Бильярдный клуб "РУССКАЯ ПИРАМИДА".
Меню
  • Настольные игры
  • Свинтус
  • Правила игр
  • Шакал
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Секреты побед
Menu

Русский биллиард: Правила игры в русский бильярд для новичков.

Posted on 03.03.202302.02.2023 by alexxlab

Содержание

  • Русский бильярд придумали романтики — С любимыми не расставайтесь… — LiveJournal
  • Русский бильярд | Art Blart
      • Даты выставки: 29 июня – 15 сентября 2013 г.
      • Эжен Атже
      • La vie de la rue (Жизнь улицы)
      • Развлечение (Развлечения)
      • Анри Картье-Брессон
      • Les basses class (Низшие классы)
      • L’art pour l’art (Искусство ради искусства)
      • Андре Кертес, Дора Маар, Ман Рэй
      • La Figure (Портреты и обнаженные тела)
  • Русский бильярд, первый удар, брейк.

Русский бильярд придумали романтики — С любимыми не расставайтесь… — LiveJournal

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему столы русского бильярда и американского настолько разнятся в размерах, и отчего пытливый русский ум придумал столько разновидностей, вариаций и правил игры?


На свете есть и пул, и карамболь,
Есть фишки и английский снукер,
Но есть — любовь моя и боль —
Бильярд с названьем «Русский».
Он пережил года гонений,
Он знал расцвет и мастеров,
И вот сегодня без сомненья
Людей все больше у столов.
Игра всем возрастам покорна,
В нее играет стар и млад,
Игра великих и придворных,
А просто — русский бильярд!

На самом деле — все очевидно просто. Русскому человеку скучно катать шары в одну и ту же игру по одним и тем же правилам. Вот так происходила эволюция русского бильярда — по принципу от простого к сложному. Русский игрок легких путей не ищет. Усовершенствовав одну стратегию — придумывались другие. Так игра становилась еще увлекательней, изощренней.

Ну а размеры столов русского бильярда — к таким столам подходишь с гордостью. Размер шаров «русского» в отличие от американского — принципиально большие, а размер луз маленькие — ну эт так, для пущей сложности игры. Кий для русского бильярда длиннее и тяжелее. Русский бильярд более «хардкорный», интересный. Здесь нет места примитиву. Удары должны быть точными и исключительно выверенными. Здесь думать надо — классический пример одной из самых простых истин — прежде, чем что-то сделать, подумай…

Не секрет, что игра в русский бильярд считается более сложной, требующей высокого мастерства и тонкого мышления. Но как же она появилась в России? Давайте разбираться.


художник: Эдуард Шагеев

ИСТОРИЯ РУССКОГО БИЛЬЯРДА

Итак, русский бильярд, или же его официальное современное название – пирамида – это подарок, который был сделан всем нам Петром I. Познакомившись с бильярдом в Голландии, молодой государь приказал изготовить для себя бильярдный стол, после чего игра стала завоевывать умы приближенных царя, дворян и бояр. Таким образом, наша бильярдная история берет отсчет с конца XVIII века, а точнее, с 1698 года.

Несколько позднее, как говорят историки, бильярд увлек и еще кое-кого из правителей. Например, императрица Анна Иоанновна играла почти ежедневно, а такая любовь, конечно же, шла популяризации заморской забавы только на пользу. Постепенно из дворцов и дворянских поместий бильярд дошел до клубов, трактиров, гостиниц и прочих заведений. Не удивительно, что добрался он и до классических произведений Пушкина:

«И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.»

(Евгений Онегин)

Помимо Александра Сергеевича в бильярд в прошлых столетиях играли такие известные личности, как Ломоносов, Лермонтов, Толстой. Среди поклонников бильярда в XIX веке — много известных людей: от Н. Гоголя, Н. Некрасова и Ф. Тютчева до В. Боткина, М. Щепкина и И. Тургенева…Много историй рассказывалось об игре Владимира Маяковского…

В начале XIX века участник Отечественной войны 1812 года, адмирал, главный цензор русской словесности А. С. Шишков, считавший бильярд простым катанием шаров по столу, предлагал называть эту игру простым русским словом «шарокат», а игроков — «шарокатами». Но благодаря Пушкину, который высмеял «реформаторское» предложение, бильярд сохранил для потомков свое прежнее название.


Офицеры лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады за игрой в бильярд. Санкт-Петербург. 1913.

К слову, если вначале в России культивировались западная трехшаровая карамбольная партия и, так называемая, русская карамбольная игра в пять шаров, то позднее, начиная с 30-х годов XIX в., появилась «Малая русская пирамида», которая положила начало уже полноценному русскому бильярду. А первый стол с лузами был изготовлен в России немецким предпринимателем Карлом Шульцем примерно в двадцатых годах XIX века.

Спустя десяток лет появляется первая литература по правилам игры. Серьезно поспособствовали развитию и качественные работы последующих известных бильярдных фабрикантов: Ерыкалова, Фрейберга, Гоца.

С именем Фрейберга можно связать едва ли не всю последующую историю русского бильярда. Именно им в 1850 году были разработаны оптимальные профили бортов, установлены наиболее подходящие размеры шаров, изготовлены лекала правильных луз, а деревянные доски основания игрового поля заменены на аспидные плиты.До этого момента бильярдные столы выпускались «кто во что горазд». Теперь же игровые принципы были заметно более унифицированными, также, к слову, стало невозможным скатить шар в лузу вдоль борта. Нововведения Фрейберга очень быстро вошли в моду, и, по своей сути, современные столы остаются все теми же, что и 165 лет назад.

За всю свою историю в России, популярность бильярда то разгоралась, то затухала. Одним из больших почитателей игры был великий вождь советского народа — Иосиф Сталин.

Современники и ближайшее окружение Сталина очень высоко оценивали его игру. С известной долей опаски соперники вставали «сыграть в пирамидку» с вождем, поскольку выигрывать было чревато, зная характер Иосифа Виссарионовича, а поддаваться было глупее вдвойне. Отлично знающий бильярд, Сталин мог сразу раскусить эдакого подкаблучника.

Бильярдные столы, самые лучшие для того времени, были установлены на всех сталинских дачах на Кавказе и в Подмосковье. По ночам вождь любил играть с соратниками. Вот как одну из таких игр описывает К. Симонов:

«На бильярде Сталин играл неплохо, тихими ударами, никогда не бил сильно, тщательно целился. Однажды он играл вдвоем с одним из моих собеседников против Берии и Маленкова. Те оба сильно играли на бильярде. Сталин взял в компанию моего собеседника, потому что считал, что тот хорошо играет. Но тот играл посредственно, и они, несмотря на все старания, проигрывали. Сталин злился, в конце бросил кий и прервал игру, перед этим выругал соперников, сказав моему собеседнику (маршалу Коневу): «Ну, где нам с ними играть? Смотрите, какие они бандиты. Это же бандиты. Вы посмотрите на них, какие они!».

В своей бильярдной Сталин ввел старинный обычай. Проигравший, невзирая на должность и чин, должен был лезть под стол. Чаще других туда попадал Хрущев, поскольку игроком он был неважным. С ядовитой иронией Сталин бросал реплику «Миките»: «Даже играть не умеешь, а республикой руководить хочешь!»

В тяжелейшем 1944 году, практически в апогее Великой Отечественной, в Москве прошел знаковый бильярдный турнир в помощь фронту. Соревнования прошли в Политехническом музее, а среди посетителей были замечены: Сталин, Буденный, Ворошилов и другие работники госаппарата.

Здесь, пожалуй, следует сделать некоторое историческое отступление. Климент Ворошилов, в 1935 году ставший одним из первых Маршалов Советского Союза, еще в 1931-м распорядился произвести 10 000 бильярдных столов, скопированных у известных мастеров. «Ворошиловские» столы были распределены по воинским частям, гарнизонам и домам офицеров. Данный факт ярко свидетельствует о том, что в военных кругах бильярд возводился в ранг игры №1.

Проживший 90 лет маршал Советского Союза Буденный, имевший ранения в боях в годы Первой мировой и Гражданской войн, писал: «Моей правой руке не повезло: она была ранена, потом сломана. Если бы не бильярд, который исподволь упражняет мышцы, остался бы без руки. И лечащий врач рекомендовал: «Тренируйте руку на бильярде!».
¤¤¤


Буденный на отдыхе

О ПОЛЬЗЕ БИЛЬЯРДА

— «Звук ударов бильярдных шаров прекрасно лечит нервную систему, в игре работают все группы мышц и тренируются волевые качества человека».

— «Бильярд — чрезвычайно увлекательная и полезнейшая для человека игра. Прежде всего она развивает интеллектуальные способности, гармонизирует мышление, оттачивает глазомер и укрепляет нервную систему».

О пользе бильярда для здоровья человека весьма конкретно и научно обоснованно высказался один из ведущих хирургов России, генеральный директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ академик С.П. Миронов. В интервью журналу «Русский бильярд» (2002 г.) он сказал: «…за одну только «русскую» партию по данным шагомера игрок проходит 3,5 км, выполняя одновременно целый комплекс упражнений по спортивной и художественной гимнастике». Более того, будучи специалистом, прекрасно разбирающимся в физиологии человека, С.П. Миронов здесь же добавляет: «Бильярд прекрасно тренирует и глазные мышцы, развивает глазомер — многие бильярдисты прекрасные стрелки; бильярд развивает смекалку, заставляет из тысячи возможных предложений игры выбрать единственно верный с микронной долей точности».

Немаловажно заключение академика и его обращение к тем, кому бильярд может помочь в лечении болезней:

«Незаменим бильярд как фактор социальной и физической реабилитации пациентов и инвалидов с травмами опорно-двигательного аппарата».


Моряки Северного флота играют в бильярд на берегу Кольского залива

По мнению одного из руководителей Вооруженных сил страны, заместителя министра обороны генерала армии Николая Панкова, которое он высказал по окончании первого официального турнира 2006 года по «свободной пирамиде» среди офицерского состава на Кубок министра обороны РФ, «для офицера бильярд — это больше, чем спорт и игра. Это школа человеческого общения, активного отдыха и культурного развития».

Но, пожалуй, дальше всех «силовиков» в любви к бильярду зашел глава МЧС Сергей Шойгу, издавший приказ о введении спецподготовки по изучению теории и практики бильярдного искусства для слушателей и курсантов Академии гражданской защиты. Теперь на эти занятия отводится по 6 часов в неделю на каждого.

В действительности, понятие «русский бильярд» придумали романтики. С целью придать душевному времяпрепровождению некий особый колорит. К изобретению самого бильярда Россия не имеет отношения. История вообще умалчивает о родоначальниках «катания шаров». Да и время появления бильярда установить сложно. Известно лишь, что он очень древнего происхождения. На право именоваться страной, подарившей миру третью по популярности забаву (после шахмат и игры в кости), претендуют как минимум Индия и Китай.

Бильярд — не спорт в полном смысле слова: вспомните героя Зельдина из фильма «Классик», с трясущимися руками забивающего с одного удара три шара. Но и не пустое валяние дурака — бильярд очень сложная с технической точки зрения игра. Изумительный трюк, продемонстрированный во многих отечественных фильмах — когда одним махом загоняются два шара в обе средние лузы, требует колоссальной подготовки и долгих лет практики: «нижний винт» называется. А есть еще и верхний, и боковой…

Бильярд (давайте все же условно назовем его русским — в противовес примитивному американскому пулу, недалеко от него ушедшему английскому снукеру и безлузовому французскому карамболю) прекрасен тем, что несет значительную социально образующую миссию. Громко сказано? А вот и нет.

Где и когда, как не за партией на бильярде, вы сможете расслабиться и потравить байки с тем, кого давно не видели и по кому изрядно соскучились?


Юрий Гагарин

Что еще, помимо чарующего зеленого сукна, даст возможность почувствовать себя не чуждым спорта человеком — в особенности, если ничего тяжелее кия в своей жизни не поднимали? Что может быть заманчивее предвкушения забить красивый абриколь уютным летним вечерком в компании добрых друзей?

Бильярд сближает. Именно поэтому в этой игре не существует таких понятий, как «соперник» или «противник». Здесь есть только партнеры. Недаром среди бильярдистов ходит анекдот-прибаутка, когда кто-то уж слишком рьяно забивает: «Эдак и партнера недолго потерять».

Мини-путеводитель по русскому бильярду

АМЕРИКАНКА

Помните, в «Месте встречи изменить нельзя» Копченый спрашивает Жеглова: «В американку или в пирамиду?» Тот отвечает: «В американку!» Знаете, почему? Потому что это самая простая игра. Жеглов ведь не завзятый бильярдист, а начальник отдела по борьбе с бандитизмом. Смысл прост: каждым шаром по каждому, и, как в итоге сказал Глеб Егорыч: «Моя партия!»

СИБИРКА

Играют одним шаром (битком). После того как забивается «свояк» (тот же биток), шар ставится на «точку». Хитрость игры в том, чтобы грамотно «спрятать» биток, дабы усложнить задачу партнеру.

НЕВКА

Примерно то же самое, что и сибирка. С той лишь разницей, что, забив «свояк», игрок имеет право выбрать наиболее удобный для следующего удара шар. Таким образом, время игры заметно сокращается.

ПИРАМИДА

Пожалуй, самая сложная игра. Шары пронумерованы, необходимо набрать 71 очко. «Свояки» бить нельзя (за них штрафуют). К тому же все шары заказываются (как в том же «Месте встречи…»: «Два борта — угол»). Если вдруг закатывается «дурачок», это идет на пользу партнеру. В пирамиду играют, как правило, «на интерес», то есть на деньги.

Многие профессиональные игроки согласятся, что русский бильярд – это не просто игра, это отдельный мир, где царит свой этикет, свои правила, своя философия.

Бильярд в России сегодня — одна из самых массовых игр. Только в Москве насчитывается более 500 бильярдных клубов и игровых залов, не говоря уже об огромном количестве небольших бильярдных в гостиницах, ресторанах и проч. По оценке Федерации бильярдного спорта, этой игрой в России «интересуются более 25 млн человек».

отсюда


Умеете играть на бильярде?

Русский бильярд | Art Blart

Даты выставки: 29 июня – 15 сентября 2013 г.

 

C’est magnifique!

Маркус

.
Большое спасибо Художественному музею Делавэра за разрешение опубликовать фотографии в публикации. Пожалуйста, нажмите на фотографии для увеличения версии изображения.

 

 

 

Ильзе Бинг (нем., 1899-1998)
Танцовщицы канкан

Мулен Руж 1931
Серебряно-желатиновая печать
6 1/4 × 9 дюймов (15,9 × 22,9 см)
Коллекция Майкла Мэттиса и Джудит Хохберг
© Estate of Ilse Bing. Courtesy Edwynn Houk Gallery, New York

 

 

Ilse Bing (German, 1899-1998)
Champ-de-Mars from the Eiffel Tower
1931
7 1/2 x 11 inches
Collection Майкла Мэттиса и Джудит Хохберг
© Estate of Ilse Bing, любезно предоставлено галереей Edwynn Houk, Нью-Йорк

Ilse Bing (немецкий, 1899-1998)
Посадка для молодых женщин, туры
1935
Gelatin Silver Print
11 1/8 × 7 1/2 в. 19,1 см)
Коллекция Майкла Мэттиса и Джудит Хохберг
© Estate of Ilse Bing. Courtesy Галерея Эдвинн Хоук, Нью-Йорк

 

 

Brassaï (французский, 1899–1984)
9 Lesappre Musison, Baledes, Lovers,0026
в.

 

 

В начале 20 века, между двумя мировыми войнами, Париж пережил бурные перемены. С 1910 по 1940 год город стал творческим эпицентром художественных изысканий, привлекая художников-авангардистов со всего мира, в том числе фотографов, экспериментирующих с сюрреализмом, модернизмом и новым репортажем. French Twist: шедевры фотографии от Атже до Ман Рэя, , выставленный в Художественном музее Делавэра с 29 июня 2013 г. по 15 сентября 2013 г., содержит 100 старинных репродукций этого золотого века французской фотографии и исследует разнообразие и изобретательность местных и иммигрантских фотографов, работавших во Франции в начале 20 века.

На этой выставке представлен ряд тем, отражающих колорит и ночную жизнь Парижа в этот захватывающий момент. «Жизнь на улицах», «Диверсия» и «Ночной Париж» — вот лишь некоторые из тем, которые исследуют эти искусные фотографии. Посетители увидят лирических видов парижских улиц и садов Эжена Атже, сюрреалистические эксперименты Ман Рэя и новаторская фотожурналистика Анри Картье-Брессона , а также работы Ильзы Бинг, Брассая, Жака-Анри Лартига, Андре Кертеса8 Дора Маар. Многие из этих художников поселились во Франции на всю жизнь, в то время как другие, спасаясь от нацистов, принесли в Америку свои воспитанные в Париже чувства и влияние.

 

Эжен Атже

Выставку открывает одна из самых значительных фигур в истории фотографии Эжен Атже, чье творчество оказало влияние на целый ряд художников, от сюрреалистов до фотографов-документалистов. Эта подборка включает фотографии городских улиц, архитектурных деталей и садов Версаля, а также одну из его самых известных фотографий: Boulevard de Strasbourg, Corsets (1912).

 

La vie de la rue (Жизнь улицы)

В этом разделе представлены изображения улиц и зданий Парижа – шумного Марсова поля и пустынной авеню дю Мэн – и большой выбор фотографии Ильзы Бинг. В своем модернистском взгляде на городскую архитектуру Бинг предлагает современный взгляд на старый город с неожиданных ракурсов и резких кадров.

 

Развлечение (Развлечения)

Развлечение сосредоточено на множестве развлечений, доступных в Городе огней. Лартиг дает взгляд изнутри на жизнь высшего класса в Belle Epoque, в то время как Бинг и Брассай рассказывают о достопримечательностях танцевального зала, театра и улицы.

 

Анри Картье-Брессон

Мастер «решающего момента» и один из самых значительных фотожурналистов 20 века Анри Картье-Брессон представлен вместе с 17 известными фотографиями из его путешествий по миру. Этот раздел включает в себя его звездные изображения Второй испанской республики и его культовый вид на коронацию Георга VI в Лондоне.

 

Les basses class (Низшие классы)

Между войнами фотографы от Ильзы Бинг до Андре Кертеса и Брассаи вели хронику жизни бедных парижан, часто привнося модернистскую чувствительность, а не взгляд реформатора, в сцены городской бедности. .

 

Paris de nuit (Ночной Париж) 

В 1933 году Брассай выпустил свою фотокнигу Ночной Париж, , в которой описывались городские улицы и развлечения после наступления темноты. Книга сразу же имела успех, и Брассай прославился как выдающийся фотограф городских баров и публичных домов, артистов и проституток.

 

L’art pour l’art (Искусство ради искусства)

Этот раздел посвящен техническим экспериментам и виртуозной технике фотографов, включая Пьера Дюбрея, Эдварда Стайхена и Пала Фанк Анджело. В нем представлены примеры необычных техник, таких как cliché-verre , соляризация и масляная печать.

Cliché verre — это сочетание искусства и фотографии. Вкратце, это метод травления, рисования или рисования на прозрачной поверхности, такой как стекло, тонкая бумага или пленка, и печать полученного изображения на светочувствительной бумаге в фотолаборатории. Это процесс, впервые примененный рядом французских художников в начале 19 века. век. Самым известным из них был французский художник-пейзажист Жан-Батист-Камиль Коро. Некоторые современные художники разработали методы получения разнообразных линий, тонов, текстур и цветов, экспериментируя с пленкой, матовым майларом, красками и чернилами, а также с широким ассортиментом инструментов для рисования, травления, процарапывания, растирания и мазания.

Клише verre — французское. Клише — полиграфический термин: печатная форма, отлитая из подвижного литерного шрифта; в то время как verre означает стекло. (Текст из Wikipedia )

 

Андре Кертес, Дора Маар, Ман Рэй

Эти три важных фотографа – иммигранты в Париж между войнами и все участники сюрреалистического движения – представлены в отдельных разделах, посвященных их самым известным работам. Кертес представлен его фотографиями мастерской художника Пита Мондриана. Сюрреалистические уличные фотографии Маара отражают ее темный юмор, а полный набор экспериментальных и психологически заряженных изображений Ман Рэя резюмирует его фотографические интересы.

 

La Figure (Портреты и обнаженные тела)

La Figure демонстрирует экспериментальные подходы к классической теме женской обнаженной натуры, включая фотографии без камеры и соляризацию Ман Рэя, а также искажение, созданное с помощью зеркал в стиле дома смеха Кертеса. .

Ильза Бинг (нем., 1899–1998), получившая прозвище «Королева Leica» из-за своего любимого фотоаппарата, переехала в Париж в 1930 году и погрузилась в его культурную среду, общаясь с такими художниками, как Павел Челичев и модница Эльза. Скиапарелли и Кармель Сноу. Десятилетие, которое она провела во Франции, считается кульминацией ее творческой карьеры.

Дора Маар (Франция, 1907–1997) создала поразительно оригинальные сюрреалистические фотографии под руководством Ман Рэя. Тем не менее, она наиболее известна как возлюбленная, муза и «Плачущая женщина» Пикассо с 1936 по 1943 год. Ее фотографии, запечатлевшие создание Пикассо Герники , висят рядом с картиной в музее королевы Софии в Мадриде.

Жак ‐ Анри Лартиг (француз, 1894–1986), которого многие считают вундеркиндом, получил в подарок свой первый фотоаппарат, когда ему было шесть лет, и сразу же приступил к работе, документируя деятельность своего энергичная семья и круг друзей. Беззаботные снимки Лартига отражают суть французской Belle Époque, безмятежного периода перед Первой мировой войной, когда казалось, что современность не принесет ничего, кроме прогресса и восторга.

Eugène Atget (французский, 1857-1927)
Boulevard de Strasbourg Corsets
1912
Printing Out Paper
8/4 3/4 x 7. Дюймовые коллекции
из Michaeld Mattis и Judtis
8 3/4 x 7. Дюймовой коллекции
из Michail Mattis и Judtis
.

Eugène Atget (французский, 1857-1927)
Rue Egynard
1901
Принт альбома
8 1/4 × 7 дюймов (21 × 17.8с)
Collect Хохберг

Man Ray (American, 1890-1976)
Соларизированная обнаженная обнаженная
1930
11 5/8 x 8 7/8 дюймов
Коллекция Майкла Маттиса и Джурит Хохберг
© 2013 Man Ray. Трастовые / художники Общество прав (ARS), Нью-Йорк / Адагп, Париж

Эдвард Стейшен (Американец, 1879-1973)
Три груши и яблоко, Вулангис, Франс
19211111111111111 Gelatin Silver распечатать
14 x 11 дюймов
Коллекция Майкла Маттиса и Джудит Хохберг

Man Ray (American, 1890-1976)
Kiki de Montparnas Майкла Мэттиса и Джудит Хохберг
© 2013 Man Ray Trust / Artists Rights Society (ARS), NY / ADAGP, Paris

 

 

Brassaï (франц., 1899–9019 гг., 9021 de Fille de Monttre) Бильярд, бул. Kentmere Parkway
Wilmington, DE 19806

Часы работы:
Среда – воскресенье 10:00 – 16:00
Выходные понедельник и вторник

Веб-сайт Художественного музея Делавэра

LIKE ART BLART ON FACBEOOK

Наверх

Русский бильярд, первый удар, брейк.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Активити
  • Активити игры
  • Бэнг
  • Диксит
  • Каркассон
  • Клуэдо
  • Колонизаторы
  • Манчкин
  • Разное
  • Свинтус
  • Секреты побед
  • Шакал
  • Шакал -правила игры
  • Эволюция
  • Эволюция — секреты игры
2019 © Все права защищены. Карта сайта