Пул. Общие правила
29 января 2014 215 Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула.1. БИЛЬЯРДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием пуловских столов, шаров и оборудования, отвечающих стандартам Всемирной ассоциации пула или BCA.
2. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу.
3. УДАР ПО БИТКУ.
Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. В противном случае объявляется фол.
4. ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ.
Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть не забивает прицельный шар, то его серия заканчивается, и в игру вступает соперник.
5. РОЗЫГРЫШ НАЧАЛЬНОГО УДАРА.
При розыгрыше начального удара (разбития) используется следующая процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка или, по крайней мере, два не полосатых прицельных шара) и расположив их по разные стороны от передней отметки, игроки одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии (из дома), посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту. При этом шар должен коснуться заднего борта, по крайней мере, один раз. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если: (1) шар зашел на половину соперника, (2) не достиг заднего борта, (3) упал в лузу, (4) выскочил за борт, (5) коснулся длинного борта, (6) остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или (7) коснулся заднего борта два раза и более. Если правила нарушили оба соперника, или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
6. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ).
Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам розыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обязательном порядке при проведении официальных соревнований). Выигравший розыгрыш или жребий имеет право произвести начальный удар либо уступить его сопернику.
7. УДАР С РУКИ ИЗ ДОМА.
Удар с руки из дома выполняется в начале игры и после падения битка в лузу в специально оговоренных правилами каждой конкретной игры случаях. Вступающий в игру участник может располагать биток в любом месте дома. Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр которого располагается вне дома (в том числе и на передней линии). Наносить удар по прицельным шарам, находящимся в доме, можно лишь в том случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний борт, возвращается обратно в дом. Положение шара определяется положением его центра (или точки касания шара с игровой поверхностью). До пересечения передней линии биток не должен задевать расположенные в доме прицельные шары.
8. ИГРА С РУКИ.
Если правила конкретной игры предусматривают игру с руки после объявления фола, то вступающий в игру соперник может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола и производить удар по любому прицельному шару.
9. СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Шар считается сыгранным (забитым), если в результате правильного удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается несыгранным.
10. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ.
Положение шара определяется положением его нижней точки (или центра).
11. КАСАНИЕ ПОЛА.
При выполнении удара, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф.
12. ВЫПОЛНЕНИЕ УДАРА ДО ОСТАНОВКИ ШАРОВ.
Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки битка или любого прицельного шара, (вращающийся на месте шар считается движущимся.)
13. ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА.
Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.
14. ДОМ И ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ.
Передняя линия не является частью дома. Поэтому, если правила игры требуют, чтобы удар наносился по шарам вне дома,
то прицельный шар, расположенный в точности на передней линии, играется. Соответственно и биток при введении в игру из дома (с руки из-за передней линии) не следует ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе.
15. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВСЕХ НАРУШЕНИЙ.
Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее общее правило: (1) право удара переходит к сопернику, (2) ни один забитый шар не засчитывается, и (3) любой шар (шары) выставляются лишь в том случае, если это предусмотрено правилами конкретной игры.
16. ПРОМАХ ПО ЛЕГАЛЬНОМУ ШАРУ.
Удар считается неправильным, если биток не коснулся ни одного из легальных (очередных) прицельных шаров, то есть шаров, первое касание с которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по этому шару.
17. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР.
Удар считается правильным, если биток коснулся вначале легального (очередного) прицельного шара, а затем либо (1) один из прицельных шаров упал в лузу, либо (2) биток или какой-либо из прицельных шаров доведены до борта. Невыполнение этих требований влечет за собой фол.
18. ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ.
Если при ударе биток падает в лузу, то объявляется фол.
19. ЗАПРЕТ КАСАНИЯ ШАРОВ.
20. ЗАПРЕТ ДВОЙНЫХ УДАРОВ.
Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного раза, а также если наклейка касается битка, в то время как биток касается (или после того, как биток уже коснулся) прицельного шара, то налагается штраф. Если же вплотную к битку располагается какой-либо нелегальный прицельный шар, то удар следует наносить в сторону от него, в противном случае налагается штраф.
21. ЗАПРЕТ ТОЛЧКА.
Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то налагается штраф.
22. ПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕСКОК.
При правильном перескоке удар должен наноситься приподнятым кием в верхнюю половину шара. Однако любой кикс, то есть проскальзывание наклейки кия по поверхности битка, при выполнении перескока штрафуется. Выполнение перескока какими-либо иными способами запрещается.
23. ВЫСКОЧИВШИЕ ШАРЫ.
Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т. д.). Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью стола. (Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность).
Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется. Все выскочившие прицельные шары выставляются после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Выскочивший биток вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
24. ОДНОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРАВИЛ.
Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.
25. САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ШАРОВ.
Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким-либо иным способом движется самопроизвольно, то его оставляют там, где он остановится, и игра продолжается. Если зависший над лузой шар остается неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру.
Если при выполнении удара прицельный шар самопроизвольно падает в лузу до соударения с битком, то биток и прицельный шар восстанавливают на исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступают и при самопроизвольном смещении в момент удара любого другого прицельного шара.
26. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ.
Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную.
В случае если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с наименьшим номером должен находиться спереди, а остальные в порядке возрастания номеров располагаются друг за другом в сторону задней отметки.
27. ШАРЫ, УПАВШИЕ ВМЕСТЕ С СЫГРАННЫМ.
Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы падают и другие прицельные шары, то они засчитываются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
28. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПОСТОРОННЕГО.
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции, и игра продолжается, причем штраф за это не налагается. Если игра официальная, то позицию восстанавливает судья. Это правило следует применять также при таких чрезвычайных происшествиях, как землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, авария и т. п. Если же позицию восстановить невозможно, то партия переигрывается, при этом начальный удар производит тот же самый игрок. Настоящее правило, однако, неприменимо к игре «14+1 с продолжением», в которой одна партия состоит из последовательных пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается розыгрыш новой, при этом право начального удара определяется заново. Счет, однако, сохраняется таким же, каким он был к моменту приостановки партии.
29. ОЧЕРЕДНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО УДАРА.
Если встреча проводится до определенного количества побед или сыгранных партий, то победитель каждой отдельной партии производит первый удар в следующей. По усмотрению организаторов соревнований возможны следующие варианты: (1) Игроки разбивают по очереди. (2) Разбивает проигравший. (3) Разбивает проигрывающий по партиям.
30. ВСТУПЛЕНИЕ В ИГРУ СОПЕРНИКА.
Если игрок не смог правильно забить шар в лузу или же нарушил правила, то в игру вступает соперник. Если правила не нарушены, то соперник принимает сложившуюся на столе позицию.
31. ШАР НА БОРТУ.
Удар по прицельному шару, расположенному вплотную к борту, должен завершиться (1) падением одного из прицельных шаров в лузу или (2) доведением битка до борта, или (3) доведением данного прицельного шара до другого борта (с которым он первоначально не находился в контакте), либо (4) доведением до борта другого прицельного шара.
Невыполнение хотя бы одного из этих четырех требований влечет за собой фол.
Факт касания прицельным шаром борта должен быть засвидетельствован судьей или одним из игроков, о чем должно быть объявлено до удара.
32. УСТАНОВКА БИТКА.
При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.
33. ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ИГРУ СОПЕРНИКА.
Если игрок отвлекает своего соперника или вмешивается в его игру, то это рассматривается как нарушение. Вмешательством считается нанесение удара вне очереди, а также смещение любого шара во время игры соперника.
Была ли информация полезна?
billiard.ru
Официальные правила игры в пул
Нижеследующие Общие правила применимы ко всем разновидностям пула, которые упоминаются в данных правилах, если только нет противоречия дополнительных правил конкретной отдельно взятой игры. Кроме того, аспекты, которые не имеют прямого отношения к правилам игры, например, такие, как требования к оборудованию и организации соревнований, определяются Инструкциями пула.Нижеследующие Общие правила применимы ко всем разновидностям пула, которые упоминаются в данных правилах, если только нет противоречия дополнительных правил конкретной отдельно взятой игры. Кроме того, аспекты, которые не имеют прямого отношения к правилам игры, например, такие, как требования к оборудованию и организации соревнований, определяются Инструкциями пула.
При игре в Пул-8 используют биток и 15 прицельных шаров, пронумерованных от 1 до 15. Прежде чем игрок выполнит удар по шару номер 8, все семь шаров его группы (сплошные — с номерами от 1 до 7 или полосатые — от 9 до 15) должны покинуть пределы стола. Удары выполняются по заказу.
В Пул-9 играют девятью прицельными шарами, пронумерованными с первого по девятый, и битком. Шары следует играть по порядку, от меньшего номера к большему. Игрок, забивший девятый шар правильным ударом, выигрывает партию.
Пул-10 является игрой по заказу, в которую играют десятью прицельными шарами, пронумерованными с первого по десятый, и битком. Шары забивают по порядку, от меньшего номера к большему. Игрок, забивший шар номер 10 правильным ударом, выигрывает партию, это может произойти при разбое, без заказа удара. При каждом ударе может быть заказан только один шар (См. 9.5 «Забивание шаров и удары по заказу»).
14.1 с продолжением, илии стрейт-пул, играется пятнадцатью пронумерованными шарами и битком. Каждый правильно забитый шар дает одно очко, выигрывает тот, кто первым наберет требуемое количество очков. 14.1 является игрой с продолжением, после забития 14 шаров, они выставляются в пирамиду, и игрок продолжает свой подход.
Данные инструкции относятся к требованиям к одежде, протестам, составлению расписания и другим аспектам, которые не являются частью Правил Игры, но должны быть урегулированы в рамках отдельно взятого соревнования. Некоторые принципы применения инструкций различаются от турнира к турниру.
billiardinfo.by
Правила игры в «Американскую Ротацию» :: ProPool.ru
© Джо Такер, JoeTucker.Net. Перевод с английского — Михаил Каблуков.
Если ситуация явно не описана в настоящих правилах, следует обратиться к Общим правилам пула.
- Очередность разбития пирамиды
- Разбитие
- Расстановка шаров
- Правила игры
- Нарушения правил
Игра ведется шарами, пронумерованными от 1 до 15. Шарам назначается ценность номиналом 1 очко для шаров с номерами с 1-го по 10-й и 2 очка для шаров с 11-го по 15-й. Общая стоимость всех шаров в пирамиде составляет 20 очков. Игра ведется до тех пор, пока один из игроков не наберет заранее установленное количество очков (как правило, 50, 75, 100 или 150).
1. Очередность разбития пирамиды
За исключением первой партии матча, во всех партиях игроки разбивают пирамиду по очереди, при этом разбивавший получает право на удар с руки после разбоя. Для определения права на начальный удар в первой партии выполняют раскат, и игрок, выигравший раскат, выбирает, кто будет разбивать первым.
2. Разбитие
Ход игры в самой первой партии матча не отличается от привычных игр ротационного характера. Если разбивавший пирамиду игрок забивает шар с разбоя, то он получает в актив количество очков, соответствующее ценности забитого шара, и продолжает игру, имея право атаковать лузу, выполнить отыгрыш или же пуш-аут. В этой партии, начальной партии матча, разбивавший игрок НЕ получает право на удар с руки после разбоя. Кроме того, в данной партии применяется особое правило в отношении разбоя, согласно которому три или более шаров должны оказаться в лузах либо пересечь переднюю линию. В случае нарушения этого правила соперник разбивавшего имеет право потребовать повторного разбоя пирамиды. Если после разбоя в первой партии матча нет забитых шаров, соперник разбивавшего имеет тот же выбор (атака лузы, отыгрыш или пуш-аут). Если при пуш-ауте шар забит в лузу, его стоимость записывается на счет игрока, выполнявшего удар.
3. Расстановка шаров
Порядок установки шаров в пирамиду:
головной шар — 15
два шара ниже головного — 2, 3
в середине пирамиды — шар №1
два шара ниже единицы — 13 и 14. Все остальные шары устанавливаются в случайном порядке. Пирамиду ставит сам для себя игрок, которому предстоит выполнить разбой.
4. Правила игры
При выполнении разбоя биток может совершить первый контакт с любым шаром в пирамиде. До тех пор, пока биток не совершил касание с шарами пирамиды, матч или партия не считаются начатыми. Кикс при разбое или случайный перевод битка через переднюю линию не считаются началом игры.
Единственным случаем, когда шар выставляется обратно на стол, в Американской Ротации является вылет шаров за пределы стола при разбое. При этом данный случай не является фолом. Вылетевший при разбое шар сразу же должен быть выставлен на заднюю отметку (либо на линию возврата шаров, если отметка занята), и игра продолжается в обычном порядке.
Если же прицельный шар вылетает за пределы стола в процессе игры, это является нарушением. Шар не выставляется, его стоимость записывается на счет соперника сфолившего игрока, при этом он получает право на удар с руки.
Тот игрок, который забьет последний шар в первой партии матча (это не обязательно будет шар №15), выполняет начальный удар в следующей партии, начиная таким образом серию поочередных разбоев. Во всех последующих партиях разбивавший игрок выполняет первый после разбоя удар с руки. В случае фола при разбое стоимость упавших шаров будет засчитана сопернику разбивавшего, НО последний в любом случае начинает игру с руки.
Если при разбое совершен фол (биток забит в лузу или вылетел за пределы стола), все забитые шары засчитываются в пользу соперника игрока, выполнявшего разбой. Также входящий в игру получает право на удар с руки с любого места на столе.
Игра в Американскую Ротацию ведется на заказ («шар-луза», отыгрыш), при этом соперник игрока может вернуть ему право удара, если тот не забивает заказанный шар или забивает шар, объявляя отыгрыш.
Случайно упавшие шары (не заказанные) записываются на счет того игрока, который будет выполнять следующий удар (что определяется по выбору входящего игрока).
Пример: Игрок А заказывает 5-й шар, не забивает его, но при этом случайно забивает 7-й.
Игрок Б имеет право выбора, играть из сложившейся позиции самому (и тогда очки за 7-й шар записываются ему) либо вернуть право удара сопернику (тогда очки получает игрок А).
То же самое при отыгрыше. Если при этом забит шар, входящий игрок имеет право играть из данной позиции (получая очки за упавший шар) или передать ход сопернику (вместе с очками за шар).
Всякий раз, когда заказанный шар не забит в заказанную лузу, соперник может либо принять позицию и играть дальше, либо вернуть право выполнения удара бьющему.
Если объявлен отыгрыш, выполнен правильный удар и ни один шар не забит, то вернуть право выполнения удара нельзя.
5. Нарушения правил
- падение битка в лузу
- биток не совершил первое касание с шаром, имеющим наименьший номер из остающихся на столе
- случайное перемещение одного или нескольких шаров в ходе выполнения удара. При этом случайное перемещение единственного шара перед выполнением удара не является фолом. Оно становится фолом, если игрок возвращает шар в первоначальную позицию, не спросив согласия на то соперника, который может либо принять итоговую позицию шара, либо потребовать восстановления прежней
- если перед выполнением удара были перемещены два и более шаров, соперник может восстановить их как можно ближе к изначальному положению, а также получает право на удар с руки
- если игрок имеет право на удар с руки и случайно касается любого из прицельных шаров на столе
В случае совершения нарушения соперник сфолившего получает все очки за шары, забитые при ударе с фолом, а также право на удар с руки (кроме случаев поочередного разбоя).
Правило трех фолов подряд применяется, НО не влечет за собой поражения в партии или матче.
Если игрок совершил два фола подряд, соперник должен предупредить его об этом перед выполнением очередного удара. В случае трех фолов подряд соперник сфолившего игрока получает право на так называемый свободный удар. При «свободном ударе» входящий игрок имеет право выполнить удар по любому из шаров на столе (получая соответствующие очки), после чего получает право на игру битком с руки с любого места.
propool.ru
Правила игры в «Десятку» :: ProPool.ru
действительны с 1 января 2008 года
© Всемирная ассоциация пула. Перевод с английского — Михаил Каблуков.
- Определение очередности разбоя
- Пирамида для «Десятки»
- Правила разбоя
- Второй удар партии — пуш-аут
- Забивание шаров и удары по заказу
- Отыгрыш
- Неправильно забитые шары
- Продолжение игры
- Выставление шаров
- Стандартные нарушения
- Значительные нарушения
- Патовая позиция
«Десятка» является игрой по заказу, в которую играют десятью прицельными шарами, пронумерованными с первого по десятый, и битком. Шары следует играть по порядку, от меньшего номера к большему. Игрок, забивший шар номер 10 правильным ударом, выигрывает партию, и это может произойти при разбое, без заказа удара. При каждом ударе может быть заказан только один шар (См. 9.5 «Забивание шаров и удары по заказу»).
1. Определение очередности разбоя
Игрок, выигравший раскат, выбирает, кто будет разбивать пирамиду в первой партии (См. 1.2 «Раскат для определения очередности игры»). Стандартным является поочередный разбой, но см. также Инструкцию 15 «Последовательность разбоя».
2. Пирамида для «Десятки»
Прицельные шары как можно более плотно устанавливаются в пирамиду в форме треугольника, шар номер 1 находится на вершине треугольника и на задней отметке, а шар номер 10 в центре треугольника. Остальные шары располагают в пирамиде произвольно, не придерживаясь какого-либо умышленного порядка или позиции. (См. Инструкцию 4 «Установка пирамиды / прибивание шаров».)
Пирамида для «Десятки»’
3. Правила разбоя
В отношении разбоя действуют следующие правила:
- начальное положение битка — с руки за передней линией; и
- если не забит ни один шар, то по меньшей мере четыре прицельных шара должны быть доведены до одного или более бортов, в противном случае удар является фолом (См. Инструкцию 17 «Требования к открытому разбою»).
4. Второй удар партии — пуш-аут
Если при разбое не совершено нарушения правил, играющий может выполнить «пуш-аут». Он должен уведомить о своем намерении судью, и в этом случае требования Правил 6.2 «Удар по неправильному шару» и 6.3 «Нет касания бортов после соударения шаров» к данному удару не применяются. Если во время выполнения пуш-аута не совершено нарушений, другой игрок может выбирать, кто будет делать следующий удар. Шар номер 10, забитый при выполнении пуш-аута, выставляется, нарушение правил не объявляется.
5. Забивание шаров и удары по заказу
Всякий раз, когда игрок намеревается забить шар в лузу (кроме как при разбое), он должен объявлять шар и лузу, в которую он собирается его забить, в случае если это не очевидно. Подробности удара, например, число касаний бортов, касаний шаров или их падения в лузу, не имеют значения.
Чтобы забитый шар был засчитан, необходима уверенность судьи в том, что был забит именно намеченный шар. Поэтому в случае выполнения неочевидных ударов, к примеру, дуплета, комбинации и подобных, игрок у стола должен обязательно объявлять заказ шара и лузы. Если у судьи или соперника возникают какие-либо сомнения относительно того, какой удар будет выполнен, они имеют право уточнить заказ.
6. Отыгрыш
После того, как произошел разбой пирамиды, игрок, выполняющий удар, в любой момент игры может объявить «отыгрыш», направив биток в очередной шар, не забивая его, и тем самым заканчивает свой подход у стола. Однако если игрок при этом забивает очередной шар, его соперник имеет право выбора – продолжать игру в сложившейся позиции самому либо вернуть право выполнения удара отыгравшемуся. (См. 9.7 «Неправильно забитые шары», что также применимо в случае отыгрыша.)
7. Неправильно забитые шары
Если игроку не удается забить заказанный шар в заказанную лузу, и он либо забивает шар не в намеченную лузу, либо забивает другой шар – его подход заканчивается, и соперник может продолжать игру в сложившейся позиции или вернуть право выполнения удара сыгравшему.
8. Продолжение игры
Если игрок правильным ударом забивает шар (кроме пуш-аута, см. 2.4 «Второй удар партии – пуш-аут»), все другие шары, забитые при этом ударе, остаются в лузах (кроме десятого, см. 9.7 «Выставление шаров») он продолжает свой подход у стола и выполняет следующий удар. Если при любом правильном ударе (кроме пуш-аута) игрок по заказу забивает шар номер 10, он побеждает в партии. Если же он не забивает шар или совершает нарушение, право удара переходит к другому игроку, и, если фола не было, входящий игрок должен играть битком с того места, где он остановился после удара соперника.
9. Выставление шаров
Если шар номер 10 шар забит с нарушением правил или при пуш-ауте, без объявления заказа или не в заказанную лузу, либо выбит со стола, он выставляется (См. 1.4 «Выставление шаров»). Другие прицельные шары не выставляются ни при каких условиях.
10. Стандартные нарушения
Если игрок совершает стандартное нарушение правил, право удара переходит к его сопернику. Он получает шар с руки и может расположить его в любом месте игровой поверхности стола (См. 1.5 «Игра битком с руки»). Стандартные фолы при игре в «десятку» таковы:
11. Значительные нарушения
Наказанием за три фола подряд (Правило 6.14) является поражение в текущей партии. В случае неспортивного поведения (Правило 6.16) судья выбирает наказание в соответствии с природой нарушения.
12. Патовая позиция
В случае возникновения патовой позиции игрок, который разбивал в этой партии, должен выполнить новый разбой. (См. 1.12 «Патовая позиция»)
propool.ru
Спорт в твоем дворе. Правила игры в Пул 14.1
Пул 14.1 с продолжением или Прямой пул (14.1 Continuous)
При игре в «14.1 с продолжением» следует руководствоваться «Общими правилами пула», а также нижеследующими правилами:
1. ЦЕЛЬ ИГРЫ.
Игра в «14.1 с продолжением» является заказной. Игрок должен заказывать шар и лузу. За каждый правильно забитый заказанный шар игроку присуждается одно очко, и он продолжает свою серию у стола до промаха по лузе или нарушения. Игрок может забить первые 14 шаров, однако перед ударом по последнему оставшемуся пятнадцатому шару 14 забитых шаров устанавливают так же, как и в начале игры, в форме пирамиды (при этом место переднего шара в вершине пирамиды остается свободным). После этого играющий старается забить пятнадцатый шар таким образом, чтобы подбить пирамиду и продолжить свою серию.
Побеждает игрок, первым набравший заранее заданное число очков (на соревнованиях, как правило, 150 очков, а в обычной игре — любое оговоренное число очков).
2. КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ.
Двое (или две команды).
3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ.
Стандартный набор прицельных шаров с номерами от 1 до 15 плюс биток.
4. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
Стандартная треугольная пирамида с передним шаром (вершиной) на задней отметке, единицей справа и пятеркой слева. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.
5. ВЕДЕНИЕ СЧЕТА.
За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается одно очко.
6. РАЗБИТИЕ.
При выполнении разбития игрок должен либо (1) положить заказанный шар в назначенную лузу, либо (2) после касания пирамиды довести до борта биток и, по крайней мере, два каких-либо прицельных шара. Невыполнение хотя бы одного из указанных требований рассматривается как неправильное разбитие. За каждое неправильное разбитие игроку списывают два очка. Кроме того, его соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию, либо (2) предложить своему партнеру после расстановки шаров повторно произвести разбитие. Так продолжается до тех пор, пока не будет произведено правильное разбитие или же пока соперник не примет позицию на столе. На неправильное разбитие не распространяется правило трех нарушений подряд.
Если же при выполнении указанных выше двух требовании к правильному разбитию падает в лузу или вылетает за борт биток, то игрок за совершенное нарушение (фол) штрафуется на одно очко, и, кроме того, начинает действовать правило трех последовательных нарушений. Вступающий в игру соперник играет с руки или дома, при этом все прицельные шары остаются на своих местах.
7. ПРАВИЛА ИГРЫ.
7.1. Правильно забитый заказанный шар дает право игроку продолжить свою серию. Он может наносить удар по любому шару на свой выбор, однако перед ударом необходимо заказать шар и лузу. При этом не требуется указывать такие подробности, как касания других шаров, карамболи, комбинационные удары или дуплеты (само собой разумеется, что все это допускается). За каждый шар, забитый при правильном ударе вместе с заказанным, игроку дополнительно засчитывается одно очко.
7.2. При выполнении любого удара после соударения битка с каким-либо прицельным шаром необходимо, чтобы либо (1) упал в лузу один из прицельных шаров, либо (2) дошел до борта биток или любой прицельный шар. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение. Если шар отстоит от борта на расстояние меньше диаметра шара (при необходимости судья может произвести соответствующее измерение), но не вплотную, то игроку разрешается произвести лишь два отыгрыша путем доведения данного шара до близлежащего борта. Если же два таких отыгрыша уже произведены, то при выполнении последующих ударов шар считается расположенным вплотную к борту, что предполагает соблюдение требований раздела «Шар на борту» из «Общих правил пула».
ПРИМЕЧАНИЕ. Если игрок перед этим нарушил правила, mo ему разрешается произвести лишь один отыгрыш путем доведения такого шара до близлежащего борта. При выполнении следующего удара он должен руководствоваться требованиями раздела «Шар на борту». Это же относится и к случаю, когда игрок сначала отыгрался по этому шару, a затем нарушил правила. Если же он совершил перед этим два нарушения, то требования раздела «Шар на борту» вступают в силу немедленно. Если игрок нарушает требования указанного раздела, то ему объявляется третий фол подряд, что влечет за собой вычитание соответствующего числа штрафных очков, а также по одному очку за каждый предыдущий фол. После этого все пятнадцать шаров расставляются заново, и игрок, нарушивший правила, производит разбитие ударом с руки из дома.
7.3. После того как забито четырнадцать шаров, игра немедленно останавлива
www.dvorsportinfo.ru
Основные правила игры в пул
Основные правила игры в пул.
Общие правила пула
1. БИЛЬЯРДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием пуловских столов, шаров и оборудования, отвечающих стандартам Всемирной ассоциации пула или BCA.
2. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу.
3. УДАР ПО БИТКУ.
Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. В противном случае объявляется фол.
4. ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ.
Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть, не забивает прицельный шар, то его серия заканчивается, и в игру вступает соперник.
5. РОЗЫГРЫШ НАЧАЛЬНОГО УДАРА.
При розыгрыше начального удара (разбития) используется следующая процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка или, по крайней мере, два не полосатых прицельных шара) и расположив их по разные стороны от передней отметки, игроки одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии (из дома), посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту. При этом шар должен коснуться заднего борта, по крайней мере, один раз. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если: (1) шар зашел на половину соперника, (2) не достиг заднего борта, (3) упал в лузу, (4) выскочил за борт, (5) коснулся длинного борта, (6) остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или (7) коснулся заднего борта два раза и более. Если правила нарушили оба соперника, или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
6. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ).
Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам розыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обязательном порядке при проведении официальных соревнований). Выигравший розыгрыш или жребий имеет право произвести начальный удар либо уступить его сопернику.
Введение битка в игру производится ударом с руки из дома. При этом прицельные шары расставляют согласно правилам каждой конкретной игры. Биток считается введенным в игру после того, как он пересек переднюю линию в результате удара по нему наклейкой кия.
7. УДАР С РУКИ ИЗ ДОМА.
Удар с руки из дома выполняется в начале игры и после падения битка в лузу в специально оговоренных правилами каждой конкретной игры случаях. Вступающий в игру участник может располагать биток в любом месте дома. Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр которого располагается вне дома (в том числе и на передней линии). Наносить удар по прицельным шарам, находящимся в доме, можно лишь в том случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний борт, возвращается обратно в дом. Положение шара определяется положением его центра (или точки касания шара с игровой поверхностью). До пересечения передней линии биток не должен задевать расположенные в доме прицельные шары.
Биток считается введенным в игру после того, как он покинул пределы дома в результате удара по нему наклейкой кия. Пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой фол.
8. ИГРА С РУКИ.
Если правила конкретной игры предусматривают игру с руки после объявления фола, то вступающий в игру соперник может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола и производить удар по любому прицельному шару.
9. СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Шар считается сыгранным (забитым), если в результате правильного удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается несыгранным.
10. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ.
Положение шара определяется положением его нижней точки (или центра).
11. КАСАНИЕ ПОЛА.
При выполнении удара, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф.
12. ВЫПОЛНЕНИЕ УДАРА ДО ОСТАНОВКИ ШАРОВ.
Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки битка или любого прицельного шара, (вращающийся на месте шар считается движущимся.)
13. ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА.
Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.
14. ДОМ И ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ.
Передняя линия не является частью дома. Поэтому если правила игры требуют, чтобы удар наносился по шарам вне дома, то прицельный шар, расположенный в точности на передней линии, играется. Соответственно и биток при введении в игру из дома (с руки из-за передней линии) не следует ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе.
15. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВСЕХ НАРУШЕНИЙ.
Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее общее правило: (1) право удара переходит к сопернику, (2) ни один забитый шар не засчитывается, и (3) любой шар (шары) выставляются лишь в том случае, если это предусмотрено правилами конкретной игры.
16. ПРОМАХ ПО ЛЕГАЛЬНОМУ ШАРУ.
Удар считается неправильным, если биток не коснулся ни одного из легальных (очередных) прицельных шаров, то есть шаров, первое касание с которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по этому шару.
17. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР.
Удар считается правильным, если биток коснулся вначале легального (очередного) прицельного шара, а затем либо (1) один из прицельных шаров упал в лузу, либо (2) биток или какой-либо из прицельных шаров доведены до борта. Невыполнение этих требований влечет за собой фол.
18. ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ.
Если при ударе биток падает в лузу, то объявляется фол.
19. ЗАПРЕТ КАСАНИЯ ШАРОВ.
За касание во время игры любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара.
20. ЗАПРЕТ ДВОЙНЫХ УДАРОВ.
Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного раза, а также если наклейка касается битка, в то время как биток касается (или после того, как биток уже коснулся) прицельного шара, то налагается штраф. Если же вплотную к битку располагается какой-либо нелегальный прицельный шар, то удар следует наносить в сторону от него, в противном случае налагается штраф.
21. ЗАПРЕТ ТОЛЧКА.
Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то налагается штраф.
22. ПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕСКОК.
При правильном перескоке удар должен наноситься приподнятым кием в верхнюю половину шара. Однако любой кикс, то есть проскальзывание наклейки кия по поверхности битка, при выполнении перескока штрафуется. Выполнение перескока какими-либо иными способами запрещается.
23. ВЫСКОЧИВШИЕ ШАРЫ.
Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т. д.). Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью стола. (Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность).
Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется. Все выскочившие прицельные шары выставляются после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Выскочивший биток вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
24. ОДНОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРАВИЛ.
Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.
25. САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ШАРОВ.
Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким-либо иным способом движется самопроизвольно, то его оставляют там, где он остановится, и игра продолжается. Если зависший над лузой шар остается неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру.
Если при выполнении удара прицельный шар самопроизвольно падает в лузу до соударения с битком, то биток и прицельный шар восстанавливают на исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступают и при самопроизвольном смещении в момент удара любого другого прицельного шара.
26. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ.
Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную.
В случае если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром)
www.studsell.com