10 игр на развитие речи от логопеда-нейропсихолога
развитие детей 12 февраля 2021Рейтинг: 0
Подойдут для детей от 1 года, но можно начать заниматься и раньше. А также — 5 рекомендаций для запуска речи.
Предлагаем вам 10 игр на развитие речи для самых маленьких от логопеда-нейропсихолога, постоянной гостьи «Лектория для родителей», автора издательства «Робинс» Натальи Константиновны Талызиной.
Шаг 1. Проиграйте в игру самостоятельно и продемонстрируйте пример малышу.
Шаг 2. Поиграйте вместе с ним.
Шаг 3. После ребенок выполняет просьбу взрослого самостоятельно.
Игра «Угадай кто» 1+
Перед ребенком выкладываем ряд домашних животных. Начинаем с двух (кошка и собака), постепенно это количество увеличиваем. Взрослый рассказывает о собаке: какая она по цвету и по характеру, что ее можно погладить, а самое главное, как собака «говорит»: «Аф». Далее взрослый спрашивает у ребенка и просит повторить, как говорит (лает) собака. Аналогично изучают фигурку кошки. Затем взрослый поднимает фигурку собаки и спрашивает: «Как говорит собака?». Аналогично действуем с кошкой.
Игра «Бах» 1+
На диване или на полу в ряд раскладываем предметы. Взрослый роняет предметы и произносит слово «Бах». Затем аналогично действуем вместе с ребенком, далее просим ребенка сделать тоже самостоятельно.
Игра «Самолет» 1+
Расставьте с ребенком руки в стороны и предложите полетать. Поднимайте «крылья» вверх-вниз и при этом произносите «УУУУ».
Игра «Колокольчик – барабан» 1+
Развиваем слуховое внимание.
Послушай, как звенит колокольчик — «Динь – Динь», а барабан — «Бам – бам».
После подробного изучение барабана и колокольчика малышу нужно взять барабан и постучать. Ребенок стучит и произносит: «Бам – бам». Аналогично делаем с колокольчиком. Помните, в том случае, если малыш затрудняется с ответом, ему можно и нужно помочь!
Игра «Водичка капает «Кап – кап» 1+
Подойдите к крану с водой. Включите так, чтобы вода начала капать. При этом произнесите: «Вода капает «Кап-Кап»». Затем закройте кран и вновь откройте, произнося «Кап-Кап». Проделайте серию данных действий с ребенком и попросите сделать его это самостоятельно.
Игра «Часики «Тик-так» 1+
Покажите ребенку часы. Обратите его внимание на то, как двигается стрелка. Произнесите «Тик-Так» (несколько раз). Затем взрослый пальчиком ребенка двигает стрелки и произносит: «Тик-Так». После ребенок выполнят самостоятельно действие и произносит «Тик-Так». Если ребенок не произносит, подскажите ему.
Игра «Мышка- слон» 1+
Ребенку показываем мышку (картинку или предмет), при этом тоненьким голосом произносм: «Мышка говорит: «Пи-Пи»». После этого показываем слона и громко произносим: «Слон говорит: «У-У-У»». Затем просим малыша воспроизвести голос слона или мышки, показывая по очереди предмет. (Можно спрятать картинку или предмет, найти вместе с ребенком и спросить малыша, кого мы нашли).
Игра «Да-нет» 1+
Актуальна после изучения темы «Домашние животные».
Собачка говорит: «Гав» — да (верный ответ).
А кошка «ку-ка-ре-ку» — нет (не верный ответ) и так далее.
Игра «Машина и гараж» 1+
Звукоподражания «Би-Би», понятие «большой и маленький».
Соберите из кубиков 2 гаража — большой и маленький. Возьмите 2 машинки – большую и маленькую. Большую машинку завезите в большой гараж, а маленькую в маленький. Во время движения машины произносите «Машина едет «Би-Би»». Покажите, как машина едет медленно и как быстро.
5 РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ ОТ ЛОГОПЕДА-НЕЙРОПСИХОЛОГА:
— задувайте свечки, выдувайте мыльные пузыри (дуйте, не надувая щек, воздух выходит через рот)
— читайте книжки (самые первые простые стихи и сказки)
— разыгрывайте диалоги между игрушками
— играйте в ритмичные игры
— развивайте крупную и мелкую моторику.
ЧТО ПОЧИТАТЬ
Легко, весело, и с пользой продолжить развитие своего ребенка вам поможет книга-тренажёр «Развиваем ключевые навыки с нейропсихологом». Он содержит целый комплекс игр для развития важных навыков у детей 3-7 лет: память, мышление, моторика, внимание и воображение.
Для подготовки детей к поступлению в 1 класс с раннего возраста (с 3х лет) мы рекомендуем набор карточек «Готовимся к школе с нейропсихологом». Задания из него помогут расширить знания ребенка об окружающем мире, способствуют развитию памяти, внимания, мышления.
Развивающие игры для детей младшей группы детского сада Игры для развития речи | Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему:
Развивающие игры для детей младшей группы детского сада
Игры для развития речи у младших дошкольников
Игра «Я быстрее».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.
Игра «Что, где, когда».
Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.
Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:
— Где растут ветки? (На дереве.)
— Где растут деревья? (В лесу.)
— Где растут листья? (На ветке.)
— Где живут рыбы? (В реке.)
Игра «Волшебный сундучок».
Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.
Описание: положить в картонную коробку несколько разных предметов. Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри — это мяч, какой он круглый, красный! А вот — машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще — ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.
Игра «Спасибо, Маша!».
Цели: способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.
Описание: прочитать ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же ребенка.
Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.
Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.
Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.
Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.
«Спасибо, Маша! Наклонить голову.
Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.
Вкусная каша!
Вкусный компот!
Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».
Игра «Полезные «прятки».
Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.
Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела — нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где — под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.
Игра «Перепутанная сказка».
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей — Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.
Игра «Поезд особого назначения».
Цель: развивать фонематический слух.
Игровой материал и наглядные пособия: картонные коробки.
Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.
Игра «Один — много».
Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.
Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога — карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.
Игра «Поезжай!».
Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.
Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.
7 игр для детей с нарушениями речи и звука
Родителям и опекунам может быть нелегко придумать веселые игры для тренировки звуков речи. Игры могут быть веселым и очень интерактивным способом для детей с нарушениями речи. Все любят игры. Если вы являетесь родителем или опекуном, который всегда в поиске того, чтобы сделать звуковую репетицию веселой, вы попали в нужное место! Вот несколько игр для детей с нарушениями речи.
- Веселье с фонариком
Для этой игры вам понадобятся некоторые предметы или картинки. Например, если вы работаете над звуком /p/, вы можете получить изображения или предметы, изображающие горшок, яблоко, тарелку, чашку, бумагу, кепку и т. д. Выберите комнату, например спальню вашего ребенка, и разместите эти предметы и изображения случайным образом. Затем выключите свет в комнате. Дайте ребенку фонарик и попросите его найти предметы/картинки в комнате. Дети любят играть с фонариками, и им это понравится.
- Соответствие памяти
Это забавная игра, в которую можно играть с большим количеством детей. Вы можете сделать небольшие карточки с изображениями целевого звука речи. Вам понадобится по две штуки каждой картинки. Например, если вы работаете над звуком /b/, вы можете получить два одинаковых изображения летучей мыши, мяча, печенья, коробки, краба, мрамора и т. д. Возьмите все карточки и положите их лицевой стороной вниз. Вы можете показать ребенку лицевую сторону карточки, когда будете класть ее вниз. Затем попросите ребенка угадать совпадающие карты. Вы можете по очереди играть с ребенком в эту игру. И тот, кто делает больше совпадений, выигрывает игру.
- Я шпион
Вот игра, в которую можно играть на улице. Эта игра требует минимальной подготовки. Вы можете посещать различные места, такие как игровая площадка, парк, сад и т. д. Вы можете попросить своего ребенка осмотреться и найти предметы, которые имеют целевой звук, над которым вы работаете. После того, как они идентифицировали объект, вы можете использовать его как упражнение «покажи и расскажи» и попросите ребенка описать объект.
- Просто Саймон говорит
Это еще одна игра, которая поможет вашему ребенку поработать над звуками речи. Вы можете специально работать над звуками речи /s/ и сочетаниями на уровне предложения. Вы можете по очереди и лежать, а также играть в группе. Дети могут по очереди быть Простым Саймоном. У вас может быть список предложений, готовых к использованию для каждого ребенка, или вы можете позволить своему ребенку придумывать предложения, используя целевые слова.
- Бинго
Вы можете выбрать несколько изображений или слов целевого звука или даже написать свой. Вот ссылка на бесплатный настраиваемый генератор карточек для бинго (https://myfreebingocards.com/bingo-card-generator). Все по очереди говорят слова. Это отличный способ поработать над звуками речи, когда у вас несколько членов семьи.
- Настольные игры
Вы можете использовать любимую настольную игру вашего ребенка, чтобы работать над целевыми звуками речи. Вы можете использовать любую игру, такую как лотки и лестницы, UNO, ludo и т. д. Каждый раз, когда ваш ребенок получает свою очередь, он должен произнести слово с нужным звуком речи. Для этого упражнения вы можете использовать заранее подготовленный список слов.
- Перемешанные слова
Перемешанные слова — очень интересный способ поработать над звуками речи. Вы можете выбрать список слов целевых звуков речи. Затем берите по одному слову и перемешивайте буквы. Вы можете дать ребенку несколько подсказок, чтобы он понял слово. Например, если целевое слово — /t/, а перемешанное слово — «abble-table». Вы можете давать такие подсказки, как «Он сделан из дерева», «У него четыре ноги» и т. д. Вы также можете указать им положение целевого слова; в данном случае /т/.
Помните, практика ведет к совершенству, но повторяющаяся практика со временем может надоесть. Не забывайте чередовать игры, чтобы сделать их увлекательными и веселыми! Всегда консультируйтесь с логопедом вашего ребенка для получения дополнительных рекомендаций. Веселиться!
Посетите наш блог: 5 советов о том, как смоделировать AAC дома — Центр улучшения речи
Если вы логопед и ищете работу, посетите: Карьера — Центр улучшения речи
Если вы ищете услуги, посетите наши адреса: Адреса — Центр улучшения речи
5 бесплатных, простых логопедических игр, в которые можно играть с ребенком
Дети рождаются, чтобы учиться в игре. Играя в логопедические игры дома с вашим ребенком, вы даете ему возможность практиковать речевые и языковые навыки, над которыми мы работаем, чтобы помочь им развиться во время терапии, а также дает вам возможность сблизиться с ним.
Скорее всего, вы уже играли в них вместе раньше, но есть несколько способов настроить игры так, чтобы они по-прежнему были увлекательными, но еще более эффективными для определенных навыков, таких как словарный запас, внимание, память, артикуляция, фонетика, наблюдательность, дедукция и выразительная/рецептивная речь.
Нам особенно нравятся эти игры, потому что они не только бесплатны, их можно использовать практически где угодно: в поездке, в ресторане, пока вы ждете еду, в дождливый день дома или в солнечный день в парке. И братья и сестры тоже могут присоединиться!
В произвольном порядке, наши лучшие 5 любимых логопедических игр представлены в произвольном порядке:
Я шпионЭта игра очень проста: увидьте что-то на виду, выберите одну деталь и заставьте других игроков угадать, что это может быть. Несколько примеров того, как играть:
- «Я вижу своими глазками что-то… голубое!»
Дети, сами того не осознавая, тренируют свой рецептивный язык, выразительный язык и навыки дедуктивного мышления. Есть несколько способов, которыми вы можете их смешивать, в зависимости от целей логопедии вашего ребенка. Например, если ваш ребенок работает над своими выразительными языковыми навыками, он может чаще угадывать, чем «шпионить».
- «Я вижу своими маленькими глазками… что-то, что начинается на букву Р!»
- «Я смотрю своими глазками… что-то круглое!»
- «Я вижу своими маленькими глазками… что-то, что начинается со звука «с»!»
- «Гляжу своими глазками… то, что раньше писалось!»
Если вы хотите отточить словарный запас, попробуйте выбрать слова из последних списков орфографии/словарного запаса вашего ребенка.
20 вопросовВ этой игре вы выбираете существительное (человека, место или предмет), а другой игрок (игроки) получает 20 вопросов «да-нет», чтобы попытаться угадать, что это за предмет. Некоторые вопросы, которые могут быть заданы:
- Это место?
- Это человек?
- Этот человек мне знаком?
- Известный человек?
- Человек с каштановыми волосами?
Подобная игра помогает детям развивать свои выразительные и рецептивные языковые навыки, а также их способность использовать дедуктивное мышление.