Конспект логопедического занятия по теме «Мягкий знак». 5-й класс
Цель: дифференцировать понятия разделительный мягкий знак и мягкий знак, как показатель мягкости согласного.
Задачи: совершенствовать фонематическое восприятие; расширять словарь существительных; развивать языковой анализ; воспитывать мотивации к исправлению речевых ошибок и речевому общению.
Оборудование: карточки со словами, картинки, разрезная картинка «Собери картинку» на каждого ученика, образец к разрезной картинке, модели братьев, листы с индивидуальным заданием в паре, опорная карта, интерактивная доска, запись метели.
Ход занятия
Организационно-мотивационный момент1. «Хлопки» 1 — руки вверх, 2 — руки в стороны, 3 — руки вперед, 4 — сели.
2. «Артикуляционная зарядка» (Улыбочка, Дудочка, Качели)
3.«Речевая зарядка»:
— ень, -ень, -ень — На севере живет олень.
— ось, -ось, -ось — В лесу живёт лось.
— едь, -едь, -едь — Сладкоежка наш медведь.
— Назовите, какое сегодня число, месяц и день недели?
— Почему так говорят? Декабрь зиму начинает, а год заканчивает.
Сообщение темыУпражнение «Собери картинку», какое изображение вы получили? /ь знак/
— Определите тему урока / «ь» знак/.
— Сегодня на занятии мы будем закреплять умение различать мягкий знак и разделительный мягкий знак в словах и коротких предложениях на письме. Нужно внимательно слушать, говорить, что слышишь и объяснить, что пишешь.
Девиз:
Говорите четко, внятно, что бы было всё понятно.
«Жили-были два брата /картинки-символы/ мягкий знак, как показатель мягкости согласного и разделительный мягкий знак.
— Угадайте, чью песню я пою: ть, дья, нья, рь, пь, сь, кья, гь, бье, лье, львя.
/ответы/
— Выполним задания от брата показателя мягкости.
Упражнение: «Измени по образцу»
брат — брать,
жар — .. (жарь),
хор -.. (хорь),
был -..( быль),
стол -.. (столь),
угол -.. (уголь),
топ -…(топь).
— Изменилось ли слово, что изменилось\ смысл и количество букв/
Упражнение: «Закрой «ь» знак слогом -КИ.
Пень-ки,
уголь.. (угольки),
день… (деньки),
окунь.. (окуньки),
конь..(коньки),
огонь.. (огоньки),
зверь.. (зверьки).
— Куда спрятался «ь» знак, в какую часть слова. \в середину\
Вывод: «ь» знак в словах может стоять в середине слова.
— Назовите согласные звуки.
— Послушай слова, назови только мягкую согласную
больно,
пальто,
Васька,
моська,
банька,
горько,
зорька,
пыльно,
соль.
— Какое в этой строчке слово лишнее \соль\ почему / «ь» знак в конце слова/.
Вывод: «ь» знак в словах может стоять в конце слова.
Физминутка
«Глазки», «Наши пальчики танцуют…….»
— Угадайте, чью песню я пою:
БЬИ — ПЬИ, ДЬЯ — TЬЯ, BЬО — ФЬЮ,
BЬИ — ФЬИ, БЬЯ — ПЬЯ, БЬЮ — ПЬЮ,
ЗЬИ — СЬИ, ЗЬЯ — СЬЯ, ЗЬЮ — СЬЮ
/ответы/
— Правильно, это песня разделительного мягкого знака. Выполним задания от брата разделительного мягкого знака.
Упражнение: «Шубы»
Звучит запись метели.
— Помогите разделительному мягкому знаку вспомнить какое сейчас время года./зима/ — Разделительный мягкий знак ходил в лес и видел зверей, на чьи шубы он смотрел.\картинки: лиса, белка, заяц, волк, медведь. /Лисьи, беличьи, заячьи, волчьи, медвежьи/
— Что делает «ь» знак в словах, он не дает согласной «прилипнуть» к гласной, определите место буквы в слове.
Упражнение: «Перенос»
— Подели слова для переноса слов с разделительным мягким знаком./вол — чья, бе-ли-чья, ли-сья, зая-чья, мед-ве-жья/.
Упражнение в парах: «Прочитай, закончи слово»
Дети в паре выполняют упражнения, зачитывают результат. (карточки)
Рога (чьи ?) коро… | сья |
Желаю (что ?) здоро…. | зья |
Пришли (кто ?) дру…. | вья |
Кукурузные (что?) хло…. | вьи |
Лапа (чья ?) ли….. пья |
— Ну, вот и настала пора встретиться нашим братьям, помогите им в предложениях встать на свои места.
Упражнение: Самостоятельная работа с деформированными предложениями (по опорным картам)
— Смотрите в карточку, следите, я читаю предложения. Записывайте эти предложения в тетради с новой строки и вставляйте пропущенный мягкий знак, как показатель мягкости и разделительный мягкий знак там, где это нужно.
Далее ребята работают самостоятельно.
Карточка
Ребята увидели лис…ю нору. Мы прочитали рассказ про л…ва. На снегу мы заметили волч…и следы. По лесу бежал быстроногий лос…
Итог- Понравилась ли вам сегодняшняя работа на уроке?
- О какой букве мы говорили? Что вы о ней знаете?
- Оценка работы. Лестница успеха.
Разделительный мягкий знак в функции смягчения и разделения
Цель: закреплять знания о функциях мягкого знака.
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять знания учеников о мягком знаке и его роли в словах;
- совершенствовать умение дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и разделения;
- закреплять умение изменять существительные единственного числа Именительного падежа в существительные единственного числа Родительного падежа.
Образовательные:
- обогащать словарный запас и систематизировать знания детей по теме «Животные жарких (южных) стран;
- совершенствовать умение отгадывать загадки;
- закреплять умение работать со схемами слов.
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, мышление, память;
- совершенствовать языковой анализ и синтез;
- развивать фонематические представления;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать взаимопомощь;
- воспитывать любовь к животным;
- совершенствовать дисциплину на занятии.
Оборудование: игровое поле
«Коврограф Ларчик», кораблик «Брызг-брызг» Ларчик», цветные флажки к кораблику с прикреплёнными словами (примерные слова: колье, оладьи, жердь, жильцы, зверьки, зимовье, грильяж, гусь, гостья, семья, свинья, серьги, февраль, фонарь, фильм, фасоль), пособие «Разноцветные квадраты», цифры из картона на липкой ленте, картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах (примерные картинки: попугай, носорог, тушканчик, крокодил, жираф, страус, зебра, антилопа, черепаха, обезьяна, лев, бегемот, тигр, слон), узкий скотч, ножницы.
Для каждого ученика: листы формата А-4 с изображённым кораблём, пособие «Яблонька», рабочие тетради в клетку, простые карандаши и ручки, раздаточный материал (карточки и наборы букв, кружков и полосок для составления звуковой схемы слов), «Игровизор с маркером», листы-вкладыши.
1. Организационный этап
Перед детьми на доске расположен «Коврограф Ларчик» (˂Рисунок 1˃), в верхней части посередине коврографа прикреплён кораблик «Брызг-брызг» без флажков, за каждой мачтой расположен цветной квадрат (за первой мачтой – красный квадрат, за второй мачтой – оранжевый квадрат, за третьей мачтой – жёлтый квадрат, за четвёртой мачтой – зелёный квадрат, за пятой мачтой – голубой квадрат, за шестой мачтой – синий квадрат, за седьмой мачтой – фиолетовый квадрат). Под корабликом размещены цифры, в нижней части коврографа расположены цветные флажки, к которым прикреплены полоски со словами. Остальные флажки расположены слева за пределами поля (˂Рисунок 1˃).
Рисунок 1
Логопед приветствует детей, просит занять свои места и проверить готовность к занятию.
Ученики приветствуют учителя-логопеда, занимают свои места в классе, проверяют готовность к занятию.
Логопед: Сегодня мы с вами будем путешествовать. На чём можно отправиться в путешествие?
Примерные ответы детей: на велосипеде, пешком, на автомобиле, на самолёте, на корабле, на поезде и т.д.
Логопед: Мы отправимся в путешествие на остров на кораблике с названием «Брызг-брызг». Но чтобы кораблик поплыл, необходимо на каждую мачту прикрепить флажки.
2. Актуализация опорных знаний, повторение изученного. Развитие звукового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения, развитие зрительного внимания, мышления
Логопед: На нашем кораблике несколько мачт, определите их количество.
Ученик: На кораблике 7 мачт.
Логопед: Внимательно посмотрите на кораблик и цифры, подумайте и скажите, сколько будет флажков на каждой мачте и какими флажками мы их украсим.
Примерные ответы детей: на первой мачте будет 1 красный флажок, на второй мачте будут 2 флажка оранжевого цвета, на третьей – 3 флажка жёлтого цвета, на четвёртую мачту прикрепим 4 зелёных флажка, на пятую мачту – 5 голубых флажков, шестую мачту украсим 6 синими флажками, а на седьмой будет 7 фиолетовых флажков.
Логопед: А теперь соберите флажки для каждой мачты и сначала прикрепите флажки со словами.
Дети по очереди выходят к доске и под каждой цифрой собирают соответствующие флажки со словами (˂Рисунок 2˃ и ˂Рисунок 3˃).
Рисунок 2
Рисунок 3
Логопед: Как вы думаете, почему слова под каждой мачтой начинаются на определённую букву?
Примерные ответы детей: по первой букве названия цвета каждого квадрата.
3. Введение в тему урока. Закрепление умения различать функции мягкого знака, совершенствование звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, памяти
Логопед: Внимательно прочитайте слова, подумайте и скажите, какая буква встречается во всех словах.
Примерный ответ детей: буква мягкий знак.
Логопед: Давайте вспомним, что мы знаем про мягкий знак.
Примерные ответы детей:
- мягкий знак – это буква, которая не обозначает звука;
- мягкий знак в русском языке служит для смягчения согласных, если находится в конце слова и между согласными буквами;
- мягкий знак будет разделять слово, если после него стоит гласная буква.
Логопед: Чтобы доплыть до острова, нужно правильно записать эти слова (перед каждым ребёнком кладёт на парту лист с изображённым корабликом и ручку). Ещё раз внимательно посмотрите на них и запомните (дети смотрят на слова и запоминают, затем логопед закрывает слова на коврографе). Сейчас я по порядку продиктую слова, а вы запишите их на мачтах своего кораблика.
Диктует слова, а дети записывают их на мачтах корабликов.
Логопед: Чтобы узнать, кто из вас доплыл на остров на кораблике, необходимо проверить написанные вами слова.
Далее логопед открывает слова, дети сверяют записи со словами на коврографе. На месте допущенной ошибки на листе с корабликом карандашом делают отверстие.
Логопед: Доплыть до острова смогли только те ребята, которые допустили не более 4-х ошибок. А теперь найдите и прочтите слова, в которых мягкий знак выполняет только функцию смягчения.
Выслушиваются примерные ответы детей.
4. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, звукового анализа и синтеза, мышления, мелкой моторики пальцев рук
Логопед: Мы с вами приплыли на остров, на котором растут необычные фруктовые деревья. Это яблоньки с буквами.
С помощью шнурков составьте по 2 слова с мягким знаком и назовите их.
Логопед раздаёт каждому ребёнку пособие «Яблонька» (˂Рисунок 4˃).
Рисунок 4
Дети продевают шнурок сквозь отверстия и закручивают его вокруг нужной буквы, затем из букв составляют слова с мягким знаком и называют слово (˂Рисунок 5˃).
Рисунок 5
5. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие зрительного внимания, мышления, словаря, звукового анализа и синтеза, закрепление умения отгадывать загадки. Совершенствование графомоторных навыков.
На доске прикреплены картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах.
Логопед: На острове живёт очень много животных и птиц. Посмотрите на картинки и назовите их (˂Рисунок 6˃).
Рисунок 6
Дети по очереди называют картинки.
Логопед: Кого мы увидели на острове?
Примерные ответы детей: мы увидели попугая, слона, зебру, носорога и т.д. (по картинкам).
Затем логопед на парту перед каждым ребёнком ставит коробку с буквами и полосками и предлагает отгадать загадки.
Логопед: А теперь внимательно послушайте загадки про животных, которых мы ещё встретили на острове, но их изображений нет на доске.
Отгадайте загадки и составьте из букв слова-отгадки, а затем поделите слово на слоги для переноса. Подумайте и скажите, какую функцию выполняет мягкий знак в каждом отгаданном слове.
Загадки
С очень длинным языком,
Может быть, он вам знаком?
Муравьям наносит вред –
Он заморский……..муравьедУж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой –
На что она обижена?
Недаром часто злиться
На всех мамаша……львицаОна стройна и длиннонога,
Имеет два красивых рога,
В степях, пустынях обитает,
Травой, листвой себя питает
Машину все так называют…..газель
6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Развитие звукового анализа и синтеза, памяти, мышления.
На парте перед детьми лежат карточки и ручки.
Логопед: У каждого животного и птицы есть детёныши. Давайте вспомним и запишем некоторых из них.
Далее по очереди каждый ученик читает слово на карточке, называет и записывает детёныша животного или птицы.
Логопед: Подчеркните слова с мягким знаком, определите, какую функцию он выполняет в этих словах.
Выслушиваются ответы детей.
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Развитие звукобуквенного синтеза, зрительного внимания, мышления
Перед каждым ребёнком на парте лежит пособие «Игровизор» с листами-вкладышами и маркеры (˂Рисунок 7˃, ˂Рисунок 8˃).
Рисунок 7
Рисунок 8
Логопед: Ребята, наше путешествие на кораблике подходит к концу. Чтобы вернуться обратно домой, нам необходимо вспомнить и найти в таблицах с буквами 10 названий животных далёких стран. Прочитайте слова и подчеркните их.
Дети выполняют задание, поочерёдно находят в таблицах и называют слова (˂Рисунок 9˃).
Рисунок 9
8. Итог занятия. Рефлексия
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.
- О какой букве мы сегодня с вами говорили?
- Какие функции в русском языке выполняет эта буква?
- Вспомните, какие слова — названия животных или птиц, обитающих в жарких странах – пишутся с мягким знаком.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
100+ Мягких картинок | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
100+ Soft Pictures | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos 5.
8k
- А.
В сотрудничестве с George C
Unsplash+
Разблокировать
renderHd 3d обоиHd обои
Rumana S
Hd серые обоитканьаксессуар
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Nico Frey
Texture backgroundsfeatherAnimals images & pictures
Jean-Philippe Delberghe
Hd pattern wallpapersarchitecturelondon
Pawel Czerwinski
Hd orange wallpapersflowingfeminine
Pawel Czerwinski
Hd abstract wallpapersHd color wallpapersHd pastel wallpapers
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Steve Johnson
Unsplash+
Unlock
Hd wallpapersHq background images3d render
Evie S.
Hd white wallpapersWebsite backgrounds
Susan Wilkinson
beigesilkpeach
Annie Spratt
pampas травамягкостьбледный
Wolf Zimmermann
Облака картинки и изображенияHd небо обоиАвстралия
Aaron Burden
Nature imagescalmunited states
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Kateryna Hliznitsova
Unsplash+
Unlock
delciateBrown backgroundsdlicate
Matt Palmer
airplanetsubtle
Alexander Grey
Hd pink wallpapersLight backgroundsChristmas images
Susanne Schwarz
Цветок фотолепестоктюльпан
okeykat
Hq фон фотоЛистья фоныКапли
Alexander Possingham
indoorsshadowmood
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Osarugue Igbinoba
Unsplash+
Unlock
mutedstackedcircles
Elena Joland
plantneutralHd aesthetic wallpapers
renderHd 3d wallpapersHd wallpapers
Hd pattern wallpapersarchitecturelondon
HD картинкиHq фон фото3d рендеринг
Hd белый картинкиФоны сайта
PAMPAS Grasssoftnesspale
Природные изображения.
–– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Hd серые обоитканьаксессуар
Текстурные фоныпероЖивотные изображения и картинки
Hd оранжевые обоиструящаясяженственность
Hd abstract wallpapersHd color wallpapersHd pastel wallpapers
beigesilkpeach
Cloud pictures & imagesHd sky wallpapersaustralia
airplanetsubtle
Flower imagespetaltulip
Hq background imagesLeaf backgroundsdrops
Related collections
SOFT
238 photos · Curated by Kaja JoSoft
219 фото · Куратор Криция АльмираньесSoft
118 фото · Куратор Morgan Northwaymutedstackedcircles
renderHd 3d wallpapersHd wallpapers
Hd abstract wallpapersHd color wallpapersHd pastel wallpapers
Cloud pictures & imagesHd sky wallpapersaustralia
Hd pink wallpapersLight backgroundsChristmas images
indoorsshadowmood
Hd grey wallpapersfabricaccessory
Hd orange wallpapersflowingfeminine
Hd wallpapersHq фоновые изображения3d render
бежевыйшелкперсиковый
Nature imagescalmunitated States
planetsubtle
Hq background imagesЛистья фоныкапли
plantneutralHd эстетические обои
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– ––– – – – –– ––– –– –––– – –.
Текстуры фоныпероЖивотные изображения и картинки
Hd обои с узорамиархитектуралондон
Hd белые обоиФоны для сайтов
пампасы травамягкостьбледный
Похожие коллекции
SOFT
238 photos · Curated by Kaja JoSoft
219 photos · Curated by Krizia AlmirañezSoft
118 photos · Curated by Morgan NorthwaydelciateBrown backgroundsdlicate
Flower imagespetaltulip
mutedstackedcircles
Логотип Unsplash
Сделайте что-нибудь потрясающее
Изображения Soft Touch | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
Soft Touch Pictures | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos 6k
- А
Разблокировка
экономикафинансысотрудничество
Ольга Драч
Hd серые обоиbeautyfulskin
–– ––– –– –––– – –.
Claudia Soraya
Women images & picturesPeople images & picturessad mood
Evie S.
Hd white wallpapersHq background imagesTexture backgrounds
Aaron Lee
Hd water wallpapersfort braggunited states
Daniel Dvorský
Grass backgroundshandarm
Unsplash logoUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
Learninghorizontaldata
Seth Doyle
snailsnail on treesnail shell
Alex Pasarelu
feetBaby images & photosmother
Yoann Boyer
handshealingWebsite backgrounds
Toa Heftiba
Hd green wallpapersNature imagesplant
Alexander Grey
Hd abstract wallpapersHd pink wallpapersHd pastel обои
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Unlock
thailandselective focusanalyzing
Nathan Dumlao
los angelestoms flagship storeDog images & pictures
Manny Moreno
ontariofemaleHd forest wallpapers
Jonathan Borba
Brown backgroundsconfiançaconffiance
Manny Moreno
canadasweaterHd teen wallpapers
Rishabh Dharmani
touchfine artbnw
Manny Moreno
oninnisfilSunflower images & images
Anthony Melone
Flower imagesHd floral wallpapersbowling green
economyfinancecooperation
Women images & picturesPeople images & picturessad mood
Hd water wallpapersfort braggunited states
learninghorizontaldata
feetBaby images & photosmother
Hd green wallpapersNature imagesplant
thailandselective focusanalyzing
ontarifemaleHD лесные обои
touchfine artbnw
oninnisfilSunflower images & images
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– ––– –––– – – –– ––– –– –– –– – –.
HD Grey Wallpapersbeautyfulskin
HD White Wallpapershq фоновая масса.0011
коричневый фоновой фондонфианфаконфейс
Canadasweaterhd Teen Walpapers
Связанные коллекции
Soft Touch
7 Фотографии · Куратор по запускуЭлемент Air
120 Фотография · Curated By LISANDANDRANDARIENDAMENDE ETHEMERIENGERIER 900. by Write&StyleЦветы фотографииHd цветочные обоибоулинг грин
экономикафинансысотрудничество
Белый HD фоткиHq фон фотоТекстура фоны
learninghorizontaldata
handshealingWebsite backgrounds
thailandselective focusanalyzing
los angelestoms flagship storeDog images & pictures
Brown backgroundsconfiançaconffiance
touchfine artbnw
Flower imagesHd floral wallpapersbowling green
Hd grey wallpapersbeautyfulskin
Grass backgroundshandarm
feetBaby images & photosmother
Абстрактные обои HDРозовые обоиHD пастельные обои
CanadasweaterHD подростковые обои
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– ––– –––– – –– ––– –– ––– – – –.