуждает более 60 000 антимонопольных дел, что является крупнейшим показателем в мире (для сравнения, в США и странах Европы в среднем около 100 дел в год). В то же время ФАС воздерживается от преследования больших сил экономики, которые доминируют в своих секторах (Газпром, Сбербанк, Ростех и т. д.). У ФАС есть кадры и юридические инструменты для обеспечения конкуренции, но нет политической независимости сверху.
Внутриполитические и экономические последствия
Снижение конкуренции может вызвать целый ряд экономических и политических проблем для страны. Во-первых, консолидация рынка может сильно повлиять на экономический рост. Компании, которые не сталкиваются с конкурентным давлением, меньше инвестируют в инновации, повышение производительности труда и выход на новые рынки. Все три области были слабыми местами ресурсозависимой российской экономики задолго до этого последнего всплеска консолидации; снижение конкуренции только усугубит ситуацию. Доступность легкой монопольной прибыли стимулирует самоуспокоенность и предпочтение статус-кво экономическому прогрессу. Монополии ищут способы защитить свои достижения, а не открывать новые возможности. Кроме того, этому слиянию государства и экономики свойственны безудержная коррупция и погоня за рентой. Недавно ФАС подсчитала, что на госсектор уже приходится 70 процентов ВВП России. С кем будет конкурировать государство, когда оно будет владеть почти всем? Правительственные чиновники предпочитают работать с государственными компаниями или, по крайней мере, с политическими связями, в то время как более проворные и эффективные частные фирмы теряют доступ к финансированию и более справедливым правилам.
Ключевые цели модернизации России теряют смысл, когда в экономике доминируют монополии.
Граждане России также страдают от растущей консолидации. Их кошельки уже столкнулись с целым рядом проблем, связанных с высокой инфляцией и резким сокращением программ социального обеспечения: добавьте к этому более высокие цены на товары более низкого качества, произведенные на консолидированных рынках. Гигантские монополии также могут способствовать большему неравенству в доходах, поскольку их огромные прибыли достаются только классу собственности. Меньшее количество работающих фирм означает худшие возможности трудоустройства и более низкую заработную плату; частный сектор предпочитает избыток избыточной рабочей силы, что снижает затраты на его производство. Сильнейшие создатели рабочих мест, малые и средние предприятия просто не могут конкурировать со старыми стойкими приверженцами рынка, воздвигающими высокие входные барьеры. Потребители также становятся уязвимыми для эксплуатации со стороны крупного бизнеса, где сговор или другие виды корпоративных преступлений часто идут рука об руку с олигопольными рыночными структурами.
Чем с большим давлением в повседневной жизни сталкиваются российские избиратели, тем выше вероятность того, что они откажутся от своей поддержки режима. Протесты по экономическим вопросам теперь полностью затмевают политические, а лидеры оппозиции медленно, но верно проводят кампании, чтобы привлечь внимание к снижению благосостояния и безудержной коррупции. Но монополизация российской экономики также снижает возможности появления и представления их интересов другими политическими силами. Правительство Путина стремилось достичь консенсуса между ключевыми экономическими элитами, ограничив количество участников, которым разрешено сидеть за столом переговоров. Предотвратив реальную конкуренцию между фирмами в важных секторах экономики, Путин упростил проблемы управления. Работа с доминирующим представителем отрасли и политическими связями снижает трения на переговорах и облегчает координацию сверху вниз, которую предпочитают российские политики. Консолидация рынка в конечном итоге препятствует появлению акторов с реальными ресурсами, которые хотят бросить вызов статус-кво.
Последствия для политики США
Эти структурные изменения на российском рынке необходимо учитывать при оценке эффективности международных санкций против России. Санкции явно утрачивают свою краткосрочную остроту, когда российские фирмы, против которых они направлены, не боятся уступить долю рынка своим конкурентам. Возрождение государственной собственности также убеждает новую группу олигархов, связанных с Путиным, в безопасности этих фирм: правительство пойдет на все, чтобы защитить их от международного давления. Во многом с 2014 года Кремль строит защищенную стену вокруг своих национальных чемпионов, направляя им субсидии, налоговые лазейки и выгодные правила, чтобы поддерживать на плаву основные двигатели национальной экономики. Правительство, похоже, понимало, что Западу будет труднее вбить клин между высшими элитами, если этим личностям не придется конкурировать между собой.
Но санкции были специально разработаны, чтобы нанести ущерб российской экономике, который может не проявиться в течение десятилетия.