Видеоигры для совместного прохождения с детьми — Игры на DTF
Небольшой список рекомендаций для родителей.
27 557 просмотров
Villa Gorilla/Team17 Digital Ltd
Несколько лет назад я много ездил в электричках и часто наблюдал одну и ту же картину — дети от 2-х лет постоянно залипают в планшетах/телефонах в тайм-киллеры, которые им подсунули «заботливые» родители. Зачем это делается родителями — понятно (печально, но понятно).Впрочем, речь даже не о факте передачи ребёнку в несознательном возрасте явно неподходящего для него развлечения.
Я тогда подумал вот о чём — дело не в том, что я так не делаю и делать не буду. Независимо от того насколько сильно я буду ограждать ребёнка от тайм-киллеров, которые я не люблю, скорее всего моя дочь также будет залипать во что-то подобное. Особенно, если играть в это и обсуждать будет большая часть школы. Что я могу сделать с этим как родитель? Запретить? Это глупо и бессмысленно. Ограничивать — да, логично. Но могу ли я предложить альтернативу?
Собственно, пусть ребёнок, когда дорастёт до сознательного возраста — сам решает интересно ему такое или нет (ведь мнение о тайм-киллерах — это только моё мнение). А я могу пока что заложить «фундамент» — показать какие игры действительно могут быть хорошими, чтобы у ребёнка естественным образом было отторжение от чего-то недостаточно (на мой взгляд) качественного — даже в юном возрасте.
Это была основная цель. С тех пор прошло 3 года, и я могу сказать, что цель вполне достигнута. И даже немножко больше:
- Ребёнка уже сейчас не увлекают тайм-киллеры, планшет покрылся пылью.
- Совместные прохождения видеоигр стали не просто развлечением, а новым типом коммуникаций между нами, это оказалось полезным для нас обоих.
- Мне удалось объяснить на деле, что много — не значит хорошо. Мы играем часа 3-4 в неделю, не больше. Но это очень насыщенные часы, заставляющие ребёнка фантазировать между временем игры.
- Разная дополнительная польза, которую я не ожидал. Например, появилась договорённость, что когда я прохожу игру — реплики персонажей и комментарии читаёт ребёнок. Таким образом, развиваем навыки чтения, изучаем новые слова, обсуждаем поступки героев.
- Я поиграл в игры, которые без ребёнка даже не стал бы запускать — и внезапно некоторые из них оказались отличными:)
Но изначально были и некоторые сложности. Да, сейчас золотой век видеоигр — найти можно что угодно, на любой вкус и цвет. Но когда ищешь игру для ребёнка, то внезапно выясняется:
- Найти в Steam или GOG подходящее не очень просто. В GOG просто невозможно — набор фильтров жёстко ограничен, а в Steam по тегам Family Friendly или Casual валится тонна явно чего-то не того. Для некоторых игр в Steam есть возрастная маркировка. Но далеко не для всех, а где есть — разработчики часто явно перестраховываются и завышают возраст.
- Среди найденных игр могут оказаться слишком сложные для понимания или с шутками, неуместными для возраста ребёнка. Причём, это может стать понятно уже в процессе прохождения — значит, как минимум некоторую часть игры нужно проходить сначала самому, делать выводы, а уже потом начинать заново вместе.
- Игра может быть интересной для ребёнка, но предельно скучной для меня — не хотелось бы заснуть в процессе игры или усиленно показывать ребёнку, что мне не скучно. Этот пункт может показаться надуманным, но он есть — да, я тоже хочу получать удовольствие от игры:) Но это нормальный процесс — от некоторых игр мы уже отказывались вместе в процессе прохождения, когда было скучно обоим.
Это всё немного осложняло, но так или иначе за несколько лет у меня сформировался перечень пройденного. То есть, это не просто список, где я надёргал из внешних источников более-менее подходящие по теме игры, а опыт.
Важный момент: ниже будут спойлеры! Просто потому что по некоторым моментам родитель должен понимать и самостоятельно решать готов ли его ребёнок к обсуждению неоднозначной для юного возраста темы, или лучше поиграть во что-то другое. По каждой игре я привожу ссылки в Steam, но почти все игры есть и в GOG.
Yoku’s Island Express
Возраст: 7-12 лет
Продолжительность: 10-12 часов
Если из трейлера мало что понятно — в Steam есть бесплатная демо-версия.
Думаю, если бы не ребёнок, то я бы никогда и не поиграл в Yoku’s Island Express. По скриншотам и трейлерам мало что понятно, и с виду совершенно не цепляет — бегает какой-то жучок с шариком, собирает фрукты, вроде не особо весело. А мнение о том, что это метроидвания, скрещенная с пинболом — не добавляло интереса. По факту я даже не знаю кто из нас получил большее удовольствие от игры. Yoku требует неплохой реакции, так что если возраст меньше 8-10 лет, то отдуваться придётся только вам. Но, за исключением нескольких моментов, сложность ниже среднего, а ребёнок может читать текст с экрана, да и вообще наблюдать за развитием сюжета и взаимодействием персонажей — это отдельное удовольствие. Кстати, одна из немногих игр для ПК, которая по настроению (не по геймплею!) чем-то схожа с Donkey Kong Country Returns и Donkey Kong Country: Tropical Freeze — одни из самых весёлых платформеров за последние лет 10.
Страница Yoku’s Island Express в Steam:
Costume Quest и Costume Quest 2
Возраст: 5-10 лет
Продолжительность: 10-12 часов (каждая часть)
Официального русского в нет, но в обеих достаточно простой английский + можно найти русификатор.
Сюжет незамысловатый — злыдни украли конфеты и угрожают сорвать Halloween. Никаких перегибов с жестокостью, пошлых шуток или чего-то подобного тут нет. Сражения сделаны в стиле JRPG с небольшими элементами QTE, так что во время битв всё придётся брать на себя, а вот во время перемещения героев можно отдавать управление в руки ребёнка — особенно, когда надо собирать конфеты по локациям. Если бы я играл сам, то уже через час-другой точно бросил — для игрока с опытом здесь слишком много однообразного. Зато всё просто, понятно и близко детям. Вторая часть мало чем отличается от первой (в данном случае это хорошо), и неплохо развивает сюжет.
Страница бандла Costume Quest 1 + 2 в Steam:
Nordlicht
Возраст: 6-8 лет
Продолжительность: 1-2 часа
Русификатор не нужен — в игре есть вполне неплохой официальный перевод.
Классический point&click в приятном оформлении — персонажи как будто вырезаны из бумаги (вполне возможно, что так оно и есть), так что происходящее напоминает если не чтение книги, то какой-то бумажный театр. В возрасте 6-8 лет ребёнок вполне может покликать самостоятельно, но в некоторых моментах всё же придётся помогать (и даже подсмотреть в прохождение — один из моментов ну совсем неочевиден). Предыстория — отец и дочка направляются к маме. В конце выясняется, что мама давно умерла, а направляются они на самом деле к её любимому месту на острове. Разработчики не пытаются протолкнуть вселенскую тоску в голову детей. Наоборот, очень мягко показаны отношения отца и дочери в такой ситуации: отец всегда готов прийти на помощь и старается не унывать, а дочь принимает и понимает, что мама всегда будет жить в её сердце.
Страница Nordlicht в Steam:
Little Mouse’s Encyclopedia (Мышкина энциклопедия)
Возраст: 5-7 лет
Продолжительность: 1-2 часа
С русским языком в игре всё в порядке.
Формально это даже не игра, а упрощённая интерактивная книжка. Погибнуть или сделать что-то не так невозможно — мышка путешествует по нескольким локациям и читает описание окружающих её объектов. Единственная игра из моего списка, где ребёнок может полностью управлять персонажем самостоятельно и без ограничений. Текста немного, даже читающий по слогам осилит всё сам.
Страница Little Mouse’s Encyclopedia в Steam:
King’s Quest
Возраст: 6-12 лет
Продолжительность: 15-20 часов (на все эпизоды — некоторые короче, некоторые длиннее)
Официального русского в нет, в игре не самые простые обороты на английском, но русификатор существует.
5 больших эпизодов, связанных между собой общим сюжетом. Самая неоднозначная игра из списка — думаю, разработчики попросту не определились для кого они делали игру. Например, здесь есть понятные только взрослым шутки. Никаких 18+, просто сложные для восприятия ребёнка — их придётся пропускать или обыгрывать самостоятельно. Встречаются мрачные моменты — некоторые персонажи могут погибнуть, король Грэм в конце также умирает (хотя и от старости — в кругу семьи). Как бы то ни было, я считаю, что у этих разработчиков получилось гораздо лучше, чем у Telltale Games (видел в рецензиях, что многие сравнивали KQ с их играми). У Telltale Games — по сути фильмы. А вот KQ — настоящая игра, реальная адвенчура с головоломками. Причём каждый эпизод сильно отличается от других — подходом, настроением, сюжетом. Большую часть времени придётся управлять самостоятельно (решение головоломок и моменты, требующие быстрых действий — таких немного, но всё же они есть), но иногда можно давать управление в руки ребёнка.
Страница первого эпизода King’s Quest в Steam (этот эпизод уже давно сделали бесплатным):
Cat Quest и Cat Quest 2
Возраст: 6-12 лет
Продолжительность: 10-12 часов (на каждую часть)
Мне кажется, игру можно купить при одном только взгляде не котейку, но если есть сомнения — в Steam есть демо-версия.
Это такая около-Diablo про котиков и соответствующей милотой (но не сильно приторной). Прокачиваем персонажа, гуляем по островам и подземельям, выполняем задания — всё как везде, но в упрощённой форме и без хардкора. В 5-7 лет будет ещё сложновато управлять котейкой самостоятельно, так что можно развивать чтение (или отдать геймпад ребёнку уже в самом конце, когда пушистый пухлян прокачается настолько, что сможет валить толпы за пару ударов). Переводчикам отдельное спасибо — в том числе за шутки на тему «я свободен словно птица в небесах» и «гулять по воде со мной».
Страница бандла Cat Quest + Cat Quest 2 в Steam:
Список не финальный. Есть ещё небольшое продолжение, которое будет немного попозже (если вся эта тема здесь вообще интересна).
А если вы тоже расскажете в какие видеоигры играете с детьми — было бы вообще отлично:)
The Gentlebros/PQube Limited
Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование — 2012.
Том 17. № 2Аннотация
В статье отражены результаты психологического анализа компьютерных игр для детей дошкольного возраста. Приводится классификация компьютерных игр, основанная на содержании и действиях играющего. На основе представленной типологии предлагается разделение игр на ролевые, то есть те, в которых играющий принимает на себя определенную роль, и неролевые, в которых играющий либо не принимает на себя роль компьютерного персонажа, либо таковой вообще отсутствует. Авторами предлагается дополнение существующей классификации, а именно введение «обучающих» и «развивающих» компьютерных игр. Проводится анализ достоинств и недостатков компьютерных игр, выделяются их характерные особенности, они сопоставляются с самодеятельной игрой ребенка дошкольного возраста. Отмечается, что для развития дошкольников компьютер может стать обогащающим элементом развивающей предметной среды. Он способствует развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности. В заключение обращается внимание, что компьютерные игры в современных условиях представляют собой своеобразную форму освоения действительности, однако лишь дополняют, а не заменяют самодеятельную игру дошкольника.
Ключевые слова: компьютерные игры, дошкольный возраст, самодеятельная игра
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гуляева Е.В., Токарчук Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 5–12.
Полный текст
Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным реальным игрушкам.
Остается лишь вопрос – как относиться к данной тенденции?
Общеизвестно, что дошкольный возраст – это период, когда фактически складывается личность ребенка. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра [14], которая определяет формирование основных новообразований и способствует наряду с другими деятельностями становлению базисных характеристик личности ребенка. Происходит некий распад прежде совместной деятельности со взрослым. У ребенка возникает потребность «быть как взрослый», которую он реализует в игре. Значимым становится круг сверстников как партнеров по игре. Более того, игра, являясь ведущим типом деятельности, определяет переход на новую возрастную стадию развития ребенка. По мнению Л.С. Выготского, «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития» [3, с. 74]. Из игры формируются различные творческие виды деятельности – конструирование, рисование, восприятие сказки. Возникают и развиваются новые формы общения – внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Таким образом, в игре ребенок развивается, учится входить в положение другого человека, прослеживать и понимать ситуацию изнутри, что особенно важно в межличностных отношениях. Ребенок учится выстраивать взаимоотношения со сверстником – сотрудничать, договариваться, слышать его, в чем-то поступаться своими амбициями ради общего дела, а в чем-то настаивать на своем. Все это формируется и оттачивается в игре.
Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой форму практического размышления ребенка об окружающей действительности [5, с. 8], который как бы играет со своими знаниями и представлениями об окружающем мире. В ее работах подчеркивается, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры [5, с. 36], то есть камешек может стать монеткой для ребенка, играющего в «магазин». Эта способность и является основанием для использования компьютера в качестве игрового средства. Таким образом, при условии, что ребенок будет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, нейтральные до определенного времени предметы в компьютерной игре приобретут игровое значение.
Несмотря на то что в литературе можно встретить большое количество классификаций компьютерных игр, единая классификация в настоящий момент отсутствует [2, с. 7]. Наиболее интересной представляется классификация, предложенная Р. Е. Радеевой и Е.О. Смирновой, основывающаяся на общепринятом делении игр по содержанию и действиям играющего. По объему она весьма обширна, в связи с чем в данной статье будет приведена с сокращениями. Авторы предлагают следующее разделение [9].
Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер. Группа этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.
Аркады (платформеры). Их задача – управление движением героя игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий и т. п. Положение играющего может быть описано как позиция «вне ситуации». Характер героя не персонифицирован, его особенности не выделены и не имеют значения для игры. Герой может быть заменен без изменения смыслового значения игры. Ролевое поведение невозможно из-за отсутствия в ней смыслового плана.
Стратегии. Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (должность) и полномочия, т. е. возможности играющего. В такой игре не отражена система человеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии.
Симуляторы. Их основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.
Игры-повествования. Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою.
Основываясь на данной классификации, все игры можно разделить на ролевые и неролевые.
К первой группе относятся симуляторы, в которых положение играющего обозначается как «внутри ситуации». Подобная позиция обусловливает практически полную идентификацию играющего с персонажем в игре. Игры-повествования также относятся к ролевым играм, но, в отличие от игр-симуляторов, играющий как бы со стороны наблюдает за своим персонажем, управляет его действиями. Такой тип игр предполагает менее выраженное отождествление себя с игровым персонажем. Игры-стратегии представляют собой тип ролевых игр, в которых роль конкретно не обозначена, а воображается играющим, управляющим деятельностью компьютерных персонажей. Ко второй – головоломки, традиционные игры, перенесенные на компьютер, и аркады. Характерной особенностью данной группы игр является то, что играющий либо не принимает на себя роль компьютерного персонажа (как это происходит в аркадах), либо игровой персонаж как таковой отсутствует (в головоломках и традиционных играх, перенесенных на компьютер).
Таким образом, приведенная классификация представляется наиболее удачной, поскольку в ней достаточно подробно описаны типы компьютерных игр; каждый представленный вид компьютерной игры можно охарактеризовать с точки зрения роли; перечисленные виды компьютерных игр рассчитаны на детей дошкольного возраста и старше. Однако важно заметить, что данная классификация включает в себя не все виды компьютерных игр. В этой связи представляется важным ее дополнить.
Во-первых, в ее состав необходимо включить обучающие игры. Они представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает материалом. Более того, наглядность материала варьируется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечивают поэтапное формирование его пространственных представлений. Однако для благоприятного развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.
Организация совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное объединение детей.
Введение соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.
Для фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т. п. [7, с. 84].
Во-вторых, в предложенной классификации не указаны развивающие игры, которые формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи.
Развивающие и обучающие игры могут относиться как к классу ролевых, так и неролевых.
Таким образом, компьютерная игра, как и сюжетно-ролевая, является символико-моделирующей деятельностью. Действие, происходящее в ней, нереально, смыслы отдельных действий неясны без понимания правил и условностей игры. Однако важно отметить, что специфическая особенность всех перечисленных видов компьютерных игр – это игра в заранее заданных рамках. То есть перед ребенком ставится конкретная игровая задача, которую он должен решить, действуя в соответствии с заложенной в игру стратегией, используя заданный игровой материал. Помимо этого процесс решения игровых задач непрерывен. Ребенку, только что решившему одну игровую задачу, сразу же предлагается следующая, и так далее. То есть функция целеполагания, постановки игровых задач в данном случае полностью регламентирована компьютерной игрой, элемент самостоятельной активности, творчества ребенка в рамках игры как бы выпадает. И ребенок в реальной жизни оказывается либо неспособным самостоятельно задавать игровые задачи, ставить перед собой цели, либо испытывает с этим значительные трудности [12]. Кроме того, решать игровые задачи оказывается возможным только определенным образом, заданным разработчиками игры. Ребенок не составляет плана своих действий, а лишь методом проб и ошибок достигает поставленную цель. Таким образом, компьютерные игры, за исключением некоторых развивающих и обучающих, не предполагают самостоятельной возможности выбора способов действий, что является необходимым условием для полноценного развития ребенка.
Тем не менее, использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.
Кроме вышеперечисленного, играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий. А.В. Запорожец в своих трудах утверждал, что мышление составляет интеллектуальную базу для развития деятельности. Процесс овладения обобщенными способами действий, т. е. нахождение общего метода решения нескольких схожих игровых задач, приводит к повышению уровня осуществления деятельности. Согласно его концепции амплификации (обогащения), чем выше интеллектуальный уровень, на котором осуществляется деятельность, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности [4].
Компьютерные игры, как и некоторые игры-фантазирования, с одной стороны, позволяют моделировать ситуации, недоступные для дошкольника в повседневной жизни. Но, с другой стороны, данные игры могут приобретать патологическую окраску, в результате чего ребенок как бы приобретает еще одну, но уже виртуальную жизнь, где у него есть возможность бороться с пришельцами, иметь несколько жизней и пр., с чем он никогда не столкнется в реальности. Переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.
Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста – потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется — выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов [11].
Тем не менее, прослеживается тенденция вытеснения компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника. Все больше свободного времени дети проводят за компьютером. В соответствии с данными Международной ассоциации игры этому способствует ряд причин [10, с. 29].
Взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра противопоставляется полезной работе как что-то необязательное.
Безопасность компьютерной игры. Родители опасаются выпускать детей играть на улицу без присмотра. Гораздо легче контролировать ребенка в стенах дома.
Давление образовательных учреждений и приоритет обучающих занятий. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.
А между тем именно игра, возникающая по инициативе ребенка, и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [6, с. 85]. В процессе ее дети свободно экспериментируют, используя свои знания об окружающем мире. Они самостоятельно выбирают тему игры, подбирают игровой материал, ставят и решают игровые задачи в соответствии со своими собственными замыслами. Именно это и развивает личность ребенка. Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры [10, с. 30]. Она не должна быть запрограммированной, соответствовать обязательным правилам или строгому плану. Разыгрывание запланированных в компьютерной игре сюжетов и прямая организация игровых ситуаций не является игрой в полном смысле этого слова и не оказывает необходимого развивающего эффекта.
Так или иначе, полностью исключать компьютерные игры из жизни ребенка не стоит. Но необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день [8].
Если вы решили открыть для ребенка мир компьютерных игр, начинать стоит со среднего дошкольного возраста. Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу определенных обстоятельств, занятости родителей либо активно проявляемого им интереса к компьютерным играм начинает взаимодействовать с компьютером в более раннем возрасте, тогда стоит подбирать игры с учетом его возраста, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.
В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия [1]. Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации), в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность, одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию, чтобы затем появилась возможность добавить своему персонажу игровые предметы или способности. Это своеобразное «замещение Я» более «крутым» образом, который действует в рамках предлагаемых программой задач. Такого вида игры ни в коем случае не рекомендуются дошкольникам, потому что игровые задачи они должны ставить самостоятельно.
В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка: здесь все игровые задачи ребенок ставит себе сам, а не выбирает их из предложенных и тем более не подчиняется каскаду задач, которые ставит перед играющим программа, превращая игрока в послушного исполнителя замыслов ее разработчиков. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути [13].
В процессе игр-драматизаций также происходит и развитие ролевых диалогов и бесед, что особенно важно для детей среднего дошкольного возраста. Взрослым следует поощрять любые ролевые высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет, необходимо им помочь, включившись в ролевую беседу.
Для детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на познавательное развитие ребенка. В качестве примера можно привести серию игр на развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных языков «Баба Яга». Их достоинство проявляется в следующем:
во-первых, их герой – популярный персонаж детских сказок;
во-вторых, игры этой серии основаны на методике опережающего обучения;
в-третьих, здесь используются красочная мультипликация и анимация.
Эти игры озвучены известными актерами, в них используются стихи популярных детских авторов. Данная серия сделана в виде игры-повествования с элементами стратегии, аркад и головоломок. В ней сочетаются как ролевые, так и неролевые формы игры. Возможно, что ребенку-дошкольнику поначалу справиться с ними будет сложно, поэтому играть необходимо вместе с ним: то, что ребенок пока не может сделать самостоятельно, он сможет сделать вместе с взрослым. К тому же совместная деятельность оказывает положительное воздействие не только на познавательное развитие ребенка, но и на детско-родительские отношения.
Таким образом, не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.
Литература
- Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.
- Войскунский А.Е. «За» и «против» компьютерных игр / Войскунский А.Е., Аветисова А.А. // Игра, обучение и Интернет. М., 2006.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
- Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002.
- Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
- Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры. Электронная версия: http://www. childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php
- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 1.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.
- Трифонова Е.В. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения (теория и практика деятельностного подхода) // Детский сад от А до Я. 2011. № 2.
- Трифонова Е.В. Режиссерские игры детей дошкольников. М., 2011.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Гуляева Евгения Владимировна, сотрудник Научно-исследовательского института дошкольного образования им. А. В. Запорожца, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Токарчук Юлия Александровна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0690-0694, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 31847
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 123
Скачиваний
Всего: 3036
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3
Обучающие игры для ПК, которые понравятся вашим детям
Если ваши дети любят проводить время у экрана, почему бы не заставить его работать на вас? Вовлеките их в эти образовательные компьютерные игры, и обучение будет больше похоже на игру.
Если ваши дети спешат домой из школы и просят экранного времени, ничего страшного. После семи-восьми часов обучения они, вероятно, просто хотят расслабиться, как это делают взрослые, — бессмысленными развлечениями. Если ваш ребенок хочет сразиться в Fortnite, построить новый дом в Roblox или просто посмотреть несколько эпизодов Bunk’d, нет ничего плохого в том, чтобы позволить ему расслабиться за бессмысленными развлечениями.
Но что, если бы ваши дети могли учиться во время игры? Доступен ряд компьютерных игр, некоторые из которых бесплатны! Они могут улучшить образование вашего ребенка, пока он развлекается. От математических навыков до овладения языком и обучения игре на клавиатуре, а также уроков грамматики — ваш ребенок может участвовать в ряде компьютерных игр, которые настолько хорошо сочетают в себе мир обучения и игры, что они не будут знать, что их поразило! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с нетерпением ждал экранного времени и учился во время игры, попробуйте эти обучающие компьютерные игры, которые понравятся вашим детям.
Prodigy Math . Ваш ребенок будет решать математические задачи в соответствии с его уровнем и способностями к обучению. Prodigy идеально подходит для детей 1–8 классов и поможет вашему ребенку улучшить свои математические навыки. Существует бесплатная версия, а также платная версия, и покупка членства позволяет вашему ребенку разблокировать расширенные функции.
Typing.com – Научиться правильно печатать на клавиатуре может быть сложно, но Typing.com делает это увлекательным. Дети могут начать с прогрессивных уроков и играть в игры, чтобы улучшить свое обучение. Существует бесплатная версия, которую дети могут начать использовать сразу, и платная версия, на которую вы можете подписаться, если хотите расширить возможности своего ребенка.
Ночной смотритель зоопарка – Помогите своему ребенку привить любовь к письму с помощью этой увлекательной программы. Хотя это не бесплатно, это всего 5 долларов в месяц, если вы платите за год вперед, и вы можете попробовать его бесплатно в течение семи дней, прежде чем совершить. С помощью этой компьютерной программы дети увеличат свой словарный запас, разовьют грамматические навыки и, надеюсь, научатся любить писать!
Академия приключений – Создатели ABC Mouse представляют Академию приключений, увлекательное обучающее приключение для детей младшего школьного возраста. С более чем 4000 заданий, охватывающих 4 предмета (математика, словесность, естественные науки и обществознание), ваши дети останутся занятыми и получат удовольствие от этой сложной и полезной игры. Это $12,99 в месяц после бесплатной 30-дневной пробной версии.
Академия CodeSpark – Если ваш ребенок проявляет интерес к видеоиграм и хочет больше узнать о том, как они создаются, CodeSpark — отличное место для начала. Дети узнают о программировании во время игры. CodeSpark, разработанный в соответствии с исследовательской программой Принстона и Массачусетского технологического института, не имеет слов и является самоуправляемым. Эта игра, предназначенная для детей от 5 до 9 лет, стоит 9,99 долларов в месяц после 7-дневной бесплатной пробной версии.
Little Pim – Идеальный для детей от 0 до 6 лет, которые только начинают свой образовательный путь, Little Pim предлагает базовое увлекательное обучение на 12 разных языках. Вашему ребенку понравятся красочные картинки и правильное произношение слов на разных языках. Вы можете подписаться на 7-дневную бесплатную пробную версию. Обычная стоимость составляет $9,99 в месяц.
Лаборатория «Волшебный школьный автобус» — Ваш любимый персонаж детства, мисс Фризл, готова развлечь вашего ребенка на компьютере! Бесплатные интерактивные игры будут развлекать вашего ребенка во время обучения. От виртуальных научных экспериментов до игр на совпадение — эти веселые бесплатные занятия заставят вашего ребенка просить экранного времени.
Яйца для чтения – Если вашему юному ученику нужна помощь в улучшении математических навыков, вы можете просто добиться успеха с яйцами для чтения. Эта интерактивная программа повышает грамотность вашего ребенка в увлекательной и занимательной форме. Запоминающиеся песни, яркие цвета и заманчивые награды делают эту интерактивную программу любимой юными учениками. Эта игра стоит 9,99 долларов в месяц после 30-дневной бесплатной пробной версии.
Education.com – Education.com – Education.com – универсальный магазин бесплатных и увлекательных обучающих игр. Этот обширный каталог игр охватывает различные возрастные группы и темы, от программирования до чтения и математики до словесности. Вы можете фильтровать по уровню обучения, чтобы контент подходил для вашего учащегося.
Splash Learn – Эта программа, разработанная для детей от подготовительного до пятого классов, начинается с 5 долларов в месяц (хотя спросите у учителя вашего ребенка, есть ли у его школы учетная запись) и интерактивна для учащихся. Дети будут работать над математикой и навыками английского языка таким образом, что это не похоже на обучение. Ваш ребенок получит повышение основных навыков, которые могут привести к большей уверенности в классе.
Какая любимая обучающая компьютерная игра вашего ребенка?
Скачать обучающие игры — лучшее программное обеспечение и приложения
Реклама
Amanda the Adventurer — это бесплатная игра-симулятор от независимого разработчика Джеймса Пратта. Не дайте себя одурачить его якобы дружественной к детям предпосылкой и ретро…
Toca Life World: Build a Story — это бесплатная игра-симулятор, которая содержит все содержимое приложений Toca Life — города, праздники, рабочие места, и…
Mendeley — это образовательная и справочная программа, специально предназначенная для ученых и исследователей. Разработанный Mendeley Ltd., он позволяет хранить…
Zuma — это пробная версия игры-головоломки «три в ряд», разработанной PopCap Games. В этой популярной и очень захватывающей аркадной игре вы управляете лягушкой, которая может…
Tux Typing — бесплатная настольная программа, предназначенная для обучения детей печатать в веселой и увлекательной форме. Пользователей знакомят с Tux, пингвином Linux, и…
Origin — это цифровая платформа распространения почти всех игр EA, и для большинства игр потребуется учетная запись для этой службы, прежде чем вы начнете играть.
Minecraft Education Edition — это популярная обучающая игра-песочница, которая помогает учащимся учиться творчески. С этой загрузкой Minecraft учителя и воспитатели…
LEGO Digital Designer — бесплатная компьютерная программа, позволяющая создавать модели из виртуальных кубиков LEGO. В Digital Designer используется подход, аналогичный…
Udemy – это обучающая и учебная платформа, разработанная Udemy, Inc. Эта образовательная услуга предназначена для профессионалов и студентов, которые хотят…
American Truck Simulator — игра о грузоперевозках, разработанная и изданная SCS Software; Создатели выпустили игру в феврале 2016 года. В…
Популярность LEGO растет с каждым днем, и многие родители рассматривают ее как развивающую игрушку. Дети, безусловно, могут стимулировать свое творчество с помощью LEGO и…
Toca Life: Hospital — это образовательная игра, разработанная Toca Boca AB для мобильных устройств. Эта игра является последней частью многолетней франшизы Toca. На этот раз…
Официальная сага Candy Crush, созданная King, теперь доступна для Windows 10. В Candy Crush Soda Saga для Windows 10 вам нужно сочетать цвета…
HangARoo — это игра в слова для Windows XP и старшая. Подобно играм типа «Висельник» или «Колесо фортуны» с угадыванием фраз, HangARoo предоставляет пользователям.