Отыгрыш и выход. Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия
Отыгрыш и выход
Отыгрыш применяется тогда, когда на столе нет явных шаров для игры. Задача состоит в том, чтобы не сделать партнеру подставку и сохранить «неигровую» позицию. Отыгрыш — это такой технический прием, который позволяет после удара оставить шары в неудобном для игры соперника положении. Часто в процессе игры ситуация, когда играть нечего, может сохраняться достаточно долго. Тогда начинается своеобразная дуэль отыгрышей. Выигрывает в ней, как правило, тот, кто лучше владеет собой, то есть хладнокровный и терпеливый игрок, тактически грамотный, не теряющий тонус в оборонительной игре. Бывает, правда, что в процессе этой дуэли падает случайный шар («дурак», как его называют бильярдисты). Тогда дуэль выигрывает тот, кому больше везет. Но рассчитывать на это нельзя.
Начнем с самых распространенных и практикуемых видов отыгрыша.
Отыгрыш на клапштосе. Этот вид отыгрыша применяется в тех случаях, когда есть шар для отыгрыша. Например, прицельный шар стоит плотно у борта, и биток находится тоже на этой половине стола. Битком ударяют в прицельный шар клапштосом, чтобы прицельный, отразившись от борта, пересек середину стола, дошел до другого борта на другой половине стола и остановился или, отразившись и от этого борта, встал рядом с другими шарами. А биток после такого удара занял бы место прицельного шара, став плотно к борту.
Отыгрыш дуплетом с отходом назад. Такой отыгрыш — также один из сравнительно легких и часто применяемых видов отыгрыша. Отыгрываясь дуплетом в угол, прицельный шар направляют к длинному борту, а свой шар ставится на ближний короткий борт.
Отыгрыш на клапштосе. Этот вид отыгрыша применяется в тех случаях, когда есть шар для отыгрыша. Например, прицельный шар стоит плотно у борта, и биток находится тоже на этой половине стола. Битком ударяют в прицельный шар клапштосом, чтобы прицельный, отразившись от борта, пересек середину стола, дошел до другого борта на другой половине стола и остановился или, отразившись и от этого борта, встал рядом с другими шарами. А биток после такого удара занял бы место прицельного шара, став плотно к борту.
Отыгрыш дуплетом с отходом назад. Такой отыгрыш — также один из сравнительно легких и часто применяемых видов отыгрыша. Отыгрываясь дуплетом в угол, прицельный шар направляют к длинному борту, а свой шар ставится на ближний короткий борт.
В этом случае и подставки можно избежать, и создать сопернику трудности с последующим ударом.
Отыгрыш триплетом. Отыгрыш триплетом выполняется тогда, когда линия между шарами почти перпендикулярна длинному борту стола. Выполняя триплет, не обязательно положить шар в лузу (если такой заказ был сделан), достаточно надежно отыграться.
Отыгрыш круазе. Это очень надежный способ отыграться, особенно, если играемый шар находится на значительном расстоянии и стоит вплотную у борта или вблизи него. При таком отыгрыше есть возможность возвратить биток к себе назад на короткий борт, а прицельный шар, отразившись от длинного борта, останется при этом в районе противоположного длинного борта.
Отыгрыш простой оттяжкой. Этот отыгрыш — один из самых эффективных и красивых видов отыгрыша, но требует безукоризненного исполнения. По шару-мишени ударяют недалеко стоящим битком, который после этого откатывается назад.
Отыгрыш тонким тушем. В начале партии часто бывает нежелательно выводить «свой» шар из-за пирамиды. В этом случае биток пускают тихим ударом так, чтобы он, чуть задев один из шаров пирамиды и отразившись от длинного борта, стал вплотную к короткому борту. Этот способ отыгрыша легко выполняется, но и противник может легко отыграться таким же способом, и игра затянется.
Отыгрыш длинным накатом. Длинный накат используется очень часто. Если из-за пирамиды виден один шар, то биток пускают сильным накатом в этот шар, целя его в противоположный борт. А поскольку прицельный шар будет иметь более сильное поступательное движение, нежели свой, то он, отразившись от борта, уйдет обратно в район скопления шаров, а «свой» останется на коротком борту.
Отыгрыш тонкой резкой. Отыгрыш тонкой резкой довольно часто применяют при игре в «пирамиду», когда она еще не полностью разбита. В этом случае «свой» шар пускают так, чтобы он, чуть тронув один из отделившихся от пирамиды шаров, опять ушел назад.
Здесь следует отметить, что читая Правила по «пирамиде», вы не найдете в них ни одного слова «отыгрыш». Его, как и русские названия самих игр, просто исключили и заменили другими словами. То есть когда вы заранее не планируете сделать результативный удар, то вы должны выполнить определенные условия (оговоренные правилами). Это будет считаться правильно завершенным ударом. Однако среди бильярдистов говорят «отыгрыш», когда имеют в виду удар, не подразумевающий сыгрывания шара в лузу.
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Правила игры в русский бильярд
Общие правила игры в русский бильярд
Все мероприятия по русскому бильярду проводятся на инвентаре согласно техническим требованиям Федерации Русского бильярда. Основные параметры: размер стола 3600 х 1800 мм; размер шара 68 – 70 мм, размер угловых луз 72 + 1 мм, средние лузы 80 + 1мм.
1.1. Расстановка шаров
Перед началом партии все 15 прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу, при этом передний шар располагается на задней отметке, а основание пирамиды должно быть параллельно заднему борту.
Скачать игру на компьютер
Играть с реальными людьми (бесплатно)
Играть с живым человеком (на деньги)
Удар – собственно удар кием по битку и последующее движение шара (шаров).
Удар по битку должен выполняться наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.
В момент удара все шары должны быть неподвижны, а не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие шары должны быть выставлены.
Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и заканчивается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола (вращающийся на месте шар считается движущимся).
Двойной удар, пропих, нажим и промах – неправильные удары, за которые налагается штраф.
Двойной удар – удар, при котором наклейка кия касается битка два раза.
Пропих – удар, при котором игрок проталкивает одновременно биток и прицельный шар.
Нажим – удар, при котором биток вдавливает соприкасающийся с ним или близко расположенный к лузе прицельный шар в эту лузу либо, вдавливая бортовой шар, перемещает его в другую позицию.
Промах – удар, при котором биток не касается ни одного прицельного шара.
1.3. Розыгрыш права выбора удара
Игроки располагаются у переднего борта по разные стороны от продольной линии. Место игроки определяют по взаимному согласию или жребием. Затем они устанавливают по одному шару в доме и одновременно производят удар, посылая шары к заднему борту.
Право выбора удара получает игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему борту.
Розыгрыш считается проигранным, если шар:
не коснулся заднего борта;
пересек продольную линию;
коснулся длинного борта;
упал в лузу или выскочил.
Если правила нарушили оба соперника или оба шара остановились на одинаковом расстоянии от переднего борта, розыгрыш повторяется.
Победитель розыгрыша имеет право сам произвести удар либо уступить его сопернику.
Положение шара на игровой поверхности стола определяется положением его центра относительно разметки стола.
Шар, стоящий точно на линии, считается расположенным за ней относительно игрока, выполняющего удар.
Игрок, определенный розыгрышем права выбора удара, выполняет начальный удар в первой партии.
Шар считается сыгранным, если в результате правильного удара шар падает в лузу. За игроком сохраняется право на следующий удар.
Шар, отразившийся от скобы лузы на игровую поверхность стола, сыгранным не считается.
Если при ударе шар останавливается в створе лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в нее до окончания этого удар, такой шар считается сыгранным. Если же зависший шар падает в лузу после окончания удара или сотрясения стола, этот шар не засчитывается, судья устанавливает его на прежнее место, игра продолжается.
Если игрок выполняет удар по зависшему шару, а затем последний до соударения с битком падает в лузу, судья восстанавливает прежнее положение шаров, удар повторяется, штраф при этом не налагается.
Отыгрыш – это удар, установленный правилами конкретной игры.
Выскочившим считается шар, покинувший при ударе игровую поверхность стола и не упавший в лузу.
Выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку после удара, штраф при этом не налагается, а сыгранные шары засчитываются.
Если выскакивает биток, на игрока налагается штраф, забитые при этом шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола согласно правилам конкретной игры.
Если покинувший игровую поверхность стола шар задевает над ней кий, одежду и т.п. игрока, это считается нарушением правил, и налагается штраф. Если такой шар возвращается на игровую поверхность стола, он остается в игре, а если покидает ее – считается выскочившим.
Шар остается в игре, если он, отразившись от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора, возвращается на игровую поверхность стола. Нарушением правил это не считается.
1.10. Выставление шаров
Не заказанный, забитый с нарушением правил и выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Если задняя отметка занята, то шар выставляется как можно ближе (но не в плотную) к мешающему шару на продольной линии в сторону заднего борта, а если эта часть продольной линии занята, то в сторону центральной отметки.
Если выставляется несколько шаров, первый из них выставляется аналогично, а остальные располагаются вплотную друг к другу.
1.11. Запрещенная разметка
Запрещается любая разметка кроме установленной.
1.12. Запрет использования бильярдного инвентаря
Запрещается использование бильярдного инвентаря (за исключением кия) для измерения расстояния между шарами, шаром и бортом и т. п.
1.13. Вступление в игру соперника
Соперник вступает в игру после того, как игроком не был сыгран шар или имело место нарушение правил.
Если на выполнявшего удар игрока налагается штраф, его соперник, оценив игровую позицию, имеет право потребовать от игрока выполнить следующий удар: «Играй дальше».
1.14. Вмешательство соперника
Если соперник нанесет удар не в свою очередь или коснется какого-либо шара, на него налагается штраф, судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается.
1.15. Вмешательство постороннего лица
Если шары приходят в движение в результате вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем воздействия игрока), судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, например падения осветительного прибора.
Если посторонний вмешивается в игру умышленно, игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнования.
1.16. Незафиксированный выигрыш
Если по недосмотру судьи и игроков игра продолжается несмотря на то, что один из игроков выиграл партию (сыграл 8 шаров либо набрал 71 очко или более), сразу после обнаружения этого обстоятельства ему присуждается победа в партии, даже если после незафиксированного выигрыша на него был наложен штраф или соперник тоже закончил партию.
Штраф на игрока налагается в следующих случаях:
если удар выполнен не наклейкой кия;
если удар выполнен не в направлении продольной оси кия;
если при выполнении удара ни одна из ног игрока не касалась пола;
если очередной удар выполнен до окончания предыдущего удара;
если в результате удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола;
за туш любого шара на игровой поверхности стола в любой момент игры – кием, машинкой, мелом, рукой, одеждой и т. п.;
при неправильном ударе по битку, соприкасающемуся с прицельным шаром;
за двойной удар;
за пропих;
за нажим;
за промах;
если начальный удар выполнен по битку, расположенному вне дома;
за невыполнение правил отыгрыша;
за нанесение запрещенной разметки;
за вмешательство в игру соперника.
Если при ударе нарушено несколько правил, штраф налагается в одинаковом размере.
Шары, забитые с нарушением правил, не засчитываются и выставляются на игровую поверхность стола.
Интересное видео по теме
game-onlaine.ru
Правила русского бильярда
Русский бильяр отличается от пула, как игра в Чапаева от шахмат. Стол больше, лузы уже, шары тяжелее, правил меньше, но играть сложнее. *Пул* похож на игровой автомат — в нем много случайностей. В русском бильярде это бывает реже. Он располагает к неспешному, но серьезному время препровождению.
После русского бильярда стол пула кажется детским. Тем не менее и в пуле и в русском бильярде есть свои преимущества. Во что играть — это вопрос личного предпочтения или настроения. Обычно начинают играть в пул, а потом, если появляется вкус к игре, переходят на русский бильярд.
Как можно поиграть в эту игру:
Мы здесь публикуем основные правила игры в русский бильярд. Кто хочет узнать их более подробно, может это сделать на официальном сайте Российской Федерации бильярда .
Правильм считается удар, нанесенный наклейкой кия. Кий должен двигаться вдоль своей оси. Игрок имеет право присесть на край стола или даже положить одну ногу на борт, но при этом хотя бы одна нога должна обязательно касаться пола.
Если шар стоит вплотную к тому, которого он должен коснуться, то удар должен быть нанесен либо под углом не менее 45 градусов, либо после столкновения откатиться назад.
Неправильными ударами называют: двойной удар — когда кий дважды касается шара; или пропих — когда кий не ударяет, а долго соприкасается с шаром и «гонит» его.
Удар можно наносить только тогда, когда все шары останавливаются после предыдущего удара.
По настоящим правилам первый удар розыгрывается. Оба игрока одновременно ударяют по шарам вдоль стола каждый на своей половине. Шар должен отразиться от дальнего борта и как можно ближе остановиться у своего. Если шар пересек среднюю линию, задел боковой борт, закатился в лузу — первый ход проигран. Если оба игрока нарушили порядок — первый удар переигрывается.
Тот игрок, чей шар без нарушений оказался после остановки обоих шаров ближе к своему борту — имеет право либо *открыть стол* сам, либо передать ход противнику.
Первый удар должен быть нанесен таким образом, что бы после разбития один из шаров из пирамиды закатился в лузу, либо пересек среднюю поперечную линию, либо отразился от двух бортов.
Какой шар считается битком и какой шар надо забить.
По общему правилу можно бить любым шаром по любому, и забить в лузу можно как сам биток (забить свояка) так и любой другой шар. В *сибирке* биток — всегда шар темного цвета, но и его можно забивать.
Выигранные шары, то есть шары, которые после правильно нанесенного удара попали в лузу выносятся на полку. При игре в русскую пирамиду выигрывает тот, кто первый наберет 8 шаров. При игре в *сибирку* счет ведется по числам, написанным на шарах. Если игрок забивает биток без номера, то противник сам выбирает, какой шар отдать в качестве выигрыша. Биток при этом выставляется на точку. Выигрывает тот, кто первым наберет больше 71 очка.
Если удар нанесен с ошибкой, то есть было двойное касание, пропих, биток не коснулся ни одного шара, или один из шаров вылетел со стола — на стол с полки выставляется шар. При игре в *сибирку* игрок сам выбирает, какой шар вернуть.
Удар с отыгрышем.
Играть или не играть с отыгрышем — надо решить заранее. Можно применять это правило в течение всей игры, а можно только в том случае, если на столе сложилась такая позиция, что игроку практически невозможно забить шар.
Удар с отыгрышем заключается в следующем — если удар был явно не нацелен на то, что бы забить какой-то шар, то он должен быть выполнен таким образом, что бы либо сам биток, либо отраженный шар пересек центральную поперечную линию и коснулся дальнего борта, либо дважды отразиться от противоположных боротов, и обязательно задел любой шар. Это правило действует, что бы сложнее было создать глухую ситуацию.
Глухая ситуация — это когда несколько шаров скапливаются около одной из луз и блокируют эту лузу, или когда ситуация на столе достаточно долго не меняется.
В этом случае оставшиеся шары вновь собираются в малую пирамиду и разбиваются, как при начальном ударе.
Данная страничка подготовлена в бильярдной *SUNRISE*
Бильярдная работает ежедневно с 12:00 до 23:00. Воскресенье — с 17:00.
Стоимость игры — 50 р. в час.
Краткий обзор всевозможных видов игр и игровых заведений Твери . На сегодняшний момент на проекте tverclub.ru представлены рубрики: пейнтбол, бильярные и компьютерные клубы.
Все статьи о играх в Твери:
Правила игры в «Пул» (Pool) . Pool с английского на русский переводится как бильярд. То есть это примерно одно и то же.
Правила игры в «Русский бильярд» Отличается от пула, как игра в Чапаева от шахмат. Стол больше, лузы уже, шары тяжелее, правил меньше, но играть сложнее.
Пейнтбольный клуб «Ринком» Организация игр на собственной базе и с выездами на природу, в недостроенные помещения и проч.
Главная страница компьютерного клуба «Клондайк» . По качеству оформления клуб претендует на звание лучшего в Твери. На стенах висят картины одного из лучших тверских художников Андрея Савельева.
play4games.ru