Бильярдный клуб "РУССКАЯ ПИРАМИДА".
Меню
  • Настольные игры
  • Свинтус
  • Правила игр
  • Шакал
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Секреты побед
Menu

Настольные игры с солдатиками – Настольные игры про войну, военные настольные игры купить можно тут

Posted on 14.12.201907.08.2019 by alexxlab

Содержание

  • Варгеймер Герберт Уэллс - Блог наивного варгеймера — LiveJournal
  • Как устроить поле боя на одном столе или Варгеймы — солдатики по-взрослому — ikirov.ru
    • Война в одной коробке
    • Правила боя
    • Хотите попробовать?
  • История русского варгейма (1/2) - Настольные игры: Nастольный Blog
  • Кто и когда придумал игру в солдатиков? | Обучение
    • Чатуранга
    • Кригшпиль
    • Современные варгеймы
      • Что еще почитать по теме?
  • Настольный варгейм: Эпоха пластиковых войн.

Варгеймер Герберт Уэллс - Блог наивного варгеймера — LiveJournal

В начале 1913 года в книжных магазинах туманного Альбиона появилась очередная книга от известного английского фантаста. Книгочеи охотно покупали ее, соблазнившись знакомой фамилией на обложке. Каково же было их удивление (а, быть может, и разочарование), когда оказывалось, что им подсунули не роман, не повесть, а правила настольной игры в оловянные солдатики. Книга называлась "Маленькие войны", а написал ее сэр Герберт Уэллс. Оказывается, классик научной фантастики интересовался не только боевыми марсианскими табуретками, вивисекцией и путешествиями во времени, еще он любил ползать по полу с друзьями, разыгрывая "войнушки" с игрушечными солдатиками. Так и было придумано то, что позже нарекут настольным варгеймом. И кто теперь скажет, что настольные игры - удел задротов и гиков?

Но прежде чем продолжить, важно уточнить: не Уэллс первым придумал использовать некие правила для симуляции военных баталий, разыгрывая сражения в миниатюре. Еще в девятнадцатом веке подобными делами занимались офицеры прусской армии, создавшие военную настольную игру

Kriegsspiel (в переводе на великий и могучий - "Военные игры"). Причем не праздной забавы ради, а чтобы обучать военный персонал премудростям ратного дела. Поэтому Kriegsspiel с дотошностью, свойственной всему немецкому, требовала от, хм, игроков изучения громоздкого свода правил, в которых учитывалось практически все: от погоды и типа местности до морального духа солдат. Поскольку прусским военным было не до игрушек, они использовали не миниатюры солдатиков, а деревянные "блоки". Да и сложно назвать игрой обкатку, скажем, реальной наступательной операции армии, - ошибки в такой забаве дорого бы стоили полководцам.

А вот Герберт наш Уэллс смог создать именно развлекательную настольную игру. Концептуально немногим отличавшуюся от этих ваших современных вархаммеров. Но обо всем по порядку.

Стойкий оловянный

Герберт Уэллс, как и многие другие достойные мужи того времени, был страстным коллекционером оловянных солдатиков. Он собрал внушительную коллекцию в своем доме. Одним прекрасным (для будущего варгеймов и не только) утром, знаменитый писатель завтракал с другом, не менее известным мастером словесных форм, Джеромом К. Джеромом. Ну, который "Трое в лодке, не считая собаки" написал. Откушав, джентльмены решили поразвлечься. Внимание Джерома привлекли солдатики, размещенные на специальном столе. Стойкие оловянные. А рядом игрушечная пружинная пушка с винтом для вертикальной наводки, стреляющая деревянными снарядами, - мечта любого мальчишки того времени. И не только. Джером с интересом осмотрев игрушечную коллекцию, взял в руки пушку, повертел, примерился, да и выстрелил, сбив с ног солдатика.


Эхо этого выстрела, ознаменовавшего рождение эпохи настольных военных игр, до сих пор отдается во всем мире.

Писатели начали шутливое сражение, мол, кто первым перебьет весь игрушечный отряд. Эта забава натолкнула Уэллса - знакомого не понаслышке с Kriegsspiel - на мысль о том, что было бы неплохо придумать какие-то правила, превратить возню с солдатиками в упорядоченное и зрелищное состязание. Так мастер фантастики начал работу над тем текстом, что позже получит название "Маленькие войны".

От идеи до модели

В первом приближении игра основывалась на двух идеях. Первая заключалось в том, что реальные войска будут представлены миниатюрными моделями, а рельеф местности - подручными средствами. Вторая - любые перемещения юнитов определяются относительно простыми правилами. Дело было за малым: попробовать сыграть партию-другую. Поскольку Джером больше не изъявлял желания тратить время на солдатиков, Уэллс на следующий вечер пригласил к себе другого приятеля, некоего

W. Вместе они с энтузиазмом принялись осваивать премудрости игры в солдатики. Однако сражение, едва начавшись, было сорвано появлением в комнате домочадцев писателя. Леди застали странную, по их мнению, картину: два почтенных главы семейств ползают на четвереньках по полу, увлеченно передвигая солдатиков и пушки, расставленные на томах Британской Энциклопедии. В общем, занятие, не совсем подобающее для уважающих себя взрослых мужчин. Из-за сердитых шушуканий Уэллсу и W. пришлось завершить игру.


Однако целеустремленный писатель на следующий же день продолжил свои изыскания, подключив к ним третьего приятеля, по натуре очень игривого и веселого человека. Тот с радостью воспринял идею Уэллса. Они разложили на ковре тома "Британники", расставили на "местности" две армии оловянных солдатиков и пушки. Грянул бой!

Правила были очень простыми (здесь и далее цитаты из английского издания книги Little Wars). "Игроки поочередно передвигают своих воинов; пехотинец перемещается за один ход на фут, кавалерист - на два, пушка - тоже на два. Последняя может произвести до шести выстрелов за один раз. Если солдат приближается вплотную к противнику, подбрасывается монета, чтобы определить, кто из комбатантов умрет в результате рукопашной схватки".


"Игра получилась не особо хорошей, но воевать было забавно". Часто сражение сводилось к тому, что войска прятались за толстыми томами Энциклопедии, где их не могли достать пушечные выстрелы. Когда же солдатики сталкивались лицом к лицу, происходили непредсказуемые рукопашные схватки. Солдатская участь решалась вращением монеты. Это приводило к забавным курьезам. "Так, одному удачливому бойцу удалось уложить в схватке девятерых противников, что переломило ход битвы".

Вскоре обнажились проблемы. Львиную долю времени занимала возня с пушками, которые нужно было заряжать, затем тщательно наводить на цель. Кроме того, миниатюры самопроизвольно падали или соскальзывали с импровизированной "местности". "На ковре солдатики стояли неустойчиво, - писал Уэллс. - Не лучше обстояло дело и с томами Энциклопедии". Но больше всего проблем доставляла комната, в которой велись сражения. Она стала объектом регулярного вторжения особ женского пола. Леди сердито обсуждали происходящее, не особо вдохновленные тем, что двое мужчин средних лет играют с детскими солдатиками. Да еще и занимаются этим с превеликим удовольствием!

Играя в Бога

Уэллс и его оппонент по игре были изгнаны в детскую. Но дамы, сами того не подозревая, поспособствовали развитию варгеймов. Так, пол комнаты был выстлан пробковым напольным покрытием - идеальной поверхностью для проведения игрушечных баталий. Еще в детской обнаружилась большая коробка с деревянными панелями и брусками, из которых Уэллс вместе с сыновьями строил миниатюрные города и острова. Последней находкой стала плоская доска, удачно заменившая тома Энциклопедии.


Вот как иронично описывает дальнейшее сам Уэллс в книге: "Главе семейства сразу же удалось выставить из комнаты своих отпрысков и аннексировать их игровые принадлежности, чтобы приступить к созданию более реалистичной Страны для баталий".

Толстые доски, наваленные друг на друга, стали холмами игрушечной местности, воткнутые в них веточки - деревьями, принесенные из сада камни - скалами, цельные бруски дерева - домами, сараями и стенами, а нарисованные мелом круги - прудами и болотами. Вот так и была создана страна для настольной военной игры. Важно отметить, что двумя годами ранее Г. Уэллс написал книгу "Игры на полу", которая как раз таки и была посвящена возведению миниатюрных городов и прочих детских радостей (ага, детских).

Вскоре Уэллс и единомышленники придумали, как усовершенствовать здания, сделав их более красивыми и реалистичными на вид. "Мы обнаружили, что из бумаги и картона легко клеить модели построек, затем наполняли их деревянными кирпичиками. Получившиеся постройки можно разрисовывать, нанося на них окна, двери, трубы и так далее. Каждый, которому в детстве доводилось клеить модели домов, знает, как делать такие вещи".

Значит, война?

Позже выяснилось, что воевать в детской неудобно: маленькая Страна была перенаселена солдатиками, а дома - расположены слишком близко друг к другу. Что не давало возможности эффективно использовать артиллерию. Поэтому баталии стали проводиться на открытом воздухе, в саду Уэллса. Один игрок планировал расположение всех зданий и объектов, а другой - выбирал, с какой стороны будут выдвигаться его войска.

Претерпели изменения и правила игры. Решено было отказаться от подбрасывания монеты; было принято за правило, что два солдата, сошедшиеся в рукопашной, погибают. Ограничили использование артиллерии: за один ход пушки могли либо стрелять, либо перемещаться по полю боя (для этого требовался один пехотинец или кавалерист). Чтобы произвести залп, вокруг орудия нужно было разместить шесть канониров (в последующей редакции правил - четырех). Однако варгейм был далек от совершенства. "По этим правилам мы отыграли немало сражений. Они были интересными, но не всегда удовлетворяли нас. Битвы длились очень долго, так как требовалось немало времени для точной наводки пушек. Да и мы стреляли чрезвычайно осторожно". Нужно было что-то менять.


Посоветовавшись с несколькими друзьями, Уэллс внес немало корректив в правила. Так, например, появился десятиминутный (позже его сократили до четырех) лимит на время хода. Игроку приходилось выбирать: или тщательно наводить пушки на цель, или совершать больше перемещений солдатиков.

В общем, спустя некоторое время были сформированы окончательные правила, которые и были изданы как "Маленькие войны". Забавно, что изначально название книги Уэллса было слишком длинным. "Маленькие войны: игра для ребят от 12 до 150 лет и для тех умных девочек, которым нравятся мальчишечьи игры и книги".

Так Уэллсу удалось очеловечить Kriegsspiel, создав варгейм для всех. Правила вышли настолько удачными, что немало людей играют по репринтным изданиям книги до сих пор.

Конечно, настоящий расцвет "настолок" произошел намного позже, когда промышленность научилась изготавливать фигурки из резины, ибо оловянные солдатики на момент публикации "Маленьких войн" стоили недешево. Но это уже совсем другая история.

Источник: joystick.ru

january31.livejournal.com

Как устроить поле боя на одном столе или Варгеймы — солдатики по-взрослому — ikirov.ru

Наверняка, у многих из нас в детстве были солдатики. С товарищами по двору мы устраивали сражения в миниатюре, продумывали стратегию наступления войск, радовались победам. И не нужно было даже выходить из дома, чтобы устроить такую «карманную» битву, играть можно было в любое время года.

Для современных детей игры в солдатиков заменил компьютер. Там тоже есть «солдатики» и тоже можно устраивать битвы с другими игроками. И тоже не надо выходить из дома круглый год. Но вот и делать там, в этих играх, тоже ничего не надо. Ничего не надо придумывать, напрягать воображение — создатели игр все уже сделали. Игры сводятся к принципу «бери оружие-убивай врага» и превращаются в меланхоличное тыканье по кнопкам. Не нужно думать — все для любимых игроков, которые приносят создателям игр неплохие деньги. А про наглядную жестокость компьютерных сражений я просто умолчу...

Казалось бы, что старым-добрым солдатикам уже не найдется места в современной реальности. Но, как оказалось, сдаваться так просто любимые с детства игры не хотели. Более того, кто-то, кто еще помнил свои детские игры, правильно рассудил, что раз уж простые солдатики так сильно проигрывают фантастической и фентезийной кибер-реальности, надо сделать их такими, чтобы они соответствовали этой компьютерной сказке. Так появились настольные игры-солдатики, которые были похожи на персонажей из компьютерных игр, но их можно было пощупать, самостоятельно собрать, раскрасить. Новые миниатюрные бои на старый лад стали называть варгеймами.

Война в одной коробке

Варгеймы — это разновидность стратегических игр, которая призвана имитировать различные военные конфликты, как реальные, так и вымышленные. Бывают варгеймы компьютерные и настольные. Нас интересуют именно последние, так как это наиболее увлекательная разновидность.

Настольные варгеймы появились еще в 1954 году, а приобрели наибольшую популярность в середине 70-х. Но в некоторых источниках указывается, что древнейшим варгеймом была индийская настольная игра «Чатуранга» (прообраз нынешних шахмат). На основе материальной, наглядной части (игровые фигурки, миниатюры) и ментальной (правила, стратегии боя) в начале ХХ века появились настольные игры, которые мы сейчас называем варгеймами.

Как ни странно, настольными военными играми увлекаются, чаще всего, не дети, а вполне себе взрослые дяди и тети. Если подумать, это не так уж и удивительно: чтобы собрать армию из пары-тройки десятков юнитов-«солдатиков», придется выложить немаленькие деньги. Фигурки для игры собираются и расписываются вручную, готовая миниатюра стоит довольно дорого. Поэтому многие предпочитают собирать свои отряды «по частям» - покупая разборные модели и раскрашивая их. Но об этом чуть позже.

Правила боя

Существует три разновидности игровых правил настольного варгейма: базовые, пофигурные и скирмиши. Самые простые правила — скирмиши. Они рассчитаны на небольшое количество фигурок, действия которых очень детализированы. Собственно, в этом и заключается особенность этого типа правил. Каждая фигурка персонифицируется, учитываются все особенности жизнедеятельности персонажа. Обычно отыгрывается противостояние небольших банд или даже отдельных «солдатиков».

В пофигурных правилах в противостоянии участвуют целые отряды. Тем не менее, фигурки тоже персонифицируются, дайсы (игровые кубики) бросаются за каждого юнита. Процесс боя детализирован. Во время игрового боя игроки оперируют такими понятиями, как попал или не попал в противника, пробил или не пробил защиту, а если пробил, то убил ли или же нет. Такие правила используются для небольших армий.

Согласно базовым правилам, действия каждого отдельного солдата не персонифицируются. Определяется результат столкновения отрядов, весь остальной игровой процесс абстрагируется. Базовые правила как нельзя лучше подходят для массовых сражений. Тем не менее, даже в базовых правилах уровень детализации игрового процесса может быть повышен по желанию игроков.

Хотите попробовать?

Киров не остался в стороне от увлечения настольными баталиями. В нашем городе есть много мест, где можно поиграть в настольные игры, в том числе и в варгеймы. Но одно из них — Клуб «Astartes» - является наиболее наглядным примером сообщества любителей настольных военных игр. Клуб специализируется на варгеймах по вселенной игры «Warhammer 40 000». Один из руководителей клуба, Михаил Колпащиков, согласился ответить на несколько вопросов и рассказать немного о своем интересном увлечении, а так же о том, как он делал «первые шаги» в этом хобби.

Справка на «Википедии»:

Warhammer 40,000 — серия настольных игр, производимых компанией Games Workshop, действия которой происходят в мрачной технофэнтезийной вымышленной вселенной. Игра была создана Риком Пристли и Энди Чамберсом в 1987 году как научно-фантастическое дополнение к Warhammer Fantasy, у которой заимствована значительная часть игровой механики, сюжетов и персонажей. Также выпускаются приложения, называемые кодексами для Warhammer 40,000, которые описывают подробные правила для городской/планетарной осады и крупномасштабных боевых действий. Игра изображает сражения между армиями вымышленной вселенной 41-го тысячелетия с помощью миниатюрных фигурок воинов, чудовищ и боевой техники в масштабе «28 мм», то есть приблизительно 1:65.

-Как давно ты начал увлекаться настольными играми?

Настольные и прочие игры мне нравились еще в детстве, особенно варгеймы. Еще в школе, по причине отсутствия таких игр, я сам делал игры из бумаги для себя и своих друзей. Мы проводили часы за настольными и «напольными» битвами.

В саму субкультуру «Вархаммера» я влился, как и многие, благодаря компьютерным играм, которые по этой вселенной выпускаются в достаточно большом количестве. Потом я случайно наткнулся на форум настольщиков (прим.: игроки в настольные игры) и задумался над идеей попробовать играть. Вот так и созрело решение начать играть в «солдатиков». Кстати, это слово не очень нравится большинству игроков. Все-таки, следует отделять игры для детей (в солдатиков) от игр взрослых.

-Какие были твои первые "шаги" в хобби? Трудно ли было доставать все необходимое и искать единомышленников в Кирове?

Первым делом я «прозондировал» рынки. Как оказалось, ближайший магазин со всем необходимым находится в Москве. Как подвернулся случай, с товарищем поехали туда. Для начала купили стартовые наборы, чтобы иметь возможность играть хоть как-то. Купил, собрал. И тут, как говорится, «понеслось».

Миниатюрки были очень красивые и качественные. Правила — это вообще отдельная тема. Чтобы их полностью освоить, пришлось перечитать «рульбук» (книгу правил) раз пять, ибо, хоть игра и не особо сложная, она имеет множество нюансов. Осознав, что хобби мне реально нравится, я начал искать единомышленников. Сначала подключил друзей, которые так же, как и я, сильно заинтересовались игрой и начали собирать свои армии. Затем я создал группу Вконтакте и начал активный поиск единомышленников в Кирове.

Так познакомился с Сергеем Некрасовым, с которым мы, впоследствии, и организовали клуб. На тот момент Сергей достаточно давно был в хобби, умел красить миниатюрки и обладал внушительной коллекцией. Помещение для клуба мы нашли через знакомых. Нам его любезно предоставила Людмила Георгиевна Крылова из Вятского историко-краеведческого клуба «Мир». Вот так и началась наша активная «клубная» жизнь.

Сам клуб был соз%D

www.ikirov.ru

История русского варгейма (1/2) - Настольные игры: Nастольный Blog



Игры в солдатиков в конце XIX — начале XX вв.

На сайте «Поле боя» опубликована обширнейшая статья, посвящённая отечественным военным играм. В ней рассказывается об истории российских военных игр, начиная с XIX века. Предлагаю ознакомиться с первой половиной материала, охватывающего период до 2000-х годов. 

Часть 1

История варгейма в России не так обширна как мировая. Попытки как-то реконструировать сражения всегда были связанны с солдатиками. Традиционные русские игрушечные солдатики изготовлялись из дерева и глины. Основным центром изготовления коммерческих деревянных игрушек в дореволюционной России был район города Сергиев Посад. Фигуры расписывалась темперой, масляными или эмалевыми красками.

Надо отметить, что у отечественных деревянных и глиняных фигурок особенности униформы передавались с “немецкой” точностью. Традиционные деревянные солдатики были довольно крупными, высотой не менее 10–15 сантиметров. Они поневоле изготовлялись довольно статичными и примитивными, но в тоже время были очень выразительными. Такие игрушки делали на протяжении практически всего XIX века, но уже в начале ХХ века они стали редкостью.


Изображение русских деревянных солдатиков.

В конце ХIХ века купцом Талаевым из города Дмитрова был организован массовый выпуск игрушек из паянной жести. Среди многочисленных изделий его фирмы есть пожарный обоз и военный лагерь, а также фигурки конных и пеших воинов. Солдатики выполнены в масштабе, близком к 1:30, они изготовлены из двух половинок, выштампованных из тонкой луженой жести. Оружие и подставка изготовлены из более толстой жести и припаяны отдельно.

Кроме деревянных и жестяных игрушек в конце ХIХ — в начале ХХ века очень распространены были бумажные солдатики, входившие в комплект настольно-печатных игр. Изготовлялись они офсетным способом и выгодно отличались от остальных образцов игрушек своей дешевизной. Так в первой половине ХIХ века в Санкт-Петербурге были выпущена игра «Осада крепости» (1844). Это была разновидность шашечной игры, которая ведется между двумя игроками на разграфленном поле особой конфигурации. В последней трети XIX века появилась тенденция выпускать «осады» с названиями конкретных военных кампаний («Осада Москвы», «Осада Плевны», «Шипка» ), но на правилах игр это никак не сказывалось.


"Взятие крепости" — новая игра (1855).

Помимо простых игр, были в России и более серьезные. Так в конце XVII века в Россию были привезены правила военной игры шашечного типа Иоахима Людвига Хельвига. В русском обществе она получила восторженные оценки: «По воле игрока куклы движутся во все стороны; легкая и тяжелая конница, пехота, пушки, все идет своим порядком и чередом. Передразнивая подлинное военное дело, куклы переправляются через реки, болота, переходят горы, рубят, бьют, жгут и кто посметливее, тот того заводит впросак. Кукольная эта битва продолжается день, два, неделю и более».


Нюрнбергские миниатюры.

При императоре Николае I в России появилась немецкая штабная игра Кригшпиль. Офицеры русского Генштаба пытались усовершенствовать игру, приведя ее в соответствие с уставом русской армии и новыми боевыми реалиями. Также появлялись модификации и на морскую тематику.


Упаковка солдатиков в коробки.

Но из военных училищ вернемся к солдатикам. В XIX– начале XX веков российский рынок был затоварен дешевыми и очень качественными импортными немецкими фигурками (так называемыми нюрнбергскими миниатюрами). А раз были солдатики, значит с ними играли. Вот как описывает такую игру в солдатики граф Алексей Алексеевич Игнатьев: «Скоро появились и оловянные солдатики, изготовлявшиеся тогда в Германии с большим искусством. Они продавались коробочками по пятьдесят и сто фигур и точно изображали все европейские армии, в том числе и русскую гвардию. Постепенно совершенствуя «игру в солдатики», мы с братом довели ее до того, что, когда нам было десять — двенадцать лет, действовали уже с соблюдением некоторых законов тактики. У нас был большой стол, на котором мы из песка делали рельеф местности, отмечая леса — елочками, всякие преграды — краской. Войска передвигались по определенной мерке, конница с двойной скоростью, артиллерийский огонь мы вели по открытым целям на определенную мерку, и он давал двадцать пять процентов потерь и т.п.»


Игра 30-х годов.

Но своих «маленький войн» в России не случилось. После Великой Октябрьской революции, советская власть посчитала игру в солдатики и самих солдатиков буржуазным пережитком. Но в 30-е, потребовалось воспитывать подрастающее поколение в духе «защитников Родины». Солдатики снова были призваны в строй. Первым куратором производства фигурок был назначен нарком обороны К. Е. Ворошилов. Солдатиков изготавливали из алюминиевых сплавов. Они были лёгким и прочными и изображали солдат Красной Армии. К разработке военных игрушек часто привлекались военные специалисты, консультировавшие художников. Кроме того, многие военные сами не гнушались создавать эскизные проекты игрушечных солдатиков и боевой техники.


Игра 30-х годов.

Были и попытки моделирования военных действий при помощи солдатиков.

Вот о чём писал в журнале "Игрушка" в феврале 1939г комбриг Н. Левицкий, профессор кафедры военной истории Академии Генерального штаба РККА:

«Ряд постановлений партии и правительства не только указывают на необходимость изучения истории, но особо подчеркивает значение преподавания истории в живой, занимательной форме. Исторические события и характеристика исторических деталей должны преподноситься детям в живых образах, с сохранением своеобразия изучаемой эпохи.

Большую помощь в этом отношении могут оказать настольные игры. Военно-исторические игры увлекают детей сочетанием исторической и военной тематики интересной для ребят всех возрастов. Разумно составленная настольная игра может дать ребенку первое представление о топографической карте, понятие о тактике в предшествующие эпохи, показать героическую борьбу нашего многонационального народа за свободу и независимость родины, познакомить с нашими великими полководцами. Но приходиться с сожалением отметить, что подобного рода игры пользуются у издательств наименьшим вниманием…»


А так предлагали играть в солдатиков в СССР.

Но в СССР ограничились только выпуском солдатиков. Какие-либо сопутствующие правила игры не выпускались и не планировались. Посчитали, что дети сами разберутся, что с фигурками делать. К сожалению, кроме того, как расстреливать солдат с расстояния камешками и гвоздями, дети ничего путного придумать не могли.

Но не все было так плохо. Выходили настольные игры на военную тематику. Основными темами таких настолок были противостояние молодой Советской республики и ее идеологических противников, таких как белогвардейцы и злобные мировые империалисты. Ближе к 40-м в качестве противников выступали уже некие «фашисты».


Настольно-печатная игра "Сражение", 1971г.

Выпускались подобные настолки и после войны. Но качество их оставляло желать лучшего: ужасная полиграфия, фишкоподобные солдаты и модели техники, очень простые правила (в большинстве случаев повторяющих игру «Стратего»), рассчитанные на детей и не интересные для взрослых.


Советский "варгейм" 70-х-80-х годов. 

Часть 2

Первыми (и единственными) советскими правилами игры в солдатики была книга Олега Орлова и Рюрика Попова «Кораблики и солдатики», вышедшая в 1988 году. Книга включала в себя правила для «Игры в кораблики» и «Сухопутную баталию». Данная книга была рассчитана на детей, поэтому требовать от правил какой-то серьёзности не приходилось. Игра в солдатики была очень проста: передвижения совершались при помощи мерки (меркой могла быть палочка или спичка), для стрельбы к солдату прикладывалась трубочка, в который вкладывался гвоздик, посылаемый щелчком пальца в неприятеля — упавший солдатик считался убитым; для рукопашной использовались кубики – кто выбросил больше тот и победил. Также книга включала в себя инструкцию по изготовлению плоских оловянных миниатюр.


Обложка книги правил "Кораблики и Солдатики".

Но вышла книга безнадежно поздно. Игра была схожа с правилами Герберта Уэльса, выпущенными в 1914 году. Напомним, что на «загнивающем Западе» в 88-ом уже существовал «Warhammer».


Рисованное изображение битвы Рюрика Попова.

В конце 80-х в России начали появляться первые варгеймерские клубы, организованные любителями военной истории, где играли пластилиновыми и проволочными солдатиками, но постепенно начали переходить на оловянные нюрнбергские миниатюры. Правила были в основном самодельные, но попадались и переводные. Изначально варгейм имел историческую направленность, но в начале 90-х появились первые фигурки 28мм и миниатюры из вселенной «Warhammer».


Коробка игры "Полководец".

В 90-е вышла настольная стратегическая игра «Полководец», в которой игроку предлагалось побыть участником наполеоновских войн. В игре было три армии: русская, французская и австрийская, с разными типами войск: легкая пехота, тяжелая пехота, разные виды кавалерии, артиллерия. В игре не было кубика, а бой решался по шахматному принципу. В игре учитывалась местность, так в лесах и горах могли оперировать только представители легкой пехоты или кавалерии. В "Полководце" была возможность формировать свою армию на каждое сражение. Но игра, как правило, допиливалась игроками: исход боя определялся кубиком, а у войск появлялись модификаторы.


Набор для игры "Битвы Fantasy".

В то же время начала заполняться и свободная ниша игр в солдатики. Первыми это сделала компания «Технолог», со своей игровой средой "Битвы Fantasy". Игра представляла из себя сражения в фантастическом мире различных существ, среди которых были гоблины, рыцари, скелеты, пираты и прочие. Сами правила были незамысловатым варгеймом с реальной стрельбой и предназначались для детей. Позже компания начала выпускать такие игры как «Старсис», «Робогир», «З.О.Д.», «Астроник» и т.д. Игры от «Технолога» так и остались «детской забавой». Это был не самоценный варгейм, а правила шли как дополнение к фигуркам.


"Кольцо Власти" от "Звезды".

Но, наверное, подъём варгеймов начался в 2000-х, когда компания «Звезда» выпустила первый исторический варгейм «Эпоха Битв», а позже фэнтезийную «Кольцо власти».


"Эпоха битв", первая редакция.

«Эпоха битв» — околоисторический варгейм с фигурками в масштабе 1/72. Механика игры во многом заимствована у «Warhammer Ancient Battles». Детская направленность игры быстро отбивала интерес у опытных варгеймеров. В адрес разработчиков направлялись гневные письма с просьбой сделать игру более историчной. В результате было выпущено 4-и редакции этой игры, но, к сожалению, это не прибавило ей популярности и система закрылась.

«Кольцо Власти» — представлял из себя фэнтезюшный варгейм 28мм миниатюрами. Разработчики планировали его как более дешевый аналог «Warhammer FB». Но несмотря на некоторую популярность игры, система начала затухать и на данный момент является закрытым проектом.


Миниатюрки "Звёздного десанта"

Ещё один варгейм, уже в жанре научной фантастики от ООО «Звезда», «Звёздный десант», тоже не нашёл своих фанатов. В основном это связано с не очень хорошим качеством миниатюр и большим запаздыванием выхода новых.


Стенд с игрой "Звёздный десант".

Но рассказывая о варгеймах в 2000-х, не можем пройти мимо еще одного проекта – «Art of Tactics (AoT)». «АоТ» появилась из попытки революционной переделки "Эпохи Битв" Алексеем Калининым, в его бытность руководителем игрового отдела «Звезды» . Предложенную редакцию Константин Кривенко (директор «Звезды») забраковал и Алексей начал делать свою систему. Изначально это был проект на фэнтези тематику для фирмы «Magister Militum», которая хотела сделать свой «Warhammer». Но что-то не заладилось: было выпущено два десятка фигур и проект утонул. А «АоТ» стал историческим варгеймом и распространялся бесплатно. Самой главной бедой проекта было то, что каждая новая редакция была практически новой игрой. Но, не смотря на все неурядицы «АоТ» жив до сих пор и имеет свое маленькое комьюнити.


Так могли выглядеть фигурки для Magister Militum.


Процесс игры в "Art of Tactics" 

Как мы видим, в 2000-е был сделан большой прорыв в российском варгейме. И во многом благодаря директору ООО «Звезда» Константину Кривенко и директору ООО «Технолог» Дмитрию Осятинскому . Это два увлеченных энтузиаста, очень много сделавших для появления и развития настольно-стратегических игр в России и на территории СНГ. Сколько человек пришло в варгеймы через их игры – не сосчитать.

boardgamer.ru

Кто и когда придумал игру в солдатиков? | Обучение

В детстве была у меня книга «Кораблики и солдатики» с набором чертежей по созданию фигурок кораблей и солдатиков, соответственно. Плюс набор правил по передвижению войск и проведению боёв. Во вступлении книги было написано:

Кто придумал игру в солдатиков — этого сказать совершенно невозможно. В солдатиков-конных воинов — играли дети скифских племён. В солдатиков-рыцарей — играли дети Средневековья. В солдатиков Преображенского и Семёновского полка времён Петра Первого играл мальчик Александр Суворов — будущий полководец.

Что ж, у автора книги не было тогда Интернета, поэтому и установить дату изобретения игры не он мог. Посмотрим, чем помогут в расследовании современные технологии.

Фото: Depositphotos

Пойти придется издалека и начать с наиболее популярных сегодня настольных игр. Пожалуй, не ошибусь, если это будут ролевые игры из серии Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы», D&D). Система правил D&D возникла на основе исторической «игры в солдатиков» Chainmail («Кольчуга»). Официально жанр Chainmail называется wargame («варгейм»), или настольная военная игра.

Варгеймы, в свою очередь, имеют сразу двух предков: индийскую чатурангу и прусский «Кригшпиль».

Чатуранга

Помимо варгеймов, чатуранга стала прародительницей шахмат и ряда других настольных игр. Впервые игра упоминается в VII веке до н.э. Первая версия игры предназначалась для двух игроков, позднее появился вариант, рассчитанный на четырех игроков.

В чатурангу играли на доске размером 8×8 клеток, а фигурки расставлялись на полях, как в современных шахматах. В «армию» игрока входили: восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджа и его визирь (ферзь). Задачей было поставить противнику мат.

Серьезным отличием от шахмат был фактор случайности, ведь перед каждым ходом игрок бросал игральные кости, определяя возможные ходы.

Чатуранга часто упоминается в художественных и философских произведениях Древней Индии, а Будда в своем учении негативно отзывался о настольной игре и не поощрял увлечения подобной забавой. Ухи, мои ухи !!!
Фото: Кадр из к/ф «Джентльмены удачи», 1971 г.

Кстати, игральные кости, важный элемент многих настольных и ролевых игр прошлого и настоящего, сопровождают человека уже многие тысячи лет. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне играли с помощью костей в игру сенет, а древнейший набор костей имеет возраст 5200 лет. Его нашли в 2004 году в Иране вместе с комплектом для игры в нарды. Об истории игр в кости можно написать отдельную статью, но пока вернемся к истории военных «настолок».

Кригшпиль

В 1824 году Георг фон Рассевиц выпускает в свет игру «Кригшпиль», что в переводе с немецкого означает не что иное, как «военная игра». На разработку стратегии ушло 12 лет, зато это была первая серьезная попытка создать реалистичную военную игру. Фон Рассевиц даже внедрил в свое детище «туман войны», или «туман неизвестности». То есть карта и противник открывались игроку не сразу, а лишь по мере передвижения войск по карте. Карта была не придуманная, а отражала местность и ландшафт на границе Бельгии и Франции. Фото: Depositphotos

Интересна оценка влияния «Кригшпиля» на успехи прусской армии. Кто-то считал, что именно стратегическая стала залогом многочисленных побед. Другие возражают, что как раз после победоносных кампаний в Пруссии резко возрос интерес к игре. Так или иначе, но в «Кригшпиль», прадедушку всех варгеймов, играли кайзер Вильгельм и император Николай I.

Создание современных варгеймов началось в 50-х годах прошлого столетия. В 1954 году Чарльз Сванн Робертс опубликовал игру «Тактика» (Tactics), от которой уже произошли остальные военные игры, пик популярности которых пришелся на 70-е годы XX века.

Современные варгеймы

Упомянутая в начале статьи Chainmail придумана в 1971 году. Авторами игры являются Гэри Гайгэкс и Джефф Перрен. Идея пришла к Перрену в 1967, когда он прочел правила настольной игры Siege of Bodenburg в журнале Strategy & Tactics. А Гэри Гайгэкс, ставший соавтором проекта, спустя некоторое время создаст легендарные для фанатов «настолок» и «ролевок» Dungeons & Dragons, в основе которых будет именно правила Chainmail.

К историческим варгеймам сегодня относятся такие игры, как «Великая Отечественная», «Эпоха битв», Warhammer Ancient Battles, SAGA, Flames of War. Фантастические варгеймы представлены сериями Battle Tech, Warhammer 40 000, Warmachine, Malifaux. Фото: Depositphotos

Что ж, вроде всё ясно. Так или иначе «игры в солдатиков» возникали у разных народов в разные эпохи. Официальный предок игры — индийская чатуранга. Серьезным развитием игры стал «Кригшпиль» Георга фон Рассевиц в XIX веке, а в 70-х годах XX столетия появились современные игры в солдатиков для детей и взрослых.

Что еще почитать по теме?

Что такое настольные игры нового поколения?
Настольные игры советских детей. Что такое «Уголки»?
Настольные игры для самых маленьких: с чего начать?

shkolazhizni.ru

Настольный варгейм: Эпоха пластиковых войн.

Автор: Strateg, 22 Сен 2011

Автор Т.Потапенко aka Tengel

 Обзорная статья о традициях отечественного настольного варгейма. Впервые была опубликована в журнале Легион.

Для начала совсем чуть-чуть истории. Настольный варгейм как особого рода хобби появился на просторах СССР во второй половине восьмидесятых годов. Сложно сказать, почему это произошло именно тогда. Может быть, сыграла свою роль перестроечная свобода, породившая огромное количество, как тогда говорили, «неформальных молодёжных объединений»; может быть, к тому времени вышло из подросткового возраста «недоигравшее в детстве поколение», выросшее в условиях застоя, когда был «дефицит на образы»: книги о приключениях, нормальные детские и подростковые игры. Но, так или иначе, первые компании единомышленников образовались именно в разгар перестройки. И эти-то небольшие «группы товарищей» и заложили базу и традиции «русского исторического варгейма».

В середине и в конце восьмидесятых страна была ещё более или менее закрыта, и о состоянии любимого хобби на Западе русские варгеймеры не имели ни малейшего представления. В лучшем случае, некоторые из них знали, что «в солдатики» на Западе играют, но ни к фигуркам солдатиков, ни к правилам, ни к специализированным журналам доступа ни у кого просто не было. Поэтому здесь в России наиболее остро стояли два вопроса: где взять фигурки солдатиков и где взять правила варгейма.

Первый вопрос был в целом решён летом 1989г, когда кооператоры наладили производство «настоящих оловянных солдатиков». Это были отлитые из припоя копии пластиковых фигурок масштаба 1\72 западных фирм «ECKI», «Revell» и «Airfix». По нынешним временам, это, конечно же, чистой воды пиратство, но в те годы любая сделанная за границей (например, в Китае :)) вещь была страшным дефицитом, а массовые и доступные левые копии эсковских, ревелльных и фиксовских фигурок, продаваемые чуть ли не в каждом «Детском мире» открыли миниатюру огромному количеству подростков. Эти фигурки были настолько изящнее и живее привычных солдатиков, что они стали даже предметом коллекционирования, а, собрав приличную армию, многие пытались найти ей иное применение, кроме стояния на полке. Технология формовки и литья этих фигурок в домашних условиях была быстро освоена, и дешёвые и красивые миниатюры в масштабе 1\72 быстро вытеснили в среде варгеймеров пластилиновые, бумажные, проволочные, вексинтовые и другие самодельные фигурки. Так, в русской варгеймерской среде закрепился масштаб фигурки 1\72. Справедливости ради, надо сказать, что в 89м-90м годах вместе с исторической фигуркой солдатика в «72м» масштабе, кооператоры продавали и более крупные фигурки скелетов, волшебников и рыцарей, которые, как я понимаю, были копиями очень ранних фигурок «ВФБ». Но масштаб их был гораздо крупнее, соответственно, фигурки были существенно дороже, да и популярным фэнтези в нашей стране стало только через год-два. Так что, среди варгеймеров получила распространение фигурка привычного ещё по сборным моделям самолётов советских времён «72го» масштаба, и только историческая. Сейчас наборы солдатиков вовсю выпускает отечественная фирма Звезда.

Ситуация с правилами была гораздо хуже. Их в СССР и потом в РФ было просто не достать. Выход оставался только один: правила варгейма писать самим. Но для того, чтобы написать правила надо было представлять себе процесс, который эти правила моделируют. Если Вы собираетесь, скажем, разработать правила для отыгрыша античных сражений, Вы должны как минимум хорошо представлять себе античную тактику и вооружение. Поэтому в варгеймерских компаниях началось массированное изучение военно-исторической литературы, всей, какую только можно было достать. Разработка правил велась, опять же, на исторических источниках, а не фэнтезийных книгах, потому что фэнтезийных книг было мало, и они в ту легендарную пору были существенно дороже, чем книги научные или научно-популярные. Да и информации в них было меньше. В любом случае, каждая компания разрабатывала правила в соответствии со своими вкусами и представлениями о том, как проходили «настоящие» сражения. Когда ближе к середине девяностых с Запада просочились всё-таки «фирменные» правила, традиция у «варгеймеров-историков» уже закрепилась. «Настоящие» западные правила были немедленно «улучшены и дополнены». Практически никто не оставлял их в первозданном виде.

Так сформировались три традиции «варгеймеров-историков»: приверженность к масштабу 1\72; некоторая склонность к собственной исследовательской деятельности и творческое отношение к правилам варгейма. В этой среде до сих пор считается более почётным разработать правила самому или хотя бы подправить их в сторону большего удобства, чем играть по уже готовым.

Но в начале нынешнего века в Россию вслед за массовым Интернетом пришёл «Вархаммер». И следом за ним в русском варгеймовом сообществе образовалась другая его половина: «варгеймеров-фэнтезийщиков». В отличие от «историков», корни «вархаммерного» сегмента лежат не в перестроечной вольнице, а в ролевом движении. И у «вархаммеристов» совсем другие традиции. Как видно уже из названия, «фэнтезийщики» предпочитают истории фэнтези. Они выбирают фигурки не кратных «модельных» масштабов (1\72, 1\48, 1\35), а миллиметровых «игровых» (когда масштаб измеряется высотой от подошв до глаз модели, изображающей человека: например 15мм, 25мм). Совершенно другое у «фэнтезийщиков» отношение и к правилам: «правило-творчество» у них не в чести, они предпочитают строго следовать тому, что написано в их рулбуках. Универсальная фраза в сообществе «историков»: «это совершенно нереалистично, давайте это переделаем» в клубах «фэнтезийщиков» встречает реакцию: «да, это неудачно, и не очень красиво, однако в официальном дополнении к правилам (эррате) за номером таким-то от такого-то года предписано делать именно так».

Толчком к созданию правил «Питерской эпохи» послужил смелый эксперимент российской фирмы «Звезда». В 1999г. «Звезда» с целью поднятия продаж выпустила на рынок новый неслыханный в России продукт: правила варгейма с фигурками солдатиков «72го» масштаба (естественно, годились только фигурки, производимые «Звездой») под названием «Эпоха битв». Примерно тогда же было основано «Поле боя», изначально – как сайт любителей «ЭБ». Среди участников этого проекта оказались несколько санкт-петербургских варгеймеров, и одним из них был Ваш покорный слуга, которые попытались отыграть по правилам «Эпохи битв» несколько боёв. К сожалению, мы быстро обнаружили, что «Эпоха битв» была очень сырой и нереалистичной системой и требовала значительной доработки. Постепенно, мы начали накапливать к ней улучшения и дополнения, и со временем, решили на основе полученного опыта разработать собственные правила, которые мы назвали «Питерской эпохой». Сейчас они уже ничего общего, кроме одного слова в названии, с «Эпохой битв» «Звезды» не имеют.

Также обзорные статьи по настольному варгейму можно прочесть здесь:

Варгейм как явление

Настольный варгейм: Игра в солдатики или образ жизни?

Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров

Настольный варгейм: Откровения бывалых варгеймеров, ч.2

Настольный варгейм: правила варгейма, наборы солдатиков и варгеймерские войны

Рубрики: Статьи о варгейме
Метки: варгейм, игра в солдатики

strategwar.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Активити
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Диксит
  • Каркассон
  • Клуэдо
  • Колонизаторы
  • Манчкин
  • Разное
  • Свинтус
  • Секреты побед
  • Шакал
  • Шакал -правила игры
  • Эволюция
  • Эволюция — секреты игры
2019 © Все права защищены. Карта сайта