Бильярдный клуб "РУССКАЯ ПИРАМИДА".
Меню
  • Настольные игры
  • Свинтус
  • Правила игр
  • Шакал
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Секреты побед
Menu

Монополия примеры в россии: Монополии: примеры в мире и в России

Posted on 24.11.198818.10.2022 by alexxlab

Содержание

  • Крупные монополии в России | Статья в журнале «Молодой ученый»
    • Ключевые слова
    • Похожие статьи
      • Роль
      • Уровень монополизации современной
      • Основные характеристики
      • Регулирование монопольной деятельности посредством мер…
      • Роль
      • Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на
      • Статьи по ключевому слову «
    • Похожие статьи
      • Роль
      • Уровень монополизации современной
      • Основные характеристики
      • Регулирование монопольной деятельности посредством мер…
      • Роль
      • Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на
      • Статьи по ключевому слову «
  • что это такое, виды и формы, причины возникновения, примеры монополистов в России и мире
    • Какую компанию считают монополистом
    • Какие бывают монополии
    • Почему появляются естественные монополии
    • Как регулируют естественные монополии
    • Почему появляются искусственные монополии
    • Чем опасны искусственные монополии
    • Что нужно запомнить
  • Самые известные монополии мира
    • Почему возникают монополии
    • Монополии и инновации
    • Монополии в мире
    • Western Union
    • Standart Oil
    • Exxon Mobil Corporation
    • General Electric
    • Microsoft
    • Google
    • Apple
    • Coca-Cola
    • PepsiCo
    • Группа «Газпром»
  • Цифровые монополии: делят пирог больших данных в России
  • Консолидация в российской экономике – ПОНАРС Евразия
        • Похожие темы
  • Роль государственных корпораций в экономике России

Крупные монополии в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор: Емельянова Вера Алексеевна

Научный руководитель: Макаров Олег Анатольевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 11.06.2021 2021-06-11

Статья просмотрена: 1696 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 4 (pdf)

Библиографическое описание:

Емельянова, В. А. Крупные монополии в России / В. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82278/ (дата обращения: 18.10.2022).



Ключевые слова: Россия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленность.

Каждый день мы сталкиваемся с различными сферами экономики. Это сфера услуг, транспорт, связь, образование, добыча полезных ископаемых, отрасли промышленности, переработка сырья и добыча сырья с эксплуатацией природы. Отрасли объединяются в группы по секторам, рынкам и сегментам, существуя между собой. А именно, конкурируя. Конкуренция бывает разных видов: монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция, монополия и олигополия. Внимание хочу обратить на монополию. Термин «монополия» можно выразить как: существование одного игрока на рынке, не имеющего аналогов.

Монополия имеет виды: искусственная монополия, государственная монополия, чистая монополия, открытая монополия, двусторонние монополии.

Деятельность монополий в экономике России регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». На основании ст. 4 Закона к субъектам естественной монополии относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством товаров в условиях естественной монополии, то есть транспортировка природных ресурсов, людей и любых других грузов.

Естественная монополия играет важнейшую роль в экономике России. На сегодняшний день идет большая работа над изменением некоторых областей монополии. Из-за трудностей в разгосударствлении некоторых частей и улучшения производства сырья, повышается значимость монополии в России. Отрасли, такие как электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт, считаются монополистами высокого уровня производства и сбыта. Они ограничивают свободу выбора поставщиков потребителю различных товаров и услуг.

Это позволяет монополизировать рынок.

Естественная монополия существует за счет высоких технологических особенностей производства, отодвигая на второй план экстенсивный рост производства. Благодаря большому объему производства в монополии легче организовать предприятие. Так как монополисты редко инвестируют и тратят большие суммы на увеличение объемов производства.

Возникает вопрос: «Как монополисты остаются на рынке, если они не прикладывают большие усилия для своего развития?». Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что это благодаря субаддитивным издержкам. Такими издержками считаются те, при которых они меньше выпускаемых совестно нескольких товаров, чем при их отдельном производстве. Но также существуют другие особенностей. А именно, наличие трудностей при входе на рынок; отсутствие для потребителя альтернативы продукта, что заставляет покупать продукт по диктующей цене; низкая эластичность спроса, высокие постоянные издержки и невозможность создания запасов.

С развитием экономики, многие правила конкуренции стали не актуальны. Из-за быстрых скачков технологического прогресса и дерзкой конкуренции ни одна монополия не продержится долгое время. Монополия может нанести вред не только потребителю, но и экономике в целом. Так как на рынке информационных товаров фирма подвержена давлению на увеличения масштаба, со стороны спроса и со стороны предложения. Она прогибается за счет увеличивая производство и снижая цены. Таким образом, если антимонопольная политика будет направлена на ограничение доли рынка высокотехнологичных компаний, цены могут вырасти. Чтобы устранить данную проблему, возможно стоит уменьшить давление на существование монополии, позволив им мирно существовать на рынке за счет эффекта масштаба. Когда это станет малоэффективным, их уничтожит конкуренция.

Деятельность естественных монополий очень важна для экономики России. Они эффективно существуют в данной отрасли, тем самым создают благосостояние населения (потребителя).

Лучше всего влияет на экономику страны- стратегические сегменты, их деятельность и государственной политики, в целом, позволяя России успешно функционировать.

В пример всего сказанного хочу рассмотреть деятельность крупных монополий России. Одним из ведущих лидеров монополистов является электроэнергетика. В России существуют различные ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, объединенные в акционерное общество РАО «ЕЭС Россия». На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия» владеет всей сетью линий электропередач в стране. Также, Россия славится газовой промышленностью, которую тоже не обошла естественная монополия. В России существуют восемь объединений по добыче газа, а также тринадцать транспортных региональных предприятий по его транспортировке, объединенных в ПАО «Газпром». На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет. Но помимо своего государства, ПАО «Газпром» осуществляет поставки экспортом в другие страны. Тем самым с гордостью можно заявить о мировом лидере и монополисте.

Естественным монополистом в России является железнодорожная отрасль. Доля путевого хозяйства ОАО РЖД, а также грузооборота составляет 80 % всех перевозок по стране. Немалая часть занимает пассажирские перевозки. Существуют и другие естественные монополии в России. Примеры тому — ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Ростелеком». Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Таким образом, экономика России нуждается в глобальном решении ликвидации монополии в некоторых секторах.

Литература:

  1. Монополии: примеры в России https://fb.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii
  2. Вечканова, Г. Р. Микроэкономика: 8-е изд. / Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов — СПб.: Питер, 2010. — 208 с.
  3. Халяндра, О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра. — Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169–172.
  4. Бутыркин А. Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. — С.433.
  5. Волконский В. А., Корягин Г. И. О роли монополии в современной экономике. /В. А. Волконский, Г. И. Корягин. — Банк. дело. — М., 2014. — 174с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленность, монополия, рынок.

Ключевые слова

Россия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленность

Россия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленность

Похожие статьи

Роль

естественных монополий в экономике России

Естественные монополии выполняют важнейшие функции в Российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом рынке

Естественные монополии — рынки, обусловившие возникновение монополий своим естественным

развитием, при котором…

Естественная монополия в России: проблемы государственного…

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара…

Уровень монополизации современной

экономики России

Анализ уровня монополизации современной экономики России. Разрушение рынков монополистами не сулит экономике

ничего хорошего.

Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства.

Антимонопольная политика современной России

 В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной…

Основные характеристики

антимонопольной политики в России

 Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики

Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.

Регулирование монопольной деятельности посредством мер…

Роль естественных монополий в экономике России. регулирование, естественная монополия, монополия, заморозка тарифов, власть.

Основные характеристики антимонопольной политики в России. Ключевые слова: антимонопольная политика…

Роль

антимонопольной политики в России | Статья в журнале…

Россия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, антимонопольная политика, возникновение монополий, деятельность, орган, российское антимонопольное законодательство, США, ФАС России.

Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на

рынке…

Исходя из теории рынков — конкуренция и монополия являются разными институтами, где

В России же нужно внедрить вышеописанные правила на правовом уровне с учетом

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, обеспечение условия для…

Статьи по ключевому слову «

монополия» — Молодой учёный

Роль естественных монополий в экономике России.

Основные характеристики антимонопольной политики в России. Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г. — Рассказова А. К.

Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на рынке конкуренции и монополии.

Похожие статьи

Роль

естественных монополий в экономике России

Естественные монополии выполняют важнейшие функции в Российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом рынке

Естественные монополии — рынки, обусловившие возникновение монополий своим естественным развитием, при котором…

Естественная монополия в России: проблемы государственного…

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара…

Уровень монополизации современной

экономики России

Анализ уровня монополизации современной экономики России. Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего.

Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства.

Антимонопольная политика современной России

 В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной…

Основные характеристики

антимонопольной политики в России

 Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики

Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.

Регулирование монопольной деятельности посредством мер…

Роль естественных монополий в экономике России. регулирование, естественная монополия, монополия, заморозка тарифов, власть.

Основные характеристики антимонопольной политики в России. Ключевые слова: антимонопольная политика…

Роль

антимонопольной политики в России | Статья в журнале…

Россия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, антимонопольная политика, возникновение монополий, деятельность, орган, российское антимонопольное законодательство, США, ФАС России.

Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на

рынке…

Исходя из теории рынков — конкуренция и монополия являются разными институтами, где

В России же нужно внедрить вышеописанные правила на правовом уровне с учетом

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, обеспечение условия для…

Статьи по ключевому слову «

монополия» — Молодой учёный

Роль естественных монополий в экономике России.

Основные характеристики антимонопольной политики в России. Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г. — Рассказова А. К.

Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на рынке конкуренции и монополии.

что это такое, виды и формы, причины возникновения, примеры монополистов в России и мире

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

  • Какую компанию считают монополистом
  • Какие бывают монополии
  • Почему появляются естественные монополии
  • Как регулируют естественные монополии
  • Почему появляются искусственные монополии
  • Чем опасны искусственные монополии

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

  • производит и продает продукты или услуги, которые не имеют аналогов;
  • устанавливает собственные цены;
  • регулирует объем продукции на рынке;
  • не нуждается в рекламе и продвижении товаров или услуг;
  • диктует свои правила в конкретном секторе экономики.

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Что такое Центробанк и зачем он нужен

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

  1. Контроль потенциально опасных сфер деятельности. Например, производство и сбыт наркотиков и психотропов, оборот оружия. Еще государство контролирует продажу алкоголя: чтобы продавать крепкие напитки, нужно получить лицензию и заплатить налог — акциз.
  2. Защита национальных богатств. Например, право на добычу и переработку газа в России есть только у Газпрома: больше 50% акций этой компании принадлежит государству. Еще есть запрет: иностранцы не могут выкупить месторождения, поэтому деньги от продажи пойдут в бюджет.
  3. Поддержка социально значимых сфер деятельности. Частная компания не сможет построить метро или железную дорогу — проекты в социально значимых сферах невозможны без государственного финансирования.

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или из-за влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

О порядке регулирования монополий

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

  1. Картель. Участники картеля — самостоятельные организации, которые занимаются одинаковой деятельностью. Они договариваются о разделе рынка между собой и уровне цен, которого будут придерживаться.
  2. Синдикат. Это тоже объединение производителей однородной продукции, которые устанавливают доли на рынке и цены. Отличие такого объединения от картеля заключается в том, что участники синдиката организуют совместную закупку сырья и общую сбытовую сеть.
  3. Трест. Участники трестов объединяют под общим управлением не только закупки и сбыт, но и производство, поэтому полностью теряют независимость.
  4. Конгломерат. Это объединение компаний из любых сферы деятельности, не обязательно одинаковых. Конгломератом управляет холдинг: он держит акции компаний-участников.

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Что нужно запомнить

  1. Монополия — компания, которая полностью контролирует рынок: у нее нет конкурентов.
  2. Государственные монополии поддерживают социально значимые сферы деятельности и позволяют контролировать оборот опасных товаров или национальных ресурсов.
  3. Естественные монополии возникают в отраслях с высоким порогом входа или если рынок слишком маленький и конкурировать невыгодно.
  4. Искусственные монополии — результат рыночной игры компаний: выкупа или вытеснения «слабых» конкурентов.

Самые известные монополии мира

В этом материале мы расскажем тебе о причинах возникновения монополий, а также рассмотрим компании, которые по тем или иным причинам стали монополистами на своих рынках в определенный момент времени.

Почему возникают монополии

Монополии возникают по ряду причин. Некоторые предприятия обладают редкими ресурсами, благодаря которым могут производить уникальный продукт, захватывая весь рынок. Другие предприятия имеют в своем арсенале прорывные технологии, позволяя существенно снизить издержки при производстве продукта, тем самым с рынка вытесняются конкуренты, которым сложнее производить товар, из-за этого стоящий больше, чем у будущего монополиста; а иногда компания производит уникальный товар, у которого просто нет субститутов (ни один возможный конкурент еще не научился производить товары-аналоги). К рыночным причинам возникновения монополий относят дифференциацию товаров и услуг, эффект масштаба производства, недостаточную емкость рынка, грамотную стратегию продвижения, наличие экономических барьеров, препятствующих входу на рынок других компаний (например, у этих предприятий нет капитала в достаточном количестве, которое позволило бы произвести современное оборудование или наладить добычу сырья, нет денег на проведение столь же масштабной маркетинговой компании, что и у лидера рынка), законодательных барьеров (уникальная технология, по которой производится продукт монополиста, защищена авторским правом, поэтому другая организация не может производить товар-аналог). Также не стоит забывать и о сетевом эффекте: если большинство людей пользуются товаром определенной марки, то остальные потребители также стремятся приобрести именно этот товар, предпочитая его аналогичным (существенный вклад в сетевой эффект вносят тренды, мода, грамотная стратегия продвижения бренда и пр). Некоторые монополии также прибегают к различного рода манипуляциям для устранения конкурентов: например, неправомерно используют административный ресурс, не гнушаются черным пиаром и пр. Бывает также, что другие компании просто уходят с рынка (например, из-за низкой прибыли они понимают, что заниматься определенным бизнесом в текущих рыночных условиях просто бессмысленно).

Монополии и инновации

Если какая-то компания умеет производить уникальный продукт с минимальными издержками, нет ничего удивительного, если она со временем начнет доминировать на рынке. Именно поэтому практически во всех крупных международных предприятиях существуют специальные подразделения, которые занимаются исследованиями в области потенциальных инноваций и их возможного последующего внедрения. Патентное право является механизмом, который позволяет поддерживать такую монополию, гарантируя, что хотя бы какое-то время инноватор сможет пожинать плоды своего труда, не боясь, что его идею присвоят.

Монополии в мире

Существующие на глобальном рынке мировые монополисты контролируют подавляющую долю монополиста в одной или нескольких отраслях мировой экономики. Именно от них зависит не только образование цен в этой отрасли, но и мировая экономическая политика в целом. Эти предприятия, получи преимущество в отрасли экономики конкретного государства, не остановились на достигнутом и впоследствии вышли на международный уровень.

В Древней Греции к монополиям относились хорошо. Аристотель расценивал монополию как результат умелой хозяйственной политики. В частности, в определенный период древнегреческой истории двумя крупнейшими экономическими центрами являлись Афины и Коринф. Однако уже тогда подобные действия не всегда одобрялись. Тот же Аристотель рассказывал о том, как один сицилиец скупил все железо из мастерских и стал продавать его купцам с надбавкой, после чего предпринимателя выслали за пределы Сицилии. Римлянин Гай Плиний Старший свидетельствовал об установлении правительством предельных цен на продукцию горнодобывающей промышленности после того, как горные компании-монополисты начали злоупотреблять своим положением. В Древнем Египте отделения Центрального банка, расположенного в Александрии, имели исключительное право на проведение банковских операций в стране. Также в Египте существовала монополия на добычу руды, которую в III в. до н.э. могли добывать только в Руднике Нгвеня, старейшем руднике мира. В это же время Индия была мировым монополистом в сфере торговли солью. Во II в. до н.э. племена хеттов, живших на северо-востоке Малой Азии, обладали монополией на производство железа, торговля которым велась по всему Средиземноморью. В Древнем Риме существовала монополия на добычу руды: крупнейшим игроком рынка был Новокарфагенский рудник, где во II в. до н.э. трудились до 40 тысяч рабов.

В Средние века существовала цеховая форма организации производства. Цех понимался как организация всех производителей продукта конкретного вида, которая создавалась для стабилизации цен и поддержки ремесленников. Конкуренты на рынок не допускались. Так, в Париже производили свечи, в Германии ловили рыбу и ткали, английский король Карл I в 17 в. продавал по монопольным цена грузы перца, которые привозили из Индии.

В 19 веке развитие получили синдикаты (долгосрочные соглашения о единой политике в продажах), иногда принимавшие форму пулов (синдикатов с общей кассой, объединяющей прибыль). В случае трестов фирмы объединялись полностью (весь трест становился одной фирмой). Монополии появлялись в производстве табака и сахара, в добыче нефти и металла и пр. и могли контролировать практически весь объем продаж в той или иной отрасли.

Итак, настало время перейти к перечню известнейших мировых монополий. 

Western Union

Компания Western Union был основана в 1866 году как первая и на протяжении долгого времени единственная телеграфная компания в США. Сегодня предприятие является одним из лидеров рынка международных денежных переводов.

Standart Oil

В 19 веке была известным богачом Рокфеллером был основана компания Standard Oil, очень скоро начавшая контролировать 90% от совокупного объема нефтедобычи в США отчасти за счет владения сетью трубопроводов (их совокупная длина составляла 90 000 миль). В начале ХХ века эта монополия имела в своем распоряжении примерно 400 предприятий, 10 000 железнодорожных цистерн и 60 океанских танкеров. 

Exxon Mobil Corporation

Данная частная компания из США уже в 1880 почти полностью взяла под контроль нефтепереработку в США. Также Exxon Mobil обладает долей в 21 нефтеперерабатывающем заводе 13 стран мира (США, Канады, Франции, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Германии, Италии, в Саудовской Аравии, КНР, Сингапуре, Таиланде и Австралии). Суммарная производительность этих заводов доходит до 4,7 млн баррелей за сутки.

General Electric

Эта компания появилась в результате слияния предприятий J.P. Morgan & Co, Edison General Electric, Thomson-Houston Electric Company и ряда других. Сегодня предприятием производятся энергетические установки (среди прочего — атомные реакторы), локомотивы, двигатели для самолетов, медицинское оборудование, продукция военного назначения.

Microsoft

Этой компанией производятся и реализуются все операционные системы Windows, установленные на большинстве современных компьютеров. Microsoft имеет исключительные права на создание и продажу копий ОС Windows. Большинство компьютерных программ в настоящее время создаются для этой операционной системы. Конкурентами Windows являются iOS от Apple, а также операционные системы, подразумевающие функционирование программных решений с открытым кодом, которые, впрочем, чаще всего распространяются на некоммерческой основе. Microsoft обладает монополией на операционные системы, средства разработки, браузеры, пакеты офисных и других предустановленных программ.

Google

На компанию Google приходится более 40% всего мирового интернет-поиска. Помимо интернет-поиска предприятие также осуществляет инвестиции в рекламные технологии и облачные вычисления, занимается разработкой и поддержкой интернет-продуктов и сервисов, а ключевым источником ее прибыли являются доходы от рекламных объявлений, распространяемых посредством платформы AdWords. Google была зарегистрирована в качестве частной компании в 1998 году, ее акции размещаются на фондовом рынке с 2004 года. Основатели Google заявляли о намерениях работать в компании до 2024 года.

Apple

Данная компания осуществляет производство и реализацию операционной системы iOS, а также производит персональные компьютеры, планшеты, смартфоны и аудиоплееры. За всю историю Apple (ведущую свой отсчет с 1976 года) компанией было выпущено более миллиарда акций, а в 2011 году организация стала мировым лидером по рыночной капитализации, которая превысила в 2012 году совокупную стоимость Microsoft и Google. В 2018 году Apple стала первой компанией США с капитализацией, превысившей $1,044 трлн. Тогда организация получила титул самой дорогой публичной компании за всю историю. В разные годы Apple поглотила несколько компаний в сфере информационных технологий, в том числе NeXT, P.A. Semi, Quattro Wireless, Siri, Anobit Technologies, Beats Electronics и пр.

Coca-Cola

В 1893 году в США был официально зарегистрирован товарный знак «Кока-Кола», а акционеры компании получили первые дивиденды. 10 лет спустя предприятие получило монополию на импорт кокаина (до сих пор фирмой используются «обезвреженные» листья коки). Сегодня The Coca-Cola Company является крупнейшим в мире производителем и поставщиком безалкогольных напитков, сиропов и концентратов. На долю The Coca-Cola Company приходится 21% мировых продаж безалкогольных напитков. Продукция компании реализуется более чем в 200 государствах. 5 из 6 наиболее популярных безалкогольных напитков в мире производятся компанией Coca-Cola.

PepsiCo

Раз уж мы вспомнили про Coca-Cola, не стоит забывать и о главном конкуренте этого бренда  — американской пищевой компании PepsiCo, выпускающей продукцию брендов «Пепси-кола», Lay’s, Tropicana, Cheetos, Mountain Dew и многих других. На долю PepsiCo приходится 18% мировых продаж безалкогольных напитков. А еще PepsiCo производит продукцию российских компаний «Вимм-Билль-Данн» и «Лебедянский».

В нашей стране монополистические структуры существуют в областях железнодорожных перевозок, транспортировки топлива, предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, захоронения радиоактивных отходов, электроэнергетики, почтовой связи, пользования инфраструктурой внутренних водных путей и пр. Всего в России сегодня насчитывается около четырех тысяч предприятий-монополистов, продукция которых составляет лишь 7% от общего числа производимой в России продукции. 500 из этих предприятий являются естественными монополистами. Наиболее известными российскими монополиями являются Газпром, РЖД, Почта России, Транснефть и пр. За счет своего положения на рынке они могут снижать издержки при производстве за счет эффекта масштаба, в то же время единолично определяя стоимость, по которой покупатель сможет приобретать продукт.

Группа «Газпром»

В 2019 году объем реализации газа Группы «Газпром» в России составил 235,8 млрд кубометров, 49% от суммарного потребления газа в стране, составившего 481 млрд кубометров. На долю ПАО «Газпром» приходится 72% добычи газа в Российской Федерации. Также компания является лидером по распределению газа в нашей стране. Группа «Газпром» является крупнейшим владельцем генерирующих активов на территории России. Мощности основных генерирующих активов Группы (ПАО «Мосэнерго», ПАО «ТГК-1», ПАО «МОЭК» и ПАО «ОГК-2») составляют 39,65 ГВт, или около 16% от общей установленной мощности российской энергосистемы.  «Газпром» занимается геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, производством и сбытом тепловой энергии и электроэнергии.
 
Возможно, твой бизнес никогда не попадет в список самых известных монополий мира. Но это не значит, что ты не можешь получать доход, которого тебе хватит на всё необходимое и даже больше. Узнай, как легально зарабатывать на финансовых и страховых продуктах при помощи «Юником24», находя людей, которым требуются кредиты, займы, страховые полисы ОСАГО и КАСКО. Мы не просто является системой заработка на финансовых и страховых продуктах. «Юником24» является официальным партнером более чем сотни банков, микрофинансовых организаций и страховых компаний. Просто переходи по ссылке и начни зарабатывать вместе с нами!

Цифровые монополии: делят пирог больших данных в России

Компании, близкие к Кремлю, создают монополию на данные в России. Хотя рынок данных еще не сформировался, он уже превратился в монополию решениями президента. Конкуренция отходит на второй план по сравнению с вопросами государственной важности.

Цифровая экономика превратилась из модной темы в дело государственной важности, породив приоритетные проекты и государственные заказы. А значит, он получит солидное финансирование: почти 1,1% ВВП только из федерального бюджета плюс примерно столько же от бизнес-сообщества. Эти приготовления говорят о том, что руководство страны хочет не просто создать гигантский рынок новых данных в России, но и разделить его между узким кругом приближенных к Кремлю предпринимателей и госкапиталистов.

Еще в 2016 году российские власти провели успешный пилотный проект по электронной маркировке шуб для отслеживания их производства и импорта. Нововведение помогло сократить количество контрафактной продукции и принесло 500 млн рублей поступлений в бюджет. Следующими маркируемыми товарами должны были стать лекарства и табачные изделия, а к 2024 году планировалось расширить программу, включив в нее все товары.

Осенью 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что президент Владимир Путин пометка проекта одному оператору, минуя любой процесс торгов. Проект был передан из ФНС в ЦРПТ, который на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, а по 25% принадлежит госкорпорации «Ростех» и Александру Галицкому из Almaz Capital Partners. Сбербанк тоже проявил интерес к тегированию, но был вежливо проинформирован, что ниша уже занята.

Система цифровой маркировки предназначена для отслеживания всего пути продукта от производителя до потребителя. Усманов, глава Ростеха Сергей Чемезов и их партнеры потратят на проект более 200 миллиардов рублей. Помимо заработка 50 копеек (полрубля) на каждом помеченном товаре, компания-оператор будет иметь эксклюзивный доступ к информации обо всех отраслевых рынках России и обо всем товаропотоке. Это создает еще одну проблему в дополнение к вопросам о справедливости процесса неконкурентного отбора. Кто будет владельцем всех этих данных и как они будут использоваться?

Еще одна цифровая инициатива — электронная система сбора платежей с большегрузов «Платон» — вызвала массовые протесты дальнобойщиков. Оператор «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные Системы» — также не участвовал ни в каких торгах. Путин просто решил, что компания получит контракт на взимание платы за проезд. «РТ-Инвест», входящий в «Ростех», владеет 50% компании, а еще 23,5% принадлежат Игорю Ротенбергу, сыну близкого друга Путина Аркадия Ротенберга.

Амбиции компании выходят далеко за рамки взимания платы за проезд: она предполагает создание огромной цифровой платформы, которая объединит перевозчиков, страховщиков, банки, РЖД, складских и логистических операторов. Ожидается, что участники рынка будут использовать платформу для согласования контрактов, отправки платежей и многого другого.

Другими словами, все данные по транспорту и платежам должны быть сосредоточены в руках близких к семье Ротенбергов бизнес-структур (брат Аркадия Борис также считается близким другом президента). Пока это только предложение, но оно может стать реальностью росчерком пера президента. Участники рынка не имеют права голоса в том, что должно произойти, и им придется сотрудничать в соответствии с указаниями.

Тем временем глава энергохолдинга «Интер РАО» Борис Ковальчук пытается убедить Путина, что без участия его компании модернизировать национальную коммунальную информационную систему будет невозможно. Единая система содержит всю доступную информацию о жилищном фонде России, расходах и услугах по управлению домом, поставщиках коммунальных услуг, должниках и так далее.

Президент одобрил и это партнерство. Детали пока не разглашаются, но, скорее всего, они отражают схему Платона. Интер РАО ЕИРЦ, дочерняя цифровая технологическая компания «Интер РАО», может взимать комиссию со всех коммунальных платежей.

Это лишь несколько показательных примеров того, как компании, приближенные к президенту, создают монополии на услуги передачи данных в России. Хотя рынок данных еще не сформировался, он уже превратился в монополию решениями президента. Конкуренция отходит на второй план по сравнению с вопросами государственной важности.

Интеграция цифровых систем в сектор национальной безопасности также открывает многочисленные возможности. Михаил Осеевский, глава государственного «Ростелекома», считает, что почти 40 000 российских федеральных служащих — или, по крайней мере, их руководство — должны быть обязаны использовать отечественные смартфоны под управлением операционной системы Sailfish, что обойдется государству в 160 миллиардов рублей.

В марте совет директоров «Ростелекома» одобрил покупку 75 процентов акций компаний «Открытая мобильная платформа» и «Вотрон», разрабатывающих Sailfish. Пока на Sailfish работает только один серийный смартфон, а приложения для операционной системы еще не разработаны. Это полусырой проект, и никому из ответственных министров он не нравится. Они неохотно обсуждают предложение и всегда смотрят вверх, когда говорят о нем, по существу указывая на место, где было принято решение.

«Ростелеком» также готов профинансировать подключение практически каждой российской школы к широкополосному интернету в обмен на образовательные данные учащихся, а госкорпорация «Росатом» рассматривает возможность участия в медицинских проектах в обмен на медицинские данные. ИТ-дочка Ростеха — Национальный центр информатизации — на шаг впереди: она уже давно успешно работает в этой сфере.

Вопрос о регулировании доступа к данным пользователей до сих пор вызывал довольно ограниченное обсуждение. Российское государство, видимо, не прочь поделиться информацией о себе со связанными с государством капиталистами. В портфель проектов, которые некоторые компании могут заставить финансировать за счет сверхприбылей, входят «хранение государственных документов» стоимостью 7 млрд рублей, «создание навигационно-телематической платформы больших автоданных» (1,5 млрд рублей) и « создание цифровой площадки для автомобильных аукционов» (почти 50 млрд рублей).

Правительство согласилось субсидировать процентные платежи по этим и им подобным проектам и обещает создать необходимые правила. В обмен на инвестиции в эти проекты предприятия, скорее всего, получат доступ к информации, которая затем превратится в наличные деньги в новом цифровом мире.

Разнопрофильные компании вроде «Мегафона» Усманова и Mail. ru лоббируют поправки в закон о персональных данных. Предлагаемые изменения упростят получение согласия на обработку персональных данных, что позволит компаниям лучше ориентироваться на интересы пользователей. После получения первоначального согласия на обработку данных компания сможет свободно передавать данные другим компаниям, а это означает, что пользователи могут потерять контроль над своими данными в результате многократной передачи.

В США также существует рынок передачи данных, но руководители таких гигантов, как Twitter, AT&T, Alphabet и Amazon, обязаны сообщать в Сенат о своих мерах по защите персональных данных. В ЕС Общий регламент по защите данных (GDPR), вступивший в силу в мае этого года, полностью блокирует передачу пользовательских данных. В России судьба рынка данных зависит от аппетитов компаний и этики государственных чиновников. Трудно представить, чтобы Усманов и Чемезов отчитывались перед Думой о своих усилиях по защите пользовательских данных.

В России государственные интересы всегда превыше всего. Большой вопрос заключается в том, можно ли отличить эти интересы от интересов капитанов государственно-частных партнерств. Отрасли, которые существуют только на бумаге или еще не существуют (в России до сих пор нет законодательства, регулирующего большие данные), отдаются в надежные руки отдельными решениями руководства страны. Другими словами, сначала близкие к Кремлю компании получат доступ к персональным данным и информации о товародвижении, а затем поделятся этими данными с государством.

Автор:

  • Александра Прокопенко

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Консолидация в российской экономике – ПОНАРС Евразия

(Политическая записка ПОНАРС) За последнее десятилетие российская экономика претерпела явный поворот в сторону консолидации и ренационализации. Государство продолжает агрессивно вмешиваться в рынки, вводя новые правила, увеличивая свою долю в ВВП и в конечном итоге вытесняя частные компании. Эти действия, а также неоднократные экономические кризисы с 2008 года резко снизили уровень конкуренции в большинстве секторов российской экономики. Тем не менее, даже в течение этого продолжительного периода экономического спада и стагнации крупные российские фирмы оставались прибыльными, отчасти благодаря уменьшению числа конкурентов.

Консолидация рынка может спровоцировать ряд политических и экономических проблем в такой стране, как Россия. Низкий уровень конкуренции препятствует попыткам повысить производительность труда, сдерживает экономический рост и способствует и без того высоким ценам, которые платят потребители. Это может привести к новым политическим потрясениям снизу, поскольку граждане перестанут поддерживать правительство президента Владимира Путина из-за экономических соображений. Более того, появление монополий во многих секторах наделило огромной политической властью всего несколько экономических субъектов. Крупные компании сталкиваются с меньшими препятствиями на пути к преференциальному режиму со стороны государства и располагают многочисленными рычагами, чтобы заблокировать модернизационные реформы, которые могут подорвать их позиции на рынках. В краткосрочной перспективе это может уменьшить иностранное влияние на российское правительство, поскольку государству будет легко поддерживать небольшое количество фирм, попавших под санкции. Но пока этот процесс монополизации продолжается, долгосрочные перспективы роста России становятся все более туманными.

Текущее положение дел

По некоторым данным, состояние конкуренции в российской экономике не очень здоровое. Начиная с 2014 года Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации использует опросы для отслеживания того, как фирмы воспринимают свою конкурентную среду. Ежегодно в нем принимают участие около 1000 компаний из 84 регионов, которые отвечают на вопросы о том, как изменилась конкуренция в их секторе за последний год, а также о том, какие шаги они предпринимают для повышения собственной конкурентоспособности. Интересно, что между 80-90 процентов опрошенных фирм являются так называемыми микропредприятиями с числом сотрудников менее 100 человек. В то время как большая часть неподтвержденных свидетельств консолидации рынка исходит от так называемых национальных чемпионов, доминирующих на рынках, Аналитический центр рассматривает более широкую российскую экономику. На рис. 1 представлено распределение ответов (по пятибалльной шкале) на вопрос: «Как ваша фирма оценивает текущий уровень конкуренции, с которым она сталкивается?»

Вырисовывается четкая тенденция. Доля фирм, ответивших, что у них нет конкуренции, за последние четыре года увеличилась в геометрической прогрессии с 0,7 процента в 2013 году до 13,9 процента.процентов в 2016 году. Одна только эта статистика свидетельствует о тревожном росте числа рынков, на которых фирмы практически не сталкиваются с конкурентами в плане прибыльности. В 2016 году почти четверть всех фирм сообщили, что они сталкиваются со слабой конкуренцией или с ее отсутствием, что в пять раз больше, чем пять лет назад. Показатели «очень сильный» и «сильный» соответственно снизились за период. В таких секторах, как информационные технологии, пищевая промышленность и строительные материалы, наблюдается более высокая внутренняя конкуренция, в то время как фирмы, работающие в сфере обработки древесины и энергоснабжения, сталкиваются с наименьшей. Эти закономерности сохраняются до сих пор: 24% фирм сообщили о сокращении числа прямых конкурентов в период с 2015 по 2016 год9.0005

Данные: Отчеты Аналитического центра о конкуренции, 2014-2017

Эти результаты опроса совпадают с другими неофициальными данными. В своем годовом отчете за 2016 год Федеральная антимонопольная служба, занимающаяся предотвращением консолидации рынка, сообщила о растущем числе политически связанных картелей, разбросанных по секторам экономики, включая оборону, строительство и фармацевтику. Эти картели координируют свои действия и вступают в сговор для получения госконтрактов (как показали несколько расследований Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального), а также делят рынки и устанавливают цены. Консолидация также произошла из-за того, что крупные компании поглотили своих конкурентов, часто без особого внимания со стороны регулирующих органов. Ожидается, что слияния и поглощения будут продолжаться на рынках нефти и газа, страхования и сельского хозяйства. Что касается финансового сектора, то пять крупнейших банков России в совокупности контролируют более 50 процентов доли рынка по ряду показателей.

Что способствует консолидации рынка?

Почти непрекращающийся экономический кризис в России с 2008 года, безусловно, способствовал консолидации во многих секторах. Помимо макроэкономических последствий (таких как инфляция, неустойчивые обменные курсы валют и ограниченность бюджетов), экономические кризисы могут перевернуть игровое поле для фирм, конкурирующих в экономике. Кризисы часто приводят к большей концентрации рынка, обнажая и в конечном итоге убивая фирмы с более разнообразным доступом к капиталу, более слабыми политическими связями и меньшей маржой. Уровень банкротств в России подскочил после кризисов 2008 и 2014 годов, в то время как малый и средний бизнес чувствовал давление стремительного роста процентных ставок, непосильного налогового бремени и неуверенной защиты своих прав собственности. Эти кризисы помогли более крупным фирмам с более прочной финансовой базой обойти своих соперников.

Но, возможно, более важно то, что экономические кризисы еще больше активизируют главный фактор ослабления конкуренции в России: усиление государственного вмешательства и регулирования рынков. Говоря общепринятым языком, регулирующие органы часто ассоциируются с продвижением равноправной и честной конкуренции путем распада трастов и проверки слияний и поглощений на предмет каких-либо антиконкурентных последствий. Но в России реальность не может быть более далекой. На самом деле, явное большинство фирм, опрошенных Аналитическим центром в 2014 году, ссылаются на конкретные правила, введенные государственными чиновниками, а также на неопределенность в отношении общей законодательной базы, которая в наибольшей степени способствует снижению конкуренции на их рынках. Фирмы считают российское правительство причастным к антиконкурентному поведению и оказанию давления на компании на рынке.

Политика, наносящая ущерб конкуренции, проявляется во многих формах. Во время кризиса субсидии попадают на крупные, неэффективные государственные предприятия, что может привести к увольнению работников и вызвать политические волнения. Кроме того, российское правительство недавно предприняло попытки заняться промышленной политикой и импортозамещением. Ограничивая импорт сельскохозяйственной продукции (через контрсанкции) и фармацевтических препаратов, правительство напрямую вынуждает иностранные товары и фирмы уходить с рынка. Наконец, государство насильственно утвердило себя в качестве крупнейшего владельца экономических активов, национализировав ряд важных фирм с начала 2000-х годов. Государственные предприятия выигрывают от того, что их советы директоров играют двойную роль в государственном и частном секторах, в том числе используют административные ресурсы для подрыва чисто частных конкурентов. Это может иметь особое значение для доступа к финансированию, где в настоящее время доминируют государственные банки, распределяющие более 65 процентов розничных кредитов и 71 процент корпоративных кредитов в 2016 году9.0005

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), пытаясь противодействовать этим разработкам, возможно, откусила больше, чем может прожевать. Помимо выполнения целого ряда функций, таких как мониторинг государственных закупок и установление тарифов, агентство доводит регулирование рыночной структуры до самого местного уровня, работая с производителями молочной продукции в сельской местности и индивидуальными предпринимателями, такими как водители такси и владельцы салонов. Почти две трети всех компаний в реестре ФАС с долей рынка более 35 процентов являются малыми и средними предприятиями. Ежегодно ФАС возбуждает более 60 000 антимонопольных дел, что является крупнейшим показателем в мире (для сравнения, в США и странах Европы в среднем около 100 дел в год). В то же время ФАС воздерживается от преследования больших сил экономики, которые доминируют в своих секторах (Газпром, Сбербанк, Ростех и т. д.). У ФАС есть кадры и юридические инструменты для обеспечения конкуренции, но нет политической независимости сверху.

Внутриполитические и экономические последствия

Снижение конкуренции может вызвать целый ряд экономических и политических проблем для страны. Во-первых, консолидация рынка может сильно повлиять на экономический рост. Компании, которые не сталкиваются с конкурентным давлением, меньше инвестируют в инновации, повышение производительности труда и выход на новые рынки. Все три области были слабыми местами ресурсозависимой российской экономики задолго до этого последнего всплеска консолидации; снижение конкуренции только усугубит ситуацию. Доступность легкой монопольной прибыли стимулирует самоуспокоенность и предпочтение статус-кво экономическому прогрессу. Монополии ищут способы защитить свои достижения, а не открывать новые возможности. Кроме того, этому слиянию государства и экономики свойственны безудержная коррупция и погоня за рентой. Недавно ФАС подсчитала, что на госсектор уже приходится 70 процентов ВВП России. С кем будет конкурировать государство, когда оно будет владеть почти всем? Правительственные чиновники предпочитают работать с государственными компаниями или, по крайней мере, с политическими связями, в то время как более проворные и эффективные частные фирмы теряют доступ к финансированию и более справедливым правилам. Ключевые цели модернизации России теряют смысл, когда в экономике доминируют монополии.

Граждане России также страдают от растущей консолидации. Их кошельки уже столкнулись с целым рядом проблем, связанных с высокой инфляцией и резким сокращением программ социального обеспечения: добавьте к этому более высокие цены на товары более низкого качества, произведенные на консолидированных рынках. Гигантские монополии также могут способствовать большему неравенству в доходах, поскольку их огромные прибыли достаются только классу собственности. Меньшее количество работающих фирм означает худшие возможности трудоустройства и более низкую заработную плату; частный сектор предпочитает избыток избыточной рабочей силы, что снижает затраты на его производство. Сильнейшие создатели рабочих мест, малые и средние предприятия просто не могут конкурировать со старыми стойкими приверженцами рынка, воздвигающими высокие входные барьеры. Потребители также становятся уязвимыми для эксплуатации со стороны крупного бизнеса, где сговор или другие виды корпоративных преступлений часто идут рука об руку с олигопольными рыночными структурами.

Чем с большим давлением в повседневной жизни сталкиваются российские избиратели, тем выше вероятность того, что они откажутся от своей поддержки режима. Протесты по экономическим вопросам теперь полностью затмевают политические, а лидеры оппозиции медленно, но верно проводят кампании, чтобы привлечь внимание к снижению благосостояния и безудержной коррупции. Но монополизация российской экономики также снижает возможности появления и представления их интересов другими политическими силами. Правительство Путина стремилось достичь консенсуса между ключевыми экономическими элитами, ограничив количество участников, которым разрешено сидеть за столом переговоров. Предотвратив реальную конкуренцию между фирмами в важных секторах экономики, Путин упростил проблемы управления. Работа с доминирующим представителем отрасли и политическими связями снижает трения на переговорах и облегчает координацию сверху вниз, которую предпочитают российские политики. Консолидация рынка в конечном итоге препятствует появлению акторов с реальными ресурсами, которые хотят бросить вызов статус-кво.

Последствия для политики США

Эти структурные изменения на российском рынке необходимо учитывать при оценке эффективности международных санкций против России. Санкции явно утрачивают свою краткосрочную остроту, когда российские фирмы, против которых они направлены, не боятся уступить долю рынка своим конкурентам. Возрождение государственной собственности также убеждает новую группу олигархов, связанных с Путиным, в безопасности этих фирм: правительство пойдет на все, чтобы защитить их от международного давления. Во многом с 2014 года Кремль строит защищенную стену вокруг своих национальных чемпионов, направляя им субсидии, налоговые лазейки и выгодные правила, чтобы поддерживать на плаву основные двигатели национальной экономики. Правительство, похоже, понимало, что Западу будет труднее вбить клин между высшими элитами, если этим личностям не придется конкурировать между собой.

Но санкции были специально разработаны, чтобы нанести ущерб российской экономике, который может не проявиться в течение десятилетия. Одним из примеров является ограничение импорта технологий двойного назначения; российская нефтегазовая промышленность может поддерживать добычу в краткосрочной перспективе, но в конечном итоге сильно пострадает из-за того, что не сможет разрабатывать свои более сложные месторождения. То же самое относится и к консолидации рынка. Российские государственные гиганты пережили первую серию штормов, но более высокий уровень экономической концентрации, вызванный кризисом и вмешательством правительства, окажет разрушительное воздействие на способность России достичь устойчивых темпов роста. Без реформ, которые развяжут внутреннюю конкуренцию и обуздают вмешательство государства, застой сохранится, что в конечном итоге ослабит способность России проецировать власть за рубежом.

Дэвид Саконьи — доцент кафедры политологии Университета Джорджа Вашингтона.

[ PDF ]

 

Памятка #:

491

Серия

:

2

Похожие темы
  • 2017
  • Россия
  • Законы

Роль государственных корпораций в экономике России

«Каково состояние государственного капитализма и государственных корпораций в России сегодня?» спросил Андерс Аслунд, Старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона и бывший научный сотрудник Института Кеннана на лекции 1 октября 2012 года в Институте Кеннана. Этот вопрос еще более актуален аналитиками, которые утверждают, что государственный капитализм находится на подъеме во всем мире и что этот рост будет ускорен уходом Америки с мировой арены.

Есть три критерия государственного капитализма: значительная государственная собственность на предприятия; прямое участие государства в этих предприятиях; и капиталистическая система, в которой большинство предприятий находятся в частной собственности и работают в рыночных условиях. Россия встречает их всех. Ослунд отметил, что государству принадлежит две трети рыночной капитализации на российском фондовом рынке. Однако эта собственность в основном ограничивается четырьмя отраслями: энергетикой (нефть, газ и электричество), банками, оборонной промышленностью и транспортом. В большинстве других секторов российской экономики, включая потребительские товары, невоенное производство, сельское хозяйство, страхование и услуги, государственная собственность незначительна.

По словам Аслунда, сочетание исторической случайности и сильных инсайдерских интересов помогло сформировать нынешнюю конфигурацию российского государственного капитализма. Например, премьер-министр России на протяжении большей части 1990-х годов Виктор Черномырдин был выходцем из «Газпрома» и работал над тем, чтобы сохранить газовую отрасль в качестве государственной монополии под своим контролем. Нефтяная промышленность значительно вернулась под контроль государства после конфискации в 2004 г. активов ЮКОСа и их последующей передачи контролируемой государством Роснефти. Россия 19Финансовый кризис 98 года, вызвавший крах нескольких крупных частных банков, привел к значительному увеличению государственных финансовых учреждений из-за предпочтения центрального банка. По словам Аслунда, российские усилия по приватизации никогда не распространялись на ряд транспортных компаний, и во многих других странах в транспорте обычно участвует государство.

Российские госкорпорации имеют определенные преимущества в России. У них есть доступ к дешевым кредитам (от государственных финансовых учреждений), которых нет у других компаний. Они также пользуются неявной государственной гарантией своих долгов и другой деятельности. Возможно, самое главное, по словам Аслунда, они функционируют как механизм политического контроля и извлечения ренты в путинской системе вертикали власти, обогащая союзников и нейтрализуя любую оппозицию (например, бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского).

Вся система, как утверждал Аслунд, стала возможной только благодаря длительному товарному буму, который поддерживает высокие цены на природные ресурсы и обеспечивает государство ресурсами, необходимыми для реализации его стратегии государственного капитализма. Это стратегия, лишенная идеологии — на самом деле Путин выступает за приватизацию, а не за социализм. Вместо этого реальная стратегия правительства сосредоточена на консолидации, сохранении и расширении политической и экономической власти правящих элит посредством контроля над отдельными отраслями и предприятиями.

Нет никаких претензий на получение экономической выгоды, сказал Аслунд, и доказательством этому служат рыночные оценки различных предприятий, контролируемых государством. Среднее отношение цены к прибыли (цена акции, деленная на чистую прибыль на акцию) по индексу Standard and Poors обычно составляет 13. Текущее среднее значение для российских госкорпораций составляет 5,7, а оценка для наиболее политизированных государственных предприятий составляет 2,9 для Газпрома и 1,8 для «Транснефти». Эти низкие оценки и размер задействованных предприятий объясняют общую низкую оценку всего российского фондового рынка, заметил Аслунд.

Несмотря на свою низкую оценку, российские госкорпорации способны преуспевать и процветать по-своему, а также приносить ренту правящим элитам, поскольку не подвергаются конкурентному давлению. Оборонный и транспортный секторы являются монополистами. Государственные банки могут расширяться за счет более эффективных частных банков благодаря доступу к дешевым кредитам и фактическим государственным гарантиям. «Роснефть» по-прежнему получает прибыль от конфискованных активов ЮКОСа. По словам Аслунда, выдающейся среди российских государственных корпораций теперь является «Газпром».

Газпром в настоящее время является самой слабой российской государственной корпорацией, потому что он подвергается воздействию конкурентных цен при экспорте в Европейский Союз. С появлением производства сланцевого газа в Соединенных Штатах мировые мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ), которые были введены в эксплуатацию для рынка США, были высвобождены для поставок в Европу. Как следствие, спотовая цена на природный газ в Европе резко упала, что привело к снижению спроса на трубопроводный газ «Газпрома». «Газпром» страдает от других факторов, в том числе от европейского антимонопольного иска из-за схем дифференцированного ценообразования компании, который, по прогнозам Аслунда, закончится поражением «Газпрома». По мнению Аслунда, вероятным результатом этого и других факторов давления со временем станет уничтожение прибыли «Газпрома», что напрямую повлияет на Кремль, который полагается на ренту, получаемую от компании.

«Газпром» мог бы предпринять множество шагов для улучшения своего положения, предположил Аслунд, например, свернуть мегапроекты, распродать непрофильные активы, отделить транспорт от производства и разделить производство на отдельные компании среднего размера. Но ни одно из этих действий маловероятно, поскольку они сократят выплату ренты кремлевским инсайдерам.

Разворачивающийся кризис «Газпрома» является ключом к будущему государственного капитализма в России, заключил Аслунд. Нынешние тенденции оказывают огромное давление на «Газпром», и он будет неуклонно терять способность приносить ренту правящим элитам. Потребовался бы крупный энергетический шок извне, например пожар в Иране, чтобы восстановить поток доходов, который «Газпром» неуклонно теряет. В конце концов, по словам Аслунда, «без ренты от «Газпрома» у Кремля будет мало причин сохранять его как государственную корпорацию, а сам государственный капитализм может прийти в упадок».

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Активити
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Диксит
  • Каркассон
  • Клуэдо
  • Колонизаторы
  • Манчкин
  • Разное
  • Свинтус
  • Секреты побед
  • Шакал
  • Шакал -правила игры
  • Эволюция
  • Эволюция — секреты игры
2019 © Все права защищены. Карта сайта