Cравнение правил Го – ИГРА-ГО.рф
Внимание! Эта информация не для начинающих. Информация на этой странице предназначена для опытных игроков, тренеров и судей.
Часто на европейских турнирах по Го применяются правила “AGA”. Что это? А в чем различие японских и китайских правил? Давайте разберемся!
Сравнение правил Го
Эта статья впервые опубликована в бюллетене “Игра Го в России” #37 (декабрь, 1998)
Правила игры Го (Вейчи, Бадук), применяемые в разных странах, в основном совпадают. Но некоторые отличия все же существуют. Иногда они могут даже привести к изменению результата, когда разница составляет 1-2 очка (бывает и значительно больше – см. ниже).
Несмотря на то, что история Го насчитывает тысячелетия, официально утвержденный свод правил появился только в 1949 г. (Nihon Kiin, October.2.1949). До этого правила существовали в устной традиции, а конфликты решались с привлечением общепризнанных авторитетов.
Ниже приведена сравнительная таблица различных правил, применяемых в мире в настоящее время:
Японские правила обычно используют в Японии, Корее, США, Европе. С минимальными изменениями используются в Японии свыше 1200 лет (но впервые были записаны в 1949 году).
Китайские правила обычно используют в Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре. Они используются более 2000 лет.
Американские правила используются в турнирах, проводимых под эгидой Американской Го Ассоциации (AGA) (С января 1992 года).
Правила Инга применяются в соревнованиях, проводимых под эгидой фонда Инга (Ing Chang-Ki Wei Ch’i Educational Foundation) и на всех официальных турнирах на Тайване (последняя редакция – 1991 год).
Новозеландские правила представляют собой несколько упрощенные китайские правила. К ним очень близки правила, разработанные Тромпом и Тейлором для компьютерного Го.
Правила IGS применяются на сервере IGS (International Go Server) при игре по сети INTERNET.
В разных источниках встречаются отдельные мелкие разночтения по некоторым позициям одних и тех же пунктов правил.
Счет.
В основном применяется две системы подсчета очков: японская (подсчет территории + пленные камни) и китайская (подсчет захваченной площади).
• По японским правилам пленные камни снимаются с доски и помещаются на территории того же цвета. Затем территория трансформируется для удобства подсчета и считается территория того и другого цвета.
• По китайским правилам пленные снимаются с доски и возвращаются в чаши для камней. Затем подсчитываются камни, выставленные на доску и территория только одного цвета, добавляя камни из чаш и трансформируя территорию для удобства подсчета. Если сумма камней и территории равна или больше 181, то эта сторона выиграла партию. Из суммы вычитаем 181, удваиваем, добавляем 1 и получаем величину выигрыша.
• В AGA применяют и ту, и другую систему – по соглашению. Если соглашение не достигнуто, то применяют японскую систему.
Результат по обеим системам подсчета обычно совпадает (в пределах одного очка).
Чтобы добиться полного совпадения по правилам AGA последний ход должны делать Белые.
• По правилам Инга используют специальные контейнеры для камней с определенным количеством камней (по 180 камней). Во время подсчета вся доска заполняется камнями по определенным правилам. У кого остается свободная территория, тот и победитель.
Сэки.
• По японским правилам в позиции сэки никакие свободные пункты не учитываются. По другим правилам пункты, окруженные какой-либо из сторон, добавляются к ее счету.
• По правилам Инга раньше учитывались все пустые пункты в сэки пропорционально камням окружающим их. Это очень усложняло подсчет и в редакции 1991 года учитываются только пункты, полностью окруженные одним цветом.
Суицид.
Это такие ходы, когда камень занимает последнее дамэ, но при этом не уничтожает группу противника. Поскольку группа не имеет больше дамэ, то она немедленно снимается с доски. В японских и китайских правилах самоубийственные ходы запрещены. В правилах Инга и в правилах Тромпа-Тейлора (в новозеландских правилах) разрешен суицид группы камней (но не одного камня). Такие ходы можно использоваться как ко-угрозы. Но в некоторых случаях ситуация может быть и серьезнее.
Так в позиции на Д.1, если суицид позволен, то черная группа живет в сэки, если запрещен, то черная группа гибнет.
Инг считает, что суицид группы камней должен быть разрешен, так как при этом не происходит повторение позиции.
Тейлор указывает, что разрешение суицида увеличивает гибкость игры, что позволяет игрокам лучше показать свое искусство.
Повторение позиции.
Все правила едины в отношении запрещения двухходовых циклов повторения позиции (правило ко). Тибетские правила (не рассматриваемые здесь из-за сильных отличий от общепринятых) вообще запрещают ходить на пункты, с которых только что удалены камни.
Но имеются другие менее часто встречаемые случаи, когда позиция может повторяться. Имеются ввиду циклы более длинные, чем 2 хода. Например, тройное ко (Д.2) или ситуация “вечной жизни” (Д.3).
На Д.3 Черные ходят в A, чтобы убить группу Белых ходом в B. Белые сами ходят в B. Черные берут 2 камня. Белые в свою очередь берут 2 камня, и позиция повторяется.
• По японским правилам в таких случаях результат партии не засчитывается и партия обычно переигрывается.
• По китайским правилам такие повторения позиции запрещены и, когда такое встречается, судья объявить либо ничью, либо переигровку.(?)
• По американским и по новозеландским правилам такие повторения категорически запрещены. Игрок не может делать ходы, приводящие к повторению ситуации на доске с той же очередью хода.
• По правилам Инга различают “боевое” и “беспокоящее” ко. “Боевое” ко можно продолжать после паса противника.
• Правила IGS разрешают такие повторения, но ограничивают количество ходов партии, после которого игра останавливается (по существу ничья (?)).
Позиция “четыре крючком в углу”.
На Д.4, если Черные сыграют внутри, то Белые убивают 4 камня, и после этого Черные начинают ко-борьбу. Только Черные могут начать ко-борьбу. Поэтому Черные имеют возможность начать ко-борьбу только после того, как все ко-укрозы уже закрыты, таким образом Черные выходят победителями в этой ко-борьбе.
• По японским правилам в такой ситуации группа Белых считается безусловно мертвой.
• По китайским правилам статус группы зависит от количества неустранимых ко-угроз. Например, двойное ко или сэки могут представлять неустранимые ко-угрозы.
Если такой группе, как в позиции “четыре крючком в углу”, позволено жить при наличии неустранимых ко-угроз, то можно подумать, что и группа Черных на Д.5, называемая “жизнь лунного света” тоже может остаться живой при наличии бесконечного количества ко-угроз.
Однако ни в каких правилах этого не позволяется.
Коми.
По японским, китайским и американским правилам обычно коми равно 5,5 очков. В Корее в последнее время стали применять коми 6,5. А по правилам Инга коми 8 очков, но при равенстве очков побеждают Черные. Так что фактически 7,5.
При коми равном целому числу камней возможна ничья. Она может быть нежелательна (хотелось бы, чтобы все партии имели положительный результат и чтобы не было договорных ничьих), но может быть и желательна (больший простор для организаторов турниров при распределении призов, правильный результат между двумя равными игроками должен быть ничья).
В Японии долгое время коми вообще не применялось. Его величина имеет тенденцию к увеличению. Возможно для игроков высокого уровня его величина и должна быть порядка 8 очков. Для игроков более низкого уровня она должна быть меньше.
Размещение камней форы.
По японским правилам и правилам IGS форовые камни располагаются на форовых пунктах в определенном порядке.
• По китайским правилам порядок расположения форовых камней немного отличается (так 3 камня форы располагаются по диагонали доски). Но иногда применяют и свободное расположение камней форы.
• По американским правилам можно выбирать между свободным и фиксированным расположением форовых камней.
По правилам Инга расположение форовых камней свободное. Он считает, что фиксация форовых камней – искусственное, и поэтому ненужное, ограничение.
Компенсация за камни форы.
По японским правилам камни форы, выставленные на доску, сами по себе не приносят никаких очков, и поэтому никакой компенсации не требуется.
По правилам, использующим подсчет площади, каждый камень, выставленный на доску, приносит очко. Поэтому по китайским и американским правилам за выставленные камни форы Черные дают Белым компенсацию. По американским правилам N-1 очко, а по китайским – 1/2N прибавляется к счету Белых и 1/2N вычитается из счета Черных.
По правилам Инга, новозеландским и IGS никакой компенсации не предусмотрено. Таким образом, по этим правилам фора стоит больше на N очков.
Окончание игры.
По японским, китайским и новозеландским правилам игра заканчивается после двух последовательных пасов.
По американским правилам тот, кто пасует, отдает противнику одного пленного. Поэтому последний ход должны сделать Белые, чтобы подсчеты по территории и по площади совпадали.
По правилам Инга после двух последовательных пасов игра еще продолжается. Только после четырех последовательных пасов игра заканчивается.
Решение проблемы “жизни и смерти” в конце партии.
После окончания игры противники договариваются о статусе оставшихся на доске групп.
• По японским правилам в случае несогласия локальная позиция записывается и доигрывается до очевидного конца, затем позиция восстанавливается и производится подсчет очков. При этом единственной ко-угрозой может быть только пас.
• По другим правилам доигрывание позиции ведется по обычным правилам.
Процесс заполнения нейтральных пунктов (дамэ).
По японским правилам заполнение дамэ после окончания игры не требуется.
По китайским правилам каждый камень, выставленный на доску, приносит очко, поэтому игра ведется до тех пор, пока все дамэ не будут заполнены.
Нужно ли делать защитные ходы в своей территории.
• По китайским правилам при ходе в свою территорию очки не теряются. Поэтому защитные ходы внутрь своей территории вполне допустимы после заполнения всех дамэ, и это может быть полезно при решении проблем “жизни и смерти”.
По японским правилам любой ход в свою территорию отнимает очко, поэтому лишние ходы недопустимы. Это обстоятельство может приводить к затруднениям при определении статуса оставшихся на доске групп.
Надо отметить, что в древности в Китае подсчет очков проводился по правилам, принятым сейчас в Японии, и только 500 лет назад был введен метод подсчета занятой площади одним из противников.
Билл Тейлор (один из разработчиков правил Тромпа-Тейлора) призывает к переходу на китайские правила подсчета результата партии.
“Позвольте мне вновь повторить мотивы желания принять правила китайского стиля. Они во многом проще, более элегантны, более легко формулируются и они наиболее удобны для судейства.
Вопрос о том, когда игра заканчивается и какие группы живы или погибли решаются более легко и логично, чем в японском варианте, где главным мотивом похоже является чрезмерное почтение к традициям и чувство “красоты недосказанности” (критерий, возможно, более приемлемый в опере Но, чем в стратегической игре, имеющей всемирное распространение). В частности, это касается того, чтобы правила были сделаны естественными и приемлемыми, насколько возможно, для начинающих так, чтобы они не отворачивались от нее, как от чего-то непонятного и беззаконого, особенно при, часто выглядящем нечестно, “свободном снятии” пленных в конце партии. Западные страны особенно не могут игнорировать эту причину оттока новичков.
Обращаюсь особенно к EGA, которая слишком затягивает с неизбежным переходом к правилам китайского стиля, как это случилось в AGA несколько лет назад (к сожалению, они никак не могут признать, что перешли на китайский вариант, хотя фактически уже сделали это)”
В Британии обычно используют японские правила, за исключением того, что тройное ко трактуется как ничья, и коми часто равно 6 очков.
В выпусках бюллетеня № 22-23 приведены “Правила проведения соревнований Европейской Федерации Го”.
• В разделе, посвященном концу игры, говорится: “Даже в процессе заполнения нейтральных пунктов игроки должны делать ходы по очереди. В процессе заполнения нейтральных пунктов другие ходы всегда разрешаются – игра еще не закончена. “Пас” – единственный способ для игрока известить соперника, что игра окончена.”
• После двух последовательных пасов наступает стадия согласования статуса групп (и останавливаются часы). Если нейтральные пункты еще не заняты, то иногда может возникнуть конфликтная ситуация, когда игрок после занятия всех дамэ без предупреждения вдруг убивает группу соперника.
Все вышеизложенное показывает, что на соревнованиях необходимы четкие правила, где следует особо учитывать позиции, в которых встречаются различия.
Правила Го | Школа Мастеров Го
Основные правила
Играют два игрока, один из которых получает чёрные камни, другой — белые. Цель игры — отгородить на игровой доске камнями своего цвета большую территорию, чем противник.
Начальная позиция
Перед началом игры доска пуста. Первыми ходят чёрные. Затем белые. Далее ходы делаются по очереди.
При игре с форой слабейший всегда играет чёрными, и несколько чёрных камней выставляются на доску до начала партии. В этом случае в большинстве разновидностей правил первыми ходят белые, так как выставление форовых камней на доску формально считается первым (точнее, нулевым) ходом чёрных. Исключение составляют правила Инга, согласно которым получающий фору игрок сначала выставляет на доску форовые камни, а затем ещё и делает первый ход, то есть фактически фора в этом случае оказывается на один камень больше.
Порядок игры
Пример партии го — анимация первых 60-ти ходов
Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещённые на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с неё.
Дамэ камня (степени свободы, дыхания) отмечены «Х»
Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы, дыхательный пункт) — соседний по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!) незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят дамэ между собой (то есть любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы). Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски.
В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остаётся на доске (легко видеть, что после снятия группы противника группа игрока уже будет иметь не менее одного дамэ).
Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии. Точная трактовка этого запрета в разных системах правил го может несколько различаться.
Игрок может отказаться от очередного хода, сказав «пас».
Запрещённые действия
В го действует правило, аналогичное шахматному «тронул — ходи, отнял руку — ход сделан»: ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, нельзя; игроку, сделавшему это, автоматически засчитывается поражение.
Также поражение автоматически засчитывается игроку, если он сделал два хода подряд, не дождавшись ответного хода или паса противника (причина в данном случае не важна).
Завершение партии
Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остаётся пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки. Группа камней противника, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обречённая на гибель при правильном доигрывании, считается «пленной» (вариант: «мёртвой»). Она снимается с доски по окончании партии и присоединяется к захваченным игроком камням.
Если игрок считает, что его положение безнадёжно, он может в любой момент сдаться. Для этого достаточно сказать «сдаюсь», либо выложить на доску одновременно более одного камня.
(с) Википедия
Как играть в Го: объяснение правил, подготовки и подсчета очков
Го — это настольная игра для двух игроков, в которой игроки проверяют свое стратегическое мышление, соревнуясь за господство. Научиться играть в го легко благодаря доступному игровому процессу, в котором игроки размещают камни на доске, чтобы установить границы своей территории, а также не дать сделать это вашему противнику. В то же время простота игры создает основу для захватывающих и сложных матчей.
Эта классическая игра существует уже тысячи лет и имеет систему, которая распределяет игроков по разным уровням в зависимости от их опыта и силы в игре. Тем не менее, го — очень удобная игра для новичков, поскольку каждый матч можно адаптировать для большего удобства игроков.
- Количество игроков, продолжительность игры и обзор
- Как настроить Go
- Как играть в го
- Окончательный подсчет очков и окончание игры
Несмотря на то, что го — это тысячелетняя игра, которая в основном осталась неизменной, по прошествии времени другие культуры научились играть в нее, некоторые версии игры по-разному подходят к определенным правилам. Правила, которые мы рассмотрим здесь, объясняются Британской ассоциацией го.
Чтобы увидеть этот контент, включите целевые файлы cookie.
Смотреть на YouTube Wheels рекомендует коллекцию отличных настольных игр для двух игроков.Количество игроков, продолжительность игры и обзор
В го должны играть два игрока лицом друг к другу в матчах, которые могут длиться не менее 20 минут. Го — это стратегическая игра, в которой цель игроков — взять под контроль области на доске и захватить фигуры противника, окружив их своими. Это простая игра для изучения, но она может стать очень сложной и напряженной.
Как настроить го
Когда дело доходит до подготовки всего необходимого для игры в го, в первую очередь нужно проверить несколько деталей.
Размер доски, которую вы собираетесь использовать, зависит от двух факторов: продолжительности матча и уровня мастерства игроков. Вы можете найти доски для го размером 19 на 19, 13 на 13 и 9 на 9, и чем они больше, тем сложнее и длиннее могут стать матчи.
Хотя описанные в этой статье правила — это все, что вам нужно знать, чтобы играть на любой из этих трех досок, мы советуем вам начать с доски девять на девять, если вы все еще учитесь играть в эту игру. После того, как вы ознакомитесь со всеми правилами и сыграете несколько матчей, вы можете искать 13 на 13 или 19.-на 19 досок.
С набором досок теперь вам нужно выбирать между белыми и черными фигурами, которые называются камнями. В Go есть правила, которые мы рассмотрим в следующем разделе и которые по-разному влияют на каждый цвет. Из-за этого важно подумать о том, что вы выбираете. На данный момент все, что вам нужно знать, это то, что черные камни всегда начинают играть.
Разобравшись с доской и камнями, пора играть в го.
В го игрокам нужно окружить и захватить фигуры противоположного цвета. Изображение: универсальный магазин.Как играть в го
С практической точки зрения игра в го довольно проста, потому что во время матча игроки ходят по очереди, и каждый из них может ставить только один камень за ход. Цель размещения этих камней — сформировать территории. При этом вы также можете захватить камни противника, которые взяты в плен. Несмотря на то, что мы можем подытожить матч в го таким образом, есть несколько ключевых правил и концепций, которые важны для разрешения ситуаций, возникающих во время матча.
Обычно доска начинается пустой, но в случае значительного разрыва в навыках между игроками, они могут начать игру по системе гандикапов.
Более слабый игрок начинает с черных камней и может разместить на доске до девяти камней. Количество камней зависит от разницы в силах игроков. Чтобы проверить положение этих черных камней, вы можете проверить диаграмму 15, составленную Британской ассоциацией го.
Чтобы компенсировать эту ситуацию, белые камни начинают с нескольких очков в своем счете, называемом коми. Коми стоит семь с половиной очков.
Если игроки решают разместить только один гандикапный камень, белые камни не получают коми.
На доске для го камни должны располагаться на пересечении линий, которые называются свободами. Камень должен занимать место, где есть хотя бы одна свободная свобода. После того, как вы поместили камень, его нельзя сдвинуть. По ходу игры вы можете размещать свои камни близко друг к другу, чтобы начать формировать свою территорию. Всякий раз, когда камни одного цвета располагаются рядом друг с другом по горизонтали или вертикали, они считаются прочно связанными камнями и образуют нить. Когда несколько строк расположены близко друг к другу, они называются группой.
Строки и группы являются важными понятиями для понимания правил захвата.
Wheels делится 20 предстоящими настольными играми, которыми вы должны быть в восторге.Захват камней
Когда вы пытаетесь занять большую территорию на доске, вам может понадобиться захватить камни противника. Независимо от того, говорим ли мы об отдельных камнях или нитях, чтобы захватить их, вы должны размещать свои камни со всей свободой вокруг их камней. Как только вы это сделаете, все камни противника должны быть убраны с доски и сохранены у вас.
Имея дело с процессом захвата камней, следует помнить о следующих правилах.
Если у игрока есть группа камней с единственной свободной свободой в середине, противник не может поместить туда камень, потому что вокруг него нет незанятых свобод. Итак, это пустое пространство называется Оком.
Всякий раз, когда формируются два или более Глаза, они не позволяют противнику захватить эту цепочку или группу камней. Следовательно, они считаются либо живой струной, либо живой группой.
С другой стороны, мертвая нить или мертвый камень случаются, когда они не могут сформировать два глаза и окружены камнями противника таким образом, что невозможно избежать захвата.
При формировании мертвой цепочки или мертвой группы их камни не нужно сразу убирать с доски. Они становятся безнадежными нитями и безнадежными группами. Камни удаляются, когда игра заканчивается.
В случае, если игроки окажутся в ситуации, когда размещение камня может в конечном итоге позволить другому игроку захватить их цепочку/группу и наоборот, либо из-за отсутствия свободных свобод, либо из-за двух глаз, тогда у вас есть Seki. Эта тупиковая ситуация остается нетронутой до конца игры.
Правило ко в го
Другим важным правилом в го является правило ко, которое гласит, что игрок не может захватить камень, который использовался для захвата его собственного, если это вернет игру в прежнее состояние. Например, по ходу матча может возникнуть ситуация, когда первый игрок после захвата одного камня создает сценарий, в котором второй игрок может захватить тот же самый камень, который игрок использовал для захвата камня второго игрока, поместив новый камень на ту же свободу, что и предыдущий, а теперь захваченный камень. В подобных случаях второму игроку запрещается возвращать камень до того, как он сделает ход в другом месте на доске.
Существуют доски для го разных размеров, на которых могут играть игроки. Изображение: универсальный магазин.Другими словами, если ход игрока устанавливает ситуацию взятия/возврата, то используется правило Ко. Как только этот сценарий решен, второй игрок должен поместить камень в другое место на доске, чтобы попытаться заставить своего противника ответить на его ход. Это называется Ко Угроза. После этого первый игрок может либо пойти защищать свои другие камни, либо поместить камень на свободу, которую собирался занять второй игрок, предотвращая сценарий захвата / повторного захвата.
Окончательный подсчет очков и окончание игры
Чтобы завершить матч в го, игроки должны пройти короткий процесс. После того, как игрок решит, что больше не нужно играть, вместо того, чтобы ставить новый камень на доску, он может передать его своему противнику в качестве заключенного. Матч заканчивается, когда игрок делает это дважды подряд.
Побеждает игрок, набравший больше очков. Каждое пустое место на их территории и каждый пленник приносят одно очко. Чтобы определить окончательный счет матча, игроки должны насчитать:
- Количество свободных свобод на их территориях.
- Количество заключенных у них.
- Количество камней в безнадежной цепочке, которая считается заключенной.
- Коми в случае его применения.
- Камни, запертые в Секи, не учитываются при окончательном счете ни одного игрока.
КАК ИГРАТЬ В ГО
Ваша система должна уметь читать JAVA для просмотра диаграмм.
На доске
Го обычно играют на 19сетка x19 или доска. На диаграмме 1 показана пустая доска.Обратите внимание на девять отмеченных точек. Эти точки обычно называют звездными точками. Они служат ориентирами, а также маркерами, на которые помещаются камни гандикапа в играх с гандикапом.
КамниИспользуемые детали представляют собой черные и белые диски в форме линз, называемые камнями. Черные начинают со 181 камнем, а белые со 180. Всего 361 камень соответствует количеству пересечений на стандарте 19.доска x19.Камни обычно хранятся в деревянных чашах рядом с доской. Как играют в гоВ начале игры доска пуста.Один игрок берет черные камни, другой – белые. Игрок с черными камнями, именуемый «черным», делает первый ход. Игрок с белыми камнями, называемый «белым», делает второй ход. После этого они поочередно делают свои ходы. |
Ход делается путем размещения камня на перекрестке.
Игрок может играть на любом незанятом перекрестке.
Камень не двигается после игры, если только он не схвачен и не убран с доски.
На диаграмме 2 показано начало игры. Черные делают первый ход в правом верхнем углу. Белые играют 2 в правом нижнем углу. Черные играют 3, а белые 4. Это типичный дебют, когда каждый игрок застолбил позицию в двух из четырех углов. Далее Черные подходят к Белым 2 ходом 5 и к Белым клешням 5 ходом 6. Черные уходят в центр ходом 7, а белые закрепляют позицию внизу справа ходом 8. Далее Черные захватывают белый камень на 6 ходом 9. |
Цель хода — захватить территорию
Цель игры — захватить больше территории, чем ваш противник. В конце игры побеждает игрок, владеющий большей территорией. Мы собираемся показать вам, как формируется территория в игре на 9доска х9. Хотя в го обычно играют на доске 19×19, в нее также можно играть на доске 9×9 или доске любого размера от 5×5 и выше. Объяснять правила на доске 9×9 удобно, потому что игра быстро заканчивается, и новичок может сразу понять ход игры и то, как подсчитываются очки. Мы также рекомендуем вам играть свои первые игры на доске 9×9 и, когда вы освоите правила, начать играть на доске 19×19.
Пример партии
Рис. 1. Черные делают свой первый ход на пункте 4-4, после чего белые делают свой ход. После этого обе стороны продолжают чередовать ходы. Ходом белых 6 территории обеих сторон начинают обретать форму. Черные застолбили правую сторону, а белые претендовали на левую сторону. После того, как вы нанесли на карту свою территорию, вы можете выбрать одну из двух основных стратегий. Один из них — расширить свою территорию, одновременно уменьшая территорию противника. Другой — вторгнуться на территорию, намеченную вашим противником. |
Ход черных 7 на рис. 2 следует первой стратегии: Черные расширяют свою территорию в правом нижнем углу, в то время как не дают белым расширить свою территорию ходом белых «a». Белые должны защищаться ходом 8, чтобы заблокировать вторжение черных на их территорию слева. Затем черные укрепляют свою территорию справа ходом 9. |
Теперь очередь белых расширять свою территорию. Он делает это, сначала расширяя свой центр с 10 и 12 на рисунке 3, затем расширяя свою верхнюю левую территорию с 14. Черные должны защищать свою верхнюю правую территорию ходом 15. Теперь необходимо определить точки вокруг `a’ вверху и внизу. |
Ходы от белых 16 к черным 19 на рисунке 4 представляют собой обычную последовательность. Затем такая же последовательность воспроизводится внизу от белых 20 до черных 23. Делая эти ходы, белые могут расширить свою территорию при сокращении Блэка. |
Ходы белых от 24 до 26 на рисунке 5 — последние ходы в игре. Теперь можно определить победителя. В этом случае легко подсчитать очки. |
Территория черных здесь состоит из всех свободных точек, которые они контролируют с правой стороны, а территория белых состоит из всех свободных точек, которые они контролируют слева. Точнее, территория черных — это все точки, отмеченные «b» на рисунке 6, а территория белых — все точки, отмеченные «w». Если вы подсчитаете эти очки, вы обнаружите, что у черных 28 очков, , а у белых 27. Следовательно, черные выигрывают на одно очко. |
Важное правило Го касается взятия камней. Сначала мы покажем вам, как захватываются камни, а затем покажем, как это происходит в игре.
Свободы
Одинокий белый камень на Диаграмме 3 имеет четыре свободы.
А именно, четыре точки «а» на диаграмме 4. Если черные могут занять все четыре точки, они берут белый камень.
Предположим, например, что черные занимают три из этих свобод на диаграмме 5. Белый камень был бы в атари , и черные могли бы захватить его на своем следующем ходу, то есть с 1 на диаграмме 6.
Затем черные убрали бы белый камень с доски и положили бы его в стопку заключенных. Результат этого захвата показан на диаграмме 7.
На краю доски камень имеет только три свободы. Белый камень на диаграмме 8 находится на краю доски; то есть в первой строке.
Три его свободы находятся в точке «а» на диаграмме 9.
Если черные занимают две из этих свобод, как на диаграмме 10, белый камень будет в atari .
Черные берут этот камень ходом 1 на Д. 11.
Результат этого взятия показан на Д. 12.
Камень в углу имеет только две свободы. Белый камень на Диаграмме 13 находится в точке 1-1.
Две его свободы находятся в точке «a» на диаграмме 14.
Если черные занимают одну из этих точек, как на диаграмме 15, белый камень будет в atari .
Черные берут этот камень ходом 1 на диаграмме 16.
Результат показан на диаграмме 17.
Также возможно взять два или более камней, если вы заняли все их привилегии. На диаграмме 18 есть три позиции, в которых два белых камня находятся в atari .
Черные берут эти камни ходом 1 на Д. 19..
Результаты показаны на Диаграмме 20.
Любое количество камней любой формы может быть захвачено, если все их свободы заняты. Когда вы захватываете камни в игре, вы кладете их в стопку заключенных. Затем, в конце игры, эти захваченные камни помещаются на территорию противника. |
После того, как черные сыграют 3 на рисунке 7, белые вторгаются в сферу влияния черных ходом 4. Белые 10 атарисят черный камень на 7. У этих камней остается только одна свобода в точке «а». Если черные не сделают свой следующий ход в «а», белые сыграют на этой точке и захватить черный камень в 7. |
Следовательно, черные соединяются в 11 на рис. |
Он играет своим атари ходом 13 на рисунке 9. Затем белые берут 14, а черные атарисом берут два белых камня ходом 15. То есть он угрожает захватить их, играя в «а». |
С 16 на рисунке 10, Белые определяют территорию на левой стороне, и черные расширяют свою территорию на правой стороне с 17 до 21. 02 мы видели на рисунке 4 первой игры. |
Ход белых 26 вынуждает черных взять два белых камня ходом 27 . на рисунке 11. Далее, ходы белых 28 и 30 уменьшают территорию черных на одно очко. Черные 31 ataris два белых камня на 26 и 30, поэтому белые должны соединиться на 32, чтобы спасти их. Наконец, ход черных 33 уменьшает территорию белых слева на одно очко. Игра заканчивается, когда белые блокируют ход 34. |
На рис. 12 показано, как выглядит доска в конце этой игры. |
На рис. 13 каждая сторона размещает своих пленных на территории противника. Белые помещают своего одного черного пленника (отмеченный черный камень) на территорию черных и черные помещают двух своих белых пленников (два отмеченных белых камня) на территорию белых. |
Камни принято немного переставлять, чтобы подсчет территории был простым и быстрым. У черных 23 очка; У белых 24 очка. Белые выигрывают с разницей в одно очко. |
Вопросы и ответы
Почему после хода белых 12 на рис. 8 черные не попытались уйти с отмеченным камнем? Черные могли попытаться убежать, сыграв 1 на Диаграмме 22, но белые преследовали бы их, и черные камни все еще были бы в атари. Если черные упорствуют с 3, они могут атаковать отмеченный белый камень, , но белые берут три камня, лишая черных последней свободы ходом 4. |
После хода черных 15 на рис. 9 может показаться, что два белых камня в atari могут уйти, дойдя до «a». Почему Уайт не пытается это сделать?
Причина, по которой он не пытается сбежать, в том, что он не может, если только Блэк не ошибается. Если белые доходят до 1 на диаграмме 23, они увеличивают свои свободы до три, но черные преследуют их ходом 2 и после 4 ходом Белый находится на пределе своих возможностей: у него нет возможности увеличить свои свободы. Если белые сыграют 5, Черный ataris с 6 и взятие с 8. |
Однако черные не должны играть 2 снаружи, как на Д. 24. 002 имеют только две свободы, , в то время как белая группа справа имеет три свободы. Белые берут два отмеченных камня ходами 5 и 7. |
Нужен ли ход черных 25 на рисунке 10?
Безусловно. Если бы черные пропустили этот ход, белые атаковали бы отмеченный черный камень ходом 1 на диаграмме 25. Если черные пытаются убежать ходами 2 и 4, белые преследуют их ходами 3 и 5, загоняя черные камни в угол , где у них заканчиваются свободы. Затем белые захватили бы четыре черных камня ходом 7. |
Таковы основные правила игры. Есть еще одно правило: правило ко, которое предотвращает повторяющийся захват. Правило просто гласит:
Если вы новичок и хотите научиться игре в го, мы рекомендуем вам начать с книги Go: A Complete Introduction to the Game by Cho Chikun, откуда было взято это краткое введение.