Дидактические игры «Семья»: цели и задачи
Перечисленные в каталоге дидактические игры «Семья» предназначены для формирования у старших дошкольников представления о смене поколений и внутрисемейных отношениях. Знания, полученные ребенком в раннем возрасте, помогут в реальной взрослой жизни. Роль дидактической игры в семье необычайно важна: несовершеннолетний узнает о родственных отношениях, распределении ролей в быту, у него формируются правильные привычки и поведение.
Содержание
Цель дидактической игры «Семья» – способствование запоминанию домочадцев и их имен, воспитание любви и уважения к родным людям, формирование представления о себе, как о части ячейки общества.
Задачи:
- расширение представления о членах семьи;
- формирование представления о профессиях родителей, о трудовых и бытовых обязанностях;
- воспитание доброжелательного и уважительного отношения к родственникам;
- демонстрация значимости семьи для каждого человека;
- воспитание гордости за родных людей, за их вклад в развитие общества;
- формирование представления о внутрисемейном распределении функций и обязанностей;
- развитие речевых навыков, расширение словарного запаса по теме «Семейные отношения»;
- обучение грамотному изъяснению, вежливому общению, умению учитывать интересы окружающих;
- воспитание доброжелательности, вежливости, готовности помогать близким;
- развитие памяти, мышления, моторики пальцев рук.
Нижеприведенная картотека дидактических игр «Семья» позволяет выбрать оптимальное для детской возрастной группы занятие.
Моя семья
Для занятия дети подготавливают «семейное древо», к ветвям которого прикрепляют фото всех домочадцев.
Педагог предлагает воспитанникам перечислить членов семьи, рассказать о занятиях, работе, хобби, интересах каждого. Дети по очереди рассказывают.
Если кому-то рассказ дается с трудом, воспитатель помогает, показывая иллюстрации, на которых запечатлены взрослые и дети, занимающиеся определенными делами.
Далее играющие говорят, кого из домашних они считают главным, почему. Итогом игры должно стать заключение, что все равны, у каждого свои обязанности.
Рассказ о семье
Накануне занятия в детсаду ребенок дома с родителями составляет мини-фотоальбом, рассказывающий о семье в нескольких поколениях. В детском саду дети по очереди рассказывают историю каждой фотографии, объясняют, за что любят родных, гордятся ими.
Имена членов семьи
Дети младшей группы детсада становятся в круг, поочередно называют имена тех, с кем живут: мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Например: Мою маму зовут Алиса, папу Андрей, брата Максим, бабушек Ольга и Вера, дедушек Петр и Александр.
Ласковые словечки
Для игры нужен мяч. Педагог, бросив мяч ребенку, просит назвать членов семьи ласковыми словами. Например: «мама – мамочка», «бабушка – бабуля», «брат – братишка» и так далее.
Хорошо или плохо
Игра строится в форме общения. Воспитатель задает вопросы, игроки отвечают. Например: «Помогать маме мыть посуду – это хорошо?» – «Да!» – «Почему?». Или: «Отбирать у младшего братика игрушки – это хорошо?» – «Нет!» – «Почему?».
Угадай, кто это
Игра для средней группы строится в форме отгадывания по определениям. Воспитатель перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:
- ласковая, заботливая, красивая, хозяйственная – мама;
- добрая, мудрая, милая, внимательная – бабушка;
- сильный, строгий, работящий, умный – папа;
- добрый, мудрый, серьезный, заботливый – дедушка;
- красивая, активная, прилежная, модная – сестра;
- веселый, шаловливый, задиристый, смышленый – брат.
Моя семья самая…
В ходе дидактических игр про семью детсадовцы лучше узнают родных, начинают понимать важность семейных отношений, ценить их.
Педагог задает вопрос «Какая твоя семья?». Играющие поочередно отвечают прилагательными: дружная, веселая, активная, спортивная, большая, любящая читать, любящая путешествовать и прочее. Объясняют свои определения. Например: «Наша семья большая, потому что в ней 8 человек».
Кто что делает
Воспитатель задает вопрос, а играющие отвечают глаголами:
- что делает мама? – убирает, готовит еду, стирает, ходит в магазин;
- что делает папа? – ходит на работу, ремонтирует, ездит на рыбалку, сидит за компьютером;
- что делает бабушка? – работает на огороде, вяжет спицами, печет пирожки, сидит на лавочке;
- что делает дедушка? – читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, ходит по грибы;
- что делаешь ты? – играю с игрушками, рисую, гуляю во дворе, смотрю мультфильмы.
Кто что умеет
Игра предназначена для дошкольников подготовительной группы. Для нее необходимо сделать изображения членов семьи, а также картинки, изображающие семейные занятия (готовку еды, стирку, уборку пылесосом, ремонт, вождение автомобиля и прочие). К изображениям домочадцев нужно прикрепить шторные прищепки.
Задача детей – прицепить к изображениям членов семьи картинки с соответствующими занятиями.
Бывает, что занятие подходит к обоим изображениям, например, и папа, и дедушка водят автомобиль. В этом случае картинку машины положено прикрепить к двум изображениям.
Играющие должны объяснить, почему прицепили картинку именно так.
Поймай звук
Игра для старшей группы развивает слуховое внимание, обогащает тематический словарь.
Воспитатель задает определенный гласный звук. Далее называет слова, а дети должны хлопнуть, услышав этот звук:
- А – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внучка;
- О – дочка, сыночек, отец;
- У – дедуля, сынуля, внучка, внук;
- Я – тетя, дядя, племянник;
- Ё – тётя, ребёнок, крёстный;
- Ы – сын, сынок, сынишка.
Волшебный клубок
Многие дидактические игры на тему «Семья» воспитывают вежливое и доброжелательное отношение к родным, учат общаться с окружающими вежливо.
Для игры необходимо подготовить вязальные нитки. Педагог предлагает воспитанникам в процессе наматывания ниток в клубок произносить хорошие слова, которые они должны говорить родным людям.
Мишка-помощник
Игра формирует у детсадовцев понимание того, что нужно помогать родным людям. Для занятия необходимо подготовить коробочку и игрушечного медвежонка.
Педагог рассказывает детям, что к ним в группу пришел медвежонок, который поссорился с родителями, потому что не хочет им помогать. А теперь просит помощи, чтобы помириться. Воспитатель объясняет, что нельзя обижаться на близких, когда они просят помощи, им нужно помогать. Далее открывает коробочку, просит рассказать воспитанников, как они помогают родителям. А все рассказы попадут в коробочку для медвежонка.
Дети рассказывают. Педагог закрывает волшебную коробочку, отдает медвежонку, чтобы он, вернувшись в лес, помирился с родителями, больше не забывал о своих обязанностях.
Назови семью
Игра учит дошкольников составлять сюжетные повествования по теме «Семья», закрепляет навык согласования глаголов с существительными.
Педагог раскладывает перед воспитанником изображения членов семьи, объясняет, что в жизни каждого поколения происходят определенные события и изменения. Просит: «Назови семью, расскажи, кто что делает».
Воспитанник отвечает:
- младенец – растет, кушает из соски, катается в коляске, плачет;
- маленький ребенок – играет, балуется, учится читать, делает уроки;
- подросток – учится, гуляет с друзьями, взрослеет;
- папа и мама – работают, воспитывают ребенка, ходят в магазин, следят за порядком;
- дедушка и бабушка – отдыхают, ездят на дачу, читают книги, заботятся о внуке.
Подарки для семьи
Игра учит детей заботиться о родных, проявлять любовь и внимание. Для занятия необходимо подготовить картинки, изображающие возможные подарки.
Задача играющих – выбрать для каждого члена семьи подходящий подарок, объяснить выбор. Например: «Для мамы фен, потому что она делает красивые прически», «Для бабушки посуду, потому что она вкусно готовит».
Картотека дидактических игр на тему: «Моя семья»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 263»
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
«Моя семья»
Воспитатель: Бабушкина Н. В.
Дидактические игры на тему «Семья»
1.
«С кем я живу»Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
2. «Кто главный?»
Цель: учить детей называть членов своей семьи;
подводить к пониманию, что в мире главные — и дети, и взрослые; воспитывать
любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все — и дети, и взрослые.
3. «Кто где живет»
Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.
Ход игры
Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?
Дети по очереди называют свой домашний адрес.Например: «Я живу в городе Котовске на улице Посконкина, в доме № 32, квартира № 25».
Если
ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.
4. «Маленькие помощники»
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.Материал: ящик, мишка.
Ход игры
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по
очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке,
бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей
за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой
и помогать ей.
5. «Назови ласково»
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама — мамочка, папа — папочка т. д.
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папочка – папуля;
Бабушка – бабуля – бабуличка;
Дедушка – дедуля – дедуличка.
6. «Вежливые слова»
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость — это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «сложить» в
сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в
сумку вежливые слова,например: «пожалуйста»,«спасибо», «извини» и
т. д.
7. «Доброе слово»
Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку взять картинку и сказать:
мама (какая) —. ,
папа (какой) —. ,
бабушка (какая) —. ,
дедушка (какой) —.
8. «Отгадай»
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры
Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.
—О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о
каждом члене семьи.
9. «Кто что делает?»
Цель: на столе разложены наборы картин из лото «Наша семья».
Ход игры: Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.
Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.
— Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …
— Мама — готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей …
— Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
— Дедушка — работает на даче, помогает папе, бабушке …
— Сестра — помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …
— Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …
10. «Дружная семья»
Цель: побуждать детей называть членов семьи, слова, действия, характерные для них.
Ход игры:
Ребенок
берет картинку и рассказывает по ней. Если не получается, воспитатель помогает.
11. «Собери портрет»
Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.
Оборудование. Разрезные картинки из журналов с изображением человека из 4-х частей.
Ход игры.
Перед детьми лежат разрезные картинки с изображением человека. Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился портрет.
12. «Бусы для мамы»
Цель: радовать своих близких, развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.
Оборудование. Цветные веревочки и колечки синего, красного, желтого и зеленого цвета.
Ход игры.
Воспитатель
говорит, чтобы дети порадовали своих мам красивыми бусами. Тогда воспитатель
показывает коробку с колечками и веревочками, и предлагает сделать бусы для
мамы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета
как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на
синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог.
Разноцветные бусы готовы. Мамы обрадуются и скажут ребятам спасибо.
Игра 1. «Что мы делаем?»
Играют 2-4 человека.
Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие
карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по
очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник,
большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет
играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается
в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем
берет маленькую карточку след-й игрок и т. д. во время второго круга игры,
игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается
если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой
карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!
Игра 2. «Как мы помогаем родным?».
Играют 2 – 8
человек.
Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются
рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с
предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей
бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп»,
если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет –
возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не
окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого
будет 5 карточек или больше всех карточек.
Игра 3. «Родство».
Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?»,
если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает след-й игрок,
тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается,
когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.
Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников». (для игроков с 4 лет )
Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по
очереди называют имена своих дедушек . тому кто назвал:
*имя – дают 1 мал-ю карточку;
*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;
*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.
Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается,
когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого
больше всех карточек.
«Чей? Чья? Чьё?»
Бабушка
носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки.