Методическая разработка по математике на тему: Дидактические игры на развитие логического мышления
Вашему вниманию предоставляются авторские дидактические игры на развитие логического мышления.
Дидактическая игра «Подбери фигуру» имеет два варианта.
Цель игры:закрепить умения работать с таблицей, соотносить по цвету и форме геометрические фигуры. Находить место геометрической фигуры в таблице.
Ход игры: ведущий раздает игровые поля игрокам. Затем вынимает карточки с изображением геометрических фигур поочередно из стопки и показывает детям. Ребенок, который считает, что среди карточек есть фигура, которая является логическим продолжением и подходит для размещения в свободной клетке, берет на столе геометрическую фигуру, соответствующую изображенной на карточке и кладет на свободную клетку игрового поля. Игра заканчивается, когда все игроки заполнят пустые клетки. Затем ведущий, совместно с игроками подводит итоги. Победителем считается тот, кто без ошибок подобрал геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Математическая дорожка»
Цель игры: закреплять счетные навыки, навыки сложения и вычитания. Развивать память.
Ход игры: ведущий раздает игровые поля игрокам. Затем вынимает карточки с изображением картинок таких же, как и на игровом поле, цифр то 1 до 10, стрелки поочередно из стопки и показывает детям. Ребенок на старт выкладывает любое количество картинок, затем стрелками «прокладывает путь». После этого считает количество полученных предметов и в верхнее поле кладет полученную цифру. Игра заканчивается, когда все игроки заполнят пустые клетки цифрами. Затем ведущий, совместно с игроками подводит итоги. Победителем считается тот, кто без ошибок посчитал свои предметы, пройдя путь по стрелкам.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель игры: закрепить умение работать с таблицей, соотносить по цвету и форме геометрические фигуры, находить место геометрических фигур в таблице.
Ход игры: ведущий дает игровое поле игроку с 4 цветами и 3 фигурами. Затем вынимает геометрические фигуры из конверта и выкладывает перед игроком. Ребенок поочередно берет геометрические фигуры и соотносит их по цвету и форме в ячейки карточки. Игра заканчивается, когда игрок заполнит пустые клетки. Затем ведущий совместно с игроком подводит итог – подбор геометрических фигур по цвету и форме без ошибок.
Усложнение: с изучением новых геометрических фигур и цветов в игре появляются карточки с дополнительными ячейками. (индивидуальная работа)
Дидактическая игра «Логические цепочки»
Цель игры: развивать умение выстраивать логические цепочки из геометрических фигур по двум признакам: цвет, форма.
Ход игры: ведущий раздает игровые поля игрокам. Затем вынимает геометрические фигуры из стопки и показывает детям. Ребенок, который считает, что среди геометрических фигур есть та, которая является логическим продолжением цепочки, берет на столе геометрическую фигуру и кладет на пустую клетку игрового поля. Игра заканчивается, когда все игроки заполнят пустые клетки. Затем ведущий совместно с игроками подводит итог. Победителем считается тот, кто без ошибок подобрал геометрические фигуры.
Усложнение: добавляются карточки с дополнительными фигурами и цветами.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.
Ход игры: ведущий дает игровое поле игроку с изображением предметов, среди которых находится 1 пара по смыслу. Ребенок рассматривает карточку и находит пару каждому предмету. Игра заканчивается, когда ребенок подобрал парные карточки и объяснил их смысл. Затем ведущий совместно с игроком подводит итог – правильно ли ребенок подобрал парные картинки.
Усложнение: добавляются карточки с изображениями большего количества пар.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель игры: развивать умение находить одинаковые картинки по нескольким признакам: цвет, форма, величина.
Ход игры: ведущий дает игровое поле игроку с изображением геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Затем перед ребенком выкладываются еще карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Ребенок среди карточек, лежащих перед ним, выбирает ту, которая, по его мнению, является парой для карточки, как у него в руках. Игра заканчивается, когда найдена пара. Затем ведущий подводит совместно с игроком итог – подбор правильно парной карточки.
II вариант: играет несколько детей. У каждого карточка с изображением геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Каждый игрок находит игрока с карточкой, которая является парой для его карточки. Итог – подбор всех правильных карточек. Победителем считается та пара, которая без ошибок подобрала свои карточки.
Дидактическая игра «Лабиринты»
Цель игры: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, соотносить фигуры по цвету, форме, величине, составлять последовательность фигур, пользуясь схемой.
Ход игры: ведущий дает карточку-схему с изображением геометрических фигур разного цвета, формы, величины. Затем выкладываются геометрические фигуры из стопки перед игроком. Ребенок берет на столе геометрические фигуры и выкладывает их в соответствии со схемой. Игра заканчивается, когда игрок выложил последовательно все фигуры. Затем ведущий подводит совместно с ребенком итог того что геометрические фигуры выложены в правильной последовательности.
Усложнение I варианта: появляются карточки-схемы с изображением геометрических фигур разного цвета, формы, величины, с прозрачными фигурами, фигурами перечеркнутыми.
Усложнение II варианта: появляются карточки-схемы со схематичным изображением фигур.
Дидактическая игра «Найди соседей числа»
Цель игры: закреплять счет в пределах 20, умение находить предыдущие и последующие числа.
Ход игры: ведущий раздает игровые поля с заданными числами игрокам. Затем вынимает карточки с изображением цифр поочерёдно показывает детям. Ребенок, который считает, что среди карточек есть та, которая подходит для размещения в свободной клетке, берет на столе карточку с цифрой и кладет на свободную клетку игрового поля. Игра заканчивается, когда все игроки заполнят пустые клетки. Затем ведущий, совместно с игроками, подводит итоги. Победителем считается тот, кто без ошибок подобрал предыдущее или последующее число к заданному.
Усложнение: с изучением новых чисел появляются карточки с дополнительными ячейками и цифрами.
nsportal.ru
Дидактическая игра по физическому воспитанию «Найди пару»
НАЙДИ ПАРУ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
«НАЙДИ ПАРУ»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение. Закрепить на татарском языке: туп, түгәрәк, йөгрә, йөзә.
Возраст: 3-5 лет
Правила:
1 вариант:
2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Дидактическая игра «Найди пару»
Мазеина Мадина Фаритовна
Дидактическая игра «Найди пару»
(по методу прямых аналогий)
Цель: создать условия для активизации творческого мышления, как средства обогащения активного словаря детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
- Научить детей определять основные свойства и функции Объектов.
- Побуждать детей быть наблюдательными.
- Обогатить активный словарь.
- Расширить кругозор детей.
Рекомендации по работе с пособием:
Работа с пособием требует наличия достаточного запаса знаний в различных областях. Предварительно с детьми можно обсудить, как дети уже пользуются прямой аналогией в сюжетных играх, применяя в качестве атрибутики предметы-заместители (кубик- машинка, колокольчик- юбочка, палка- автомат и др.).
Данное пособие рассчитано на детей 6-7 лет.
Игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»
Цель: учить детей определять основные свойства и функции Объектов. Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры: Дети делятся на две группы и садятся за столы друг против друга. Логопед сначала раздает картинки первой группе. Они раскладывают картинки рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. Игроки второй группы поочередно открывают по одной картинке, показывают объект и называют его. Например, насос: «Что это?» — «Насос». «Что он делает?» — «Качает». «Что или кто может делать так же?» — «Сердце» (отвечает ребенок из первой группы) и т.д.
Образовавшаяся пара садится рядышком.
Игра «ДОМИНО»
Цель: создать условия для активизации творческого мышления, как средства обогащения активного словаря детей дошкольного возраста и закрепления навыка анализа.
Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры: Дети сидят вокруг стола. На столе разложены картинки. Логопед выкладывает на середину стола пару картинок. Предположим, ветер и вентилятор и объясняет функции (свойства) Объектов. Первый ребенок выделяют звук в конце (в начале) слова, второй ребенок подбирает картинку, название которой начинается на заданный звук, и кладёт рядом свою картинку. Третий ребенок находит пару этому слову по методу прямых аналогий. Четвертый ребенок снова выделяет последний звук в слове и т.д.
Такой подход исключает момент, когда ребенок предпочитает работать с уже знакомым речевым материалом.
УДАЧИ!
nsportal.ru
8. Упражнение: «Найди пару»
Цель: развивать память, умение распределять и переключать внимание.
Воспитатель раскладывает картинки (беспорядочно, по рядам) перед детьми. (рис 5). Дети внимательно их рассматривают, выделяют пары. Воспитатель предлагает запомнить месторасположение каждой пары и переворачивает картинки. Затем открывает любую картинку, просит найти ей пару.
9. Игра «Пуговица».
Цель: развитие внимания, логического мышления и ориентация в пространстве
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле (рис 6) — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
10.Игра «Маленький жук».
«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки (рис 7). По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».
Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.
Рисунок 1
Рисунок
2
Рисунок 3
1 | 10 | 11 | 18 | 7 |
16 | 20 | 3 | 14 | 22 |
2 | 25 | 9 | 13 | 24 |
12 | 5 | 21 | 4 | 17 |
19 | 23 | 15 | 6 | 8 |
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Наглядно-образное мышление. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в разделе по развитию памяти. Здесь мы их дополним еще несколькими заданиями на визуализацию.
studfiles.net
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Дидактическая игра (Найди пару)
Дидактическая игра «Найди пару варежке»
(Вторая младшая группа)
Играть в дидактическую игру «Найди пару варежке» можно как в утреннее время, так и в вечернее.
Цель игры:- закрепление умения различать и называть цвета;
— повторение названий геометрических фигур;
— закрепление понятия один-много;
— развитие внимания, мышления и усидчивости.
Задачи:
— неречевые – развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения;
— речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи;
— педагогические – закрепление понятий по лексической теме “Зимняя одежда” — номинативный словарь, обучение вежливости, доброжелательности, игровых навыков, умение слушать других.
Оборудование:
— вырезанные из бумаги варежки с различными орнаментами из геометрических фигур;
— прищепки бельевые.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие.
Ребятки, послушайте стихотворение и скажите о чем оно? Чтение стихотворения «Варежки» (Анна Вишневская)
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам — друзья!!
Правильно наше стихотворение о варежках.
II. Тема занятия.
Сегодня у нас будет интересное занятие. Мы с вами будем искать пару нашим варежкам!
Проводятся игры с варежками.
Описание игры:
Вариант 1
Воспитатель раскладывает на столе варежки. Предлагает детям рассмотреть их, отметить, чем варежки отличаются друг от друга (цветом, узором). Показывает, как надо подбирать пару к каждой варежке. После этого предлагает участникам игры самим, точно также, подобрать пары. Игра заканчивается, когда дети правильно подберут все пары варежек.
Вариант 2
Воспитатель раздает детям по одной варежке. Под музыку дети бегают врассыпную по группе. По сигналу воспитателя «Раз, два, три- пару найди» дети находят ребенка, у которого варежка совпадает с его варежкой и по цвету и по узору.
Вариант 3
Воспитатель раздает детям по одной варежке. Воспитатель предлагает детям рассмотреть свою варежку, и назвать из каких, геометрических фигур состоит узор, какого они цвета, а затем найти этой варежке пару. Далее варежку нужно повесить на веревочку, закрепив с помощью бельевой веревки.
nsportal.ru
План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: дидактическая игра «Найди пару»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Умка»
Муниципального образования города Ноябрьск
Дидактическая игра «Найди пару»
Подготовила:
Гусакова Любовь Ивановна
Учитель-логопед
2011
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель:
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, учить дифференцировать звуки в словах, закреплять правильное произношение звуков, развивать фонематический слух.
Игровой материал:
- Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук)
- На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
3.Картинки для обозначения звуков:
С — насос, З — комарик, Ш- змея, Ж- жук, Р- машина, Л- самолет.
4.Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
Дифференциации звуков С-З
Коза-коса Роза-роса
Лиза-лиса
Дифференциация звуков С-Ш
Мишка –миска Кашка –каска
Пешки –пески Крыша –крыса
Уши –усы
Дифференциация звуков З-Ж
Кожа –коза
Рожа –роза
Ужи -узы
Дифференциация звуков Р-Л
Рак-лак Рот –лот
Рука –лука Игра- игла
Ложки -рожки
Ход игры на занятии.
I вариант.
Играть могут 1-3 ребенка.
Логопед помещает перед ребенком или детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе педагога. Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на 2 части. В верхней половине размещены картинки со звуком [С]. Одна стрелка показывает на картинку с предметом, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка, но со звуком [З]».
Логопед вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса — коза»). Затем логопед передвигает стрелку на следующую картинку.
Ход игры вне занятия с воспитателем.
Каждый играющий получает по одной-две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.
II вариант.
Логопед помещает перед детьми диск. Картинки на дифференцированные звуки лежат возле диска. На одной стрелке прикреплено, например, изображение комарика, а на другой насоса. Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на 2 части. В верхней половине поместите картинки со звуком [З] — для комарика, а на противоположный кружок, на который указывает стрелка с насосом, подберите похожее слово со звуком[ С]».
Логопед вызывает к доске детей. Подобрав картинку со звуком [С], ребенок ищет ей пару со звуком Произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса — коза»). Затем следующую пару подбирает другой ребенок. Можно в игру внести соревнование, кто больше подберет пар.
Литература.
- Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи: (из опыта работы)/Под ред. В.В.Гербовой.- М.: Просвещение, 1983.
2. И.С. Лопухина «Логопедия 550».- С-П.: 1988.
3. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».-М.: Просвещение,1983.
4.Картинки: комарик http://www.google.ru/imgres?
Змейка http://www.google.ru/imgres?
Насосик http://www.google.ru/imgres
Жучок http://www.google.ru/imgres
Машинка http://www.google.ru/imgres
5. Фото автора.
3. Фотография автора.
nsportal.ru