Игры на развитие логического мышления
Дидактические игры для обучения математике дошкольников
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами
Игры путешествие во времени
Игры на ориентирование в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя.» Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», — «Ночью, когда в группе никого не было» – говорится детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.» Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. «. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Дидактические игры по математике для дошкольников
Игра направлена на …
Название игры
Возраст
— формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
«Чудесный мешочек»
В мешочек поместить геометрические фигуры разные по форме и размеру, вырезанные из любого плотного материала. Ребёнок опускает руку в мешочек, нащупывает геометрическую фигуру, называет её, указывает размер.
«Магнитная мозаика»
«Собери бусы» (развивают внимание, мелкую моторику, учат различать цвета по названию, различать предметы по размеру, учит действовать по образцу)
4 – 5 лет
— формирование навыков счёта, понятия числа
Игры с мячом:
«Счёт цепочкой»
Далее усложняется:
«Смотри, не зевай, на 1 (2) больше (меньше) называй»
«Весёлый счёт»
«Назови соседей числа»
«Путаница» (навести порядок на числовом луче, расставить цифры от 1 до 10, от 10 до 1)
4 года
5 – 6 лет
4 – 6 лет
— формирование временных представлений
«Дни недели», «Живая неделя» (карточки с названиями дней недели, или карточки, на которых каждый день недели отмечен кружочком определённого цвета). Далее можно усложнить игры:
«Назови пропущенное слово»,
«Двенадцать месяцев»
5 — 6 лет
— формирование пространственных представлений
«Найди игрушку»
«Найди предмет» (по схеме)
4 – 5 лет
6 лет
— развитие внимания, памяти
«Найди отличия»
«День – ночь»
День – дети запоминают расположение предметов, игрушек и т.д. Ночь – закрывают глаза, отворачиваются. Педагог меняет расположение некоторых предметов и т. д. Открыв глаза, дети должны назвать изменения.
4 – 6 лет
— развитие мышления
«Составление геометрических фигур»
(используются счётные палочки)
Далее задания могут быть усложнены: н-р, составь 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек и др.
«Лабиринты»
«Найди нестандартную фигуру»
4 года
5 — 6 лет
Игры подобраны педагогом начальной школы
Заниной Натальей Анатольевной
infourok.ru
Игры для развития логического мышления
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Даже трудные задания, представленные в занимательной форме, носят ярко выраженный развивающий характер. Эти задания требуют от ребенка проявления самостоятельного мышления. Смекалки, умение рассуждать. Для развития логического мышления можно использовать игры.
Игра «Поиск по признакам»
Игра для тренировки гибкости мыслительных процессов, умения анализировать предметы и явления с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков. Вы задаете детям два признака, например, «легкий и резиновый» они должны назвать, как можно больше предметов, обладающих этими признаками. Например: «воздушный шар, резиновые перчатки, мяч, резиновые сапоги».
Игра «Что это?»
Игра на обобщение понятий. Она словесная, поэтому никакого специально материала не требует. Прочитать ребенку предложение, состоящее из двух слов, и попросить его это предложение закончить. Например: «Июнь и август- это..». ребенок должен подобрать для этих слов обобщающее слово или словосочетание и продолжить – «…летние месяцы».
Вторник и суббота –это…. (дни недели)
«о», «е» — это …(гласные буквы)
Градусник и весы – это …(инструменты для измерения)
Ишим и Иртыш – это …(реки)
Ильясова и Ларина –это …(фамилии девочек)
Январь, март – это..(месяцы года)
Гвоздика и фикус – это (цветы)
Час, секунда – это..(единицы измерения)
«М» «Р» -это …(согласные буквы)
Сом и карп –это…(рыбы)
Осень, весна – это …(времена года)
Восток, юг –это ..(стороны света)
Игра «Что лишнее?» словесная игра.
Игра на умение проводить группировку предметов и явлений, основываясь на их существенных признаках.
Ведущий называет 4 слова, одно из которых не подходит к трём другим. Например: Трамвай, самолет, пароход, колесо;
Малина, яблоко, калина, земляника;
Шляпа, пальто, шапка, панама;
Весы, градусник, холод, термометр;
Гроза, плащ, землетрясение, шторм;
Иванова, Маша, Таня, Оля;
Круг, треугольник, доска
Орел, ласточка, индюк, воробей;
Умножение, число, сложение, деление.
Ребенку необходимо определить, какое слово из четырех лишнее, и объяснить почему.
Игра «Одно из пяти»
Приводится пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Ниже дано слово, к которому надо подобрать одно из пяти предложенных в скобках слов, чтобы получилась пара, в которой слова относились бы друг к другу также, как и в первой паре.
Электричество – проволока. Пар -? (Лампочка, ток, лошадь, вода, труба)
Паровоз- вагоны. Конь -? (поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)
Бежать – стоять. Кричать -? (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать)
Волк – пасть. Птица — ? (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
Растение – семя. Птица — ? (зерно, клюв, соловей, пение, яйцо)
Театр, телезритель. Библиотека -? (актер, книга, читатель, библиотекарь, любитель)
Нога – костыль. Глаза — ? (палки, очки, слёзы, зрение, нос)
Утро – ночь. Зима -? (мороз, день, январь, весна, сани)
Игра «двое и разные»
1.Вера и Наташа пекли пирожки, кто — то с капустой, кто- то с яйцом. У Наташи не было пирожков с яйцом. Кто пёк с капустой?
(Маша Наташа Света Вера Лиза.)
2.Даша и Нина читали, кто –то книгу, кто – то журнал. Даша читала книгу. Кто не читал журнал?
(Инна Юля Даша Света Марина)
3.Леша и Вася играли в шашки. Кто – из них выиграл 2 раза, кто-то 3. Миша проиграл 4 раза, Петя 6, Коля выиграл 1 раз, Вася – 3. Сколько раз выиграл Леша?
(4 5 3 2 6)
4.Гриша и Егор приколачивали доску. Кто-то забивал маленькие гвозди, кто-то – большие. Гриша забивал большие гвозди. Какие гвозди забивал Егор?
(Большие маленькие кривые ржавые.)
Игра «Так же как»
1.В слове «жир» переставили буквы – получилось слово «риж», такая же перестановка была в слове «гол». Что получилось?
(Лог лго гло олг огл)
2.В слове «кря» переставили буквы – получилось «ярк». Такая же перестановка была в слове «пли». Что получилось?
(Ипл илп пил лип лпи)
3.В слове «море» переставили буквы, получилось слово «орме». Такая же перестановка была в слове «груз». Что получилось?
(Рузг ругз гузр зург згур)
4.В слове «кнут» переставили буквы, получилось слово «ктун». Такая же перестановка была в слове «роза», что получилось?
(Рзоа разо раоз роаз зроа)
Игра «меньше малого»
1.Дина доверчевее, чем Даша. Кто из них менее доверчив?
(Света Надя Дина Лиза Даша)
2.Артем здоровее Данилы. Кто не такой здоровый как Артем?
(Витя Артем Костя Данила Юра)
3.Лиза смеялась громче Маши. Кто из них смеялся тише?
(Соня Маша Настя Лиза Рая)
4.Вова улыбается чаще чем Юра. Кто из них улыбается реже?
(Юра Гена Вова Петя Дима)
Игра «Старше, моложе»
1.Сейчас Галина на 3 года моложе Евдокии. На сколько она была моложе много лет назад? (На 1 год;
2.Сейчас Антон на 2 года старше Игоря. На сколько лет он будет старше Игоря через много лет? (На 1 год; на 3 года; на 2 года; на 4 года; на 5 лет.)
3.Лара моложе Люды. Кто будет старше через год?(Люда Галя Лара Анна Вера)
Игра «Что к чему подходит»
1.На одной странице нарисованы вороны и сорока. На другой — воробей и кролик. Кто на второй странице подходит к первой?
(Воробей, синица, кролик, голубь, удав.)
2.На одной странице нарисованы пылесос и холодильник. На другой – ножницы и чайник. Что на второй странице не подходит к первой?
(Ножницы, чайник, нитки, щипцы, кастрюля.)
3.На одной странице нарисованы ручка и фломастер, а на другой – тетрадь и карандаш. Что на второй странице не подходит к первой?
(Скрепка, карандаш, пенал, тетрадь, гвоздь.)
4.На одной станице нарисованы стол и стул, а на другой – кресло, табурет, диван, шкаф , сковорода. Что на второй странице не подходит к первой?
(Диван, шкаф, сковорода, кресло, табурет.)
Игра «Антонимы»
Чистый – грязный, мокрый — ? (вода, сухой, дождь, влажный)
Волнение – спокойствие, нашёл — ? (гриб, потерял, билет, время)
Молчать- говорить, раньше -? (начало, позже, было, всех)
Большой – маленький, храбрец -? (герой, трус, смелый, быстрый)
Игра «Аналогии»
Гитара – струна, глаз -? (зрачок, голова, нос)
Ботинок – шнурок, ремень — ? (
Пахать – трактор, рубить -? (топор, Пилить, лесоруб)
Сочное – яблоко, тихий -? (шептать, шепот, громкий)
Утро- раннее, лиса — ? (хитрая, хвост, воровать).
infourok.ru
Занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Развиваем логическое мышление через игры
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.
С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
Один из основных залогов успешного обучения детей — это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.
В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:
Тема: «Овощи»
Цель:
— развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций — анализ и синтез предметов.
— упражнять детей в составлении целого из частей.
— учить узнавать предмет по деталям.
— учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.
— воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.
— учить рассуждать и обосновывать свой выбор.
— развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.
— развивать внимание, восприятие.
— стимулировать познавательную активность детей.
Материал:
Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию «Сколько зайцев спряталось за кустом?»
Раздаточный: лабиринт, карточки к игре «Собери урожай», карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).
Занятие № 1 «На огороде»
1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.
Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку ). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?
2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.
Игра: «Найди дорожку».
3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.
Игра: «Собери урожай».
В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.
4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.
Физкультминутка: «Зайка»
Скок — поскок, скок — поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок — поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
(движения по тексту стихотворения)
5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.
Послушайте задачку, подумайте и решите.
«В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?»
6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.
Занятие №2 «В гостях у зайчика».
Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).
Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.
Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.
3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.
Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?
4. А теперь приготовьте ваши пальчики:
Пальчиковая гимнастика: «Зайцы»
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали:
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»,
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать » БАХ»?»
«БАХ» — выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)
Пустились на утёк.
5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.
Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.
Ребята зайчик благодарит вас за работу!
nsportal.ru
Развивающая игра | Оборудование | Вариант игры | Цели и задачи | Использование (занятие, совместная деятельность) | Календарные сроки |
1. Вкладыши по цвету «Мишки» | Цветные деревянные вкладыши с нарисованными игрушками. | «Найди домики для мишек» | Упражнять в соотнесении цвета синего и желтого, счет. | Совместная деятельность | Октябрь |
2. «Веселые пирамидки» | Цветные деревянные пирамидки с 3-4 величинами. | «Составь пирамидку как я» | Упражнять составлять пирамидки (от большого кольца к маленькой «макушке»). | Совместная деятельность | Октябрь |
3. «Цветные стаканчики» | Цветные стаканчики 4 размеров | «Вложи стаканчики друг в друга» | Упражнять в различении по величине, развивать глазомер | Занятие | Октябрь |
4. Блоки Дьенеша | Геометрические формы разных величин (большие-маленькие, толстые-тонкие, трех цветов: желтые, красные, синие). Формы – прямоугольник, круг, треугольник, квадрат. | «Корзинка для грибов» | Упражнять в чередовании круглых и квадратных блоков | Совместная деятельность | Октябрь |
5. Блоки Дьенеша | «Большой-маленький» | Упражнять в дифференцировке по размеру блоков | Совместная деятельность | Октябрь | |
6. Блоки Дьенеша | «Дорожки к дому» | Упражнять в чередовании треугольных и квадратных блоков, счет. | Совместная деятельность | Октябрь | |
7. Палочки Кюзен | Пласт.палочки разных цветов и величин | «Сделай дорожки» (длинные, короткие» | Упражнять в умении выкладывать по величине и словесно обозначать | Совместная деятельность | Октябрь |
8. Цветное лото | Карточки с оттенками синего и зеленого цветов, красного и желтого | «Две дорожки» | Локализация оттенков синего и зеленого цветов. Раскладывание от темного к светлому, счет. | Совместная деятельность | Октябрь |
9. Конструктор «Флексика» | Магнитные палочки 2-х величин, шарики метал.дуги | «Новые бусы для куклы» (шнуровка) | Развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики, счет. | Совместная деятельность | Октябрь |
10. «Магнитик» | Геометрические фигуры из мягкого материала с углублениями | «Изгородь для животных» | Упражнять в умении выделять величины, чередовать (выше-ниже). Развивать ориентировку, мелкую моторику. | Совместная деятельность | Ноябрь |
Развивающая игра | Оборудование | Вариант игры | Цели и задачи | Использование (занятие, совместная деятельность) | Календарные сроки |
11. «Цветные кошки» | Деревянные кошки 4-х цветов (коричневая, черная, оранжевая) (кольцебросы) | «Найди кошку» | Упражнять в локализации коричневого цвета, счет. | Занятие | Ноябрь |
12. Блоки Дьенеша | Набор блоков разных геометрических форм (см. п.5) | «Найди похожие блоки» | Упражнять в соотнесении блоков с геометрическими фигурами. Развивать глазомер, внимание, мелкую моторику. | Совместная деятельность | Ноябрь |
13. Мозаика серии «Флексика» | Вкладыши из мягкого материала. | «Расставь по росту» «Составь квадрат из частей» | Упражнять в умении соотносить величины, развивать мелкую моторику. Упражнять в умении составлять целое из 2, 3, 4 частей по образцу. | Совместная деятельность | Ноябрь |
14. Блоки Дьенеша | Набор блоков Набор блоков Набор блоков Набор блоков 2 набора блоков 2 набора блоков 2 набора блоков 2 набора блоков Разноцветные треугольники и блоки Дьенеша 2 набора блоков | «Найди все красное» «Найди все синее» «Найди все желтое» «Найди все толстое» «Найди все большое» «Разложи в корзиночки» (большие-маленькие) «Найди всё круглой формы» «Найди всё прямоугольной формы» «Найди похожие блоки» «Найди всё квадратное» «Найди прямоугольные блоки» Игры на построение «цепочек» «Не было одинаковой формы рядом» «Не было рядом одного цвета» «Не было рядом одной толщины» | Упражнять в локализации красных, синих, желтых, толстых, тонких, больших и маленьких блоков. Упражнять в локализации блоков различных форм (круглых, треугольных, квадратных, прямоугольных). Развивать речь, мышление, внимание, ориентировку в пространстве, способности зрительного обследования и анализа. Соотнесение треугольников с блоками треугольной формы, счет. | Совместная деятельность | Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь |
Развивающая игра | Оборудование | Вариант игры | Цели и задачи | Использование (занятие, совместная деятельность) | Календарные сроки |
15. Цветное лото | Большие карты с предметами маленькие (с оттенками), цветные | «Найди свои оттенки» | Соотнесение оттенков основных цветов. Упражнять в умении зрительно соотносить. | Совместная деятельность | Декабрь |
16. Конструктор серии «Флексика» | Геометрические фигуры, палочки из мягкого материала | «Найди фигуры» «Разложи по цвету» | Упражнять в дифференциации заданных форм Упражнять в дифференциации по цвету, счет. Развивать зрительное внимание, память | Совместная деятельность | Декабрь |
17. Палочки К. | Пластмассовые палочки разноцветные, разной величины | «Найди все оранжевые палочки» | Упражнять в локализации оранжевого цвета. Развивать зрительное внимание, счет. | Совместная деятельность | Декабрь |
18. «Пирамидки-счет» | Восемь деревянных пирамидок на подставке | «Расставь по размеру» (выше-ниже) | Упражнять в умении зрительно определять высоту предмета, раскладывать от высокой до самой низкой. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, мышление, пространственное восприятие. | Совместная деятельность | Декабрь |
19. «Магнитик» | Магнитные палочки, дуги, металлические шарики | «Сделай снежинку» | Упражнять в умении чередовать величины. Развивать пространственное ориентирование | Занятие | Декабрь |
20. «Круги Гео» | Геометрические круги 2-х размеров из мягкого материала. | «Найди серединки» (+шнуровка) | Развивать восприятие цвета, формы, величины. Развивать мелкую моторику. | Совместная деятельность | Декабрь |
21. Мозаика | Пластмассовые доски с цветной мозаикой 3-х размеров | «Бусы» (чередование оранжевого и фиолетового цветов) | Упражнять в локализации оранжевого и фиолетового цветов, в умении чередовать. Развивать зрительное восприятие цвета, мышление, внимание, мелкую моторику. | Занятие | Январь |
Развивающая игра | Оборудование | Вариант игры | Цели и задачи | Использование (занятие, совместная деятельность) | Календарные сроки |
22. Цветное лото | Карточки и предметы разных цветов | «Подбери краски» | Упражнять в соотнесении цветов и оттенков | Занятие | Январь |
23. «Танграм» | Геометрические фигуры | «Сделай гуся» | Развивать пространственное восприятие | Занятие | Январь |
24. Лото «Формы и фигуры» | Карточки с объемными формами и карточки с геометрическими фигурами | «Найди, что тебе подходит» | Упражнять в соотнесении объемной формы и плоской фигуры. Развивать умение различать объемную форму в рисунке. | Занятие | Январь |
25. Магнитные фигуры | Геометрические фигуры на магнитах (пластина) | «Сделай из фигур птицу» | Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мышление, воображение | Занятие | Январь |
26. Фигурное цветное лото | Карты с геометрическими фигурами и пластмассовые формы | «Кто быстрей?» | Упражнять в соотнесении по цветам и формам | Занятие | Февраль |
27. Цветовое лото | Большие карты с предметами | «Найди все синего и голубого цвета» | Упражнять в локализации голубого и синего цвета | Занятие | Февраль |
28. «Веселая логика» | Карточки из двух элементов (объект-составные части из фигур) | «Опиши предмет» | Упражнять в словесном описании предмета из геометрических фигур | Совместная деятельность | Февраль |
29. «Танграм» | Геометрические фигуры | «Составь из фигур уточку» | Развивать пространственное восприятие, закреплять названия геометрических фигур, развивать мышление, внимание, память. | Занятие | Февраль |
30. Квадрат Воскобовича | Складывающийся квадрат | «Сделай конфетку» | Занятие | Февраль | |
31. Блоки Дьенеша | Набор блоков | «Узнай по символу» | Упражнять по схеме находить заданную форму. Развивать логическое мышление. Развивать восприятие цвета, формы, величины. | Совместная деятельность | Февраль |
Развивающая игра | Оборудование | Вариант игры | Цели и задачи | Использование (занятие, совместная деятельность) | Календарные сроки |
32. Формы и фигуры «Формы» | Круглые карточки с предметами, маленькие карточки с объемными формами | «Найди предметы» | Упражнять в соотнесении предмета с объемной формой. Развивать внимание, зрительное восприятие | Занятие | Февраль |
33. Вкладыши по форме «Флексика» | Деревянные формы и мягкие вкладыши | «Найди форме домик» (круг, квадрат, треугольник) | Развивать зрительное восприятие и формировать сенсорные эталоны (форму) | Занятие | Февраль |
34. Одежда для мишек | Деревянные вкладыши мишек 3-х размеров, одежды, обуви | «Модельеры» «Подбери одежду и обувь по цвету» | Развивать тонкую зрительную дифференцировку при подборе одежды и обуви. | Занятие | Март |
35. «Веселая логика» | см. п.38 Карточки только предметов | «Опиши предмет» (формы, цвет) | Упражнять в умении описывать предметы, составленные из геометрических фигур. Оречевлять название. Развивать зрительное восприятие, формировать сенсорные эталоны. | Занятие | Март |
36. «Волшебные льдинки» | Прозрачные геометрические фигуры голубого цвета | «Сделай квадрат» | Упражнять составлять целое (квадрат) путем накладывания геометрических фигур | Занятие | Март |
37. «Картинка, карандаши» | Круглые карточки с нарисованными предметами. Маленькие карточки-цветные карандаши | «Найди все карандаши синие и голубые» | Упражнять в локализации оттенков синего и голубого цветов | Занятие | Март |
38. Блоки Дьенеша | 2 набора блоков | Серия игр «Загадки-отгадки» | Занятие | Март | |
39. Квадрат Воскобовича | Складывающийся квадрат | «Сделай лодочку» | Упражнять в умении складывать предмет из множества треугольников (соединения) | Занятие | Март Апрель |
Развивающая игра | Оборудование | Вариант игры | Цели и задачи | Использование (занятие, совместная деятельность) | Календарные сроки |
40. «Веселая логика» | Карточки из 2 элементов на 1 – составные части (фигуры), на 2 — объект | «Подбери составные части» | Развитие зрительного обследования и анализа предметов из геометрических фигур, развитие мысленного конструирования | Совместная деятельность | Апрель |
41. Серия игр | «Страна загадок» город 5 цветов | «Чудесный мешочек» (осязание) | «Узнай по звуку» «Узнай по запаху» | Совместная деятельность | Апрель |
42. Серия игр с Блоками Дьенеша на «кодирование» загадок и «Цепочек» «Составь цепочку» (по символу), «Напиши загадку» (кодирование), «Трик-Трак это не так» (символ-блок) | Совместная деятельность | Апрель | |||
43. «Соответствие цвета» | Сюжетные картинки цветные круглой формы и маленькие карточки с цветными карандашами | «Расскажи про картинку» (какого цвета) «Подбери к картинке цвета и оттенки» | Упражнять в умении словесно обозначать цвета и оттенки. Упражнять в локализации цветов и оттенков | Совместная деятельность | Апрель |
44. «Листик» | Вкладыши из геометрических фигур | «Составь целое» | Упражнять в умении составлять целое из частей. Развивать аналитико-синтетическую деятельность | Занятие Совместная деятельность | Апрель Май |
45. «Краски художника» | Фигуры из картона 5-6 оттенков цветов радуги | «Найди все краски» (цвет-оттенки) | Упражнять в умении находить оттенки и соотносить правильно | Занятие | Май |
46. Игра-лото «Навстречу радуге» | Карточки-трапеции | «Змейка» | Упражнять соотносить цвета и оттенки радуги | Занятие | Май |
nsportal.ru
Развитие логического мышления у детей играми
Здравствуйте, дорогие мамочки!
Огромное множество детских развивающих игр предлагает сегодняшнее время. Это и понятно, ведь современная система образования «заточена» на развитие математической логики у детей. Вот только справиться с этой задачей под силу не всякой школе, и, в большинстве случаев, программы обучения становятся непосильно трудными для детей. Задумываться об этих предстоящих возможных трудностях следует как можно раньше — до школьного обучения. Начиная с 3-х летнего возраста, малыш может постепенно знакомиться с играми, которые помогут развить логическое мышление.
Логические игры для развития детей
Танграм
История этой игры восходит к периоду древних китайских императоров. По легенде, один император имел нерадивого сына, который был ужасно ленив и отказывался изучать любые науки. Тогда император позвал к себе мудреца и попросил того придумать такую игру для своего сына, которая сможет его обучать и развивать одновременно.
И тогда мудрец создал «Танграм», головоломку, состоящую из пяти прямоугольных треугольников (2 маленьких, 2 больших, 1 средний), одного квадрата и одного параллелограмма. Часто танграм называют головоломкой из картона или «геометрическим конструктором». Все эти фигуры вырезаются из разноцветного картона, а затем складывают из них различные очертания животных, птиц и других предметов. Главное чтобы в одном изображении были использованы все фигуры сразу и, при этом, не накладывались одна на другую. В интернете можно найти танграм для маленьких детей, и при желании сделать эту головоломку самим. В версии игры для малышей фигурки сначала нужно складывать из 2 — 3-х деталей, а по мере развития ребенка, в игру нужно ввести все карточки. Игра очень занимательна, развивает логику и пространственное мышление малыша, а так же обучает его цветам и знакомит ребенка с геометрическими фигурами. Помимо этого, игра воспитывает внимание и понимание величины и формы.
По себе скажу, что ребенку очень нравилось заниматься этой головоломкой, а я наблюдая за ним, заметила быстрые улучшения в развитии. Он очень скоро запомнил геометрические название всех фигур, стал хорошо ориентироваться в величине предметов и научился лихо складывать различные картинки из фигурок. По правде сказать, я и сама получала огромное удовольствие от этой игрушки, пока обучала сына.
Далее скажу об игре, появившейся не так давно в магазинах страны, —
Крестики и нолики 3D
Игра представляет собой игровой куб с тремя секциями, на которых имеются лузы для шариков. Шарики двух цветов. В процессе игры нужно закрыть в различных направлениях линии не только на каждой полочке отдельно, но и сквозь этажи. Побеждает тот, у кого полей закрыто больше. Очень развивает внимание и пространственное мышление. Уверена, что эта игра доставит радость всей вашей семье, к тому же она доступна по цене, что тоже является большим плюсом.
Шашки
Начиная с 5 лет, можно начинать изучать игру шашки, используя ее как переходный этап к «королю» настольных игр – шахматам. Игра в шашки хорошо подготовит ребенка к анализу игровой ситуации, продумыванию ходов вперед, оценки положения противника. Она легче чем шахматы, но в то же время поможет «включить» мозг ребенка в направлении логического анализа.
Шахматы
История шахмат ведет свое начало с 5 — 6 веке н.э. Родиной игры является Индия. Первоначально игра носила название «Чатуранга». Попав к арабам, игра видоизменилась и стала называться «шатрандж», позднее таджикское название «шахматы» закрепилось за этой игрой.
В детском возрасте шахматы учат детей умению концентрироваться и сосредотачиваться на решении задачи, а это одно из необходимых умений для успешного обучения в любом учебном заведении — от школы до вуза. Так же шахматы учат самостоятельности в мышлении, ответственности за сделанный ход, не говоря уже об огромной аналитической работе, которую нужно проделать для принятия единственно верного решения.
В свое время шахматы вырастили огромное количество ученых, профессоров, кандидатов наук, политических деятелей, дипломатов. О подобном влиянии шахмат на развитие интеллекта детей широко известно. Не зря поэтому в некоторых университетах США абитуриентам, занимающимся шахматами, сразу при поступлении выделяют гранты, а в некоторых штатах обучение таковых студентов оплачивается за счет государства. В Армении же, с пятого класса шахматы введены в обязательную программу обучения.
Следует заметить, что шахматы это игра не для «избранных», как это может казаться на первый взгляд, она раскрывает потенциал любого ребенка. Известен случай, когда из ребенка с проблемами в развитии, шахматы вырастили кандидата наук! Психологами доказан еще и тот факт, что дети занимающиеся шахматами не подвержены каким либо зависимостям, в особенности наркотической. Шахматы и наркотики не совместимы! Конечно, отдавая детей обучаться в шахматные школы, клубы и кружки, мы, родители, должны понимать, что не все из них вырастут Карповыми и Каспаровыми, но положительное влияние от этой игры и навыки полученные в процессе ее, принесут огромную пользу для будущей жизни наших детей.
zhenskayadolya.ru