Настольные игры на печатных досках. Часть 1. С 16 до начала 18 века : gorbutovich — LiveJournal
Вот эта картинка, однажды обнаруженная, привела меня в задумчивость — что бы это могло быть. Оказалось — настольная игра.
Новая и приятная игра Барона (?) / Nuovo et Piacevole Gioco detto il Barone («Nvovo. et. piaccevole gioco detto il barone.»)
Анонимная ксилография, напечатанная во второй половине 16 века.
Игровое поле с пронумерованными от 1 до 76 ячейками, содержащими картинки. В центре бедный потрепанный военный несет флаг с надписью «Капитано ди Барони» / «Capitano di Baroni» (after Callot, Lieure 479)
Источник: www.britishmuseum.org
Люди играли в игры всегда. В последние тысяч 5 лет для игр используются специальные приспособления. Первые игровые доски появились, как минимум, за 2800 тыс. лет до н.э. При раскопках в Египте археологи нашли более 40 досок для игры в сенет. Древние греки и римляне тоже любили играть на доске, как правило, вдвоем.
Когда возникла такая разновидность настольных игр, как игры на прохождение маршрута (ходилки) — неизвестно. Для таких игр требуется доска большого формата, часто она бумажная или картонная.
Рискну предположить, что распространение настольных игр на бумажных досках связано с развитием искусства гравюры. По крайней мере, так было с игральными картами. Ксилография появляется в Европе с 13 века. Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к 14 столетию.
Возможно, первая из известных в Европе игр на бумажной доске, являющаяся игрой на прохождение маршрута — это игра Гусёк.
Игры на прохождение маршрута.
В ходилках цель игры — быстрее соперников провести свою фишку или несколько фишек по заданному маршруту на поле. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие преимущества или задерживающие игроков, чья фишка попала на определенное положение игры. В таких играх может участвовать более двух игроков, а исход сильно зависит от случайности.
Игра Гусек / Game of the Goose.
В такой игре изначально было 63 клетки, по которым игроки проводят свои фишки в виде гусей к центру. В наши дни такая игра считается детской, но раньше в нее играли на деньги.
Игра гусек, по всей видимости, была придумана во Флоренции в 16 веке, во времена правления Медичи. Франческо I Медичи подарил экземпляр такой игры королю Испании Филиппу II между 1574 и 1587 годами. Существует фантастическая гипотеза о связи игры Гусек с Фестским диском, видимо из-за спиралевидности того и другого.
Фестский диск. Сторона А.
Правда, открыт Фестский диск был в 1908 году. Есть новейшая версия, что игру придумали тамплиеры. Согласно этой теориии, тамплиеры, возможно, вдохновленные увиденными ими в Святой Земле играми или дисками, подобными Фестскому, создали игру, как тайное или зашифрованное руководство по преодолению Пути Святого Иакова. Каждая пронумерованная ячейка игры представляла стадии в этом путешествии. Скрытые сообщения были не только в игре, но и в монументах, соборах и церквях по пути в Сантьяго-де-Компостела.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия сообщает, что тип игр Гусек происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе. Эта версия не сильно противоречит варианту с флорентийским происхождением.
В Гуся играли на доске, на которой нарисован фантастический свиток, называемый «жардин де л`уи» / «гусиные гардины», разбитый на 63 области, помеченных разными эмблемами, такими как гостиница, череп, мост и лабиринт. На 1-ой и на 63-ей областях, так же как и на каждой 9-ой между ними, эмблема изображала гуся.
Цель игры – довести свою фишку до пункта 63 после серии ходов по незанятым областям, определяемым бросанием двух игральных костей. Фишка движется вперед, назад или временно стоит в зависимости от того, на каком пункте она очутилась. Попадание «в гостиницу» предписывает ожидание, пока играют двое других игроков; попадание к черепу предписывает начать сначала; попадание к гусю удваивает ход. В игру обычно играли на ставку, с разной платой за попадание на различные пункты. В конце 18-го века появился вариант игры под названием «же де ля революсьон франсез» / игра французской революции.
К 1597 году относится свидетельство, что игра появилась в Лондоне. Позднее игра попала и в Россию.
Гусек считается прототипом для многих европейских настольных игр последующих столетий. Игра широко распространилась в Европе. Постепенно она стала рассматриваться как семейное развлечение. Коммерческие версии игры появились в 1880-1890-х годах. В 1960 году игровая компания CO-5 выпустила на рынок современную версию игры под названием Дикие гуси / Gooses Wild.
Посмотрим на разновидности Гуська 16-начала 18 веков.
Все изображения кликабельные (открываются в том же окне).
2.
Философия кортесана Алонсо де Барроса* / Filosofia cortesana de Alonso de Barros.
Игра изготовлена гравером Mario Cartaro-м в Венеции в 1588 году.
Игровое поле, пронумерованное от 1 до 63 ведет корабли, плывущие в центр доски к «морю страданий».
*Алонсо де Баррос (ум. ок. 1598 г.) — испанский писатель. Ссылки на его книги внизу поста.
3.
Новая прекрасная и забавная игра обезьян / Il novo bello et piacevole gioco della scimia
Офорт игральной доски выпущен в 1588 году итальянским печатником Алтьеро Гатти / Altiero Gatti.
Игровые клетки от 1 до 63, в центре и на определенных ячейках представлены обезьяны, демонстрирующие человеческие характеристики.
Гравюра на сайте Британского музея
4.
Новая и приятная игра Сада Любви / Il novo et piacevol gioco del giardin d’amore
Напечатана итальянцем Джованни Антонио де Паоли / Giovanni Antonio de Paoli в 1590-х годах.
В игре два ряда игровых ячеек. Внешний ряд представляет добродетели, а внутренний ряд — игровые номера для пар кубиков. В центре изображен Сад Любви.
5.
Новая и увлекательная игра Гусь / Il nuovo et piacevole gioco dell ocha
Офорт опубликован итальянским издателем Lucchino Gargano в 1598 году. В центре правила игры, по углам — изображения дураков.
Игра на сайте Британскиого музея
Далее на рисунках 6-10 не гусевый тип игр.
6.
Новая прекрасная и приятная игра Biribisse / Il Nuovo et Piacevole Giuoco del Biribisse
Офорт издан Giovanni Giacomo de’ Rossi / Джованни Джакомо де России между 1640 и 1690. На игровом поле пронумерованные изображения животных, объектов, символов и типажей, повторяющиеся в маленьких квадратах под правилами игры.
7.
Игра Орла / Il gioco del aquila
Офорт напечатан Джузеппе Мария Мителли / Giuseppe Maria Mitelli в 1680 году. Имперский Орел, окруженный медальонами, изображающими командиров, держит в своих когтях цепи, сковывающие пораженных Турков.
8.
Новая игра (? Тянуть и платить ?) / Il nuovo gioco del tira e paga
Печтник гравюры тот же Giuseppe Maria Mitelli. 1690-1718, Италия.
Поле игры с 11 клетками, которые показывают различные сцены с людьми и описания их действий. Наверху в 2 строчки написаны название и правила игры. britishmuseum. org
9.
[?…] охотники / Zuogh dal cacciator
Еще одна игра Джузеппе Мителли, датированная 1699 годом. На игровом поле изображены одиннадцать сцен охоты на птиц.
Мителли был замечательным графиком-новатором. Его работы можно посмотреть по этим ссылкам:
http://www.spamula.net/blog/2005/02/giuseppe_maria_mitelli.html
http://www.spamula.net/blog/2005/03/mitellis_games.html
10.
Лотерейные билеты / Karten Lotterie Spiel
(Lottery tickets)
Немец Йоханн Трайтнер / Johann Trautner создал эту игру в промежутке между 1700 и 1710 годами. На круглом игровом поле расположены три кольца, каждое разделено на 32 компонента: внешнее кольцо содержит инструкции, среднее изображает измененные иллюстрации игральных карт, и на внутреннем кольце показаны игральные карты в своем обыкновенном виде. В центре изображена светская галантная сценка.
11.
Игра Гусёк
Простое спиральное расположение игровых клеток в настольной игре безымянного производства 1700-х годов.
12.
Восхитительная игра Гуся / Il Dilettevole Gioco del’ Oca
Анонимная настольная игра 18-го столетия напечатана в Болонье. По углам рисунки, вероятно, с героями комедии Дель Арте. В центре изображена пара, жадно смотрящая на гуся. Как и большинство игр Гусек имеет 63 игровых клетки.
13.
Новая и прекрасная игра Спугни сову (примерно так) / Il novo e piacevole gioco del pela il chiu
Люди и совы составляют большинство рисунков в четырех кольцах, окружающих коронованную сову на вершине из трех кубиков с шестью точками. Этот анонимный отпечаток 18-го века скорее всего происходит из северо-восточной части Италии, и, возможно, напечатан в Парме Джованни Баттиста Панзерой / Giovanni Battista Panzera. Буквы ‘T’ и ‘P’ под рядом с фигурами относятся к quattrini (‘Q’), означающее, что игрок награждался или был вынужден платить. Очевидно, это была популярная игра: она отпечатывалась вплоть до 19 века. Вообще говоря, люди приобретали игры, в виде оттисков на бумаге и закрепляли их на доску или твердую поверхность в собственном доме. Так было с большинством игровых полей, очевидно поскольку так было дешевле, чем покупать игру смонтированной.
Все показанные игры из собрания Британского музея.
Продолжение.
Ссылки
Основной источник: http://bibliodyssey.blogspot.ru/2008/11/board-games.html
Также: http://www.britishmuseum.org/
Ссылки к игре 2:
Книги Алонсо де Барроса:
Alonso de Barros Desengaño de cortesanos, 1617 http://archive.org/
Proverbios morales, 1609 http://books.google.ru/
Proverbios morales de Alonso de Barros, 1619 http://books.google.ru/
О Марио Картаро, гравере игры: http://www.mhs.ox.ac.uk/
Его карта, как картографа: Particolare Mappa Terra d’Otranto Mario Cartaro, 1613 http://www.flickr.com/
Общие ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Настольные_игры
http://ru.wikipedia.org/wiki/Игральные_карты
+ ссылки, приведенные в тексте.
Литература
Занимательный атлас — Настольные игры (пер. с фр. ). Editions ATLAS 2006, Издательство Атлас 2007.
См. также:
Визуализация времени. И немного про происхождение от троянцев
Карты Открытого женского сердца и Защищенного мужского сердца
Сердце в искусстве
Триумфальный вход в Венецию Павла Петровича.
Йога и другие восточные картинки из «блога» путешественника 17 века
Инфографика 16 века: Пророчество Даниила в книге Фауста
история эпохи расцвета – DW – 04.05.2008
Группа игроков на Ярмарке игр в ЭссенеФото: Friedhelm Merz Verlag
4 мая 2008 г.
Чем прикажете заниматься, если люди до сих пор не придумали более прекрасного занятия, нежели игра?
https://p.dw.com/p/DoZO
Реклама
Последние десятилетия превратили Германию в мировую Мекку настольных игр. Впрочем, путь «German Games» к признанию вовсе не был усеян розами. Об истории немецких игр в исследовании журналиста Deutsche Welle.
Фишки-кубики
Игра «Вилла Палетти»Фото: Friedhelm Merz VerlagПожалуй, только к началу двадцатого века широкие слои европейского общества смогли отложить в сторону серпы, молоты и наковальни, отойти от плиты, вытереть пот со лба и подумать о проведении культурного досуга. Как раз к этому времени классические настольные игры вроде шахмат или нард народу в значительной степени приелись – сердце просило чего-то нового. Надо сказать, что настольные игры тогда представляли собой поле, по которому в согласии с определенными правилами (или управляемые кубиком) перемещались разноцветные фишки. Многие до сих пор уверены, что многообразие настольных игр этим принципом и ограничивается. Думать так – все равно, что считать, что в Нью-Йорке до сих пор ездят на телегах. Однако в начале прошлого века принцип этот, исчерпавший себя появлением в 1959 году замечательной игры «Малефиц», лебединой песни разноцветных фишек, казался едва ли не единственно возможным.
Победная поступь «Не горячись»
«Не горячись» — «игра двадцатого века» в ГерманииФото: BilderboxОдной из самых успешных немецких настольных игр начала прошлого века была игра «Не горячись» («Mensch, ärgere dich nicht»), которую Йозеф Фридрих Шмидт (Josef Friedrich Schmidt) придумал еще в 1908 году. Продавалась она поначалу неважно, но скоро грянула Первая мировая война, и патриот (а, может, просто умный малый) Шмидт отослал 3000 экземпляров этой игры в армейские лазареты, где ограниченность пространства искупалась избытком свободного времени и партнеров для игры. Не знаю, что именно рассказывали своим родным и знакомым выздоровевшие немецкие солдаты, но эта рекламная компания оказалась одной из самых успешных в истории человечества – в Германии до сих пор ежегодно продают сто тысяч экземпляров «Не горячись». Однако уже после Первой мировой войны центр игровой индустрии переместился из Европы в США.
США: однополярный игровой мир
В «Монополию» играют даже королевыФото: AP«Монополия», «Скрэббл» (известная в бывшем СССР, как игра «Эрудит»), «Риск» и «Цивилизация» — вот, что Америка принесла человечеству в двадцатом веке. «Монополию», кстати, Гитлер в Германии запретил. На протяжении большей части двадцатого века США были мировым гигантом и законодателем мод в сфере настольных игр. К 80-м годам, однако, тут получили свое развитие три экстремальных направления: американцы стали производить сверхсложные экономические игры, где на одно штудирование правил могла уйти неделя, а на саму игру – две; такие же сверхсложные военные симуляции конфликтов (CoSims), в которых воспроизведение известных битв и сражений достигло невиданных вершин; другая же крайность заключалась в производстве громадного количества интересных по тематике игр, победу в которых решал счастливый случай, а вовсе не тактические действия игроков.
Перемена ветра
«Скрэббл» — еще одна популярная во всем мире американская играФото: APГермания к середине 70-х годов укрепила свои позиции на рынке настольных игр: в 1978 году был основан фонд «Игра года», тут же усиливший конкуренцию среди производителей игр, а в 1983 году открылась первая международная Ярмарка игр в Эссене, ставшая самой большой игровой площадкой мира. Через несколько лет американские бизнесмены стали приезжать в Германию, дабы купить тут лицензию на производство немецких игр у себя в стране, а профессия «автор настольных игр» стала не только возможной, но и, в случае успеха, довольно высокооплачиваемой. Надо сказать, что немецкая педантичность и внимательность к деталям оказались тут как нельзя кстати – в изготовлении игр важно не только гениальное озарение, но и многомесячная работа по созданию сложных математических моделей и необходимого баланса возможностей. Недаром, какого автора игр не копни, обязательно наткнешься на математика, социолога или экономиста. И вот итог – ныне бывшие законодатели мод американцы называют настольные игры «German Games». По-моему, это называется полная и безоговорочная победа.
Эпоха расцвета
Представление игры «Кейлус» («Caylus»)Фото: APВ Германии сейчас наблюдается эпоха расцвета настольных игр. Немецкие игры считаются лучшими в мире, к тому же здесь грамотно используется потенциал итальянских и французских мастеров – игры из Франции и Италии появляются одновременно с выходом у себя на родине (и причисляются к German Games, как, например, французский шедевр «Кейлус»). Производители жалуются на то, что хороших игр ныне слишком много, чтобы их мог переварить европейский и мировой рынок. Каждый год появляются и тут же исчезают практически незамеченными десятки игр, каждая из которых произвела бы фурор в восьмидесятых. Ну а потребитель, получается, имеет возможность выбирать из сортов сливок.
Немецкие игры: санки и ходики
Игра «Агрикола»Фото: Dimitri VachedinЧем же так хороши немецкие игры? Они имеют ряд заметных преимуществ — например, они не навязывают себя, незаметно «исчезая» в процессе игры. Игроки как бы остаются наедине с собой, проводя время в дружеской беседе, при этом имея возможность попеременно испробовать свою интуицию, удачу и тактические способности. Темп игры всегда чуть опережает темп игроков, отчего не возникает ощущения, что приходится, подобно бурлакам на Волге, тянуть игру за собой. Наоборот, это игра является своеобразными санками, спускающими всю компанию с крутых горок. При этом настоящие метаморфозы происходят с внутренними ходиками – вечер пролетает совершенно незаметно. Как правило, авторы немецких игр избегают военной темы, борьбы и конфликтов между игроками, слишком сложных правил и слишком сильного влияния удачи на исход игры. За редким исключением немецкая игра не является поединком – действует принцип «сближать, а не сталкивать».
Игроки заядлые, игроки случайные
Представление игры «Эмиль и детективы»Фото: APГлавной проблемой всей этой идиллической картины является противостояние между заядлыми игроками (Vielspieler) и игроками от случая к случаю (Gelegenheitsspieler). Ясно, что им должны нравиться игры разные. При этом игроков от случая к случаю в количественном отношении намного больше — в основном, на них и ориентируется премия «Игра года», награждая те игры, которые заядлые игроки используют разве что только в качестве разогрева. В то же время авторы игр, являясь заядлыми игроками, охотно придумывают сложные игры, в которые им интересно было бы играть самим. Производители, мечтая о титуле «Игра года», напротив, ориентируются на широкую публику, прося приносить им игры попроще, да пооригинальнее. Так, лавируя между этими группами интересов, и движется корабль немецкой игровой индустрии. Заядлые игроки кучкуются в интернете, делясь впечатлениями от игр, стратегиями и рекомендациями. При этом многие рецензии на игровых сайтах начинаются следующим образом: «раз вы читаете рецензии в интернете, значит вы повернуты на играх, следовательно, эта игра вам понравится».
Группы и ритуалы
Представление игры «Санкт-Петербург»Фото: dpa ZentralbildИ напоследок – о том, как играют немцы. Обычно заядлые игроки сбиваются в так называемые игровые группы (Spielgruppe) по 4-6 человек, встречающиеся раз в неделю. Члены игровых групп связаны друг с другом чуть ли не кровными узами – ведь если никто не придет на встречу, игра не состоится (неделя прошла зря). Зато если все пришли, можно с гордостью написать в форуме: «в моей группе эта игра не пошла, все сочли ее скучной и с радостью перешли к нашей любимой игре X». Надо сказать, что у каждой игровой группы есть своя заветная игра, откуда-то из начала восьмидесятых, которая по ностальгическим мотивам то и дело появляется на столе. Сторонний наблюдатель никак не может понять – что находят они в этом переставлении желтых квадратиков, но ритуал есть ритуал. Мы же галстук носим не потому, что это удобно.
«Хадж» в Эссен и стаи амеб
Конечно, немцы играют и в семейном кругу с участием детей (отроки нередко дают жару родителям), да и вряд ли какой издатель может сегодня позволить себе выпустить игру, в которую нельзя играть вдвоем. Если вы встречаетесь с человеком, принадлежащем к секте игроков, у вас не останется выбора – придется научиться выращивать табак в Пуэрто-Рико, возглавлять стаи амеб и сопровождать супруга или супругу на ежегодный октябрьский «хадж» в Эссен. Но все это может стать источником удовольствия — чем прикажете заниматься, если люди до сих пор не придумали более прекрасного занятия, нежели игра? Более того, наверное, уже и не придумают.
Дмитрий Вачедин
Реклама
Пропустить раздел Близкие темыБлизкие темы
Олимпийские игры, ОлимпиадаОлимпиада в Токио — 2020Отто фон БисмаркЗимние Олимпийские игры в Пхёнчхане — 2018Олимпийские игры 1936 года в ГерманииХрамы в ГерманииОлимпийский комитет России (ОКР)Основной закон ФРГЗимние Олимпийские игры 2022 года в ПекинеЗимние Олимпийские игры в Сочи 2014 годаОлимпиада в Рио-де-ЖанейроВилли БрандтФридрих БарбароссаНемецкие автомобили1700 лет еврейской жизни в ГерманииГазета Die WeltНемецкое кино»Немецко-русский обмен»Немецкий бизнес в РоссииИммануил КантПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Nasty Games — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(53 релевантных результата)
Nice or Nasty
Возраст от 7 до 14 лет
Уровень испытания
Найдите партнера и кубик $1-6$ или даже $0-9$ кубик, если он у вас есть. Вы можете использовать кости в Dice and Spinners .
Каждый из вас нарисует набор из четырех прямоугольников, например:
Или вы можете скачать и распечатать этот бланк для подсчета очков.
Игра $1$
По очереди бросайте кости и решайте, какую из четырех ячеек заполнить. Сделайте это четыре раза, пока все ваши ящики не будут заполнены. Прочтите четыре цифры как целое число.
Выигрывает тот, у кого больше четырехзначное число.
Возможны две системы подсчета очков:- Очко за победу. Первый человек, набравший 10 долларов, выигрывает игру .
- Определите разницу между двумя четырехзначными числами после каждого раунда.
Победитель сохраняет этот счет. Выигрывает первый до $10000$.
Теперь несколько вариантов…
Игра $2$
Выигрывает тот, кто угадает меньшее четырехзначное число. Возможно, вы захотите изменить систему подсчета очков.
Игра $3$
Установите цель, к которой нужно стремиться. Затем бросьте кости по четыре раза и определите, насколько далеко каждый из вас находится от целевого числа. Выигрывает тот, кто ближе.
Возможны две системы подсчета очков:
- Очко за победу. Первый человек, набравший 10 долларов, выигрывает игру .
- Определите разницу между двумя четырехзначными числами и целевым числом после каждого раунда. Держите нарастающую сумму. Первый до $10000$ проигрывает.
Игра $4$
Две возможные версии:
- каждый игрок заранее решает, где он хочет поставить десятичную точку, прежде чем по очереди бросать кости
- каждый игрок бросает кости три раза и затем решает, где разместить цифры и десятичную точку.
Опять же, возможны две разные системы подсчета очков.
Игра $5$
Это отвратительная версия!
Сыграйте в любую из вышеперечисленных игр. На этот раз вы можете оставить свой номер и поместить его в одну из своих ячеек, ИЛИ отдайте его своему партнеру и скажите, в какую ячейку его положить. Так вы можете потерять друга! Очень важно начинать каждый раунд по очереди, если игра будет честной.
Это становится еще более неприятным, когда вы играете в вышеперечисленные игры с более чем двумя людьми.
Игра $6$
Совместная игра, а не соревновательная — для трех и более человек.
Выберите любую из игр выше. Заранее решите, кто из вас ближе всего подойдет к цели, кто будет вторым, третьим, четвертым и т. д. Теперь вместе решите, в чьи клетки и где следует поместить числа.
Зачем играть в эти игры?
Эти игры заставляют задуматься и очень увлекательны. Они поощряют обсуждение позиционной стоимости и стратегического математического мышления.
Загрузка ресурсов
Могут быть полезны следующие рабочие листы для печати: Nice or Nasty — Инструкции
Nice or Nasty — Лист оценки
Возможный подход
В эти игры можно играть с 1-6 кубиками, но в идеале следует играть с десятигранным 0-9кости или спиннер.
Кости в Dice and Spinners можно использовать для имитации игры в кости.Попросите каждого ученика нарисовать набор из четырех коробок. Бросьте кости и попросите их поместить число в любой из квадратов. Сделайте это еще три раза. Затем спросите, у кого самое большое четырехзначное число. Что бы вы сделали по-другому, если бы заранее знали, что пытаетесь набрать наибольшее число?
Сыграйте в игру еще раз несколько раз, рисуя стратегии, которые используют ученики.
Работая в парах, предложите учащимся сыграть в игру 1.
При необходимости перейдите к другим играм, уточняя цели и систему подсчета очков для каждой из них.
Ключевые вопросы
Почему одни клетки более значимы, чем другие?
Возможная поддержка
Начните с двух, затем с трех ящиков, прежде чем перейти к четырем. Выберите самую простую систему подсчета очков или разрешите калькуляторы для подсчета очков в более сложной версии.