Игротека: старая «мельница» | Публикации
Истории
Шашки, шахматы и «Монополия» давно наскучили? «Вокруг света» приглашает поиграть в популярные настольные игры разных стран. В первом выпуске — самая древняя игра в истории человечества
Доска для «мельницы» из грушевого дерева, украшенная инкрустацией из слоновой кости, рога, перламутра и меди. Южная Германия, 1560–1580 год
Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ — три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» — одна из древнейших настольных игр в истории.
Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» — это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle , в Чехии — mlýn , в Венгрии — malom , во Франции — jeu du moulin , в Италии — mulino . Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинского merellus («фишка»).
Название «танец девяти мужчин», популярное в англоязычных странах, отправилось гулять по свету с легкой руки Уильяма Шекспира: игра упоминается в пьесе «Сон в летнюю ночь». В Англии на лугах встречаются большие участки с разметкой в виде мельницы, где могут встать несколько человек. Вряд ли они использовались для игры, скорее для какого-то ритуала или собственно танца.
Римляне обожали «мельницу», правда, не совсем ту, что мы знаем сегодня. Поэт Овидий в своей «Науке любви» описывает простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле в такой игре — круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает первый, выстроивший все фишки в ряд. Аналогично устроены шисима из Кении, фанорон-тело с Мадагаскара, тапатан с Филиппин, падаветту из Индии, да и хорошо известные нам крестики-нолики. Математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, однако древним римлянам это не мешало: на мостовых Вечного города повсеместно выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и на них все еще можно играть.
После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив игру вместе с остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на пути в загробный мир.
Во многих культурах мельничный знак считался оберегом. Простая мельница — колесо со спицами — древнейший солярный символ, который можно увидеть среди наскальных рисунков везде, где жил человек. Сложные мельницы встречаются на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли можно было играть. Древнейшие петроглифы со знакомым символом относятся к 3000–2500 годам до н. э., а один из рисунков датируют почти что последним ледниковым периодом (8000 лет до н. э.).
Сегодня тактика этого «археоптерикса» игрового мира выглядит слегка громоздко по сравнению с маневрами динамичных игр XXI века. Но ведь большинство из них — потомки «мельницы», прародительницы почти всех настольных игр на Земле.
Игра игрой, но древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» в качестве измерительного шаблона .
Расстояния между его узловыми точками таят в себе множество соотношений из архитектуры и прикладной геометрии. Плотникам, строителям, как и всем ремесленникам в те времена, народ приписывал магические умения — тайные связи с лесом, колдовские способности. «Вавилон» (а именно так на Руси называли «мельницу») считался символом мудрости зодчего.
Правила игры
Поле для «мельницы» можно нарисовать на листе бумаги. Для игры понадобится 18 фишек: 9 одного цвета и 9 другого.
Фазы
1. Соперники поочередно выставляют свои фишки по одной на свободные перекрестья и углы, стремясь выстроить «мельницу» — ряд из трех фишек. Игрок, которому удалось построить «мельницу», убирает с поля любую фишку соперника. В игру она больше не возвращается. Запрещается забирать фишки, которые в данный момент составляют «мельницу».
2. Когда все фишки расставлены, игроки начинают передвигать их, строго по линиям и только на свободную соседнюю позицию. Цель прежняя — составить «мельницу», чтобы убрать со стола фишку соперника. Если игрок одним ходом составляет две «мельницы», он забирает сразу две фишки.
3. Когда у игрока остается всего три фишки, они начинают «летать»: фишку можно переносить на любое перекрестье, невзирая на линии. При этом пока у соперника больше трех фишек, он продолжает играть строго по линиям. Проигрывает тот, у кого осталось две фишки (из них нельзя выстроить «мельницу») или чьи фишки оказались заперты и не могут сделать ход по линии.
В первой фазе игра напоминает крестики-нолики: нужно помешать сопернику выстроить ряд из трех фишек. Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, при этом всякий раз происходит взятие. В самой опасной ситуации игрок делает рядом две заготовки для «мельниц», а затем ходами фишки между ними крушит позиции соперника — против такой тактики нет никакого приема, пока игра не перейдет в третью фазу.
ВАРИАНТЫ
От кольца до свастики
Изюминка «мельницы» — колоссальное количество придуманных для нее досок. Разновидности отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (те же крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин» — классический вариант, в нем нет диагоналей, только прямые углы. «Паутинка» появилась в эпоху Возрождения: здесь добавлены диагональные линии и каждому игроку дается не 9, а 12 фишек. «Сетка» с дополнительными диагоналями предоставила еще больше возможностей для построения «мельниц». В XX веке возникли новые разметки: «улитка» на основе свастики, пятиугольная, шестиугольная и множество других.
1 «Малая мельница»
2 «Римская rota»
3 «Танец девяти мужчин»
4 «Паутинка»
5 «Сетка»
6 «Улитка»
7 «Пятиугольная мельница»
Если на севере «мельницу» приютили викинги, то на юге ей помогли выжить арабы, перенявшие игру у египтян. На фото: каменная «мельница» родом из Йемена
Самодельная домашняя «мельница» из доски и пуговиц. Внутри малого квадрата — емкость для хранения битых фишек
Сепфорис, древняя столица Галилеи, впервые упомянут в летописи в 100 году до н. э. На мостовой — «мельница-паутинка»
Цветная иллюстрация из «Книги игр» (Libro de los Juegos) , которая была написана в 1283 году по велению короля Альфонсо X Кастильского
Крестьянин с «мельницей» в руках. Фрагмент французского гобелена 1510 года
По запросу 9 Men Morris можно найти десятки игр для любых мобильных платформ. Некоторые из них предлагают вступить в бой с игроками со всего мира в многопользовательском режиме.
Фото: Alamy / Legion-media (x2), Getty Images (x2), Album / East News, Bridgeman / Fotodom.ru, iStock, Carole Raddato (CC-BY-SA)
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2016
Дмитрий Скирюк
Теги
- игротека
- история
Мельница | Скобариада
Возраст этой игры более 3000 лет. В каждой стране существовали свои варианты игрового поля, и называлась она везде по-разному, но смысл игры везде оставался один: построить на игровом поле ряд из трех фишек одного цвета.
На сегодняшний день эта игра адаптирована и известна как Мельница. Её по праву можно причислить к самым древним играм мира. Она известна под целым рядом различных названий – Девять мужчин Мориса, Мерелс, Мереллес, Мерриллс, Мельница, Морабараба, Умбалаба или просто Морис.
Эта игра получила широкое распространение по всему миру, различаясь лишь названием и вариантами игровых полей, которых известно более десятка.
Упоминание об этой игре и рисунки игрового поля нашли в Египте (1400 лет д.н.э.), в Китае (500 лет д.н.э.), на Цейлоне (9 гг. н.э.). Она была найдена при раскопках в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в захоронениях бронзового века в Исландии.
Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ — три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» — одна из древнейших настольных игр в истории.
Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» — это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle, в Чехии — mlýn, в Венгрии — malom, во Франции — jeu du moulin, в Италии — mulino. Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинского merellus («фишка»).
Своего расцвета Мельница достигла в четырнадцатом столетии. Иллюстрации этой, в то время популярной игры, приводились в дворцовых манускриптах «Книга Игр» короля Альфонса X (1240) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338).
В «Мельницу» можно играть дома с фишками, на улице или на пляже с камешками, в гостях с пуговицами, а игровое поле можно просто расчертить на листке бумаги.
Но, чтобы заинтересовать этой старинной игрой детей, предлагаем использовать красочное игровое поле и подготовить 18 настоящих фишек, по 9 штук каждого цвета.
На сегодняшний день известно несколько десятков вариантов игровых полей и правил игры «Мельница». Приводим самые популярные и интересные из них.
А — Игра с 3 фишками.
B — Игра с добавлением диагональных линий. Есть предположение, что именно от этой версии игры «Мельница» произошла известная игра «Крестики Нолики». Этот вариант игрового поля напоминает африканскую игру Аши.
C — Игра с шестью фишками.
D — Игра с 9 фишками.
Классическая «Мельница»
Игра для 2 игроков.
Инвентарь: игровое поле,18 фишек (по 9 фишек одного цвета).
Цель игры: поставить три фишки одного цвета в ряд.
Партия начинается с пустого игрового поля.
Каждый игрок по очереди выставляет по одной своей фишке на любой из свободных кружков.
Как только игрок смог выстроить три свои фишки в ряд по прямой линии, он снимает с доски любую из фишек соперника.
Этот ряд из трех фишек одного цвета и называется «мельницей».
После того, как игроки выставили все свои фишки на игровое поле, можно начинать ходить. Игроки также по очереди передвигает свои фишки на соседние свободные кружки вдоль линий с той же целью построить мельницу. Как только у игрока образовался новый ряд из трех фишек – он забирает любую фишку соперника.
Если к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, он получает преимущество во время своего очередного хода переставлять фишку на любой свободный кружок поля, независимо от линий, в то время как его соперник продолжает ходить по правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
Игра считается выигранной, когда противник не сможет построить мельницу: в случае, если у игрока осталось только 2 фишки, либо у игрока нет возможности сделать ход.
Игрок может строить мельницу на одном и том же месте, сколько угодно раз, но фишку соперника снимать за эту мельницу можно только один раз.
Если игрок за один ход построил сразу две мельницы, то снимается 2 фишки соперника.
«Мельница – сетка»
Игра делится на 3 этапа:
1. На пустое поле игроки по очереди выставляют свои фишки (у каждого по 9 фишек), стараясь поставить три своих фишки в ряд по линии игрового поля.
Как только игрок создал «Мельницу» (ряд из трех фишек), он снимает любую фишку соперника с игрового поля.
2. Когда все фишки выставлены на поле, за исключением снятых, игроки начинают также по очереди передвигать свои фишки с той же целью — построить три в ряд.
Передвигать можно только на соседние свободные кружки вдоль линии. При построении мельницы — также снимается фишка соперника.
Игрок может строить мельницу на одном месте столько раз, сколько ему нужно, но забирать фишку противника имеет право только один раз.
Если за один ход игрок построил сразу две мельницы — соответственно снимаются две фишки противника.
3. Когда к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, то он получает возможность передвигать свои фишки на любой кружок игрового поля, независимо от линий игрового поля, в то время как его соперник продолжает ходить по правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
Игра заканчивается, когда у одного из игроков остается только две фишки, он и считается проигравшим.
Эта игра отличается от классической Мельницы наличием дополнительных диагональных линий. Комбинаций для построения мельниц здесь намного больше.
«Мельница – улитка»
Очень интересное игровое поле с крестообразными закрученными линиями, чем-то напоминает рисунок галактики.
Правила здесь такие же, как и в классической «Мельнице», отличие только в расположении кружков и линий на игровом поле.
Для игры нужно 18 фишек двух цветов, по 9 на каждого игрока.
Игра начинается с того, что игроки по очереди выставляют свои фишки на игровое поле, стараясь с каждым ходом построить свою мельницу (3 фишки одного цвета в ряд) и помешать построить мельницу сопернику.
Как только один из игроков выстраивает мельницу, он забирает любую фишку соперника с игрового поля.
После того, как все фишки будут выставлены, кроме тех, которые уже сняли с поля, начинается второй этап игры. Игроки по очереди передвигают фишки на свободные кружки вдоль линий. Смысл тот же: построить мельницу из трех фишек и забрать фишку соперника. Если за один ход игрок сделал сразу две мельницы, а это не трудно, то снимаются с поля тоже сразу две фишки соперника. Мельницу на одном месте можно строить несколько раз, но фишка снимается только за первое построение.
Когда у одного из игроков на поле остается только три фишки, он получает преимущество в передвижении своих фишек по полю. В свой ход он может переставлять свою фишку, не обращая внимания на линии на игровом поле, то есть куда хочет, в то время как другой игрок продолжает играть по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
Выигрывает тот, чей соперник не может больше построить мельниц по причине отсутствия трех фишек.
Источники с информацией о данной игре:
http://www.printplay.ru/nastolnaya-igra-melnica-ulitka,
http://www.pravilaigr.ru/istoriya_igry_nine_mens_morris.php,
http://www.vokrugsveta.ru/article/257945
Ветряная мельница — Пасьянс
Ветряная мельница — Пасьянс
|
|
|
Турнир Windmill — блог
На этом турнире действуют последние правила WFDF 2021.
Вы можете найти правила на сайте WFDF.
Дополнительные правила игры и мероприятия чемпионата WFDF 2021 НЕ применяются в Windmill. Вместо этого применяются приведенные ниже правила Турнира ветряных мельниц.
Открытые, смешанные и женские игры до 15 очков в течение 75-минутного временного интервала. За пять минут до окончания временного интервала вы услышите мелодию «Время окончено». Разыграйте текущую точку, и игра окончена. Даже если счет ничейный. В скобках и финале, если разница меньше 2 (т. е. равная или разница в 1 очко), то будет разыгрываться до кепки +1 по наивысшему баллу
Финалы — 90-минутный временной интервал
Все игры имеют пятиминутный зеркальный перерыв при 8 очках. Вторая половина начинается с первоначальных выборов (получить или бросить начальный бросок, какую конечную зону защищать и какая конечная зона определяет соотношение полов в смешанном режиме).
У каждой команды есть 2 двухминутных тайм-аута на игру, которые можно взять в любое время до сигнала «Время окончено» (т.
е. в последние 5 минут тайм-слота нет тайм-аутов). ).
Windmill не предоставляет хронометристов для отслеживания времени между точками/времени для разрешения вызовов.
Ожидается, что команды прибудут вовремя. Игры могут начаться, как только в каждой команде будет минимум 5 игроков (правило WFDF 5.1).
Если в команде на момент начала матча не будет 5 игроков, противнику будет засчитан гол, а начало игры будет отложено на 5 минут.
Если команда не выставила как минимум 5 игроков через 25 минут после начала игры, она лишается права на игру, а сопернику присуждается победа со счетом 5:0.
В случае, если какая-либо из команд опаздывает, оба представителя команд должны договориться о том, сколько очков должно быть присуждено команде до начала матча. Присужденные очки должны быть сообщены секретарю.
Организация Windmill может приостанавливать или отменять игры.
В случае приостановки в середине игры игра может быть продолжена, если игровой раунд не закончился. Если раунд закончился или игра отменена, счет на момент приостановки или отмены остается в силе, даже если это приводит к ничьей.
Игроки могут просматривать фото- или видеозаписи звонка, если они доступны. Однако игра не может быть неоправданно отложена для этой цели.
Игроки не должны использовать какие-либо электронные устройства связи для общения с другими игроками или членами команды во время игры.
Игроки не должны носить ничего, что представляет опасность для других игроков или может повредить диск. Металлические шпильки считаются опасными.
Игроки не должны носить ничего, что дает преимущество, существенно усиливая физическое присутствие игрока. Разрешены перчатки.
Игрокам запрещается наносить на руки какие-либо вещества для улучшения сцепления, которые могут попасть на диск во время игры
их голоса.
Организация Windmill оставляет за собой право отстранить игроков на одну или несколько игр из-за злоупотребления психоактивными веществами.
Игрокам не разрешается находиться под воздействием любых (в Нидерландах) запрещенных веществ во время игры. Также игроки, которые не могут играть, могут быть удалены из игры.
Результаты матчей
На каждом поле будут работать волонтеры, которые отслеживают результаты и напрямую загружают их в нашу систему подсчета очков. Кроме того, капитаны команд должны подписать протоколы в конце матча. если не подписываете, не приходите жаловаться потом в штаб, если счет неверный. Если вы заметили, что что-то не так, пожалуйста, немедленно сообщите нам об этом в Игги. Волонтеры-счетчики не хронометристы!
Очки духа
Дух можно заполнить в приложении Windmill. Пожалуйста, убедитесь, что вы заполняете свои духовные формы вовремя. Вы не получите билеты на ужин, пока не заполните очки духа. В воскресенье убедитесь, что вы заполнили очки духа до начала финала.
В субботу с 12.00 до ужина сдайте свои баллы и получите взамен билеты на ужин. Обмен билетов на ужин на другие билеты на ужин возможен с 12:00 до ужина.
Игра, включающая значительное количество вызовов, особенно если они остаются спорными, должна быть доведена до сведения организации Windmill капитаном духа как можно скорее. Windmill определяет, следует ли предпринять дальнейшие действия в отношении команд или отдельных лиц.
Пожалуйста, узнайте, как работает система подсчета очков духа. WFDF предоставил рубрику с примерами того, как правильно использовать систему оценки спирта. Пожалуйста, используйте это для подсчета очков, а не просто оценивайте команду, основываясь на том, нравится она вам или нет.
Смешанный формат (4/3):
Мы играем в обычном смешанном формате 4/3, используя соотношение A: правило «предписанного соотношения» (правило WFDF A6.2): в начале игры, после первого переворачивания диска, дополнительный переворот диска происходит, когда победитель выбирает соотношение персонала для первого очка. Для второй и третьей точек соотношение должно быть обратным первому. Для четвертой и пятой точек соотношение должно быть таким же, как и для первой точки. Эта схема чередования соотношения каждые два очка повторяется до конца игры (перерыв не влияет на схему).
В связи с этим мы также используем правило «предписанного отбора»:
Все игроки могут выбрать в начале турнира, на какую сторону соотношения полов они имеют право, если это не приводит к небезопасным или несправедливым ситуации.
Швейцарская жеребьевка для всех дивизионов: женский, смешанный и открытый
Формат швейцарской жеребьевки обеспечивает быстрое ранжирование команд в соответствии с их реальной силой и проведение близких матчей с соперниками аналогичной силы. Windmill гордится тем, что уже много лет успешно использует этот формат.
Рейтинг силы
Мы используем формат рейтинга силы для ранжирования команд с 2013 года; рейтинги силы присваивают каждой команде числовое значение, которое представляет ее относительную силу по отношению к другим командам, с намерением, чтобы разница очков в игре представляла разницу в силе между участвующими командами.
Например: если Команда Алисы побеждает Команду Боба со счетом 15-10, то это приводит к силе ранжирования +2,5 для команды Алисы и силе -2,5 для команды Боба (для этой конкретной игры). Конечно, возможно, что некоторые команды могут завершить больше игр, чем другие, после определенного раунда игры. Не бойся; даже несмотря на то, что это усложняет присвоение командам очков рейтинга силы, мы используем компьютерные методы для оптимизации этих чисел, чтобы они как можно лучше отражали известные результаты игры.
Возможная интерпретация этих чисел следующая: Если Команда Чарли с рейтингом силы +3 играет с Командой Евы с силой -2, то ожидается, что Команда Чарли выиграет с разницей в очках +5. В принципе, Team Charlie улучшит свою силу, выиграв с еще большим отрывом. Team Eve улучшит свою силу, проиграв с разницей менее чем в 5 очков.