Простые правила игры в Хато (ver 2)
Дата последнего изменения: 26.02.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 1 из 4
Описание карт
Колода из 48 карт имеет 12 мастей по 4 карты. Каждой из мастей соответствует один из месяцев года и
какое-либо растение (отсюда название «цветочные карты»). Также карты разделяются на 4 группы по
числу очков (0 — «простые», 5 — «ленты», 10 — «животные», 20 — «яркие», или «благородные»), но не
в каждой масти есть карты всех четырёх достоинств. В большинстве месяцев есть две простые карты и
два из трёх типов карт старших достоинств. В ноябре простая карта одна (и все три старших
достоинства), в декабре — три.
Всего в колоде:
24 простых карты (касу)
10 «лент» (тандзаку) — по одной в каждом месяце, кроме августа и декабря
9 «животных» (танэ) — по одному в каждом месяце, кроме января, марта и декабря
5 «ярких» («благородных») карт (обычно на них есть кругляшек с иероглифом).
Названия достоинств карт содержат некоторую условность, не всегда соответствуя изображению: карты
«мост» и «чаша сакэ» относятся к 10-очковым — «животным»; в то же время карты «журавль» и
«феникс» относятся к 20-очковым «ярким» и «животными» не считаются.
Январь (Сосна)
0
0
5
20
0
0
5
10
0
0
5
20
0
0
5
10
0
0
5
10
Февраль (Слива)
Март (Вишня)
Апрель (Глициния)
Май (Ирис)
Дата последнего изменения: 26.02.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 2 из 4
Июнь (Роза)
0
0
5
10
0
0
5
10
0
0
10
20
0
0
5
10
0
0
5
10
0
5
10
20
0
20
Июль (Клевер)
Август (Мискант)
Сентябрь
(Хризантема)
Октябрь (Клён)
Ноябрь (Ива)
Декабрь
(Павловния)
0
0
По очкам можно ориентироваться так:
Карты с кругляшками – 20 очков
Карты с животными или объектами (чаша сакэ, мост) – 10 очков
Ленты – 5 очков
Все остальное – пустышки (0 очков)
Дата последнего изменения: 26.02.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 3 из 4
Дополнительные бонусы за собранные комбинации:
4 карты одной масти (весь месяц) + 20
очков за каждый собранный месяц;
3 красных свитка с надписью + 30 очков;
3 синих свитка с надписью + 30 очков;
4 красных свитка без надписи + 40 очков;
5 кругляшков + 50 очков.
Пример расчета для собранных 4-х карт ноября:
1 простая (с изображением грозы) – 0 очков
1 красная лента – 5 очков
1 животное (ласточка) – 10 очков
1 «яркая» карта («человек дождя» с зонтом) – 20 очков
Итого: 0+5+10+20=35 и +20 (бонус за 4 карты) = 55 очков
Правила раздачи
На кон выкладываются 8 карт. Если на кон выпало 4 карты одной масти, то колода заново тасуется и
делается пересдача!
На руки игрокам дается:
10 карт — если играют двое
7 карт — если играют трое
5 карт – если играют четверо
Оставшаяся колода кладется рядом с коном.
Расчет карт на руки делается примерно так:
20 / (кол-во игроков)
Для троих это будет 20/3 ~ 7
Дата последнего изменения: 26.02.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 4 из 4
Как ходят
Первый игрок определяется жребием. Потом игроки ходят по очереди, по часовой стрелке. Ход каждого
игрока состоит из 2-х действий.
Первый игрок смотрит, есть ли у него карты той же масти, среди карт, что выложены на кону:
1) Если есть, то он кладет свою карту поверх карты той же масти на кону – это карта, которую он
планирует забрать. Но можно этого не делать и воспользоваться вариантом 2.
2) Если у него нет карты той же масти, то он выкладывает на кон любую свою карту. Итого кон
увеличивается на одну карту.
После этого первый игрок, переворачивает верхнюю карту из оставшейся колоды, смотрит и забирает:
1) 4 карты (2+2) – если масть перевернутой карты совпала с другой картой на кону, и если он до этого
положил свою карту на карту такой же масти, т.е. забирается (перевернутая+карта лежащая под ней) и
(своя положеная+карта лежащая под ней).
2) 2 карты (2+0) – масти которых совпали: (перевернутая+карта лежащая под ней) или (своя
положеная+карта лежащая под ней).
3) 2 карты на выбор (3-1) – если перевернутая карта совпала с той, которую игрок положил на карту на
кону (т.е. если получилась стопка из 3-х карт).
4) Не забирает ничего – если нет совпадений.
Т.е. за один ход каждый игрок может забрать только четное число карт: 0, 2 или 4 карты. Если на кону
лежат 3 карты одного месяца, то при совпадении с картой игрока (выложенной или перевернутой) он сразу
забирает со стола все 4 карты.
Все забранные карты ложатся рядом с собой и в игре больше не участвуют! Данные карты будут
использоваться в конце игры для подсчета очков.
После этого ход передается другому игроку.
И так продолжается пока все карты не будут разобраны.
Подсчет очков
После того как все карты разобраны, производится подсчет очков за карты и все сложившиеся бонусы.
Обычно договариваются играть до скольких-то очков, например, до 1000 и играют несколько конов, пока не
будет достигнуто это количество. В этом случае очки игроков набранные в каждом кону записываются и
суммируются.
Резюме
Данные правила для игры были сформулированы мною на основании материала из интернета и моих
воспоминаний из детства. Формула расчета количества карт на руки выведена и сбалансирована опытным
путем.
Приятной игры!
freedocs.xyz
кой | Японские карточные игры
Правила игры в кой-кой
Число игроков: 2
Колода: ханафуда (используются все 48 карт)
Продолжительность: 3, 6 или 12 раздач
Цель игры: собрать комбинации быстрее противника и набрать как можно больше очков
Правила игры в кой-кой для печати (pdf — 4,6 Mb)
Содержание:
- Подготовка к игре
- Процесс игры
- Цель игры
- Удвоения
- Комбинации
- Видео-лекция по игре в кой-кой
1. Подготовка к игре
Перед началом раздачи карты тщательно тасуют и определяют дилера по старшинству месяца случайно вытянутой карты каждым из игроков. Дилер начинает сдавать взакрытую сверху колоды: 4 карты противнику, 4 себе и 4 карты в открытую на стол. Потом еще раз 4 оппоненту, 4 себе и 4 на стол. Колода остается лежать взакрытую сбоку от карт стола. Закрытые карты игроков образуют их стартовые руки.
2. Процесс игры
Игроки ходят по очереди. Пропуск хода не допускается. По правилам правом первого хода обладает дилер. В последующих раздачах первым ходит выигравший раздачу, или же игроки ходят первыми по очереди – смотря какие правила были оговорены перед игрой.
Ход состоит из двух похожих фаз:
- В первой фазе игрок находит у себя в руке карту, масть которой совпадает с мастью одной из карт стола, и кроет последнюю своей картой. Если на столе нет совпадений (или не осталось ни одной карты стола) игрок обязан сделать ход, но в этом случае он кладет любую свою карту в открытую, после чего она становится картой стола и может быть взята любым игроком в дальнейшем. Если на столе лежит две карты одинаковой масти, игрок вправе выбрать, какую из них он будет брать. В случае, когда на столе с раздачи три карты одной масти и игрок выкладывает четвертую, он забирает себе всю масть целиком. Обратите внимание: игрок не обязан выкладывать совпадающие карты, даже если он имеет таковые.
- Вторая фаза хода идентична первой. Отличие в том, что игрок не выбирает карту из руки, а открывает верхнюю карту с колоды.
В конце хода игрок забирает все совпадения себе и кладет их в открытую — это открытая часть руки игрока. Эти карты более не используются в текущей раздаче.
3. Цель игры
Цель игры – собрать в открытой части руки одну или несколько комбинаций с максимальной суммарной стоимостью. Карты в закрытой части руки при этом не учитываются.
Игрок, который собрал комбинацию, вправе решить: закончить ему раздачу, объявив победу (агари), или продолжить раздачу, сказав: «Кой-кой!» В первом случае игрок получает очки за свою комбинацию. Во втором случае раздача продолжается обычным образом, однако теперь игрок, сказавший «Кой-кой!», не вправе остановить раздачу до тех пор, пока он не соберет новую комбинацию, не улучшит имеющуюся или пока его противник не объявит победу. Если карты на руках у обоих игроков закончатся до того, как один из них объявит победу, раздача будет считаться завершенной вничью и никто не получит очков, вне зависимости от комбинаций на руках.
В конце игры суммируются очки, набранные каждым из игроков во всех раздачах — побеждает тот, кто имеет большее количество очков.
4. Удвоения
В кой-кое существует ряд ситуаций, когда очки, набранные в текущей раздаче, удваиваются:
- игрок получил 7 или более очков,
- игрок выиграл после объявления кой-коя,
- игрок выиграл после объявления кой-коя противником.
Обычно играют без удвоений или только с удвоением за 7+ очков. Если же договорились играть со всеми удвоениями, следует помнить, что два удвоения у одного игрока эквивалентны увеличению количества очков за собранные комбинации в 4 раза, три удвоения — в 8 раз, и т.д.
5. Комбинации
Стоимость комбинаций определяется сложностью и риском их сбора. Комбинации основаны на изображенных на картах лентах, животных и т.д. Стоимости комбинаций иногда могут незначительно меняться, в особенности, если используются удвоения. Ниже приведена полная таблица комбинаций в кой-кое, которая чаще всего используется для игры с единственным удвоением за 7 и более очков.
+1 в стоимости означает, что получение каждой новой карты к комбинации обновляет ее и увеличивает стоимость собранной комбинации на одно очко.
Примечание: комбинации «тсукими» и «ханами» являются договорными, их наличие оговаривают в начале игры. Также с этими комбинациями связан ряд других дополнительных договорных правил:
- Очки за тсукими и ханами «сгорают», если игрок получает в открытую часть руки карту человека под дождем.
- Тсукими и ханами стоят по 3 очка вместо 5.
- Тсукими и ханами не сочетается с гоку, шико, аме шико и с санко.
6. Группы карт
Для успешной игры в кой-кой будет полезно запомнить количество и расположение лент, животных и благородных карт в мастях колоды:
Благородные:
Животные:
Ленты:
Все прочие карты считаются простыми. Единственное исключение — карта «саке»: хоть по умолчанию она и является картой животного, она также одновременно засчитывается и как простая.
7. Видео-лекция по игре в кой-кой
japancards.ru
Как гадать на картах ХАТО? Сущность карт и процесса
Хато – очень популярные в Корее карты. Традиционно они используются для азартной игры, но есть у них и другое применение. С помощью карт хато можно получить ответы на интересующие вопросы, предсказать важные события в жизни.
Как гадать на хато?
В колоде хато 48 карт, декорированных яркими изображениями деревьев, цветов и животных. Карты поделены на 12 групп – по количеству месяцев года. В каждой группе по 4 карты.
Гадать на хато нужно в хорошем расположении духа. Колоду, используемую в гадании, нежелательно применять в игре, для этих целей лучше приобрести новую. Ответ на вопрос можно получить только единожды, в одном раскладе.
К гаданию на этих экзотичных картах обязательно нужно подготовиться. В помещении, где будет происходить гадание, необходимо создать комфортную обстановку. Гадающий должен быть сосредоточен на процессе предсказания, необходимо войти в контакт с картами, проникнуться доверием к ним и попросить помощи в получении ответа на вопрос. Затем нужно разложить карты перед собой, перемешать их, закрыть глаза, сконцентрироваться на волнующем вопросе и вытянуть три карты. Символы, изображенные на хато, и будут ответом на вопрос.
Значение карт хато
Рассмотрим значения карт каждой группы:
- Зимняя группа (Декабрь, Январь, Февраль). Дождь — перемены. Сосна и журавль — гордость и мудрость. Дерево сливы и иволга — расцветание, возрождение.
- Весенняя группа (Март, Апрель, Май). Вишня: абсолютная красота, торжественность. Жаворонок и плакучая ива — начало нового периода. Цветы ириса — мужество и отвага.
- Летняя группа (Июнь, Июль, Август). Цветы пиона — женственность, красота и материальное благополучие. Цветы клевера — пробуждение. Луна над горой — одиночество, тяжелые размышления.
- Осенняя группа (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Цветок хризантемы — стойкость и терпение. Клен и олень — счастье и долголетие. Дерево павлония — романтика, влюбленность.
При трактовке пророчества нужно помнить о том, что восточной культуре присущи философствование и поиск глубокого смысла. В гадании хато нельзя полагаться на первое впечатление о вытянутой карте. Значения карт нужно объединить и рассмотреть вместе, создавая общую картину, тогда и появится ответ на вопрос.
Следует обратить внимание на карты, отмеченные иероглифом — знаком усиления. Появление таких знаков в раскладе усилит значение предыдущей или последующей карты.
Гадание хато — занятие очень увлекательное и затягивающее, попробовав раз, гадающий обязательно вновь вернется к колоде.
perevernul.ru
Простые правила игры в Хато (ver 3)
Дата последнего изменения: 08.10.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 1 из 7
Описание карт
Колода состоит из 48 карт имеет 12 мастей по 4 карты. Каждой из мастей соответствует один из месяцев года
и какое-либо растение (отсюда название «цветочные карты»). Также карты разделяются на 4 группы по числу
очков (0 — «простые», 5 — «ленты», 10 — «животные», 20 — «яркие» или «благородные»), но не в каждой
масти есть карты всех четырёх достоинств. В большинстве месяцев есть две простые карты и два из трёх типов
карт старших достоинств. В ноябре простая карта одна (и все три старших достоинства), в декабре — три.
Всего в колоде:
24 простых карты;
10 «лент» — по одной в каждом месяце, кроме августа и декабря;
9 «животных» (сюда же относятся карты с изображением «моста» и «чаши сакэ») — по одному в
каждом месяце, кроме января, марта и декабря;
5 «ярких» («благородных») карт (обычно на них есть кругляшек с иероглифом).
Примечание. Названия достоинств карт содержат некоторую условность, не всегда соответствуя
изображению: карты «мост» и «чаша сакэ» относятся к 10-очковым — «животным»; в то же время
карты «журавль» и «феникс» относятся к 20-очковым «ярким» и «животными» не считаются.
Карты, разложенные по месяцам и очкам:
Январь (Сосна)
0
0
5
20
0
0
5
10
0
0
5
20
0
0
5
10
0
0
5
10
Февраль (Слива)
Март (Вишня)
Апрель (Глициния)
Май (Ирис)
Дата последнего изменения: 08.10.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 2 из 7
Июнь (Роза)
0
0
5
10
0
0
5
10
0
0
10
20
0
0
5
10
0
0
5
10
0
5
10
20
0
0
0
20
Июль (Клевер)
Август (Мискант)
Сентябрь
(Хризантема)
Октябрь (Клён)
Ноябрь (Ива)
Декабрь
(Павловния)
По очкам быстро можно ориентироваться так:
Карты с кругляшками – 20 очков
Карты с животными или объектами (чаша сакэ, мост) – 10 очков
Ленты – 5 очков
Все остальное – пустышки (0 очков)
Дата последнего изменения: 08.10.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Дополнительные бонусы за собранные комбинации:
4 карты одной масти (весь
месяц) + 20 очков за каждый
собранный месяц
3 красных свитка с надписью +
30 очков
3 синих свитка с надписью + 30
очков
4 красных свитка без надписи +
40 очков
5 кругляшков + 50 очков
Мы еще придумали следующий
бонус:
+ 10 очков за 10 пустых карт и по
+ 5 очков за каждые следующие
5 пустых карт.
Например, следующие 17
пустых карт дадут 15 очков.
Пример расчета для собранных 4-х карт ноября:
1 простая (с изображением грозы) – 0 очков
1 красная лента – 5 очков
1 животное (ласточка) – 10 очков
1 «яркая» карта («человек дождя» с зонтом) – 20 очков
Итого: 0+5+10+20=35 и +20 (бонус за 4 карты) = 55 очков
Страница 3 из 7
Дата последнего изменения: 08.10.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Правила раздачи
Оптимальное число игроков от двух до четырех.
В зависимости от числа игроков на кон выкладывается:
8 карт – для 2-х игроков;
6 карт – для 3-х игроков;
8 карт – для 4-х игроков.
Если на кон выпало 4 карты одной масти, то колода заново тасуется и делается пересдача!
На руки игрокам дается:
Число игроков Число карт на руки
Двое
по 10 карт
Трое
по 7 карт
Четверо
по 5 карт
Пример
Оставшаяся колода кладется в закрытом виде рядом с коном.
Страница 4 из 7
Дата последнего изменения: 08.10.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 5 из 7
Расчет карт на руки делается примерно так:
20 / (кол-во игроков)
Для троих это будет 20/3 ~ 7
Т.е. в результате в оставшейся колоде остается ровно столько же карт, сколько суммарно у игроков на
руках.
Как ходят
В первом кону игрок, который будет ходить первым, определяется жребием. Потом игроки ходят по очереди,
по часовой стрелке. Ход каждого игрока состоит из 2-х действий.
Первый игрок смотрит, есть ли у него карты той же масти, среди карт, что выложены на кону:
1) Если есть, то он кладет свою карту поверх карты той же масти на кону – это карта, которую он
планирует забрать. Но можно этого не делать и воспользоваться вариантом 2.
2) Если у него нет карты той же масти, то он выкладывает на кон любую свою карту. Итого кон
увеличивается на одну карту.
1) Если хотим забрать карту той же масти
2) Если нет подходящей карты или мы хотим
выложить свою карту
После этого первый игрок, переворачивает верхнюю карту из оставшейся колоды, смотрит и забирает:
1) 4 карты (2+2) – если масть перевернутой карты совпала с другой картой на кону и если он до этого
положил свою карту на карту такой же масти, т.е. забирается (перевернутая+карта лежащая под ней) и
(своя положеная+карта лежащая под ней).
2) 2 карты (2+0) – масти которых совпали: (перевернутая+карта лежащая под ней) или (своя
положеная+карта лежащая под ней).
3) 2 карты на выбор (3-1) – если перевернутая карта совпала с той, которую игрок положил на карту на
кону (т.е. если получилась стопка из 3-х карт).
4) Не забирает ничего – если нет совпадений.
5) Так же по договору можно использовать правило заморозки трех карт (подвох) – если игрок
первым ходом положил свою карту на карту той же масти и масть перевернутой карты совпала с
этими двумя картами (т.е. на кону они создали 3 карты одной масти), то данные 3 карты остаются
(замораживаются) на кону и их может в последствии забрать другой игрок.
Дата последнего изменения: 08.10.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
1) Перевернутая карта совпала с мастью какойнибудь картой на кону
В данном примере игрок забирает себе 4 карты
5) Пример возникновения случая с заморозкой
Страница 6 из 7
2) Перевернутая карта не совпала с мастью ни
одной картой на кону
В данном случае игрок забирает только 2 карты, а
перевернутая карта остается на кону
Описание хода событий
1. Игрок первым ходом положил свою карту на
розу. На столе теперь оказалось 2 розы.
2. Перевернутая карта тоже оказалось розой.
Итого на столе оказалось 3 розы.
В данной ситуации игрок не забирает ни одной
карты и все 3 карты остаются на кону.
В последующим все 3 карты, одним ходом, сможет
забрать тот игрок у которого окажется или выпадет
четвертая роза.
Если на кону лежат 3 карты одного месяца, то при совпадении с картой игрока (выложенной или
перевернутой) он сразу забирает со стола все 4 карты:
Пример когда игрок забирает картой с рук
Пример когда игрок забирает перевернутой картой
Получается за один ход каждый игрок может забрать только четное число карт: 0, 2, 4, 6, 8 карт.
Дата последнего изменения: 08.10.2015 (Сергей Меньшов — https://vk.com/menshov_s)
Страница 7 из 7
Все забранные игроком карты ложатся рядом с собой и в игре больше не участвуют, но игрок имеет право
подсматривать в них для того чтобы охотиться за выгодными комбинациями! Данные карты и будут
использоваться в конце игры (когда все карты будут исчерпаны) для подсчета очков.
После этого ход передается другому игроку.
И так продолжается пока все карты не будут разобраны.
Следующий кон будет раздавать карты и ходить первым победивший в этом кону игрок.
Подсчет очков
После того как все карты разобраны, производится подсчет очков за карты и все сложившиеся бонусы.
Очки считаются как сумма по всем бонусам (за каждый полный месяц, за ленты, за кругляшки, …) и сумма
очков всех значимых карт (см. «Описание карт» и «Дополнительные бонусы за собранные комбинации»).
Обычно договариваются играть до скольких-то очков, например, до 500 или 1000 и играют несколько конов,
пока не будет достигнуто это количество. В этом случае очки игроков набранные в каждом кону записываются
и суммируются.
Резюме
Данные правила для игры были сформулированы мною на основании материала из интернета и моих
воспоминаний из детства. Формула расчета количества карт на руки выведена и сбалансирована опытным
путем.
Приятной игры!
freedocs.xyz
Японская игра Hanafuda и Корейская Min Hwa-to. Основы
Общие сведения
Корейская игра Хато (GoStop или Godori) происходит, от Японской карточной игры Hanafuda, происходящей от Японского слова Hwa-t’u (или Flower cards). Как полагают, карты были введены в Корею в 19 веке торговцами из Японского острова Тсушима. Колода состоит из 48-ми карт, украшенная пейзажами, цветами, птицами и насекомыми. Она может быть разделена на 12 месяцев состоящих из 4 карт каждый. Эти карты, издавна широко распространены среди народов Дальнего Востока. В настоящее время в Хато постоянно играют на китайских рынках, а также в специально отведенных для этого местах в Китае, Японии, Корее. В эту древнюю игру играют и у нас в домашней обстановке корейцы на Сахалине.
Вот пример, сделанных в ручную, карт Хато в которые играют на Сахалине:
Самое главное запомнить карты: распределение по месяцам, ранжирование в месяце и количество очков, которое приносит каждая карта в отдельности и комбинациях. Поэтому, постараемся выучить таблицу снизу. Заранее говорю, что те карты, которые не помечены количеством очков, означают 0 очков.
№ | Месяц | Обозначение | Карты по ранжированию | Очки и Бонусы за 4 карты одного месяца | ||||
Русский | Вост/Англ | |||||||
1 | Январь | Сосна | Matsu/ Pine | 25 | ||||
2 | Февраль | Слива | Ume/ Plum | 15 | ||||
3 | Март | Вишня | Sakura/ Flowering Cherry | 25 | ||||
4 | Апрель | Глициния или черные бобы | Fuji/ Wisteria or Black Beans | 15 | ||||
5 | Май | Ирис | Shoubou/ Iris | 15+20 бонус=35 | ||||
6 | Июнь | Пион или Роза | Botan/ Peony or Rose | 15 | ||||
7 | Июль | Куст Клевера | Hagi/ Bush Clover | 15 | ||||
8 | Август | Трава пампасная | Susuki/ Pampass Grass | 30 | ||||
9 | Сентябрь | Хризантема | Kiku/ Chrysthanemum | 25 | ||||
10 | Октябрь | Клен | Momiji/ Maple | 15+20 бонус=35 | ||||
11 | Ноябрь | Ива или Дождь | Yanagi/ Willow or Rain | 30 | ||||
12 | Декабрь | Паулауниа | Kiri/ Paulownia | 35+20 бонус=55 |
Комбинации карт и дополнения
1)Некоторые карты в декабре закрыты обозначением количества очков! Поэтому представлены оригинальные фото: и .2)Карты Октября и Декабря месяца могут меняться местами в зависимости от правил игры. Так же меняется количество очков. Так в Ноябре ( здесь Декабрь) в Min Hwa-to расположение очков будет: 20-0-0-0, а Декабре (здесь Ноябрь): 20-10-5-0.
3) Карты, которые с Синим Баннером (или Лентой), могут быть как с иероглифами так и без, в различных итерпритациях карт Хато. То же относится и к «Световой» группе, с иероглифом в круге.
www.sknc.narod.ru
Ming-Hwato: sotonishko — LiveJournal
На сосне журавль плачет Иволга поет на сливе, А под крышей у дерева вишни Смеется вовсю барабан. В апреле плакучая ива С сомнением ветви склонила, Кабан молодой играет. | Сентябрь — пора хризантемы, Главенствует она. Пятнистый олень в октябре Веселится под кленом А следом за ним Притаился сказочный феникс Дождь в декабре. Д. Самсонов |
Немного раньше я спрашивала, знает ли кто-нибудь из моих читателей про корейские карты Хато (ударение на О) и правила игры.
Поскольку никто не ответил по теме, решила собрать то, что мне известно об этой игре.
Итак, что же такое Хато?
Слово хватху (в среде русских корейцев эти карты называют «хато») пишется в два иероглифа, означающих соответственно «цветы» и «бой». Таким образом, само название этих карт можно перевести, как «бои цветов».
Единого мнения о происхождении карт нет, хотя большинство исследователей указывает на то, что в Корее карты хватху получили активное распространение в начале ХХ века. Как известно, тогда Корея была колонией Японии. Следовательно, принято считать, что игра в карты пришла в Корею из Японии. Дело в том, что и в Японии есть абсолютно похожая игра с такими же картинками и правилами.
Несмотря на то, что существует обилие региональных разновидностей игры, в целом базовый принцип везде одинаков. Как правило, игра ведется на деньги. Размеры ставок определяются состоятельностью играющих. В самих правилах заложен элемент импровизации, и поэтому игроки до начала игры должны четко определить все правила.
Игра обычно ведется на широком зеленом одеяле. Основная цель почти всех вариантов игры в хватху заключается в том, чтобы набирать очки. Набравший большее число очков считается выигравшим.
Как говорилось выше, название карт означает «бои цветов», и достаточно даже самого беглого взгляда на внешний вид этих карты, дабы понять насколько гармонично подходит это название. Колода состоит из 48 карт с очень яркими и привлекательными картинками, на которых главным образом изображены разные цветы. Картинки не повторяются, и это доказывает, что создатели карт подходили весьма творчески к их составлению. Надо сказать, что они обладали чрезвычайно изысканным вкусом и воображением. Действительно, с определенными оговорками эти карты можно назвать своеобразными выразителями традиционной дальневосточной эстетики. Дело в том, что все 48 карт символизируют 12 месяцев года. На каждый месяц приходится по 4 карты разного достоинства. Из 4-х карт на 2-х изображен только цветок или растение, символизирующие тот или иной месяц, а на других 2-х картах тот же самый цветок или растение в сочетании с животным, луной, человеком, цветной полоской или иероглифом кван (свет, луч), которые и определяют достоинство карты. Появление природной тематики в отдельных элементах карт вряд ли можно назвать случайностью. Широко известно, что тема природы, гармонии с природой и окружающим миром всегда занимала особое место в традиционном дальневосточном искусстве. Присутствие того или иного животного на карте с тем или иным растением также имеет свое объяснение.
Январь (сосна) — Сонго яги На картах изображена сосна, на которой сидит журавль. Именно в январе журавль обычно предпочитает другим деревьям сосну, в хвое которой он может укрыться от зимних ветров. Журавль — друг отшельника, живущего в уединении. Журавль — одинокая, но общительная птица. Он также как и сосна связан с представлением о бессмертном бытии и воплощает идею вечности. 20+5 очков | |
Февраль (слива) — Мядя-яги На картах изображено дерево сливы, в ветвях которого притаилась иволга. Дело в том, что несмотря на снегопады дерево сливы цветёт в феврале. Именно поэтому слива, цветущая зимой и очень ранней весной, когда кругом снег, является символом стойкости, способности сопротивляться невзгодам. В феврале на сливе можно увидеть иволгу, перескакивающую с ветки на ветку в поисках съестного. Иволга в дальневосточной поэзии связана со временем цветения природы, с ранней весной. Пение иволги и цветение сливы — основные образы, лежащие в основе идеальной картины весны. 10+5 очков | |
Март (вишня) — Сакура яги В конце марта начинает цвести сакура — дерево вишни. Это действительно очень красиво: изящно изогнутая ветка вишни над черепичной крышей дома. Вишня — признак весны. Она образует картину идеального состояния природы в пору её цветения. 20+5 очков | |
Апрель (плакучая ива) Жаворонок пролетает над плакучей ивой. В апреле жаворонки очень часто прилетают именно к плакучей иве. Многие ошибочно полагают, что как и на всех остальных картинках на апрельской карте рисунок идет вверх, хотя на самом деле он идет вниз, потому что, как известно, ветви ивы, в отличие от ветвей других деревьев, сами по себе клонятся к земле. Как и вишня, ива — символ цветения природы. Ива, вишня и слива образуют картину весны «вообще», идеальное состояние природы в пору её цветения. Жаворонок связан с темой начала полевых работ. Жаворонок всегда соотнесен с весной уже заявившей о себе, с ранним утром. 10+5 очков | |
Май (ирис) — Чой яги В мае наступает пора цветения ирисов. Именно поэтому корзина, полная цветов ириса располагается на картах, символизирующих этот месяц. 10+5 очков Если собираются все 4 карты, выдается бонус — 35 очков | |
Июнь (пион) Бабочка летит к цветущему пиону. И действительно, аромат пионов пропитывает июньский воздух. 10+5 очков | |
Июль (клевер) В июле обычно наступает пора цветения клевера, и дикие горные кабаны любят кувыркаться на поле красного клевера. 10+5 очков | |
Август (луна над горой) — Минвори яги Над безлюдной горой пролетает стая гусей. Давно было замечено, что летом перед заходом солнца гуси всегда перелетают с места на место. Гусь — ночная птица. Поэтому образ гуся связан с представлениями о ночном одиночестве человека, разлуки с родными местами, любимым человеком. И поэтому на вершине горы никого нет. Над ней луна, занимающая особенное место в дальневосточной культуре. Луна светит ночью, в то время суток, когда человек удаляется от суеты дня и остаётся наедине с самим собой. Ночь позволяет ему ощутить себя причастным к вечному мирозданию. 20+10 очков | |
Сентябрь (хризантема) — Куктя-яги Прозрачная вода, над которой раскинуло ветви дерево гинкго и зацвела хризантема. Говорят, что для здоровья очень полезно, если в сентябре, в период цветения хризантемы, выпить водки, настоянной на плодах дерева гинкго и цветах хризантемы, потому что, согласно народному поверью, в плодах дерева гинкго таится секрет долголетия. Кроме того, хризантема — символ стойкости, неподвластности обстоятельствам. Она — цветок, причастный к вечному, несущий идею «вневременного». 10+5 очков | |
Октябрь (клен) — Пун яги Под кленом изображен рогатый олень. Клен всегда выступает главным элементом осеннего пейзажа. Говорят, что именно в октябре панты (оленьи рога, используемые как лекарство) обладают наиболее питательными качествами. 10+5 очков | |
Ноябрь (павлония или утун) — Тонтой яги Павлония или утун — образ поздней осени, глубокой ночи. В кустах павлонии притаилась мифическая птица феникс. В одной корейской народной песне есть такие слова «посажу я павлонию и феникса своего дождусь. Прилетит ли он ко мне?» Феникс — благородная птица, приносящая счастье и удачу. 20+10 очков | |
Декабрь (дождь) — Пи яги Дождь льёт как из ведра. Человек идет под зонтом, у его ног протекает река, а в левом нижнем углу лежит лягушка. В корейских сказках лягушка фигурирует в качестве героя, который все меняет, все интерпретирует по своему. Именно поэтому человека, который не слушается родителей обычно сравнивают с лягушкой. 10+5 очков |
Карты с иероглифом «кван»
На 5 картах помещен иероглиф кван, указывающий на особый козырной статус этих карт. Значение иероглифа кван — свет, луч света. Символическое значение этого иероглифа заключается в обозначении вдохновения. Этим иероглифом как бы маркируются наиболее выразительные элементы дальневосточной образности. То, что является самым энергичным источником вдохновения. Если обратиться к творчеству поэтов Дальнего Востока, то и в китайской, и в корейской, и в японской традициях мы найдём упоминание о журавле и о цветении вишни, о луне и о мифической птице феникс, и конечно же, о сезоне дождей.
Если собираются все 5 карт с иероглифом «кван», выплачивается бонус 50 очков
Также нужно стараться собрать «ленточки» — карты с красными или синими полосками. Красные полоски, за которые дается бонус, должны быть с иероглифами, синие бывают и с иероглифами и без.
Бонус равен 30 очков
Ниже прилагаю ссылки, по которым есть очень интересные и объемные статья про игру Хато:
Культурное своеобразие игральных карт хватху
Японская игра Hanafuda и Корейская Min Hwa-to
Хато онлайн
Можно также скачать игру Хато тут
sotonishko.livejournal.com
Ханафуда (Хватху). Общие правила для большинства игр.
Для тех, кто не в теме, что такое ханафуда (хватху):Википедия о карточной колоде ханафуда (хватху)
Переведено вольным слогом для себя и неанглоговорящих. Источник: Hanafuda general rules
Большинство игр с колодой ханафуда имеют схожие правила и суть. Следующие правила касаются большинства игр ханафуда.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Месяц — масть. В картах ханафуда (хватху) есть 12 мастей по 4 карты в каждой масти. Во избежание путаницы перевожу именно как месяц.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Игры с колодой ханафуда обычно длятся 12 раундов, по раунду на каждый месяц в году. В конце 12-го раунда игрок с наибольшим количеством очков объявляется победителем. Также часто встречаются 6-раундовые игры — сокращенный вариант.
СДАЧА КАРТ
В начале игры каждый игрок тянет одну карту. Игрок с самым ранним месяцем становится сдающим в первом раунде. В случае ничьи побеждает карта с наибольшим значением. Игрок с картой второго «самого раннего» месяца садится по правую руку от сдающего. Игрок с картой самого позднего месяца садится по левую руку от сдающего. По результатам игры, победитель раунда становится сдающим в следующем раунде.
В играх на 3-ёх игроков, игрок по левую руку от сдающего тасует колоду, игрок по правую руку снимает колоду. В играх на 2-ух человек сдающий тасует колоду, а его оппонент снимает.
НАПРАВЛЕНИЕ ИГРЫ
Игра идёт против часовой стрелки.
ОГРАНИЧЕНИЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ ИГРОКОВ
Существует 2 способа определения количества играющих в том случае, когда желающих слишком много.
Первый способ — включать в игру вытянувших 2 либо 3 самых ранних карты во время определения сдающего.
Второй способ более азартный, годится только для игр на 3-ёх и более человек (Примечание от меня: в оригинале написано что только для трёх, но возможно автор просто не в курсе, что есть игры с данной колодой для большего числа игроков). Выбирается сдающий, каждому игроку сдаётся рука. Затем, начиная со сдающего, каждый игрок смотрит на руку и решает, остаётся ли он в игре или сбрасывает карты. Сбросившие карты игроки оплачивают заранее установленный штраф (обычно 12 очков). Когда достаточное количество игроков сделало объявление, начинается игра. То есть выбор осуществляют не все игроки. Например, в игре на 3-их, если играть хотят 5-ро, и первые три человека решили остаться в игре, остальные двое уже не имеют права выбора и сбрасывают карты. Также, если первые 2-ое сбросили карты, оставшиеся 3 игрока не имеют права выбора и остаются в игре. Если сдающий сбрасывает карты, первый игрок по его правую руку становится новым сдающим. Сброшенные игроками карты кладутся на верх колоды.
ИГРОВОЙ СТОЛ
Игровым столом называются карты, сданные рубашкой вниз и лежащие на столе.
Рис. 1. Стартовая раздача в игре кои-кои.
На рисунке показано начальное состояние игры кои-кои.
Сверху и снизу лежат карты игроков. Карты снизу показаны картинкой вверх как если бы это были наши карты, а карты сверху — рубашкой вверх, потому что принадлежат нашему противнику и мы их не видим.
В кои-кои игровой стол состоит из 8-ми карт, лежащих рубашкой вниз. Находится стол между игроками. Справа от стола находится колода.
(Примечание от меня: справа от стола значит справа от сдающего. Для второго игрока это будет слева. А вообще — это всё карточный фэн-шуй. Колода в первую очередь должна находиться там, куда удобней всего тянуться всем игрокам.)
Итого, в игре присутствуют следующие объекты: карты игроков, карты игрового стола, колода.
ВЗЯТКИ
Каждый ход игрок кладёт карту из его руки на игровой стол. Если карта игрока совпадает с картой на столе, он кладёт свою карту поверх совпавшей. Две карты совпадают если обе одного месяца. Это называется «взяткой». Если совпавших карт две, игрок выбирает, какую из них он будет брать. Если совпавших карт три, игрок берёт все три. Если совпавших карт нет, игрок добавляет на поле одну из своих карт. Взятки кладутся сбоку от игрока, которому они принадлежат. Обычно они складываются в 4 ряда по стоимости для упрощения подсчёта очков и отслеживания вышедших из игры карт (Примечание от меня: в колоде ханафуда всего 4 номинала карт). Игрок может сыграть с руки ту карту, которую пожелает. Он не может сыграть картой из взятки, если таковые у него имеются.
Пример:
Рис. 2. Пример получения взятки.
Нижний игрок решает сыграть с руки мартовскую карту (вишня). Она совпадает с картой «занавес», так что кладётся поверх неё. Затем игрок забирает эти две карты себе и кладёт их в стороне. «Занавес», как более дорогая карта, кладётся выше обычной карты:
Рис. 3. Полученная взятка.
Если сейчас игрок решит сыграть февральской картой (слива), которая не имеет совпадений на столе, ему придётся положить её рядом с остальными картами на столе:
Рис. 4. Ход без взятки, с выкладыванием карты на стол.
Как только игрок сыграл карту и заработал взятку либо добавил карту на поле, он берёт верхнюю карту из колоды и играет ей по тем же правилам: берёт взятку либо кладёт карту на поле (если заработать взятку не выходит).
КОМБИНАЦИИ
Целью большинства игр на колоде ханафуда является набор рук (комбинаций карт). Есть два типа комбинаций: сданная и взятая. Сданная комбинация это начальные карты игрока. Взятая комбинация состоит из карт, попавших во взятки игрока. Какие комбинации используются и сколько очков они стоят меняется от игры к игре. Если не сказано иное, игрок получает очки за все завершённые комбинации, которые имеет. Некоторые комбинации исключают другие. В таком случае игроку требуется выбрать, какую из комбинаций он хочет засчитать.
ПОДСЧЁТ ОЧКОВ
В играх, где игроки получают очки за собранные комбинации, заработанные очки берутся от других игроков. Так, в игре на 3-их, если собранная комбинация стоит 20 очков, игрок получает 40 очков, а остальные два игрока получают по -20. Для упрощения подсчёта того, кто кому сколько должен, большинство игр использует систему подсчёта с нулевой суммой. То есть сумма очков всех игроков равняется 0.
triprobela.livejournal.com