Математическая игра для 5 классов
Вводное слово учителя:
Две стихии господствуют в математике — числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.
Задача — это почти поиск, раскрытие каких — то свойств и отношений, а средства её решения — это интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики.
Эти же качества человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто регулярно отдаёт часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видам которой является решение математических головоломок, ребусов, задач с интригующим содержанием.
В нашей игре отдано предпочтение стихии чисел.
Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос только потому, что не приучили мысль сворачивать от привычного направления. Что вы скажете, например, о таком происшествии?
У реки.
Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Всё же оба туриста без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?
« Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая, сделать его
занимательным».
Б.Паскаль.
I Веселая разминка:
А) задачи-шутки ( по1 баллу за правильный ответ )
1
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
3
2
B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
6
3
Сколько концов у 4 палок? А у 4,5?
8,10
4
Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их?
На одном расстоянии
5
Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось?
3
6
Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
4
Заглавие каких литературных произведений книг начинается с чисел2, 3, 20, 12, 80 000, 1 000?
Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?
Б) Блиц- тест (по 1 баллу за правильный ответ)
Слово учителя:
Многие великие люди, далеко не математики, увлекались арифметикой – царицей математики. «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». Это слова выдающегося математика Карла Гаусса.
Свое домашнее задание показывает 5а класс.
Рассказ о картине «Устный счет» в народной школе Рачинского
II Решение логических задач (по 3 балла)
Команда получает задание на листке. Время на подготовку 7-10 минут.
В это время конкурс для болельщиков
III Конкурс болельщиков (по 1 баллу – победителю (кто больше назовет))
1. Назвать фильмы, в заглавии которых есть числительные (по очереди по 1)
2. Пропеть или проговорить строчки из песен, где встречаются математические термины(по очереди)
3.Назвать термины математики, которые начинаются с буквы «П»
Заслушаем ответы на логические задачи
Слово учителя:
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» Это слова великого писателя А.С.Пушкина, который не очень любил математику.
5б класс приготовил сообщение о другом не менее великом поэте М.Ю.Лермонтове, который любил этот предмет и так увлекался математикой, что возил с собой учебник по арифметике.
Свое домашнее задание показывает 5б класс.
Математическая забава М.Ю.Лермонтова
IV Конкурсы (одновременно) (по3 балла)
— капитанов
— самый грамотный математик (терминологический диктант)
— самый быстрый «калькулятор»
— лучший « геометр»
Задания выдаются на листках для 4 членов от каждой команды. Оценивается скорость и правильность ответов. Листки сдавать жюри.
V Математическая викторина для остальных (по 1 баллу)
(отвечает, кто первый готов)
1. Какое число делится на все числа без остатка?(0)
2. В каком случае произведение двух чисел равно множителю?(если один множитель 1)
3. . Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15? (1)
4.Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?(12)
5. А 4 курицы за 9 дней?(12)
6. Кто окажется тяжелее первый людоед, который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)
.
7. Две монашки пошли в церковь, и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая , если они шли с одинаковой скоростью ? ( 60 вёрст )
8. Вот вам три пилюли — сказал доктор — принимайте по одной через каждые полчаса.
Вы покорно согласились. На сколько времени хватит вам этих пилюль ? (1 час )
Слушаем ответы на конкурсы
Показ заданий на экране. Ответы конкурсантов. Дополнительный вопрос к геометрам (Сколько кошек)
Музыкальное выступление от класса
Слово учителя:
Слова М. В. Ломоносова «Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит» известны многим.
М. В. Ломоносов — известнейший русский ученый, в 1756 году 25 января Екатерина вторая подписала указ об утверждении в Москве университета, в котором преподавал Ломоносов и который впоследствии был назван его именем. Этот день 25 января с тех пор называют днем студента .
А теперь несколько слов о величайшем математике: Карл Фридрих Гаусс (можно показать его портрет) на 62 -ом году жизни принялся самостоятельно изучать русский язык и преуспел в этом. Он пишет: У меня сейчас три томика произведений Пушкина. Его Борис Годунов мне очень понравился. В личной библиотеке Гаусса сохранилось свыше 75 книг на русском языке.
Кстати, сумму первых 100 натуральных чисел Гаусс нашел в 1 классе. Рассказ об этом есть в нашем учебнике по математике. Читайте его, там много есть интересных и познавательных фактов из истории.
Отгадайте загадку (будьте внимательны) для всех присутствующих
Я села в автобус на начальной станции и пересчитала пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек , вышло 2 человека .На следующей остановке вошло 10 человек ,никто не вышел .Потом на остановке вошло 4 человека и вышло 7 . А потом на остановке гражданин один вошел, с целой кучею обновок … Сколько было остановок? (пять)
Право заработать дополнительные очки получает команда, которая меньше набрала очков. Ответьте на вопросы:
Какой фигурой на Руси теща потчевала зятя? (круг — блины)
Какой фигурой мы спасаемся от насморка? (квадрат- платок)
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение всех конфетами.
Слово учителя:
Может быть и здесь среди вас сейчас находятся юные Ньютоны, Гауссы, Ломоносовы, а мне выпала честь помогать вам, учить вас и просто общаться. Так в добрый путь, ребята! В мир знаний!
Двое отправились одновременно из пункта А в пункт В. Первый поехал на велосипеде, второй – на автомобиле, со скоростью в 5 раз большей велосипедиста. На полпути с автомобилем произошла авария, и оставшуюся часть пути автомобилист прошел пешком со скоростью, в 2 раза меньшей скорости велосипедиста. Кто из них раньше прибыл в В?
Из верхнего угла комнаты вниз по стене поползли две мухи. Спустившись до полу, они поползли обратно. Первая муха ползла в оба конца с одинаковой скоростью. А вторая , хоть и поднималась вдвое медленнее первой, но зато спускалась вдвое быстрее её. Какая из мух раньше приползет обратно?
МАТ___МАТ___КА
Ч __ СЛО Н___ЛЬ
ВЫЧ___СЛИТЬ
УПР___СТИТЬ
СЛ___ЖЕНИЕ
ВЫЧ___ТАНИЕ
НЕИЗВЕС___НОЕ
СЛ___ГА___МОЕ
УМ___НЬША___МОЕ
ВЫЧ___ТА___МОЕ
Д___ЛИМОЕ
Д___ЛИТЕЛЬ
ЧАС___НОЕ
ПР___ИЗВ___ДЕНИЕ
П___Р___М___СТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
С___Ч ___ТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
РАСПР___Д___ЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Р___ШИТЬ
УР___ВНЕНИЕ
КОР___НЬ
СУ_____А
РА_____ТОЯНИЕ
ДЛИ_____А и Ш___Р___НА ПР___МОУГОЛЬНИКА
ЕД___НИЧНЫЙ ОТРЕЗОК
Ч ___СЛОВОЙ ЛУ____
К____РДИНАТА ТОЧКИ
На сколько сумма всех четных чисел первой сотни больше суммы всех неченых чисел этой сотни?
Вычислите: 1+2+3+4+5+ … +100.
(сумма всех натуральных чисел от 1 до 100)
Нужно посчитать, сколько на этом рисунке отрезков, лучей и прямых.
В
А
С
Отрезков_______
Лучей_________
Прямых________
От числа 43 отнять все остальные.(записывай ответ рядом с соответствующим «лепестком»)
От числа 43 отнять все остальные.(записывай ответ рядом с соответствующим «лепестком»)
Рыбак поймал рыбу. Когда у него спросили, сколько весит рыба, он сказал: «Я думаю, что хвост её весит 1 кг, а голова весит столько сколько хвост и половина туловища. А туловище – сколько голова и хвост вместе. Сколько же весит рыба?
Дочери в настоящее время 8 лет, а матери – 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?
Тест из 12 блиц-вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.
А) «Основы» Б) «Начала» В) «Старты» Г) » Истоки»
А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел
А)Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?
А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные
А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона
А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка
А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда
А)Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала
А) Сэр Игрек Б)Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи
А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными
11) Закончите название книги Дж. Толкиена » Властелин,,,»
А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров
12) Закончите русскую пословицу» Всякому мила своя ,,,,»
А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса
infourok.ru
Урок-игра по математике для 5 класса
Задачи проведения урока- игры по математике в школе:
Учебные:
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
- Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
- Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
- Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
- Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
- Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
- Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
- Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
- Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Ожидаемые результаты:
- Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
- Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
- Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
- Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
- Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
- Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения активных и успешных участников:
- Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
- Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”
Итак, ученики делятся на две команды и выбирают себе командира.
1-й конкурс «БЛИЦТУРНИР»
Командам предлагается решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
- 1-й ученик – расставляет порядок действий.
- 2-й ученик – выполняет первое действие.
- 3-й ученик – выполняет второе действие.
- 4-й ученик – выполняет третье действие.
- 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
- 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635
36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635
Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976
1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;
5) 1133 – 157= 976
Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107
621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107 [5]
2-й конкурс «ПОДУМАЙ»
Оценка: 5 баллов за правильно решенную задачу.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях. На вопрос, кто какое место занял, ребята ответили:
— Коля ни первое, ни четвертое.
— Боря занял второе место.
-Вова не был последним из четвертых.
— Кто какое место занял?
(1-Вова,2- Боря, 3- Коля,4-Юра) [4]
3-й конкурс «ЗАДАНИЯ»
1)) Из разных цифр я сделал «бусы»
А в те кружки, где чисел нет,
Поставьте быстро вы ответ,
Чтоб данный нам открыть секрет
40 : 5
2) Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (ответ: 1 кг).
3) Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 906. Какое это число? (ответ: 453).
4) Восстановите стертые цифры 5* 683 <50 6*1.
5) В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (ответ: 7)
6) Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (ответ: 9) [2]
4-й конкурс «ХУДОЖНИК»
На доске две одинаковые заготовки. Кто быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа, делящиеся на 3. Участвуют по 2 человека от команды.
В это время проводится конкурс болельщиков
5-й конкурс «БОЛЕЛЬЩИК»
1) Назови два числа, разность которых равна их сумме. (ответ: 0+0 = 0–0)
2) Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 2 до 23? (ответ: 0)
3) Что больше произведение или сумма всех цифр от 0 до 9?
(ответ: сумма)
4) Шел мужик в Москву и повстречал 7 женщин, у каждой из них по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (один)
5) Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца? (два человека заплатят больше, чем один)
6) Назовите два числа, сумма которых равна их произведению.
(ответ: 2 + 2 = 2 •2)
7) На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (ответ: 50)
8) Горело 5 свечей. Две из них погасло. Сколько свечей осталось?
(ответ: 5)
9) Одна сторона прямоугольника 8 см, а другая на 2 см больше. Какова площадь этого прямоугольника? (ответ: 80 кв. см)
10) Сумма двух чисел больше одного из них на 17 и больше другого на 13. Чему равны эти числа? (ответ: 13 и 17) [3]
6-й конкурс «ВЫИГРАЙ ИГРАЮЧИ»
Лучший счетчик.
На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Считай – не зевай!
В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.
В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше. [1]
7-й конкурс «ВИКТОРИНА»
Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
1.Высший балл в школах России (5)
2.Эффективный способ снять умственное и физическое напряжение, который надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (сон)
3.Назовите пословицу или поговорку про сон. (утро вечера мудренее!)
4.Сколько лет спал Илья Муромец. (33)
5.Наименьшее четное число (2)
6.Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
7.Масса кубического метра воды. (1000 кг.)
8.Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. (угол)
9.Соперник нолика (крестик)
10.Если съесть одну сливу, что останется? (косточка) [3]
8-й конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.
- Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
- Наименьшее составное число. (Два.)
- Сотая часть числа. (Процент.)
- Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)
- Количество сторон в квартете. (Четыре.)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
- Назовите наименьшее натуральное число. (1)
- В семье 5 сыновей у каждого есть сестра. Сколько это человек? (6 человек)
- Какой знак надо поставить между двумя тройками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую) [5]
Итог урока.
Подсчет баллов. Оценивание учащихся, вручение медалей.
Урок сегодня завершён, но каждый должен знать:
Что спорт, упорство, ум и труд
К успеху в жизни приведут!
Спасибо за урок! А сейчас у меня к вам небольшая просьба. На доске прикреплены изображения солнца и тучки. Возьмите себе на память об этом уроке то из них, которая на ваш взгляд олицетворяла урок.
e-koncept.ru
Математические игры 5 класс
Эти игры рассчитаны на учащихся 5-6 классов (11-13 лет). Игры носят развивающий, познавательный характер. Они способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию наблюдательности, привычки к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игры развивают также коммуникативные способности, умение работать в команде.Узнай свое число.
В игре участвуют 5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-нибудь числом ( все числа – разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) учитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы ) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число.
Определить на ощупь.
Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и другие. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур. Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.
Затем учитель меняет задание, предложив запомнить порядок расположения фигур и потом, открыв глаза, разложить их по памяти так, как они лежали до этого при ощупывании.
Задание можно значительно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их.
Не ошибись.
6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.
Лучший счетчик.
На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Отыщи по ответу.
Учитель пишет на доске в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например:
156-39=
87+58=
231-83=
339:3=
38∙4=
Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель указывает на один из примеров, допустим на третий сверху. Весь класс молча решает его. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ.
Стоящие у доски поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто сделает это первым, засчитывается одно очко.
Игра может повторяться несколько раз. Побеждает тот, кто получит больше очков. Количество и сложность примеров зависят от уровня знаний играющих.
Угадаю день рождения.
— Я хорошо знаю каждого из вас, но вот у кого из вас когда день рождения, я, к сожалению, не знаю и сказать не могу. Но если хотите, могу угадать. Возьмите листок бумаги и карандаш и пишите то, что я вам буду диктовать.
Сначала напишите, какого числа вы родились. Теперь удвойте написанное число. Полученное умножьте на 10, прибавьте 73. Сумму умножьте на 5. К итогу прибавьте порядковый номер месяца рождения (если вы родились в мае, то 5, если в октябре – 10 и т. п.).
Теперь сообщите мне результат, а я назову каждому число и месяц его рождения.
Пояснение:
Для того чтобы узнать день рождения, надо из полученного результата вычесть365. Первые одна (в трехзначном числе) или две (в четырехзначном числе) цифры покажут число, а две последние – порядковый номер месяца рождения.
Найди свое место.
Для игры надо подготовить два комплекта карточек с числами от одного до десяти (комплекты разного цвета). Карточки с числами раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по два, по четыре, но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего – на другой. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает команда, сумевшая построиться первой.
Можно на карточках написать не числа, а примеры на сложение или вычитание (но так, чтобы в итоге получились все нужные числа от 1 до 10.). Это усложнит игру.
Мгновенный подсчет.
Попросите подойти к доске трех ребят. Пусть каждый напишет в столбик 5-6 примеров на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое в первой строчке становится вычитаемым во второй, уменьшаемое во второй строчке – вычитаемым в третьей и т. д.
Вот, к примеру, три таких столбика:
13-7= 15-8= 31-9=
18-13= 17-15= 56-31=
25-18= 23-17= 61-56=
38-25= 31-23= 69-61=
43-38= 39-31= 73-69=
Пусть потом каждый подведет черту и напишет под вашу диктовку сумму разностей под своим столбиком (это числа 36, 31 и 64).
Предупредите, что вы продиктовали эти числа не считая. Пусть теперь ребята проверят результаты и убедятся, что вы дали правильные ответы.
Пояснение:
чтобы определить сумму разностей, надо в каждом столбике отнять от самого большого числа (в нижней строчке слева) самое меньшее число (в верхней строчке справа). У вас получится: в первом столбике: 43-7=36, во втором: 39-8=31, в третьем: 73-9=64. Это и будут суммы разностей всех чисел.
Давайте посчитаем.
Учитель показывает детям табличку с числами. Некоторые числа написаны по 2-3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся один раз, и сообщить результат. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.
Считай – не зевай!
В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.
В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.
Быстрое умножение.
-Задумайте любое число, меньшее 20. Умножьте его на само себя. Теперь скажите, чему равно получившееся произведение, а я назову задуманное число.
Пояснение: Этот игровой момент лучше использовать перед объяснением понятия квадрата числа.
Веревка.
— Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Как отрезать от нее кусок длиной 30 см., не используя линейку? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?
Пояснение: 1) 30 см. составляют четвертую часть от 120 см. Значит, веревку надо сложить пополам, потом еще пополам и отрезать один из четырех получившихся кусков.
2) В этом случае надо отрезать четвертую часть веревки, останется кусок длиной 90 см. Затем отрезать от остатка половину – останется 45 см.
Дроби.
К доске выходят двое учащихся. Учитель предлагает им называть дроби с числителем один. Первый называет и записывает любую дробь. Второй должен записать дробь, меньшую первой. Первый – дробь, еще меньшую и т. д. Учащиеся на местах проверяют. Игра прекращается по сигналу учителя.
Игра в – 10.
Играют парами. Первый записывает любое из чисел -1, -2, -3. Второй устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат. Первый устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат и т. д. Выигрывает тот, кто запишет – 10.
Кратно 11.
Запишите любое двузначное число. Поменяйте в нем местами цифры – получится второе число. Сложите эти числа. Полученное число кратно 11. Почему?
Знак числа.
Я задумала число. Задайте только один вопрос, чтобы, услышав ответ, вы смогли назвать знак задуманного мною числа.
Крестики – нолики.
В эту игру играют вдвоем. Каждый из игроков стремится выстроить (по горизонтали, по вертикали или по диагонали) цепочку из 4 идущих подряд клеток. Ходы делают по очереди. За каждый ход игрок помечает клетку (один игрок – крестиком, другой – ноликом.
Выигрывает тот, кто первым построит связную цепочку из 4 клеток.
Используемая литература:
Падалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М. «Просвещение», 1985 г.
Минскин Е. М. От игры к знаниям. — М. «Просвещение», 1987 г.
Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. — М. «Просвещение», 1995 г.
Нагибин Ф. Ф., Канин У. С. Математическая шкатулка. — М. «Просвещение», 1988 г.
Леман И. Увлекательная математика. — М. «Знание», 1985 г.
infourok.ru
Методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 5 КЛАССА
Игра по математике для 5 класса «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД».
Цель: Развивать элементы конструкторского мышления, графической грамотности, пространственного воображения, логического мышления, эстетического вкуса и других составляющих интеллектуальной деятельности, необходимых как в математике, так и в других учебных дисциплинах.
Участники игры: 5 классы, 4 команды по 10 человек. Избирается капитан.
Станции игры:
1. Ребусная;
2. Смекалкино;
3. Счетчики;
4. Задачкино;
5. Загадкино;
6. Раскрась-ка;
7. Фильмотека.
Станции находятся в кабинетах школы, с обозначением на двери.
Правила проведения:
Команда получает маршрутный лист, где указан порядок прохождения по станциям, время нахождения на этих станциях, номера кабинетов, в которых они находятся.
На каждой станции работает жюри (старшеклассники).
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Баллы заносятся в маршрутный лист.
Игра начинается с общего сбора в кабинете математики, где участникам объявляются правила, и заканчивается подведением итогов в этом же кабинете, где объявляется победитель.
Станция «Ребусная».
На этой станции участникам предлагается отгадать математические ребусы. За каждый угаданный ребус команде начисляется 1 балл.
Ответ: вершина Ответ: луч
Ответ: задача Ответ: диаметр
Ответ: знак Ответ: пять
Ответ: один
,, Ответ: два
Ответ: диагональ Ответ: квадрат
Ответ: сложение Ответ: вычитание
Станция «Смекалкино».
Учащимся предлагается отгадать головоломки со спичками. За каждую верно отгаданную головоломку команде начисляется 1 балл.
Задание: Выложено неверное математическое выражение. Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички.
Ответ:
Задание: Выложено неверное математическое выражение. Получите верное математическое выражение, переложив 2 спички.
Ответ:
Задание: Уберите шесть спичек так, чтобы остались только два квадрата.
Ответ:
Задание: Переставьте три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.
Ответ:
Станция «Счетчики».
Участникам игры представлены цепочки для устных вычислений. Каждое верно выполненное вычисление приносит команде 1 балл.
Задание: выполните устные вычисления
Ответы:
Станция «Задачкино».
На этой станции ребятам предлагается решить логические задачи. За каждую решенную – 1 балл.
Задача 1: Можно ли 5 яблок разделить между 6 мальчиками поровну, так чтобы не пришлось ни одного яблока резать больше чем на 3 части.
Ответ: можно(3 яблока делим пополам, 2 яблока делим на 3 части).
Задача 2: В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?
Ответ: кроликов – 12, фазанов – 23.
Задача 3: Можно ли имея лишь 2 сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 4 литра воды?
Ответ: можно(наливаем воду в 5-тилитровый сосуд, из него переливаем воду в 3-хлитровый сосуд, остается 2 литра. Так проделываем 2 раза).
Задача 4: Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
Ответ: ни одной.
Задача 5: Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал?
Ответ: 12, 5.
Станция «Загадкино».
Участникам предлагается разгадать математические загадки. За верно отгаданную загадку начисляется 1 балл.
- Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (минус)
- Не похож я на пятак, Не похож на рублик. Круглый я, да не дурак, С дыркой, но не бублик. (нуль)
- Шея длинная такая, Хвост крючком. И не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи — нет! (двойка)
- Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. (круг)
- Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12 глаз)
- Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича.
Сколько весит один кирпич? (2 килограмма) - Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12 подков)
- Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться? (такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом)
- Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
(2, т.к. «Иа» – две буквы). - Какой знак надо поставить между написанным рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх? (запятая)
- Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов? (7*7*7*7*7*7)
Станция «Раскрась-ка».
Участникам предлагается решить примеры, и раскрасить цветок. Каждому верному ответу соответствует свой цвет. За каждый решенный пример команда получает 1 балл.
Примеры:
5 — красный 8 – желтый — розовый
— оранжевый — синий — светло-зеленый
— фиолетовый 2 – голубой — серый
— темно-зеленый — коричневый
Ответ:
Станция «Фильмотека».
Учащиеся называют сказки, в названии которых есть цифры. За каждую сказку 1 балл.
Примеры: «3 апельсина», «3 орешка для Золушки», «3 поросёнка», «3 медведя», Ю. Олеша «3 толстяка», С. Маршак «12 месяцев», Зденек Слабый «3 банана, или Петр на сказочной планете», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Г. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Али – баба и сорок разбойников»
nsportal.ru
Материал по математике (5 класс) на тему: Математические игры.
Математические игры.
5-6 класс.
Игры можно применять на всех ступенях обучения, но совершенно необходимо – в работе младшего и среднего звена.
При использовании дидактических игр и игровых элементов следует придерживаться:
- Определения места в системе других видов деятельности на уроке;
- Целесообразность использования их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
- Разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
- Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование, которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач:
- учитель должен дать учащимся знания, которые соответствуют современному уровню развития науки;
- научить учащихся самостоятельно приобретать знания.
Требования к организации дидактических игр:
- игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
- игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры — достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
- обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
- присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;
- роль активности учащихся во время проведения игры;
- воспитательное, познавательное значение игры.
Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:
- положить начало творческой работе учащихся;
- контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей;
- подготовить учащихся старшего возраста для проведения игр в 5 классе;
- подготовить контрольные карты
Игры могут быть предметом специальных занятий в кружках, математических вечерах, предметных неделях. Классифицируя математические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 3 типа игр:
- творческие игры;
- игры с раздаточным материалом;
- игры — соревнования.
Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.
Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Эта игра очень нравится учащимся.
Игра «Морской бой»
Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
Игра «Математическое лото»
Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.
Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.
Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.
Игра «Забег по кругу»
На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки.
Эти игры помогают усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.
Игра «Цветочек»
В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.
1) 1,5 ∙ 0,2
2) 3,75 ∙ 0,2
3) 3,4 : 0,2
4) 0,08 + 0,2
5) 4,02 + 0,2
6) 5,3 – 0,2
После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.
Игра «Лучший счетчик»
Класс делится на три команды. Каждая выбирает «счетчика», который будет защищать свою команду. Примеры «счетчику» задают члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет «счетчик» другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Условие игры – отвечать на вопросы быстро.
Игра «Индивидуальное лото»
Интеллектуальный марафон (математика, 5 класс)
1. Если буквы слова «кенгуру» расположить в алфавитном порядке, какая буква окажется на третьем месте?
1) К
2) Е
3) Н
4) Г
5) Р
2. Сутки на планете Тамагочи на 40 минут длиннее, чем на планете Земля. На сколько неделя на Тамагочи отличается от недели на Земле?
1) 4 ч 40 мин
2) 2 ч 20 мин
3) 7 ч 20 мин
4) 40 мин
5) 28 ч
3. Решите анаграммы:
1) чадаза
2) гурк
3) чул
4) мапряя
5) резоток
4. Расшифруйте «закодированные» слова:
1) и100рия
2) про100р
3) кис.
4) 3тон
5) о3цание
5. Вычислите площадь квадрата, периметр которого равен 36 см2
1) 12 см2
2) 18 см2
3) 81 см2
4) 36 см2
5) 25 см2
6. Выберите самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры разные.
1) 1023
2) 1234
3) 1203
4) 1032
5) 1203
7. Корень уравнения х – 12678 = 25349 равен
1) 35428
2) 12675
3) 38027
4) 2671
5) 28027
8. Найдите значение выражения CXXV – XXXV
1) CX
2) CXI
3) IC
4) IICV
5) XC
Индивидуальное лото
Тема: «Десятичные дроби»
Цель: закрепить знания учащихся на действия с десятичными дробями.
Организация урока. В игре участвует весь класс или подгруппа
Описание игры: в специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на контрольной карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7 -8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены, верно, то обратные стороны наложенных карточек составят слово, рисунок, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.
Примеры карточек.
0,5 · 3,46 ׃ 2 | 0,5 · 5,6 · 5 | 34,47 · 0,9 + 5,53 · 0,9 |
4 · 1,75 | 28,53 · 0,8 +1,47 | 2,8 · 1,5 – 0,1 |
13,56х – 2,86х, если х=0,4 | 7,86х + 2,14х, если х=0,02 | 13,56х + 6,44х, если х=0,6 |
Лучший счетчик
Темы: сложение и вычитание десятичных дробей, умножение и деление дробей.
Описание игры. Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под названием «Лучший счетчик». Дома каждый ученик должен подобрать по теме три четыре примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь команды. Примеры для устного счета предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, и игра продолжается.
Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности.
Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров. Среди «счетчиков» устанавливается личное первенство.
По аналогии можно провести игру: «Слабое звено» на закрепления темы: «Чтение и запись десятичных дробей». В данном случае учитель предлагает сам или «консультанты» карточки с записью дробей в письменном виде или словесном. Учащимся предлагается сидя за партами образовать «змейку» всех рядов или по рядам. Игра продолжается до тех пор, пока не определится разрыв «змейки». Так определяется «слабое звено» в «змейке». Учащимся, которые разорвали «змейку» предлагаются дополнительные задания.
Карточки заранее готовятся учителем или учащимися дома, затем они смешиваются и даются учащимся для выполнения. ( Опыт составителей)
Такие задания даются в начале урока и служат своеобразной разминкой для дальнейшей работы.
1.
20. Написать какую – нибудь обыкновенную дробь, показать её числитель и знаменатель. Что они обозначают?
30. Какое число больше: 5/12 или 5/6? Доказать правильность своего ответа, используя рис.1.
40. Самое крупное животное на земле – синий кит, длина которого достигает 30м. Длина кашалота составляет лишь половину, а длина горбатого кита – 8/15 длины синего кита. Какой длины бывает кит – кашалот и горбатый кит?
( задания выдается на красной карточке).
50. п/у Пирожные уложены в коробки по 10 штук. Продано 3% коробки. Сколько штук пирожных продано?
60. Какая часть сентября прошла до сегодняшнего дня? Какая часть осталась?
2.
20. Выразить в метрах: 3км80м, 128см,4см (выдается на красной карточке).
30. Сколько метров в километре, дециметре, сантиметре, декаметре, миллиметре? (выдается красная карточка).
40п/у. Выразить в сантиметрах и миллиметрах сумму: 6см5см + 3см7мм
50п/у. Вычислить:32дм – 20см
60 п/у. Длина отрезка 1м3дм5мм. Выразить её в миллиметрах, потом в метрах.
3.
20. Как произошло слово дробь?
30. Что представляет собой эталон метра и где он хранится?
40. Иногда о ком говорят: «Косая сажень в плечах» Как это понимать?
50. Поехал крестьянин с дочкой в город на ярмарку. Накупил он ей подарков разных: ленты яркие кружева тонкие, бусы блестящие, румяна алые и взял ещё 2 локтя ситца пестрого. Можно ли из этого ситца платье сшить?
Математическое лото
Эта форма работы проводится при повторении изученного материала.
Описание: в коробку, мешок помещают шарики (свернутые в трубочку бумажки, картонные карточки) с номерами тех пунктов учебника, которые повторяют.
Класс делится на группы (по рядам: мальчики – девочки).
Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Учитель или помощник просит достать из коробки шарик показывает номер пункта. Соперники поочередно задают друг другу вопросы. Вопрос оценивается от 1 – 3 балла. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы и определяется победитель.
Математический лабиринт
Лабиринт – греческое слово, означает ход в подземелье. Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.
Найдите выход из запутанного положения: последняя цифра ответа решенного примера дает начало следующего.
Может найти применение:
При обработки вычислительных навыков, при закреплении и проверки изученного материала, а также при проведении самостоятельной работы практически любой темы за курс 5 – 6 классов.
Рассмотрим данную игру на примере устного счета.
1) 36*34=1224
2) 42*101=4242
3) 295*999=294705
4) 58*11=638
5) 87*93=8091
6) 17*99=1683
7) 69*101=6969
8) 99*93=9207
9) 764*25=19100
10) 33*82=2706
Таким образом, выстраивается последовательность решенных примеров
1 – 4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 или
4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 или
8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 – 8 и так далее.
Учащимся можно одновременно предложить до 10 вариантов самостоятельной работы. Учителю очень легко осуществить проверку на глазах учеников (примеры даются без ответов).
Викторина
Это занимательный элемент на уроке когда остается время или если дети выполнили план урока.
- На какое число надо разделить 8, чтобы получить 2
- Когда делимое и частное, равны между собой?
- Все числа 2,5; 2,6; 2,7; 2,8; 2,9; 3,1; 3,2; 3,3; 3,4 обладают одной особенностью, связанной с округление чисел. Какую?
- Одного человека спросили: «Сколько вам лет?» «Порядочно, — ответил он». – «Я старше некоторых своих родственников в 600 раз». Возможно ли это? (Да, если родственник — младенец. Пусть, например ему 0,1 года, то есть 1,2 месяца, тогда 0,1.•600=60лет, что вполне допустимо.)
- Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко, осталось в корзине. (Один берет яблоко с корзиной)
- Сколько будет трижды сорок и пять?
- В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по оной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?(4 кошки)
- Когда делимое и частное будут равны?
Логическая задача
Такие задачи можно включать при изучении тем: по статистики и теории вероятностей
Подготовка: заранее вывешивается таблица
Задача. В кругу сидят Иванов, Петров, Карпов, и Марков. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей, и не Андрей;
- Иванов не Алексей и не Андрей;
- Сергей сидит между Марковым и Андреем;
- Карпов не Сергей и не Алексей;
- Петров сидит между Карповым и Андреем.
Кто есть кто?
Таблица.
Иванов | Петров | Марков | Карпов | |
Иванов | ||||
Петров | ||||
Марков | ||||
Карпов |
Логический практикум
Комментируя какую – нибудь самостоятельную работу или контрольную учитель говорит ученику: «Не уверен друг мой, что эта оценка окажется для тебя неприятной» Затем предлагается ученику выбрать из пяти вариантов ответ, который он имел ввиду:
- Уверен, что эта оценка будет тебе приятной.
- Уверен, что эта оценка будет тебе неприятна.
- Уверен, что эта оценка не будет тебе приятной.
- Похоже, что эта оценка будет тебе приятной.
- Похоже, что эта оценка будет тебе неприятна?
Игра «Счастливый случай» . 6 класс.
Цель: формирование интереса к математике, развитие кругозора.
Задачи: Развивать внимание, тренировать память, учить учащихся быстро думать и принимать правильное решение, воспитывать чувство взаимовыручки.
1 гейм
Вопросы каждой команде задаются по очереди.
1. Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель?
2. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5км. Сколько проехал ямщик? (5км.)
Шла старуха в Москву. Навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха).
З.Чему равна 1/4 часть часа? (15мин.)
Какую часть часа составляют 20минут? (1/3).
4. Как называют 1 кубометр воды? (тонна)
Как называют объем 1кг воды? (литр)
2 гейм
Кто вперед из команд ответит на вопрос?
1 .Чему равен угол в квадрате? (90)
2.Единица измерения скорости на море (узел)
З.Что легче: 1кг ваты или 1кг железа? (одинаково) 4.Число разрядов в классе (три)
5.Найти 1 процент рубля (1 коп)
6.Прибор для построения окружностей (циркуль)
7.К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число? (в 1000)
8.Как называется первая координата точки на плоскости? (абсцисса)
9.Наименьшее натуральное число. (1) 10.Наименьшее простое число. (2)
3 гейм Ты мне — я тебе
Ученики готовят дома заранее вопрос и ответ.
4 гейм
Темная лошадка.
Вытягивают номера вопросов из мешка. Номер 7 — счастливый случай.
1 .Дайте определение понятию «процент».
2.К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во
сколько раз увеличилось число? ( Ответ: в 11)
3.Число, обращающее уравнение в верное числовое равенство (Ответ: корень
уравнения).
4.Отрезок, соединяющий точку окружности с центром (Ответ: радиус)
5.Площадь прямоугольника 36 кв.см. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью? (Ответ: 6см).
6.Разделите сто на половину.(Ответ: 200).
7. Счастливый случай.
8.Формула площади прямоугольника со сторонами х и у.
5 гейм. Дальше — дальше.
За одну минуту надо дать как можно больше правильных ответов.
1 .Первая буква греческого алфавита (Ответ: альфа)
2.Может ли при умножении получиться ноль? (Ответ: да)
З.Чему равно 13*25*0*0,7? (Ответ: 0).
4.Единица массы драгоценных камней (Ответ: карат).
5.Прибор для измерения углов (Ответ: транспортир).
6.Чему равна сумма углов квадрата? (Ответ: 360).
7.Как называется вторая координата точки на плоскости? (Ответ: ордината).
8.Чему равна длина окружности?
9.В чем измеряются углы? (Ответ: в градусах).
10.Равенство, содержащее букву (Ответ: уравнение).
11.9*8=? (Ответ: 72).
12.Чему равен 1 пуд? (Ответ: 16кг).
13.Одно яйцо вкрутую варится 5 минут, а 5 яиц? (Ответ: 5мин)
14.0,25* 100=? (Ответ: 25).
15.Как называются отрезки, которые никогда не пересекаются? (Ответ: параллельные).
16.Каким действием находится дробь от числа? (Ответ: умножением).
17.Может ли при делении получиться ноль? (Ответ: да).
18.Дано 8. Найти ему противоположное (Ответ: -8).
19.Назвать число, обратное 12.(Ответ: 1/12)
20.Что такое разность чисел? (Ответ: результат вычитания).
21.Назвать самое меньшее число, кратное 7.(Ответ: 7).
22 .Как называются прямые, пересекающиеся под углом 90 градусов? (Ответ: перпендикулярные).
23 .Что такое пропорция? (Ответ: равенство двух отношений.)
24.Что называют подобными слагаемыми? (Ответ: Слагаемые, имеющие одинаковую
буквенную часть.)
25.Сколько граней у куба? (Ответ: 6)
26.Сколько сторон у треугольника? (Ответ: три).
27.Чему равен развернутый угол? (Ответ: 180).
28.Чему равна сумма углов треугольника? (Ответ: 180).
29.Как называют число, которое складывают? (Ответ: слагаемое).
30.Луч, который делит угол пополам (Ответ: биссектриса).
Подведение итогов. Слово жюри.
Игра для учащихся 5-х классов «Кто хочет стать отличником?»
Игра «Кто хочет стать отличником?»
Порядок игры:
1.Отбор игроков среди присутствующих.
Условия игры:
- 15 вопросов
- 4 подсказки:
- помощь друга;
- помощь компьютера;
- помощь двух мудрецов.
После ответа на 5-й вопрос игрок получает первую пятерку (несгораемую).
После ответа на 10-й вопрос получает вторую пятерку (несгораемую).
После ответа на 15-й вопрос получает третью пятерку и звание отличника.
Ведущий читает вопросы и варианты ответов по вопроснику, а игрок имеет возможность видеть эти вопросы и варианты ответов на экране.
Если игрок ошибся, то он выбывает из игры, заработав или не заработав пятерки, а оставшиеся вопросы можно задавать зрителям. За каждый правильный ответ можно давать жетоны. Кто наберет больше жетонов, тот участвует в следующей игре.
Вариант 1.
1. Как называется учебное время между каникулами?
А. Тайм; В. Четверть; С. Семестр; Д. Период.
2. Сколько длится большая перемена?
А. 15 минут; В. 20 минут; С. 10 минут; Д. 25 минут.
3. Сколько часов в сутках?
А. 25 часов; В. 23 часа; С. 26 часов; Д. 24 часа.
4. Сколько дней в феврале?
А. 28; В.30; С. 31; Д. 33.
5. Как называется 11-й месяц?
А. Декабрь; В. Ноябрь; С. Октябрь; Д. Январь.
6. В 1 т:
А. 100 кг; В. 1000 кг; С. 10 кг; Д. 10 000 кг.
7. Сумма – это результат:
А. Умножения чисел; В. Деления чисел; С. Сложения чисел; Д. Вычитания чисел.
8. 524 – это:
А. 5 сотен 2 единицы 4 десятка; В. 5 сотен 2 десятка 4 единицы;
С. 5 десятков 2 сотни 4 единицы; Д. 5 единиц 2 сотни 4 десятка.
9. Сколько будет 256х0?
А. 256; В. 2560; С. 0; Д. 2056.
10. У квадрата:
А. Все стороны разные; В. Противоположные стороны равны;
С. Все стороны равны; Д. Три стороны равны.
11. Сколько будет 7х8?
А. 72; В. 63; С. 64; Д. 56.
12. На сколько 20 больше 4?
А. на 24; В. На 16; С. На 5; Д. на 80.
13. У равностороннего треугольника:
А. Все стороны равны; В. Все стороны разные; С. Есть прямой угол; Д. Все стороны равны.
14. В прямоугольном треугольнике:
А. Все углы прямые; В. Два угла прямые; С. Один угол прямой; Д. Все стороны равны.
15. Произведением каких чисел можно представить число 42?
А. 6и6; В. 4и10; С. 7и 6; Д. 7и 7.
Вариант 2.
1. Как называется промежуток времени между четвертями?
А. Перемена; В. Отпуск; С. Пересменка; Д. Каникулы.
2. Сколько минут идет урок?
А. 45 минут; В. 50 минут; С. 40 минут; Д. 35 минут.
3. Сколько дней в неделе?
А. 6 дней; В. 8 дней; С.5 дней; Д. 7 дней.
4. Сколько лет в веке?
А. 10; В.100; С. 200; Д. 1 000.
5. Как называется 4-й месяц?
А. Май; В. Апрель; С. Июнь; Д. Март.
6. В 1цт:
А. 10 кг; В. 1000 кг; С. 100 кг; Д. 10 000 кг.
7. Разность – это результат:
А. Умножения чисел; В. Деления чисел; С. Сложения чисел; Д. Вычитания чисел.
8. 732 – это:
А. 7 сотен 3 единицы 2 десятка; В. 7 сотен 3 десятка 2 единицы;
С. 7 десятков 3 сотни 2 единицы; Д. 7 единиц 3 сотни 2 десятка.
9. Сколько будет 24х1?
А. 241; В. 24; С.23; Д. 124.
10. Луч – это часть прямой, ограниченная:
А. С двух сторон; В. С одной стороны;
С. С трех сторон; Д. С четырех сторон.
11. Сколько будет 7х9?
А. 64; В. 56; С. 63; Д. 72.
12. Во сколько раз 20 больше 4?
А. в 16 раз; В. В 5 раз; С. В 24 раза; Д. в 80 раз.
13. В остроугольном треугольнике:
А. Два угла острые; В. Один угол прямой; С. Есть тупой угол; Д. Все углы острые.
14. . В треугольнике могут быть:
А. Два тупых угла; В. Четыре тупых угла; С. Три тупых угла; Д. Один тупой угол.
15. Суммой каких чисел можно представить число 35?
А. 10 и 15; В. 24 и 5; С. 15 и 20; Д. 14 и 7.
Сказочная математика
ВАРИАНТ № 1.
1. Собралась Баба Яга на шабаш. Чем удивить подружек? Решила Баба Яга испечь громадный пирог с лягушками. Открыла кулинарную книгу и прочитала, что на приготовление маленького пирожка с лягушками (всего 1,5 кг) требуется 33 лягушки. Стала Баба Яга считать, сколько же лягушек заказать кикиморам, чтобы испечь громадный пирог весом 35 кг, да так до сих пор и считает. Помоги Бабе Яге: посчитай, сколько лягушек потребуется на такой пирог.
2. Не хотела Василиса Прекрасная выходить замуж и задала глупым своим женихам «неразрешимую» задачу: «15 раз по 15 синиц смогут очистить мой лес от гусениц за 15 лет. Сколько лет потребуется 3 раза по 3 синицам, чтобы проделать ту же работу?» А ты сможешь решить эту задачу?
ВАРИАНТ № 2.
1. Имел Царь Василий Пупкин громадное царство, и было в нем 7 лесов и 7 морей. Полжизни воевал Василий, чтобы увеличить свои богатства, и удалось ему расширить свои владения: теперь у него уже 33 леса и 33 моря. Задумался царь, какую же стражу теперь ему требуется содержать, чтобы охранять все это и поддерживать порядок в царстве? Призвал своих мудрецов (а в их числе и ты) и велел посчитать количество стражи: если раньше ему хватало 119 тысяч стражников, то сколько требуется теперь?
2. Спорят Леший с Кикиморой: -Чьё болото? — и пришли за разрешением спора к Бабе Яге, а Баба Яга задала им задачу — кто правильно ответит, тот и владелец болота: «Ваше болото Водяной выпьет за 77 дней, а змей Горыныч имеет голов в 7 раз больше, чем Водяной, да каждая из них пьет в 33 раза медленней. Сколько дней Змею Горынычу пить ваше болото?» Что им отвечать?
ВАРИАНТ № 3.
Ужинали вместе Змей Горыныч и Кощей Бессмертный и решали давний спор: кому свататься к Бабе Яге? Спорили они спорили и решили, что свататься будет тот, кто умнее, и решит задачу другого. Решите эти задачи:
1. Змей Горыныч — Кощею Бессмертному: «Лететь мне от своего царства до Бабы Яги 3 дня и 3 ночи, а расстояние между нами 33 раза по 33 версты. Сколько же мне лететь от своего царства до тебя, если между нами все полные 3993 версты?»
2.Кощей Бессмертный — Змею Горынычу: «Богат я, Змей Горыныч, да нет у меня кареты, чтобы ехать свататься, а мастер просит за карету 144 золотых перстня по 144 унции каждый. Перстни у меня есть, да только мне проще отдать цепями. Сколько же мне нужно отдать цепей, если каждая весит 324 унции?»
ВАРИАНТ № 4.
1. Расчесывает Василиса Прекрасная свои чудесные кудри и считает: «Живу я в этом новом замке уже 25 раз по 25 дней и успела обломать о свои кудри 44 гребня. Сколько же гребней мне заказывать золотому мастеру на следующие 5000 дней?»
2. Решает Водяной вопрос об охране болота, так как многие старые жабы просятся на покой и подросли молодые лягушата. Каждая старая жаба квакает 24 раза в день, и каждый ее квак длится по 2/3 глухариной песни. Молодые лягушата квакают чаще — 33 раза в день, да каждый их квак длится всего 0,1 глухариной песни. Сколько молодых лягушат призвать на действительную службу, чтобы болото охранялось так же оглушительно, если на пенсию подали заявление 33 старых жабы?
В ходе игры вырабатывается быстрота вычислений, внимательность, сообразительность.
nsportal.ru
Интеерсные логические игры по математике для 5-6 классов
Эти игры рассчитаны на учащихся 5-6 классов (11-13 лет). Игры носят развивающий, познавательный характер.
Они способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию наблюдательности, привычки к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игры развивают также коммуникативные способности, умение работать в команде.
Узнай свое число
В игре участвуют 5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-нибудь числом ( все числа – разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) учитель объявляет всем.
Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы ) число.
Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число.
Определить на ощупь
- Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и другие. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур.
- Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.
- Затем учитель меняет задание, предложив запомнить порядок расположения фигур и потом, открыв глаза, разложить их по памяти так, как они лежали до этого при ощупывании.
- Задание можно значительно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их.
Не ошибись
- 6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.
Лучший счетчик.
- На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Отыщи по ответу
- Учитель пишет на доске в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например: 156-39= 87+58= 231-83
65-school.ru
Математические игры — Математика — 5 класс
«Дидактические игры на уроках математики в 5 и 6 классах»
Учитель: Н.А. Мошкина
Методическая тема, над которой я работаю «Дидактические игры на уроках математики в 5 и 6 классах».
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Дидактические игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я не считаю, что использование дидактических игр дает возможность овладеть математикой легко. Легких путей нет. Чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознавали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей, я применяю на уроках математики дидактические игры, игровые моменты, занимательные задания.
Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.
Тема «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Эта игра очень нравится учащимся.
Игра «Морской бой» тоже нравится учащимся.
Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
Игра «Математическое лото»
Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.
Примеры карточек.
0,5 · 3,46 ׃ 2 | 0,5 · 5,6 · 5 | 34,47 · 0,9 + 5,53 · 0,9 |
4 · 1,75 | 28,53 · 0,8 +1,47 | 2,8 · 1,5 – 0,1 |
13,56х – 2,86х, если х=0,4 | 7,86х + 2,14х, если х=0,02 | 13,56х + 6,44х, если х=0,6 |
Игра “Рыбалка”.
Тема: “Сложение и вычитание целых чисел”.
Цель: Совершенствовать вычислительные умения.
Оборудование: Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовленный для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Кормушки с цифрами -ответами.
Ход игры: Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра
Игру “Покормите рыбок”, можно использовать на различных этапах урока на устные вычисления.
“Кто быстрее”.
Тема: “Арифметические действия с положительными и отрицательными числами”.
Каждый школьник заготавливает табличку
-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
3
2
1
0
-1
-2
-3
По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.
Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислений друг друга.
Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.
“Мельница»
В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Нужно выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Ответ в одном из кружков внизу.
“Фишка.”
Игровое поле прямоугольной формы разбито на клетки, в которых записаны числа Первоначально фишка стоит на любой клеточке на линии старта. Фишку двигать по таблице с числами на ближайшее соседнее поле по вертикали или диагонали. При переходе из одной клетки в другую надо прибавить число, записанное в клетке, на которую поставили фишку. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.
«Закодированный ответ»
Цель игры: Закрепление и проверка вычислительных навыков при изучении любой темы 5-6 классов, фронтальная работа.
Оборудование: таблица.
Описание игры: Как по таблице Пифагора находят произведения чисел, где ответу соответствует буква. Подставляя, получаем крылатое выражение «НИТЬ АРИАДНЫ». Эти слова из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею в сражении с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек – полулошадь.) Ариадна дала Тезею клубок ниток, с помощью которых Тезей после победы над Минотавром сумел благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.
.
Например: Элементы устного счета за курс 5-6 классов.
Х | 99 | 25 | 11 | 111 | 53 | 101 |
53 | Н | И | ||||
24 | Д | Н | А | Т | ||
17 | Ь | А | ||||
57 | И | Ы | Р |
583-н 2809-и 2424-т 425-ь
2664-а 3021-р 5621-и 1717-а 2376-д 600 -н 627-ы
Варианты игры: Зашифровать имя ребенка, у которого день рождение или тему урока.
Математический лабиринт
Лабиринт – греческое слово, означает ход в подземелье. Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.
Найдите выход из запутанного положения: последняя цифра ответа решенного примера дает начало следующего.
Может найти применение: при отработки вычислительных навыков, при закреплении и проверки изученного материала, а также при проведении самостоятельной работы практически любой темы за курс 5 – 6 классов.
Рассмотрим данную игру на примере устного счета.
1) 36*34=1224
2) 42*101=4242
3) 295*999=294705
4) 58*11=638
5) 87*93=8091
6) 17*99=1683
7) 69*101=6969
8) 99*93=9207
9) 764*25=19100
10) 33*82=2706
Таким образом, выстраивается последовательность решенных примеров
1 – 4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 или
4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 или
8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 – 8 и так далее.
Учащимся можно одновременно предложить до 10 вариантов самостоятельной работы. Учителю очень легко осуществить проверку на глазах учеников (примеры даются без ответов).
Домино.
Для этой игры надо подготовить карточки, разделенные чертой на две половинки. На одной половинке — задание, на другой – ответ к другому заданию. Играющие составляют цепочку карт так, чтобы за заданием следовал ответ. На рисунке показаны первые три хода игры по теме «Формулы»:
S | 2(a+b) | ||||||||
4a | vt | P | ab | ||||||
S|t | P | S | a*a |
Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:
Выразите высоту и длину тела слона в метрах.
Высота тела: 350см = 3,5м. Длина тела: 450см = 4,5м. Масса тела: 6000кг = 6т.
Такие игры стимулируют творческое развитие потребности ученика в тех или иных умениях и навыках.
Очень любят дети встречаться со сказочными героями.
Многим дорог Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все с радостью стараются ему помочь, например, в таком задании: «Незнайка, выполняя пример на умножение десятичных дробей, допустил ошибки. Помогите ему отыскать их. Посоветуйте Незнайке, где нужно быть осторожным при умножении».
Кроме Незнайки на наших уроках бывают Карлсон и Клоун. Если явился с заданиями Карлсон, то ему нужно помочь решить занимательную задачу. Клоун постоянно претерпевает математические неудачи и дети ему помогут разобраться с удовольствием.
Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, экспертов, сказочных героев, экскурсоводов и т.п. При подготовке уроков я заранее прошу подготовить ребят либо сообщение из истории математики, либо занимательную задачу, либо математический фокус.
Особенно ребята любят, когда весь урок или внеклассное мероприятие проходит в игровой форме. Разнообразие форм уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.
Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение
математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь.
Дидактические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
В своей практике я убедилась, что систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Использование на уроках дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятель- ности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся 5-6 классов на уроках математики? Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?
Я убедилась на своём большом опыте, МОЖНО! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках,
включая в них игры, различные нестандартные задания.
multiurok.ru