«Личники» и «доличники». Секреты мастерства палехских иконописцев
Мастерская «Палехский иконостас» — крупнейшее предприятие маленького города Палех в Ивановской области. Сегодня в нем работают более 150 мастеров, которые создают иконостасы и пишут иконы для всей страны — от Калининграда до Благовещенска. Как это происходит, в чем особенность легендарного палехского стиля и что стоит за смешными словами «левкасить» и «лампензель» — в репортаже ТАСС.
Палех — уютный старинный городок в 60 км от Иванова, два года назад получивший статус родины жар-птицы. В тихую ясную погоду он напоминает чудесную расписную шкатулку. Вдоль зеленых улиц, главная из которых сбегает к реке Палешке, стоят аккуратные деревянные домики с оконными кружевами. Заборы здесь низкие, а деревья — высокие. Вроде бы ничего необычного, но во всем — необъяснимое таинство. По словам палехских экскурсоводов, каждый девятый живущий здесь — художник. Иконопись всегда была семейным занятием, и ремесло передавалось от одного поколения к другому.
Вид на Палех с колокольни Крестовоздвиженского храма
© Владимир Смирнов/ТАСС
Создатели и владельцы мастерской «Палехский иконостас» тоже потомственные. Артель была организована 23 года назад двумя братьями — Анатолием Влезько и Юрием Федоровым. Застать их в мастерской мне не удалось: в этот день они были в командировке. Поэтому экскурсию по предприятию для меня проводила дочь Анатолия Влезько Ольга. Сегодня она — правая рука отца и решает все организационные вопросы в «Палехском иконостасе».
— Это сейчас мы — солидное предприятие. А изначально мастерская была семейной, начинали в гараже собственного дома, работали вшестером, включая отца и дядю. У отца прадед был иконописцем, сам отец и мама — тоже художники, будучи студентами познакомились в Палехском художественном училище, с тех пор вместе, — рассказывает Ольга.
© Таисия Кириллова/ТАСС
По ее словам, первый иконостас здесь создали по заказу кинорежиссера Никиты Михалкова — для старинной церкви святителя Николая Чудотворца в подмосковном селе Аксиньино, которая в те годы как раз восстанавливалась. До этого в мастерской писали лишь иконы.
— Этот заказ пришел нам очень неожиданно, до этого мы ни разу ничем подобным не занимались. Но поскольку времена были непростые, 96-й год, естественно, мы были рады любой работе. Нас просто спросили: сможете сделать иконостас? Мы сказали: да! И сделали, — рассказывает Ольга.
Сегодня маленькая семейная мастерская разрослась до градообразующего предприятия, имеющего собственные столярные и токарные цеха. В просторном трехэтажном здании работают художники, краснодеревщики, позолотчики и архитекторы — всего более 150 человек. Многие из них трудятся здесь целыми семьями. Всего за время работы мастерской было создано более 200 иконостасов, сколько написано икон и утвари — не сосчитать.
© Таисия Кириллова/ТАСС
25 слоев грунта
Оцилиндровочный цех до отказа набит кругляком. Его везут сюда из Нижегородской и Вологодской областей — древесина оттуда считается особенно добротной. Внутри стоит смолянистый запах сосны, в воздухе кружат тонкие завитки деревянной стружки. Рабочие — сплошь богатыри: коренастые и сосредоточенные, как с картины Васнецова. Они ловко поднимают тяжелые доски, укладывают их на станок, распиливают и принимаются за новые. Здесь готовят основу под иконы и создают «тело» будущего иконостаса.
— В основном используем сосну и липу, но иногда заказчики просят сделать иконостас из дуба или красного дерева. Распиленное дерево еще две недели сушится — и только потом его пускают в работу. Часть материалов отправляют в цех заготовки на резьбу, иконные доски — левкасят, то есть поэтапно грунтуют в 25 слоев. На это уходит примерно две недели, потому что каждый слой должен тщательно высохнуть. Поэтому, когда у нас спрашивают, можем ли мы создать икону за три-четыре дня, мы говорим, что это невозможно, — рассказывает наша собеседница.
© Таисия Кириллова/ТАСС
Над иконостасом площадью примерно 100 кв. м мастера работают от полугода до восьми месяцев. Самым трудоемким является декорирование. По специальным лекалам резьба сначала делается на копировальных станках, а потом мастерами вручную доводится до совершенства — раскрашивается и покрывается золотом.
Экономист-позолотчик
Мы с Ольгой направляемся в штаб-квартиру мастерской, которая находится в пяти минутах езды от столярных цехов. Это большое трехэтажное здание, в котором расположено более десятка других цехов, включая цех иконописи и золочения.
В последнем работают четыре мастерицы. Сусальное золото похоже на тонкую фольгу в форме книжки размером с ладонь. Каждый ее листочек разрезается ножом на несколько более мелких, а потом с помощью специальной кисти — лампензеля — наносится на фигуру, согревается горячим дыханием мастерицы и только после этого быстро растирается ватным диском.
© Таисия Кириллова/ТАСС
На огромном стеллаже во всю мастерскую лежат элементы резных колонн и уже позолоченные ажурные детали будущего иконостаса — эффектная резьба в виде виноградных гроздьев, листьев, лозы и других христианских символов. Их тут более сотни, всего же таких декоративных элементов на иконостасе бывает до 500 и даже больше.
Читайте также
Маяки и крылечки Хвалынска. Как в саратовской глубинке благоустраивают старинный город
— А где учат на позолотчиков? — интересуюсь я.
— В отличие от художников, искусству золочения нигде специально не учат, — объясняет Ольга и обращается к одной из мастериц: — Наташа, ты вот кто у нас по образованию?
— Я до декрета работала на этом же предприятии экономистом, потом решила, что мне интереснее работать руками, — перешла в лаковый цех, а теперь вот занимаюсь золочением. В общем-то, здесь меня всему и научили, — объясняет женщина.
Ольга Влезько рассказывает, что большинство сотрудников работают в мастерской более десяти лет, есть старожилы, которые трудятся на предприятии с тех пор, как оно открылось. И это вполне объяснимо: с работой в Палехе непросто, а тут официальное трудоустройство, стабильная зарплата, душевный коллектив.
© Таисия Кириллова/ТАСС
— А обязательно ли человек, работающий у вас, должен быть воцерковленным, верующим?
— Особых требований в этом смысле мы своим сотрудникам не предъявляем. Человека ведь нельзя заставить во что-то верить или не верить. К нам в основном приходят мастера из Палехского художественного училища — это наша кузница кадров. Отбираем лучших. Каждый из них должен показать, на что способен. Сначала художник пытается раскрыть икону в цвете, если у него это получается, мы его смотрим дальше. Это как в компьютерной игре: если ты этот уровень не прошел, то на следующий тебя никто не пустит, — объясняет Ольга.
Канон и фрязь
Как рассказывают местные экскурсоводы, палехские мастера издревле славились своим неповторимым стилем в иконописи, который сложился к XVIII столетию. В нем читалась некая миниатюрность, «многодельность». Фрагмент, который, вероятно, можно было бы оставить без обработки, палехский мастер обязательно оттенит какой-нибудь завитушкой, чтобы проработать все до конца. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.
После Октябрьской революции художникам пришлось на долгое время оставить библейские образы в поисках других тем. Советская власть иконопись не жаловала. Спасти древнее искусство помог писатель Максим Горький. По его инициативе в 1924 году была создана Артель древней живописи, в которую вошли сотни художников. Палешане перенесли свое мастерство на роспись шкатулок и табакерок. Использовался тот же колорит, та же технология наложения цветов, та же роспись золотом — разница была лишь в черном фоне.
© Владимир Смирнов/ТАСС
Уже через год палехские мастера получили золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Художники открыли для себя новые темы, впервые обратившись к истории страны. На расписных коробочках и ларчиках бывшие иконописцы рисовали сюжеты из народных сказок, картинки деревенского быта и пейзажа. Это позволило сохранить технику и традицию. Сегодня икона вновь стала более востребованной, чем лаковая миниатюра.
Читайте также
Чайка на колокольне. Орловский звонарь исполняет Pink Floyd и не боится робота-конкурента
В просторном светлом зале иконописи за широкими столами работают 35 художников. В основном женщины. Как и несколько столетий назад, иконы в мастерской пишутся натуральными красками — темперой, замешанной на яичном белке. Кисти используются самосвязанные, из беличьих хвостов.
— А что вы слушаете? — интересуюсь я у одной из мастериц в наушниках лет 50, которая аккуратно выводит кистью образ будущей иконы.
— Классическую музыку. Люблю Рахманинова, Моцарта. Это здорово повышает концентрацию, которая очень важна в нашем деле, все-таки работа ответственная, — с улыбкой отвечает она.
— А вы в Бога верите? — интересуюсь я.
— Иконописец — это прежде всего профессия. Ему свойственно все то, что свойственно другим людям. Однако мастер все равно должен обладать верой. Если иконописец пишет икону без веры, то это получается раскрашенная схема, — отвечает она.
© Таисия Кириллова/ТАСС
Мастерица рассказывает мне, что работает над «праздничной» иконой, которая пишется в традиционном палехском стиле для православного храма в Чечне. Работы еще много, примерно на месяц. Ее задача — прорисовать все, кроме лица. Оказывается, у художников-иконописцев существует разделение труда.
— Одни — «доличники»: они разрисовывают палаты, одежду, пейзаж. Другие, самые опытные, — «личники» — пишут лики, руки и другие открытые части тела святых. Их труд более квалифицированный и выше оплачивается, — включается в разговор Ольга.
Мы проходим к окну, где работают «личники». Таких специалистов в мастерской всего трое. Каждая из них пишет лик, используя большую лупу. Работа почти ювелирная.
Художницы говорят, что им близок исконно палехский стиль письма, но, если нужно, они могут написать икону и в академическом стиле, и в стиле фрязь — это техника итальянского Ренессанса, которой присуща большая достоверность в передаче образов. Тут как заказчик пожелает.
© Таисия Кириллова/ТАСС
— А какой считается более правильным, каноничным? — интересуюсь я.
— Каноническое письмо более условно, оно стремится не к реалистичности, а к отражению духовного мира. Но нельзя говорить о том, что какой-то стиль более правильный, а какой-то нет. Есть ряд непреложных принципов, главный из которых — узнаваемость. Входя в храм и увидев, к примеру, издалека икону Серафима Саровского, прихожанин должен понять, что это именно он. Если же ты видишь изображение, которое тебя смущает, то это не икона. С другой стороны, у всех людей свои рамки понимания религиозного искусства, — объясняют мне.
Я пытаюсь выпытать у своих собеседниц секрет палехского мастерства. Женщины в ответ отшучиваются: «Чтобы овладеть палехским стилем, здесь нужно родиться».
© Таисия Кириллова/ТАСС
Сейчас палехская мастерская работает над иконостасами для храмов Астрахани, Пензы, Ростова и Иркутска. В работе также проект для одного из соборов в Англии. Если все удастся, это будет первый палехский иконостас, отправившийся в Европу.
Таисия Кириллова
Теги:
Ивановская область
мастерская “Новое Воскресение” – Государственный музей Палехского искусства
В Государственном музее палехского искусства работает выставка «Монументальный Палех — XXI век. Мастерская «Новое Воскресение».
Экспозиция продолжает проект «Монументальный Палех», реализуемый Фондом «Артель.Палех» с 2015 года. Цель проекта — открыть для широкого зрителя и специалистов непрерывающуюся изобразительную традицию палехского монументального искусства: от церковных росписей XVIII века, через реставрацию и храмовую живопись XIX начала XX века, уникальные фрески советских дворцов и вновь в XXI веке — возвращение к истокам — монументальным живописным ансамблям православных соборов.
В едином выставочном пространстве представлены самые значимые работы одной из ведущих иконописных мастерских Палеха «Новое Воскресение». Выставка — редкая возможность для зрителя и специалистов познакомится с монументальной живописью, украшающей храмы в разных городах России. Мастера сохраняют и развивают палехскую изобразительную школу, творчески переосмысливают каноническую традицию и работают над созданием иконографии новопрославленных святых.
Справка:
— Мастерская «Новое Воскресение» — объединение художников Палеха, работающих в традиции палехской храмовой живописи и иконописи, возрожденной в 1990-е годы. Коллектив под руководством Сергея Морозова продолжает путь нового осмысления канонического искусства, начатый иконописной мастерской «Лик», костяк которой составляли мастера Олег Шуркус, Сергей Морозов, Сергей Каманин, Николай Новиков. За девять лет росписями украшены 35 храмов и часовен в разных епархиях Русской православной церкви. Кроме монументальной живописи художники создают иконостасы, храмовые, домовые и миниатюрные иконы. Опыт художников дает возможность органично трактовать каноническое наследие Византии, древнерусских школ иконописи, разрабатывать иконографию сюжетов, связанных с новопрославленными святыми.
— Фонд содействия сохранению художественного наследия Палехской Артели Древней Живописи и развитию традиций искусства Палеха (Фонд «Артель.Палех») учрежден в 2014 году наследниками Народного художника РСФСР Александра Васильевича Котухина – одного из создателей палехского стиля, первого председателя Палехской Артели древней живописи. Фонд реализует научно-исследовательские, просветительские, выставочные, партнерские, туристические проекты. Проводит работу по охране и мемориализации мест памяти. Осуществляет экспертную деятельность. Учредители Фонда Светлана Короленко и Людмила Кривцова награждены премией ЦФО в области литературы и искусства за 2017 год.
Кураторы выставки: Короленко Светлана, Кривцова Людмила
Дизайн экспозиции, буклет: Короленко Светлана
Выставка проходит по адресу:
Ивановская область, Палех, ул. Ленина, д.6
Государственный музей палехского искусства
Палех — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 873 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Репрессии против икон породили палехские миниатюры и привели к появлению в мире русских сказок
Опубликовано автором amob & подано под Annemarie O’Brien, Россия, Без рубрики.
Село Палех в России
Давным-давно, на протяжении трех столетий маленькое село Палех стало одним из ведущих центров иконописи в России. Однако его лицо и давние традиции резко изменились после Великой революции 19 века.17. Из-за сильной связи между Домом Романовых и Русской Православной Церковью было запрещено писать иконы. Точно так же, как большевики преследовали царя и его двор, они также были полны решимости избавить Россию от всего, что имело отношение к императорской семье. Церковь была одной из первых мишеней.
Русская икона
Почти сутки иконописцы остались не у дел. В то время как многие художники бежали из России в Париж и другие западные страны, чтобы продолжать писать иконы, другие остались в маленьком русском селе Палех, где в конце концов в 1919 году основали Староживописную артель.24. Преисполненные решимости сохранить навыки, которые длинная линия отцов передала своим сыновьям, и на многих встречах, потягивая chai , они решили использовать свой талант для рисования миниатюр на черных лаковых коробках для папье-маше.
А поскольку этих художников поощряли писать на безопасные темы, многие живописцы обращались к русскому фольклору и сказкам.Лев Толстой рассказывает внукам сказки, 1909 год.
Рассказывание сказок было давней традицией в России, которая развлекала царей и цариц в течение бесконечных часов. Рассказчики формально были желанной должностью, когда устная традиция снова передавалась от отца к сыну. «Этот устный стиль сказки был важен для развития некоторых из величайших русских прозаиков, таких как Толстой, Пушкин и Достоевский, среди прочих.
Русские сказки Льва Толстого
Толстой вспомнил сказки на ночь, которые рассказывал ему старый крепостной, которого дед купил только потому, что он знал так много сказок и так хорошо их рассказывал». ( Жар-птица и другие русские сказки , стр. 8.)
Жар-птица
В сердце и сознании каждого россиянина живут образы Жар-птицы, Снегурочки, Руслана, Людмилы и многих других. До тех пор, пока художники Палеха не переориентировали свои таланты, эти персонажи и сказки оставались преимущественно в России.
Жар-птица под редакцией Жаклин Кеннеди Онассис
Жаклин Кеннеди Онассис так полюбила работы Бориса Зворкина в палехских миниатюрах, что привезла их в США.
Используя опыт лукутинской миниатюрной живописи и художественные традиции древнерусских мастеров, Голиков начал создавать миниатюры по мотивам сказок. Его очаровательные и оригинальные работы восхищали его бывших коллег-иконописцев. Многие присоединились к его усилиям.
Изображения ранних палехских шкатулок из палехского музея
Уже первые их работы нашли широкий отклик у специалистов в России и за рубежом. Первые выставки Палеха в Париже и Венеции произвели фурор. Миниатюры Голикова, несмотря на свои размеры, неплохо выражали дух времени. ( Лаковая миниатюра Палех , стр. 3.)
Лаковые миниатюры Палех
Энергия фольклора вскоре питала душу художников-миниатюристов и помогала формировать русскую культуру, как увиденную изнутри, так и воспринимаемую извне. «Самым популярным мотивом в палехской миниатюре всегда был и остается образ Жар-птица или Жар-птица, известная как символ красоты, вечной молодости и счастья». ( Лаковая миниатюра Палех , стр. 15.)
Оригинальная обложка Бориса Зворкина «Жар-птица»
Но это была не единственная попытка породить русские сказки. Среди эмигрировавших после революции свою роль сыграл и Борис Зворкин. Создав книгу сказок, он преподнес своему работодателю подарок благодарности за новую жизнь, отметив все, что он ценил и упускал в старой. Как и его коллеги, оставленные им в России, его тоже тянуло к Жар-птице, и он по праву назвал свою книгу в честь великой птицы жизни.
Снегурочка
Спустя годы после того, как Россия, которую он знал, исчезла, Борис Зворкин попытался вернуть богатство той далекой культуры, которую он хранил в своем сердце. На фоне серого парижского неба он старательно выписывал по-французски давно знакомые ему русские фразы, мазал яркими красками картины луковичных куполов и текущих рек, серых волков и экзотических принцев.