Орфограф Лебедева 2022
Орфограф – онлайн-сервис, разработанный Студией Артемия Лебедева (создателем фирменного стиля Яндекса). Он без особого труда определяет все орфографические ошибки, присутствующие даже в огромных текстах, и находит неизвестные ему слова. Для их выделения он использует специальные маркеры.
Орфография – это система установленных правил письма для каждого конкретного языка. Действительно ли важно быть грамотным и предоставлять на суд читателей только качественные тексты без ошибок?
Проверка орфографии – доводы за
Ни один уважающий себя автор не выложит в сеть свои работы с грамматическими ошибками. Причина этого лежит на поверхности: читатель не станет изучать материал, который написан совершенно бездарно и непрофессионально. Единственный случай, в котором он закрывает глаза на наличие ошибок – отсутствие какой-либо другой информации по заданной тематике.
Однако грамматические ошибки в тексте всегда вызывают подозрительность и ставят под сомнение адекватность оценки автора. Доверие читателя к нему при этом значительно снижается, даже если он все-таки умудрился дочитать работу до конца. Также люди не спешат верить и рекламным объявлениям, в тексте которых есть какие-либо ошибки. Подобное предложение не только не привлечет посетителей или покупателей, но и даже оттолкнет их.
В современной жизни с проблемой неправильного написания слов и предложений сталкивается практически каждый человек. Одни страдают от нехватки знаний, другие – от рассеянности, поспешности и невнимательности к работе.
В любом случае, перепроверять огромные тексты – занятие весьма затруднительное, так как оно отнимает много времени и сил. А между тем, отсутствие орфографических ошибок – важный критерий, определяющий качество написанного материала и профессионализм его автора.
Да, в случае работы с текстовым редактором Microsoft Office Word подобных проблем не возникает. Орфографические и пунктуационные ошибки он находит на раз. Другое дело – написание текстов на устройствах, не имеющих возможности работать с этой программой (например, на планшете или смартфоне).
В такой ситуации поможет онлайн-сервис проверки орфографии. Единственное, что потребуется от пользователя – стабильная работа Интернет-соединения.
Особая группа людей, которым просто необходимы такие сервисы
- копирайтеры;
- рерайтеры;
- вебмастеры;
- оптимизаторы;
- контент-менеджеры;
- студенты;
- школьники;
- рядовые пользователи ПК.
Именно от орфографии зависит качество и популярность веб-страницы и сайта в целом. Ресурсы, игнорирующие наличие в текстах ошибок, заслуженно получают занижение позиции в поисковиках и утрачивают былой статус.
Быстрая и удобная проверка на сервисе Орфограф
Для выполнения проверки необходимо выбрать текст, предназначенный для анализа, скопировать его из буфера обмена, указать некоторые параметры и нажать «Проверить». После некоторого ожидания сервис выдаст результат. При вводе текста установлено ограничение по количеству слов – их должно быть не более тысячи. В остальном – все доступно и понятно.
К проверке допускаются не только тексты, напечатанные самим пользователем, но и статьи, которые размещены прямо в Интернете – на одном из его сайтов. Для этого в Орфограф онлайн необходимо ввести адрес страницы, предназначенной для анализа.
Неизвестные слова, найденные Орфографом, выделяются маркерами — их цвет и тип можно выбрать самостоятельно: желтый, красный, зеленый, зачеркивание или черная траурная рамочка. По умолчанию используется маркер желтого цвета.
Преимущества
- отсутствие необходимости регистрироваться на сайте;
- бесплатное использование;
- удобный и интуитивный интерфейс;
- быстрая обработка текстов;
- проверка материала, вставленного из буфера обмена и веб-страниц;
- качественная работа по исправлению орфографических ошибок;
- возможность выбора наиболее понравившегося стиля выделения ошибок и неизвестных сервису слов.
Недостатки
- скорость работы зависит от качества используемого Интернет-соединения;
- ограничение по количеству введенных слов в Орфограф;
- сервис не предназначен находить пунктуационные ошибки.
Перейти на сервис Орфографофициальный сайт
Орфограф Лебедева — обзор сервиса
Есть бесплатный тариф
от Студия Артемия Лебедева
Оставить отзывЗадать вопрос
Официальный сайт
ИспользуюОтметьте, если используете. Это улучшит ваши персональные рекомендации.
Проверяет правописание на русском и английском, отдельные тексты или целые веб-страницы.
Совместная работа и личная эффективность Работа с документами
Похожие на Орфограф Лебедева
Орфограммка
Microsoft Word
Онлайн-Спринтер
Главред
Акт-Контракт
Google Документы
Draft
Все аналоги Орфограф Лебедева
«Орфограф Лебедева» — сервис для проверки правописания на русском и английском языках. Это данны е сообщеcтва Startpack. Поможет быстро определить неизвестные слова в тексте или на веб-страницах.
Цены на Орфограф Лебедева
Минимум 0 ₽ Пробный период 0 Бесплатный тариф 0 Способ оплаты: Единовременная лицензия 0 |
Возможности Орфограф Лебедева
Платформы: Веб-приложение
24
Развёртывание: Облако
12
Доступные языки: Русский
13
Уведомления
34
Управление доступом
20
Поиск и фильтры
32
Комментарии
21
Поддержка документов Word
4
Безопасность и конфиденциальность
Доступ по протоколу HTTPS Данные между вами и сервисом передаются по шифрованному каналу (SSL/TLS), что исключает их перехват злоумышленниками.
84
Многофакторная авторизация Совместное использование нескольких факторов снижает риск утечки данных (помимо пароля, применяются карты, сканеры отпечатков пальцев и другое).
49
Резервное копирование в нескольких местах Резервное копирование данных в несколько независимых мест делает практически невозможным их потерю или повреждение.
64
Законодательство
Входит в Единый реестр российских программ Сервис находится в реестре, который Минкомсвязь России создало в соответствии со статьёй 12.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», с целью расширения использования российских программ, подтверждения их происхождения и поддержки правообладателей.
49
Совместная работа и личная эффективность
Уведомления
34
Управление доступом
20
32
Комментарии
21
Работа с документами
Отзывы
0.0
Нет отзывов
Оставить отзыв
Пользовались сервисом Орфограф Лебедева? 518 пользователей хотели бы прочесть ваш отзыв.
Другие сервисы Студия Артемия Лебедева
Intranetus
(Нет отзывов)
Корпоративный чат с возможностью установки задач и назначения ответственных.
Timestripe
(Нет отзывов)
Сервис для планирования задач и целей, выполненный в минималистичном интерфейсе.
Официальный сайт
Интерфейс мозг-компьютер P300 с уменьшенным полем зрения
. 2020 3 декабря; 14:604629.
doi: 10.3389/fnins.2020.604629. Электронная коллекция 2020.
Луиза Кирасирова 1 , Владимир Буланов 2 , Алексей Осадчий 3 , Колсанов Александр 1 , Василий Пятин 1 , Михаил Лебедев 3 4 5
Принадлежности
- 1 Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия.
- 2 Лаборатория математической обработки биологической информации ООО «АйТи Вселенная», Самара, Россия.
- 4 Кафедра информационных и интернет-технологий Института цифрового здоровья Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, Россия.
- 5 Центр нейробиологии и восстановления мозга Сколковского института науки и технологий, Москва, Россия.
- PMID: 33343290
- PMCID: PMC7744588
- DOI:
10.
3389/fnins.2020.604629
Бесплатная статья ЧВК
Луиза Кирасирова и др. Фронтальные нейроски. .
Бесплатная статья ЧВК
. 2020 3 декабря; 14:604629.
doi: 10.3389/fnins.2020.604629. Электронная коллекция 2020.
Авторы
Луиза Кирасирова 1 , Владимир Буланов 2 , Алексей Осадчий 3 , Александр Колсанов 1 , Василий Пятин
Принадлежности
- 1 Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия.
- 2 Лаборатория математической обработки биологической информации ООО «АйТи Вселенная», Самара, Россия.
- 3 Центр биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, Москва, Россия.
- 4 Кафедра информационных и интернет-технологий Института цифрового здоровья Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, Россия.
- 5 Центр нейробиологии и восстановления мозга Сколковского института науки и технологий, Москва, Россия.
- PMID: 33343290
- PMCID: PMC7744588
- DOI:
10.
3389/fnins.2020.604629
Абстрактный
Интерфейс мозг-компьютер (BCI) P300 представляет собой парадигму, в которой текстовые символы декодируются из потенциалов, связанных с событиями (ERP). В популярной реализации, называемой программой проверки правописания P300, субъект смотрит на дисплей, на котором мигают символы, и выбирает один символ, обращая на него внимание. Выбор признается элементом с самой сильной ERP. Спеллер работает хорошо, когда корковые реакции на целевые и нецелевые стимулы достаточно различны. Хотя было предложено много стратегий для улучшения правописания BCI, относительно простой из них не уделялось должного внимания в литературе: сокращение поля зрения для уменьшения вклада нецелевых стимулов. Ранее эта идея была реализована в одноимпульсном переключателе, который выдавал срочную команду наподобие остановки робота. Для дальнейшего развития этого подхода мы провели пилотный эксперимент, в котором десять испытуемых использовали традиционный орфограф P300 или носили бинокулярную апертуру, которая ограничивала их зрение центральным полем зрения. Как и предполагалось, ограничение поля зрения приводило к замене нецелевых ВП ритмами ЭЭГ, асинхронными с периодичностью стимула. Изменения целевых ССП были обнаружены у половины испытуемых и носили индивидуальный характер. В то время как точность классификации была немного лучше для условия апертуры (84,3 ± 2,9%, среднее значение ± стандартная ошибка), чем при отсутствии апертуры (81,0 ± 2,6%), эта разница не была статистически значимой для всей выборки испытуемых ( N = 10). Как для условий с апертурой, так и для условий без апертуры точность классификации улучшилась за 4 дня обучения, в большей степени для условий с апертурой (с 72,0 ± 6,3 % до 87,0 ± 3,9 % и с 72,0 ± 5,6 % до 97,0 ± 2,2 % для условий без апертуры). -диафрагма и условия апертуры соответственно). Хотя в этом исследовании производительность BCI существенно не изменилась, мы предполагаем, что при дальнейшей доработке этот подход может ускорить операции BCI и снизить утомляемость пользователей. Кроме того, вместо того, чтобы носить апертуру, нецелевые объекты могут быть удалены алгоритмически или с помощью гибридного интерфейса, использующего трекер взгляда.
Далее мы обсудим, как можно улучшить правописание P300, используя преимущества различных физиологических свойств центрального и периферического зрения. Наконец, мы предполагаем, что предложенный экспериментальный подход может быть использован в фундаментальных исследованиях механизмов обработки изображений.
Ключевые слова: ERP; Р300 БКИ; апертура; центральное зрение; зрительное внимание; зрительная усталость.
Copyright © 2020 Кирасирова, Буланов, Осадчий, Колсанов, Пятин и Лебедев.
Заявление о конфликте интересов
В.Б. работал в компании IT Universe Ltd, Самара, Россия. Остальные авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Цифры
РИСУНОК 1
Экспериментальная установка и ERP…
РИСУНОК 1
Экспериментальная установка и ERP в ответ на цели и нецели. (А) Диафрагма…
ФИГУРА 1 Экспериментальная установка и ERP в ответ на цели и нецели. (А) Гарнитура Aperture. (B) Экран компьютера с текстовыми символами, расположенными 4 на 4. (C) ССП у субъекта с повышенной реакцией на мишень во время ношения апертуры. На панелях слева каждая линия представляет среднее значение ERP для 5 стимулов. Панели справа показывают средние значения для всех ответов. Черные и пурпурные линии соответствуют целевому и нецелевому ответам соответственно. Верхние панели соответствуют безапертурному условию, нижние панели — апертурному условию. Те же условные обозначения используются на панелях 9.0151 (Д,Э) . (D) ERP у субъекта с сильным уносом ответов на нецели. Для подавления этой реакции использовалось 50-точечное скользящее среднее. (E) Те же данные, что и в (D) , но без применения скользящего среднего. В этом случае заметен отклик 9,1 Гц на нецели. (F) Средние значения ERP для всех испытуемых во время контроля BCI. Красные и синие линии обозначают условия без диафрагмы и диафрагмы соответственно. P — цифры относятся к сравнению пиковых значений ERP. Звездочками (*) отмечены случаи, когда была обнаружена существенная разница между целевыми и нецелевыми ERP с помощью теста рандомизации, примененного к результатам SVM-классификатора. Точность онлайн-классификации (без апертуры и апертуры) также указана. (G) Среднее значение ERP для всех субъектов во время калибровки. Условные обозначения как в (F) .
РИСУНОК 2
Результаты классификации и анализ…
РИСУНОК 2
Результаты классификации и анализа нецелевых ERP. (A) Результаты онлайн-классификации для…
Результаты классификации и анализа нецелевых ERP. (A) Результаты онлайн-классификации для условий с апертурой (слева) и без апертуры (справа). Столбцы представляют среднюю точность классификации для всех субъектов за четыре последовательных сеанса. Столбики погрешностей представляют собой стандартные ошибки. Показаны результаты множественной линейной регрессии, которые представляют точность как функцию дня обучения. P — также приведены значения для регрессии. (B) Дискриминация ERP с апертурой и без апертуры для сеансов калибровки (слева) и BCI (справа). Условные обозначения как в (A) . (C) Средние нецелевые ERP для всех субъектов. (D) Вызванные спектры ERP для данных в (C) . (E) Индуцированные спектры ERP для данных в (C) . В (C–E) использовались данные сеансов BCI. Очень похожие результаты были получены для сеансов калибровки (не показаны). Синие линии соответствуют условию отсутствия диафрагмы, а красные линии — условию диафрагмы.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Сколько людей могут управлять интерфейсом мозг-компьютер (BCI) на базе P300?
Гугер С., Дабан С., Селлерс Э., Хольцнер С., Краус Г., Карабалона Р., Граматика Ф., Эдлингер Г. Гугер С и др. Нейроски Летт. 2009 2 октября; 462 (1): 94-8. doi: 10.1016/j.neulet.2009.06.045. Epub 2009 21 июня. Нейроски Летт. 2009 г.. PMID: 19545601
Мигание персонажей с известными лицами повышает производительность интерфейса мозг-компьютер на основе ERP.
Кауфманн Т., Шульц С.М., Грюнцингер С., Кюблер А. Кауфманн Т. и др. Дж.
Нейронная инженерия. 2011 Октябрь;8(5):056016. дои: 10.1088/1741-2560/8/5/056016. Epub 2011 20 сентября. Дж. Нейронная инженерия. 2011. PMID: 21934188
Интерфейс мозг-компьютер (BCI) на основе P300, связанные с событиями потенциалы (ERP): люди с боковым амиотрофическим склерозом (БАС) по сравнению с контрольной группой того же возраста.
Маккейн Л.М., Хекман С.М., Макфарланд Д.Дж., Таунсенд Г., Мак Д.Н., Селлерс Э.В., Зейтлин Д., Тентеромано Л.М., Вулпоу Д.Р., Воан Т.М. Маккейн Л.М. и соавт. Клин Нейрофизиол. 2015 ноябрь;126(11):2124-31. doi: 10.1016/j.clinph.2015.01.013. Epub 2015 7 февраля. Клин Нейрофизиол. 2015. PMID: 25703940 Бесплатная статья ЧВК.
Сравнительное исследование двух парадигм правописания P300 для интерфейса мозг-компьютер.
Пан Дж, Ли Ю, Гу З, Ю З. Пан Дж. и др. Когнин Нейродин. 2013 Декабрь;7(6):523-9. doi: 10.1007/s11571-013-9253-1. Epub 2013 16 апр. Когнин Нейродин. 2013. PMID: 24427224 Бесплатная статья ЧВК.
Гибридная парадигма средства проверки правописания BCI, сочетающая потенциал P300 и функцию блокировки SSVEP.
Сюй М., Ци Х., Ван Б., Инь Т., Лю З., Мин Д. Сюй М. и др. Дж. Нейронная инженерия. 2013 Апр; 10 (2): 026001. дои: 10.1088/1741-2560/10/2/026001. Epub 2013 31 января. Дж. Нейронная инженерия. 2013. PMID: 23369924
Посмотреть все похожие статьи
использованная литература
- Эллисон Б.З., Кюблер А., Джин Дж. (2020). Более 30 лет интерфейсов мозг-компьютер P300.
Психофизиология 57: e13569. — пабмед
- Эллисон Б.З., Кюблер А., Джин Дж. (2020). Более 30 лет интерфейсов мозг-компьютер P300.
- Башар Э., Баллок Т. Х. (1992). Индуцированные ритмы в мозгу. Берлин: Спрингер.
- Беренси А., Исихара М., Иманака К. (2005). Функциональная роль центрального и периферического зрения в контроле осанки. Гум. Мов. науч. 24 689–709. 10.1016/ж.хумов.2005.10.014 — DOI — пабмед
- Боксем М.
А., Мейман Т.Ф., Лорист М.М. (2005). Влияние умственной усталости на внимание: исследование ERP. Познан. Мозг Res. 25 107–116. 10.1016/j.cogbrainres.2005.04.011 — DOI — пабмед
- Боксем М.
- Кларк В.П., Хиллъярд С.А. (1996). Пространственное избирательное внимание влияет на ранние экстрастриарные, но не полосатые компоненты зрительного вызванного потенциала. Дж. Когн. Неврологи. 8 387–402. 10.1162/июнь 1996.8.5.387 — DOI — пабмед
устных исторических интервью | Владимир Лебедев
Левин:
Итак, сегодня 21 января 1999 года. Это интервью с Владимиром Львовичем Лебедевым. А это Таня Левин дает интервью. А Владимир Лебедев, вы здесь, в Москве, родились?
Лебедев:
Да.
Левин:
Когда?
Лебедев:
В 1930.
Левин:
А какое было число?
Лебедев:
Дата, второе июня.
Левин:
А чем ваши родители занимались по работе?
Лебедев:
Мои родители из Москвы, они, мой отец военный инженер. Он строил дома для военных целей, может быть, для фрезерования. Ну, а мама работает в институте, какой-то Московский институт, институт строительства.
Левин:
Так он построил военные дома? Много ли он их построил на Дальнем Востоке или были там —
Лебедев:
Нет, нет. Мой отец всегда работал в центральном военном министерстве, Министерстве обороны. И всегда, всегда в Москве и под заказ.
Левин:
А ты вырос в квартире или в доме?
Лебедев:
В квартире в центре Москвы.
Левин:
А у вас дома была библиотека?
Лебедев:
Специальной комнаты с библиотекой у нас не было, но у нас много книг в разных комнатах.
Левин:
А что вы любили читать в детстве?
Лебедев:
В детстве. Ну, мне очень нравились русские классики, такие писатели, как Лев Толстой и Федор Достоевский. И поэзия тоже, русская поэзия. А из зарубежных писателей мне нравится Норвей Кнут Грамсон[?], один из моих любимых писателей, он был. А еще я помню много знакомых и Диккенса, Великобритании, британского писателя, и Джека Лондона, любимого писателя русской молодежи. Джек Лондон и конечно — Вы спрашивали про мои молодые годы, молодые да, возраст, молодой возраст, да хватит.
Левин:
А, давайте посмотрим, в каком возрасте вы пошли в школу?
Лебедев:
Пойти в школу? В восемь лет.
Левин:
Восемь лет. А когда началась война, вы бросили школу? Вы оставались в Москве во время войны?
Лебедев:
Во время войны, тел. В Казани я провел около двух лет. Это столица Татарской республики.
Левин:
Твои родители ездили с тобой? Или ты поехал один?
Лебедева:
Нет, отец был частью на границе, частью в Москве. Но я была с мамой, бабушкой и сестрой.
Левин:
А в Казани у вас были занятия?
Лебедев:
Да, да, просто я учился в школе.
Левин:
А после войны вы вернулись в Москву?
Лебедев:
Не после войны. Во время войны, спрашивали мы, отсутствовал только какой-нибудь опасный авианалет, где немецкая армия находилась под Москвой. А когда его перенаправили, мы вернулись. И мы ненавидели это. Война продолжается около двух лет.
Левин:
Каково было вернуться в Москву после того, как ее чуть не захватили, после того, как ее окружили?
Лебедев:
Как я себя чувствовал?
Левин:
Мм хм [да].
Лебедев:
Ой, молодой человек, чувствует себя вполне хорошо в любом состоянии, кроме того, что не знает стресса пожилых людей, или пожилых людей, родителей, их родителей.
Левин:
И ты снова пошел в школу, когда вернулся?
Лебедева:
Да, конечно, это тоже продолжается.
Левин:
Много ли учителей ушло из-за войны? Они дрались, много их?
Лебедев:
Проблем с отсутствием преподавателя не было. Это все нормальная жизнь продолжалась и в Москве.
Левин:
А какие у тебя были любимые предметы в школе?
Лебедев:
Любимые предметы в школе? Трудно сказать. Может у меня не какой. Физика, немного физики, какой-то интерес к физике у меня всегда был.
Левин:
А на уроках физики вы проводили эксперименты?
Лебедев:
Да, но я не мог вспомнить хорошего учителя на этом направлении, на этих занятиях. Есть некоторые проблемы. Мужчины, они отсутствовали в столице страны. В основном они были в армии. И, вероятно, какой-то странный человек, который [???]. Но это в основном мужская профессия, физика, и не повезло, понимаете?
Левин:
О, понятно. Так что в основном физики-мужчины, учителя, не дрались.
Лебедев:
Мужчины-физики, учителя, дрались, да.
Левин:
Вы помните, кто-нибудь из учителей физики работал над проектом создания бомбы или помогал с радаром? Вы слышали об этом, что они работают на военных учеными, а не учеными —
Лебедев:
Может быть. Я не знаю. Конечно, они работали во многих областях, чтобы защитить страну.
Левин:
А когда пришло время идти в университет, что ты думал, что хочешь учиться в университете?
Лебедев:
Ну, поэтому я выбираю географию.
Левин:
Хорошо, почему география?
Лебедев:
Почему география? Я хотел иметь дело с океаном. И когда мне кажется, что мне 14 или, может быть, 13 лет, я меняю школу, чтобы изменить язык. Я знаю, что раньше изучал французский, и нет [???]. Но я понимаю, что для изучения океана нужно знать английский. И я сменил школу.
Левин:
Вау. Это интересно. Вы знали это в 13 или 14 лет?
Лебедев:
Да-да, я сменил школу.
Левин:
…для океанологии важно выучить английский язык.
Лебедев:
Да я, да я понимаю. Нет, это все знают, что это язык моряков, английский язык, да.
Левин:
А почему океан? Вы были на океане?
Лебедев:
Не понимаю почему. Это своего рода загадка.
Левин:
Вы видели океан до этого?
Лебедев:
Нет. Впервые я увидел Балтийское море, когда мне было 16 лет.
Левин:
Итак, вы учились на географа. Вы поступили в МГУ.
Лебедев:
Московский государственный университет, да.
Левин:
А у них была программа по морским наукам?
Лебедев:
Когда я поступал или возвращался в университет, у них не было такого факультета, а был факультет рек, озер, и я впервые поступил на этот факультет. Затем, как только я присоединился, они создали кафедру океанографии.
Левин:
А знали ли вы в то время, в чем хотите специализироваться: в физике, морской физике или морской геологии?
Лебедев:
Физика, только физика. У меня есть способности только к физ. Мне сложнее понять химию. Биология тоже очень интересная, очень интересная, да [неразборчиво]. Но чаще всего в этой стране было трудно, трудно было изучать биологию.
Левин:
Почему? Почему было сложно?
Лебедева:
Это было время, когда наш правитель Сталин, он думал, что знает биологию лучше всех, и начал править — вмешиваться в эту науку и диктовать, что должны понимать ученые и как им работать. Итак, вы знаете об этой [???] проблеме. Это было как раз в 1948 году, когда я поступил в университет. Это было после того, как я поступил в университет, это была эта сессия, специальная научная сессия и это было воспитано.
Левин:
Значит, многие решили не заниматься биологией из-за проблем?
Лебедев:
Да, да, да, да.
Левин:
А по геофизике не так много было проблем?
Лебедев:
По географии не получилось. Но в географии этого не произошло.
Левин:
Были ли какие-то проблемы с неоценкой тектоники плит?
Лебедев:
Не мое поле. Тектоника, это очень интересная проблема, но я предпочитаю ограничить поле нашего обсуждения, да?
Левин:
Да.
Лебедев:
Если не возражаете. Я мало знаю о тектонике. Это очень интересно, я знаю, потому что меня интересует океан в целом. Тектоника также попала в область моих интересов, вдохнув эту перемену тепла с океаном и дном океана, да. Мы называем это химическим реактором, это зона? Да, в этом районе, в этой части океана, происходят чудесные явления. Но это не в Антарктиде.
Левин:
Хорошо. А какая у вас была специальность в университете?
Лебедев:
В университете я закончила кафедру океанологии, физической океанологии, да. И меня интересовал лед. Я прочитал книгу об Антарктике и издал, может быть, первую книгу об Антарктике в — вероятно, это было в то время — когда я был первым выпускником. А в 1957 году я опубликовал книгу «Антарктида» сначала в университетском издательстве. О да, да, это. Первым изданием была небольшая книжка в издательстве Университета. Потом на русском, о, в Москве центральном в Географическом издательстве в Москве, Антарктида на русском языке. Затем на английском языке для Московского издательства иностранных — книги на иностранных языках. Потом на испанском.
Левин:
Испанский?
Лебедев:
На испанском нет издают, потом переводят на [???]. Они переводят и публикуют его также на испанском языке.
Левин:
Ах, очень популярная книга.
Лебедев:
Очень популярен, был рекомендован в США для их Commitz(?), Библиотеки [Конгресса]. Прочитал сейчас в каком-то издании. Читал о, случайно, читал публикацию о Библиотеке Американских Издателей. У Фофлера(?) есть русский ученый, который [???] из него. Только две русские книги были рекомендованы в библиотеках Америки, и все, что там было, меня очень удивило.
Левин:
О, это захватывающе. Это прекрасно.
Лебедев:
Очень заинтересовала тема. Тема, тема, не книга [???], а тема.
Левин:
Примерно в это же время, конечно же, проходил МГГ. Поэтому Антарктида привлекла к себе много внимания.
Лебедев:
Сразу после университета я два года работал в ожидающем флоте. В ожидании Антарктиды, флот. У этого ожидающего флота было одно исследовательское судно, маленькое исследовательское судно. Я участвовал в двух экспедициях на этом корабле. Когда я присоединился, я занял там место Максима Уривича(?). Я был вторым лицом в этом комитете. Но назывался он не заместителем непосредственного, а ученым секретарем комитета. Это был президент, первое лицо и второе, ученый секретарь. А теперь мы называем его заместителем лидера, да? Он был здесь пять лет, я бы сказал, пять лет. И знаете, эти пять лет я еду в Антарктиду [???] и провожу больше года. Экспедиция длилась больше года. Это началось в 1957. О, это было очень долгое путешествие. Помнится, нас всего трое морпехов, трое взяли 52 дня.
Левин:
О, чтобы добраться туда.
Лебедев:
Добраться, да. Итак, около месяца на разгрузку корабля вам понадобилось. Работать очень сложно и даже опасно, да. А потом кто работает, это была основная работа АГИ, основная в 1958 году, кажется, и в 1959 году я вернулся, ну —
Левин:
Так вы остались в Антарктиде на зиму?
Лебедев:
Зимой да.
Левин:
А сколько еще людей было с тобой?
Лебедев:
О, в этой книге — не помню, но все цифры мы можем найти в этой книге. В этой книге все фигуры, все участники есть в этой книге.
Левин:
И мы смотрим на один из отчетов МГГ в Советском Союзе в Антарктиде.
Лебедев:
О да, у вас не только цифры, но и… не то, не то, не то… О, мы об этом. [ищет вокруг] Минутку. Это все антарктическая экспедиция. Это наш лидер…
Левин:
(И мы видим картинку.)
Лебедев:
…Др. Толстиков. Это американский участник, мистер Рубен.
Левин:
Он был с вами на лодке?
Лебедев:
Ходил сюда.
Левин:
О, он работал с тобой. Он знал русский язык?
Лебедев:
Нет, нет. Он научил нас говорить по-английски.
Левин:
Английский, он учил тебя английскому языку.
Лебедева:
Но у него тоже были родители из России. Или, может быть, бабушка и дедушка; сейчас не помню.
Левин:
Он занимался чем-то другим, чем ученые на этой Оби, на корабле «Обь»? Был ли он удивлен?
Лебедев:
Это с корабля Обь. Он был метеорологом. Когда он прибыл, да на Обь, да на корабль Обь.
Левин:
Как долго он был на корабле?
Лебедев:
Как долго он был на корабле? Примерно, я говорю полностью, около 58 дней.
Левин:
О, за все время?
Лебедев:
Да. Это долгое путешествие. Кажется, он что-то писал об этой экспедиции в Соединенные Штаты. Я не знаю. После этого у меня нет с ним связи.
Левин:
Так он у вас тоже перезимовал?
Лебедев:
Да, зима закончилась. Да.
Левин:
И вот он начал путешествие по России. Он был в России, когда вы уехали? Или он присоединился к вам в порту?
Лебедев:
Не знаю. Я не знаю. У нас есть два корабля, которые собираются через воздушное пространство. Он был на одном корабле, а я на другом.
Левин:
На каком корабле вы были?
Лебедев:
Копирацы[?]. Вот это, видите?
Левин:
Хорошо. Это было частью вашей китобойной работы с китобойным судном?
Лебедев:
Оркан занимался китобойным промыслом. Китобойный промысел, я участвовал в китобойной экспедиции в 53-м, 54-м, 55-м, и все. Две экспедиции, а три года, потому что сезон, летний сезон антарктический и совпадает с Новым годом. И всегда так как антарктические экспедиции длились два года, два года.
Левин:
А как вас выбрали для работы в рамках Международного геофизического года в Антарктиде?
Лебедев:
Как меня выбрали? Ну, я был вторым человеком в этом комитете. И я спросил.
Левин:
Тебя просили пойти?
Лебедев:
Я знаю, что это всегда зависит от меня, потому что мы это заказывали. Мы организовывали, готовили его между разными институтами, институтами. И поэтому мы публикуем его. Это наше издание, эта книга, издала ее. И я спросил [???], что делать. Чтобы пойти с ним.
Левин:
Замечательно. И когда вы пошли туда, кто решил, что вы будете изучать? Какую программу вы бы сделали в Антарктиде?
Лебедев:
Лично я.
Левин:
Вы сделали?
Лебедев:
Что делать, тоже была моя инициатива. Сначала я был ученым секретарем этой экспедиции. Но я также был океанологом, и я пытался провести исследования в этой области. У нас очень большая программа исследований воздуха — воздуха, из воздуха, морского льда. Делали два раза в месяц, два раза в месяц летали. Мы совершали полеты через морской лед, до открытой морской воды, голубой открытой морской воды. Это очень… оно покрыто, эта большая белая покрытая территория. Это нестандартный[?] материал, данные мы сравнили. И здесь мы можем найти кое-что — о каких-то графиках, о какой-то публикации. А потом делаем прыжковую станцию, прыжковую гидрологическую станцию, да. Мы освободили одного биолога, одного гидролога, одного химика. А меня, океанолога, мы заняли в самолете. Мы летели и у нас была там посадка на лед, а потом мы приезжаем на этот лед [???], ледоруб. И бурить, не бурить, мы взорвали, взорвали. У нас нет времени бурить. Взорвали, сделали палатку на яме и поставили наш аппарат в воду. И получить датчики, измерять, измерять.
Левин:
А какие замеры делали?
Лебедев:
Я был связан с качеством морской воды. А еще я измерял лед, морской лед.
Левин:
Качество? Так это была температура?
Лебедев:
Соленость и температура и плотность и еще немного химии. Но это был химик в нашей группе.
Левин:
Вы сотрудничали с химиком и остальными?
Лебедев:
Да, да, да.
Левин:
В конце концов, вы публиковали статьи с химиком?
Лебедев:
Да, да, да. Я публиковал статьи, да.
Левин:
А вы публиковали их и с другими учеными, с другими областями?
Лебедев:
Нет, может быть, это зависит от издания, о чем идет речь. Обычно нет. Обычно один.
Левин:
А кто оплатил эту поездку? Академия наук или правительство?
Лебедев:
Правительство Я думаю. Это была не экспедиция, не там, где Академия Наук, я думаю. Это была межведомственная, межведомственная экспедиция, да?
Левин:
Мм хм [да].
Лебедев:
Национальный [???] и межведомственный.
Левин:
А помните ли вы в это время новости, которые публиковались в России, типа «Пражского дневника», «Известий», о работе, проводимой для МГГ в Антарктиде?
Лебедев:
О, часто печатали, да. Нас просили дать материал для публикации, дать радиограммы с зимней обсерватории. Да, они спросили, и так как я был в? …только где информация о наших достижениях в том, что мы делаем, о трудностях, достижениях и проблемах, которые мы пытаемся получить в какой-то момент поезда. Мы называем это поездом, этот поезд?
Левин:
Поезд?
Лебедев:
…физика, медосмотр. И Гордон [?], он достиг таких точек — во всяком случае, точек. Он достиг какой-то точки, и он боролся дальше. Я принимал участие в большом центре станции, разных станциях. На самом деле, просто станция Уоллес[?], Уоллес, здесь?… Уоллес. Тоже на открытой местности. Открытая земля, не покрытая ледником. Здесь был просто участок земли, а у нас тут станция.
Левин:
Итак, газеты очень заинтересовались.
Лебедев:
А потом, после нашей экспедиции, мы подарили эту станцию со всеми постройками, со всем оборудованием Польше. В Польшу отправили другую группу. Они прибыли.