«Ora et labora» | Подружись с итальянским!
Наверняка вам знакомо известное латинское выражение «Ora et labora». Дословно оно переводится как «Молись и работай».
Фразу произнёс Бенедикт Нурсийский, основатель ордена бенедиктинцев. Выражение стало ключевым в Уставе ордена, который считается старейшим среди католических монашеских орденов. Давайте посмотрим, что же конкретно предписывалось делать монахам-бенедиктинцам.
«Молись и трудись»
Фраза «Ora et labora» подразумевает, что монахам ордена следует соединять в своей земной жизни молитву и физический труд. На это чётко указывают глаголы, которые здесь употребляются. Понятно, что это латынь и повелительное наклонение. Но значение угадать несложно, даже не заглядывая в словарь.
«Orare» это устаревший глагол итальянского языка со значением «просить, уповать, молиться». Мы же прекрасно знаем, что в русском языке с песнопениями связаны слова «оратория» и «хор», имеющие тот же самый корень.
«Laborare» сложностей не вызывает. В современном итальянском языке это глагол lavorare, а в русском языке – слова «лаборант» и «лаборатория».
Распорядок дня католических монахов
Давайте обратимся к схеме, на которой представлен распорядок дня монахов. Мы видим, что здесь указаны разные виды богослужений и работ в течение дня.
___________________
Конвенциальные или общие службы. Они проводятся несколько раз в сутки в храме. На эти богослужения обязательно приходят все монахи (на схеме это представлено тремя фигурками).
- Ufficio delle Letture — Утреня
- Lode e Messa – Хвалы Господу и Деве Марии, Служба
- Vespro — Вечерня
- Compieta — Повечерие
___________________
Индивидуальные богослужения. Монахи совершают их в своих кельях, не выходя в храм. Это так называемые рецитации, за которыми исторически закрепилось название Часов. Они никак не связаны с астрономическими часами и отделены друг от друга интервалом не менее двух часов.
- Lectio Divina это либо медитативное чтение Библии, либо Благодарственный молебен
- Ora Terza — Час Третий
- Ora Sesta — Час Шестой
- Ora Nona — Час Девятый
Иногда выражение встречается вот в такой форме. Здесь как раз подчеркивается, что монахи должны не только работать и молиться, но и читать.
___________________
Другие занятия. В течение дня у монахов, помимо коллективных и индивидуальных богослужений, есть и другие занятия.
- Studio это изучение текстов Священного Писания.
- Lavoro это самые разные виды работ. Они выполняются по указанию аббата или наставника, если это послушник. Обратите внимание, что до Третьего Часа не разрешены никакие работы.
- Riposo.
Отдых предусмотрен не только после Повечерия, но и в отдельные промежутки дня. Вид отдыха монахи выбирают уже на своё усмотрение. Это может быть чтение, физические работы, уход за садом или просто пребывание в покое.
В разных монашеских орденах время службы варьируется, однако сама структура, как правило, не меняется. Всё зависит от строгости устава, по которому живёт монастырь.
Настольная игра «Ora et labora»
В Италии существует настольная игра «Ora et labora», созданная Уве Розенбергом. В неё могу играть от 2 до 4 человек. Рекомендуемый возраст игроков — не моложе 10 лет.
Поочередно делая ходы, участники выполняют различные задания, связанные с жизнью и деятельностью монахов воображаемого монастыря. Как видите, фраза бенедиктинцев не теряет своей актуальности и в мирской жизни!
© Татьяна Трунова, апрель 2021
- Monastero — convento — в очерке объясняется разница между этими видами монастырей
- «Andare con il cavallo di San Francesco» — этимология и значении выражения, а также фото одного забавного указателя из Ассизи
Публикации о монастырях на моём авторском проекте «Дорогами Души»
- Монастырь Палиани (остров Крит, Греция) — одна из самых ранних женских обителей на Крите.
Монастырь посвящен празднику Успения Богородицы.
- Рильский монастырь (Рила, Болгария) — крупнейший ставропигиальный мужской монастырь Болгарской православной церкви. В нём хранятся мощи святого Иоанна Рыльского.
«Ora et labora» — «молись и трудись» – DW – 21.02.2003
Одиночество, эта проказа наших дней, поражает не только пожилых…Фото: AP
Катрин Мёдерлер, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА21 февраля 2003 г.
«Молись и трудись» – трудно себе представить, что в наши времена кто-то всерьёз исповедует этот средневековый религиозный принцип. Но именно так живут монахини францисканского монастыря в городке Вальдбрайтбах.
https://p.dw.com/p/3HuH
Реклама
Помните, в исторических романах герои и, особенно, героини, уходили в монастырь, чтобы высокой стеной отгородиться от греховной и суетной светской жизни. Было ещё такое выражение «заживо похоронить себя в монастыре». Вот с такими представлениями я и отправилась в женский францисканский монастырь в Вальдбрайтбахе.
Первые францисканские монастыри возникли в начале 13 века. Их основатель Франциск Ассизский проповедовал культ бедности. Сестра Эммануэла Хеннекен видит это так:
«Идеал бедной жизни очень важен, и солидарность с теми, кто оказался на обочине. И ещё Святой Франциск завещал нам уважать творение во всей его совокупности, с почтением относиться ко всем тварям Божиим, ко всей природе».
Все покупки оплачиваются из общей кассы
Идеал бедности воплощается в жизни монастыря: все доходы поступают в общую кассу, из которой оплачиваются все необходимые покупки. А солидарность с теми, кто оказался на обочине жизни, выражается в том, что при монастыре работает большая психиатрическая клиника и один из первых хосписов для безнадёжно больных и беспомощных пожилых людей. Но и этого недостаточно, считает настоятельница монастыря Базина Клоос. По её словам, монахини спрашивают себя, что стал бы делать сегодня помогавший прокаженным святой Франциск? И кто такие прокаженные сегодня? «Это, например, одиночество, одинокие люди. Значит, наш долг помочь им. Поэтому мы делаем всё, чтобы дать одиноким людям, например, в домах престарелых возможность общения».
Но одиночество, эта проказа наших дней, поражает не только пожилых. Поэтому при монастыре работает странноприимный дом на 50 мест для молодёжи. Руководит здесь сестра Эдит Мария Шуг, которая закончила курсы по работе с молодёжью, и теперь работает здесь, на горе.
«Молодые люди приезжают сюда за очищением и окормлением. И мы говорим о проблемах, которые их волнуют. Это наркотики, алкоголь, насилие. Это отношения в семье, страх перед будущим. Это самый главный вопрос: вера. Есть ли Бог? Почему он всё это допускает?».
Сестра Эдит Мария — самая молодая среди монахинь, ей 36 лет. На первый взгляд и не скажешь, что она — монахиня. Обычное скромное платье, обычная причёска, красивое лицо. Только крест и образок пресвятой девы Марии на груди выдают принадлежность к ордену. До середины 1980-х годов почти все сёстры носили монашеские одежды.
Монастырь – крупнейший работодатель города
Францисканский монастырь — самый крупный работодатель в Вальдбрайтбахе. В клинике, в хосписе, в овощном и фруктовом хозяйстве, в ресторане при монастыре заняты более 500 человек. Подавляющее большинство из них — миряне. Причём есть среди них и протестанты и просто неверующие. Самое главное — профессиональная квалификация. Собственно монахинь в монастыре остаётся всё меньше, всего 91 сестра. Большинство из них старше 60 лет. Но и правила приёма очень строгие. Эдит Мария прошла это испытание:
«Если женщина хочет прийти в нашу общину, она становится кандидаткой, то есть, должна доказать, что сознательно сделала свой выбор. Кандидатки живут в миру, но у них есть возможность присмотреться к жизни общины, проверить себя».
Потом наступает период, когда приходится расставаться с семьёй, с прежним местом работы и переселяться в монастырь. Лишь через два года послушница впервые даёт обет бедности, послушания и безбрачия.
Фото: BilderboxСначала обет даётся на три года, потом ещё на два. И только после всех этих испытаний можно навечно посвятить себя служению Господу. А это означает строгий распорядок жизни. Ещё до рассвета — хвалитны, так называется первая молитва дня. Потом, в семь утра, главная служба. А после завтрака — работа. Завершается день вечерней мессой. «Ora et labora» — «молись и трудись». Счастлива ли такою жизнью сестра Мария?
«Меня очень привлекало то, что здесь так много говорят о Боге, что есть твёрдый порядок молитв. Моё представление во многом сводилось к поискам уголка мирной гармоничной жизни. Очень хорошо, что у нас есть твёрдый распорядок молитвы, строгие правила».
Но здесь, в монастыре она научилась и спорить: ведь жизнь сводит и здесь с разными людьми, сестёр не выбираешь. Поэтому им приходится обсуждать многие вопросы. «Я научилась честно и открыто спорить. Так что, мои представления о монастырской жизни не всегда совпадали с реальностью». Но она считает, что монастырь — это хорошая возможность жить в мире с собой, с окружающими и с Богом.
Судите сами, можно ли говорить о попытке бегства от жизни, о попытке скрыться от неё или даже «заживо похоронить себя за монастырской стеной».
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Ора и Лабора | Богоматерь Далласская
Br. Лоуренс практикует lectio divina незадолго до вечерни.
Ора (Молитва)
Прежде чем послать Двенадцать проповедовать Царство Божие, Христос сначала призвал их «быть с Ним» (Марка 3:14). Мы надеемся, что наша работа как учителей и священников всегда останется плодом нашего основного призвания жить монашеской жизнью, посредством которой мы стремимся «быть со» Христом через жизнь молитвы.
Наша монашеская жизнь сосредоточена на литургии и древней практике lectio divina, или уединенном чтении и размышлении над Священным Писанием. В дополнение к назначенному времени для личной молитвы, мы ежедневно совершаем вместе Святую Жертвоприношение Мессы и Часовую Литургию.
Именно через молитву мы стремимся возвысить наши умы и сердца к Богу и жить в союзе со Христом; ибо именно у него мы находим вдохновение для всех наших действий и способность различать направление нашей жизни (Cistercian Life Today, 59-60).
Labora (Работа)
Помимо домашних обязанностей общественной жизни и пастырской помощи в местных приходах, основным занятием монахов Богоматери в Далласе является преподавание. Наша работа в качестве учителей отчасти является следствием нашего происхождения как дочернего дома аббатства Зирк в Венгрии, которое было вынуждено отправить своих монахов из страны вскоре после Второй мировой войны, когда коммунистическое правительство подавило религиозные ордена Венгрии.
Фр. Григорий преподает английский язык.
Во время ее подавления аббатство Зирк переживало период великого возрождения. Спустя почти девять столетий после того, как один из монахов святого Бернара основал Цирк, и два столетия после того, как сильная рука Провидения повелела монахам посвятить себя священнической и просветительской работе, аббатство обнаружило успешный симбиоз цистерцианской жизни и апостольской жизни. миссии, что привело к многочисленным святым венгерским цистерцианцам и прямому и мощному христианскому вдохновению молодежи Венгрии. Эту традицию принесли с собой основатели Далласской Богоматери, когда построили первое крыло Далласского монастыря в 1958. С тех пор монахи преподают в различных университетах, в частности в Университете Далласа. А в 1962 году монахи объединились с членами местной общины, чтобы основать цистерцианскую подготовительную школу, где сегодня работает большинство монахов.
Но наша педагогическая деятельность — не просто историческая случайность. Преподавание есть деятельность, органически связанная с нашим монашеским призванием. Папа Бенедикт XVI в обращении к католическим педагогам во время своего визита в Соединенное Королевство в сентябре 2010 года объясняет глубокую связь между ними:
«Как вы знаете, задача учителя состоит не только в том, чтобы передавать информацию или обеспечивать обучение навыкам, предназначенным для того, чтобы принести некоторую экономическую пользу обществу; образование не является и никогда не должно рассматриваться как чисто утилитарное. Речь идет о формировании человека, оснащении его или ее для полноценной жизни – короче говоря, о передаче мудрости. И истинная мудрость неотделима от познания Творца, ибо «и мы, и слова наши в руке Его, как и всякий разум и умение в ремеслах» (Прем. 7:16).
Это трансцендентное измерение изучения и преподавания было ясно осознано монахами, внесшими столь большой вклад в евангелизацию этих островов…. Поскольку поиск Бога, лежащий в основе монашеского призвания, требует активного использования средств, с помощью которых Он дает о себе знать – своего творения и своего открытого слова, – было вполне естественно, что монастырь должен иметь библиотеку и школу.
(ср. Обращение к представителям мира культуры в «Коллеже Бернардинов» в Париже, 12 сентября 2008 г.). Именно преданность монахов обучению как пути встречи с Воплощенным Словом Божьим должна была заложить основы нашей западной культуры и цивилизации».
Пр. Джозеф учит
Как учителя мы стремимся проповедовать и продвигать Царство Божье, обогащая умы и сердца тех, кого мы учим, плодами, которые мы приобрели в нашем собственном созерцании, и ведя наших учеников к источнику всей истины, Христу. сам. Как община монахов и просветителей, наш монастырь стремится продолжить почетную монашескую традицию серьезной интеллектуальной жизни и быть центром учености на службе поместной Церкви, которая всегда должна быть готова дать разъяснение всякому, кто спросит: повод для нашей надежды» (1 Петра 3:15).
Хорарий (ежедневное расписание)
5:40 – 6:00 | Персональная медитация (Lectio Divina) |
6:00 – 6:30 | Отдел чтения и утренней молитвы (Officium Lectionis et Lauds) |
6:35 – 7:15 | Масса |
7:30 – 8:00 | Завтрак, конец великой тишины |
8:00 – 12:00 | Работа: Позавтракав в одиночестве и в тишине, монахи приступают к выполнению своих различных дневных задач.![]() |
12:20 – 12:30 | Полуденная молитва (секста) |
12:30 – 1:00 | Обед |
1:00 – 5:30 | Работа: После обеда монахи вернутся к своим занятиям преподаванием и/или учебой. |
5:40 – 6:00 | Персональная медитация (Lectio Divina) |
6:00 – 6:30 | Вечерняя молитва (вечерня) |
6:30 – 7:00 | Ужин |
7:00 – 7:15 | Ночная молитва (повечерие) |
7:15 – 8:00 | Общественный отдых: после повечерия монахи собираются, чтобы провести время вместе. В то время как фильм или игра могут быть источником развлечения, большинство общественных развлечений проводится просто в чате и поддержании связи друг с другом.![]() |
9:30 – 9:50 | Розарий будних дней, начало Великой тишины |
Ora et Labora Определение и значение
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
/ Latin (ˈɔːrɑː ɛt ˈlæbɔːˌrɑː) /
Сохранить это слово!
молиться и трудиться
ТЕСТ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение правильное?
Слова рядом ora et Labora
оракулы, оракул, ораци, оради, орадея, ора и лабора, оральный, оральные контрацептивы, оральный, оральный эротизм, орально-формульный
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012
© William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins
Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Как использовать ora et Labora в предложении
Ив Альбарелло, член парламента Сены и Марны, сказал, что боевики заявили полиции, что готовы «умереть как мученики».
Франция убивает убийц Charlie Hebdo|Нико Хайнс|9 января 2015|DAILY BEAST
Приливы и отливы, сдержки и противовесы, центр выдержит и так далее.
Взгляд ветерана: холодная война Нью-Йорка между полицией и мэрией|Мэтт Галлахер|29 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Публике, дестабилизированной сейсмическими изменениями в культуре, он дает уверенность (и угрозу), что Обама и др.
Гленн Бек теперь продает хипстерскую одежду. Действительно.|Ана Мари Кокс|20 декабря 2014|DAILY BEAST
Спасибо, главный судья Робертс и др., за то, что открыли шлюзы для пожертвований на политическую кампанию.
До определенного момента: Спасибо самой большой индейке, дядя Сэм|П.
Дж. О’Рурк|27 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Я был тупым индо-английским ребенком с выходцем из Южной Азии афро, а он был полностью американским типом, в бейсбольной команде и так далее.
Как Аасиф Мандви стал фаворитом джихада Джона Стюарта|Дин Обейдаллах|16 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Вульгата переводится так: «Et obviabit illi Quasi mater honorificata, et quadri mulier a virginitate suscipiet illum».
Соломон и литература Соломона|Moncure Daniel Conway
De secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae, p. 533 (Брюэр).
Средневековый разум (Том II из II) | Генри Осборн Тейлор
Peu aprs nostre прибытия, i’escrivy l’estat auquel nous avons retrouv ceste Eglise et Colonie naissante.
Отношения иезуитов и союзнические документы, Vol. II: Acadia, 1612-1614|Разное
Commenons, comme l’on dict, de chez nous, de la maison et жилье; puis nous sortirons dehors.