Математические игры
<<< Обучение математике
Обучать детей дошкольного возраста счету, развивать логико-математические способности лучше всего в игровой форме. Для этого не обязательно покупать специальные дорогие пособия, дидактические игры или книги по математике. Реквизит для математических игр можно найти дома. В этой статье мы расскажем вам о том, как можно использовать кубики лего дупло в обучении детей счету и основам математики.
1. Конструирование с лего
Для маленьких детей можно нарисовать несложные постройки из кубиков лего на бумаге. Ребенок должен будет по предложенной схеме собрать конструкцию. В Подобной математической игре дети развивают внимание, пространственное мышление, самоконтроль.
Вот еще интересный вариант этой игры с кубиками лего и картонным лоточком от яиц. Примечание: перед использованием лоточек обязательно надо прокалить в микроволновой печи или духовке, для того чтобы избежать риска заражения сальмонеллезом.
Для детишек постарше можно сложить более сложные конструкции из лего, сделав их фотографии. Ребенок должен будет собрать постройку по схеме на фото.
2. Логические последовательности
Из кубиков лего можно выкладывать логические последовательности. Ребенок по заданию взрослого должен продолжить последовательность либо найти ошибку в выложенной последовательности.
Примеры:
Какой высоты должна быть последующая башенка? Собери ее.
Продолжи последовательность.
3. Учимся считать
Найдите в интернете и распечатайте изображение любой грузовой машинки. Подготовьте отдельно карточки с числами, которые проходите с ребенком. Ребенок должен загрузить в машинку определенное количество кубиков, в зависимости от числа, которое вы ему показываете на карточке.
Карточки с числами можно использовать и в другой игре с кубиками лего. Например, ребенок должен для каждой карточки построить башенку, состоящую из соответсвующего числа кубиков.
Математические игры
Занимательная математика для дошкольников
Обучение счету
Учимся считать
Занимательная геометрия
Видео — Букварь на YouTube
Новейший онлайн букварь
Математика для дошкольников
Логические игры
Математика : Задачи. Развивающие игры : учебное пособие для…
Смыкалова, Е, В.Полная информация о книге
- Вид товара:Книги
- Рубрика:Математика
- Целевое назначение:Рабочие тетр. ,тесты и др. уч. пособ. д/уч.1-4 кл.
- ISBN:978-5-7704-0353-4, 978-5-7704-0351-0
- Серия:Несерийное издание
- Издательство: СМИО Пресс
- Год издания:2020
- Количество страниц:93
- Тираж:1000
- Формат:84х108/32
- Штрихкод:9785770403534
- Переплет:обл.
- Сведения об ответственности:Е. В. Смыкалова
- Код товара:48925
проект по математике на тему «Развивающие игры на листе бумаги в клетку»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Развивающие игры на листе бумаги в клетку
Творческий проект по математике
Тараканова Анастасия
ученица 7 «А» класса
Новокрещенова Светлана Сергеевна
учитель математики
Коркино
2019
Введение ………………………………………………………………………………. .3
- Теоретическая часть……………………………………………………………3-5.
- Что такое компьютерная зависимость и к чему она приводит…..….4-5
- Разновидности развивающих игр на листе бумаги……………………6
- Практическая часть………………………………………………………………7
- Социологический опрос учеников седьмого класса ………………….7
- Картотека развивающих игр на листе бумаги в клетку.………………7
- Заключение………………………………………………………………………………8
- Список литературы……………….. ……………………………………………..9
- Приложение.
Введение
Сегодня очень сложно представить жизнь без компьютеров и интернета — они помогают на работе, дома и в учебе.
Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно узнать: разновидности игр на бумаге в клетку.
Актуальность проблемы: Многие учащиеся нашей школы на переменах часто заняты играми на телефоне, да и вообще очень много проводят времени в интернете. Вместо «живого» общения они предпочитают виртуальное, вместо известных игр, таких как «крестики-нолики», «морской бой» предпочитают игры на телефоне.
Цель: показать многообразие увлекательных и интересных развивающих игр на листе бумаги в клетку, которые могут заменить компьютерные игры.
Задачи:
- Изучить, что такое компьютерная зависимость и к чему она приводит
- Изучить варианты развивающих игр на листе бумаги в клетку.
- Провести анкетирование среди учащихся 7 «А» класса и проанализировать его результаты.
- Составить картотеку развивающих игр на листе бумаги в клетку.
Продукт проекта: Картотека развивающих игр на листе бумаги в клетку.
1.1.Что такое компьютерная зависимость и к чему она приводит
Психологические расстройства идут бок о бок с технологическим прогрессом. Развитие компьютерных технологий принесли большую пользу для человечества, но вместе с этим и новую трудность — компьютерную зависимость.
Компьютерная зависимость – это расстройство, которое широко распространилось в 1990 году, в период, когда произошло бурное развитие компьютерной промышленности. Это состояние, при котором человек испытывает психологическую зависимость к компьютерным играм, соцсетям или Интернету, у него постоянно возникают мысли: «Поскорее бы прийти домой и сесть за компьютер». Зависимый человек старается все свободное время проводить вместе с компьютером.
Кажется, что такой стиль жизни безобиден и не вызывает вреда. Однако психологами давно доказано, что компьютерная зависимость схожа с алкогольной и наркотической зависимостями. Но в отличие от них, игровая зависимость не наносит прямой вред физическому здоровью. Последствия игровой зависимости куда тяжелее — социальная дезадаптация, социофобия, панические атаки, навязчивые мысли и другие психологические расстройства.
Причины компьютерной зависимости.
Любое действие человека, которое нравится мозгу, поощряется выработкой эндорфинов (гормона радости). Таким образом, мозг сообщает, что это действие нужно повторять снова и снова.
Человек – социальное существо и информация представляет для него наиболее высокую ценность. Сегодня человек за день в среднем получает столько же информации, сколько человек, родившийся в 1800 году получал за всю жизнь. И объем получаемой информации увеличивается на 6% в год.
Основную часть информации современный человек потребляет из Интернета. Если раньше люди получали информацию из разговоров, книг, газет, телевизионных передач, то сейчас намного проще взять эту информацию из Интернета. Соцсети и сайты обеспечивают нас все большим потоком информации, который стимулирует мозг вырабатывать все больше эндорфинов.
Человек стремится быть счастливым и старается быть в этом состоянии как можно дольше. Но достичь результата в виртуальном мире куда проще, чем в реальном. Поэтому он тратит свое время на игры, которые помогают ему достичь этой цели и быть счастливым. Этим и опасна компьютерная зависимость, она развивается практически у любого человека.
Причиной развития компьютерной зависимости является жажда к получению новой информации, которую человек утоляет постоянным обходом сайтов (серфингом сайтов). Но бывают исключения. Причиной зависимости также могут быть неуверенность в себе, комплексы по поводу внешности, боязнь общества.
У детей и подростков есть еще один провоцирующий фактор – недостаток внимания со стороны родителей, родственников, сверстников. Подросток получает необходимые эмоции, общаясь в соцсетях, играя в компьютерные игры или просматривая видео.
Виды компьютерной зависимости
- К играм – это самый распространенный вид компьютерной зависимости. Человек быстро привыкает к эмоциям, которые дают компьютерные игры. Чаще всего, зависимость к играм развивается у людей, которые не смогли устроиться в жизни, обществе. Но они стараются реализовать себя в виртуальном мире, где все хорошо, и никто не накажет.
- К соцсетям, общению в сети – чаще всего этим видом зависимости страдают неуверенные в себе люди, которые не умеют или стесняются общаться в «реальной» жизни. Таким людям не хватает реального общения, и поэтому они общаются внутри виртуального мира.
- К серфингу сайтов – это самый интересный вид компьютерной зависимости. Большинство людей, страдающих страстью к серфингу сайтов, уверены, что раз они не играют в компьютерные игры, то с ними все в порядке. На самом деле они заблуждаются. Такие люди могут провести весь день за компьютером и даже не заметить этого. Со временем у них развивается зависимость к просмотру ненужной, «мусорной» информации, такой как интересные факты, цитаты, реакции, видео на YouTube и прочее. Таких людей довольно трудно убедить в том, что у них есть вредная привычка
- Разновидности развивающих игр на листе бумаги
Увлечение математикой часто начинается с размышления над какой-то особенно понравившейся задачей. Работая над темой проекта, я рассмотрела множество разных заданий, и такие как развивающие игры на клетчатой бумаге.
Игры на бумаге в клеточку очень интересны и просты. Играть можно практически в любом месте. Для игры нужен всего лишь лист в клеточку и пара ручек. В игры этого раздела можно играть, начиная уже со старшего дошкольного возраста. Эти игры не только развлечение, но и прекрасная тренировка мышления, логики, памяти и внимания. К развивающим играм на листе бумаги в клетку относятся такие игры, как Точки, Крестики-нолики, Пять в ряд, Коридоры, Змейка, Диагональ, Балда, Загрождения, Свобода, Морской бой.
Игры формируют отдельные интеллектуальные операции и способствуют дальнейшему развитию способностей в изучении математики.
2.1 Социологический опрос учеников седьмого класса
В практической части я провела анкетирование среди одноклассников (Приложение 1.). Выяснилось, что в основном все ребята достаточно много времени играют в компьютерные игры и не все знают игры на листе бумаги, ещё больше не умеют в них играть.
Последним этапом данной работы стало составление картотеки развивающих игр на листе бумаги в клетку. (Приложение 2).
Цель картотеки: познакомить одноклассников с развивающими играми на листе бумаги в клетку и с их правилами игры.
3. Заключение
Цель и задачи проекта, поставленные мною, были успешно достигнуты и выполнены. Получен конечный продукт — картотека, где я смогла показать ученикам, что компьютерные игры можно заменить играми на листе бумаги в клетку и доказала, что они не приносят вред здоровью и очень увлекательны, интересны и занимательны.
В ходе работы над проектом были рассмотрены разные виды игр, я смогла больше узнать о компьютерной зависимости.
- Список литературы
- Арестова О. Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете -Москва: Можайск-Терра, 2000 г.
- Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г.
- Детский журнал «Непоседа» (№ 15,№ 23 2016 г.).
- https://inteltoys.ru/articles/cat4/article679.html
Развивающие игры для детей: математика
Как заинтересовать ребенка математикой? Если читать обучающие книжки малыш не желает, стоит попробовать развивающие игры: с простой системой управления, русской озвучкой и, разумеется, красивыми анимациями.Математика и цифры для малышей (Google Play, App Store)
Математика может быть простой и понятной. Чтобы упростить для ребенка изучение чисел, разработчики позаботились о визуальной составляющей игры: первым делом нужно пересчитать черно-белых зверей, которые по касанию оживают. Каждое действие озвучивает диктор, а как известно, повторение — мать учения.
Учимся складывать и вычитать (Google Play, Windows Phone Store, App Store)
Изучили цифры? Можно переходить к простейшим математическим действиям и на примерах яблок, цветов и животных складывать и вычитать, а заодно запомнить, как показывать числа на пальцах.
Арифметика и математика для дошкольников и первоклассников от Намби. Развивающие математические игры для детей (App Store)
Математика с Намби понравится и малышам, и их родителям. Будущие школьники смогут совмещать пользу и развлечения — вместе с анимированными персонажами, а для старших в игре предусмотрен раздел статистики, чтобы следить за трудностями и успехами чада.
Умная Математика 1 (Windows Phone Store)
Помощник юного математика для Windows Phone поможет выучить числа, сравнивать и запомнить их порядок, освоит сложение, а также расскажет, как определять время по часам.
Математика для малышей – учим счет, последовательность цифр, сложение и вычитание (App Store)
Приложение включает шесть мини-игр с отличной графикой. Вместо того, чтобы смотреть на статичные картинки в обучающих книжках, Математика для малышей требует участия мини-пользователя. В одном из разделов нужно посчитать все предметы на картинке и заполнить карточки для чисел: сколько деревьев в лесу или птиц в небе? После каждого правильного ответа часть пейзажа наполняется цветом.
Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Для прочного усвоения знаний детей необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование развивающих игровых упражнений и дидактических игр — все это создает у детей хороший эмоциональный настрой и прочное усвоение основных математических знаний. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей. Игра — это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастет в радость учения.
В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием развивающих игр. Игровые методы и приемы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Создавать условия для развития познавательно активной деятельности через пополнения развивающих центров (дидактическими играми, наглядными пособиями)
- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и дидактических игр.
Формы проведения:
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— индивидуальная работа с детьми;
— свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы обучения
- Наглядно-действенные приемы.
- Игры с мелкими предметами.
- Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).
- Сюжетные игры.
- 5. Использование цветных палочек Кюизенера.
- Игры с использованием блока Дьенеша.
- Словесные игры.
Ожидаемые результаты:
У детей:
— активизация познавательного интереса дошкольников;
-развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
— формирование элементарных математических представлений.
У воспитателя:
— повышение своего теоретического познания в области математики;
— умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
— пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
— оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1.Организационный этап
Сентябрь
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1.З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
3.Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного
образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
5. Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.
- Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
- «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. Н. П. Холина «Игралочка».
- Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб, ООО «Корвет», 2001 г.
11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с детьми.
Октябрь
- Дидактическая игра «Сложи из треугольников».
- Геометрические фигуры в загадках.
- Изготовление дидактической игры «Цветное домино».
- Дидактическая игра «Купим пуговицы».
1-цель: развивать мышление, воображение, творчество,
2-цель: закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок,
3-цель: пополнение дидактической игрой группу,
4-цель: учить соотносить по величине предметы, совершенствовать счет в пределах
Ноябрь
- Сюжетная игра «Магазин»
- Д/и «Правильный счет»
- Д/и «Кто где»
- Д/и «Помоги цыплятам»
1-цель: совершенствовать навыки счета в пределах 5,
2-цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета,
3-цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, справа, слева, внизу, вверху)
4-цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Декабрь
- Д/ и «Динь-динь!».
- Игра «Разложи в коробки»
- Игра «Самолеты»
- Игры с использованием блока Дьенеша
«Украсим елочку»
1-цель: совершенствование умения считать в пределах 6,
2-цель: учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины,
3-цель: закрепление понятий «один», «много»,
4-цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойств, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета
Январь
- Игра «Поручение»
- Дидактическая игра «Найди и назови».
- Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки»
- Игры с крышками от бутылок «Собери фигуру».
1-цель: упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади,
2-цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета,
3-цель: учить сравнивать по высоте, обозначать результаты сравнения словами: низкий, высокий, выше, ниже,
4-цель: развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение Д/игрой группу.
Февраль
- Считалки с иллюстрациями
- Игры с использованием блока Дьенеша«Логический поезд».
- Дидактическая игра «Цифры заблудились»
- Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
1-цель: упражнять считать в пределах 7,
2-цель: развитие способности к логическим действиям и операциям,
умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами
3-цель: упражнять детей в счёте в пределах 5 и обратно,
4-цель: предложить родителям картотеку игр по математике.
Март
- Составление из геометрических фигур «Цветок для мамы»
- «Соберем бусы»
- Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок».
- «Найди различия»
1-цель: совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину.
2-цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) фигур счет в пределах 8,
3-цель: развитие мышления, логики,
4-цель: совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления.
Апрель
- Игровая ситуация «Весна пришла»
- Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»
- Игры с использованием блока Дьенеша«Угощение для медвежат»
- Лото «Геометрические фигуры»
1-цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине,
2-цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами счет в пределах 9,
3-цель: развитие умение сравнивать предметы по одному — четырем свойствам, понимание слов: «разные», «одинаковые»
4-цель: развитие представлений о геометрических фигурах.
Май
- Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»
- Игровое упражнение «Письмо от волшебника»
- Составление из счетных цветных палочек Кюизенера.
разнообразные фигуры.
- Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку»
1-цель: упражнять в счете в пределах 10 и различии цветовой гаммы,
2-цель: упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь в пределах 10,
3-цель: упражнение в составлении геометрических фигур на плоскости стола,
4-цель: развивать умение подбирать предметы одинаковые по цвету и форме.
Работа с родителями.
Содержание работы | Сроки |
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
В течение года |
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. |
В течение года |
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». |
Ноябрь |
4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» |
Февраль |
5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» |
Март |
6. Оформление центра «Занимательная математика» | В течение года |
7. Изготовление папки передвижки по математике для родителей | Апрель |
8.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов» |
В течение года |
3.Заключительный этап
Подготовить отчет по теме самообразования.
Автор: Волкова О. А.
Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников
В данной статье показаны ключевые моменты умственного развития дошкольников. Автор показал важность применения математических игр для развития умственной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: умственное развитие, мышление, память, внимание, дошкольный возраст, развитие, математическая игра.
Как известно, дошкольный возраст является основой для дальнейшего становления личности. Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Именно в этот период закладываются основы речи и мышления личности ребёнка. В дошкольном возрасте создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания — восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
ФГОС ДО (2.6) в разделе «Познавательное развитие» среди задач указываются следующие: формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения; формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, количестве, величине, части и целом, пространстве и времени и т. д.). Всё это способствует развитию умственной деятельности и является одними из приоритетных задач [1].
В дошкольном возрасте ребёнок уже начинает овладевать начальными математическими представлениями, которые в свою очередь способствуют его умственному развитию. Так как игра является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде, в этом могут помочь развивающие математические игры.
Анализ литературы. Изучением умственной деятельности у детей дошкольного возраста занимались такие видные учёные как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Венгер Л. А., Леушина А. М., Ж. Пиаже. Также нельзя обойти вниманием работы Смирновой Е. О., Носко И. В. и многих других, которые понимали важность изучения данного вопроса и внесли в это значительный вклад.
Изложение основного материала. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Умственное развитие представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы.
Как отмечает Смирнова, умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического [2, с. 274]. В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы [3, c. 77].Мышление в дошкольном возрасте переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному [4, с.67].
Наглядно–действительное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними. На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К 6–7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все эти виды мышления тесно связаны между собой.
Также в дошкольном возрасте происходит внимания, памяти, воображения, которые также являются составляющими умственного развития. Эти три психических процесса в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. Главная общая черта этих процессов — их непроизвольность, уменьшающаяся на протяжении дошкольного возраста. Например, память в данный период носит непроизвольный характер: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо. Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что произвело эмоциональное впечатление [3, с.77].
Поэтому формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте связано с формированием и развитием мышления, внимания, памяти, воображения, ориентировки в пространстве
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством [5, с. 25].
Для достижения продуктивных результатов в процессе формирования и развития мышления, воображения, памяти, внимания — т. е. всех составляющих умственного развития ребёнка — необходимо использовать эффективные методы и средства, которые будут не просто «вкладывать» определённые знания и умения в детей, а помогут развить у него эти стороны умственной деятельности.
Исходя из вышесказанного, методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребёнком математических заданий, а подразумевает создание содружества и совместной деятельности [7, с.3]. Согласно теории Ж. Пиаже, игра — это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением [4, с.66]. Именно поэтому просто необходимо развивать мыслительные процессы в ребёнке дошкольного возраста посредством игровой деятельности. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение математических игр в умственном и всестороннем развитии детей.
Математическая игра — это, прежде всего, интеллектуальная игра, то есть игра, где успех достигается в основном за счет мыслительных способностей ребёнка, его ума и знаний по математике, которые уже сформированы у него.
К математическим играм относят либо игры, имеющие дело с числами, фигурами и тому подобным, либо игры, исход которых может быть предопределён предварительным теоретическим анализом [8]. Среди математических игры выделяются развивающие математические игры.
Развивающие математические игры призваны решить следующие задачи: активизировать умственную деятельность; заинтересовывать математическим материалом; развивать такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение, абстрагирование; в интересной и увлекательной форме расширять, углублять математические представления; закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: действуя с разнообразными предметами и в играх. Именно поэтому нужно стараться достичь максимальной активности детей, используя занимательные и игровые материалы, опираясь на непроизвольное внимание детей.
Развивающие математические игры очень разнообразны. Например, для развития логики подойдут игры с логическими блоками Дьенеша, «Палочки Кюизенера», «Танграм», а также и другие игры: настольно-печатные — «Цвети форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.; дидактические — «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Части целого» и т. п.
Таким образом, роль развивающих математических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить. Они помогают детям в игровой форме усваивать математические понятия, развивают логическое мышление, воображение, память, внимание, которые являются составляющими показателями умственного развития дошкольников.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Desktop/fgos_ru_doshk.pdf.pdf
- Смиронова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
- Носко И. В. Психология развития и возрастная психология /И. В. Носко / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1069/24/
- Щипанова Д. Е. Психология развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. Е. Щипанова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 178 с. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/141677421.pdf
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. –– М., Просвещение, 1974.- 368с.
- Хохрякова Ю. М. Реализация деятельностного подхода в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста/ [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/realizatsiya-deyatelnostnogo-podhoda-v-protsesse-formirovaniya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.pdf
- Помораева И. А., Позинна В. А. Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. — М.: Мозаика — синтез, 2016.-80с.
- Словари и энциклопедии на Академике / Большая советская энциклопедия/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/107220/Математические
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, умственное развитие, ребенок, умственная деятельность, действительное мышление, логическое мышление, математическая игра, развитие мышления, умственное развитие дошкольников.
Математика через развивающие игры
Математика через развивающие игры
Холодцова Елена Николаевнка
Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.
Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями. Точность и строгость математики, как науки, не должны выливаться в сухости её преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения.
Известно, чо многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету — математике. Дети 6-7 лет радостно идут 1 сентября в первый класс. Это объясняется тем, что от природы они любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира, но уже на следующий день на лицах многих из них можно прочесть разочарование. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведёт к серьёзным последствиям: растёт число неуспевающих, а сам предмет кажется недоступным. Чем можно объяснить это явление? Неадекватностью методов обучения интересам детей. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парты для «серьёзного» изучения наук, в том числе математики. Распространено и такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Значит, нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат… Такими играми нового типа являются развивающие игры. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические опрерации. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым. Формирование развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить.
Занимаясь детьми, нужно помнить, что задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребёнку, а сформировать у него определённое отношение к миру, то есть заложить основы его личности.
Литература:
1. Е.М. Сербина «Математика для малышей», М., 1992;
2. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает», М., 1991;
3. А.А. Столяр «Давайте поиграем», М., 1984;
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., 1990;
5. И.А. Барташникова «Учись играя», Харьков, 1997;
6. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. , 1990.
Math Vs Undead Игры Математика
Math Vs Undead Игры Математика — это одна из лучших математических игр, которая ждёт, чтобы вы скачали её! Она сочетает в одной весёлой игре зомби игру и развивающую игру для детей.
Дети обожают зомби игру, за то, что она делает их лучшими стрелками в игре, а родители обожают развивающие игры для детей, потому что это игры для логического мышления, таким образом, мы придумали забавную математическую игру подходящую и для детей и для взрослых.Ваш мозг полюбит эту математическую игру, потому что она занимает первое место среди развлекательных игр, а так же это зомби математическая игра для подростков, но в целом подходит и для тренировки мозга у детей. Вместо того, чтобы заниматься глупостями в интернете, начните играть в логическую игру для мальчиков и девочек.
Особенности игры Math Vs Undead Математика
Прекрасная графика и интерфейс
Математический гений, защищающий себя от задач зомби в этой зомби игре для детей вооружённый своими математическими знаниями
Матическое игровое нападение — при каждом правильном ответе стреляете в злого зомби заострёнными перьями, острыми треугольниками, линейками и циркулями.
Простые математические упражнения — прибавление, вычитание, умножение и деление
Математическая игровая площадка — Бросьте вызов вашему мозгу из 30 игровых уровней — каждый уровень имеет различные игры на умножение, деление, прибавление, вычитание. Развивайте ваши способности, выполняя быстрые вычисления.
Развивающие игры включают в себя цифры для усовершенствования умственных тренировок, проверьте свой интеллект и рефлексы, повышение когнитивных функций и зрительной памяти сделают вас настоящим математическим гением
Учиться никогда не было так легко как сейчас!
Прежде всего, эта развивающая игра для подростков и детей 5,6,7,8,9,10 лет.Она так же подходит для малышей, а детям дошкольного возраста эта развивающая игра поможет в дальнейшей и в школе. Эта логическая игра и игра для тренировки мозга научит ваших детей элементарной математике смешным и интересным способом. Мы знаем, что математика создает много проблем, как детям, так и взрослым, но с этой развивающей игрой у вас есть множество преимуществ. Это лучшая игра для детей, используемые различные математические упражнения, которые сделают вашего ребёнка настоящим королём математики.
С другой стороны, учёные уверяют, что ум необходимо тренировать, как и мускулы, по этому родителям необходимо настроить свой ум к действию в игре для взрослых для тренировки мозга. Все могут наслаждаться семейной игрой и игрой для мальчиков и девочек, с помощью которой вы получите уйму удовольствия в процессе обучения.
Дети не избегайте математических проблем, потому что они настолько сложны, как кажется на самом деле! Хватит терпеть вторжения зомби, с помощью веселых игр для подростков и забавной игры для взрослых!
Математические игры — Игры и приложения для iPhone и iPad
Что необходимо для того, чтобы стать королём динозавров в математике? Игры про динозавров? Что ещё? Крутые математические игры? Возможно развивающие игры для детей? Динозавры Математические Игры включает в себя всё!
Создайте свою величайшую коллекцию из когда-либо существовавших динозавров, решая математические задачи. Динозавры Математические игры одна из развивающихся детских игр, тренирующих мозг, и после того, как вы начитаете играть в нее, вы жаждете узнать, что же будет происходить дальше. Воспользуйтесь возможностью математической помощью и станьте королём динозавров в математике в кратчайший срок!
Выбери своего математического героя — бесстрашного мальчика гения — дино Макса или умную, красивую девушку — дино Зои. Макс создал машину времени для изучения Мезозойской эры, вместе со своей сестрой Зои. Они хотят узнать о динозаврах и троглодитах, которые жили в тот период.Чтобы встретить динозавра, вам придётся сталкиваться с троглодитами и в первую очередь решать математические задачи.
ДИНОЗАВРЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: ХАРАКТЕРИСТИКИ
— 12 историй динозавров
— 60 уровней динозавр мании и математической практики
— Лёгкий, средний и тяжёлый уровни сложности
— Умножение, деление, сложение, вычитание
— Уравнения с одной модели
— А цифрифметические операции с числачными дробями
— Диапазон игры. 0-1000 (0-10, 0-20, 0-100, 0-1000)
— Математические упражнения для 1-го и 5-го классов и 6-го и 8-го классов
— Бесплатная математическая помощь
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Динозавры Математические Игры для детей — идеальная игра открыть для себя математику как развлекательный предмет, во время прогулки с динозаврами.Математика может казаться скучной или даже пугающей для детей, пока они не оценят ее, но с Динозавр математикой страхом, сдерживание себя и всё негативное отношение к математике 2-го, 3-го, 4-го классов исчезнут без следа. Опция ДЛЯ ПЕДАГОГОВ поможет учителям, родителям и репетиторам проверить прогресс детей в математике, открыть сильные и слабые стороны математических операций, а сама игра поможет детям улучшить свои умственные математические навыки, там, где это необходимо. Развивающие математические игры для детей не так уж и легко найти.Вы можете скачать Динозавры Математические Игры для детей бесплатно и изучать математику, получая массу удовольствия.
Математические игры в детском саду школе. Сборник игр для детей 5–7 лет | Картотека по математике (подготовительная группа) на тему:
Математические игры в детском саду школе.
Сборник игр для детей 5–7 лет
В пособии представлены математические игры для детей 5–7 лет: игры на закрепление
количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометрических фигурах, для улучшения ориентировки в фигурах в пространство, на закрепление временных представлений.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям
начальной школы, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям.
Игры на закрепление количественных представлений
Игра со стручками гороха
Материал. Карточки с цифрами, пособия «стручки гороха» — два комплекта разных цветов. На полу на небольшом расстоянии один от другого лежат обручи, в центре каждого обруча — карточка с цифрой. На подносе лежат «стручки гороха» (по количеству детей).
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий —
Подскакали кто куда
Круглые ребятки!
— Что это? Правильно, это горох, — говорит педагог и объясняет правила игры. — Вы будете бегать под музыку.Как только музыка перестанет звучать, по очереди подходите к столу, берите по одному стручку и вставайте возле той цифры, которая соответствует количеству горошин в стручке.
В итоге возле каждого обруча должны стоять два ребенка со «стручками» разных цветов.
Педагог предлагает проверить ребятам друг друга — правильно ли все выполнили задание. Если кто-то ошибся, ему объясняют, почему он не должен стоять возле этой цифры.
Игру следует повторить, первое положив «стручки» на поднос.
Примечание. Не надо обращать внимание на цвет «стручков», когда дети стоят возле
обручей. Они могут допустить ошибки при пересчете «горошин». Обменявшись «стручками», ребята уточняют свои действия и исправляют допущенные ошибки.
Постройся по порядку
Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10.
В игре участвуют до 10 детей.
На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.
Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.
— Первым выйдет ребенок с цифрой 7.
— Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.
— Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое
место.
— Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.
— Назовите цифры по порядку.
Примечание. В игре может принимать участие большее количество детей.В этом случае
потребуется второй комплект цифр. Играют две команды.
Найди пару
Материал. Карточки с цифрами и карточки с кружками.
Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат
перевернутые карточки с цифрами, на другом — перевернутые карточки с кружками.
Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они берут карточки со столов, и каждый
отыскивает свою пару: ребенок, у которого на карточке цифра, ищет ребенка, у которого на карточке соответствующее количество кружков.
Далее проверяют, все ли пары подобраны правильно.
Карточки возвращаются на прежние места, и игра повторяется.
Примечание. Если нет карточек с кружками, то можно использовать комплекты карточек с
цифрами двух цветов.
Какая цифра убежала?
Материал. Карточки с цифрами от 0 до 20 (на каждого ребенка).
Дети играют парами.
Педагог предлагает каждому паре разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один
ребенок закрывает глаза, а другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось в ряду. Если он отгадал, то становится ведущим.
Игра продолжается.
Усложнение. Изменить числовой ряд, предложить разложить числа от 10 до 20 или от 10
до 20.
Чудесный мешочек
Материал. «Математический набор» и мешочек с мелкими игрушками (на каждую пару
детей).
Дети играют парами, сидя за столом. Перед ними лежит «Математический набор» и один
мешочек с мелкими игрушками на двоих.Педагог предлагает детям разложить цифры по
порядку от 1 до 10. С помощью считалки выбирают ведущее в каждой паре:
Катилось яблоко,
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Ведущий предлагает своему партнеру закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из цифр. Ребенок, открыв глаза, называет какой цифры не хватает, и отсчитывает такое же количество игрушек.
Если выполнено задание верно, игрушки и цифра возвращаются на свои места.
Дети меняются ролями. Игра повторяется.
Усложнение. Отсчитать игрушек на одну больше или меньше.
Кто быстрее?
На земле чертится квадрат, разделенный на девять маленьких квадратов. В квадратах
написаны цифры в таком порядке: 1-й ряд — цифры 1, 2, 3; 2-й ряд — 4, 5, 6; 3-й — 7, 8, 9.
В игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает по клеткам на
одной ноге с цифры на цифру по порядку.Как только он не сможет устоять на одной ноге, играется и ведущим становится второй ребенок.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не дойдут до последней цифры. Кто первый
допрыгал до конца — победитель.
Найди столько же
Материал. Карточки с кружками или цифрами.
В комнатах расставлены различные группы однородных предметов (две пирамидки, четыре мяча, два зайчика и т. Д.). Педагог держит веером в руках карточки с кружками или цифрами и предлагает кому-либо из детей вытащить одну из них. , Выбрав карточку или цифру, находит в комнате Ребенок одинаковых игрушек, сколько кружков изображено на карточке.
Игра повторяется несколько раз.
Усложнение. Найти предметов на один больше или меньше количества кружков на
карточке.
Назови соседей
Материал. Куб с цифрами на гранях.
Дети стоят в кругу.
С помощью считалки выбирают ведущего:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь — стой и жди,
А не веришь — выходи!
Ведущий бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, называет цифру на
грани куба и «соседей» этого числа. Если он дал правильный ответ, то становится ведущим.
Игра проводится в быстром темпе.
Усложнение. На гранях куба вместо цифр могут быть кружки (от 1 до 6).
Игра с яблоками
Материал.Цифры, пособия «яблоки».
На полу, на большом расстоянии друг от друга, лежат обручи. В каждом обруче цифра. На подносе лежат «яблоки»: желтые, красные, зеленые.
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
— Правильно, это яблоко. Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать по музыке. Как только она перестанет звучать, возьмите по одному яблоку.В яблоках есть семечки. Посчитайте, сколько семечек в яблоке, и встаньте около той цифры, которая соответствует их количеству.
Звучит музыка. Как только она перестанет звучать, дети берут со стола по одному яблоку со стола и отыскивают обруч с нужной цифрой. Около цифры каждой должна стоять три ребенка с яблоками разных цветов.
«Проверьте друг друга: все ли правильно выполнили задание, — говорит педагог. — Возле
какой цифры стоите и почему ». Дети, обмениваются яблоками, проверяют правильность
выполнения задания, исправляя ошибки.
Игру можно повторить, домашний сложив яблоки на поднос.
Примечание. Когда дети стоят около цифры, не следует обращать внимание на цвет яблок.
Дети могут допускать ошибки при пересчете. Обменявшись яблоками, они уточняют свои
действия и исправляют допущенные ошибки.
Усложнение. Вместо цифр использовать карточки с по-разному расположенными
кружками. Задание: встать возле той карточки с кружками, которая покажет число на один
больше или меньше количества семечек в яблоке.
Отгадай число
С помощью считалки выбирают ведущего:
На злотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич.
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Ведущий загадывает любое число в пределах 10 и на ухо говорит его педагогу.
Играющие с помощью вопросов должны отгадать это число. Ведущий может отвечать на
вопросы только словами «да» или «нет».
Например, задумано число 8.
— Число больше семи? (Да.)
— Оно меньше девяти? (Да.)
— Это число восемь?
— Да.
Когда число отгадано, ведущим становится тот, кто отгадал число.
Усложнение. Загадывать числа в пределах 20.
Назови число
Материал. Мяч.
С помощьюалки выбирают ведущего:
Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Дети стоят в кругу. В центре круга — ведущий с мячом в руках. Он бросает одному из
играющих мяч, называет любое число и дает задание: «Уменьши число на один». Ребенок, пойманный мяч, дает ответ, называет любое число и, бросая мяч другому играющему, дает задание: «Увеличь число на один».
Если ребенок, пойманный мяч, ошибется, его поправляет кто-либо из детей в кругу или
ведущий.
Чего не стало?
На столе в ряд расставлены 10 игрушек.
Педагог предлагает детям пересчитать игрушки, запомнить их расположение и затем
закрыть глаза, а сам в это время убирает две любые игрушки.
После того как дети откроют глаза, задает им вопросы:
— Игрушек стало больше или меньше?
— Какие игрушки убрали?
— За какими игрушками они стояли?
— Какая игрушка была первой?
Игра с кубом
Материал. Куб с цифрами на гранях.
С помощью считалки выбирают ведущего:
Раз, два, три, четыре, пять,
— Таня, будем начинать.
Пчелы в поле полетели,
Сели пчелы на цветы.
Мы — играем, водишь — ты!
Он бросает куб одному из детей и говорит: «Считай дальше». Ребенок, поймавший куб,
называет цифру на грани и считает дальше. Услышав: «Стоп!», Он бросает куб другому ребенку.
Ведущий может изменить задание: «Считай в обратном порядке».
Игра проходит в быстром темпе. В ней должны принять участие как можно больше детей.
Игра с карточками
Материал.Карточки с кружками в количестве от 1 до 10. Куб с цифрами на гранях.
Дети стоят в кругу.
В руках у каждого ребенка карточка с кружками. После словога: «Внимание, начали!»
— Все играющие передают карточки друг другу по кругу, по часовой стрелке.
По команде «Стоп!» дети прячут карточки, сосчитав кружки на них.
Педагог подбрасывает куб и показывает ребятам выпавшую верхнюю его грань. Посмотрев на грань, дети показывают карточки с такими же кружковами и объясняют, почему они их показали.
Игра повторяется. Дети меняются карточками.
Вариант. Вместо карточек с кружками можно использовать цифры.
В какой руке сколько?
Материал. Кружки или мелкие предметы, например, пуговицы, орехи, камешки (все то, что ребенок может спрятать в руке).
Педагог предлагает детям пересчитать кружки, которые он держит в руке, и сказать:
сколько всего кружков в руке? (Четыре кружка.) На глазах у детей он раскладывает кружки в две руки и говорит: «Вы должны отгадать, сколько кружков в одной руке, сколько в другом и сколько всего кружков. Давайте договоримся, что сначала будем говорить, сколько кружков в левой руке, а потом — сколько в правой руке. Как я разложила кружки? »
Дети стараются угадать, перечисляют возможные варианты. Если они не отгадали
задуманный педагогом вариант, можно сказать: «Так может быть, но у меня не так».
Игра продолжается до тех пор, пока дети не отгадают. Ребенок, названный, сколько в какой руке спрятано кружков, верно становится ведущим. Теперь он раскладывает кружки в две руки (педагог проверяет, сколько кружков он положил для уточнения правильности ответов), а дети угадывают задуманный им вариант.
Игра повторяется несколько раз.
Примечание. Следует напоминать детям, чтобы они не забывали говорить не только сколько кружков в каждой руке, но и сколько их всего. Эту игру можно проводить не только в пределах 4, но и в пределах 10.
Кто знает — пусть дальше считает
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу.
Педагог стоит в центре круга. Он бросает мяч какому-либо ребенку и называет число в
пределах 20. Ребенок, поймав мяч, бросает его обратно и называет число на один больше.
Например, «Одиннадцать», — говорит взрослый. «Двенадцать», — отвечает ребенок, бросает мяч обратно и т. д. Игра проводится в быстром темпе.
Считай — не ошибись
Дети встают полукругом. С помощью считалки выбирают ведущего.
Все закрывают глаза. В это время ведущий хлопает (подпрыгивает, топает) несколько раз.
Дети, открыв глаза, повторяют его действия и объясняют, почему они так сделали.
Выбирают нового ведущего. Игра повторяется.
В качестве усложнения ведущий может выполнить задание, похлопав на один раз больше (меньше), чем услышали дети.
Считай в обратном порядке
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу. Перед началом игры следует договориться, что считать дети будут в
обратном.
С помощью считалки выбирают ведущего:
Три пушистых кошки
Улеглись в лукошке.
Вдруг одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало?
Ведущий бросает мяч кому-либо из играющих и называет любое число.Ребенок,
пойманный мяч, продолжает считать в обратном порядке, то есть называет три любых числа перед названным числом. Теперь он становится ведущим. Игра проводится в быстром темпе, задания повторяются много раз, чтобы как можно больше ребят принять участие в игре.
Усложнение. Считать можно не только в пределах 10, но и дальше.
Соседи
Материал. Два комплекта карточек с цифрами (комплекты двух цветов).
На столе педагога лежат два комплекта перевернутых цифрами вниз карточек.По сигналуюдети берут по одной цифре и выстраиваются по порядку в две колонны в соответствии с цветом цифр. Педагог дает задание, например: «Выйдите« соседи »числа и назовите себя».
После выполнения задания каждый ребенок возвращается на прежнее место в колонне.
Игра продолжается.
При повторном проведении игры роль ведущего переходит к одному из детей.
Усложнение. Задание: вы нажмите «соседи» чисел три и пять, и назовите себя.
Положи столько же
Материал.Мелкие игрушки (несколько видов, по 10 шт. Каждого вида).
Дети играют парами сидя за столом.
Один ребенок начинает игру: выкладывает на стол определенное количество игрушек. Его партнер должен положить столько же игрушек другого вида. Таким образом количество игрушек постоянно возрастает.
Затем с помощью приема приложения проверяется правильность выполнения задания.
Игра повторяется несколько раз, дети меняются ролями.
Проверьте друг друга
Материал.Наборы цифр от 1 до 10.
Дети играют парами.
Педагог предлагает каждому ребенку разложить цифры от 0 до 10 по порядку.
Ребята в каждом паре проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
С помощью считалки выбирают ведущего:
За морями, за горами,
За железными столбцами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
Иди замочек отомкни.
Ведущий отсчитывает определенное количество игрушек, а его партнер кладет рядом
соответствующего цифру.Если ребенок правильно выполнил задание, он становится ведущим и игра продолжается.
Вариант. Один ребенок выдвигает цифру из числового ряда, а другой отсчитывает игрушки.
Ручеек
Материал. Наборы карточек с цифрами от 1 до 10.
Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». В руках у них карточка с
цифрой (любая цифра, от 3 до 10).
У остальных ребят в руках по одной цифре. Они разбегаются по комнате. По сигналу
педагога «Ручеек в воротца!» дети встают парами так, чтобы образовалось вместе заданное на «воротах» число (например, надо составить число 8: 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 0 и 8 и т.д.) «Ручеек» проходит через «ворота», которые пропускают только тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено.
Игра продолжается, при этом меняются ведущие, цифра на «воротах» и цифры у детей.
Усложнение. Вместо цифр использовать карточки с кружками в количестве от 0 до 10.
Покажи соседей
Материал. Цифры от 1 до 20 (на каждую пару детей).
Дети играют парами. Педагог предлагает им разложить цифры на столе в любом порядке.
С помощью считалки выбирают ведущего в каждой паре:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Ведущий указывает на одну из цифр, а его партнер находит «соседей» этого числа. Затем дети меняются ролями.
Варианты. Разложить цифры от 10 до 20 или от 1 до 20. Можно изменить правила игры:
ведущий указывает на две цифры, а его партнер называет их «соседей».
Льдинка в кругу
Игра проводится с небольшой группой детей.
На земле рисуют 10 кругов на небольшом расстоянии один от другого. В каждом круге
пишут цифру (от 1 до 9), один круг остается пустым. (Цифры установлены не по порядку.)
С помощью считалки выбирается ведущий. Он встает в пустой круг; в руках у него
«льдинка» (любой предмет, который можно бросить). Он бросает ее в круг с любой цифрой и перепрыгивает в этот круг. Дальше «льдинку» необходимо перебросить в следующий круг в порядке возрастания (или убывания).
Игра повторяется с другим ведущим.
По кочкам
Материал. Круги с числами от 1 до 10.
Дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны одна напротив другой. Между ними педагог раскладывает круги с числами — «кочки». Сообщает задание: нужно пройти через «болото» по «кочкам», наступая на них по порядку. Когда игрок одной команды преодолевает «болото», он дотрагивается до первого игрока другой команды и тот начинает свой путь по «кочкам» в обратном порядке (10, 9 и т.д.) Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок. (Если кто-то ошибся, он начинает свой путь сначала.)
Усложнение. Вместо цифр на «кочках» кружки в количестве от 1 до 10.
Сколько жильцов в квартире?
Материал. Обручи, цифры.
На полу лежат несколько обручей, в каждом из них цифра.
Дети бегут по комнате, По сигналу педагога они бегут к обручу — «квартира». Цифра в
обруче показывает, сколько «жильцов» живет в квартире.
Педагог, обращаясь к детям, спрашивает: «Сколько жильцов в этой квартире и почему их
столько?» Если квартира не полностью заселена, необходимо спросить у детей, сколько жильцов не въехало в этой квартире. Игра продолжается, меняются цифры в обручах.
Желательно, чтобы в одном обруче число было больше 10.
Кузнечик
Материал. Карточки с числами от 1 до 10.
Перед каждым ребенком на столе карточки — числовой ряд от 1 до 10.
Педагог предлагает игровую ситуацию: «Кузнечик движется по числовой дорожке (по
карточкам-клеточкам): два прыжка, прыжка, пять прыжков и т.д. ». (Количество клеток в одном прыжке заранее оговаривается с детьми.)
Затем педагог дает задание:
1. Скажите и покажите, где указанный кузнечик, если в каждом прыжке две клеточки и он
сделает пять таких прыжков? На сколько клеток при этом продвинется кузнечик?
2. Скажите, на какой клетке покажите кузнечик, если он передвигается так:
три прыжка вперед, потом еще четыре вперед? А если так: два прыжка вперед, а затем еще два вперед?
3.А теперь кузнечик, делает вперед сначала один прыжок, потом еще три. Покажите, в
какой клеточке числовой дорожки, если сделает:
— шесть прыжков, а потом ноль прыжков?
— три прыжка, потом четыре прыжка и еще ноль прыжков?
— два прыжка вперед и один прыжок назад?
— пять прыжков вперед, один прыжок назад и два прыжка вперед?
Игры на уточнение понятий о величине предметов
Скажи наоборот
Материал.Мяч.
Дети стоят в кругу.
Педагог в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Палка
длинная, а карандаш…?» Ребенок, пойманный мяч, называет слово, противоположное по
значению: «Короткий», — и бросает мяч педагогу.
Вопросы:
— Пояс узкий, а шарф…?
— Юбка короткая, а платье…?
— У девочки волосы длинные, а у мальчика…?
— Дверь узкая, а окно…?
— Пальто длинное, а куртка…?
— Носки короткие, а гольфы…?
— Ветка тонкая, а дерево…?
— Дерево высокое, а куст…?
Усложнение.Задания могут давать друг другу дети.
Отгадай, что такое?
Дети стоят полукругом.
Педагог говорит: «Я назову одно слово, а вы будете перечислять предметы, которые можно назвать вместе с этим словом. За каждый правильный ответ получите фишку ».
«Длинная…» — говорит педагог.
«Дорога», — отвечает ребенок и получает фишку. «Платье, веревка, день, шуба…», —
вспоминают дети. За каждый правильный ответ дается фишка.
Педагог называет следующее слово: «широкая» («Дорога, улица, речка, лента, мост».)
«Высокий…» («Дом, дерево, столб, дядя Степа, жираф».)
В конце игры дети подсчитывают фишки и определяют победителя.
Кто больше запомнит?
В игре принимают участие несколько ребят. Им предлагается в течение 10–15 секунд
увидеть вокруг себя как можно больше предметов: одной величины; одной величины и цвета.
По сигналу один ребенок начинает называть предметы, другой — дополняет его ответ.
Например, окна, цветные карандаши одной длины, но разных цветов, детские стульчики одной величины и т.д.
Радио
Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга.
Педагог смотрит на них, запоминает характерные детали одежды, внешний вид детей, затем отворачивается и объявляет: «Алло, алло! Потерялась девочка. У нее длинные волосы, короткая синяя юбка. Пусть она подойдет ко мне и назовет свой домашний адрес »или« Потерялся мальчик с короткой стрижкой, в рубашке с короткими рукавами и в коротких шортах синего цвета ».
Дети смотрят друг на друга.«Потерявшийся» ребенок подходит к педагогу и называет свой домашний адрес.
Игра повторяется.
Усложнение. Роль ведущего переходит к ребенку.
Добрось до меня
Материал. Мешочки для метания (один из них — красный, остальные — одного цвета).
На земле проводится черта, за которую стоят дети с мешочками в руках.
С помощью считалки выбирается ведущий.
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу».
Ведущий (у него красный мешочек) начинает игру. По сигналу он бросает мешочек как
можно дальше. Остальные дети должны бросить свои мешочки же. Педагог спрашивает:
«Чей мешочек ближе к красному мешочку? Как это можно узнать? Почему вы так думаете? »
Дети самостоятельно отвечают на вопросы. Следует дать возможность высказаться всем
ребятам.
Они должны не только сказать, но и показать, чем можно измерить расстояние (шагами,
,пальцами и т.д.). Подсчитывая количество шагов, дети делают вывод: чем меньше мерка, тем
большее число получится. Таким образом оказывается, чей мешочек ближе красному.
Что выше?
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу. Один из играющих бросает другому мяч и задает вопрос. Ребенок,
поймав мяч, отвечает и бросает следующий мяч следующему играющему.
Вопросы:
— Скамейка низкая, что выше…? (Куст.)
— Что выше куста?
— Что ниже забора?
— Что выше детского стульчика?
— Что выше стола?
— Что ниже дома?
Завяжем, развяжем
Материал.Шнурки
У каждого ребенка в руках шнурок. Дети делятся на пары. Педагог предлагает детям узнать, у кого из них шнурок длиннее. (Дети сравнивают шнурки, убеждаются, что они одной длины.)
Педагог спрашивает: «Какие шнурки по длине? (Одинаковые.) Я поставлю песочные часы, а вы начнете завязывать узлы на шнурках, но сильно их не затягивайте. Как только песок в часах перестанет пересыпаться, заканчивайте завязывать узлы. Интересно, кто завяжет больше узлов? Начали! »
Педагог переворачивает песочные часы. Как только песок пересыпется, говорит: «Стоп!»
Вопросы:
— У кого шнурок короче?
— Кто из ребят в паре завязал больше узлов?
— У кого сколько узлов?
Педагог предлагает детям с одинаковыми часами объединиться в новые пары: «Я снова поставлю, а вы будете развязывать узлы. Посмотрим, кто больше развяжет. Начали! »
Переворачивает песочные часы. Как только песок пересыплется, говорит: «Стоп».
Вопросы:
— Кто из ребят в паре развязал больше узлов?
— Какой длины стали шнурки?
Игры на расширение представлений о геометрических фигурах
Какая фигура спряталась?
Материал.Магнитная доска; геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники,
трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги).
Дети рассматривают расположенные педагогом на магнитной доске геометрические
фигуры: квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги. Запоминают, как расположены фигуры.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает 1–3 геометрические фигуры. Открыв
глаза, ребята должны назвать как можно больше фигур, «которые спрятались».
Чтобы дети не повторяли ответы друг, педагог может выслушивать каждого ребенка
отдельно. Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим, и игра
продолжается.
Усложнение. Можно изменить количество фигур на магнитной доске. Дети могут название только фигуры, которые «спрятались», но и их цвет.
Какая фигура спряталась?
Материал. Магнитная доска; геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники,
трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги).
Дети рассматривают расположенные педагогом на магнитной доске геометрические
фигуры: квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы, треугольники разной конфигурации, круги. Запоминают, как расположены фигуры.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает 1–3 геометрические фигуры. Открыв
глаза, ребята должны назвать как можно больше фигур, «которые спрятались».
Чтобы дети не повторяли ответы друг, педагог может выслушивать каждого ребенка
отдельно.Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим, и игра
продолжается.
Усложнение. Можно изменить количество фигур на магнитной доске. Дети могут назвать
не только фигуры, которые «спрятались», но и их цвет.
Назови предмет
Дети распределяются на две команды.
Одна команда называет предметы прямоугольной формы, другая — квадратной. За каждый названный предмет команда получает фишку.
В конце игры выясняется, сколько каждая команда набрала фишек.
Педагог спрашивает у детей: «Как можно выяснить, какая команда назвала больше
предметов? (Это можно сделать без счета, путем попарного соотнесения групп предметов.)
Сколько всего предметов четырехугольной формы было названо? »
В заключение можно спросить, какие еще фигуры четырехугольной формы дети знают
(трапеция, ромб) и почему их можно назвать одним словом — четырехугольники? (У них четыре стороны и четыре угла. )
Сложи фигуру
Материал. Танграм (на каждого ребенка).
Педагог предлагает каждому ребенку сделать это из танграма животное, которое живет в
зоопарке. При этом необходимо использовать все геометрические фигуры танграма, плотно присоединяя их друг к другу.
По завершении работы педагог спрашивает: «Каких зверей вы сделали? Что делают звери? (Сидят, бегут, стоят.) Похожи ли получившиеся фигуры на настоящих животных? Из каких фигур они сделаны? Можно ли фигуры, из делали животных, назвать одним словом.(Многоугольники.) Сколько одинаковых животных? »
Примечание. Если дети сделали одинаковых животных, можно спросить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Пройди и не упади
Материал. Геометрические фигуры.
На полу разложены геометрические фигуры. Педагог говорит детям, что это «камушки», и
предлагает пройти по фигурам, выполнив задание:
— выбрать самую короткую дорожку, сначала пройти по ней, а потом рассказать о своем
маршруте;
— пройти по всем треугольникам, не пропустив ни одного;
— пройти по красным фигурам и рассказать, по каким фигурам шел.
Побеждает ребенок, который сделает наименьшее количество ошибок.
По окончании игры дети убирают фигуры, выполняя следующие задания:
— собрать все фигуры одной формы и назвать их;
— собрать фигуру, распределяя их по размеру и цвету.
Примечание. Все действия дети сопровождают пояснениями, рассказывая, почему именно так выполнили задание.
Найди фигуру
Материал. 3–4 обруча, геометрические фигуры, карточки с цифрами.
На полу на небольшом расстоянии один от другого лежат 3–4 обруча. В каждом обруче
находятся геометрическая фигура и цифра. Например, в обруче с прямоугольником цифра 5, в обруче с трапецией цифра 7 и т. д.
На столе педагога разложены геометрические фигуры. Дети берут по одной фигуре и
начинают бегать по комнате. По сигналу каждый находит свой «домик»: те, у кого трапеция, бегут к обручу с трапецией, у кого треугольник — к обручу с треугольником и т.д. Количество детей, прибежавших к обручу, должно соответствовать цифре в обруче. Если же играющий поздно прибежал к обручу и оказался «лишним», ему нужно быстро заменить фигуру и бежать к другому обручу, где еще есть свободное место.
Педагог проверяет, правильно ли дети выполнили задание, какие фигуры у них в руках и
сколько ребят у каждого обруча.
При повторном проведении игры можно изменить количество геометрических фигур,
поменять геометрические фигуры в обручах.Контроль за выполнением задания можно поручить одному из ребят.
Усложнение. Вместо цифр в обруч можно положить карточку определенным
кружков.
Что изменилось?
Материал. Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом друг друг.
Один ребенок выкладывает узор из геометрических фигур (не более 10), располагая их по своему усмотрению. Он старается запомнить выложенный узор, после чего закрывает глаза.Его партнер делает замену или перекладывает фигуру. Открыв глаза, ребенок определяет, что изменилось. Далее дети меняются ролями.
Усложнение. Можно изменить правила: не перекладывать, а переворачивать фигуру;
называть цвет фигур.
Бегите ко мне
Материал. Геометрические фигуры.
Дети стоят в кругу. У каждого ребенка в руках одна геометрическая фигура. Педагог стоит в центре круга. Он дает задание: «Бегите ко мне те, у кого красные фигуры».Дети с красными фигурами подбегают к педагогу и объясняют, почему подбежали. Остальные дети проверяют, правильно ли они справились с заданием. Подсчитывается количество детей возле педагога, после чего они возвращаются в общий круг.
Задания:
— бегут к педагогу дети с четырехугольниками;
— бегут к педагогу дети с большими фигурами;
— бегут к педагогу дети с многоугольниками.
Примечание. Педагог каждый раз уточняет, почему к нему подбежали ребята с разными
фигурами и сколько одинаковых фигур в кругу.
Узоры
Материал. Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом друг друг.
Один ребенок создает цветочный узор из четырех фигур и показывает его своему партнеру. Тот должен посмотреть на узор в течение 10 секунд (после этого узор прикрывается листом бумаги) и воспроизвести его. Затем ребята сравнивают свои узоры. Если задание выполнено верно, дети меняются ролями.
Усложнение. Увеличить количество деталей или предложить детям объединиться и
придумать общий узор для обоев и рассказать о том, какой это узор.
Транспорт
Материал. Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом друг друг.
По педагога каждый ребенок выкладывает машину из четырех квадратов и двух кругов. Затем педагог предлагает изменить вид машины так, чтобы изменить ее назначение (легковой автомобиль превратить в грузовой), добавив геометрические фигуры.
Дети сравнивают свои машины, рассказывают друг другу, в чем заключены изменения
конструкции, какой стала машина.
Отвечай быстро
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу.
Педагог бросает игроку мяч и называет геометрическую фигуру; ребенок, пойманный мяч,
должен назвать предмет такой формы. Например, педагог говорит: «Треугольник». «Косынка», —
отвечает ребенок и бросая мяч следующему игроку, называет, например: «Прямоугольник». Игра
продолжается. Одна и та же геометрическая фигура может называться несколько раз. За
правильный ответ ребенок получает фишку.
В конце игры можно подсчитать фишки и определить победителя.
Усложнение. При повторном проведении игры предложите называть одновременно не
один предмет, а два или больше.
Красивый платок
Материал. Лист бумаги, 7 разных геометрических фигур (на каждого ребенка).
Дети играют парами. Перед каждым ребенком на столе лист бумаги и 7 разных
геометрических фигур.
По сигналу дети «украшают платки» — раскладывают фигуры по всему листу в углах, по
сторонам и одной оставляют в центре, сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?», «Прямоугольник у меня находится наверху между квадратом и треугольником, а у тебя?» Дети по очереди задают вопросы друг другу.
Усложнение. Один ребенок закрывает глаза, а в это время другой перекладывает
геометрические фигуры на его листе. Открыв глаза, ребенок смотрит, как расположены фигуры и рассказывает, какие изменения произошли. Дети меняются ролями.
Наведи порядок
Материал.Геометрические фигуры.
Дети играют парами, сидя за столом друг друг.
Педагог предлагает разложить геометрические фигуры в определенном формате
поставлять: красный круг ром, зеленый квадрат, желтый прямоугольник, маленький синий квадрат, зеленыйб, красная трапеция. После выполнения задания один ребенок закрывает глаза, а другой — убирает одну из фигур. Открыв глаза, ребенок говорит, какой фигуры не хватает, восстанавливает порядок, и игра продолжается.
Усложнение. Не убирать, а менять местами геометрические фигуры; называть не только
фигуру, но и ее цвет, прояв.
Посмотри вокруг
Дети делятся на две команды. Педагог предлагает им называть предметами квадратной,