Учусь считать и мыслить
«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов
«Мама, хочу заниматься!» – эти слова отрада для каждого материнского сердца. Ведь занимаясь с ребенком, мы ставим задачу не только привить ему необходимые навыки, но в первую очередь – заинтересовать и увлечь. А что больше всего любят дети? Конечно, играть! Развивающие настольные игры придуманы специально для этого!
Сегодня Игровед расскажет об играх, которые помогают познакомить ребенка с царицей всех наук – математикой!
Очень часто математику отождествляют исключительно с арифметикой, забывая про логику, комбинаторику, геометрию и другие области. Детские настольные игры позволяют развивать самые разные математические навыки.
Настольные игры, обучающие счёту
Среди настольных игр на счёт вы найдёте подходящие для самых разных возрастов.
Земляничные тропинки (от 3 лет)
Медвежата собирают сладкую лесную ягодку, а игроки знакомятся с азами математики. Открывая карточку с медвежонком, ребёнок считает ягодки у него в лапах и смотрит на цифру, обозначающую это количество. Но самое интересное то, что в игре Земляничные тропинки малыши могут пощупать математику руками. Ведь получившееся количество ягодок нужно взять из общей корзины и нанизать на свой шнурочек! Наглядно, весело и очень по-доброму! Это детская игра на счёт, где побеждают все. Главная цель игроков – помочь и бабушке, и дедушке испечь два вкусных земляничных пирога! У кого в пироге больше ягод? Давайте посчитаем!
Халли-галли (от 5 лет)
Звонкая фруктовая игра Халли-Галли учит видеть 5 в любых сочетаниях. Участники по очереди открывают карты. Как только кто-нибудь заметит, что на открытых картах оказалось ровно 5 фруктов одного вида, он должен как можно быстрее позвонить в звонок. Тот, кто ударит по звонку первым, заберёт себе все открытые карты. С детьми помладше можно играть по домашним правилам, усложняя игру постепенно. Сначала малыш звонит в звонок, если видит 1 любой фрукт, затем 2 фрукта. Такие юные игроки через год-другой легко обыграют любого взрослого!
Добавить в корзину10 Свинок (от 6 лет)
В первом классе учителя любят задавать такое задание: зазубрить наизусть состав всех чисел до 10. Несколько совершенно не интересных ребёнку таблиц. Но учить-то придётся…. Убираем подальше учебник и достаем игру 10 свинок! Забавные хрюшки, переодетые в сказочных персонажей, помогут запомнить требуемое совершенно непринужденно!
Игроки по очереди открывают по одной карте, прибавляя её значение к значению открытой колоды. Участник зарабатывает все открытые карты, если в результате его хода значение этих карт будет равно ДЕСЯТИ… но ни чуточки больше! Иначе полученным картам обрадуется предыдущий игрок.
«10-ка» за контрольную по теме! И пусть учитель не удивляется, что при написании работы ребёнок похрюкивает от удовольствия!
Спящие Королевы (от 7 лет)
Зевс на каникулах (от 8 лет)
Развивающая настольная игра Зевс на каникулах приглашает всех на математическое соревнование. Здесь игроки будут оттачивать сложение и вычитание в пределах 100. Кто же заберётся на вершину Олимпа быстрее всех?! Игроки по очереди добавляют карты в середину стола, с каждой выложенной картой подсчитывая новую высоту. Вершиной является прекрасно круглое число 100. Но мало первым покорить вершину, важно сделать это с переходящей фигуркой Зевса в руках. Заполучить громовержца помогают карты других олимпийских богов. Потренировать устный счёт в игре – это прекрасно. Пусть каникулы ребёнка пройдут весело и полезно!
Добавить в корзинуМонополия (от 4 лет, от 8 лет)
Что считать приятнее всего? Конечно, деньги! Цель детской настольной игры Монополия: используя стартовый капитал, покупая, продавая и арендуя недвижимость остаться единственным не обанкротившимся игроком. Считать придется постоянно: стоимость улиц, траты на постройку отелей, выручка с богатеньких постояльцев. В зависимости от навыков сложения и вычитания можно выбрать или детский вариант игры, где каждая денежка равна единице, а стоимость недвижимости не превышает 5, или Монополию от 8 лет, в которой ребенку предстоит оперировать крупными суммами. Монополия – очень популярная во всем мире игра на развитие как математических навыков, так и делового чутья :).
Все настольные игры с числами можно посмотреть в этом разделе.
Настольные игры на развитие внимательности и умения находить подобное
Вопрос как развить концентрацию внимания тревожит многие учёные умы, на эту тему проводят исследования и защищают диссертации. А весёлые люди предпочитают играть! Играть в Доббль, Перемешку, Дикие Джунгли и другие развивающие настольные игры.
Доббль (от 6 лет)
Открываем карточки, сравниваем и находим подобное! Кто же найдёт одинаковый рисунок первым?! Доббль так и светится позитивом: яркие картинки, весёлая ладошка на карточках, смешная круглая коробочка, а главное – простой и увлекательный процесс! Радостное настроение передаётся всем игрокам!
Самым маленьким (от 3 лет) можно предложить искать сходство по очереди, чтобы не было проигравших!
Перемешка (от 5 лет)
В полном соответствии с названием игры, на столе перемешиваются карты с забавными картинками. В центр ставится звонок. Старт! Все игроки одновременно стараются собрать ряд так, чтобы каждые 2 соседние карточки имели общую картинку. Как только 7 карт собраны – звонок! Перемешка – это очень динамичная игра на внимательность! Отлично подойдет юным непоседам. Добавить в корзинуДикие Джунгли (от 7 лет)
Дикие Джунгли – это настоящее буйство эмоций! Главная идея этой настольной игры – находить совпадения фигур по форме ( а в некоторых случаях и по цвету!) Авторы приготовили много «ловушек», так что концентрация внимания понадобится нешуточная! Зато древний тотем достанется именно вам!
Когда игроки достигнут наивысшего мастерства, в игру вступят еще 80 карточек из дополнения к Диким Джунглям! Легко не будет, но будет очень смешно!
Скоростные колпачки (от 6 лет)
Право-лево, верх-низ интереснее всего изучать с детской настольной игрой Скоростные колпачки. На карточках в определённом порядке выстроились весёлые вагончики, воздушные шарики, праздничные флажки или смешные птички. Они могут располагаться как горизонтально, так и вертикально. Задача игроков повторить последовательность с помощью разноцветных колпачков.
Настольные игры и понятие «больше-меньше-равно»
Делайте ваши ставки! У кого больше? У кого меньше? В настольных играх с цифрами понятия больше-меньше встречаются довольно часто, поэтому у играющих детей в школе эта тема затруднений не вызывает.
Корова 006 Делюкс (от 8 лет)
Не стань шестым! – вот суть правил развивающей настольной игры Корова 006. Эта игра с числами от 1 до 104 отлично помогает детям в ситуациях, когда сложение и вычитание в пределах 10 уже знакомо, а вот дальше ребёнок чувствует себя неуверенно. В этих случаях мы советуем присоединиться к шпионским играм Коровы 006 и играючи освоить двузначные числа.
Нуллерн (от 8 лет)
Отличная игра для тех, кто любит считать! В Нуллерне побеждает тот, кому удастся верно предсказать количество своих взяток. Самые расчётливые бережно записывают себе победные очки, а те, кто ошиблись ловят штрафных кузнечиков! В игре участвуют карты четырёх цветов достоинством от 1 до 20. Так что Нуллерн может подойти даже 6-летним игрокам.
Добавить в корзинуРазвитие логики и умения выделять признаки
Барабашка (от 6 лет)
Весёлое привидение решило сфотографировать свой интерьер, но из вредности перепутало все цвета на фотографиях. Однако наших игроков на мякине не проведёшь! Они легко определяют искомый предмет. Как же это возможно? По правилам, надо хватать предмет, полностью совпадающий с открытой картинкой или тот, ни изображения, ни цвета которого НЕТ на карте. Пока взрослые напряжённо всматриваются в картинку, дети «видят» ответ сразу и выигрывают! Да-да!
Добавить в корзинуСет (от 3 лет, от 6 лет)
Сет – одна из лучших и самых популярных логических настольных игр. Каждая карта имеет четыре характеристики: цвет, символ, количество символов, заливка. Игроки пытаются найти на столе набор из трех карт, у которых каждая характеристика для всего набора либо одинаковая, либо разная. Участники пытаются обнаружить набор одновременно, поэтому в Сете важна не только внимательность, но и скорость. Очень удобно, что эта игра на любое число участников: можно тренироваться одному или играть вдвоём, втроём, даже вдесятером.
Добавить в корзинуЁтта (от 8 лет)
Коробочка чуть больше спичечного коробка, а в ней игра с большим «думательным» потенциалом. Игрокам нужно держать в голове одновременно три признака карт, а также видеть всю картину на игровом столе в целом. Ведь найти удачное место для своей карты непросто. Выкладывать её надо так, чтобы получить цепочку карт, признаки которых либо одинаковы, либо все различны.
Ётта компактная, симпатичная и развивает логическое мышление.
Шоколадный набор (от 8 лет)
Пора пить чай с конфетами, ведь сладкое полезно для мозга! А особенно полезен Шоколадный набор! Это одна из целой серии головоломок, которые тренируют навыки дедукции, логики и пространственного мышления. Опираясь на подсказки и отбрасывая ложные варианты, игроки находят единственно правильное расположение конфет в коробке!
Настольные игры и пространственное мышление
Детских настольных игр на развитие пространственного мышления довольно много. Чаще всего это головоломки для 1 человека, но есть игры и для 2-4 участников.
Катамино (от 3 лет)
Как разместить на маленьком поле фигуры, которые никак не хотят лечь аккуратным рядом? То одна не укладывается, то другая никак не подходит по форме. Катамино – это множество головоломок в одной игре. Количество заданий в ней практически бесконечно: от самых простых, которые можно предложить детям уже с 3-х лет, до очень сложных. Играть – не переиграть! А если не хочется решать задания в одиночестве, то к вашим услугам вариант для игры вдвоём. Для этого можно разделить пополам поле классического Катамино или взять специальную версию Катамино Дуо. Познакомьте детей с основами геометрии, не отвлекая их от игры!
Добавить в корзинуТанграм (от 6 лет)
Как превратить 7 геометрических фигур в одну картинку? Искомая фигура человека (животное, предмет домашнего обихода, буква или цифра и т. д.) задана силуэтом, а задача игроков – сложить её с помощью 7 простых «дощечек». Отличное задание для юных умов!
Такие задания часто встречаются в школьной программе, поэтому магнитный Тангос или деревянный Танграм станут прекрасными подарками всему классу к 1 сентября (и родителям не придётся вырезать эти фигурки из мнущегося картона!).
Настольные игры, которые знакомят с понятием «комбинация»
Собирать комбинации, заранее планируя свои действия и просчитывая возможности соперника для детей довольно непросто. Потренировать этот навык можно в настольных играх.
Сбор урожая (от 8 лет)
Для тех, кто не любит абстрактные задания, придумана игра Сбор Урожая. В саду созрели фрукты, сладкие и сочные, нетерпеливые сборщики урожая приготовили лестницы и корзинки. На старт, внимание, стоп! Собирать фрукты мы будем не на скорость, и даже не на количество. Выиграет тот, кто сможет составить лучшие комбинации! Иногда коллекция пустых корзин может оказаться выгоднее изысканного фруктового салата! Очень динамичная и весёлая игра для всех любителей фруктов и математики!
Добавить в корзинуРуммикуб (от 8 лет)
Собирать комбинации из цифр необычайно увлекательно! А всё потому, что приятная работа серыми клеточками и гордость за красивое решение всегда воодушевляет! Научившись думать и строить комбинации, ребёнок никогда не спасует перед трудной задачей сразу, ведь он будет твердо знать: решение есть и я могу его найти.
Руммикуб – одна из любимейших семейных игр, которая по силам каждому: дети начнут с простых комбинаций, а взрослые построят невероятно хитрые цепочки! Руммикуб действительно объединяет людей.
Хотите научить своего ребёнка устному счёту или основам теории вероятности? Развить логическое мышление? Научиться анализировать ситуацию и искать выигрышную стратегию? Общаться со сверстниками и взрослыми? Возьмите коробку с развивающей настольной игрой и поиграйте!
Если вас интересует развитие определенного параметра, то можно посмотреть настольные игры:
www.igroved.ru
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Масловская Е.В. 11МБОУ «Пятницкая СОШ»
Савина Л.Н. 1Керженцева Т.В. 11МБОУ «Пятницкая СОШ»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Научно- исследовательская работа по математике состоит из двух глав четырёх параграфов, которые включают в себя две анкеты
Данное исследование проведено ученицей 8 класса. В процессе выполнения работы было опытным путём установлено, что применение настольных игр по математике развивает устойчивый познавательный интерес к предмету у школьников. В первой главе приведена подробная классификация настольных игр по математике.
Какой родитель не мечтает вырастить всесторонне развитого ребёнка? Но, в то же время, никому из нас не хочется лишать детей возможности просто поиграть. Делу время, потехе час, учит нас народная мудрость. А психологи в один голос утверждают, что лучше всего дети обучаются во время игры. Вот только где найти время и на обучение, и на игры?
Гениальное решение проблемы – настольные игры! Вы просто открываете коробку, изучаете правила, раскладываете поле, карточки, фишки… и начинается волшебство. Дети с увлечённостью, достойной подражания, осваивают логику, риторику, счёт, развивают пространственное воображение, коммуникативные и сенсорные навыки, тренируют память и глазомер, попутно развивая как мелкую, так и крупную моторику.
Часто настольные игры выполняют одновременно две функции: развитие мыслительной деятельности и развлечение. В самом деле, в процессе игры у детей наблюдается повышенная активность мозга – нужно найти верное решение, продумать следующий ход, выполнить задание – вследствие чего появляется интерес и азарт. Ну, а самое главное – происходит живое общение, чего, к сожалению, в наш век информационных технологий так не хватает.
Проблема исследования: как использовать настольные игры для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цель исследования: выявить эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование настольных игр в процессе обучения математики поможет развивать:
интерес к изучению математики и к самой математике;
познавательный интерес детей;
познавательную активность на уроках математики;
развитие вышеуказанных предложений поможет развивать
познавательную деятельность на уроках математики.
Для достижения цели и гипотезы выделили следующие задачи:
изучить, проанализировать теорию об использовании настольных игр для активизации познавательной деятельности;
изучить особенности формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;
выявить возможности использования настольных игр в развитии познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В ходе исследовательской работы мы использовали следующие методы исследования:
а) анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;
б) интервьюирование;
в) апробирование;
г) анализ и классификация результатов исследования работы.
Этапы работы:
І этап – Теоретический. Выбор и формулировка темы исследования, определение проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, методов исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
ІІ этап – Практический. Определение базы исследовательской работы, проведение опытно-экспериментальной работы, апробирование результатов исследования, анализ литературы по теме исследования, оформление теоретической части.
ІІІ этап – Аналитический. Анализ, обобщение результатов исследования, составление рекомендаций и оформление исследовательской работы.
Теоретическая значимость исследования:
Изучена, систематизирована имеющаяся литература по данной теме.
Доказана эффективность использования настольных игр для активизации познавательной деятельности младших школьников в области математики.
Достоверность результатов исследования — определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.
Глава 1.«Математические игры. Их классификация и психологическое обоснование»
1.1 Мнение психологов о влиянии математических игр на развитие умственных способностей ребёнка
Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом.
Игра, по мнению многих ученых-психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Один Российский психолог считает игру ведущим типом деятельности ребенка, с развитием которой происходят главные изменения психики детей, подготавливающие переход к новой, высшей степени их развития. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.
Игра, в частности математическая, необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Она помогает найти ребенком себя в коллективе сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во вселенной.
В педагогике к играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Игра — это занятие, во-первых, субъективно значимое, приятное, самостоятельное и добровольное, во-вторых, — имеющее аналог в реальной действительности, но отличающаяся своей не утилитарностью и буквальностью воспроизведения, в-третьих, — возникающая спонтанно или создаваемая искусственно для развития каких-либо функций или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения.
А.С. Макаренко считал, что «игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, пополнять жизнь детского коллектива интересным содержанием»
1.2 Классификация настольных математических игр
К настольным играм относят такие математические игры как математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п. Подготовительный этап таких игр проводится в основном перед самой игрой, на нем разъясняются в основном правила игры. Настольные математические игры не рассматриваются как отдельная форма внеклассного занятия, а используются обычно как часть занятия, могут быть включены в другие математические игры. Дети могут играть в них в любое свободное время, даже на перемене (например, разгадывать какую либо головоломку).
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные настольные игры.
Математическое лото. Правила у игры те же, что и при игре в обычное лото. Каждый из учеников получает карту, на которой написаны ответы. Ведущий игры берет пачку карточек, на которых написаны задания и вытаскивает одну из них. Читает задание, показывает всем участникам игры. Участники решают задания устно или письменно, получают ответ, находят его у себя на игральной карточке. Закрывают этот ответ специально заготовленными фишками. Выигрывает тот, кто первый закроет карточку. Проверка правильности закрытия карты обязательна, она является не только контролирующим моментом, но и обучающим. Можно заготовить жетоны таким образом, что после закрытия всей карты, у учащегося получился с помощью этих жетонов рисунок, тем самым можно проверить правильность закрытия карты. Перед началом игры можно провести разминку, на которой вспоминаются формулы, правила, знания, необходимые для проведения игры.
Игры со спичками. Данные игры могут проводиться в различной форме, но суть у них остается одна, учащимся даются задания, в которых нужно построить фигуру из спичек, путем перемещения одной или нескольких спичек получить другую фигуру. Вопрос игры и заключается в том, какую именно спичку нужно переложить.
Очень нравятся детям игры-головоломки. В них нужно расположить особым образом определенные фигуры или числа в таблице. Возможен и другой вариант такой игры. Например, игра, где из различной формы кусочков бумаги нужно собрать фигуру, да еще попытаться найти, как можно больше различных вариантов.
Настольные игры настолько многообразны, что описать их общую структуру очень сложно. Общее у них то, что они в основном не подвижные, индивидуальные, требуют умственного труда. Они захватывают и заинтересовывают учащихся, развивают у них настойчивость и упорство в достижении цели, способствуют возникновению интереса к математике
Математические мини-игры . На самом деле настольные игры тоже можно назвать мини-играми, но в них входят в основном «тихие» игры. К этому же виду относятся небольшие подвижные игры , которые могут быть включены как один из этапов в более большие математические игры, так и быть часть внеклассного занятия.
Структура математической игры
Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Основными структурными компонентами математической игры являются
игровые действия, игровой замысел, содержание, оборудование, правила, результат игры.
Остановимся более подробно на отдельных структурных компонентах математической игры.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры. Он выражен, как правило, в названии игры. Игровой замысел заложен в той задаче или системе задач, которые нужно решить в течение игрового процесса. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре не только развлекательный, но и познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Любая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной обстановки, но в то же время рабочей. Правила математических игр должны разрабатываться с учетом поставленных целей и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной математической игры являются игровые действия. Они регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель же, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой математической игры является ее содержание. Содержание заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а так же в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей.
К оборудованию математической игры относятся различные средства наглядности, раздаточный материал, то есть все то, что необходимо при проведении игры, ее конкурсов.
Математическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи, в достижении поставленной перед учащимися цели игры. Полученный результат игры дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя же результат игры является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний и их применении, наличия математических способностей, интереса к математике.
Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, математическая игра или невозможна или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение упражнений и заданий.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Такая игра способствует возникновению желания участвовать в ней, пробуждает положительное отношение к ней, повышает познавательную активность и интерес.
Глава 2.«Изучение эффективности использования настольной математической игры во внеурочное время»
2.1 Разработка математического лото «Знайка».
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе был проведен опрос среди учеников 3,4,5 классов. Всего в опросе участвовало 60 человек .
Анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике?
2. Нравится ли вам посещать такие мероприятия? Почему?
3. Что вам понравилось и не понравилось в математической игре,
в которой вы участвовали?
4. После проведения игры стала ли вам больше нравиться
математика?
5. Стали ли вы охотней заниматься на уроках математики, после
участия в математической игре?
6. Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре?
Результаты анкетирования учащихся были следующими:
На первый вопрос: «Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике?», многие учащиеся ответили положительно. Это значит, что в школе используется такая форма внеклассной работы как математическая игра, и дети в большинстве своем посещают такие мероприятия.
На второй же вопрос: «Нравится ли вам посещать такие мероприятия?», большинство учащихся ответили: «Да», а именно, 52 человека, что составляет 87% от всего количества опрашиваемых. Отрицательно ответили 4 человека, что составляет 7% от всех опрошенных. Остальные же 10 человек ответили: «Не знаю» (2 человека – 3%) и «В зависимости от того, какая игра» (2 человека – 3%). Следует заметить, что основной причиной отрицательного отношения к математическим играм является отрицательное отношение к самому предмету математике и к учебе в целом. Но таких учеников значительно меньше, по сравнению с остальными.
Для того чтобы выделить достоинства и недостатки математической игры по сравнению с другими формами внеклассной работы, ученикам был задан вопрос: «Что вам понравилось и что не понравилось в математической игре, в которой вы участвовали?» Ученики ответили следующим образом
Понравилось |
Кол-во |
Не понравилось |
Кол-во |
Интересные задания |
18 чел |
Споры с командой-соперником |
1 чел |
Выигрывать |
5 чел |
Проигрыш |
1 чел |
Занятно, весело |
10 чел |
Не сложные задания |
2 чел |
Надо думать, считать |
4 чел |
Трудные задания |
2 чел |
Все |
15 чел |
Шумно |
2 чел |
|
|
На 6 вопрос: «Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре?» только 6 учеников ответили отрицательно из 75, 3 ответили, что не знают, 2 человека считают, что наверно и 64 человека с удовольствием бы посетили такое мероприятие еще раз. Это говорит о том, что внеклассные занятия, проводимые в форме математической игры, привлекают многих школьников.
Наряду с анкетированием и изучением методической и психолого-педагогической литературы, нами была проведена собственная опытная работа. Цель данной работы заключалась в том, чтобы исследовать, как влияет математическая игра на повышение познавательного интереса к математике. Оценка изменения познавательного интереса проводилась по критериям успеваемости, активности. Происходит ли рост успеваемости вследствие применения математической игры во внеклассных занятиях по математике. Повышается ли активность учащихся на уроках и во внеклассной работе по мере роста познавательного интереса. Для этого использовались такие методы как наблюдение.
На внеклассном занятии для учащихся проводилась математическая игра «лотознайка». Суть ее заключается в том, что учащимся раздаются карточки, на которых написаны примеры на таблицу умножения, которые надо решить, чтобы заполнить свою карточку быстрее других. Считать нужно быстро и точно, как только водящий называет ответ с фишки.
2.2 Исследование игры на 3 классе.
Исследование проводила Масловская Екатерина.
Первым учителем Екатерины была Паромова А.А. У многих её одноклассников была проблема с таблицей умножения, и мы подумали, что и сейчас у многих детей есть такая проблема и решили помочь классу первого учителя с этим трудным материалом.
Перед тем как подарить им эту игру, Катя провела тестирование. В котором содержались карточки с примерами на умножение и деление. Детям давалась одна минута на их решение.
Результаты тестирования: Справились с работой только сильные учащиеся. Некоторые выполнили только половину работы. А слабые смогли решить только по 1 примеру или не решили ничего.
Повторное тестирование за минуту проводилось спустя месяц, в течение которого учащиеся активно играли в лото на переменках и многие примеры просто выучили. Вот результаты: Половина класса справилось с данной работой полностью. Больше учеников справилось с половиной работы. И нет учеников, которые не решили ни одного примера.
Среди всех форм внеклассной работы по математике можно выделить математическую игру, как наиболее яркую и любимую для большинства школьников. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса учащихся к математике.
На основании полученных результатов, и по отзывам учителя 3 класса можно судить о подтверждении гипотезы исследования. Как практика учителей со стажем, так и мой личный опыт подтверждают выдвинутую гипотезу: использование математической игры во внеклассной работе по математике способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике. На это указывают и мнения самих учеников, и повышение успеваемости, активности на уроках математики после проведения математических игр.
Заключение
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, по вопросу использования математической игры во внеклассной работе по математике для развития познавательного интереса. Так же в работе были рассмотрены виды математических игр, технология проведения игры, структура, требования к подбору задач и проведению игры, особенности игры как формы внеклассной работы по математике, и самая ее главная особенность – укрепление и развитие познавательного интереса.
В исследовательской части были приведены результаты анкетирования учащихся, а также собственного опыта использования математической игры во внеклассной работе по математике. Выводы сделанные по этой части работы только подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
Как из теоретической части, так и из практической следует, что математическая игра отличается от других форм внеклассной работы по математике, тем, что может дополнять другие формы внеклассной работы по математике. А самое главное математическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование математической игры во внеклассной работе по математике влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся.
Подводя итоги всего выше сказанного, считаю, что математическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться во внеклассной работе по математике как можно чаще.
Определяя объект исследования, я поставила цель: выявить эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время. Рассмотрев классификацию настольных игр по математике, я решила проверить достоверность гипотезы исследования, что использование настольных игр в процессе обучения математики поможет развивать:
Интерес к изучению математики и к самой математике;
Познавательный интерес детей;
Познавательную активность на уроках математики;
Развитие вышеуказанных предложений поможет развивать познавательную деятельность на уроках математики, на примере игры Лото. Процесс составления этого комплекта игры был для меня весьма интересен, так же увлекательным оказалось и отслеживание результатов на учащихся 3го класса.
В моей работе получено обоснование эффективности применения настольной игры для формирования познавательного интереса школьников к изучению математики. Проведены и получены все запланированные анкеты и диагностики. Считаю, что исследование удалось.
Просмотров работы: 300
school-science.ru
«Математические настольные игры» — Научно-исследовательские работы — Творческие работы — Копилка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Спасская средняя общеобразовательная школа Спасского района
Нижегородской области
Научно- исследовательская работа
по математике на тему:
«Математические настольные игры»
Выполнила: ученица 7 «а» класса
Кочергина Юлия
Руководитель: учитель математики
Скачкова Т.Г.
Спасское
2014г.
Оглавление:
Глава 1.«Математические игры. Их классификация и психологическое обоснование»…….5
- § 1. Мнение психологов о влияние математических игр на развитие умственных способностей ребёнка…………………………………………………………………………..5
- § 2. Классификация настольных математических игр………………………………….5
Глава 2.«Изучение эффективности использования настольной математической игры
во внеурочное время»…………………………………………………………………………………….8
- § 1. Разработка математического лото «Знайка»……………………………………..8
- § 2. Апробирование игры на 3 «б» классе………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………………………..12
Аннотация
Научно- исследовательская работа по математике состоит из двух глав и четырёх параграфов, которые включают в себя две анкеты, и две диаграммы.
Работа состоит из 17 страниц и одного приложения ( разработка настольной игры Лото «Знайка»)
Данное исследование проведено ученицей 7 класса и апробировано на 3 классе. В процессе выполнения работы было опытным путём установлено, что применение настольных игр по математике развивает устойчивый познавательный интерес к предмету у школьников. В первой главе приведена подробная классификация настольных игр по математике.
Введение
Какой родитель не мечтает вырастить всесторонне развитого ребёнка? Но, в то же время, никому из нас не хочется лишать детей возможности просто поиграть. Делу время, потехе час, учит нас народная мудрость. А психологи в один голос утверждают, что лучше всего дети обучаются во время игры. Вот только где найти время и на обучение, и на игры?
Гениальное решение проблемы – настольные игры! Вы просто открываете коробку, изучаете правила, раскладываете поле, карточки, фишки… и начинается волшебство. Дети с увлечённостью, достойной подражания, осваивают логику, риторику, счёт, развивают пространственное воображение, коммуникативные и сенсорные навыки, тренируют память и глазомер, попутно развивая как мелкую, так и крупную моторику.
Часто настольные игры выполняют одновременно две функции: развитие мыслительной деятельности и развлечение. В самом деле, в процессе игры у детей наблюдается повышенная активность мозга – нужно найти верное решение, продумать следующий ход, выполнить задание – вследствие чего появляется интерес и азарт. Ну, а самое главное – происходит живое общение, чего, к сожалению, в наш век информационных технологий так не хватает.
К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Проблема исследования: как использовать настольные игры для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цель исследования: выявить эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что использование настольных игр в процессе обучения математики поможет развивать:
- интерес к изучению математики и к самой математике;
- познавательный интерес детей;
- познавательную активность на уроках математики;
- развитие вышеуказанных предложений поможет развивать познавательную деятельность на уроках математики.
Для достижения цели и гипотезы выделили следующие задачи:
- изучить, проанализировать теорию об использовании настольных игр для активизации познавательной деятельности;
- изучить особенности формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;
- выявить возможности использования настольных игр в развитии познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В ходе исследовательской работы я использую следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;
- интервьюирование;
- апробирование;
- анализ и классификация результатов исследования работы.
Этапы работы:
І этап (декабрь 2013) – Теоретический. Выбор и формулировка темы исследования, определение проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, методов исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
ІІ этап (январь-февраль 2014) – Практический. Определение базы исследовательской работы, проведение опытно-экспериментальной работы, апробирование результатов исследования, анализ литературы по теме исследования, оформление теоретической части.
ІІІ этап (март 2014) – Аналитический. Анализ, обобщение результатов исследования, составление рекомендаций и оформление исследовательской работы.
Теоретическая значимость исследования:
- Изучена, систематизирована имеющаяся литература по данной теме.
- Доказана эффективность использования настольных игр для активизации познавательной деятельности младших школьников в области математики.
Достоверность результатов исследования — определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.
Глава 1.«Математические игры. Их классификация и психологическое обоснование»
§ 1. Мнение психологов о влиянии математических игр на развитие умственных способностей ребёнка
Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом.
Игра, по мнению многих ученых-психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Российский психолог А.Н. Леонтьев считает игру ведущим типом деятельности ребенка, с развитием которой происходят главные изменения психики детей, подготавливающие переход к новой, высшей степени их развития. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.
Игра, в частности математическая, необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Она помогает найти ребенком себя в коллективе сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во вселенной.
В педагогике к играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Игра — это занятие, во-первых, субъективно значимое, приятное, самостоятельное и добровольное, во-вторых, — имеющее аналог в реальной действительности, но отличающаяся своей не утилитарностью и буквальностью воспроизведения, в-третьих, — возникающая спонтанно или создаваемая искусственно для развития каких-либо функций или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения. Обязательная характерная черта всех игр – особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого они проходят.
А.С. Макаренко считал, что «игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, пополнять жизнь детского коллектива интересным содержанием»
§ 2. Классификация настольных математических игр
К настольным играм относят такие математические игры как математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п. Подготовительный этап таких игр проводится в основном перед самой игрой, на нем разъясняются в основном правила игры. Настольные математические игры не рассматриваются как отдельная форма внеклассного занятия, а используются обычно как часть занятия, могут быть включены в другие математические игры. Дети могут играть в них в любое свободное время, даже на перемене (например, разгадывать какую либо головоломку).
Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных настольных игр.
Математическое лото. Правила у игры те же, что и при игре в обычное лото. Каждый из учеников получает карту, на которой написаны ответы. Ведущий игры берет пачку карточек, на которых написаны задания и вытаскивает одну из них. Читает задание, показывает всем участникам игры. Участники решают задания устно или письменно, получают ответ, находят его у себя на игральной карточке. Закрываю этот ответ специально заготовленными фишками. Выигрывает тот, кто первый закроет карточку. Проверка правильности закрытия карты обязательна, она является не только контролирующим моментом, но и обучающим. Можно заготовить жетоны таким образом, что после закрытия всей карты, у учащегося получился с помощью этих жетонов рисунок, тем самым можно проверить правильность закрытия карты. Перед началом игры можно провести разминку, на которой вспоминаются формулы, правила, знания, необходимые для проведения игры.
Игры со спичками. Данные игры могут проводиться в различной форме, но суть у них остается одна, учащимся даются задания, в которых нужно построить фигуру из спичек, путем перемещения одной или нескольких спичек получить другую фигуру. Вопрос игры и заключается в том, какую именно спичку нужно переложить.
Очень нравятся детям игры-головоломки. В них нужно расположить особым образом определенные фигуры или числа в таблице. Возможен и другой вариант такой игры. Например, игра, где из различной формы кусочков бумаги нужно собрать фигуру, да еще попытаться найти, как можно больше различных вариантов сбора.
Настольные игры настолько многообразны, что описать их общую структуру очень сложно. Общее у них то, что они в основном не подвижные, индивидуальные, требуют умственного труда. Они захватывают и заинтересовывают учащихся, развивают у них настойчивость и упорство в достижении цели, способствуют возникновению интереса к математике.
Математические мини-игры.
На самом деле настольные игры тоже можно назвать мини-играми, но в них входят в основном «тихие» игры. К этому же виду относятся небольшие подвижные игры , которые могут быть включены как один из этапов в более большие математические игры, так и быть часть внеклассного занятия.
Структура математической игры
Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Основными структурными компонентами математической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, содержание, оборудование, результат игры. Остановимся более подробно на отдельных структурных компонентах математической игры.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры. Он выражен, как правило, в названии игры. Игровой замысел заложен в той задаче или системе задач, которые нужно решить в течение игрового процесса. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре не только развлекательный, но и познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Любая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной обстановки, но в то же время рабочей. Правила математических игр должны разрабатываться с учетом поставленных целей и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной математической игры являются игровые действия. Они регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель же, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой математической игры является ее содержание. Содержание заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а так же в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей.
К оборудованию математической игры относятся различные средства наглядности, раздаточный материал, то есть все то, что необходимо при проведении игры, ее конкурсов.
Математическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи, в достижении поставленной перед учащимися цели игры. Полученный результат игры дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя же результат игры является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний и их применении, наличия математических способностей, интереса к математике.
Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, математическая игра или невозможна или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение упражнений и заданий.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Такая игра способствует возникновению желания участвовать в ней, пробуждает положительное отношение к ней, повышает познавательную активность и интерес.
Глава 2.«Изучение эффективности использования настольной математической игры во внеурочное время»
§ 1. Разработка математического лото «Знайка».
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе был проведен опрос среди учеников 3,4,5 классов. Всего в опросе участвовало 75 человек .
Анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике?
2. Нравится ли вам посещать такие мероприятия? Почему?
3. Что вам понравилось и не понравилось в математической игре, в которой вы участвовали?
4. После проведения игры стала ли вам больше нравиться математика?
5. Стали ли вы охотней заниматься на уроках математики, после участия в математической игре?
6. Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре?
Результаты анкетирования учащихся были следующими:
На первый вопрос: «Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике?», многие учащиеся ответили положительно. Это значит, что в школе используется такая форма внеклассной работы как математическая игра, и дети в большинстве своем посещают такие мероприятия.
На второй же вопрос: «Нравится ли вам посещать такие мероприятия?», большинство учащихся ответили: «Да», а именно, 59 человек, что составляет 79% от всего количества опрашиваемых. Отрицательно ответили 6 человек, что составляет 8% от всех опрошенных. Остальные же 10 человек ответили: «Не знаю» (6 человек – 8%) и «В зависимости от того, какая игра» (4 человека – 5%). Следует заметить, что основной причиной отрицательного отношения к математическим играм является отрицательное отношение к самому предмету математике и к учебе в целом. Но таких учеников значительно меньше, по сравнению с остальными.
Для того чтобы выделить достоинства и недостатки математической игры по сравнению с другими формами внеклассной работы, ученикам был задан вопрос: «Что вам понравилось и что не понравилось в математической игре, в которой вы участвовали?» Ученики ответили следующим образом
Понравилось | Кол-во | Не понравилось | Кол-во |
Интересные задания | 25 чел | Споры с командой-соперником | 6 чел |
Сюжет игры | 6 чел | Шумно | 2 чел |
Выигрывать | 4 чел | Проигрыш | 1 чел |
Занятно, весело | 10 чел | Не сложные задания | 2 чел |
Надо думать, считать | 4 чел | Трудные задания | 2 чел |
Все | 29 чел | Организация | 1 чел |
Нет смысла | 1 чел |
На 6 вопрос: «Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре?» только 6 учеников ответили отрицательно из 75, 3 ответили, что не знают, 2 человека считают, что наверно и 64 человека с удовольствием бы посетили такое мероприятие еще раз. Это говорит о том, что внеклассные занятия, проводимые в форме математической игры, привлекают многих школьников. Наряду с анкетированием и изучением методической и психолого-педагогической литературы, мною была проведена собственная опытная работа. Цель данной работы заключалась в том, чтобы исследовать, как влияет математическая игра на повышение познавательного интереса к математике. Оценка изменения познавательного интереса происходила по следующим критериям: успеваемость, т.е. происходит ли рост успеваемости вследствие применения математической игры во внеклассных занятиях по математике; активность, а именно, повышается ли активность учащихся на уроках и во внеклассной работе по мере роста познавательного интереса. Для этого использовались такие методы как наблюдение.
На внеклассном занятии для учащихся проводилась математическая игра «лотоЗнайка» ( Приложение 1). Суть ее заключается в том, что учащимся раздаются карточки, на которых написаны примеры на таблицу умножения, которые надо решить, чтобы заполнить свою карточку быстрее других. Считать нужно быстро и точно, как только водящий называет ответ с фишки.
§ 2. Апробирование игры на 3 «б» классе.
Моим первым учителем была, Митрякова Т.А. У многих моих одноклассников была проблема с таблицей умножения, и я подумала, что и сейчас у многих детей есть такая проблема. Я решила помочь классу моего первого учителя с этим трудным материалом.
Перед тем как подарить им эту игру, я провела тестирование. В котором содержались карточки с примерами на умножение и деление. Детям давалась одна минута на их решение.
Повторное тестирование за минуту проводилось спустя месяц, в течение которого учащиеся активно играли в лото на переменках и многие примеры просто выучили. Вот результаты:
Среди всех форм внеклассной работы по математике можно выделить математическую игру, как наиболее яркую и любимую для большинства школьников. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса учащихся к математике.
На основании полученных результатов , представленных на диаграммах, и по отзывам учителя 3 б класса можно судить о подтверждении гипотезы исследования. Как практика учителей со стажем, так и мой личный опыт подтверждают выдвинутую гипотезу: использование математической игры во внеклассной работе по математике способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике. На это указывают и мнения самих учеников, и повышение успеваемости, активности на уроках математики после проведения математических игр.
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, по вопросу использования математической игры во внеклассной работе по математике для развития познавательного интереса. Так же в работе были рассмотрены виды математических игр, технология проведения игры, структура, требования к подбору задач и проведению игры, особенности игры как формы внеклассной работы по математике, и самая ее главная особенность – укрепление и развитие познавательного интереса.
В исследовательской части были приведены результаты анкетирования учащихся, а также собственного опыта использования математической игры во внеклассной работе по математике. Выводы сделанные по этой части работы только подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
Как из теоретической части, так и из практической следует, что математическая игра отличается от других форм внеклассной работы по математике, тем, что может дополнять другие формы внеклассной работы по математике. А самое главное математическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование математической игры во внеклассной работе по математике влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся.
Подводя итоги всего выше сказанного, считаю, что математическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться во внеклассной работе по математике как можно чаще.
Определяя объект исследования, я поставила цель: выявить эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время. Рассмотрев классификацию настольных игр по математике, я решила проверить достоверность гипотезы исследования, что использование настольных игр в процессе обучения математики поможет развивать:
развитие вышеуказанных предложений поможет развивать познавательную деятельность на уроках математики, на примере игры Лото. Процесс составления этого комплекта игры был для меня весьма интересен, так же увлекательным оказалось и отслеживание результатов на учащихся 3го класса.
В моей работе получено обоснование эффективности применения настольной игры для формирования познавательного интереса школьников к изучению математики. Проведены и получены все запланированные анкеты и диагностики. Считаю, что исследование удалось.
1. Аристова, Л Активность учения школьника [Текст] / Л. Аристова. – М: Просвещение, 1968.
2. Балк, М.Б. Математика после уроков [Текст]: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М: Просвещение, 1671. – 462с.
3. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки [Текст] // Воспитание школьника, 2002. — №2.
4. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения [Текст] / А.П. Доморяд. – М: Гос. издание Физико-математической литературы, 1961. – 267с.
5. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка [Текст] / Е.А. Дышинский. – 1972.-142с.
6. Калинин, Д. Математический кружок. Новые игровые технологии [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2001. — №28.
7. Самойлик, Г. Развивающие игры [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2002. — №24.
8. Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины [Текст] / А. Шатилова, Л. Шмидтова. – М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.
9. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. — М: Просвещение, 1995. – 160с.
spasskod.ucoz.ru
9 лучших настольных развивающих игр по математике
Фаталисты считают, что судьба человека определена с рождения, но психологи заверяют: будущее ребёнка — в руках родителей! От того, какие игры выберете вы для своего чада, зависит развитие его мозга, раскрытие способностей, преумножение талантов. Если второклассник швыряет в стену учебник математики, а старшеклассник спрашивает, на кой чёрт ему эти синусы и косинусы, — можно со 100 %-ной уверенностью сказать, что у бедняги никогда не было увлекательных математических игр. Вот и будет всю жизнь подсчитывать сдачу на калькуляторе и мучиться с процентами. А подсчёт переплаты по ипотеке и вовсе поставит его в тупик.
Набор математических настольных игр — это ракета-носитель, которая выведет ребёнка на орбиту жизненного успеха. И дело не только в хороших оценках, выигранных олимпиадах и высоких баллах ЕГЭ (это само собой!).
- Математическое мышление — это логический, структурированный, системный, аналитический подход к решению задач во всех сферах жизни.
- Математику не зря называют царицей наук, ведь без неё невозможны научные исследования, открытия и инновации.
- Математика полезна не только будущим «технарям» и «физикам», но и «лирикам». Архитектура, музыка, скульптура, даже живопись и поэзия строятся на незыблемых математических законах гармонии.
- Математика — это тренажёр для мозга. Совершая в математических настольных играх маленькие открытия, ребёнок становится любопытней, раскрывает для себя красоту и глубину законов Вселенной, развивает логику, улучшает когнитивные функции мозга, становится настоящим исследователем!
Заманчиво? Конечно, ведь каждый родитель хочет для своего ребёнка лучшего! И главное, любовь к математике прививается ненавязчиво, в игровой форме. Это не «училка» заставляет мучиться с домашними заданиями, это сам ребёнок становится Пифагором, Лейбницем и Декартом!
Но некоторые родители идут простым путём: дают в руки малышу планшет со скачанными математическими играми. И совершают огромную ошибку, ведь компьютерные программы, даже самые увлекательные, не сравнятся по эффективности с настольными логическими играми по математике.
Компьютер VS настольной игры
Вряд ли кто-то из психологов одобрит вручение малышу ясельного возраста гаджета с компьютерными играми. А вот обучать кроху счёту в игровой форме — это полезно! У ребёнка до 3-х лет мозг поразительно гибок, и это время никак нельзя упустить. Взросления, дошкольники начинают в игровой форме осваивать арифметические действия, а школьники — постигать чрез игру более сложные законы математики. И будет лучше, если развивающие игры окажутся настольными.
- Даже самые полезные обучающие программы грозят компьютерной зависимостью, особенно если у ребёнка нет альтернативы.
- Усаживая детей за планшет или ноутбук, вы заставляете их общаться с искусственным интеллектом. А в настольные игры по математике ребёнок играет с вами. За некоторые можно засесть всей семьёй! Укрепляются семейные связи, развиваются коммуникативные навыки.
- Занимательные настольные игры ненавязчиво развивают мелкую моторику, способствуют улучшению концентрации и внимания.
- И зрение, что немаловажно, не страдает!
Какие же математические игры для девочек и мальчиков выбрать, учитывая возраст? С чего начать, обучая счёту малыша, и какие продвинутые математические забавы подойдут для школьника?
Перед вами — список топовых игр, получивших самые высокие оценки и массу положительных отзывов от родителей, психологов, педагогов и самих детей.
7 на 9 — раскрути мозги на полную катушку!
Возраст: от 8 лет
Число игроков: 2 — 4
Это карточная математическая игра, созданная для детей младшего школьного возраста, но в неё можно играть даже с дошкольниками, поскольку правила строятся вокруг сложения и вычитания в пределах десятки. На каждой карте — две цифры: большая и маленькая. Например, 5 и 2. Значит, побить эту карту можно той, на которой число является результатом сложения (5 + 2) или вычитания (5 — 2).
Но и взрослые, начав играть в «7 и 9», оторвутся с трудом — настолько игра азартна! Для драйва можно включить таймер и считать на скорость. А школьники постарше с помощью «7 и 9» смогут научиться легко оперировать отрицательными числами.
Цветариум — создай империю цветов!
Возраст: от 7 лет
Число игроков: 2 — 5
Это математическая игра, которая больше всего понравится девочкам, ведь тут нужно разбивать клумбы, бороться с вредителями, выращивать цветочки и продавать всю эту красоту. Особенность настольной цветочной «фермы» — в правилах, которые базируются на принципах умножения.
В общем, идеальный способ выучить таблицу умножения без слёз. Яркая и динамичная математическая игра для продвинутых дошкольников и учеников 1 — 2 класса.
Много-много — умножай и строй!
Возраст: от 5 лет
Число игроков: 2 — 5
Интересная и обучающая игра — 2 в 1. Облегчённый вариант развивает навыки счёта у малышей, которые ищут в окошках домиков цифры, выпавшие на картах. Более сложный вариант обучает умножению и развивает стратегическое мышление. Игроку нужно построить много-много домиков, выполняя задания на умножение, и азартно соревнуясь с конкурентами!
Геометрика — становись Евклидом!
Возраст: от 7 лет
Число игроков: 2 — 8
Эта занимательная игра отправляет юного геометра в мир треугольников, многоугольников, прямых и кривых. Играть можно даже с дошкольником, постепенно наращивая сложность. Да и родителям будет полезно вспомнить, есть ли у линии периметр или как называется треугольник без единого прямого угла. Со скучными учебниками не сравнить. Каждый день, совершая новые открытия, ребёнок влюбится в геометрию!
Сундучок знаний: Мир математики — кто тут главный эрудит?
Возраст: от 7 лет
Число игроков: 1 — 10
В этом ярком сундучке — целый клад для юного математика, готовящегося к школе или уже грызущего гранит науки. Математическая игра в формате викторины — увлекательный и азартный способ познакомиться с кубами и пирамидами, конусами и сечениями, принципами симметрии и другими умными штуками. На одной стороне карты — информация, которую нужно запомнить, пока сыплются песчинки в настольных часах. На другой — вопросы. А ну, не подглядывать назад!
Тренироваться можно в одиночку, соревноваться — всей семьёй или весёлой компанией.
Делиссимо — мне четвертинку пиццы, и не задерживайте!
Возраст: от 6 лет
Число игроков: 2 — 5
Натуральные дроби — бич среднестатистического школьника. Но если вы подарите ребёнку игру «Делиссимо», дроби перестанут быть проблемой. В лёгком варианте игры он на примере деления пиццы наглядно увидит, что представляют собой эти ужасные дроби — и без труда с ними подружится. А в более сложном — научится выполнять замороченные заказы клиентов пиццерии, которые в одном заказе требуют, представьте себе, половинку пиццы с морепродуктами и 1/8 с томатами!
А вы сами-то не растеряетесь, выполняя такой заказ?
Математика: Сложение и вычитание — ярко и понятно!
Возраст: от 5 лет
Число игроков: от 1
Перед вами — обучающая игра в математику для малышей, приступающих к постижению загадочного мира чисел. Яркие картинки и красивые магнитики увлекут ребёнка и помогут ему запомнить цифры, а затем — научиться складывать и вычитать. В комплекте — куча карточек, магнитов, маркер и рабочая тетрадка. Можно поиграть в школу и убедить малыша, что на уроках математики будет интересно!
Руммикуб — для азартной компании
Возраст: от 7 лет
Число игроков: от 2 — 4
Если вы считаете, что игры с математическим содержанием — это для малышей, ну в крайнем случае для младших школьников, то «Руммикуб» развеет ваши стереотипы. Это игра, изобретённая 70 лет назад в Румынии, рассчитана на всех: и на детей, и на подростков, и на взрослых. На просторном игровом поле найдётся место для четырёх карточных мастей, вот только вместо карт — деревянные фишки с цифрами. В самых продвинутых вариантах «Руммикуб» сложнее шахматных баталий, в облегчённых — подходит для детворы.
Озадачник математика — ну-ка, озадачимся!
Возраст: от 6 лет
Число игроков: от 1
Весёлые и мудрёные задачки — лучший способ заставить извилины шевелиться. Эта математическая игра для детей не раз поставит в тупик и взрослого, потому что здесь мало использовать арифметические правила — нужно включать смекалку. Кроме того, хорошее настроение гарантировано: задачки-озадачки составляли юмористы!
Все игры с математическим уклоном собраны в категории «Математические настольные игры». Выбирайте!
Хотите уточнить правила заинтересовавшей игры или посоветоваться, какую выбрать для своего ребёнка? Звоните по бесплатному номеру 8-800-333-0-182 и мы с удовольствием расскажем вам о математических играх для любого возраста!
www.mosigrushka.ru
Самодельные настольные математические игры для малышей
Все эти игры делают для Мирона, поэтому в них явно прослеживается машинная составляющая
1. «Паровозик»
Для игры понадобятся:
— Распечатки паровозика и вагончиков по количеству игроков.
Можно не печатать паровозик вообще, для процесса игры он не нужен. Можно распечатать каждому по паровозику – для красоты. Я печатаю один паровозик «на всех».
Так как игра ориентирована на Мирона, я расчертила вагончики на 6 мест для пассажиров. Пока что этого вполне достаточно, чтобы мы могли всей семьей играть весело и интересно. Для игры с более старшими детьми, можно разделять вагончик на большее количество мест или просто договориться с ребенком, что в вагончик можно посадить максимально Х пассажиров.
— Кубик игральный (игральные кости).
У меня есть разные кубики, многие из них я делаю сама, перекрашивая покупные акриловыми красками или перманентным маркером — самые дешевые и некачественные кубики подходят лучше всего. Для игр с Мироном я часто использую кубик, на грани которого нанесены только точки, соответствующие количествам 1, 2 и 3. Всего у кубика 6 граней, следовательно, каждое количество встречается на кубике 2 раза. Для игры с маленькими детьми мне кажется это идеальным. С Лизой мы играем в эту игру обычным кубиком от 1 до 6, тогда игра идёт быстрее, но играть в неё сложнее и думать надо активнее.
— Множество мелких фигурок человечков или животных.
Например, фигурки от киндер-сюрпризов. Или какая-то другая замена пассажирам вагончика : пуговицы, монетки, маленькие распечатанные человечки и т.п.
Правила игры:
1. Первый кон каждый игрок бросает кубик и сажает в свой вагончик соответствующее количество пассажиров.
2. Перед следующим своим ходом игрок говорит, будут ли его пассажир на станции заходить в вагон или выходить из вагона. Далее игрок бросает кубик и сажает / высаживает из своего вагона выпавшее число пассажиров.
3. Если игрок обозначил, что его пассажиры будут выходить, а количество пассажиров в вагоне меньше, чем выпавшее на кубике число – игрок выбывает из игры.
Например, в вагоне всего один пассажир, игрок говорит: «Выходят!» А на кубике выпадает «3».
4. Если игрок обозначил, что пассажиры будут заходить в вагон, но в вагоне недостаточно свободных мест, чтобы рассадить всех пассажиров — игрок выбывает из игры.
Например, в вагоне уже сидит 4 пассажира. Игрок сказал, что пассажиры будут заходить в вагон. На кубике выпадает цифра «3», но в вагоне всего 6 мест. Значит один пассажир не поместился, игрок выбывает. Мирошка в таких случаях всегда кричит — «жадный паровозик!»
5. Выигрывает тот, кто смог доставить всех своих пассажиров — полностью освободить вагончик.
Для того, чтобы выиграть в игре, ребенку приходится постоянно думать сколько у него уже пассажиров, какое количество может выпасть на кубике, какова вероятность, что его пассажиры не поместятся и т.п. Кроме того, я постоянно проговариваю: «У тебя в вагоне три пассажира, зашло еще 2 пассажира, всего стало 5 пассажиров».
По ссылке можно скачать:
— картинку паровозика
— расчерченные на 6 мест вагончики
— «чистые» вагончики
— развертка игральных кубиков (несколько вариантов)
2. «Эвакуатор»
Для этой игры нужны:
— Распечатанная картинка эвакуатора или любой игрушечный эвакуатор.
Распечатанную картинку можно заламинировать или приклеить на плотный картон. К «стреле» эвакуатора можно привязать нитку (веревку) длинной примерно 5 — 7 см. На конце нитки прикрепить разогнутую скрепку. Получается настоящий эвакуатор, который может утаскивать машинки.
Можно играть совсем без эвакуатора, но мне так не интересно
— Два игральных кубика: один — классический, второй — с разноцветными гранями.
— Распечатанные и раскрашенные карточки с машинами
Я карточки заламинировала, в уголке каждой карточки сделала дыроколом маленькую дырочку, за которую эвакуатор может прицепить машинку.
— Парковка (поле для игры) по количеству игроков
Правила игры:
Каждый игрок бросает оба кубика одновременно и увозит эвакуатором машинку соответствующего цвета и номера к себе на парковку. Если на поле нет нужной машины — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто увезет большего всего машинок.
Чтобы усложнить игру, можно добавить правило, позволяющее увозить несколько машин одновременно, сумма номеров которых будет соответствовать выпавшему числу.
В изначальном варианте игра учит малышей соотносить число и количество. В более усложненной версии детки учатся сложению.
По ссылке можно скачать:
— картинку эвакуатора
— картинки машин
— парковку (игровое поле)
— развертка игральных кубиков (несколько вариантов)
Машинки, как и грани «разноцветного» кубика, я не стала раскрашивать. Думаю, что каждый раскрасит себе нужное количество цветов, в соответствии с возрастом и способностями ребенка. Для самых маленьких игроков я предлагаю взять три цвета машин, и три цвета граней кубика (каждый цвет использовать дважды). Для детей постарше – шесть.
3. Математическое Мемори.
Правила игры в мемори знает , наверное, каждый. Мироша обожает играть в мемори. Чтобы немного разнообразить и усложнить эту игру, мне пришла мысль напечатать такой вариант, где «пару» будет составлять цифра на одной карточке и аналогичное количество предметов на другой карточке.
Наша игра с одним из самых любимых Мирошкиных персонажей – Молнией МакКуином.
Если будете скачивать и играть — делитесь впечатлениями. Подобных игр у меня еще достаточно много. Вот только я не уверена, что кто-то реально будет скачивать-распечатывать-играть, а времени на подготовку «материалов в приличном виде» — а не в том, какой я использую на скорую руку для себя — уходит о-го-го…
«Самое бюджетное путешествие — уехать в книгу». Надея Ясминска
Самое актуальное про нас в Инстаграме — a_verx
club.umnitsa.ru
Настольная игра Сундучок Знаний: Мир Математики
Компоненты настольной игры Сундучок Знаний: Мир МатематикиСемейная настольная игра Сундучок знаний: Мир Математики – это увлекательная викторина, в которую можно играть одному и с друзьями. Вы получите новые знания о числах и важных понятиях в математике играючи!
Узнать за 10 секунд что-то о чём-то – возможно ли это? Конечно! Игровые карточки, которыми наполнен сундучок, расскажут и покажут всё самое важное и интересное. На каждой карточке с одной стороны изображены диаграммы, стороны света, графические представления движения и другие рисунки, а на обратной стороне 8 вопросов.
Правила игры очень просты: берём карточку, переворачиваем песочные часы, читаем-запоминаем информацию, бросаем кубик, и, определив таким образом номер вопроса, отвечаем на него. Ответ правильный – оставляем карточку у себя, нет – возвращаем в сундучок, а ход передаём следующему участнику. Если играет несколько человек, то побеждает участник, который в течение 10 минут наберёт наибольшее количество карточек. В одиночном соревновании задача та же самая, то есть набрать как можно больше карточек за 10 минут.
Победить в игре поможет хорошая память и внимательность. Потому что даже если вы не знаете, что такое параллелепипед или сколько миллилитров в одном литре, то не волнуйтесь, на карточке об этом всё-всё рассказано. Важно не просто прочитать и запомнить информацию, но и внимательно рассмотреть рисунок, так как одним из вопросов может быть: «цепляется ли обезьяна за ветку хвостом?» или «изображен ли куб в центре карточки?».
Сундучок знаний: Мир Математики – занимательная и очень познавательная игра, которая отлично подойдёт и для семейных посиделок, и для детского праздника. Игра также может стать приятным и полезным подарком любознательному человеку младшего школьного возраста, потому что Сундучок знаний не только отлично тренирует память, внимание, но и развивает и побуждает к дальнейшему изучению такого неприступного, на первый взгляд, но такого интересного мира математики.
Все компоненты, начиная с яркой, прочной и хорошо закрывающейся коробки, выполнены превосходно. Карточки сделаны из очень плотного картона. В набор входит коробка, она же сундучок, 70 карточек, 1 карточка с инструкцией и пояснениями, песочные часы, кубик.
Если вам понравилась игра, обратите внимание на другие игры серии Сундучок знаний, посвящённые самым разным темам и рассчитанные как на школьников, так и на малышей от 4 лет.
www.igroved.ru
Методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Настольные игры на уроках в начальной школе
Настольные игры на уроках в начальной школе
1 Л.В. Афанасьева, учитель высшей квалификационной категории, С.С. Седенкова, учитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №90»
Каждый учитель хочет на своих уроках создать ситуацию успеха для всех учеников. Активизировать все группы учащихся, как сильных, так и средних и слабоуспевающих, помогает игровая деятельность, которая органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Всем известно, что хорошее усвоение учебного материала требует частого и многократного повторения. Использование игровых технологий позволяет разнообразить работу на уроке, что, в свою очередь, помогает удержать внимание учащихся на проблемах, изучаемых на уроке, и добиться наилучшего результата.
Кроме того, во время игры в малых группах учащиеся имеют возможность раскрыться как члены коллектива, нередко определяются и новые лидеры.
Использование игровых технологий позволяет сделать будничные шаги по изучению материала интересной и увлекательной дорожкой к знаниям.
А мы играем так.
Часто ученики начальной школы на переменах и в группе продленного дня собираются за настольными играми-ходилками, которые до последнего времени выполняли лишь одну учебную функцию – научить считать. Мы же решили расширить возможности настольных игр и разработали свои «ходилки».
Правила игры:
I способ:
В игре могут участвовать 4 человека или две команды по 2 человека.
Игровое поле представляет собой дорожку из цветных «кочек». Каждый цвет обозначает какой-либо раздел или тему учебного предмета.
Рядом с игровым полем располагаются цветные карточки с вопросами «рубашками» вверх.
Игроки или команды ходят по очереди. В свой ход игрок (2 игрока) бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Встав на «кочку» определенного цвета, игрок (команда) должен ответить на вопрос, чтобы остаться на этой «кочке». Если игрок (команда) даёт неверный ответ на вопрос, то он возвращается на исходную «кочку».
Вопрос игроку (команде) читает следующий игрок (команда-соперник). Он берет карточку нужного цвета из общей колоды. Прочитав вопрос сопернику и проверив его знания, он кладёт карточку в конец колоды.
Побеждает тот, чья фишка первой дойдет до «Финиша». Игра ведется, пока ее не закончит предпоследний игрок.
II способ (без игрового поля):
В игре могут участвовать 3-4 человека. Перед ними располагаются цветные карточки с вопросами «рубашками» вверх. Каждый игрок по очереди берёт одну карточку из любой колоды и читает вопрос вслух. Другие игроки должны как можно скорее дать ответ. Тот игрок, который дал ответ быстрее других, забирает карточку себе.
Игрок, читающий вопрос, не может давать ответ. Он проверяет правильность ответов соперников. Игра заканчивается, когда закончатся все карточки. Игрок, набравший наибольшее количество карточек, считается победителем.
В 1-2 классе карточки с вопросами разрабатывает учитель, а игровое поле могут нарисовать ученики. В 3-4 классах игровое поле и карточки могут разрабатывать учащиеся под руководством учителя.
В заключение необходимо отметить, что настольные игры можно использовать как на этапе повторения изученного материала, так и на этапе создания проблемной ситуации для определения темы и постановки цели урока.
nsportal.ru