история настольных игр / Хабр
В январе 2022 года археологи обнаружили в долине Кумайра (Оман) каменную настольную игру, возраст которой составляет около 4 тыс. лет. На игровое поле нанесена разметка в виде сетки, и в нём проделаны отверстия для фигурок. Вероятно, находка археологов — предшественница древней ближневосточной игры, известной как «Царская игра Ура».
Найденное в долине Кумайра игровой поле.Судя по всему, настольные игры стали трендом не в последние два столетия. Потребность в них, как выяснили учёные, была и у древних людей. В этом материале мы попытаемся разобраться в истории настольных игр минувших времён.
Сенет
Сенет или сенат — настольная игра из Древнего Египта, её придумали около 5 тыс. лет назад. Сенет находили в регионах Абидоса и Саккары, часто археологи обнаруживали игру в усыпальницах фараонов. Почти сто лет египтологи не могли расшифровать правила игры в сенет, однако в 1970-х годах им это удалось. Исследователи пришли к выводу, что настольная игра не была просто развлечением — со временем она приобрела культовое значение. Сенет стал представлением людей о путешествии души в загробную жизнь. Упоминания об игре содержатся в древних текстах, включая «Книгу мёртвых».
Сенет в Бруклинском музееИгровое поле сенета представляет из себя 30 клеток, выстроенных в 3 ряда по 10. Два игрока используют палочки или кости с двумя разными сторонами, которые определяют количество ходов фишек, перемещающихся по z-образной траектории. Игра заканчивалась, когда все семь фишек игрока проходили финальную клетку. Кроме того, на игровом поле были уникальные клетки с изображениями богов, животных и мест, которые требовали от игроков выполнения ряда условий, в том числе перемещения на другие клетки, пропуска хода и даже отдать фишку, но всё же ключевыми были только пять последних делений на поле.
Исследователи отмечают, что сенет требует стратегии и правильного расположения фигур на поле, однако для победы игрокам всё-таки должно повезти. Соперники имеют возможность отбрасывать фишки друг друга назад и блокировать их продвижение. Последняя особенность роднит сенет с нардами.
Со временем сенет постоянно модернизировали: сокращали количество игровых фишек, делали коробку поля с выдвижным ящиком для хранения фигур, костей или палочек. Изменения претерпели и росписи гробниц, которые изображали людей, играющих в сенет. Во времена XVIII династии Древнего Египта игру уже не включали в сцены повседневной жизни, она появлялась в религиозном контексте. Это отразилось и на оформлении клеток игры. Как правило, данная модификация сенета предназначалась для игры в одиночном режиме. Хотя светская версия также получила своё ответвление. Зачастую вторая сторона игрового поля сенета содержала другую игру — тьяу/асэб/игру двадцати квадратов.
Современную версию игры в сенет разработал египтолог Питер А. Пиччоне, основываясь на своих обширных исследованиях. Узнать подробнее о правилах игры в сенет можно по ссылке.
«Царская игра Ура»
Повторное открытие «Царской игры Ура» («Игра двадцати квадратов» или «Игра Ура») приписывают археологу Леонарду Вулли, чья команда откопала пять игровых досок на Королевском кладбище на территории древнего шумерского города Ур в период с 1922 по 1934 годы. Возраст найденных экземпляров учёные датировали примерно 3000 годом до н.э. Игровое поле состояло из двух частей шириной в три клетки, соединённых перемычкой из двух клеток посередине. Одна часть поля включала четыре деления, а вторая — два. В общей сложности игровое поле состояло из 20 клеток.
Царская игра Ура в Британском музееДо начала 1980-х годов правила оставались неизвестными, пока куратор Британского музей Ирвинг Френкель не перевёл вавилонскую глиняную табличку, которая содержала руководство «Игры Ура». Как и в сенете, победу одерживает тот игрок, который перемещает все свои фигуры быстрее противника. Однако, согласно статье антропологов Американского музея естественной истории, правила игры и значение клеток, вероятно, со временем менялись.
«Игра Ура» рассчитана на двух игроков. Соперники передвигают свои фишки (по 7 у каждого), которые помечены с одной стороны точками. Для этого игрокам необходимы кости или четыре двухсторонние палочки, как в случае с сенетом.
«Царскую игру Ура» находили по всему ближнему Востоку и за его пределами, включая острова Крит и даже Шри-Ланку. Игра размещалась на обратной стороне игрового поля сенета в Древнем Египте, где она называлась игрой в 20 квадратов. Подробнее правила «Царской игры Ура» можно узнать в видео по ссылке.
Мехен
В мехен или «Игру в змею» древние египтяне играли примерно с III по VI династию. Однако существуют свидетельства, что игра уже вошла в обиход в додинастический период — 3600-3200 годы до н.э. Английский египтолог Джеймс Кибелл обнаружил изображение мехена на стене гробницы чиновника III династии, которая датируется примерно 2650 годом до н.э. Игровое поле мехена исполнено в виде свернувшейся змеи. Исследователи обнаруживали фигурки льва и львицы, которые вместе с шариками выполняли в мехене роль игровых фишек. Доказательство существования игры и её роль в погребальном контексте подтверждают упоминания в коллекции древнеегипетских заклинаний «Тексты Саркофагов».
Мехен в Музее Восточного института (Чикаго)В настоящий момент правила игры в мехен доподлинно неизвестны. На изображении доски мехена в гробнице Хеси-Ра нет игральных костей или палочек. По одной из теорий, игроки пытались угадать количество фигурок, спрятанных в руке оппонента, что и определяло длительность хода. Игровое поле мехена состоит из 65 клеток («надрезов»). Как полагают исследователи, соперникам нужно было двигаться от хвоста змеи к её голове, чтобы собрать все фигурки в последней клетке.
В 1920-х годах антропологи нашли игру, в которую играли арабы баггара из Судана — Ли’б эль Мерафиб или «Игра гиен». Все существенные детали данной игры схожи с мехеном. Исследователи предположили, что «Игра гиен» — предок «Игры в гуся», которая появилась в Европе в XVI веке, однако, вероятно, что это просто совпадение.
Возможно, мехен — первая известная многопользовательская игра, поскольку все остальные рассчитаны на двух игроков. Условные правила игры в мехен можно узнать по ссылке.
«Псы и шакалы»
«Псы и шакалы» — древнеегипетская игра, которая появилась в Среднем царстве во времена IX династии — с 2135 по 1986 годы до н.э. Игра схожа с сенетом, асэбом и Царской игрой Ура. «Псов и шакалов» обнаружил британский египтолог Уильям Мэтью Флиндерс Петри в 1890 году. С тех пор более 68 экземпляров игры нашли в Египте, Израиле, Сирии, Иране, Средиземноморье и даже в Азербайджане.
«Псы и шакалы» в Метрополитен-музееОригинальное название игры неизвестно, однако Петри назвал её «Игра в 58 лунок», поскольку игровая доска содержала два набора лунок по 29 в каждой. Позже британский археолог Говард Картер нашёл копию игры, и её также стали именовать «Игра гончих и шакалов», поскольку игральные фигурки имели наконечники в виде голов псов и шакалов. Также существует третье название — Шен — от египетского иероглифа, который был нанесён на некоторые экземпляры игры.
Исходные правила «Псов и шакалов» неизвестны. Историки предпринимали множество попыток реконструировать их. Первый набор правил разработал российский исследователь игр Дмитрий Скирюк. Второй свод правил представила Донна Уошберн.
Каждый игрок должен передвинуть пять колышков через 29 лунок, чтобы дойти до финиша. Для определения количества ходов соперники бросают игровые кости.
Ludus duodecim scriptorum и Табула
В 2014 году археологии Университета Мехмета Акифа Эрсоя обнаружили на территории Турции настольную игру времён Римской империи, возраст которой составляет примерно 1,8 тыс. лет. Игра известна под названием Ludus duodecim scriptorum или XII scripta («игра с 12 отметками»). Исследователи признались, что имеют не так много информации о ней, однако они предположили, что XII scripta предназначена для двоих игроков. Данная игра — предшественница табулы, которая, в свою очередь, стала базой для современных нард. Известно, что в Ludus duodecim scriptorum играли при помощи трёх шестигранных кубиков (D6), у каждого из оппонентов было по 15 фигурок.
Ludus duodecim scriptorum в Археологическом музее ЭфесаВ I веке н.э. табула стала популярнее duodecim scriptorum. Римский император Клавдий написал о ней книгу, поскольку был большим любителем этой игры.
Игровое поле табулы состоит из двух рядов по 12 ячеек, а игроки также имеют по 15 игровых фишек двух цветов. Соперники используют три дайса — игрок волен суммировать выпавший на кубиках результат, продвигая одну фишку. Как и нардах, победу одерживает тот игрок, который раньше оппонента выведет с игровой доски все свои фишки. Правила игры можно посмотреть по ссылке. В XII веке табулу или нарды в Европу привезут крестоносцы, где игра получит название триктрак.
Чаупар
Чаупар — потомок древнеиндийской игры пачиси, которая появилась около 4000 лет назад. Однако исследователи не могут сойтись во времени, когда игровое поле чаупара приобрело крестообразную форму, они полагают, что ранее доска имела более примитивный вид. Для игры использовали кубические кости, а также двусторонние и трёхсторонние палочки, которые были более распространёнными.
Иллюстрация к поэме «Расаманджари». Шива и Парвати играют в чаупарЧаупар упоминается в эпосе «Махабхарта». Первое описание игры появилось в XVI веке, когда чаупар уже был обыденностью при дворе императора Великих Моголов Акбара. Визирь и историк монарха Абул Фазл пишет, что чаупаром испокон веков увлекались люди Индостана. Он указывает, что для игры требовались 16 фигур, 3 кубика и доска в форме креста. Абул Фазл также представил различные правила игры.
Последующие описания чаупара появились в XIX-XX веках усилиями британского писателя-антрополога Ричарда Карнака Темпла. Он собрал ряд легенд на языке панджаби и опубликовал их переводы, комментируя чаупар и пачиси. Темпл пишет, что игры были популярны на праздничных церемониях.
Все 16 фигур делятся на четыре набора между четырьмя игроками — каждому достаются фишки отдельного цвета. Обычно в чаупар играли четыре игрока, которые объединялись в команды по два человека. Игра заканчивается, когда все фигурки преодолевают путь через поле по часовой стрелке и оказываются в центральной клетке доски, называемой чаркони. Ознакомиться с правилами чаупара можно по ссылке.
Патолли
Настольная игра патолли появилась в Южной Америке примерно в 200 году до н.э. В неё играли тольтеки, ацтеки, майя и другие коренные жители Нового Света. В качестве игральных костей патолли использовали чёрные бобы, просверленные с одной стороны, а игровое поле наносили на плотную ткань. Целью игры было пройти полный круг шестью фигурками. Как и в случае с остальными древними играми, точные правила патолли неизвестны. Это также связано с тем, что во время вторжения в Южную Америку испанские конкистадоры объявили игру незаконной, уничтожали игровые доски и наказывали игроков.
Рэндзю
Логическая игра рэндзю появилась более 4 тыс. лет назад в Китае. Там же зародилась аналогичная игра — го. Она больше направлена на захват территорий, хотя имеет такое же игровое поле — 19х19 клеток. Ряд археологических находок подтверждает, что независимо друг от друга похожие на рэндзю игры появились в Древней Греции и даже в доколумбовой Америке. В III веке до н.э. китайские эмигранты привезли игру в Японию, где она получила название «какуго», что можно перевести как «пять шагов». Существовало много наименований игры, включая «горен», «госеки», «гомокунарабе», «гомоку», а современное — «рэндзю» — предложил китайский поэт Тенри Кобаяши в конце XIX века. Дословно оно означает «нить жемчуга».
Все эти названия, так или иначе, отсылают к победе в игре: соперникам необходимо выстроить в ряд пять камней или фишек двух цветов на поле, которое состоит из 19х19 клеток.
В 1906 году появилась Токийская Ассоциация Рэндзю, а спустя 30 лет приняли современные правила игры. Таким образом, у состязаний по настолке появилась система квалификации, и преодолено «преимущество первого хода» — до этого начинающий партию игрок зачастую выигрывал. Новые правила установили стандарт поля 15х15, а для чёрных фишек (начинают первыми) разрешили строить вилки только 4х3.
Первый урок по игре в рэндзю можно посмотреть по ссылке.
«Мельница»
Логическая игра Nine Men’s Morris, merellus или «мельница» была популярна в Древнем Риме и Средневековье. Доподлинно неизвестно, когда и где возникла игра, однако самое старое игровое поле обнаружили на камне в храме в Курне, Египет. Оно датируется примерно 1400 годом до н.э. Также поля для игры в «мельницу» находили по всей Римской империи. В Средневековье игра распространилась на три континента Старого мира. Монахи и священники вырезали игру на камнях и скамьях в аббатствах и соборах. В конце первого тысячелетия «мельница» проникла в княжества Древней Руси. В эпоху Возрождения игру привезли в Америку.
Иллюстрация с «Мельницей» из испанской книги XII века Libro de los JuegosПравила «мельницы» претерпели множество изменений. В одной из вариаций двум игрокам выдают по 9 фишек, которые они выставляют на поле в попытке выстроить их в линию по 3 — эта конфигурация и называется мельницей. За каждую линию соперники имеют возможность убрать с доски фишку соперника, которая больше не возвращается на поле. Затем оппоненты начинают двигать фишки с целью выставить их в ряд по 3. Победу одерживает тот игрок, который оставил у соперника 2 фишки или заблокировал ходы в случае, когда на поле остаётся большее количество фишек.
Узнать, как играть в мельницу, можно по ссылке.
Чатуранга, шатрандж и шахматы
Историки полагают, что современные шахматы произошли от индийской игры «чатуранга», которая возникла на территории Индии в VI веке н. э. Дословно название игры означает «четыре руки». В чатурангу играли на доске формата 8х8, именовавшейся «аштапада».
Шахматный набор XII века в Метрополитен-музееДва игрока в чатурангу имели традиционный для шахмат набор фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзя и короля. Однако ходы в игре определяли при помощи броска кубиков. В начале XI века персидский историк Аль-Бируни представил описание версии чатуранги для четырёх игроков, у каждого из которых был свой комплект фигур отдельного цвета: 4 пешки, ладья, конь, слон и король. Побеждал игрок или пара игроков, которые убирали с доски все фигуры соперника или соперников.
Зародившись в Индии, чатуранга проникла в Персию и Китай. Мусульмане адаптировали игру и распространили её по всей Европе со времён захвата Пиренейского полуострова. В Персии в ходе адаптации чатуранга получила название «шатрандж», а также претерпели изменения правила игры, приблизившись к шахматным: из шатранджа исчезли игральные кости. Однако в некоторых вариантах шатранджа кубики всё же использовались, например в «удлинённых» шахматах на доске 4×16.
К XV веку в Европе шахматы превратились в игру, которую мы знаем сейчас. Среднее количество ходов партии чатуранги составляло от 100 до 200, а современных шахмат — от 30 до 40.
На Руси в шатрандж начали играть в IX веке, однако в будущем забава попала в немилость церкви. Со временем к шатранджу приобщились русские монархи, а к XVII-XVIII векам от игры стали отказываться в пользу шахмат.
Шашки
Современная игра в шашки возникла примерно в начала XII века. Французам пришло в голову играть в шашки на шахматной доске. В дальнейшем вариации шашек распространились в другие страны, где получали разные правила, размеры полей и расстановку шашек на них.
Игральные карты и домино
После изобретения бумаги и начала печати на дереве в Древнем Китае изобрели игральные карты. Это случилось во времена династии Тан. Бумажные карты были легче и проще в производстве, чем игровые элементы, изготовленные из дерева, костей и камней, которые были в обиходе у древних китайцев ранее. В XIII веке на территории современного Китая создали и домино, а сочетание двух этих игр в дальнейшем станет известно как маджонг.
Южно-нидерландские игральные карты XV века в Метрополитен-музееК X веку игральные карты покинули пределы Китая, в них начали играть в Персии и Индии. Тогда же колоды стали содержать 32 карты, которые разделили на четыре масти. Карты могли отличаться формой, а самой старшей картой был король, визирь или другой монарх. В XI веке игральные карты попали в Египет. К XIV веку исламские колоды стали содержать 52 карты.
В том же веке карты впервые попали в Европу, виной тому опять же стало завоевание Пиренейского полуострова мамлюками. Оригинальные карты раскрашивали вручную и считали предметом роскоши. К XV веку игра в карты стала излюбленным времяпрепровождением европейской знати.
Развитие печати в Германии снизило стоимость производства карт, а к концу XV века французы придумали привычные для современности масти: пики, червы, бубны и трефы. Карты позволили разработать игры, рассчитанные на большее количество игроков. Зачастую ранние игры предусматривали участие только двух соперников. Колоды включали карты 13 рангов и четырёх мастей двух цветов, а также две дополнительные — джокеры.
Домино привезли в Италию в XVIII веке, где игра и получила своё название. Существует масса вариаций домино — номинал костяшек не ограничивается шестью в некоторых модификациях, а режимы значительно шире, чем популярная в России «колбаса».
«Монополия»
В 1903 году американка Элизабет Мэги запатентовала настольную игру, известную сейчас как «Монополия». Однако игра не стала популярной до того момента, как Чарльз Дэрроу не продал её версию компании Parker Brothers в 1930-х годах. В «Игре арендодателей» Мэги использовались игровые деньги и собственность, которую можно покупать и продавать. Отличием дизайна игрового поля настолки от аналогов того времени была возможность ходить по кругу.
Удивительно, что Мэги разработала два набора правил: антимонопольный и монопольный. Первый поощрял игроков за совместное усилие по созданию богатства, а второй стал традиционным для современной «Монополии».
Продажа идеи игры Parker Brothers разозлила Мэги. Её также разочаровало, что две другие игры, которые она изобрела для компании — «Люди короля» и «День сделки» — не стали популярными. На сайте Hasbro (выкупила Parker Brothers) история «Монополии» начинается с 1935 года. О роли Мэги в создании игры в 1973 году рассказал учёный Ральф Анспах.
«Скрэббл» или «Эрудит»
С момента создания «Скрэббла» в 1931 году в 121 стране продали сотни миллионов наборов игры. Идею игры придумал безработный американский архитектор Альфред Мошер Баттс во время Великой депрессии в США, чтобы отвлечь соотечественников от трудностей эпохи. Более 10 лет он корректировал правила «Скрэббла» и регулярно терпел неудачи в попытке привлечь спонсоров. Дважды патентное бюро отказывало Баттсу в регистрации игры. Название настолки придумал Джеймс Бруно, который связался с Баттсом по поводу массового производства «Скрэббла». Он же настоял на существующей ныне цветовой палитре игры.
Суть «Скрэббла» с тех пор не изменилась: игрокам нужно выкладывать слова из 7 букв, нанесённых на костяшки. Победу одерживал тот, кто набирал больше очков после использования всех костяшек на поле 15х15 клеток.
В 1980-х годах «Скрэббл» стал собственностью Hasbro. Её перевели на 22 языка. Однако за пределами США игру продаёт конкурент Hasbro — Mattel.
Cluedo
В 1944 году британский музыкант Энтони Пратт запатентовал, а спустя пять лет выпустил игру Cluedo. Как и во всем известной «Мафии», один из игроков играет роль убийцы, а остальные участники должны его вычислить. В год релиза Cluedo приобрела Parker Brothers и выпустила её в США под названием Clue.
Правила игры не менялись в течение 40 лет. В 1991 году Hasbro приобрела лицензию на бренд Clue, который значительно расширился: выходили различные тематические версии и адаптации.
«Риск»
Стратегическую настольную игру «Риск» изобрёл французский кинорежиссёр Альберт Ламорисс в 1950-х годах. Тогда она называлась La Conquete du Monde, что означает «завоевание мира». Игру приобрела французская компания Miro, которая затем перепродала её Parker Brother. Новый владелец представил текущее название и начал продавать её в Северной Америке.
На протяжении десятилетий «Риск» обрастал дополнениями, а наборы изменялись. Игровое поле настолки представляет из себя карту мира, на которой соперники (от 2 до 6) устраивают военные баталии при помощи армейских единиц, карточек и дайсов. Для победы в «Риске» необходимо захватить все укрепления противников.
В 1991 году права на игру купила Hasbro. Именно благодаря этой компании появилось множество различных версий «Риска». Последняя версия игры вышла в 2008 году.
«Билет на поезд»
В 2004 году выпустили игру «Билет на поезд» или Ticket to Ride. В настолке до 5 соперников соревнуются в наборе очков, путешествуя по Северной Америке и прокладывая железные дороги между городами.
Разработанная Аланом Муном игра оказалась очень популярна. С момента её создания продали сотни миллионов экземпляров «Билета на поезд». В год выхода игра получила награду Spiel des Jahres — самую престижную в отрасли. Однако интерес к ней вырос, когда издательство Days of Wonder решило сделать игру бесплатной в онлайне.
Компания обнаружила, что некоторые пользователи проводили в «Билете на поезд» более 40 часов в неделю. За 10 лет продажи офлайн-версии игры выросли на 30% после запуска цифровой настолки. Аналогичная ситуация сложилась после релиза игры на мобильных устройствах.
Заключение
Современный период настольных игр в мире называют Ренессансом. Он начался в 2000-х годах. В середине десятилетия это начали отмечать финансовые журналы из-за небывалого роста рынка настольных игр, что отразилось на доходах индустрии.
Продолжительность игровых сессий стала сокращаться, и в ряде проектов она не превышает 1 час. Изменилась и культура игры в настолки — раньше их считали скорее детским развлечением, а теперь взрослые собираются специально, чтобы провести время за игрой.
Современная волна настольных игр выделяет два направления: европейское (немецкое) и американское. Хотя это разделение условно, оно позволяет понять характер игр. Настолки немецкого направления более спокойные, а американского — состязательные. Однако и те, и другие разрабатывают в разных странах. Стоит сказать, что не все настольные игры можно отнести к этим двум направлениям.
Рассвет настолок в США связывают с мировым финансовым кризисом 2008 года, ностальгией и перебоями с электричеством. Интерес к настольным играм породил спрос на переиздание классики и выпуск новых проектов.
Кроме того, в сети достаточно ресурсов, где можно найти готовые макеты для воспроизведения древних игр. При желании можно сделать свою уникальную версию сенета или патолли и провести время с родными и близкими.
Невероятная история настольных игр | Вокруг Света
Истории
Древнейшие «настолки» появились более пяти тысяч лет назад и прошли интереснейший путь развития, который, уверены знатоки, еще не окончен.
Во что играли древние
Первые настольные игры появились в Индии, Китае и Месопотамии. Игроки, собиравшиеся за столом, просто кидали кости, камушки с рисунками или некое подобие кубиков на твердую поверхность, и победителем становился тот, кто набирал большее количество очков. Некоторые игры не дожили до наших дней, хотя многократно упоминаются в исторических источниках.
Например, древнеегипетский сенет, напоминающий современные шашки. Наборы для него находили и находят в гробницах фараонов, видимо, их оставляли там, чтобы усопшему было не так скучно в царстве мертвых. А вот нарды, придуманные на Ближнем Востоке, живы до сих пор. В Древнем Китае существовали уникальные вариации на тему вроде любо — помесь азартной игры с гаданием. А прообраз современного домино появился в Индии в конце 1-го тысячелетия, и оттуда же, по-видимому, берут начало шахматы.
Индийская игра чаупар упоминается еще в древнем эпосе «Махабхарата», причем финал игры там влияет на судьбы государств и их правителей. По легенде, один из индийских императоров так любил это развлечение, что выложил перед своим дворцом огромное игровое поле из красного и белого мрамора. По клеткам передвигались красавицы-наложницы из гарема, именно они были живыми «фигурами».
Что же касается домино, хотя цветные пластинки с точками и появились на Востоке, в Азии, однако современный вид игра приобрела в Европе, да и название свое получила в честь монахов-доминиканцев (они, кстати, носили белые плащи с черными капюшонами). В карты им играть воспрещалось, а вот домино в католических монастырях было разрешено.
Настольные игры стремительно распространялись по Азии, в каждой стране приобретая конкретные черты и разнообразные варианты. На основе одних только костяшек в Китае было придумано не менее полусотни самых разнообразных игр.
Не отставали и коренные народы Америки. Инки и майя тоже любили игральные кости, но, помимо этого, изобретали и многочисленные стратегические игры, в основном на тему охоты, иногда войны. Сюжеты их игр впечатляют — например, на небольшом кусочке земли разыгрывалась настоящая битва между двумя сторонами на спине гигантского змея.
Не гнушались игр с костяшками и в Европе, вот только информации о них осталось совсем мало. Исследователи докопались до оригинальной скандинавской игры под названием хнефтафл — это то же «шашечное» семейство, только расстановки на квадратном поле не были симметричными, что делало игру более замысловатой. Из Исландии, Гренландии и Англии благодаря викингам это развлечение попало даже в Киевскую Русь и в летописях фигурирует под названием «тавлеи».
Средневековые «настолки»
С течением времени игры становились сложнее. Одноцветная шахматная доска стала черно-белой, поменялись ходы противников, появились новые фигуры. К слову, правила классических шахмат с XII века практически не менялись, да и шашечные утвердились примерно в то же время.
Новый поворот происходит в XIII–XIV веках — из Египта в Европу попадают игральные карты . Разнообразие колод тогда поражало воображение, но, что интересно, духовные лидеры сразу же невзлюбили карты и пытались их запрещать. Как, впрочем, и другие настольные игры. Не подвергались санкциям только шашки — их почему-то все считали безобидными. Что касается карточных героев — дам, валетов, королей, — то одно время их изображали в виде знаменитых исторических персонажей вроде Юлия Цезаря и Александра Македонского. Самих же игр существовало не менее полусотни.
Позже, в XVIII–XIX веках, вошли в моду игры картонажные. Это не про классические карты, а про изображаемую на поле ситуацию, будь то пересечение сложной местности или, скажем, осада крепости картонными солдатиками. Так постепенно сформировались лото, гусек, а также настоящие тематические произведения игрового искусства вроде «Штурма Измаила» или «Отступления Наполеона из Москвы». Такие развлечения пользовались популярностью и у кавалеров, и у дам, в типографиях печатались фишки, поля и красивые карточки, одно время вообще считалось, что подобная интерпретация известных сражений способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Из принципиально новых игр, появившихся в XIX веке, можно припомнить и реверси, которая возникла в Великобритании, пользовалась успехом пару десятилетий, потом оказалась забытой и пережила новый виток популярности уже в ХХ веке (да и продолжает оставаться востребованной сейчас).
На рубеже XIX и ХХ веков повальную популярность приобрел маджонг, придуманный не то офицерами китайской армии, не то каким-то дворянином из окрестностей Шанхая. Поначалу про игру знали лишь в пригородах Пекина, но к 1920 году он обрел бешеную популярность и стал чуть ли не национальным символом китайской культуры, и не только в самом Китае, но и, конечно же, в Европе и Америке.
Бум XX века
В ХХ веке увлечение настольными играми стало повальным, а сами они превратились в отдельное направление с богатым дизайном, тщательно продуманной легендой и атмосферой, которая способна захватить внимание всех присутствующих.
В 1934 году, во время Великой депрессии, безработный по имени Чарлз Дэрроу из Пенсильвании придумал проект знаменитой «Монополии». Издатели отклонили его заявку, но Дэрроу не сдавался и выпустил игру самостоятельно, изготовив около 5000 копий. Спрос оказался невероятным — уже на будущий год «Монополия» стала самой продаваемой игрой в Америке, а сегодня ею развлекается добрых полмиллиарда жителей Земли, в том числе и на коммерческих соревнованиях с внушительными призовыми фондами.
- Фото
- Photofusion / Contributor / Getty Images
Скрэбл — еще одна игра, обязанная своим появлением Великой депрессии. Ее в 1938 году изобрел безработный архитектор Альфред Мошер Баттс.
Дальше все новые и новые коммерческие игры посыпались на мировой рынок как из рога изобилия: «Подземелья и драконы», «Талисман» (эта игра стала первой, оформленной в стиле фэнтези), Magic: The Gathering . «Колонизаторы» Клауса Тойбера вышли в 1995 году и стали первыми в серии игр в немецком стиле (см. врез ниже), а «Энергосеть», увидевшая свет в 2004-м, стала и экономической стратегией, и игрой на занятие территории одновременно. Начался настоящий бум «настолок» — с созданием фан-клубов по интересам и тиражированием коллекционных карточек, которые стоили баснословных денег. Большая часть таких игр появилась за рубежом, но вот, например, легендарную «Мафию» придумали в 1986-м студенты МГУ, а уже потом она завоевала если не весь мир, то изрядную его часть.
Были и совсем безумные варианты, например «Кампания за Северную Африку» (1979) — по-видимому, самая сложная стратегия из когда-либо созданных. В ней две команды из пяти игроков сражаются друг с другом в течение минимум полутора тысяч часов при помощи 1800 фигурок!
Главная тенденция конца ХХ века — формирование широкого класса так называемых настольных игр немецкого стиля. Иногда для краткости их называют немецкими или европейскими играми, потому что начало этому направлению было положено в Германии. Правила в играх немецкого стиля относительно просты, партии длятся не очень долго, поэтому к этому классу относится большая часть семейных игр.
Основная их специфика — высокое качество изготовления, тщательно продуманный красочный дизайн, причудливое оформление, замысловатый сюжет. Немецкие игры рисуются профессиональными художниками и дизайнерами и часто приносят последним мировую славу. Основная информация на поле и карточках передается простыми образными символами вроде пиктограмм — так легче распространять игры. Обычно для локализации нужно всего лишь перевести правила, а дизайн фишек остается неизменным.
На любой вкус
У настольных игр нет какой-то общепринятой классификации. Их можно объединять в группы по самым разным признакам. Например, по требуемому инвентарю: карты, кости, миниатюрные предметы, разлинованное поле, карандаш и бумага (как в случае с «Морским боем»), полноценный набор карточек и фишек… Или вообще ничего, ведь есть огромное количество разговорных игр, тоже условно причисляемых к настольным.
- Фото
- D. Hess / Stringer / Getty Images
Важный момент — количество игроков. Тот же пасьянс — для одного, да и собирание пазлов вполне можно отнести к настольным играм. Бывают игры с фиксированным количеством участников, а в некоторые могут играть все желающие. Понятное дело, есть игры индивидуальные, где каждый сам за себя, и командные, где от кооперации участников, их умения сработаться и договориться зависит результат.
По характеру настольные игры делятся на интеллектуальные и азартные. Первые — логические, стратегические, для успеха нужно тщательно обдумать ход, предварительно проанализировав ситуацию. В случае со вторыми многое определяет случайность, хотя зачастую и от умения игрока, например от скорости его реакции.
Пожалуй, самая интересная классификация современных игр — по содержанию на абстрактные и имитационные. Последние, в свою очередь, делятся на экономические конкурентные, управленческие) и военные (стратегические, тактические).
Во что играют сегодня
Шашки, нарды и домино — это нетленная классика, правила этих игр знают все. А вот еще несколько игр, которые покорили весь мир и пользуются огромным успехом у профессионалов и любителей.
«Каркассон»
Участники создают уникальное игровое поле с помощью квадратов, на которых изображены города и монастыри, дороги и поля. Действующие лица — рыцари, монахи, разбойники и крестьяне.
Задача — получить как можно больше очков и расширить, таким образом, влияние, то есть игра является стратегической и будет интересна детям уже с 8–9 лет, при этом ее правила не очень сложны. «Каркассон» получил множество престижных наград, у него есть масса альтернативных версий и дополнений.
«Колонизаторы»
Эта игра была и остается одной из самых популярных в мире. Ее легко освоить, даже если вы новичок. Сегодня доступны и классическая версия, и многочисленные дополнения и расширения, но суть одна: игроки перевоплощаются в отважных колонизаторов, перед ними оказывается огромный остров, и им предстоит осваивать территорию, добывать сырье, строить дороги и города, налаживать торговлю и отбиваться от разбойников, создавая сильное и независимое государство.
«Находка для шпиона»
Отличная игра для вечеринки, если собралась большая компания. У участников есть возможность окунуться в романтику фильмов о Джеймсе Бонде… а быть может, и о Штирлице или других культовых героях. В этой настольной игре можно побывать как в шкуре шпиона, так и на месте спецагента, который пытается его разоблачить. «Находка для шпиона» чем-то напоминает классическую «Мафию», только здесь не требуется выбирать специального игрока на роль ведущего — в приключении заняты все. Игра проходит в виде разговора. Один из участников — шпион, но не знает, где он находится. Всем остальным известна локация, но личность шпиона для них тайна, и его пытаются вычислить, задавая друг другу вопросы!
«Соображарий»
Увлекательная игра для семейных посиделок или дружеских вечеринок, причем понравится она и детям, и взрослым. Каждый участник тянет из колоды карты букв и категорий, а потом должен проявить чудеса реакции и скорости, чтобы первым вспомнить слово, соответствующее заданию. Тут даже не надо быть самым эрудированным — нужно просто быстро соображать, и тогда вы вспомните максимум профессий на букву С за минуту или первым назовете самое длинное имя на букву И, а также самое короткое название напитка, начинающееся на Р.
«Цитадели»
Эта игра появилась в 2000 году и стала настоящим хитом, изданным на 25 языках. Ее участники соревнуются за право называться главными строителями королевства. Для этого нужно удивить средневекового монарха, а также заручиться поддержкой вельмож и богачей. В начале каждого раунда тайно выбирается персонаж-помощник — это может быть как сборщик налогов, так и шпион, разоблачающий соперников. У «Цитаделей» есть масса дополнений и расширений с новыми локациями, карточками и персонажами.
«Ужас Аркхэма»
Игра для тех, кто хочет немного пощекотать нервишки. Еще Лавкрафт писал о том, что страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого. Как раз по мотивам мифов этого писателя и создан «Ужас Аркхэма». Действие игры разворачивается в сонном американском городке Аркхэм, где группа смелых сыщиков пытается разгадать и устранить очередную зловещую угрозу, нависшую над местными жителями.
Исследователи перемещаются по городу, сражаются с монстрами, собирают улики, спасаются от сил зла, периодически проникают в потусторонние миры, ворота в которые то и дело открываются по ходу игры. Исход может быть очень неожиданным, вплоть до внезапной победы монстров над сыщиками.
«Берсерк. Герои»
Продолжение классического «Берсерка», который был придуман в России. Стратегическая карточная игра — сражение двух героев, каждый из которых ведет за собой армию. Участники «нанимают» в боевые отряды самых разных фантастических существ, используют магическое оружие и заклинания, а также разыгрывают карты событий, чтобы получить превосходство на поле битвы. Прелесть игры еще и в том, что в ней далеко не всегда добро борется со злом. Например, в дуэльном наборе «Хиан и Пирс» сталкиваются безжалостный воин-некромант и коварный разбойник.
Фото: Legion-media, Getty Images, Hobby World (х7)
Маша Веселова
Теги
- игротека
100 лучших настольных игр
Статьи Настольные игры Карточные игры Совместные игры Игры в кости Семейные игры Обзоры игр Детские игры
Шахматы возглавляют список лучших настольных игр.Недавно мы наткнулись на список лучших настольных игр на сайте Ranker.com . Этот веб-сайт предоставляет людям возможность создавать списки и предлагать другим голосовать за элементы списка. Элементы будут перемещаться вверх или вниз по списку в зависимости от голосов.
Когда мы увидели список, за него проголосовало чуть более 7000 человек. По мнению избирателей, это были 76 лучших настольных игр всех времен.
Во сколько из этих настольных игр вы уже играли?
- Шахматы
- Монополия
- Эрудит
- Риск
- Поселенцы Катана
- Подсказка
- Билет на аттракцион
-
- Линкор
- Яблоки к яблокам
- Доминион
- Пуэрто-Рико
- Ятзи
- Тривиальная погоня
- Стратего
- Шашки
- Извините!
- Агрикола
- Каркассон
- Пиктограмма
- Пандемия
- Соединить четыре
- Перейти
- Нарды
- Ужас Аркхэма
- Ось и союзники
- Электросеть
- Игра в жизнь
- Кэндиленд
- Игра престолов
- Звездный крейсер Галактика
- Космическая встреча
- Маленький Мир
- Сумеречная борьба
- Проблема
- Тигр и Евфрат
- 7 чудес
- Сумеречный Империум
- Китайские шашки
- Вдохновитель
- Череп
- Эль Гранде
- Не ломай лед
- Классы
- Диксит
- Маджонг
- Скажи что-нибудь
- Домино
- Доминирующие виды
- Карты против человечества
- Угадай, кто?
- Подземелье!
- Реверси / Отелло
- Манкала
- Вторжение в Канаду
- Табу
- Дипломатия
- Нисхождение: Путешествие во тьме
- Привет Хо! Вишня-О
- Остроумие и пари
- Кайлус
- Ключ от Королевства
- Лотки и лестницы
- Чаша для крови
- Уно Атака
- Сёгун
- Эксплуатация
- Сквозь века
- День выплаты жалованья
- Тени над Камелотом
- Альгамбра
- Вздор
- Гавр
- Приобретение
- Скотленд-Ярд
- Войны призывателей
Мы признаем, что это довольно хороший список настольных игр. Сыграв 46 из них, вы можете увидеть, что многие получают и наш голос. И в списке еще много тех, которые находятся в нашем списке «хочу поиграть».
Twilight Struggle возглавляет список лучших настольных игр BoardGameGeek.com.Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с другим списком отличных настольных и карточных игр. Это 100 лучших игр, перечисленных на BoardGameGeek.com .
Список BoardGameGeek.com составлен из МИЛЛИОНОВ геймеров со всего мира, оценивающих свои любимые игры, а не 7000 избирателей, как в приведенном выше списке. Возьмем, к примеру, вторую игру в этом списке — Agricola. Только он получил более 30 000 голосов!
- Сумеречная борьба
- Агрикола
- Сквозь века: история цивилизации
- Пуэрто-Рико
- Android: Netrunner
- Затмение
- Электросеть
- Гавр
- Рыцарь-маг: настольная игра
- Терра Мистика
- Латунь
- Кайлус
- Замки Бургундии
- Доминион: Интриги
- 7 чудес
- Доминион
- Цолькин: Календарь майя
- Доминирующие виды
- Эль Гранде
- Гонка за галактикой
- Ora Et Labora
- Звездный крейсер Галактика
- Тигр и Евфрат
- Война Кольца (2-е издание)
- Игра престолов: настольная игра
- Война Кольца
- Сумеречный Империум
- Звездные войны: Игра миниатюр X-Wing
- Пути Славы
- Лорды Глубоководья
- Команды и цвета: Древние
- Пар
- Нисхождение: Путешествие во тьме
- Войны призывателей
- Войны магов
- Крокинол
- Траян
- Каменный век
- Гоа
- Эпоха пара
- Принцы Флоренции
- Боевой командир: Европа
- Труа
- Железные дороги мира
- Ганнибал: Рим против. Картаж
- ТИЧУ
- Пандемия
- Перейти
- Хаос в Старом Свете
- Рунные войны
- Здесь я стою
- Цивилизация Сида Мейера: настольная игра
- Имперский
- Эпоха империй
- Возрождение Земли
- Сёгун
- Ганза Тевтоника
- Die Macher
- Оповещение о космосе
- Blood Bowl: Свод правил жизни
- Билет на аттракцион: Европа
- Ра
- Галактический дальнобойщик
- Билет на аттракцион: Северные страны
- Деревня
- Навегадор
- Имперский 2030
- Слава Риму
- Клаустрофобия
- Воспоминания 44 года
- Маленький мир
- Властелин колец: Карточная игра
- Сопротивление: Авалон
- ИНШ
- 1960: Становление президента
- Продвинутый командир отряда
- Владыки подземелий
- Билет на аттракцион
- Сопротивление
- Ужас Аркхема
- 1830: железные дороги и бароны-разбойники
- Космическая встреча
- Космический Халк (третье издание)
- Индевор
- Диксит
- Чужие границы
- Кифлауэр
- Мыши и мистики
- Древность
- Каркассон
- Киклады
- Самурай
- Диксит Одиссей
- Наследие риска
- Несколько акров снега
- Боевые знания
- Торговцы и мародеры
- Цивилизация
- Дюна
- Die Siedler von Catan
Однако из этого списка мы сыграли только 22 игр.
Помимо этого списка, у нас еще есть много отличных настольных и карточных игр, в которые еще предстоит сыграть!Лучше поиграйте…
Что бы вы поставили на первое место в списке лучших настольных игр?
- ← Previous Центр событий Fantasy Flight Games
- Мы будем строить дома в Мексике! Далее →
Как оформить товарный знак на игру: ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО
Это мое окончательное руководство по регистрации товарных знаков и защите авторских прав на игру. Если вы хотите узнать, как зарегистрировать товарный знак для игры и защитить ее от возможных подражателей, то это руководство для вас.
СОДЕРЖАНИЕ
В этой статье рассматриваются вопросы, которые необходимо знать разработчикам игр и изобретателям о товарных знаках, в том числе:
> Как защитить игры > О игровых товарных знаках > ОБЩИЕ ПРИВЕТЫ 77767767767677676776767876768 76776768 76767677676776768 676776776768767767768 67767767767767767767767767767677677676776776767. > РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАСТОЛЬНЫМ ИГРАМ > ПОИСК ТОРГОВЫХ МАРОК ИГРОВ > РАБОТА С ПОВЕРЕННЫМ ПО ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ > ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫЗАЩИТА ИГРЫ
Как защитить игру от копирования?Лучший способ защитить игру от копирования — зарегистрировать название игры и авторские права либо на код (для видеоигр), либо на игровое поле (для настольных игр). Торговые марки и авторские права защищают многие настольные игры и видеоигры. Товарные знаки и авторские права являются основными способами защиты тяжелой работы, времени и творчества, стоящих за новой игрой.
Товарные знаки защищают бренды игр, а авторские права защищают обложку, внешний вид и программный код игры.
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ИГРЫ
Что такое товарный знак игры?Товарный знак — это знак происхождения, который отличает производителя игры от других производителей игр. Наиболее распространенными товарными знаками в играх являются названия, логотипы и фразы.
Товарный знак Federal – это расширенный товарный знак , сертифицированный правительством США. Он поставляется с исключительными общенациональными юридическими правами. (об этом ниже).
Торговая марка — это процесс обеспечения исключительных прав на фразу или слово, чтобы другие не могли их использовать.
Какие части игры вы можете зарегистрировать как торговую марку?Вы можете зарегистрировать название игры как торговую марку. Вы также можете использовать в качестве товарного знака любой логотип или слоган, используемые для рекламы вашей игры, а также персонажей в игре. Кроме того, вы можете зарегистрировать значок, представляющий вашу видеоигру, в App Store или Google Play.
Многие аспекты игры, такие как названия игр, имена персонажей, логотипы и графический дизайн, могут квалифицироваться как товарные знаки.
Примеры игровых товарных знаков
Названия видеоигр Названия компании 9000. 80.8.80.8.80.8.80.8.80.8.8.8.80.8.8.8.8.8.8.80.8.Авторское право — это юридический термин, описывающий владение и контроль над правами на использование и распространение художественных и творческих произведений. Примеры творческих произведений, подпадающих под защиту авторских прав, включают книги, видео, кинофильмы, музыкальные композиции и компьютерные программы.
На какие части игры вы можете получить авторское право?Вы можете охранять авторские права на многие аспекты игры, включая дизайн игровой доски (для настольных игр), программный код (для видеоигр), текст инструкций и иллюстрации на упаковке. ( подробнее об авторском праве здесь ).
ЗАЩИТА НАЗВАНИЙ ИГРЫ
Как защитить название игрыТорговая марка названия игры является основным способом ее защиты. Лучший способ зарегистрировать название игры — это подать заявку на регистрацию товарного знака на федеральном уровне в Ведомство США по патентам и товарным знакам (USPTO). USPTO регистрирует товарные знаки, в том числе игровые товарные знаки.
Большинство разработчиков игр начинают с регистрации товарного знака в названии игры.
Да, вы можете зарегистрировать название видеоигры как торговую марку. Все основные франшизы видеоигр являются товарными знаками. Но товарные знаки не ограничиваются играми, разработанными крупными компаниями. Вы также можете использовать товарные знаки для инди-видеоигр.
Да, вы можете зарегистрировать название игры, включая названия настольных игр. Многие известные настольные игры защищены товарными знаками.
Да, вы можете зарегистрировать название карточной игры. Фактически, товарный знак — это основной способ защиты карточных игр компаниями.
Чтобы было ясно, ответ ДА. Вы можете зарегистрировать название игры, и многие разработчики игр это делают! Торговая марка названия вашей доски или видеоигры — наиболее эффективный способ защитить ее и идентичность бренда, которую вы создаете вокруг нее.
Должен ли я зарегистрировать торговую марку названия моей игры?Нет, торговая марка не является обязательной. Но если вы не зарегистрируете название своей игры как торговую марку, у вас не будет исключительных прав на нее. Другие разработчики игр могут свободно использовать ваше имя в своих играх.
Да, если вы хотите защитить его от копирования кем-то другим. Если кто-то другой скопирует название вашей игры, он может нанести ущерб вашему бизнесу или даже украсть ваших клиентов. Если вы тратите много времени и денег на разработку игры, очень важно защитить вашу работу от копирования кем-либо еще. Получив товарный знак с названием игры, вы сможете предотвратить его использование другими и создать более прочную связь между вашей игрой и ее названием.
Зачем использовать торговую марку для названия игры?Вы должны зарегистрировать название игры как товарный знак по нескольким причинам.
Во-первых , вы должны зарегистрировать название своей игры, потому что оно подтвердит ваше право владения ею и ее использованием. И то и другое необходимо для создания уникального игрового бренда.
Во-вторых , вы должны зарегистрировать название своей игры , поскольку это поможет предотвратить использование вашего имени кем — либо еще в своей игре . Это гарантирует, что ваше игровое имя останется отличительным. Если кто-то другой начнет продавать игру с тем же названием, что и ваша игра, он может украсть у вас продажи.
В-третьих, , вы должны зарегистрировать торговую марку своей игры, потому что это не позволит кому-либо еще зарегистрировать ее (или что-либо подобное) для своей игры . Если кто-то еще зарегистрирует ваше имя как торговую марку, оно будет принадлежать ему, и вам нужно будет провести ребрендинг.
В-четвертых , использование торговой марки для вашего игрового имени упрощает продажу . Самые успешные игры всегда открывают возможности для продажи лицензионного имени на одежду и другие товары.
В конце концов, вы должны зарегистрировать название игры как товарный знак по нескольким причинам. Основная причина заключается в защите вашей интеллектуальной собственности. Если кто-то другой начнет продавать игру с тем же названием, что и ваша игра, это может привести к снижению продаж и нанести ущерб вашему бизнесу. Еще одна причина зарегистрировать название игры как торговую марку — предотвратить кражу ваших идей другими людьми. Наконец, регистрация названия игры как товарного знака может помочь вам создать свой бренд и повысить узнаваемость вашей игры.
Вам нужна помощь с вашим товарным знаком?
Основные причины для регистрации названия игры как товарного знака 1. Избегайте конфликтов с другими товарными знаками игрВедомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) разрешает только одному производителю игр использовать товарный знак для названия игры. Если вы получаете товарный знак, это ОФИЦИАЛЬНОЕ юридическое подтверждение того, что ваш товарный знак уникален.
2. Право собственности и исключительное использование.
Федеральный товарный знак имеет значительные юридические права, включая право на использование товарного знака во всех 50 штатах. Кроме того, только одна компания может владеть торговой маркой игры, и обычно это та компания, которая первой регистрирует торговую марку.
3. Защита от подражателей
Регистрация товарного знака защищает название вашей игры от людей, которые могут его скопировать и использовать в своей игре. Дело в том, что название игры с меньшей вероятностью будет имитировано, если вы зарегистрируете его как торговую марку.
4. Более простое правоприменение
Торговая марка названия вашей игры поможет избежать дорогостоящих судебных разбирательств. Но если вы вынуждены обратиться в суд в связи со спором из-за вашей игры, наличие товарного знака является большим преимуществом, поскольку это юридическое подтверждение вашего права собственности на ваши игровые знаки, а также их юридическую силу и юридическую силу.
5. Расширение бренда — Мерчандайзинг
Когда вы используете торговую марку для названия игры, гораздо проще получить лицензию на ваш бренд, например, для одежды, приложений и товаров для дома.
6. Выделите свой бренд.
Рынок игр переполнен. Товарный знак — это эффективный инструмент коммуникации, позволяющий привлечь внимание пользователей и выделить ваш бренд и продукты.
КАК СДЕЛАТЬ ТОРГОВУЮ МАРКУ НА ИГРЫ
Как зарегистрировать торговую марку на название игры
Вы регистрируете название игры как торговую марку, подав заявку в Управление по патентам и товарным знакам США (USPTO) и получив одобрение вашей заявки на регистрацию. Торговая марка названия игры — это юридический процесс, который обычно занимает около 12 месяцев. Так что, чем раньше вы начнете регистрировать название своей игры, тем лучше.
Вот как начать процесс регистрации названия вашей игры как товарного знака:
1. Выберите уникальное название игры и логотип. Подробнее о том, как выбрать сильную торговую марку, читайте здесь.
2. Проверьте, доступны ли ваше имя и логотип. Узнайте больше о том, как искать товарные знаки, чтобы узнать, зарегистрировал ли кто-либо еще или подал заявку на регистрацию имени .
3. Соберите необходимую информацию и примите решение о стратегии товарного знака. Многие стратегические решения воплощены в качественном приложении.
4. Подготовьте и подайте новую заявку (правильно) в Ведомство США по патентам и товарным знакам (USPTO).
5. Работа с экспертом ВПТЗ США и управление процессом рассмотрения заявки ВПТЗ США.
6. Используйте правильный символ торговой марки с названием и логотипом вашей игры. Подробнее о товарных знаках читайте здесь .
ВПТЗ США удовлетворит вашу заявку и добавит ваш товарный знак в список федеральных (зарегистрированных) товарных знаков, ЕСЛИ ваша заявка соответствует всем требованиям Федерального закона о товарных знаках. Если ВПТЗ США изначально не удовлетворит вашу заявку (что происходит более чем в 80% случаев), вам нужно будет ответить на причины отклонения.
В каких случаях следует использовать торговую марку для названия игры?Большинство авторитетов согласны с тем, что вы должны зарегистрировать название своей игры как можно раньше. В идеале, вы должны зарегистрировать название игры как торговую марку, как только вы определились с ним и задолго до того, как ваша игра будет выпущена.
Крайне важно как можно быстрее получить защиту товарного знака для названия игры, чтобы предотвратить копирование другими компаниями. Процесс регистрации товарного знака обычно занимает до 12 месяцев, и раннее начало означает, что ваша игра будет максимально защищена от подражателей и подделок.
Кроме того, Управление по патентам и товарным знакам США (USPTO) позволит вам зарегистрировать название вашей игры за три года до ее выпуска.
Проще говоря, чем раньше вы подадите заявку на товарный знак, тем лучше.
Основные советы по выбору удачных названий для игр1. Создание отличного названия игры необходимо для привлечения потенциальных игроков и желания узнать больше о вашей игре. Вот семь советов по созданию отличного названия игры:
2. Пишите кратко и просто. Лучше всего использовать 1-3 слова. Используйте ключевые слова, по которым люди могут искать. Убедитесь, что имя оптимизировано для поиска в Интернете и содержит хотя бы одно характерное, уникальное и/или запоминающееся слово.
3. Сделайте его интересным и запоминающимся. Лучшие имена запоминаются.
4. Убедитесь, что он точно представляет вашу игру. Всегда важно повышать доверие к бренду.
5. Попробуйте разные игры с друзьями и семьей, чтобы понять, что им больше нравится. Скорее всего, они будут смотреть на имя иначе, чем вы.
6. Убедитесь, что домен доступен.
7. Убедитесь, что это имя еще не является товарным знаком. Убедитесь, что ваш бренд действительно уникален, выполнив поиск по торговой марке .
8. Выполните поиск в Google, чтобы узнать, есть ли похожие названия игр, которые могут представлять интерес.
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ НАСТОЛЬНЫХ ИГРОВ
Можете ли вы зарегистрировать торговую марку настольной игры?Да, вы можете зарегистрировать торговую марку настольной игры. Название, логотип и слоган настольной игры могут быть защищены товарным знаком. Ведомство США по патентам и товарным знакам (USPTO) принимает заявки на товарные знаки для настольных игр, названия настольных игр, логотипы настольных игр и слоганы настольных игр.
Trademarking Board Game Names
Trademarked board game names include: MONOPOLY
- CONNECT FOUR
- BATTLESHIP
- LIFE
- SCRABBLE
Trademarking Board Game Logos
Trademarked board логотипы игр включают:
- UNO
- ИЗВИНИТЕ!
- МОНОПОЛИЯ
Товарный знак Слоганы и крылатые фразы для настольных игр
Trademarked board game slogans include:
- THE GAME OF GLOBAL DOMINATION (Risk)
- THE WORLDS MOST POPULAR BOARD GAME (Monopoly)
- THE CLASSIC NAVAL COMBAT GAME (Battleship)
Trademarking Другие аспекты настольных игр
Другие аспекты настольной игры, такие как имена персонажей, также могут быть защищены товарными знаками.
Торговые марки персонажей настольных игр включают:
- ПОЛКОВНИК МАСТАРД (Подсказка)
- ПРАВЫЙ ДЯДЯ ПЕННИБЭГС (Монополия)
О том, как зарегистрировать персонажа как торговую марку, читайте здесь .
Должен ли я зарегистрировать торговую марку названия моей настольной игры?Да, большинство авторитетных органов согласны с тем, что вы должны использовать торговую марку для названия вашей настольной игры, чтобы гарантировать, что никто не сможет использовать такое же или сходное до степени смешения название для своей игры. Кроме того, если вы зарегистрируете название своей настольной игры как товарный знак, никто другой не сможет использовать его в качестве товарного знака для конкурирующей игры.
ПОИСК ТОРГОВЫХ ЗНАКОВ ИГРЫ
Как узнать, является ли игра товарным знаком?Лучший способ узнать, является ли игра товарным знаком, — это выполнить поиск товарного знака в Ведомстве США по патентам и товарным знакам (USPTO) с помощью поисковой системы TESS USPTO. Вы можете искать товарные знаки игр в Интернете с помощью системы TESS.
Как проверить, является ли название игры товарным знаком?Чтобы проверить, является ли название игры зарегистрированным товарным знаком, вам необходимо выполнить поиск в базе данных товарных знаков USPTO. Перейти к USPTO’s Электронная система поиска товарных знаков (TESS) и выберите вариант поиска . Для поиска имени или фразы вы можете использовать опцию «Базовый поиск словесных меток». Чтобы найти логотип, графику или дизайн, вам нужно будет использовать опцию «Поиск Word and/or Design Mark Search».
1. Перейдите в Электронную систему поиска товарных знаков (TESS) ВПТЗ США, доступную на веб-сайте ВПТЗ США по адресу www.uspto.gov .
2. Выберите вариант поиска. Если вы проверяете, является ли название игры зарегистрированным товарным знаком, вы можете использовать «Базовый поиск по словесным знакам».
3. Введите название своей игры в поле поиска для поиска в базе данных товарных знаков USPTO.
Выполнив поиск в базе данных товарных знаков Ведомства США по патентам и товарным знакам (USPTO), вы можете проверить, защищено ли название игры товарным знаком.
Внимание: ВПТЗ США отклонит вашу заявку на товарный знак, если существует «вероятность смешения» с другим зарегистрированным знаком. Таким образом, рекомендуется искать точные совпадения и любые товарные знаки, которые близки к вашему, используя варианты вашего товарного знака (например, разные варианты написания, сокращения и множественное число).
РАБОТА С ПОВЕРЕННЫМ
Нужен ли вам поверенный по товарным знакам для товарного знака названия игры?Нет, но Управление по патентам и товарным знакам США настоятельно рекомендует всем заявителям работать с поверенным по товарным знакам по нескольким причинам. (см. ниже).
Почему вам следует работать с поверенным по товарным знакам для защиты названия вашей игры?
Подача заявки в Ведомство США по патентам и товарным знакам (USPTO) на регистрацию торговой марки вашего игрового имени — это юридический процесс, который может оказаться сложным, дорогостоящим и запутанным. Работа с поверенным по товарным знакам может сделать процесс более плавным, быстрым и обеспечить лучшую защиту.
Кроме того, исследования показывают, что работа с поверенным по товарным знакам может увеличить ваши шансы на успешную регистрацию вашего бренда более чем на 50%.
Ваше игровое имя имеет важное значение для вашего успеха в сети. Подача заявки на регистрацию товарного знака — непростая процедура, но защита, которую она обеспечивает вашему бренду, стоит вашего времени и усилий. Если вы сделаете это правильно, вы сможете сохранить свой бренд на долгие годы.
ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ НА ИГРУ
Как зарегистрировать авторские права на игруЗащита авторских прав на игру — важный шаг для ее защиты от подражателей. Защита авторских прав доступна для всех типов игр, включая настольные, видеоигры и даже карточные игры.
Чтобы защитить авторские права на настольную игру, вам необходимо зарегистрировать ее в Бюро регистрации авторских прав США. Процесс регистрации авторских прав является относительно простым федеральным юридическим процессом и может быть осуществлен онлайн. Однако для этого требуется конкретная информация и навигация по сложной онлайн-форме. Кроме того, вам нужно будет отправить фотографию игрового поля или оригинальную иллюстрацию, которую вы хотите защитить. Это федеральный юридический процесс, поэтому рекомендуется помощь адвоката.
Для защиты авторских прав на видеоигру необходимо зарегистрировать ее в Бюро регистрации авторских прав США. Процесс регистрации авторских прав является относительно простым федеральным юридическим процессом и может быть осуществлен онлайн. Однако для этого требуется конкретная информация и навигация по сложной онлайн-форме. Кроме того, вам нужно будет предоставить исходный код игры или кадры игрового процесса. Это федеральный юридический процесс, поэтому рекомендуется помощь адвоката.
В каких случаях следует защищать авторское право на название игры?
Как и в случае с товарными знаками, большинство органов власти согласны с тем, что вы должны как можно раньше защитить свою игру авторским правом. В идеале, вы должны защитить авторское право на название игры, как только вы определитесь с внешним видом, оригинальной обложкой и исходным кодом игры до того, как ваша игра будет выпущена .
Вам нужна помощь с вашим товарным знаком?
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
1. Можно ли защитить авторские права на игру?
Да, вы можете охранять авторские права на художественные аспекты игры, такие как игровое поле, упаковка игры и игральные карты. Названия игр и игровой процесс не подлежат защите авторских прав. Названия игр защищены товарными знаками.
2. Какой класс товарных знаков относится к играм?
Игры, в том числе настольные, видеоигры и карточные игры, относятся к классу товарных знаков 28.
3. Зарегистрированы ли названия настольных игр товарными знаками?
Да, названия настольных игр могут быть зарегистрированы как товарные знаки. Названия, в том числе названия настольных игр, которые используются в брендинге, могут быть защищены товарными знаками.