Бильярдный клуб "РУССКАЯ ПИРАМИДА".
Меню
  • Настольные игры
  • Свинтус
  • Правила игр
  • Шакал
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Секреты побед
Menu

Охотники и собиратели: Охотники и собиратели — Википедия

Posted on 04.07.201831.07.2020 by alexxlab

Содержание

  • Охотники и собиратели — Википедия
    • См. также
    • Примечания
    • Литература
    • История. Первобытные собиратели и охотникиИзучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.Древнейшие люди
    • Охота и собирательство – что это?
    • На пути эволюции
    • Первые общины
    • Распределение ролей
    • Зарождение искусства
    • Особенности преподавания темы
    • Проверочная работа
  • Охотники и собиратели — Википедия
    • См. также
    • Примечания
    • Литература
    • Ссылки
    • См. также
  • Охотники и собиратели — Карта знаний
      • Связанные понятия
      • Упоминания в литературе
      • Связанные понятия (продолжение)
      • Упоминания в литературе (продолжение)
    • См. также
    • Примечания
    • Литература
    • удивительных общества охотников-собирателей, все еще существующих
      • Охотники за постоянством Калахари
      • Spinifex Великой Пустыни Виктории
      • Сентинелез Андаманских островов
      • Пираха реки Майси в бассейне Амазонки
      • Батак из Северного Палавана в Западной Филиппинах
      • Другие результаты

Охотники и собиратели — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы

Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].

Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

См. также

Примечания

Литература

  • Гринин Л. Е.  Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
  • Кабо В. Р.  Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..


История. Первобытные собиратели и охотники

Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.

первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

первобытные собиратели и охотники 5 класс

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

история первобытные собиратели и охотники

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

история 5 класс первобытные собиратели и охотники

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

урок первобытные собиратели и охотники

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.

первобытные люди охотники и собиратели

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

первобытные собиратели и охотники древнейшие люди

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

история 5 класс

Проверочная работа

Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

первобытный человек

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

Охотники и собиратели — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы

Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].

Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

См. также

Примечания

Литература

  • Гринин Л. Е.  Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
  • Кабо В. Р.  Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..

Охотники и собиратели — это… Что такое Охотники и собиратели?

Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы

Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью. При этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. Для таких обществ характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км.), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин[источник не указан 1304 дня]. Такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин. Такие охотничье-собирательские общества называют «эгалитарными».

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ были бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного Побережья), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв.км.), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, после того, как в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

Ссылки

  • Экономика первобытного общества
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006. [1]
  • Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.

См. также

Охотники и собиратели — Карта знаний

  • Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

    Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км.

    Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.

    Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

    В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

    Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Неолити́ческая револю́ция или неолитиза́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. Присва́ивающее хозя́йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных… Пастушеские племена, скотоводческие племена — собирательное название хозяйственно-культурного типа сообществ, в которых переход от присваивающего хозяйства (охотники-собиратели) к производящему достиг уровня одомашнивания среднего, а затем и более и крупного скота. Определитель «пастушеский» может отсылать к более раннему этапу, на котором были одомашнены овцы и другие животные, требующие пастбищ и пастухов. Определитель «скотоводческий» шире и относится к позднейшему этапу, на котором человек одомашнил… Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому…

Упоминания в литературе

А это привело к еще одному эффекту, очень важному для процесса социального развития человечества и его культуры. Историческая практика показывает, что чем более узко специализированной деятельностью занимается человек, тем более творческий, поисковый характер имеет его работа (разумеется, в целом, при любых возможных частных отклонениях), тем чаще в этой профессиональной области рождаются усовершенствования, новации, технические и технологические модернизации. Такая новаторская специфика присуща специализированной деятельности в принципе (и в первую очередь городской ремесленной), в отличие от деятельности традиционного обыденного типа (сельской, крестьянской), которая мало склонна к усовершенствованиям [722]. И мы видим, что возрастание уровня специализации в профессиональной деятельности ведет к нарастанию темпа изменений в производстве, и – шире – к нарастанию динамики культурной изменчивости в целом [см.: 434]. Темп протекания истории ускоряется, научные, технические и культурные новации сменяют друг друга все быстрее и быстрее. А ведь все это началось с того, что 10 тыс. лет назад некоторые охотники и собиратели начали приручать к дому полезных животных, а не убивать их сразу, самостоятельно сеять в землю семена нужных растений, а не только собирать их плоды, начали специализироваться на изготовлении керамической посуды и строительных кирпичей из глины и т. п. «Переход к земледелию, – пишет археолог Стивен Митен, – это определяющее событие в истории человечества; поворотный пункт, приведший к способу жизни и мышления, совершенно отличному от жизни и мышления других животных и прежних людей»10. Главный, стержневой момент в истории нашего вида – переход к земледелию – изменил траекторию нашего развития радикальнее, чем использование огня, Хартия вольностей, печатный станок, паровой двигатель, расщепление атома и всё остальное, что было или будет. Сельское хозяйство изменило всё: основы статуса и власти, общественную и семейную структуру, способы взаимодействия человека и окружающего его мира, богов, которым поклонялись люди, вероятность и способы ведения войн между группами, качество и продолжительность жизни – и, разумеется, правила, регулирующие сексуальную жизнь. Археолог Тимоти Тейлор, автор «Доисторического секса», проанализировав соответствующие археологические данные, пишет: «Если секс у охотников и собирателей основан на модели равенства и взаимности, то на ранней стадии сельскохозяйственного производства он извращённый, подавляющий, гомофобный и сфокусирован на воспроизводстве». И далее заключает: «Опасаясь дикости, земледельцы решили её искоренить»11. На самом деле только для граждан процветающего сегодня Первого мира, которые никогда не трудились на ферме, производство продовольствия (периферийными аграрными хозяйствами) ассоциируется с меньшими затратами физического труда, большим комфортом, свободой от угрозы голода и увеличением продолжительности жизни. Большинство крестьян-земледельцев и скотоводов, которые и составляют основную массу производителей пищи в современном мире, вовсе не обязательно живут лучшей жизнью, чем охотники-собиратели. Исследования бюджетов времени показывают, что по сравнению с охотниками-собирателями они тратят на труд в среднем не меньше, а больше часов в сутки. От археологов мы знаем, что во многих областях первые земледельцы проигрывали охотникам и собирателям, которых они вытесняли, и по физическим габаритам, и по качеству питания, и по серьезности заболеваний, которым были подвержены, и, наконец, по средней продолжительности жизни. Если бы эти первые аграрии могли предвидеть последствия своего перехода к производству продовольствия, они, не исключено, отказались бы от такого выбора. Но раз уж им не было дано предвидеть результат, что все-таки заставило их пойти тем путем, которым они пошли? Инстинкт по-прежнему с нами. Человеческие сексуальные отношения являются отражением все тех же генетических законов, которые возникли в африканских саваннах миллионы лет назад. Если судить по весьма незначительным различиям между мужчинами и женщинами в размере тела и силе, мы не созданы для полигамных отношений, как гориллы, у которых гигантские самцы дерутся за право единоличного обладания всем гаремом самок и после победы убивают детенышей своих предшественников. С другой стороны, учитывая скромный размер человеческих семенников, мы не созданы и для общественных сексуальных отношений, как шимпанзе или бонобо. Неразборчивые в сексуальных связях самки этих обезьян (это поведение, возможно, является инстинктивной защитой от убийства детенышей) обеспечивают конкуренцию на уровне сперматозоидов, а не на уровне самцов. Мы не похожи ни на тех, ни на других. Изучение общества охотников и собирателей, начавшееся в 1920-х гг., показало, что его представители были в основном моногамными. Мужчины и женщины образуют устойчивую пару, и, если один из партнеров ищет сексуального разнообразия, он обычно делает это втайне от второй половины. Такие моногамные отношения, при которых отцы принимают непосредственное участие в выращивании потомства, скорее всего, были наиболее характерными для человека на протяжении последних миллионов лет. Такие отношения необычны для млекопитающих и гораздо шире распространены у птиц. Возникновение земледелия представляет собой очень сложный процесс. В конце позднего палеолита на исходе ледникового периода человек занял все охотничьи угодья на планете и охотничье-собирательское хозяйство достигло своего предела. Человек столкнулся с ростом числа охотников и собирателей, т. е. с сокращением добываемой пищи. Данные обстоятельства подтолкнули человечество к освоению новых форм поведения и заставили постепенно перейти к сельскому хозяйству. Еще в 30-е гг. XX в. Н.И. Вавилов выделил семь самостоятельных очагов происхождения культурных растений и в то же время семь вероятных самостоятельных очагов возникновения земледелия – Турцию, Иран, Афганистан, Среднюю Азию, Пакистан, Индостан и Индокитай. Выводы Вавилова во многом были подтверждены археологами. Земледелие не было чем-то придуманным сразу; оно явилось результатом множества отдельных достижений в этой области. Чтобы развивать земледелие, людям пришлось изобрести специальные орудия труда – деревянную мотыгу для рыхления почвы, деревянный или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размола зерна.

Связанные понятия (продолжение)

Палеоли́т (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; = древнекаменный ) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Первобытно-общинный строй, также общинно-родовой, первобытно-коммунистический — исторически первая в ряду общественно-экономических формаций, выделяемых в марксистской философии истории. Первобытное общество характеризуется минимальным (но постоянно повышающимся с течением времени) уровнем развития производительных сил, которому соответствуют производственные отношения так называемого первобытного коммунизма и бесклассовое общество. Экономика ирокезов первоначально была основана на общинном производстве и соединяла черты аграрной и присваивающей экономик. Племена Конфедерации Ирокезов жили на территории современного штата Нью-Йорк и в области Великих озёр. Ирокезы в основном занимались сельским хозяйством, собирая «трёх сестёр», обычно выращиваемых индейскими племенами: кукурузу, бобы и тыкву. Они придерживались оригинальной точки зрения на отношения с природой и управление собственностью. Экономическая система ирокезов характеризовалась… Вымирающие виды (англ. Endangered species, EN) — биологические виды, которые подвержены угрозе вымирания из-за своей критически малой численности либо воздействия определенных факторов окружающей среды. Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens; преимущественно лат. Homo sapiens sapiens) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю. От остальных современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной… Теория охотника и фермера — гипотеза, предложенная Томом Хартманом для объяснения причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности (у детей — прим. перев.) и СДВ у взрослых, интерпретируя их как результат адаптивного поведения. Хартман отмечает, что большинство или всё человечество были кочевыми охотниками и собирателями в течение тысячелетий. Затем этот стандарт постепенно изменился с развитием земледелия в большинстве первобытных обществ и большинство людей на земле стали земледельцами. В течение… Экологи́ческая ни́ша — место, занимаемое видом в биоценозе, включающее комплекс его биоценотических связей и требований к факторам среды. Термин введён в 1914 году Дж. Гриннеллом и в 1927 году Чарльзом Элтоном. В настоящее время определение Гриннелла принято называть пространственной нишей (по смыслу термин ближе понятию местообитание), а определение Элтона называют трофической нишей (экологическая ниша представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его… Теория «гидравлического», или «ирригационного», государства принадлежит перу германо-американского синолога, социолога и историка Карла Августа Виттфогеля. Ещё в 1920-е годы, будучи одним из видных мыслителей Коммунистической партии Германии, Виттфогель интересовался вопросами связи природной среды и общественного развития. 1933—1934 годы Виттфогель провел в концлагере, что впоследствии серьёзно повлияло на его взгляды. После освобождения он эмигрировал в Великобританию, а затем в США. Бигмен (англ. big man; big-man — большой человек) — термин, используемый в этнографической литературе для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием в своих общинах. Бигмены влиятельны главным образом благодаря своим личным способностям. Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество), согласно П. Кропоткину — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.

Подробнее: Взаимная помощь

Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь. Интроду́кция (от лат. introductio — «введение») в биологии — преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Интродукция является процессом введения в некую экосистему чуждых ей видов. Безгосударственное общество — общество, не управляемое государством. Анархия является разновидностью такого общества, где, помимо государства, отсутствует любая иерархия, включая этническую, экономическую, религиозную, идеологическую и сексуальную. Однако даже если какое-либо безгосударственное общество не является, строго говоря, анархией, обычно в таких обществах всё равно нет сосредоточения власти, а если такая власть есть, то она ограничена. Имеющий власть в таком обществе обычно не удерживает… Челове́чество — совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных). Человечество неразрывно связано с культурой, созданной на протяжении всего времени существования человечества и подвергающейся изменениям в ходе его развития. Охрана окружающей среды (или охрана природы, защита природы, энвайронментализм) — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на окружающую среду (природу). Интеллект насекомых (англ. Insect intelligence, также англ. Insect cognition) — способность насекомых к обучению или осваиванию навыков на основе обобщения информации (преимущественно при помощи мозга) с их последующим рациональным использованием в условиях, отличных от исходных. Насекомые имеют крошечный мозг, количество нейронов в котором составляет около 1 млн (тогда как человеческий мозг содержит около 86 млрд нейронов). По этой причине в течение длительного времени им уделялось очень мало внимания… Экологическое поселение (экопоселение) — поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, как правило исходящих из концепции устойчивого развития и организующих питание за счёт органического сельского хозяйства. Одна из форм идейной общины. Всемирный или глобальный кочевник, он же неокочевник (англ. Global nomad) — человек, живущий без привязки к конкретной стране, часто перемещаясь, не имеющий постоянного дома и работы. Неологизм, до 2000 года редко встречавшийся. Эректус (лат. Homo erectus), или человек выпрямленный, человек прямоходящий (устар. архантропы) — ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предка современных людей. Коче́вники — этносы, народы и племена, исторически сложившиеся в кочевых-номадических этнокультурных условиях. В современное время это люди, постоянно или временно пребывающие в соответствующих культурах и ведущие кочевой образ хозяйства, или культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства. Термин «каменный век» используется для обозначения археологами обширного периода человеческого развития, предшествующего эпохе металлов. Ещё в I веке до н. э. Тит Лукреций Кар высказал предположение, что эпохе металлов предшествовало время, когда основным оружием и орудием человека были камни. Идея о выделении предложена французским антикваром Никола Мауделем в 1734 году. Предложение научно обосновано датским археологом Томсеном в 1836, который выделил в периоде развития человечества 3 культурно-исторические… Биосоциальная гипотеза происхождения культуры – биосоциальная теория культурогенеза, которая состоит в том, что человек прежде всего является частью природы и живет по определенным биологическим законам, а культура – сугубо человеческий способ приспособления к окружающей среде. Человек создает определенную систему ценностей, традиций и символов, где социальное вытекает из биологического. Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. По состоянию на 2006 год 1 % самых богатых людей владеют более чем 40 % богатств… Ра́са — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определённом географическом регионе. Некоторые черты, характеризующие разные расы, могли появиться как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50-x годов XX века благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и американского антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма сохранились основные постулаты традиционного эволюционизма, но вместо идеи однолинейного развития культуры неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или… Мезоли́т (др.-греч. μέσος «средний» + λίθος «камень»), средний каменный век — период между палеолитом и неолитом. Термин «эпипалеолит» обычно используется для описания мезолитических культур за пределами Северной Европы. В Великобритании древним лесом (англ. ancient woodland) называется редколесье, непрерывно существующее по меньшей мере с 1600 г. (в Англии и Уэльсе) или 1750 г. (в Шотландии). До этого времени высаживание новых лесов не было распространено, так что лес, существовавший до 1600 г., скорее всего развился естественным путём.

Подробнее: Древний лес

Эффект снежного кома — фигуральное описание для целого ряда близких по сути неточных математических эффектов, при котором изначально небольшое по значению ядро некоего феномена становится привлекательным для всё большего числа потенциальных адептов, которые, пройдя несколько фаз приобщения к ядру, становятся его частью. Акцент в данном случае делается на нескольких стадиях приобщения к объекту и благоприятных условиях для вовлечения в инсайдерскую группу всё большего количества ранее незаинтересованных… Какосфе́ра (др.-греч. κακός — «дурной, плохой» и σφαῖρα — «шар») — природная среда, изменённая деятельностью человека настолько, что в ней искажены природные связи и ограничена способность к восстановлению; область дисгармонично изменённой человеком биосферы. Фриганизм (англ. freeganism от free — «свободный, бесплатный» и vegan — «веганизм») — стиль жизни, отрицающий принципы потребительства. Его приверженцы ограничивают своё участие в традиционной экономической жизни и стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют свалки, мусорные контейнеры и т. п. В отличие от бездомных и нищих, фриганы поступают так по идейным соображениям, для устранения вреда от чрезмерного потребления… Редистрибуция (от лат. redistributio — перераспределяю) — термин, получивший широкое распространение в экономической антропологии, особенно среди сторонников субстантивизма. В самом общем виде редистрибуцию можно определить как собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках её главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы. Редистрибуция является одним из основных понятий субстантивизма… Всемирная история — процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды. Дворцовая экономика — примитивная экономическая система, в которой знать монополизует некий ресурс или группу сходных ресурсов, распределение которых осуществляется через централизованный пункт («дворец»). Данная экономика характерна для бронзового века Европы, Ближнего Востока и долины Инда, а также для ряда крупных доколумбовых цивилизаций. Первобытный коммунизм (англ. Primitive communism, нем. Urkommunismus) — способ производства, господствующий на протяжении самой первой и самой продолжительной в истории общественно-экономической формации — первобытнообщинного строя. Ксеноцентризм (греч. ξένος (xénos) — иностранный, чужеземный, лат. centrum — центр круга, средоточие) — убеждение, что продукты, стили и идеи своего собственного общества ниже по уровню, чем те, которые происходят из других мест . Ксеноцентризм подразумевает склонность одних культур рассматривать другие как превосходящие свои собственные. Это явление представляет собой обратную сторону этноцентризма, то есть склонности человека, этнических и этноконфессиональных групп оценивать все жизненные явления… Бикультурали́зм (культу́рный дуали́зм, двухкульту́рность) — состояние одновременного и полноценного владения двумя и более культурами, возникающее в ходе процессов этнической ассимиляции и аккультурации. Золотой миллиард — понятие, термин, метафора в публицистике постсоветского пространства, отражающие дисбаланс в уровне жизни и потребления между населением развитых и развивающихся стран мира, в условиях ограниченности мировых ресурсов. В трактовке Цикунова А. К. является «теорией заговора». Челури́т, реже члури́т (мад. и индон. celurit) — вид серпа, традиционный для мадурцев, одного из народов Индонезии. Патологическое накопительство животных — собирание большого количества домашних животных при отсутствии достаточной площади для их проживания в квартире (доме) и возможности ухаживать за ними надлежащим образом — и одновременно отрицании своей несостоятельности. Патологическое накопительство можно охарактеризовать скорее как симптом психического расстройства, нежели проявление жестокости по отношению к животным. Собиратели глубоко привязаны к своим питомцам, и расстаться с животными для них невероятно… Мир-системный анализ, или мир-системная теория, исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали, прежде всего, развитие отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идёт несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации… Транскультурация – термин, введённый в 1940 году кубинским антропологом Фернандо Ортисом для описания феномена слияния и сближения культур. Традиционная культура Южной части США называется Культурой чести, под которой подразумевается набор общественных норм, основной идеей которых является необходимость защищать свою честь (в особенности, среди мужчин), при необходимости прибегая к насилию. Концепция была разработана социологами Ричардом Нисбеттом и Довом Коэном в работе «Культура чести». Число Данбара — ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать.

Упоминания в литературе (продолжение)

В целом ранние фазы потепления в последней ледниковой эре строго ассоциированы с заметными демографическими изменениями, включая вымирание большинства представителей мегафауны и первую экспансию современных людей в Америки. Что касается европейских охотников и собирателей, наша модель наилучшим образом объясняет этот поворотный период через замену женской популяции постледникового периода другой из другого источника (another source). Хотя точное происхождение этой позднейшей популяции неизвестно, демографическая история (рис. 3 и 2B на рис. С2) предполагает, что она исходит из другого, отдельного убежища (refugium) во время последнего ледникового максимума. На базе только мтДНК мы не можем исключить некоторой степени геномной непрерывности в популяции охотников-собирателей на протяжении позднего плейстоцена и раннего голоцена и до сегодняшних европейцев. По этой причине мы интерпретируем нашу модель скорее как получение знака большого популяционного сдвига в женском населении, нежели полной его замены. [211] Земледельческий труд постепенно менял отношения внутри родовых общин. Оседлый образ жизни способствовал быстрому увеличению численности земледельческих общин. Большие общины делились. Но отделившаяся от родительского гнезда их часть не уходила далеко в поисках новых, пригодных для обитания мест, как это было у собирателей и охотников, а осваивала новые земли поблизости от родительской общины. Возникали соседские земледельческие общины с родственными интересами. Между ними устанавливались разнообразные связи. Непосильный труд по освоению новых земель, строительству разнообразных, в том числе ирригационных, сооружений вынуждал соседские общины к действию общими усилиями. К этому же их вынуждала и забота о защите своих очагов от нападения кочевников и хищных зверей. Возникали родовые агломерации, названные впоследствии фратриями (братствами) и племенами, объединяющими несколько фратрий. Развитие обществ эпохи древности, как и многие исторические явления, носило диахронный характер. Так, отставание темпов развития американских обществ по сравнению с евразийскими по системе абсолютной хронологии приходится на эпоху европейского средневековья. Определенное отставание темпов развития Америки могло восходить ко времени начального освоения человеком просторов Нового Света. Первые охотники и собиратели затратили почти двадцать тысяч лет на экстенсивное освоение новых пространств, прежде чем кризисные проявления экономики присвоения продуктов питания не подтолкнули общество к неолитической революции. Он оказался едва ли не единственным видом, уничтожающим себе подобных и сильно влияющим на окружающую среду, причем не в лучшую сторону. Миграция сапиентных людей в различные районы ойкумены с вытеснением из них обитавших там досапиентных гоминид и, возможно, с метисацией с ними послужила основой для появления многочисленных расовых типов. Человечество разделилось на четыре больших расовых ствола – европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. В результате около 40 тысяч лет назад человек разумный становится единственным представителем семейства гоминид и заселяет практически всю планету. Тогда людей вряд ли было больше полумиллиона. Для собирателей и охотников – каждому из них для прокорма нужна была территория в 10–25 квадратных километров – больше места и не оставалось. В эпоху позднего энеолита – 10 тысяч лет назад – население Земли составило около 6 млн человек, средняя продолжительность жизни достигала 30 лет, а человек жил условно на 2 доллара в день. В еще более упрощенном виде история человека выражена в двойной картинке, где человек сначала предстает перед нами охотником и собирателем, а затем, с. –10 000, скотоводом и землепашцем. Иногда эти два периода называют стадией собирания пищи палеолита и стадией выращивания пищи неолита. Переход от охоты и собирательства к земледелию имел большое значение для астрологических наблюдений. Именно распространение земледелия и выращивание урожая вызвали потребность в точных календарных устройствах, подсказывающих человеку, когда лучше сеять и убирать урожай. Что интересно, на рисунках до эпохи неолита отсутствовали изображения людей, убивающих друг друга. Расчетная плотность населения во времена охотников и собирателей была равна 1 человеку на 100 квадратных километров![5] Воевать было некому и не с кем, поскольку более значительную угрозу для человека таила природа. В неолитический же период возникают первые изображения сражений между людьми и разделяющая людей поперечно-продольная (квартальная) планировка ранних прообразов городов. Клубни, своего рода хлеб первобытных охотников и собирателей, оказались удачной диетической находкой, ведь тогдашнему человеку пришлось приспосабливаться к жизни в сухих и жарких областях Восточной Африки, где много клубнеплодов. Как показывает присутствие пыли в морских донных отложениях, климат резко стал суше как раз в момент появления человека работающего. Возможно, он даже научился готовить коренья, и если так, это был значительный прогресс, потому что термическая обработка высвобождает питательные вещества в продуктах и улучшает их усвоение организмом{12}. Никаких свидетельств того, что Homo ergaster пользовался огнем, нет, но зола плохо сохраняется, и, возможно, остатки кострищ просто не дошли до нас. А нет ли в распоряжении современной науки каких-нибудь зримых, материальных свидетельств дальних странствий первобытных охотников? Косвенным аргументом могут служить примитивные календари каменного века. Ученые долгое время считали, что календарь – это изобретение первых земледельцев, и все находки древних календарей автоматически приписывали им. Но на стенах палеолитических пещер сохранились значки, которые проще всего истолковать как счетные, и загадочные рисунки, весьма напоминающие топографические планы местности. Археологи находят камни со стрелами-указа телями, и опять же в сопровождении каких-то загадочных значков. В 1977 году была обнаружена пластина, изготовленная из рога коровы, на которой последовательно нанесен ряд углублений. Американский исследователь А. Маршак выдвинул гипотезу, согласно которой рисунок этих углублений является разновидностью лунного календаря, а цветные полосы, пересекающие изображение, добавлены для лучшего разграничения лунных фаз. Это не единичная находка: с тех пор было найдено несколько лунных календарей, определенно относящихся ко времени охотников и собирателей, с насечками по числу дней и обозначениями над ними фаз Луны. К северу от лесостепи восточные регионы Восточно-Европейской равнины покрыты лесами, ближе к северу – преимущественно хвойными. Здесь средняя зимняя температура ниже, в почве меньше гумуса и условия для земледелия куда менее благоприятные. Этот мир был почти незнаком жителям Средиземноморского региона в начале 1-го тысячелетия. В своем труде «Германия» Тацит помещает охотников и собирателей феннов на дальнем севере, а еще одно племя, венедов, между ними и германцами – певкинами, в предгорья Карпатских гор: «Венеды переняли многое из их [сарматов] нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой». Живший раньше Плиний также слышал о венедах, как он их называет, но не сообщил о них абсолютно никаких подробностей, и даже географ II века Птолемей знал о них очень немногое – только названия некоторых племен. Эта земля была менее таинственной, чем та, что лежала за ней, где люди имели «человеческие лица, но тела зверей», но лишь совсем ненамного.
Охотники и собиратели — Википедия. Что такое Охотники и собиратели

Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы

Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].

Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

См. также

Примечания

Литература

  • Гринин Л. Е.  Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
  • Кабо В. Р.  Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..
Охотники и собиратели. Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей]

Охотники и собиратели

Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.

Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.

Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.

Собирательство

Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Изготовление одежды

Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.

Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

удивительных обществ охотников-собирателей, все еще существующих

удивительных общества охотников-собирателей, все еще существующих

27 мая 2011 года.
Алекс Чарторыйский

До сельскохозяйственной революции люди проводили больше времени на этой планете в качестве охотников-собирателей, полагаясь на природные ресурсы и собственные инстинкты выживания, чтобы поддерживать себя. Появление сельского хозяйства изменило все это. В связи с растущим контактом обществ по сбору охотников с фермерами и скотоводами популяция охотников-собирателей в течение всей истории сокращалась.

Некоторые предполагают, что к концу этого столетия последние сообщества охотников и собирателей исчезнут, взяв с собой «незаменимую связь с нашим прошлым». Невероятно, но вот некоторые из немногих племен, которым удалось сохранить большую часть своей независимости в качестве охотников-собирателей.

Охотники за постоянством Калахари


Бушмены Калахари из пустыни Калахари в Африке используют одну из древнейших форм охоты, известных человеку, — постоянную охоту. Перед оружием, перед ножами, перед оружием мы использовали наши тела для охоты.Точнее говоря, мы преследовали нашу добычу, пока она не рухнула. В настоящее время этот метод, вероятно, не рекомендуется в курсе безопасности охотника. Охотники на Калахари гоняются за своей добычей (обычно куду, то есть антилопой) в течение от 2 до 5 часов на протяжении от 25 до 35 км при температуре от 40 до 42 ° C (от 104 до 107 ° F). Люди на самом деле используют гораздо меньше энергии для увеличения скорости, чем большинство животных. Их пот также помогает поддерживать бегунов в прохладе, в то время как животное должно отдыхать и находить воду, идеальное время для Калахари, чтобы убить его, заколоть зверя с близкого расстояния.Считается, что постоянная охота была одной из самых ранних форм человеческой охоты, возникшей 2 миллиона лет назад.

Spinifex Великой Пустыни Виктории

Люди Spinifex или Pila Nguru (что в переводе означает «домашний округ в квартире между песчаными холмами») ведут традиционное существование охотников-собирателей в Великой пустыне Виктория, расположенной в Западной Австралии. Большая часть информации, касающейся этой группы коренных народов, оставалась широко неизвестной до 1910-1930 годов. Это было примерно в то время, когда миссионеры начали вторгаться на их землю.

Затем, в 1952 году, англичане начали испытывать атомную бомбу всего в 300 км от их местоположения. Когда британцы поняли, что там живут люди, они послали опытного бушмена по имени Уолтер МакДугалл, чтобы предупредить Spinifex о продолжающемся тестировании. Учитывая, что он был одним человеком, ответственным за распространение информации по очень обширной земле, у Макдугалла неизбежно не было возможности предупредить всех.

Большая часть Spinifex была перемещена со своих родных мест в миссии в Кунди и Уорбертоне (примерно в 65 км к востоку от Мельбурна), но некоторые все еще остались, чтобы продолжить традицию охотников-собирателей.

Только в 2000 году люди Spinifex станут вторым племенем, которому будут предоставлены их земельные права коренных народов в отношении участка земли, охватывающего 55 000 км2.

Сентинелез Андаманских островов

Два сентинских островитянина защищают свои земли от береговой охраны

Сентинельцы живут на Андаманских островах в Бенгальском заливе между Индией и западом от Бирмы. Считается, что они являются одним из последних племен каменного века в мире, которые сохранили свое независимое существование и неуклонно защищают свою территорию.Невероятно, но им также удалось пережить цунами в Индийском океане в 2004 году. Сентинельцы — единственные охотники-собиратели, которые сопротивляются полному контакту с внешним миром.

В 1974 году, когда съемочная группа попыталась установить дружеский контакт со Сентинелезом, оставив подарки с едой и несколько кастрюль и сковородок, один из островитян выстрелил режиссеру в бедро стрелой. Год спустя, когда туристы начали приближаться к этому району, они были отражены стрелками Сентинелезе.

В статье 2004 года в Telegraph сообщалось, что два пьяных рыбака забрели на свой остров и были быстро убиты жителями.

Их тела все еще там: вертолет береговой охраны, который отправился за ними, был уволен с помощью «потока стрел», выпущенного из Сентинельцев. Из того немногого, что мы знаем об этом народе, те, кто имел возможность соблюдать их обычаи, сообщили, что их основное оружие состоит из дротиков, плоской луковицы и как минимум 3 разновидностей стрел. Один тип для рыбалки, один для охоты и один «незакрепленный», используемый для предупредительных выстрелов.

По данным переписи населения Индии 2001 года, официальные лица зарегистрировали в племени только 39 человек (21 мужчина и 18 женщин), хотя по некоторым подсчетам они могут быть где-то между 40-500.Анализ ДНК другого племени, Джарава, члены которого впервые вступили в контакт с внешним миром в 1997 году, позволяют предположить, что племена мигрировали из Африки около 60 000 лет назад.

Пираха реки Майси в бассейне Амазонки

Пираха — это коренное племя охотников-собирателей амазонок, которые живут в основном на берегах реки Майси в Бразилии. По данным Международной организации выживания, в бразильской Амазонке проживает больше неконтактных племен, чем где-либо еще в мире.

Лингвист-антрополог Даниэль Эверетт — один из ведущих экспертов по амазонским языкам, имевший возможность жить в деревне Пираха и изучать обычаи племени. Он отмечает очень изобретательный характер Пирахана:

«Пирахи в высшей степени одарены всеми способами, необходимыми для обеспечения их непрерывного выживания в джунглях: они знают о полезности и местонахождении всех важных растений на своей территории; они понимают поведение местных животных, а также то, как ловить и избегать их и они могут ходить в джунгли голыми, без инструментов или оружия, и три дня спустя выходить с корзинами фруктов, орехов и мелкой дичью.»

Хотя у Pirahã есть некоторый контакт с внешним миром, он минимален. Они обмениваются с внешними торговцами, но по большей части сопротивлялись большинству внешних воздействий (особенно сельское хозяйство и сельское хозяйство), сохраняя образ жизни охотника-собирателя. Они не хранят еду, а едят, когда приобретают ее.

Интересно, что они также следуют сегментированному образцу сна, который соответствует исторически естественным образцам сна. Они бодрствуют от 15 минут до максимум двух часов днем ​​и ночью и редко спят ночью.

Батак из Северного Палавана в Западной Филиппинах



,
hunters and gatherers — Перевод на японский — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова, основанные на вашем поиске.

Эти примеры могут содержать разговорные слова на основе вашего поиска.

Люди полагались на фенологию со времен охотников и собирателей .

人間 は 民 猟 採集 民 だ っ た 頃 か ら 学 に 頼 っ て き し た た

Но когда охотников и собирателей начали сажать семена, они начали заниматься сельским хозяйством.

Индейцы Чисос были слабо организованной группой кочевых охотников и собирателей, которые, вероятно, практиковали ограниченное земледелие на сезонной основе.

000 ソ ス ・ 者 的 的 な な な な な な な な な な な な な な な な な な な な 者 者

В Brutal Age Horde Invasion основная миссия — создать собственную деревню и выжить в мире, полном захватчиков.Для этого вы должны возглавить племя из охотников и собирателей в доисторическом возрасте, которое поможет вам получить ресурсы и расширить свой домен в мире, пораженном дикими животными.

Это очень важно.こ れ を 行 う に は, あ な た は 先 史 時代 に 狩 猟 や 採集 の 部族 を リ ー ド し な け れ ば な り ま せ ん, あ な た は, リ ソ ー ス を 入手 助 け, あ な た の ド メ イ ン を 展開 し ま す ま し た, 世界 で 野生 動物 に悩 ま さ. : の の の の あ : : :: 偉大 偉 先 史 時代 の 歯 虎 と マ ン ス.す べ て の 土地 の 所有者 と な り, あ な た の ド メ イ ン の う ち, 他 の 競争 相 手 を 追 い 出 し ま す.

Историки перечислили нас как охотников и собирателей, но Kumeyaay, мы были, вероятно, лучшими садоводами вокруг.

Потому что, в конце концов, в живой памяти они были охотниками и собирателями , что, возможно, составляет 99 процентов человеческой истории.

Потому что, в конце концов, в живой памяти это были охотников и собирателей, живущих почти так же, как наши предки жили на 99% человеческой истории.

Предложить пример

Другие результаты

Человек как охотник и собиратель всегда имел в качестве мотивирующей силы выживание своей семьи и общества.Но генеративное понятие отцовства выходит далеко за рамки защиты детей.

び 900 タ ー 及 び at 900 900 900 900 900 900 900 900 900 900た

Ohlone существовал в основном как охотников-собирателей и в некотором смысле харвестеров.

に ロ ー ニ 族 は 主 000 採集 猟 採集 に よ っ て 生活 し お お り る る 意味 収穫 収穫 者 で も っ た。。

Например, по мере расширения глобального капитализма и поиска эффективных способов защиты окружающей среды, какие изменения претерпели охотников и собирателей и коммерческих кочевников, которые вели свою кочевую жизнь, используя природные и человеческие ресурсы, и с какими рисками они столкнулись?

000 と 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 浸透 の の の の身 を 置 い て き た 社会 に は ど の よ う な リ ス ク が 生 ま れ て い る の か.

Кузедики были охотниками-собирателями, и их язык является частью языка шошонов.

カ ゼ デ ィ カ ・ バ ン ド は 猟 採集 あ あ り り そ の 言語 シ シ ー ー ニ ニ 語 語 し い る。。

Однако недавние исследования показывают, что во многих случаях слияние фермеров и охотников-собирателей было мирным процессом.

000 だ 最近 の 研究 は 、 、 民 と 狩 採集 民 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Место современного Альбемарля первоначально было заселено небольшими племенами из охотников-собирателей и строителей насыпей, чьи артефакты и поселения датируются почти 10 000 лет.

000 の 工 工 工 工 々 々 々 々 々 々 々 々 工 工 工 工 工 工 工 工 工 工 工 工

Основная тема исследования — использование лесов и возделываемое культивирование охотниками-собирателями Baka и фермерами банту, которые сильно зависят от тропических лесов.

000 帯 雨林 強 く 依存 る る る る る る 民 10
カ カ カ バ 畑 ダ 系 で 農業 研究 と と と と と と と と

Характер отношений между фермерами и охотниками-собирателями в это время также является одной из тем генетической антропологии.

000 の 時 、 と 猟 採集 民 と の 関係 が ど う あ あ っ た か も 、 分 分 と 分 分 類学 類学 類学 で で で す。。。

Исследовательская группа по тропическим лесам Африки, в основном базирующаяся в Университете Киото, с 1993 года проводила исследования охотников-собирателей и 9109 фермеров-переселенцев на юго-востоке Камеруна, насчитывающих человек.

、 学 学 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 、 と と と と と

И все, что я видел в совершенствовании, говорило, что между гурманами и и охотниками-собирателями происходили огромные драки среди гурманов.

000 に お い て 常 に 民 民 000 と 狩 猟 民 10 10 10 10 10 10 10 大 大 大 大 大 大 大 大 大

И то же самое с охотников-собирателей племен и ранних людей заключается в том, что вы не дожили до 30 лет.

採集 猟 採集 部落 と す の 人類 は そ れ と 同 じ す す す す す す す す た た た す

Культура Hunter-Gatherer Концепции и , лежащие в основе их языков, находятся на грани исчезновения, и, как следствие, вскоре будет утрачен широкий спектр нонконформистских концепций.

民 猟 採集 民 10 10 民 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化 化

Происхождение и древность современного европейского населения горячо обсуждены, с относительным вкладом неолитических фермеров и палеолита охотников-собирателей не определен.

000 ヨ ー ロ ッ 人 人 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 民 ,

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Активити
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Диксит
  • Каркассон
  • Клуэдо
  • Колонизаторы
  • Манчкин
  • Разное
  • Свинтус
  • Секреты побед
  • Шакал
  • Шакал -правила игры
  • Эволюция
  • Эволюция — секреты игры
2019 © Все права защищены. Карта сайта