ШАХМАТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | Наука и жизнь
Как смог убедиться читатель, многие писатели и поэты любили шахматы, обращались к ним в своем творчестве (см. «Наука и жизнь» № 7, 2007 г.). В этом номере мы завершаем краткий рассказ о шахматах в художественной литературе и предлагаем решить еще одну шахматную задачу. Ее автор — блестящий писатель и шахматный композитор Владимир Набоков, о котором наряду со Стефаном Цвейгом, И. Ильфом и Е. Петровым и другими классиками литературы шла речь в предыдущем номере.
Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
‹
›
Открыть в полном размере
«Наша жизнь подобна шахматной игре» — это известное древнее изречение встречается в художественной литературе еще в эпоху Возрождения, например в «Декамероне» Джованни Боккаччо, написанном в середине XIV века. Почти через 300 лет эти же слова повторил в «Дон Кихоте» Мигель Сервантес.
Страстным любителем шахмат был Лев Толстой. В 1864 году он писал брату жены Александру Берсу: «Играешь ли ты в шахматы? Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты». В «Войне и мире» при описании военных действий Толстой нередко говорит о шахматной игре. Свою привязанность к шахматам писатель сохранил до конца жизни.
Вспомним мировой бестселлер «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Там героиня играет в крокет, а в следующей книге, «Алиса в Зазеркалье», превратившись в пешку, становится участницей шахматной партии. Действие происходит на сказочной доске, где все персонажи — шахматные фигуры.
Любовь к шахматам Эриха Марии Ремарка нашла отражение в разных его произведениях. Сцены игры встречаются в романах «Три товарища», «Триумфальная арка» и «Жизнь взаймы». В последнем из них один из персонажей, 80-летний старик по фамилии Рихтер, страдающий тяжелой формой туберкулеза, проводит много лет в санатории . Эликсиром, продлевающим ему жизнь, оказываются шахматы. Узнав, что безнадежно больной человек страстно увлекается ими, врачи находят ему подходящих партнеров , и те играют с Рихтером по телефону или по почте.
«Шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого… от сомнений и тоски… это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы — мир в себе, не знающий ни суеты, ни… смерти», — убеждает Рихтер другую пациентку, героиню романа Лилиан.
Известный российский драматург и писатель Леонид Зорин — большой поклонник шахмат, автор сценария популярного в начале 1970-х фильма «Гроссмейстер» — часто обращался к шахматной теме. Вот отрывок из его романа «Записки трезвенника», одним из главных персонажей которого стал шахматный мастер Мельхиоров, наставник героя-рассказчика:
«В шахматном кружке Мельхиоровая чувствовал себя много свободней, во всяком случае, естественней. Часы занятий были мне в радость. Бесспорно, наш рябой декламатор был педагогом незаурядным.
…Он говорил о мелодии цвета — белого и черного, — и о таинственном сопряжении этих различно окрашенных клеток, и о том, как они сосуществуют — то в органичном взаимодействии, то в состоянии отторжения. Тут он весьма изящно касался загадки разноцветных слонов, оставшихся в пешечном окружении. Здесь гениально проявляется, — так утверждал он, вздымая перст, — закон гармонического соответствия противоположных характеристик — разный цвет обеспечивает равный вес. Одной из сторон иной раз можно недосчитаться даже двух пешек, равенство сил не будет нарушено.
Нежно поглаживая доску, Мельхиоров не уставал напоминать, что каждое поле имеет свой голос, собственный, неповторимый голос, надо только уметь его услышать. Существует сигнальная система позиции, нервная деятельность организма, которую познают партнеры, точнее сказать — стремятся познать. От их успешного проникновения в ее суть зависит течение партии и ее конечный исход…»
А вот забавный эпизод из повести братьев А. и Г. Вайнеров «Гонки по вертикали», в которой дантист Зубакин, по совместительству опытный валютчик, погорел на своем пристрастии к шахматам:
«Зубопротезный кабинет Зубакина был расположен на Гоголевском бульваре, рядом с шахматным клубом. Однажды, занимаясь своей очередной пациенткой, он зацементировал ей протез и велел немного посидеть, не раскрывая рта, пока мост не просохнет. Сам же на минутку выскочил в соседний дом — в шахматный клуб. И надо такому случиться — как раз в этот момент там начинался сеанс одновременной игры, который давал любимый гроссмейстер валютчика. Упустить такой шанс было бы непростительно, и Зубакин пристроился к одной из досок, закаменев, словно гипс у его пациентки. Поединок получился очень увлекательным, но когда спустя три часа дантист вернулся в свой кабинет, бедную женщину успели увезти в Институт Склифосовского, где ей чуть ли не ломом вышибали изо рта цемент. А у Зубакина тем временем милиция успела конфисковать все золото и валюту. В результате этот страстный поклонник шахмат вынужден был на три года отправиться в места не столь отдаленные — повышать свой рейтинг…»
Однажды я спросил у Аркадия Вайнера, большого любителя шахмат, дружившего с Василием Смысловым и Гарри Каспаровым:
— Зубакин — плод вашей писательской фантазии или у игрока-дантиста был живой прототип?
— Вы будете смеяться, — ответил Аркадий Александрович, — но такой любитель шахмат был, он и сейчас есть.
Не стану называть его имя (оно широко известно в узких кругах), а прославился этот человек, столь жестоко пострадавший из-за шахмат, еще и тем, что вставил золотые зубы своей любимой собаке, побитой в какой-то уличной драке. Ныне его имидж от такого поступка только вырос бы, но в те далекие времена это выглядело вызывающе…Сложный анализ преступлений чем-то напоминает процесс шахматной игры. Не случайно шахматы сплошь и рядом фигурируют в детективных романах, например у Яна Флеминга (его главный герой Джеймс Бонд), Жоржа Сименона (комиссар Мегрэ), Агаты Кристи (Эркюль Пауро и мисс Марпл). Один из рассказов Агаты Кристи так и называется «Шахматная загадка».
Еще одна неисчерпаемая тема — шахматы и поэзия. Игра, столь богатая драматическими поворотами, удивительными метаморфозами, эмоциональными потрясениями, словно создана для того, чтобы служить источником поэтического вдохновения.
Вот знаменитое рубаи Омара Хайяма, знакомое многим поклонникам шахмат:
Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь. А пешки? — мы с тобой.
Подвигают, притиснут, — и побили,
И в темный ящик сунут на покой.
Нелегкая участь пешек, идущих только вперед, в самые горячие точки сражения, и бестрепетно исчезающих с «лица доски», подсказала поэту их неочевидное, но убедительное сходство с простыми смертными, к которым он относил и себя, помогла ему создать образную модель человеческой жизни.
Нельзя не вспомнить и А. С. Пушкина. Две строчки из «Евгения Онегина»:
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеяньи свою
-вызвали горячий отклик у шахматных композиторов. Вот самая популярная задача на эту «тему».
Э. Погосянц, 1980
(Иллюстрация 1)
Белые берут ход назад и дают мат в 1 ход
Это фрагмент из той самой партии между Ленским и Ольгой. Позиция возникла после того, как рассеянный Ленский нарушил правила игры и забрал пешкой g4 свою собственную ладью на h5. Теперь он умоляет Ольгу простить его неловкость, берет назад ход g4:Лh5 и объявляет удивленной барышне шах и мат — 1. Лh5-h8x!
Приведенная задача-шутка не допускает кривотолков. Например, предположение, что Ленский взял на h5 своего ферзя, а не ладью, означало бы, что Ольга тоже играла рассеянно, — иначе невозможно объяснить, почему черный король отправился под шах. Но об этом у Пушкина ничего не сказано!
А. С. Пушкин, который был большим поклонником шахмат, в данном случае использовал игру, а точнее, невозможный ход на доске, чтобы передать взволнованное состояние влюбленного героя поэмы.
Замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Марбург», написанное за год до Октябрьской революции 1917 года, завершает такая строфа:
И тополь — король.
Я играю с бессонницей.
И ферзь — соловей.
Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает,
фигуры сторонятся.
Я белое утро в лицо узнаю.
В этом шахматном фрагменте поэт превосходно отразил сложное опосредованное восприятие им мира. Сопоставления неожиданны, интуитивны, созданная мощным воображением картина отражает душевное состояние автора и оставляет читателю простор для толкований.
А следующее стихотворение написано почти семьдесят лет спустя, осенью 1984-го. Его автора, поэта Александра Межирова, вдохновило первое сражение за шахматную корону между Карповым и Каспаровым в Колонном зале Дома союзов в Москве.
В ЦЕЙТНОТЕ
Может быть, и пройдет
Эта пешка по краю доски,
Но жестокий цейтнот
Все тесней мне сжимает виски.
Как Высоцкий поет
Про своих одичалых коней,
Так жестокий цейтнот
Мне сжимает виски все тесней.
Ход решающий. Вот
Этот фланг, эта пешка а5,
Но жестокий цейтнот
Мне виски продолжает сжимать.
Но жестокий цейтнот,
Лютый гон, одичалая прыть,
Проиграть не дает
И тем паче не даст победить.
Вспомним 41-ю партию первого, безлимитного матча Карпов — Каспаров. Именно в ней Карпов мог одержать шестую, желанную победу.
Карпов — Каспаров
Москва, 1984
(Иллюстрация 2)
В цейтноте белые взяли слона на d1, и дело кончилось ничьей. Однако если бы они не поспешили с 33. Л:d1, а сразу двинули вперед крайнюю пешку, то в этот вечер матч был бы завершен.
33. а6! Теперь плохо 33…Лb8 34. Л:d1 Сa3 35. Кb7! Грозит Лd8+, а на 35…Сe7 следует 36. Лd7 и далее Кa5, а6-a7, Кc6, Лb7 и т. д. Не удается уйти слоном — 33…Са4 34. а7 Сс6 35. Ле6 Сd5 36. Лd6, все-таки забирая фигуру, после чего белая пешка «а» делает свое черное дело.
33…Сb3 34. К:b3 Лa4. Или 34…Л:b3 35. Лe8+ и 36. a7. 35. Кc5 Лa5 36. Лe4!, и нет защиты от 37. Лa4! Л:а4 38. К:a4 Сd4 39. Кc3! и 40. Кb5!
Автор статьи позволил себе самовольное редактирование стихотворного текста. Переставив пешку с одного фланга на другой (в оригинале она находится на h5), я, как мне кажется, придал стихотворению еще большую достоверность (хотя, конечно, на слух «а5» звучит как «опять», что, возможно, и смутило поэта). В самом деле, не напоминают ли эти строки драматическую ситуацию в поединке Карпова — Каспарова? Ведь движение вперед пешки а5, на которое из-за цейтнота не решился Карпов, как мы видим, приносило ему победу…
Самое удивительное, что Межиров опубликовал свое стихотворение на старте матча, задолго до 41-й партии. Недаром говорят, что поэты — провидцы.
Чуткий к веяниям времени, откликался на крупные спортивные события и Владимир Высоцкий. Перед историческим матчем на первенство мира между Спасским и Фишером он написал одну из самых смешных своих песен «Честь шахматной короны», герою которой предстоит поединок с самим Фишером:
Я кричал: «Вы что там, обалдели?
Уронили шахматный престиж!»
Ну а мне сказали в спортотделе:
«Вот прекрасно — ты и защитишь.
Но учти, что Фишер очень ярок, —
Даже спит с доскою, сила в нем.
Он играет чисто, без помарок, —
Ничего, я тоже не подарок, —
У меня в запасе ход конем.
Начинается усиленная подготовка к «матчу века»:
Честь короны шахматной — на карте, —
Он от пораженья не уйдет:
Мы сыграли с Талем десять партий
В преферанс, в очко и на бильярде, —
Таль сказал: «Такой не подведет!»
И наконец — сама игра:
Только прилетели — сразу сели.
Фишки все заранее стоят.
Фоторепортеры налетели — и слепят,
И с толку сбить хотят.
Но все складывается благополучно:
И хваленый, пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью.
Иногда кажется, что американского чемпиона мира, известного всем и каждому в середине прошлого века, нынешнее молодое поколение знает только благодаря этой песне. Так что Высоцкий сполна отплатил Фишеру за подсказку веселой темы, на десятилетия продлил ему славу. Вместе с крылатыми фразами Ильфа и Петрова поэтические шутки Высоцкого составляют основу веселого шахматного словаря…
Все упомянутые в статье литературные произведения, связанные с шахматами, относятся в основном к XIX и ХХ векам. Но вот два бестселлера, которые появились совсем недавно, в начале ХХI века.
Первый — роман «Фламандская доска» популярного испанского писателя Артуро Перес-Реверте. Это парадоксальный детектив с головокружительным сюжетом. Ключом к разгадке жестоких преступлений служит картина, на которой изображена позиция из шахматной партии, причем оказывается, за каждую съеденную фигуру заплачено человеческой жизнью. Чтобы расставить все точки над «i», предстоит разобраться, как развивалась партия. Роман служит блестящей иллюстрацией к разделу шахматной композиции, который называется ретроанализом!
Прежде чем говорить о втором шахматном бестселлере, написанном в последние годы, надо вспомнить ближайшую историю. Не так давно в фантастической литературе была популярна тема борьбы человека с компьютером, белкового разума — с электронным. Одним из первых образ шахматного киборга в конце ХIХ века создал американский писатель Амброз Бирс в рассказе «Хозяин Моксона». В наши дни эта тема уверенно перешла из области фантастики в реальность. Напомним, что в 1997 году впервые в истории машина победила чемпиона мира в серьезном матче. Программа «Дип Блю» одержала победу над Гарри Каспаровым со счетом 3,5:2,5. Вот шестая, заключительная партия исторического поединка.
«Дип Блю» — Каспаров
(Иллюстрация 3)
Последним ходом черные рискованно продвинули на одно поле пешку «h», теоретическое продолжение 7…Сd6.
8. К:е6! При слоне на d6 эта жертва некорректна: во-первых, у белых нет подходящего поля f4 для слона; во-вторых, король уютно располагается на f8. 8…Фе7 9. 0-0 fе 10. Сg6+ Крd8 11. Сf4 b5. Понятно желание черных обеспечить коню удобную стоянку на d5, препятствуя с2-с4. Но теперь у них возникают новые проблемы — не только в центре доски, но и на ферзевом фланге. 12. а4! Сb7 13. Ле1 Кd5 14. Сg3 Крс8 15. аb сb 16. Фd3! Сс6 17. Сf5 еf 18. Л:е7 С:е7 19. с4. Черные сдались.
Фантастика! В решающей партии шахматный король не продержался и двадцати ходов. Формально на доске примерное равенство, но Каспаров прекрасно понимал, что для машины это детская задача. После 19…Кb4 20. Ф:f5 bc 21. Ке5 или 19…bc 20. Ф:с4 Кb4 21. Ле1 Ле8 22. Кh5 Кb6 23. Фf7 К6d5 24. К:f5 Крd8 25. К:g7 его позиция разваливалась как карточный домик.
Матч-реванш, как мы знаем, робот играть отказался, но благодаря фантазии французского писателя Бернарда Вербера, герой его бестселлера «Последний секрет» Сэмюэль Феншэ встречается с «Дип Блю», точнее, с его потомком, чтобы отомстить за Гарри.
В огромном, обитом войлоком зале дворца Каннских фестивалей человек в роговых очках борется с компьютером «Дип Блю IУ» за звание чемпиона мира. У него дрожит рука. Напряжение слишком высоко. Напротив шипящий компьютер, внушительный стальной куб высотой в метр. От него исходит запах озона и горячей меди, которая сочится сквозь его вентиляционную решетку. Человек бледен и утомлен. «Я должен победить», — шепчет он. Несколько громадных экранов и телевизионных камер показывают его исхудавшее лицо с лихорадочным взглядом.
…Поединок длится уже почти неделю. Никому не известно, день сейчас или ночь. У человека и машины счет равный 2,5:2,5. Кто сегодня одержит верх, тот и чемпион. Суставчатая рука зашевелилась. Механический противник сделал ход черным конем. «Шах», — появилась надпись на экране «Дип Блю IУ». Шум в зале. Стальной палец нажимает на кнопку часов. Те отсчитывают секунды, напоминая человеку в роговых очках, что время против него.
…Машина соображает, как быстрее нанести решающий удар. Сравнивает ситуацию с миллионами уже внесенных в нее. Проверив и взвесив все варианты, «Дип Блю IУ» своей механической рукой передвигает черную ладью на крайнее поле. Тик-так. Тик-так, — говорят часы. Наконец Феншэ делает ответный ход. Палец нажимает на кнопку, чтобы перебросить время в лагерь противника. Тишина становится гнетущей. Время останавливается.
«Шах и мат», — произносит Феншэ. Компьютер убеждается, что лазейки нет, затем медной рукой кладет своего короля на бок в знак покорности.
…В зале дворца Каннских фестивалей безумные аплодисменты переходят в неистовую овацию. Сэмюэль Феншэ победил компьютер «Дип Блю IУ», который до этого момента сохранял звание чемпиона мира! Журналисты бросаются к триумфатору, протягивая свои диктофоны. Организаторы матча знаком просят вернуться их на место и предоставляют слово Феншэ:
«Если бы вы знали, как я счастлив! Да, теоретически компьютер сильнее человека, потому что у него нет души. От выигрыша он не чувствует ни радости, ни гордости. Проигрыш его не расстраивает и не разочаровывает. Он не испытывает жажды мщенья, всегда сконцентрирован, без устали использует все свои возможности. Вот почему компьютеры до сих пор неизменно обыгрывали людей. — Доктор Феншэ улыбается и продолжает:
У компьютера нет души, но у него нет и мотива. «Дип Блю IУ» знал, что в случае победы ему не дадут лишнего электричества или программного обеспечения. Но он и не боялся, что его выключат в случае проигрыша. В то время как у меня был мотив! Я хотел взять реванш у робота за неудачу экс-чемпиона мира Леонида Каминского, произошедшую здесь же год назад, когда он уступил «Дип Блю III», и, кроме того, мечтал отомстить за Гарри Каспарова, побежденного «Дип Блю» в 1997 году… Сегодняшнее событие я рассматриваю как переворот не только для этих игроков, но и для всего человечества в целом».
Зал ликовал, мировая общественность рукоплескала, и вдруг последовало неожиданное сообщение о кончине доктора Феншэ. Что же произошло? Но здесь, пожалуй, стоит поставить многоточие. Прочитайте рассказ сами.
И в заключение снова о поэзии. К шахматной теме нередко обращается российский поэт, доктор философских наук Константин Кедров. До перестройки его, как и Бродского, не печатали, а теперь он лауреат многих литературных премий и дважды номинант на Нобелевскую премию (2003 и 2005 годы).
В книге «Или», полном собрании поэтических сочинений Кедрова, есть стихи с такими названиями: «Шахматный рояль», «Шахматный Озирис», «Шахматная симфония», «Палиндромные шахматы», «Вьюжный ферзь». Вот характерные строчки из последнего стихотворения:
Все поезда в метро уходят ферзем,
Там под землей никто не ходит конем!
В начале 2006 года Кедров выпустил поэтический альманах «Журнал поэтов», целиком посвященный шахматам. Ему удалось привлечь к сотрудничеству многих известных авторов. Впервые в жизни шахматный стих в свойственном ему экстравагантном стиле написал Андрей Вознесенский.
ХОД КОНЕМ
Горизонтальный off
По полю с зонтиком идет.
Конь — вертолет
Шахмат.
Как сверху шарахнет!
Сыгранем.
Слалом, high, speed, домертва!
Не сломай спидометра.
Немок конем.
Ход конем.
Сыгранем крепко!
Кверху донышком опять!
Приземляюсь в новую клетку,
которую не понять…
В предисловии к сборнику написано: «Шахматы — больше чем игра. Это метакод мира, где есть все от генетического кода до гадательной Книги перемен Древнего Китая. В них зашифрована черно-белая дискретная природа микро- и макромира, 64 клетки прячут в себе замкнутую бесконечность…» Просто какой-то «код да Винчи»! Предлагаю читателям самим поразмышлять над философским смыслом этих слов.
значение шахмат в «Евгений Онегин», «Война и мир», «12 стульев».
Публикации раздела Литература
Интеллектуальный мир шахмат нередко становился частью произведений русских классиков. В литературе шахматы служили аналогией исторических событий и противостояний, отражали непростые взаимоотношения персонажей, а иногда были причиной глубокой драмы. «Культура.РФ» вспомнила о значении шахмат в известных романах.
«Евгений Онегин»: 14. EF
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Соколов. Ленский и Ольга играют в шахматы. Иллюстрация к роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1892. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
«Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою»
Всего шесть строчек из IV главы «Евгения Онегина» стали причиной масштабной «шахматной Пушкинианы», и, пожалуй, исследователи отнеслись к партии серьезнее, чем ее участники. Интерес к эпизоду проявляли художники, историки шахмат и шахматисты.
Спустя 40 лет после публикации романа появились шахматные задачи, основанные на этих строках Пушкина. Известный шахматист и проблемист Илья Шумов составил три возможных варианта шахматных партий «Ленский — Ольга Ларина», один из которых мог быть следующим:
1. e4 e5
2. f4 ef
3. Кf3 g5
4. Cc4 g4
5. O-O gf
6. d4 fg
7. С: f7+ Кр: f7
8. Фh5+ Крe7
9. Л: f4 Кf6
10. Л: f6 Фe8
11. Фh5 d6
12. e5 de
13. de Кр: d7
14. ef
И Ленский пешкою ладью берет в рассеяньи свою…
Сразу же заметив ошибку, Ленский хотел переменить ход, но Ольга этого не позволила и объявила мат в 6 ходов:
14… Сс5+
15.Кр: g2 Фе2+
16.Крg3 Сd6+
17.Сf4 Лg8+
18.Крh4 Крd8+
19.Фg4 Ф: g4x
Второй вариант Шумов представил в виде остроумной задачи, в которой Ольга одерживала победу, превратив муху в шахматного слона. В третьей фантазийной партии расставленные фигуры образовывали крест — памятник Ленскому.
Современники вспоминали, что сам Пушкин был страстным шахматистом: он увлекался, «очень горячился при игре и сильно огорчался при проигрыше». Известно даже, что «Пушкин, у которого на мизинце правой руки был необычайно длинный ноготь, передвигал фигуры этим ногтем». Свою последнюю партию поэт сыграл непосредственно перед дуэлью с Дантесом.
Ваш ход, Лев Николаевич
Илья Репин. Портрет Льва Толстого (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Лев Толстой и Михаил Сухотин за игрой в шахматы (фрагмент). Литография. 1910. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Тульская область
Персонажи «Войны и мира» садились за шахматный столик при каждом удобном случае: свои партии у Толстого сыграли Вера и Шиншин, Наташа и Соня, Борис и Берг.
Самая известная цитата о шахматах из романа прозвучала из уст Наполеона. «Шахматы поставлены, игра начнется завтра», — произнес военачальник после осмотра боевых позиций. С таким прямым сопоставлением шахмат и войны не был согласен другой герой романа — Андрей Болконский: «В шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты».
Лев Толстой и сам часто играл в шахматы. Они были любимым утешением и развлечением писателя на протяжении всей жизни. Соперниками графа в разные времена становились писатель Иван Тургенев, математик и шахматист Сергей Урусов, музыкант Сергей Танеев. А однажды, будучи на службе, унтер-офицер Толстой пропустил караул, заигравшись в шахматы, за что был арестован и лишен возможности получить Георгиевский крест.
«Позвольте, товарищи, у меня все ходы записаны!»
Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «12 стульев» (1971)
Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «12 стульев» (1971)
В романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» есть глава «Междупланетный шахматный турнир», посвященная шахматному буму, охватившему в 1920-е годы СССР от Москвы до самых маленьких «Васюков». В 1920 году прошел первый чемпионат СССР по шахматам, после которого клубы как грибы стали расти по всей стране. В 1924 году состоялся Всесоюзный шахматный съезд. Его лозунги «Шахматы — орудие интеллектуальной культуры», «Дорогу шахматам в рабочую среду» перекочевали в текст Ильфа и Петрова: «Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что ваш «Шахклуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?»
Разумеется, эта глава была пародией на шахматный бум: в то время каждый небольшой кружок чувствовал себя причастным к великим шахматным событиям. Вдохновленный красотой шахматных идей и подгоняемый голодом, Остап Бендер рисовал совсем уж фантастические перспективы: «Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»
Этот эпизод часто цитируют и сами профессиональные шахматисты. Цитата «Позвольте, товарищи, у меня все ходы записаны!» стала знаменитой, а название Нью-Васюки — нарицательным. Фантазия главного героя Остапа Бендера отчасти осуществилась: в 1998 году в Элисте построили шахматный городок Сити-Чесс, создатели которого напрямую связывали его проект с грандиозным замыслом Нью-Васюков.
«Шахматы и стихи» Варлама Шаламова
Писатель Варлам Шаламов. 1967 год. Фотография: А. Лесс / Фотохроника ТАСС
Геннадий Немчинов. Офорт. Реквием (фрагмент). По мотивам «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. 2015. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск», Свияжск, Республика Татарстан
Шахматам нашлось место даже в ГУЛАГе — правда, в лагерях эта игра выглядела совсем иначе. В рассказе «Шахматы доктора Кузьменко» Варлам Шаламов рассказывал о скульпторе, который мастерил фигурки тончайшей резьбы из черного и белого хлеба с помощью специфического метода: «Все арестанты, сидевшие в кулагинской камере, жевали часами хлеб. Тут важно было уловить момент, когда слюна и разжеванный хлеб вступят в какое-то уникальное соединение, об этом судил сам мастер, его удача — вынуть изо рта тесто, готовое принять любую форму под пальцами Кулагина и затвердеть навеки, как цемент египетских пирамид». Увы, сам скульптор умер от голода, перед этим сжевав в приступах голодной деменции одну из фигур своего набора.
В автобиографическом рассказе Шаламова «Шахматы и стихи» герой проявил необычную смелость — решил выиграть в шахматы у жены начальника лагеря, которой все традиционно поддавались. «Я ведь в шахматы играю. Шахматисты подхалимов не любят», — неожиданно отреагировала начальница. Так любовь к игре оказалась выше типичных лагерных отношений, а партия дала автору возможность показать высокое значение истинной смелости.
Шахматы с чертовщинкой Михаила Булгакова
Писатель Михаил Булгаков. Москва, 1926 год. Фотография: Репродукция Фотохроники ТАСС
Николай Горбунов. Кот Бегемот (фрагмент). Из серии «Иллюстрации к произведениям Михаила Булгакова». 1996. Усольский историко-краеведческий музей, Усолье-Сибирское, Иркутская область
В романе «Мастер и Маргарита» в шахматы играли Воланд и Кот Бегемот. Бегемот паясничал, чтобы оттянуть момент поражения, оживлял шахматные фигуры и даже превратил коня в лягушку: «На доске тем временем происходило смятение. Совершенно растерянный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки — ландскнехты с алебардами растерянно глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих роющих копытами клетки конях».
Вероятно, Булгакова вдохновили популярные в Советском Союзе театрализованные представления «живые шахматы». Для таких «сражений» специально размечались наподобие шахматной доски большие площадки, а актеры надевали костюмы фигур. Одну из таких партий разыграли в Колонном зале Дома Союзов в Москве в 1936 году — как раз в тот период, когда Михаил Булгаков дописывал «Мастера и Маргариту».
В «Белой гвардии» Булгаков сравнивал немецких солдат в касках с пешками, а большевиков называл «нежданно-негаданно появившейся третьей силой на громадной шахматной доске». Литературовед Ярослав Тинченко рассматривал «Белую гвардию» Булгакова как шахматный роман. Идея романа о том, что простой человек во время масштабных исторических перемен может быть легко принесен в жертву, перекликалась с практикой размена пешек в шахматах. Тинченко писал: «Пешками «Белой гвардии» в прямом и переносном смысле стали главные герои романа: братья Турбины, Шервинский, Мышлаевский, Карась и даже Най-Турс с Тальбергом».
Шахматные задачи Владимира Набокова
Писатель Владимир Набоков. 1973 год. Фотография: wikipedia.org
Анастасия Михайлова. «Поединок» (фрагмент). Из серии «Защита Лужина». 2012. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Главный герой повести «Защита Лужина», гениальный шахматист Лужин, был настолько фанатично увлечен игрой, что реальный мир казался ему только сном, отвлекавшим от турниров. Мешала ему даже невеста. В ходе решающего турнира на фоне нервного переутомления рассудок Лужина помутился: «Становилось все темней в глазах, и по отношению к каждому смутному предмету в зале он стоял под шахом, — надо было спасаться». Вылечившись, Лужин начал вести «обычную» жизнь, однако шахматы стремились вновь завладеть им. Увидев единственным возможным выходом из игры самоубийство, Лужин выбросился в окно — как реально существовавший шахматист Курт фон Барделебен, друг Владимира Набокова.
Другой известный шахматный роман Набокова — «Подлинная жизнь Себастьяна Найта». Его сюжет построен как шахматная задача. «Персонажи романа соотнесены с шахматными фигурами, а топонимы — с различными шахматными реалиями, понимание которых требует знания по меньшей мере четырех языков: английского, русского, французского и немецкого», — писал литературовед Александр Люксембург. Главный персонаж романа Себастьян Найт — это, несомненно, конь (по-английски «knight»). Его возлюбленная Клэр Бишоп — белая ладья. Мать Себастьяна была похоронена в местечке Рокебрюн (от французского глагола «рокироваться»), а сам Себастьян — в Сен-Дамье («damier» по-французски — «шахматная доска»). Эти сведения были исходными данными шахматно-литературной задачи, разгадкой которой оказывалось имя роковой красавицы, сгубившей жизнь Себастьяна.
Шахматы так много значили для Набокова, что в 1970 году он даже издал необычный сборник «Стихи и задачи», который состоял из 49 стихотворений и 18 шахматных задач. Как говорил сам писатель, он объединил их потому, что «задачи — это поэзия шахмат».
Много позже шахматные мотивы русской литературы нашли отражение и в творчестве Бориса Акунина. Его «Турецкий гамбит» объединил шахматные традиции Льва Толстого и Владимира Набокова: в нем не только использовалась игровая терминология, но и сопоставлялась с шахматной партией история страны.
Автор: Елена Кукина
Теги:
список книгЦитаты и афоризмысоветская литератураКлассикаПубликации раздела Литература
Игра в шахматы учит детей важным жизненным навыкам
Исцеление эмоциональной боли и утраты Боб Ливингстон, LCSW
Боб Ливингстон является лицензированным клиническим социальным работником (LCS 11087) и занимается частной практикой в течение 22 лет в Сан-Франциско, Калифорния. Он имеет степень магистра …Подробнее
Согласно Chess.com, «Происхождение шахмат не совсем ясно, хотя большинство считает, что они произошли от более ранних шахматных игр, в которые играли в Индии почти две тысячи лет назад. Игра в шахматы, которую мы знаем сегодня, существует с 15 века, когда она стала популярной в Европе.
Шахматы — игра, в которую играют два противника на противоположных сторонах доски, состоящей из 64 клеток чередующихся цветов. У каждого игрока есть 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Цель игры состоит в том, чтобы поставить мат другому королю. Мат происходит, когда король находится в позиции взятия (под шахом) и не может уйти от захвата».
Многие дети играют в видеоигры, которые вызывают привыкание в негативном смысле. Некоторые из недостатков игры в видеоигры: острая потребность в мгновенном удовлетворении, игра без остановок в течение нескольких часов, отнимающая время для общения с другими, симптомы отмены зависимости, когда их просят сократить или остановить перепады игрового настроения и усиление возбуждения.
Шахматы — одна из многих замечательных альтернатив видеоиграм. Я играл в шахматы с младшими школьниками во время сеансов терапии и заметил следующее:
- Шахматы учат стратегии, и это заставляет думать о двух или трех ходах вперед, вместо того, чтобы сосредотачиваться только на том, каким будет следующий ход вашей шахматной фигуры. . Это меняет обычную концентрацию мыслей только о том, что произойдет в следующие пять секунд. Это учит детей смотреть дальше первого шага и смотреть в ближайшее будущее. Это улучшение их навыков планирования.
- Шахматы учат терпению. После нескольких игр ребенок усваивает, что, делая ходы, не рассматривая внимательно всю доску и не замечая, где уязвимы важные фигуры, в конечном итоге он потеряет эти важные фигуры. Они узнают, что отсутствие терпения, скорее всего, приведет к тому, что они поставят мат.
- Шахматы улучшат исполнительные функции. По данным Национального центра проблем с обучаемостью, «исполнительная функция — это набор психических процессов, которые помогают связать прошлый опыт с настоящим действием. Люди используют его для выполнения таких действий, как планирование, организация, разработка стратегии, внимание к деталям и их запоминание, а также управление временем и пространством». Шахматы позволяют детям практиковать все аспекты исполнительного функционирования и обеспечивают мотивацию (победу) для участия во всех этих аспектах. Поэтому дети, у которых есть трудности с исполнительным функционированием, улучшат эти навыки.
- Шахматы — здоровое отвлечение от настоящей травмы, которую могут пережить дети. Если ее родители переживают враждебный развод или если она стала свидетельницей жестокого насилия, концентрация на шахматах даст значимую передышку от боли, которая окружает ее жизнь. Шахматы научат их тому, что у них есть выбор: дистанцироваться от своей агонии с помощью здоровых средств, таких как шахматы, или нездоровых побегов, таких как наркотики и алкоголь.
- Шахматы — отличная настольная игра, в которую родители могут играть со своими детьми. Нюансы игры улучшат вашу связь с ребенком, поскольку вы учите его или он учит вас играть эффективно. Это игра, в которой вы можете делиться и учить стратегии, учиться на ошибках и быть друг с другом в спокойной, вдумчивой манере.
Продолжить чтение Автор Bob Livingstone, LCSW
Читать в порядке публикации
шахматная фигура | шахматы | Британика
шахматная фигура
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Говард Стонтон
- Похожие темы:
- король пешка Королева ладья Стонтон узор
Просмотреть весь связанный контент →
шахматная фигура , игровая фигура, используемая для игры в шахматы. Шахматные фигуры отличаются внешним видом и изготавливаются из жесткого материала, такого как дерево, слоновая кость или пластик. Кусочки контрастных цветов, обычно белого и черного. Шесть различных типов фигур: король, ладья, слон, ферзь, конь и пешка.
Зарегистрировано более 500 различных рисунков шахматных фигур. Они, как и сама игра, вероятно, произошли от «четырех рук» индийской армии, то есть колесниц, слонов, лошадей и пехоты, хотя коренастые, угловатые формы ранних фигур были по-разному истолкованы неправильно во время долгого путешествия игры на запад. . Классификация произведений путем моделирования их в узнаваемые фигуры постепенно развивалась примерно в 11 веке. Каждая страна, играющая в шахматы, создавала свои собственные рисунки, и они обычно были натуралистичными, за исключением случаев, когда мусульманское правило ограничивало их симметричными формами, что позволяло избежать изображения человека или животного, или когда соображения стоимости ограничивали их простой деревянной обработкой. Королева была европейской интерпретацией визиря раджи, а епископ английского набора (изначальный слон) появлялся в других европейских странах в совершенно других обличьях, например шута во Франции.
Викторина «Британника»
Викторина «Шах и мат»
Каков стандартный дизайн шахматных наборов, используемых на соревнованиях? Кто был первой женщиной, написавшей книгу о шахматах? Проверьте, как много вы знаете об игре в шахматы в этой викторине.
Лучшие европейские шахматные фигуры были сделаны из драгоценных металлов, украшены драгоценными камнями и эмалью, короли и королевы облачены в королевские регалии, рыцари в доспехах, а пешки одеты как пехотинцы. Однако предметы кабинета, найденные сегодня, происходят в основном из 18-го и начала 19-го века.вв. Древняя тема военной стратегии очевидна в европейских декорациях начала 18 века, в которых есть портретные бюсты противоборствующих лидеров и их помощников в ознаменование военных побед.
С начала 18-го века до 1830-х годов Ост-Индская компания импортировала роскошно вырезанные шахматные фигуры из красной и белой слоновой кости, причем противоборствующими сторонами были компания и индийцы. Раджи и визири были представлены нагруженными слонами, слоны раджей несли хауда; ротные рыцари ехали на лошадях, а индейцы верхом на верблюдах. Во второй половине 18 века слоны и пешки компании в этих наборах иногда носили цилиндры. Фигуры устанавливались на тонкие диски до 1780-х годов, когда стали обычным явлением короткие точеные пьедесталы. В некоторых декорациях конские головы рыцарей напоминали гарцующих животных, передние ноги которых болтались в воздухе.
Китай также экспортировал шахматные фигуры в страны Запада. В ранних наборах каждое произведение могло быть установлено на ажурном постаменте, содержащем несколько свободно вращающихся концентрических полых резных шаров, количество которых варьировалось в зависимости от важности произведения. Допускается до семи за короля и до трех за пешку. Эти шары поддерживали различные фигуры, обычно китайские военные регалии. Такие детали отличают их от аналогичных наборов, в том числе и от резных шаров, которые производились в Англии в середине 19 века. век. Сами китайцы, как правило, предпочитали наброски с разными знаками.
По мере того, как примерно с 1820 года игра в шахматы становилась все более распространенной, возрастал спрос на менее богато украшенные фигуры, тела королей и ферзей были уменьшены до усеченных конусов, а в 1830-х годах цилиндрические тела с искусно вырезанными поверхностями были обычным явлением. Они продолжались примерно до 1860 года, когда их вытеснили шахматные фигуры Стонтона, стандартный дизайн 20-го века, созданный Говардом Стонтоном, который зарегистрировал узор в 1849 году..
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Шахматные фигуры в керамике датируются 1758 годом, когда Мейсен представил фарфоровые наборы, в которых замки были представлены слонами, а рыцари — лошадьми без всадников. С 1783 года Веджвуд смоделировал наборы из яшмы из фигур, созданных скульптором Джоном Флаксманом, персонажей шекспировского « Макбета» .