Бильярдный клуб "РУССКАЯ ПИРАМИДА".
Меню
  • Настольные игры
  • Свинтус
  • Правила игр
  • Шакал
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Секреты побед
Menu

Правила игры го: Сторінку не знайдено | Українська Федерація Го (УФГО)

Posted on 28.04.202327.03.2023 by alexxlab

Содержание

  • Правила Го
  • Правила игры Го (Михаил Емельянов)
  • Как играть в го — современный учебник по правилам игры в го
    • Шаг 1. Основные правила
    • Шаг 2. В чем смысл?
    • Шаг 3. Захват камней
    • Шаг 4. Свободы и группы
    • Шаг 5. Самоубийство запрещено!
    • Шаг 6. Магия двух глаз
    • Шаг 7. Правило ко
    • Шаг 8. Подведение итогов
    • Шаг 9. Образец игры и подсчет очков
    • Шаг 10. Более сложная игра
    • The True Go
    • Что дальше?
  • Перейти | История и правила

Правила Го

Правила игры Го

В игре Го всего три правила игры. Первое объясняет, как камни по- являются на игровой доске. Второе объясняет, как камни с неё исчезают. Третье правило раскрывает цель игры и учит подводить её итог. Для простоты и удобства мы разделили три правила на девять пунктов. Каждый из них будет подробно разобран.

  1. Игра начинается с пустого поля.
  2. Первым ставится чёрный камень, затем белый. Далее по очереди. Камень ставится на свободный перекрёсток и не передвигается.
  3. Играя, надо поделить игровое поле, огораживая участки своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше!
  4. Если камень окружён чужими камнями и у него не осталось ни одной связи с пустыми перекрёстками, то он снимается с доски. Снятые камни сохраняются до конца игры.
  5. На перекрёсток, имеющий связи только с камнями другого цвета, камень ставить нельзя.
  6. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у «чужаков» не остаётся свободных перекрёстков, и они тем самым снимаются с поля.
  7. Снимать друг у друга камень на смежных перекрёстках можно только через ход (правило Ко).
  8. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно огородить и сделать своими.
  9. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных перекрёстков в сумме со снятыми камнями.

1. Игра начинается с пустого поля.

Перед нами большая игровая доска. Размер её игрового поля — 19X19 пересечений. На ней — 361 перекрёсток. В игре Го камни ставят на перекрёстки, а не в клетки. Причём крайняя линия разметки также является игровой.

Фото 3. Перед нами большая игровая доска

На игровом поле принято различать четыре угла, четыре стороны и срединную часть. Ближайшую к нам сторону называют нижней, а противоположную ей — верхней. Левая и правая стороны соответствуют левой и правой руке. Каждый из четырёх углов называется по двум сторонам, например: верхний левый или нижний правый.

Центр игрового поля является вершиной (небом), а граница игрового поля — низом (землёй). Игровое поле можно представить себе в виде горы. Движение взгляда от края доски к её центру — это восхождение от земли к небу.

Опытный игрок может уступить слабому сопернику несколько постановок подряд, позволив получить преимущество или фору. Тогда игра начнётся с предустановленных на доску камней. Форовые камни выставляются на звёздные перекрёстки (отмечены жирными точками на разметке).

Чёрные изначально имеют преимущество, так как они первыми выходят на игровое поле.

Фото 4. Фора девять камней

На игровой доске выставлены 9 форовых камней. Сейчас очередь ставить белый камень.

2. Первым ставится чёрный камень, затем белый.
Далее по оче­реди. Камень ставится на свободный перекрёсток и не пере­ двигается.

Камни в игре Го одинаковы и равны в своих возможностях, различаясь лишь цветом. Они появляются на игровой доске по одному.

Камень можно ставить на любой свободный перекрёсток. Ограничением нам служит лишь воображение. В начале игры поле Го напоминает огромный неизведанный континент, который заселяют наши камни.

Выставление камня на доску называется постановкой. А под игровым ходом понимают цепь постановок, связанных общим замыслом.

Камни ставятся на перекрёстки, а не в клетки. В этом заключён глубокий смысл. Перекрёсток — это особенное место. Он не только позволяет связать разные пути в общую сеть. Перекрёсток повышает размерность системы. Тому, кто выходит на перекрёсток, открываются новые направления. Не случайно на пересечении дорог и торговых путей вырастали города и селения, строились храмы и крепости.

На доске Го все перекрёстки связаны между собой. Благодаря этому камни одного цвета могут объединяться и усиливать друг друга. Тогда они действуют совместно, одним отрядом, и различаются между собой тем, какую работу выполняют в общем строю. Этим Го принципиально отличается от шахмат.

В шахматах фигура ограничена рамкой своего положения в свите короля. Этой же рамкой она отделена от других фигур. Ведь фигуры стоят в клетках, а не на перекрёстках. Мир шахмат разделён на социальные «ячейки», которые занимают воины-«специалисты». Это модель средневековой войны, в которой фигуры различаются возможностями хода по игровой доске.

В Го возможности камня зависят от его положения на игровой доске и от его окружения. Положение не может быть изменено, так как камни не передвигаются по доске . Постановка камня подобна поступку в жизни. Её можно исправить или изменить лишь новыми постановками. (Камень может быть только снят с игрового поля при потере последней связи со свободными перекрёстками, прилегающими к нему) .

Окружение камня меняется с каждой новой постановкой. Ведь на игровой доске появляются не только наши камни. На каждую постановку следует ответ другого участника игры. Место, которое было безопасным для наших камней, может стать для них ловушкой при появлении поблизости камней противника.

Перекрёстки также вовлечены в игру. За них игроки ведут борьбу, окружая пустые участки игрового поля своими камнями. Огороженные перекрёстки могут превратиться в «мёртвую землю» для камней другого цвета.

Фото 5. Чёрные поставили на доску три камня, а белые — два

Го описывает изменчивый мир, в котором нет рамок, кроме рамки игрового поля. Даже число камней в игре не ограничено. Главное ограничение — количество перекрёстков, которые можно занять и оградить камнями. И от того, насколько грамотно мы расположим свои камни, овладевая пустыми перекрёстками, зависит победа в игре.

Посмотрите на игровую доску на Фото 5. Чёрные поставили на неё три камня, а белые — два. Сейчас очередь ставить белый камень (Право ставить камень на игровую доску называют «рукой»). Первый чёрный камень был поставлен вверху справа в срединную часть игровой доски. Затем был поставлен белый камень в нижний левый угол на третью линию, под звезду.

Чёрные поставили второй камень на нижней стороне на вторую линию. Затем в верхнем левом углу был поставлен белый камень. Он стоит на четвёртой игровой линии — линии звёзд.

Следующая постановка чёрных сделана в нижнем правом углу на первую игровую линию.

Глядя на доску, видно, что белые камни занимают углы слева, а чёрные намечают ограду в правой части доски.

3. Играя, надо поделить игровое поле, огораживая участки своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше!

Ставя камни на доску, мы сокращаем число свободных перекрёстков. Запас пустоты, заложенный в игре, переходит во владение игроков — окружённые камнями участки поля.

Поставленные камни не передвигают. Даже если камень стоит неудачно или обстановка вокруг него ухудшилась, его нельзя переместить в лучшее место.

Цель игры — поделить игровое поле, огородив камнями как можно больше перекрёстков.

Не имеет значения, сколько камней мы поставили на доску. Важно — сколько мы окружили с их помощью пустых перекрёстков. Окружили так, что чужие камни не смогут отнять огороженное владение.

Как делить доску? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Часто трудно понять, что же считать огороженным владением, а что удержать не удастся. Недостаточно поставить на доске «забор» из камней. Камни следует продуманно строить. Их надо располагать в благоприятном окружении и с расчётом на взаимодействие с другими камнями. В отряде нужно предусмотреть внешнее ограждение и внутреннюю охрану, следить за изменением внешних условий, при необходимости исправляя и достраивая его.

Как выбрать подходящее место для первых постановок? В первую очередь на себя обращают внимание углы. Их естественные границы являются преградой для вторжения камней противника. Они напоминают защищённые ниши.

Строить своё владение в середине игрового поля трудно и опасно. Центр доски похож на широкую равнину, открытую для вражеских набегов со всех сторон.

Фото 6. У камней в углу, на стороне и в центре разная производительность

В стоящих на доске (Фото 6) двух чёрных и одном белом отряде равное число камней. Но у них разное положение на игровом поле. Какой из отрядов окружает большее владение?

Шесть чёрных камней в углу, поставленных плотным «забором», огораживают 9 перекрёстков владения. На стороне «забор» из шести камней огораживает 4 перекрёстка. В середине доски шесть белых камней огородили 2 перекрёстка.

В углу можно удержать большее владение равным числом камней. Вторая по удобству освоения область — стороны. Срединная часть, хоть и привлекательна, но трудна в освоении.

Фото 7. Игровое поле можно превращать во владение по-разному

Игровое поле можно превращать в своё владение разными способами. На Фото 7 в нижнем правом углу доски чёрные поставили девять камней, заняв ими девять перекрёстков. Теперь эти перекрёстки принадлежат чёрным. Чтобы белые могли их присвоить, необходимо сперва окружить и снять чёрные камни с доски. «Но где же огороженные владения чёрных?» — спросит внимательный читатель. Огороженных владений у чёрных здесь нет. Их камни в нижнем правом углу ничего не производят, а лишь занимают место на доске.

Обычно так играют маленькие дети. На доске они видят только камни. Им трудно увидеть окружающую их пустоту. Это пример ограниченного, прямолинейного восприятия. Играя, нам нужно видеть не только камни, но и пустоту игровой доски, включая её в игру. Го учит видеть сложные, косвенные вещи и соединять их в умозрении с простыми.

Посмотрим теперь на нижний левый угол. Здесь стоят шесть чёрных камней. Чёрные камни окружили девять перекрёстков владения, заняв под собой всего шесть. Такие камни не только занимают место на доске. Они ещё огораживают пустые перекрёстки.

Конечно, белый камень можно поставить в пространство внутри чёрных. И чёрным нужно будет доказать белым, что это место — владение чёрных. Доказательством служит возможность захвата белых камней внутри чёрного окружения ( Случай, когда такой захват невозможен, описан в разделе «Два глаза: основное свойство жизни»).

В верхнем левом углу стоят всего два чёрных камня. Сколько перекрёстков владения они огородили? Девять перекрёстков. Ровно столько же, сколько и шесть камней в нижнем левом углу. Два камня, заняв лучшее положение в углу и работая совместно, принесли столько же, сколько заработали шесть камней, поставленные друг к дружке в виде «забора». Для охраны такого владения в углу искусному игроку достаточно двух грамотно поставленных камней.

Фото 8. Посчитаем дыхания у чёрных камней

4. Если камень окружён чужими камнями и у него не осталось ни одной связи с пустыми перекрёстками, то он снимается с доски. Снятые камни сохраняются до конца игры.

Камень на игровом поле наделён качеством жизни. Он живёт, если вокруг него есть пустые перекрёстки.

Посмотрите на Фото 8. Сколько незанятых перекрёстков непосредственно прилегает к камню? Такие перекрёстки называют дыханиями, они питают камень и дают ему жизнь. Чем больше дыханий у камня, тем сложнее захватить его в плен.

У трёх чёрных камней, стоящих на доске, разное число дыханий. У камня в центре — четыре дыхания. По числу перекрёстков, непосредственно связанных с тем, на котором он стоит. Такой камень обладает полным дыханием. По диагонали связей между соседними перекрёстками нет. Поэтому дыханий только четыре.

У камня, расположенного на краю игрового поля, три дыхания. Видите их? По одному дыханию справа и слева от камня и одно сверху. У камня в самом углу — два дыхания.

Фото 9. С присоединением камней к отряду растёт число общих дыханий

Дыхания камня обладают полезными свойствами. Они позволяют создавать цепочки камней, нераздельно связанных между собой.

Камни одного цвета, расположенные на соседних перекрёстках одной линии, неразрывно соединены. Диагонально расположенные камни не соединены в неразрывную цепь, но могут быть связаны между собой.

Неразрывно соединённые камни образуют неделимый отряд. Камни такого отряда обладают единством судьбы. Они останутся на доске или будут сняты, но только все вместе.

Обратите внимание, как растёт количество дыханий с прибавлением камней к отряду (Фото 9). Стоит добавить к одиночному камню ещё один, как количество дыханий у образовавшегося отряда увеличится на два (на доске — в центре). Значит, теперь противнику потребуется уже не четыре, а шесть постановок, чтобы окружить и захватить этот отряд. А сколько дыханий у отряда из трёх камней (на доске — справа)? Если вы не ошиблись при подсчёте, то у вас должно получиться восемь дыханий.
Соединения между камнями по диагонали нет.

Фото 10. По диагонали между камнями нет соединения

На доске (Фото 10) чёрные и белые камни взаимно разделяют друг друга. Сколько дыханий у каждого чёрного камня? У разделённых чёрных — по два дыхания. А сколько дыханий у белых отрядов? Уже подсчитали сами?

Чтобы окружить камень, необходимо занять все его дыхания камнями противоположного цвета.

Фото 11. У чёрного камня в центре доски осталось последнее дыхание

В примере на Фото 11 белые окружили центральный чёрный камень с трёх сторон, в то время как чёрные ставили камни в углах. Вы видите, сколько дыханий осталось у окружённого чёрного камня? У него осталось одно дыхание.

Фото 12. Чтобы снять чёрный камень, нужно занять белыми камнями все его дыхания

Сейчас рука у белых, и они могут поставить камень на последнее дыхание чёрного камня, снимая его с доски (Фото 12).

Фото 13. Лишённый последнего дыхания камень немедленно снимается с доски

По правилам игры, лишённый дыханий чёрный камень немедлен- но снимается с доски (Фото 13). Снятый чёрный камень становится пленником белых и сохраняется до конца игры. Пленные камни складывают в крышки от чаш. После окончания игры пленников возвращают во владение их цвета, сокращая его.

Освобождённый от чёрного камня перекрёсток окружён белыми камнями. Поставить на него чёрный камень нельзя. Это запрещено правилами Го.

5. На перекрёсток, имеющий связи только с камнями другого цве­та, камень ставить нельзя.

Ни один из своих камней нельзя лишать последнего дыхания. Самоубийство — это постановка, после которой у камня не оказывается ни одного дыхания.

Фото 14. Здесь постановки чёрных внутрь белых камней будут самоубийством

На доске выставлены примеры, когда постановка чёрных внутрь белых камней — самоубийство (Фото 14). Такая постановка запрещена.

В центре игрового поля стоят четыре белых, окружившие центральный перекрёсток. Если мысленно поставить туда чёрный камень, то у него не будет ни одного дыхания — это самоубийство. На этот перекрёсток можно поставить только белый камень, так как у него будут связи с камнями своего цвета. То есть, все белые объединятся в монолит, у которого есть внешние дыхания.

Внизу слева белые камни окружили один чёрный камень. У него осталось последнее дыхание. Если внутрь белых поставить ещё один чёрный камень, рядом с первым, то у двух чёрных камней не окажется ни одного дыхания. Это тоже самоубийство.

Внизу справа белые окружили пять чёрных камней. У чёрного отряда одно общее дыхание на всех. Занять его чёрным камнем нельзя. А белым — можно, сразу сняв чёрные камни с доски. Такая постановка белых уже не является самоубийством, ведь после снятия одного или нескольких камней противника у выставляемого белого камня появляются дыхания.

Вверху справа четыре чёрных камня окружены белыми. У чёрных одно общее дыхание. Как и в предыдущем случае, занять его чёрным камнем нельзя. А белым — можно, немедленно сняв все чёрные камни с доски.

Фото 15. У чёрного отряда два глаза

Два глаза: основное свойство жизни
Два глаза или глазной строй — необходимое условие для жизни отряда, который окружён противником. Если у отряда есть два глаза, то противник не может его захватить, даже полностью окружив. Два глаза — это строй внутренней пустоты отряда, строй его дыханий. Рассмотрим это на наглядных примерах.

На доске стоит чёрный отряд с двумя глазами (Фото 15). Определить наличие двух глаз очень просто. Заметим при этом, что глаза — это не камни. Два глаза — это особый строй пустоты.

Если у отряда есть два глаза, то противник ни при каких условиях не может захватить его в плен.

В данном примере видно, что если белые попытаются поставить камень в один из глазных перекрёстков внутри чёрных, то у белого камня не будет ни одного дыхания. А у отряда чёрных всегда будет как минимум одно дыхание. Постановка белых в глазной строй чёрных будет самоубийством.

Фото 16. Судьба чёрных не определена. Сейчас у отряда нет двух глаз

Без чёрного камня (Фото 16), разделяющего внутренние дыхания на два глаза (как на Фото 15), судьба чёрного отряда не определена.

Фото 17. Белый камень поставлен на ключевой перекрёсток

От того, кто первым сделает постановку в этом месте, зависит судьба отряда, а значит, и жизнь составляющих его камней.

Постановка белого камня, показанная на Фото 17 — пример действия опытного противника в условиях неопределённой судьбы отряда чёрных. Если белые первыми займут жизненно важный перекрёсток своим камнем, то чёрным не удастся построить два глаза.

Фото 18. У чёрных осталось последнее дыхание

Белые пожертвовали один камень, чтобы захватить все чёрные камни. Если чёрные сами попытаются захватить белый камень (Фото 18), у них останется только одно дыхание.

В таком случае следующей постановкой на последнее дыхание чёрных белые захватят весь отряд.

Наличие белого камня внутри чёрного отряда не даёт чёрным двух глаз. Чтобы доказать это, белые последовательными жертвами могут привести чёрных к строю с одним дыханием.

Фото 19. Если чёрные не отвечают, белые жертвуют ещё один камень

Если чёрные не отвечают, белые жертвуют ещё один камень (Фото 19). У чёрного отряда осталось последнее дыхание.

Фото 20. Ещё одна жертва белых оставляет чёрных с одним дыханием

Чёрные захватывают в плен два белых камня и освобождают отряду два дыхания (Фото 20). Но белые вновь ставят камень и оставляют чёрных с последним дыханием.

Фото 21. Чёрные захватывают камень белых, но…

Чёрные захватывают камень белых (Фото 21), но… белые захватывают весь чёрный отряд (Фото 22).

После первой постановки белых на ключевой перекрёсток (на Фото 17) чёрные камни обречены, так как они не способны построить два глаза. Но они остаются на доске, так как у них ещё есть дыхания. Более того, белым нет смысла тратить время на окончательный захват чёрных, теряя тем самым скорость игры.

А если у отряда имеется три глаза, даёт ли это ему преимущество? Нет, не даёт. Его свойства такие же, как у отряда с двумя глазами.

Одного глаза недостаточно для жизни отряда. Такой отряд может быть захвачен и снят с доски.

Отряд с двумя глазами живёт в любых условиях, даже будучи полностью окружённым противником. Его судьба определена. У него всегда имеются внутренние дыхания — как минимум два перекрёстка, которые принесут при подсчёте два очка.

Существуют и ложные глаза — строй камней, внешне напоминающий глаз, но на самом деле глазом не являющийся. Ложный глаз не даёт отряду жизненного пространства.

Внимание! Ложные глаза в ваших построениях могут создаваться в игре не только вами, но и вашими противниками. От их своевременного выявления зависит жизнь и смерть ваших камней.

У стоящего на доске чёрного отряда (Фото 23) слева ложный глаз. У крайнего слева чёрного камня одно дыхание. Он не соединен с отрядом, так как между камнями по диагонали соединения нет.

Если чёрные решат присоединить этот камень к отряду, то в ложный глаз следует поставить соединительный камень. В данном примере чёрный отряд — это одноглазая крепость. Двух глаз у него нет.

Особым видом жизни является положение, когда камни двух цветов живут за счёт общих дыханий. На Фото 24 показано положение, когда ни один из игроков не может захватить отряд противника.

У окружённого белого отряда и трёх чёрных камней два общих дыхания. В таком положении нельзя добавлять ни одного камня. Отряды вынуждены жить вместе! Очков в данном случае нет ни у чёрных, ни у белых.

При подсчёте итога игры общие дыхания камней считаются ничейными перекрёстками. Чтобы не запутаться при подсчёте, по окончании игры ничейные дыхания поочередно заполняют камнями.

6. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у «чужаков» не остаётся свободных перекрёстков, и они тем самым снимаются с поля.

Белые окружили чёрный отряд (Фото 25). У чёрных осталось последнее дыхание. Даже если оно является внутренним глазом отряда, его можно занять белым камнем и снять весь отряд с доски.

Белый камень поставлен на последнее дыхание чёрных (Фото 26). Это разрешено правилами, так как все чёрные камни немедленно снимаются с доски и кладутся в крышку игрока белыми. А у поставленного белого камня при этом освобождаются дыхания.

7. Снимать друг у друга камень на смежных перекрёстках можно только через ход (правило Ко).

Изображенная на рисунке последовательность называется Ко.

На верхней зарисовке нижний белый камень находится под угрозой захвата. У него осталось только одно дыхание, которое чёрные могут занять, перейдя к положению, приведённому на правой зарисовке.

Пленный белый камень снимается с доски и кладётся в крышку. Образовавшееся положение показано на нижней зарисовке — это зеркальное отображение верхней. Но теперь под угрозой захвата оказался чёрный камень!

Если белые постановкой, показанной на левой зарисовке, захватывают его (точно такое же положение мы видим и справа), после снятия чёрного камня повторяется положение верхней зарисовки, с которой всё и началось. Каждой постановкой игроки захватывают друг у друга по одному камню. Подобная борьба может длиться до тех пор, пока не кончатся все камни в чашах, а затем и во Вселенной.

Для того, чтобы установить предел такому взаимному захвату камней, существует правило Ко*.

Правило Ко: Нельзя сразу же, следующей постановкой, снимать одиночный камень противника, которым был только что захвачен ваш одиночный камень. Перед этим следует поставить камень где-либо в другом месте, изменив тем самым положение на доске.

В примере на Фото 27 у нижнего белого камня одно дыхание. Захватив его, чёрные начинают Ко.

После захвата (Фото 28) белые в ответ не могут снять поставленный чёрный камень, у которого также одно дыхание. Ведь тогда игровое положение вернётся к показанному на Фото 27.

После постановки чёрных, начавшей Ко-борьбу, белый камень необходимо поставить на любой другой свободный перекрёсток, изменив игровую расстановку.

После этого чёрные могут соединить свои камни, прекратив Ко. Либо поставить камень в другом месте доски. Тогда белые получат право снять чёрный камень. А правило Ко будут соблюдать уже чёрные.

Запрет правила Ко не распространяется на случай, когда при прямом и обратном взятии с доски снимается разное количество камней, то есть в тех случаях, когда нет опасности бесконечного повтора.

8. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно огородить и сделать своими.

9. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных перекрёст­ков в сумме со снятыми камнями.

Цель игры — овладеть большим пространством игрового поля с учётом пленных камней, чем окружили чужие камни.

Владение можно определить как пустые перекрёстки, на которые не может претендовать соперник. Не может не по правилам игры, а по целесообразности своих действий.

Вторгшиеся во владение чужие камни должны быть захвачены. Иначе это не владение.

Для того, чтобы камни приносили владение, надо об этом заботиться. Камни — это ограда владений. Если у камней много свободных дыханий, нет изъянов и слабостей, то они способны надёжно ограждать владение.

Однако многое зависит и от размера участка. В больших владениях внешних камней ограждения может оказаться недостаточно.

В таких случаях необходимо подумать и о внутренней охране. Один или два камня, поставленные внутри владения, помогут, когда чужие камни появятся в его пределах. Ведь по условиям игры противник может поставить свой камень на любой свободный перекрёсток (кроме самоубийства), в том числе и на огороженные участки.

Игра заканчивается, когда на доске не остаётся места для полезных постановок. Если границы владений везде укреплены, и расширить своё владение или сократить чужое уже невозможно, то вам следует сказать «пас»*. Помните, что границы должны быть построены плотно, камень к камню.

Между границами могут оставаться общие пустые перекрёстки. Если занятие их камнями не увеличивает владения и не создаёт никакой угрозы, то такие перекрёстки признаются ничейными и не принимаются во внимание при подсчёте итога игры. Для удобства перед началом подсчёта ничейные перекрёстки поочерёдно заполняются камнями.

После окончания игры мёртвые камни снимаются с доски и вместе с пленниками из крышек выставляются во владение своего цвета, сокращая его (Фото 29). Мёртвые камни — это окружённые отряды, для которых нет возможности построить два глаза, либо соединить их с другими живыми камнями.

Иногда бывает трудно определить судьбу отряда: мёртвый он или живой, и следует ли добавлять камни, чтобы окончательно пленить его или достроить. В таких случаях необходимо убедительно показать партнёру, что его отряд, окружённый вашими камнями, действительно не имеет двух глаз. Если речь идёт о ваших окружённых камнях, то следует показать, что ваш отряд имеет достаточно места для двух глаз, и их можно построить в любом случае. В Го важно уметь договариваться, чтобы закончить игру.

После возвращения всех пленных камней, владения выстраиваются в прямоугольные области (Фото 30). Границы владений при этом не передвигают.

Сейчас на доске легко посчитать окружённые перекрёстки. Владения чёрных вверху справа (60 перекрёстков) и в центре (28 перекрёстков). Владения белых слева (30 + 32 = 62 перекрёстка), внизу (20 перекрёстков) и справа (10 перекрёстков).

Владения чёрных: 60+28= 88 очков. Владения белых: 62+20+10= 92 очка. Белые выиграли с преимуществом в 4 очка.

Правила игры Го (Михаил Емельянов)

Купить офлайн

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии в 4 магазинах. Смотреть на карте

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Новые правила игры Го составлены в лучших традициях русской и японской школ Го. Соавтор первых российских учебников по игре Го «Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих» и «Русский Учитель японского Го» Михаил Емельянов на страницах Правил Го обучает основам игры, раскрывает нюансы подготовки к поединку и поведения за игровой доской, рассказывает малоизвестные факты из истории этой древнейшей игры. .Впервые в России правила игры Го публикуются полностью, без изъятий и сокращений, дополненные описанием традиционного этикета Го. В качестве иллюстраций используются уникальные фотографии, на которых Мастера Русской Школы Го и Стратегии показывают как правильно играть в Го: каким должен быть игровой набор, стиль одежды, дизайн игрового зала, а также точная посадка, положение рук и головы. .Правила игры Го — это самостоятельное, оригинальное издание, не являющееся копией или перепечаткой других книг по игре Го. .

Описание

Характеристики

Новые правила игры Го составлены в лучших традициях русской и японской школ Го. Соавтор первых российских учебников по игре Го «Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих» и «Русский Учитель японского Го» Михаил Емельянов на страницах Правил Го обучает основам игры, раскрывает нюансы подготовки к поединку и поведения за игровой доской, рассказывает малоизвестные факты из истории этой древнейшей игры. .Впервые в России правила игры Го публикуются полностью, без изъятий и сокращений, дополненные описанием традиционного этикета Го.

В качестве иллюстраций используются уникальные фотографии, на которых Мастера Русской Школы Го и Стратегии показывают как правильно играть в Го: каким должен быть игровой набор, стиль одежды, дизайн игрового зала, а также точная посадка, положение рук и головы. .Правила игры Го — это самостоятельное, оригинальное издание, не являющееся копией или перепечаткой других книг по игре Го. .

Синергия

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Правила игры Го» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Михаил Емельянов «Правила игры Го» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.

Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Как играть в го — современный учебник по правилам игры в го

Го — древняя стратегическая настольная игра, изобретенная в Китае более 3000 лет назад. Правила Го чрезвычайно просты. Вы можете легко выучить их за 5–10 минут. Однако эта простота несет в себе огромное количество возможностей и дает огромное поле для творчества и воображения! Это тот случай, когда из чего-то простого и элементарного рождается нечто гениально сложное. И эта сложность более фундаментального порядка: игра Го не менее сложна, чем, например, математика, музыка или философия, и так же интересна, как все эти науки.

На нашем сайте вы можете научиться играть в го, пройдя короткий интерактивный курс, который охватывает правила и основы го. Он состоит из небольших видеоуроков и викторин, чтобы проверить свои новые навыки. Посмотрите первый урок из курса:

Если вам понравилось видео, вы можете начать обучение на странице курса или продолжить чтение этой статьи, если вам больше нравится читать, чем смотреть.

Правила игры в го за 10 простых шагов. Пойдем!

Шаг 1. Основные правила

Прежде всего, запомните следующее:

  1. Два игрока (черный и белый) ходят по очереди, и черные ходят первыми.
  2. Каждый ход на доску кладется один камень. Камни размещаются на пересечениях линий.
  3. После игры камни не перемещаются!

Посмотрите на доску. Он ждет, когда вы сделаете свой первый шаг!

Поздравляем! Теперь вы знаете половину правил Go!

Шаг 2. В чем смысл?

Игроки размещают камни на доске, чтобы окружить как можно большую территорию. Камни используются в качестве материала для возведения стен. Побеждает игрок с большей территорией.

Территория — это свободные точки (пересечения) доски, окруженные камнями одного цвета.

Например, в этой игре у черных 28 очков, а у белых 24 очка. Таким образом, черные выиграли с преимуществом в 4 очка!

Имейте в виду, что нет необходимости уничтожать противника, чтобы выиграть в Го. Этого достаточно, чтобы набрать еще одно очко! Это делает игру творческой и даже философской.

Кажется, это самая простая вещь в мире: вы кладете камни и окружаете какую-то область. Но если бы на этом все и закончилось, игра была бы слишком скучной и простой…

Шаг 3. Захват камней

Это правило очень простое. На самом деле, давайте попробуем понять это интуитивно.

Посмотрите на доску. Эти белые камни можно захватить одним ходом.

Легко, правда? Теперь давайте разберемся, как это происходит!

Шаг 4. Свободы и группы

Каждый камень, размещенный на доске, имеет так называемые «свободы». Это соседние пустые перекрестки, окружающие камни. На следующей диаграмме свободы отмечены крестиками. Как видите, камень в центре имеет 4 свободы, крайний — 3, а камень в углу — только 2 свободы.

Когда все свободы заняты противником, камень убирается с доски.

Каждый захваченный камень дает вам одно дополнительное очко!

Говорят, что камень с одной свободой находится в atari , что означает, что он вот-вот будет захвачен.

Игра Го пришла в Европу и Америку из Японии, поэтому мы часто используем японскую терминологию. Однако мы воздержимся от использования этих специальных терминов, если нет возможности их заменить. Пока вам нужно знать только термин Атари .

Кстати, вам может быть знакомо слово «Atari». Фактически, так назывался популярный производитель видеоигр в 1970-х и 80-х годах. Компания получила такое название, потому что ее основатель Нолан Бушнелл был большим поклонником го.

Нолан Бушнелл
Основатель Atari, Inc.

Если сейчас очередь белых, они могут спасти свой камень. Попробуйте.

Белые добавляют камень («расширяют») и теперь имеют группу из двух камней. Сколько свобод у этой группы? Правильно, три свободы.

Обратите внимание, что камни соединены только по горизонтали и вертикали.
Диагонали НЕ СЧИТАЮТСЯ соединениями!

Ну вот, теперь вы знаете вторую половину правил Го! Это было совсем не сложно, не так ли?

Прежде чем двигаться дальше, давайте немного потренируемся.

Шаг 5. Самоубийство запрещено!

В Go практически нет ограничений. Вы можете поставить камень на любой пустой перекресток на доске. Вы также можете в любой момент пропустить ход, сказав «пас». Тем не менее, в Go есть два совершенно логичных и естественных ограничения. И первый запрещает самоубийство.

Взгляните на эту позицию:

Если бы черные играли в A, их камень не имел бы никаких вольностей и был бы немедленно удален. Это самоубийство — бессмысленный и запрещенный ход. Компьютер не позволит вам сыграть камнем на A.

Обратите внимание, что у белой группы есть только две свободы: одна внутри и одна снаружи. Если вы закроете внешнюю свободу, ход в А станет легальным, потому что этим ходом черные могут захватить всю группу. Попробуй сам!

Таким образом, если камень или группа камней находятся в атари, их можно всегда захватить!

Шаг 6. Магия двух глаз

Из-за правила «запрещенного самоубийства» можно создать группу, которую невозможно захватить, даже если противник ее полностью окружит! Такая группа должна содержать как минимум два отдельных места, в которых противнику не разрешается играть камнем. Такая группа называется живой или двуглазой группой.

Примеры групп, которые невозможно захватить, показаны на доске ниже. Обратите внимание, что группы 1 и 2 формально не связаны, но все же создают два глаза. Группа 3 также «бессмертна».

Взгляните на группу 4. Где должны играть черные, чтобы избежать взятия своих камней?

Попробуйте поэкспериментировать с положением на доске, чтобы понять, как оно работает.

В реальных играх вам не нужно постоянно думать о том, чтобы сделать два глаза. Основная цель — окружить территорию. Если у вас большая площадь, вы всегда можете при необходимости создать два глаза.

Наконец, вопрос с подвохом. У этой белой группы два глаза?

Может показаться, что это живая группа, но на самом деле это не так. Смотри внимательно. Эти камни на самом деле не связаны между собой, они на свободе и могут быть захвачены противником в любой момент. Вы можете попытаться поймать эти белые камни.

Шаг 7. Правило ко

Второе и последнее ограничение в го — это запрет воссоздавать более раннюю позицию на доске. Это называется ко , и оно столь же логично и необходимо, как и правило, запрещающее самоубийство.

Вы можете играть в свои первые игры, не зная этого правила. Мы упоминаем его только для того, чтобы вы знали, что он существует. Ко встречается довольно редко, поэтому этот шаг можно смело пропустить и вернуться позже, когда возникнет необходимость.

Давайте рассмотрим следующий пример. Черный играть. Захватите Белый камень, сделав ход на A.

Теперь ход белых. Компьютер не позволит вам отбить камень черных, так как позиция вернется к той, с которой вы начали. Если бы не правило Ко, ничто не мешало бы этому захвату и отлову продолжаться бесконечно, так что игра никогда не заканчивалась бы. Вот почему в таких ситуациях отбить камень можно только на один ход позже . Попробуйте сами выяснить, как работает это правило, поэкспериментировав с позицией на доске.

Ну вот, теперь ты точно все знаешь! А может… почти все 😁

Шаг 8. Подведение итогов

Итак, мы изучили все правила Го. На самом деле их всего три:

  1. Правило чередования — два игрока ходят по очереди и расставляют камни на перекрестках.
  2. Правило захвата — камни убираются с доски, если занята последняя свобода.
  3. Правило нелегальных ходов — запрет самоубийства и правило Ко.

Цель игры — окружить как можно большую территорию и как можно больше вражеских камней.

Каждый заключенный добавляет одно очко. Каждое свободное пересечение доски, окруженное камнями, также дает одно очко. В конце игры подсчитываются очки. Побеждает игрок с наибольшим количеством очков.

В популярных настольных играх, таких как шашки или шахматы, главная цель — захват фигур. Однако в Go это не так. В Го можно победить, не захватив ни одного камня!

Во время игры нужно мыслить масштабно и выбирать ход, приносящий максимальную выгоду, например, захватить несколько камней или окружить какую-то территорию. Но обычно застройка территории является более выгодной стратегией.

Шаг 9. Образец игры и подсчет очков

Наблюдайте за игрой, используя кнопки навигации под игровым полем.

Игра заканчивается, когда доска полностью поделена между двумя игроками и не остается ни одного полезного хода. Полезные ходы — это те, которые увеличивают вашу территорию или уменьшают территорию противника. Движение в свою зону отнимет у вас очки, а движение в зону противника даст ему очки.

Когда полезных ходов не осталось, игроки говорят «пас», чтобы пропустить ход. Когда оба игрока пасуют последовательно, игра останавливается и начинается подсчет очков.

Черные: 28 очков территории + 0 захватов = 28 очков.
Белый: 26 очков территории + 1 захваченный камень = 27 очков.

Черные выиграли, потому что у них на 1 очко больше!?

Но есть загвоздка! Поскольку черные играют первыми, у них есть небольшое начальное преимущество: они могут первыми занять углы, они могут атаковать первыми и т. д. Чтобы компенсировать это, было решено, что белые получают 6,5 очков компенсации. Дробное значение позволяет избежать ничьей. Такая компенсация называется коми.

Коми — белые получают 6,5 очков компенсации

Таким образом, если считать счет в последней партии с коми, то белые получили не 27, а 33,5 очка и, следовательно, выиграли с разницей в 5,5 очка!

Когда вы играете на настоящей доске, вы можете использовать хитрость для подсчета очков: размещайте заключенных на территории противника, тем самым уменьшая ее. Так вам придется меньше считать. Нет никакой разницы между тем, чтобы добавить эти очки себе или вычесть их из вашего оппонента. Более того, при подсчете камни можно переставлять так, чтобы они образовывали прямоугольные области, которые легко сосчитать путем умножения. Вы можете увидеть, как это сделать, в Уроке 3 курса Rules of Go.

Шаг 10. Более сложная игра

Следите за игрой, используя кнопки навигации в нижней части игрового поля.

В этой игре было намного больше драк! Обратите внимание, что не все камни были захвачены и убраны с доски во время игры. Если камни не могут сделать два глаза и избежать захвата, их не нужно «казнить». Они считаются мертвыми и будут сняты с доски на этапе подсчета и сложены вместе с остальными захваченными камнями. Давай посчитаем.

Черный: 21 очко территории + 3 пленника = 24 очка.
Белые: 12 очков территории + 1 захваченный камень + 3 пленных + 6,5 коми = 22,5 очка.

Черные выиграли с преимуществом в 1,5 очка!

The True Go

В этой статье для вашего удобства все игры и задачи показаны на доске 9×9. Теоретически доска для го может быть абсолютно любого размера (и даже формы!), но традиционно используется доска 19х19. И здесь начинается настоящее Го!

Японская доска 19×19 Го

Когда вы играете на доске такого размера, вы должны мыслить глобально и творчески, планируя окружить территорию. Когда черные и белые камни начинают драться, приходится заранее просчитывать ходы. И всегда нужно следить за всей доской, стараясь не пропустить ни одного важного хода. Это очень сложно, но и очень интересно! Неудивительно, что Го не только самая сложная игра в мире, но и одна из самых популярных.

Вот игра, сыгранная в 1683 году между двумя японскими мастерами: Хонинбо Досаку и Иноуэ Инсэки. Попробуйте следовать ему и понять общий ход игры.

В этой партии белые выиграли с разницей в 13 очков. Коми в те времена не было.

Что дальше?

Теперь, когда вы знаете правила, перед вами открывается безграничный и разнообразный мир Го. Вы изучите основные стратегические принципы, откроете для себя великих мастеров Го, найдете свой собственный стиль и сыграете во множество увлекательных игр!

  1. Если вы еще не видели аниме «Hikaru no Go» или документальный фильм «AlphaGo», настоятельно рекомендуем их посмотреть. Эти и другие фильмы вы найдете в разделе Мотивация. Как только вы погрузитесь в культуру и дух игры, вам будет легче начать движение к вершинам мастерства Го.
  2. Мы разработали три специальных курса для начинающих. Они познакомят вас с правилами Го и научат всем основным принципам игры. Обычно новички начинают учиться играть в го на небольшой доске 9х9, затем переходят на доску 13х13 и только потом на классическую доску 19х19. Наши курсы строятся по тому же принципу: 9–13–19. Цель этой трилогии — заставить вас чувствовать себя уверенно на большой доске и помочь понять все, что происходит в игре. Знаний, которые вы получите, достаточно, чтобы достичь уровня ~ 10 кю.

    Все курсы состоят из коротких видеоуроков и викторин. Вы можете учиться в своем собственном темпе и всегда возвращаться, если вам нужно что-то пересмотреть.

  • Сложность 1

    45 мин.

    Стартовый пакет Go

    (89)

  • Сложность 1

    2,5 часа

    Вы знаете правила игры в го, но понятия не имеете, как играть? Сюда!

    (135)

  • Сложность 12

    3,5 часа

    Пришло время перейти к 19×19, где начинается настоящая Го.

    (47)

    1. В дополнение к курсам мы разработали Дерево навыков, в котором вы найдете множество различных задач Го. Задачи удобно структурированы и помогут вам улучшить свои навыки игры в го в веселой, похожей на ролевую игру манере.
    2. Найдите и присоединитесь к сообществу игроков в го в вашем городе. Не стесняйтесь использовать карту на baduk.club для поиска клубов Го по всему миру.
    3. Играть Онлайн! Найдите список рекомендуемых серверов на странице полезных ссылок.
    4. Присоединяйтесь к нашему дружному сообществу Discord! Там вы можете задать любые вопросы и познакомиться с основателями и другими пользователями платформы Go Magic.

    Удачи в ваших приключениях!

    Перейти | История и правила

    перейти

    Просмотреть все медиа

    Похожие темы:
    игра

    Посмотреть весь связанный контент →

    go , (японский), также называемый i-go, Китайский (пиньинь) вэйци или (латинизация Уэйда-Джайлса) вэй-чи , корейский бадук или па-ток , настольная игра для двух игроков. Имея восточноазиатское происхождение, он популярен в Китае, Корее и особенно в Японии, стране, с которой он наиболее тесно связан. Считается, что го, старейшая в мире настольная игра, возникла в Китае около 4000 лет назад. Согласно некоторым источникам, эта дата относится к 2356 году до нашей эры, но более вероятно, что это относится ко II тысячелетию до нашей эры. Игра, вероятно, была завезена в Японию около 500 г. н.э. и стала популярной в период Хэйан (79 г. до н.э.).4–1185). Современная игра начала появляться в Японии с последующим подъемом класса воинов (самураев). Особый статус игра получила там в период Токугава (1603–1867), когда были открыты и поддержаны правительством четыре высококонкурентные школы го, и, таким образом, игра в го стала профессией. Игра стала очень популярной в Японии в первой половине 20 века; в нее также играли в Китае и Корее, и в последние десятилетия века ее число выросло там. Игра распространилась по всему миру после Второй мировой войны.

    Традиционно в го играют 181 чёрной и 180 белой го-иши (плоские круглые фигуры, называемые камнями) на квадратной деревянной доске ( гобан ), расчерченной 19 вертикальными линиями и 19 горизонтальными линиями, образующими 361 пересечение; совсем недавно в нее играли в электронном виде на компьютерах и в Интернете.

    Каждый игрок по очереди (черные ходят первыми) ставит камень на точку пересечения любых двух линий, после чего этот камень нельзя передвигать. Игроки пытаются завоевать территорию, полностью огораживая свободные точки границами из собственных камней. Два или более камней считаются «связанными», если они расположены рядом друг с другом на одной горизонтальной или вертикальной линии, как и белые камни в группе 9.0129 и на рисунке. Камень или группа камней, принадлежащих одному игроку, могут быть захвачены и удалены с доски, если они могут быть полностью окружены камнями его противника, как белые находятся рядом с черными в группах a , f и g и перспективно в группах б и е на рисунке. Камень или группа камней являются «живыми» (не захваченными), пока они соединены со свободным перекрестком, как и черные камни в группах
    ,
    и 9.0129 d и белые камни b и e . Камень не может быть помещен в точку, полностью окруженную вражескими камнями, если при этом он не захватит его, как белые делают в группе c . Группы камней на самом деле неуязвимы, если они содержат «глаз», который состоит из двух или более свободных точек, расположенных таким образом, что противник не может поставить свой камень на одну из точек без захвата самого этого камня. Черные камни в группе d обладают таким глазом. Однако черные камни в группе c на рисунке не имеют глаза, и белый камень, помещенный в указанную точку, привел бы к полному ограждению и, таким образом, к захвату группы черных камней. Окончательный результат игрока — это количество его очков за стеной за вычетом количества его камней, потерянных при захвате.

    Викторина «Британника»

    Викторина «Угадай игру»

    Игра

    Го требует большого мастерства, стратегии и тонкости и способна на бесконечное разнообразие, но правила и фигуры настолько просты, что дети могут играть. Специальные правила гандикапа позволяют играть вместе игрокам разного мастерства. Начинающие профессионалы обычно начинают обучение в молодом возрасте и тренируются годами.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Рубрики

    • Активити
    • Активити игры
    • Бэнг
    • Диксит
    • Каркассон
    • Клуэдо
    • Колонизаторы
    • Манчкин
    • Разное
    • Свинтус
    • Секреты побед
    • Шакал
    • Шакал -правила игры
    • Эволюция
    • Эволюция — секреты игры
    2019 © Все права защищены. Карта сайта