«Город на память». 577. От платформы Северянин к метро «Свиблово»
4 мая 2020 года
Фотопроект «Город на память». 577. От платформы Северянин к метро «Свиблово»
Остановочный пункт Северянин был введён в эксплуатацию в 1932 году после электрификации участка Москва-Пассажирская – Мытищи Ярославского направления МЖД и состоял из трёх пассажирских платформ – одной боковой и двух островных, соединённых пешеходным мостом. Своё название остановочный пункт получил по близлежащему рабочему посёлку сотрудников Северной железной дороги «Красный северянин».
В 2019 году старые платформы были демонтированы, остановочный пункт перенёсен на 400 метров южнее для более удобной пересадки пассажиров на станцию МЦК «Ростокино», при этом название Северянин заменено на Ростокино с целью унификации названий транспортно-пересадочных узлов.
Сохранившийся пешеходный мост платформы Северянин
Смотрите старые фотографии: Троллейбус возле диспетчерской «Платформа Северянин».
Проспект Мира, 224 – диспетчерская конечной станции «Платформа Северянин» (1962). На смену троллейбусам маршрута № 14 пришли электробусы.
В окрестностях Северянина на месте корпусов основанного в 1926 году Московского нефтемаслозавода уже возводится автомобильная эстакада развязки Северо-Восточной хорды.
Северянинский путепровод (1953, архитектор Б.Надежин, инженер М.
Смотрите старые фотографии: Открытие Северянинского путепровода. 1953 год: https://pastvu.com/p/601509
Смотрите старые фотографии: Северянинский путепровод. 1957 год: https://pastvu.com/p/288112
Северянинский путепровод украшен торшерами с художественной ковкой и литьём
Трамвайная остановка «Платформа Северянин», линия в сторону Медведково была открыта в 1965 году
Северянинский путепровод после реконструкции
Смотрите старые фотографии: Северянинский путепровод. 1989 год: https://pastvu.com/p/25178
Корпуса Ростокинского ремонтного завода построены в 1940 году
Проспект Мира, 211к2 – торговый центр «Золотой Вавилон» (ныне – «Европолис»). В 2009 году на месте складов Дзержинской плодоовощной базы открылся торговый центр «Золотой Вавилон Ростокино», площадью 240 000 квадратных метров.
Смотрите старые фотографии: Дзержинская плодоовощная контора. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/788152 Дзержинская плодоовощная база (Дзержинское Оптово-розничное плодоовощное объединение) занимала большой участок по нечётной стороне проспекта Мира.
Для привлечения внимания к торговому центру в его магазинах проходили встречи с медийными персонами. Светская львица Ксения Собчак…
…художник Андрей Бартенев…
…Джон МакИнерни и Карлос Феррейра – музыканты немецкой евродиско-группы Bad Boys Blue
Фермерский рынок
По мнению экспертов, спустя десятилетие эксплуатации торговым центрам требуется реконцепция. В Ростокино этот процесс начался в 2017 году одновременно со сменой владельцев, которые начали с переименования «Золотого Вавилона» в «Европолис Ростокино». Компания FortGroup предполагает обновить состав арендаторов, интерьер, увеличить развлекательную зону и зону общепита.
Вероятно, это единственный торговый центр, через который проходит железнодорожная ветка.
Пути были проложены от Московской Окружной железной дороги через овощную базу к Ростокинскому заводу железобетонных конструкций «ДСК-1», который продолжает работать и производит внутренние стеновые панели, лестничные марши и площадки, плиты лоджий. Ветка была закрыта во время подготовки запуска электропоездов по МЦК и с тех пор ДСК-1 осуществляет грузоперевозки автомобильным транспортом.
В начале 1960-х годов советские строители освоили новую технологию быстрого возведения жилых домов из железобетонных панелей и блоков. Прошли десятилетия, изменились критерии качества планировки жилья, первенцы панельного домостроения – хрущёвки-пятиэтажки – заменяются многоэтажными зданиями по программе реновации, а строительный материал остаётся прежним – это бетонные плиты со стальной арматурой в качестве каркаса. Оба компонента дополняют друг друга по стойкости к разным нагрузкам: бетон более прочен к сжатию, а для стали свойственно высокое сопротивление при растяжении.
Московский домостроительный комбинат № 1 (ДСК-1) был основан в 1961 году, в его состав входили Ростокинский завод железобетонных конструкций, Краснопресненский завод ЖБК, Хорошевский завод ЖБК и Тушинский завод ЖБК. В цехах комбинатов осуществляются все основные операции: подготовка форм, установка и фиксация арматуры, укладка и уплотнение бетонной смеси, отделка открытых поверхностей, тепловлажностная обработка и обработка готовых изделий.
Фотография 2012 года вызывает недоумение – что это за пруд, которого нет на современных картах? Краснокирпичное здание – это гараж ГСК «Сибиряк» в проезде Нансена, а водоём образовался в заброшенном строительном котловане. В 2017 году строители вернулись, чтобы возводить жилой комплекс Silver.
На северо-востоке Москвы многие улицы названы по северным географическим объектам и именам путешественников, мореплавателей и полярников. В 1954-1959 годах между улицами, названными в честь двух норвежцев, – путешественника Руаля Амундсена, первым достигшего Южного полюса, и полярного исследователя Фритьофа Нансена сложился жилой квартал, оформленный в едином стиле. Впрочем, более поздние здания подпали под хрущёвское постановление об излишествах в архитектуре и остались без лепных украшений. Пять домов относятся к улице Амундсена, а три дома и котельная – к проезду Нансена.
Проезд Нансена, 3 – панельный жилой дом серии П-111 (1998)
Капустинский (или Капустянский) пруд назван по фамилии купцов Капустиных, поздних владельцев села Леоново.
Снежная улица, 18 – кинотеатр «Сатурн» открылся в 1968 году. «Сатурн» входит в систему «Москино», располагает двумя залами на 492 и 33 места, оборудован цифровым проектором и кинопроектором для показа с плёнки, работает кофейня. В репертуар кинотеатра входят новинки зарубежного и российского проката, анимационные фильмы.
Оформление витрин кинотеатра «Сатурн» в 2012 году
Снежная улица, 17к1 – кирпичный жилой дом индивидуального проекта на базе серии I-446, который знатоки архитектуры прозвали «дом-франкенштейн».
Памятный камень в ознаменование 300-летия создания Российского флота в сквере на перекрёстке улицы Седова и Снежной: «Жители района благодарны российским морякам за беззаветное служение Отечеству». Мемориал установлен в 1996 году по инициативе жителей и предприятий района.
Снежная улица выводит к станции метро «Свиблово», открывшейся в 1978 году.
Ретроавтомобиль на Снежной улице
Праздничное граффити на улице Нансена возле метро «Свиблово». Возможно, художник намеренно стилизовал свою работу под детский рисунок о войне, но получилось неубедительно.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Ростокино, прогулки по Москве, Свиблово.
Другие публикации
Евгений Чесноков 17.04.2022 в 23:29
«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Евгений Чесноков 11.04.2022 в 03:53
«Город на память». 718. Немецкая слобода
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
«Золотой Вавилон» станет после ребрендинга «Европолисом»
Ekaterina Antre
19. 06.2018
Компания FortGroup начинает обновление пяти торговых центров, приобретенных ей в декабре 2017 года у австрийской Immofinanz, сообщает пресс-служба группы. Первым на путь обновления стал московский ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» на проспекте Мира, переименованный в «Европолис Ростокино». В настоящий момент британское архитектурное бюро Chapman Taylor завершает подготовку его реконцепции. Строительные работы планируется начать в начале 2019 года.
В рамках проекта будут обновлены архитектурно-планировочные и интерьерные решения комплекса, привлечены новые арендаторы. В частности, в зоне центрального входа предусмотрены каскадные эскалаторы и лестницы, изменение линии витрин. Преобразятся фасады, появится дополнительный вход в ТРК со стороны станции метро «Свиблово». За счет новых световых фонарей улучшится освещенность, расширятся торговые галереи и атриумы на втором торговом уровне. Что касается пула операторов, в «Европолисе Ростокино» будет проведена реконструкция фудкорта, сформирована зона ресторанов.
По задумке FortGroup и Chapman Taylor, обновленный торговый центр должен стать заметным архитектурным объектом на севере Москвы. «Торговый центр сегодня – это больше, чем просто «коробка» из сэндвич-панелей, – отметил управляющий партнер FortGroup Максим Левченко. – Мы станем местом коммуникации, в торговый центр людей приводит эмоциональная составляющая, и этого никогда не сможет предложить онлайн-торговля».
Открытый в 2009 году ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» является ключевым объектом среди приобретенных FortGroup у Immofinanz комплексов. Его общая площадь составляет 240 тыс. кв. метров. Помимо «Золотого Вавилона Ростокино», сделка включила в себя ТЦ GoodZonе на Каширском шоссе, «Пятая авеню» на улице Маршала Бирюзова и три «Золотых Вавилона» – в том числе в Ясенево и Отрадном. Общая площадь приобретенных объектов – 465 тыс. кв. метров. Сумма сделки составляет 901 млн евро, из которых 675 млн евро пошли на оплату долгов. В портфель FortGroup также входят 11 торговых комплексов в Санкт-Петербурге общей площадью 500 тыс. кв. метров. Один из них носит название «Европолис».
По итогам 2014 года, спустя пять лет после запуска «Золотого Вавилона», Immofinanz из-за переоценки российских активов показала убыток €361 млн против прибыли €72 млн годом ранее. Количество посетителей всех «Золотых Вавилонов» к концу третьего квартала 2014 года упало на 10%, а выручка от аренды – на 14%, до €38,2 млн. Оптимистичный прогноз по росту выручки после реконцепции торговых центров составляет 15–20%, рассказал старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Андрей Шувалов.
Московский метрополитен
Фото сайта Eliane Meyer Pixabay
Московский метрополитен в фактах
- Московский метрополитен был построен первым в России. Строительство началось в 1931 году, а первая линия была открыта четыре года спустя. Это было отмечено как огромный подвиг для Советского Союза
- В течение следующих 20 лет станции строились как отдельные проекты, каждая со своей темой, кульминацией которых стали настоящие архитектурные чудеса, которые можно посетить сегодня
- Сегодня московское метро — одно из самых длинных в мире, в нем почти 270 станций и 15 линий. В ближайшие десятилетия планируется значительное расширение, чтобы полностью соединить крупнейший город Европы .
- Ни одна поездка в Москву не будет полноценной без осмотра ее очаровательных и уникальных станций метро, известных во всем мире, будь то в сопровождении гида или самостоятельно
Первое метро, построенное в России, Московское метро прославило технический прогресс Советского Союза и сегодня является одной из самых загруженных систем метрополитена в мире. Он наиболее известен своим экстравагантным и уникальным дизайном интерьера, превозносимым как «Дворец народа». Пассажиры метро не только путешествуют по городу в комфорте и непринужденности, но и путешествуют во времени с изысканными экспозициями русской истории, расположенными в его залах.
История Московского метрополитена
Первый проект метрополитена в Москве был представлен в 1872 году инженером Василием Титовым. В течение следующих полувека вынашивались и другие планы, но ни один из них не был реализован из-за финансовых ограничений, разрушения войной и революцией и даже противодействия со стороны православной церкви.
Ситуация должна была измениться с быстрым расширением Москвы, назначенной новой столицей Советского Союза. Как заявил Ленин, «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» — и что может быть лучше, чем продемонстрировать это ориентированное на будущее мышление, чем строительство совершенно новой системы метро?
Строительство началось в конце 1931 года при значительной помощи специалистов Лондонского метрополитена. К сожалению, эти рабочие отношения вскоре были разрушены паранойей НКВД, обеспокоенного все более глубоким знанием Москвы иностранцами. Кульминацией этого стали допросы, показательные процессы и международный кризис.
Знаете ли вы? Станция метро Gants Hill в восточной части Лондона была спроектирована в честь этих отношений между СССР и Англией, ее интерьер напоминает величественные колонны и сводчатые залы станций московского метро.
Первая линия московского метрополитена была открыта в мае 1935 года с 13 станциями между Сокольниками и Парком Культуры. Эта линия получила название «Кировско-Фрунзенский диаметр» и окрасилась в красный цвет. Вскоре были добавлены еще две линии — «Горьковско-Замоскворецкая линия» (зеленая линия) и «Арбатско-Покровская линия» (синяя линия).
Знаете ли вы? К открытию Московского метрополитена в Большом театре выступил хор из 2 200 метрополитенов, издан сборник песен «Песни радостных покорителей метро» тиражом 25 000 экземпляров.
Великолепие и масштабы станций, построенных между 1935 и 1955 годами, показывают, что метро имело большее значение, чем просто транспортная система, за что и получило подходящее название «Дворец народа». Каждая станция была заказана как индивидуальный проект со своей темой и архитектором.
Знаете ли вы? Только для первых 13 станций использовано 21 тысяча квадратных метров мрамора!
К счастью для москвичей, во время Второй мировой войны в метро было достаточно убежища. Как и в Лондоне, тысячи людей толпились на вокзалах, чтобы спрятаться от немецких бомбардировок. Несмотря на это, строительство продолжалось, и фактически за время войны было открыто 7 новых станций.
Знаете ли вы? С момента открытия был только один день, когда московское метро не работало. Это произошло 16 октября 1941 года. Правительство готовилось разрушить систему метро в случае захвата Москвы гитлеровцами. С приближением немцев к Москве первые этапы этих планов были реализованы 15 октября 1941 года, и на следующий день метро было закрыто. К счастью, дальше ситуация не обострилась.
После смерти Сталина отношение к архитектуре изменилось, дворцовая отделка вокзалов сменилась более функциональной. Однако это позволило расширять метро фантастическими темпами, и к концу 1970-е годы он был самым загруженным в мире. К моменту распада Советского Союза было открыто 9 линий.
Знаете ли вы? Сталин приказал построить вторую более глубокую систему туннелей, чтобы соединить штаб-квартиру правительства и секретные бункеры. Во время холодной войны он был расширен за счет добавления нескольких «линий», соединяющих огромные убежища, складские помещения, командные центры и военные объекты, способные противостоять ядерной атаке. Эта система была известна как «Метро 2». Вы даже можете совершить частную экскурсию по некоторым из этих бункеров!
Московское метро сегодня
Фото Макса Титова на Unsplash
Сегодня московское метро имеет протяженность почти 400 километров, 15 линий обслуживают 269 станций. Сюда входят монорельс и две кольцевые линии, соединяющие пригородные станции на разном расстоянии от центра. Расширение идет такими темпами, что были побиты различные советские строительные рекорды. За последние 10 лет длина метро почти удвоилась, и была добавлена 81 новая станция.
В будущем планируется расширить 7 линий, построить 3 новые линии и интегрировать наземные услуги. После этого московское метро преодолеет 1000 километров!
Станции, обязательные к посещению
Станция метро «Маяковская»
Фото с сайта https://www.mosmetro.ru/
Станция открыта в 1938 году в стиле сталинского ампира с элементами ар-деко. Арки, обшитые панелями из нержавеющей стали, украшают платформу, а пол с геометрическим рисунком сделан из разных пород мрамора. В 34 потолочных нишах размещены мозаики под названием «Один день из жизни Советского Союза», многие на авиационную тематику, освещенные круглыми лампами, создающими впечатление люстры. Станция Маяковская получила Гран-при на 19-й39 Всемирная выставка.
Станция метро Новослободская
Фото с сайта https://www.mosmetro.ru/
Известная как «каменный цветок» московского метро, Новослободская уникальна своими витражами, которые доставляются из Риги. . Панели подсвечиваются изнутри и встроены в гладкие арки, выстилающие платформу. В них сочетаются геометрические природные мотивы с мотивами соцреализма, такими как идиллическая деревенская жизнь и благородные профессии. Пол сделан из гранитных плит в шахматном порядке, а в конце платформы есть большая мозаика с изображением «Мира во всем мире».
Станция метро Новокузнецкая
Фото с https://www.mosmetro.ru/
Построенная в разгар Второй мировой войны, Новокузнецкая прославляет храбрость и силу Советов в военное время. Он выполнен в стиле римского храма с резными мраморными скамьями и красочными мраморными полами. Военные фризы тянутся по всей длине перронного зала, стены украшают панно, прославляющие города-герои Советского Союза, а семь мозаик, изображающих важные советские профессии, украшают потолки. Создатель мозаик Владимир Фролов отправил их в Москву по «Дороге жизни» по замерзшему Ладожскому озеру. Сам он погиб в блокадном Ленинграде.
Станция метро «Рассказовка»
Фото с https://www.stroi.mos.ru/
Рассказовка (название которой означает «рассказ») прославляет литературное наследие России. Стены перрона покрыты именами самых выдающихся писателей и поэтов России, а боковые стены оформлены в виде книжных полок с известными книгами. Подобно библиотеке из будущего, колонны платформы выглядят как картотечные шкафы, но на каждом «ящике» отображается QR-код и имя автора, что позволяет пассажирам загружать книги для своего путешествия! Несмотря на то, что он находится далеко от центра города, стоит посетить эту уникальную станцию.
Станция метро «Славянский бульвар»
Фото с сайта https://metro.mwmoskva.ru/
Вкус парижского метро пришел в Москву в виде Славянского бульвара. Внутри изогнутого стеклянного вестибюля находится платформа, украшенная элементами модерна — изящными изогнутыми светильниками, листьями, обрамляющими название станции, и усиками, протянувшимися по сводчатому потолку.
Станция метро «Площадь Революции»
Фото с https://www.mosmetro.ru/
Внушительное убранство заполняет залы Площади Революции, ближайшей к Красной площади и Кремлю станции. Десятки статуй социалистического реализма, изображающих советских мужчин и женщин, подпирают красные мраморные арки, тянущиеся по всей длине перрона, а мозаика, прославляющая 30-летие Октябрьской революции, гордо возвышается над кассой.
Станция метро Электрозаводская
Фото с сайта http://fotokto.ru/
Названная в честь близлежащей электростанции, в кассовом зале станции, украшенной медальонами Михаила, чествуют передовых ученых-электротехников Фарадей, Михаил Ломоносов, Александр Попов и другие. Барельефы, изображающие знаменитые профессии, украшают перронный зал, а также 318 круглых огней, которые выглядят почти как оптическая иллюзия. Интересно, что окаменелости видны в красном георгианском граните стен платформы.
Станция метро «Комсомольская»
Фото с https://www. mosmetro.ru/
Одна из старейших и самых роскошных станций Москвы, «Комсомольская» — великолепный образец архитектуры сталинского ампира. Он был задуман как ворота в столицу, принимая посетителей, впервые прибывающих в Москву с близлежащих междугородних станций. Наряду с мраморными колоннами и люстрами расположены мозаики, посвященные самым влиятельным фигурам в истории России, включая Александра Невского, Минина и Пожарского, Михаила Кутузова и Ленина.
Чтобы увидеть лучшее, что может предложить московское метро, почему бы не отправиться в один из туров «Экспресс в московское метро»? А для полезного пошагового руководства о том, как его использовать, ознакомьтесь с нашим руководством.
Изысканная красота роскошных станций московского метро
Автор: Allyssia Alleyne, CNN
Для многих пассажиров во всем мире поездка на метро означает мчаться от одной унылой станции к другой в окружении слишком большого количества неудобных, нетерпеливых тел. Но в Московском метро поездка на метро сродни прогулке по объекту национального наследия.
В зависимости от того, где вы закончите, вы получите ускоренный курс по таким разнообразным архитектурным течениям, как барокко, ар-деко или футуризм, а также познакомитесь с витражами, мраморными колоннами, хрустальными люстрами, позолоченной мозаикой и живописными сценами из русской истории.
Читайте: Запечатлеть бескрайнюю красоту Арктики простой пастелью на бумаге
«Это просто необычайно красивые места, не похожие ни на одну из станций метро, которые я когда-либо видел», — говорит фотограф из Ванкувера Дэвид Бердени.
Дворцы для людей
В 2014 году Бердени отправился в Россию, чтобы провести первое официальное исследование этих архитектурных чудес для своей серии Россия: светлое будущее . Всего он сфотографировал 20 самых красивых станций.
Бурдени, который сам имеет степень магистра архитектуры, а также степень бакалавра в области дизайна интерьеров, впервые узнал о станциях московского метро, работая над отдельной серией про итальянские дворцы и театры. Он был поражен тем, как роскошная архитектура превратила унылое место в произведение искусства.
Читайте: «Золотой век» арабского кино возродился в подвале бейрутского метрополитена
«Обычно станция метро — это пешеходное место, которое служит утилитарным средством, чтобы доставить вас из одного места в другое. Но они были необычайно построены и построены, [с] встроенным в них целым архитектурным повествованием».
Во многом Москва обязана своим тщательно продуманным подземельем диктатору Иосифу Сталину. Первая в России система метро, часть его первой пятилетки по быстрой индустриализации Советского Союза в 1920-х и 30-х годов, должен был показать своим гражданам — и всему миру — силу и возможности, которые представляла коммунистическая партия.
Бердени изначально планировал сосредоточиться на российских станциях в целом, фотографируя примеры как в Санкт-Петербурге, так и в Москве.
Читайте: Редкий взгляд на «социалистическую сказочную страну» Северной Кореи
«Но когда я увидел станции в Москве, они просто сразили петербургские станции», — говорит он, цитируя барочную станцию метро «Комсомольская» как ту, что лучше всего «подкрепляло мысль о том, что это были дворцы для народа».
Проблемы на земле
Стрельба в метро звучит просто, но не обошлось без проблем. Во-первых, Бердени должен был найти способ получить к ним доступ с 00:30 до 5:30, когда станции были закрыты.
Он потратил год, пытаясь получить разрешение на самостоятельную съемку, прежде чем нанять российского продюсера, который помог ему получить необходимые разрешения и связаться с местными властями, что заняло еще шесть месяцев.
Станция метро Комсомольская Фото предоставлено Дэвидом Бёрдени
И хотя попасть на большинство станций было достаточно просто, некоторые оказались сложными.
«Однажды мы приехали туда, и у [охранника] были проблемы с тем, что я из Северной Америки, и он хотел знать, причастна ли Канада к санкциям против них», — вспоминает он. «Иногда было легко попасть туда, но тогда был странный человек, который управлял этим местом, который действительно не хотел иметь дело со мной».
Невозможная цель
Оглядываясь назад на свой кабинет, Бердени затрудняется выбрать любимый образ.