Медвежьи шахматы: история создания игры и новый бренд Твери
Медвежьи шахматы, которые почти 40 лет назад придумал житель Твери (Калинина) Михаил Сосновский, ещё называют «стоклеточным вариантом шахмат.» Парадоксально, но хотя на родине игра была надолго забыта, за рубежом шахматы с четырьмя дополнительными фигурками медведей были известны. Сейчас энтузиасты возрождают Медвежьи шахматы, которые могут стать настоящим новым брендом Твери и даже сделать город со временем центром интеллектуального досуга. Думаете, это выдумки товарища Бендера про Нью-Васюки? А ведь потенциал есть! Об удивительной истории тверской игры рассказал КМС по шахматам Олег Шавыкин.
***
Олег Шавыкин сам себя называет шахматистом-любителем, поскольку профессионалы – это гроссмейстеры с чемпионскими титулами, которые зарабатывают шахматами на жизнь. У Олега несколько иная история, хотя и простым любителем его уже назвать сложно, поскольку интеллектуальная игра стала больше, чем простое увлечение, да и уровень мастерства весьма продвинутый.
Как это, наверное, у многих бывает, Олега научил играть в шахматы отец, а потом была шахматная секция и занятия с тренером Виктором Никитиным, о котором сейчас благодарные ученики делают документальный фильм.
— Шахматы помогли мне реализоваться как личности. Мой тренер даже на примере шахмат объяснял, что происходит в жизни и в мире, взаимоотношения людей, как к этому нужно относиться. При этом никакого фанатизма. Он всегда говорил, что шахматы должны быть на втором месте. Если учишься в школе или университете, то на первом месте – учёба, шахматы – на втором. Если работаешь – работа на первом, если имеешь семью, то семья – самое главное. Он объяснял этот постулат так: если ты поставишь шахматы во главу угла, совсем не значит, что ты сможешь стать великим гроссмейстером, и в этом случае шахматы разрушат твою жизнь, потому что ты пожертвовал ради них всем. И потом ты их возненавидишь. Но если шахматы будут рядом, то они могут стать помощниками. У меня так бывает: если в работе какой-то застой, ступор, нет идей или мыслей, тогда я еду играть в шахматы на турнир куда-нибудь в область, после чего может и здравая мысль прийти.
Как говорит Олег, если человек умеет играть в обычные шахматы, то в Медвежьи научится очень быстро и просто – там добавляется всего одна фигура – собственно «медведь», которая ходит как «конь», а также как «слон» и «ладья», но только на две клетки. То есть по сути, «медведь» может ходить на две клетки вокруг себя и перепрыгивать, как «конь». Конечно, с добавлением двух белых и двух чёрных новых фигур увеличивается само игровое поле – оно становится стоклеточным. Есть и другие некоторые нюансы или правила в Медвежьих шахматах, скажем, первый ход пешка может сделать на три клетки вперёд. В общем, ничего сложного.
— Есть много интеллектуальных игр, где человеку нужно время, чтобы научиться в них играть. А в нашем случае, если человек знает, как двигаются шахматные фигуры, то буквально через пару минут он осваивает и Медвежьи шахматы.
Из истории шахмат
Условно историю шахмат в России можно разбить на две эпохи: имперскую, то есть до революции 1917-года, и советскую. Интересно, что в первую шахматы развивались не только как игра, но и как решение шахматных задач.
Примечательный факт – в тверской губернии играл в шахматы и Пушкин Александр Сергеевич, когда приезжал в гости в имение Вульфов. Он даже напишет письмо жене в 1832 году: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».
Известно, что шахматами увлекалась и семья Ульяновых из Симбирска, брат будущего вождя пролетариата даже составлял шахматные задачи и отправлял их ссыльному Владимиру Ильичу порешать на досуге. Сам Ленин очень любил шахматы и был увлечён игрой.
В советское время чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник написал разгромную статью «Сумбур в композиции», где подверг жёсткой критике шахматные этюды и вариации игры как западную тенденцию. В общем, советские люди в дальнейшем стали играть в обычные шахматы и надолго забыли про нестандартные шахматные задачи и про шахматные задачи с необычными правилами. Этот запрет был настолько силён, что только в 1988 году, во времена перестройки, в журнале «64 — Шахматное обозрение» начали появляться первые заметки про то, какие ещё бывают разновидности шахматных задач, кроме классических. Зато игра получила широчайшее распространение, шахматные клубы были практически в каждом городе, а потому герою Ильфа и Петрова действительно было несложно организовать сеанс одновременной игры с «гроссмейстером», который закончился знаменитой фразой: «Любителя бьют!». Из всей этой истории следует примечательный вывод, особенно для тверичан.
— Создатель «Медвежьих шахмат» Михаил Сосновский придумал их в 1985 году сам, по своему наитию, ему просто негде было почерпнуть информацию о других видах шахмат. А на Западе эта традиция была сильно развита, издавали книги про вариации игры, и таких вариантов около сотни можно насчитать. Кстати, про Медвежьи шахматы за границей знают – в Америке, Голландии, они даже попали в зарубежные энциклопедии.
Наверное, в силу стереотипных представлений о дополнительной фигуре тверских шахмат – медведе – их на Западе больше называют «русскими».
Интересно, что когда Олегу год назад пришло письмо от жителя Подмосковья, который запрашивал хоть какую-информацию о Медвежьих шахматах, тверской шахматист не поверил сначала и подумал, что это просто розыгрыш: он впервые слышал про такой вариант игры и самое главное – сведений не было никаких. В интернете на запрос о Медвежьих шахматах выпадали только серии мультфильма «Маша и Медведь». Не знали про них и другие тверские шахматисты. А вот в иностранных источниках на английском языке Олегу удалось найти упоминание о шахматах Сосновского из СССР. Потом уже раскопали в архивах и отечественные источники, узнали правила игры, разыскали потомков Сосновского в Твери. Сделали первые деревянные комплекты Медвежьих шахмат и начали играть.
Сказочные шахматы
Нет, это не про шахматы из книг о Гарри Поттере – там были как раз классические правила и фигуры, просто немного волшебные, поскольку двигались. Настоящие сказочные шахматы — это разновидность шахматных задач с какими-то изменениями общепринятых правил или с дополнительными фигурами. Например, «задачи на поддавки» (в Российской империи их называли «кипергани»).
В 1937 году была придумана в Европе новая фигура — «белка», которая, кстати, по правилам хода напоминала нашего «медведя». Но Сосновский не мог знать об этом факте однозначно. Кроме того, «белку» ввели только для решения шахматных задач, а в игру с такими фигурами не играли. Не то что Медвежьи шахматы!
В истории России есть не один пример введения новых вариантов шахмат. Так, в 17 веке были придуманы «Шахматы с крепостями» для четырёх игроков. Возможно, что идея была позаимствована у немцев.
В 80-е годы прошлого века в нашей стране придумали несколько вариантов шахмат. Приблизительно в то же время, когда Сосновский создал своего «медведя», параллельно шахматная мысль работала и в столицах – там тоже изобретали свои стоклеточные шахматы: например, в Питере появилась «Соколиная охота». По словам Олега, столичные варианты были довольно сложными, то есть обычному любителю приходилось потратить много времени, чтобы освоить такой вариант игры. А так как подобные шахматы были для узкого круга интеллектуалов, то они и не прижились.
А вот Медвежьи шахматы в Калинине были широко известны в своё время среди молодёжи и рабочих. Сосновский придумал игру, будучи уже на пенсии, ему было за 70. Скорее всего, он стал её активно развивать и продвигать по различным ДК, но не в среде заядлых шахматистов-классиков. В заметках от 1990 года уже есть сведения, что Медвежьи шахматы стали популярны за пределами Твери.
— Это больше народная игра. Классические шахматисты плохо реагируют на варианты игры и какие-то изменения даже сейчас. Они приверженцы многолетних традиций. Зато молодёжь – дети и студенты — приняла Медвежьи шахматы на ура. Интересна эта игра и тем, кто только начинает постигать шахматы и знает, скажем, правила хода фигур и не больше. Они даже могут переиграть хороших шахматистов. У меня тоже был опыт, когда мы сыграли в ничью в Медвежьи шахматы с любителем без шахматной школы за спиной и спортивных разрядов. Почему? Потому что нет никакой теории, этюдов, наработок, компьютерных программ по этому виду игры.
Кстати, одна из причин, которая может оттолкнуть человека от шахмат, — это как раз большой пласт теории: первые 20-40 ходов надо просто заучивать, поскольку они уже все когда-то были проиграны. Остаётся мало простора для собственного творчества, переиграть соперника очень сложно, стало много «ничьих». Помните, как в «Двенадцати стульях: «На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий» и что-то там ещё про защиту Филидора? А Медвежьи шахматы вернули нам романтику этой игры, они дают возможность нестандартно мыслить и заново просчитывать ходы, другими словами – заставляют шевелить мозгами, что даёт, в свою очередь, удовольствие от игры.
Медведем ходи, век воли не видать
По наблюдениям Олега, сейчас в обществе интерес к шахматам постепенно возвращается. Некоторые начинают играть в 20-30-тилетнем возрасте, потому что шахматы – отличная профилактика старческого слабоумия, болезни Альцгеймера и т.д. Люди, увлекающиеся интеллектуальными играми, и в 80, и в 90 лет остаются при здравом уме и доброй памяти.
— Бывший глава тверского шахматного клуба Анатолий Корнилов, который возглавлял его более 30 лет, его ещё называют патриархом тверских шахмат, отметил 90-летие. Я с ним общался год назад, мы беседовали несколько часов, и я убедился, что он запоминает множество деталей даже лучше, чем я. И подобных примеров я знаю много.
Сам Олег совсем не против появлений вариантов шахмат как видов интеллектуального досуга. Он процитировал китайскую мудрость про сто растущих цветов: пусть будут классические шахматы, а вокруг них – ещё сто других.
Даже последнее шахматное событие в Твери – сеанс одновременной игры в центре «Рельсы» — показал, насколько людям интересны Медвежьи шахматы: игроки и болельщики вошли в азарт, выделенных трёх часов не хватило, народ требовал продолжения, эмоции били через край.
Кто сильнее?
В классических шахматах одна прыгающая фигура «конь» против дальнобойных «ферзя», «слона» и «ладьи» явно проигрывает. С появлением «медведя» в игре устанавливается некий баланс, поскольку он тоже, в том числе, ходит буквой «Г». Хотя так как доска стоклеточная, то дальнобойные фигуры становятся ещё сильнее. Понятно, что самая сильная на шахматном поле всегда «королева», но какова расстановка сил среди дальнобойных фигур и «медведя»?
— Мы долго искали ответ на этот вопрос и сначала думали, что «медведь» слабее лишь «ферзя». На самом деле практика показала, что по возможностям «медведь» находится где-то между «слоном» и «ладьёй», — поясняет Олег.
Новый бренд Твери
Совместно с общественной организацией «Патриоты Твери» шахматисты-энтузиасты активно возрождают Медвежьи шахматы и популяризируют игру. Уже изготовили 20 комплектов стоклеточных полей с фигурками, отлитыми из пластика. Начали проводить соревнования. Так, первое масштабное событие состоялось на День города в 2021 году – прошла публичная игра: самую первую в новом тысячелетии партию сыграли главные инициаторы возрождения шахмат Сосновского Олег Шавыкин и Алексей Андреев. В октябре и ноябре были организованы сеансы одновременной игры с Олегом Шавыкиным. Детский технопарк «Кванториум» совместно с ТГОО «Патриоты Твери» и Федерацией шахмат Тверской области даже объявили общероссийский конкурс на создание 3D модели фигуры «медведь», идею победителя планируют в дальнейшем запустить в производство.
К продвижению будущего нового тверского бренда присоединились также детский технопарком «Кванториум» и Центр современной культуры «Рельсы». Ведь в Твери можно реально проводить межрегиональные и даже общероссийские чемпионаты по Медвежьим шахматам, разработать дизайн для нового тверского сувенира – стоклеточных шахмат, где в наборе ещё будут четыре медвежьи фигурки. Студенты ТвГУ планируют написать мобильное приложение и программы по игре в Медвежьи шахматы, на основе которых подопечные «Кванториума» «научат» играть робота-шахматиста, а также через пару лет можно будет играть в шахматы в дополненной реальности.
И это планы вовсе не Нью-Васюки. Ведь когда-то Калинин действительно принимал шахматистов со всей страны — в 1990 году у нас проходил чемпионат СССР по решению шахматных задач, а затем ещё несколько лет в Твери организовывали шахматные чемпионаты России (кстати, городской шахматный клуб располагался тогда в храме Трёх исповедников на набережной). А значит, нужно непременно развивать городу новый бренд и открывать новый шахматный клуб, у которого пока нет даже собственного помещения. А вот название уже есть: например, «Клуб четырёх медведей». Кстати, было бы неплохо, если бы к проекту подключилось Министерство туризма Тверской области. Так что у Твери есть все шансы занять свою особенную нишу среди провинциальных городов, куда поедут столичные и не только гости в поисках интеллектуальных развлечений.
Фото из паблика Медвежьи шахматы.
Галерея
Метки: шахматы, медвежьи шахматы, русские шахматы, стоклеточные шахматы, сказочные шахматы, михаил сосновский, олег шавыкин, бренд твери
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000
Бойтесь шахмат, Вам навязываемых / Хабр
В последнее время, все больше и больше разговоров о том, что детям начального школьного возраста надо преподавать шахматы. В данном вопросе выступили всевозможные руководители (Илюмжинов, фонд Тимченко, Васильева, Путин). Шахматный курс поступил на опробирование в школы в начальные классы, дети начали по нему обучение. И вот тут хорошие новости заканчиваются… Все на самом, все значительно сложнее чем кажется. И возможно хуже.
Если у Вас дети учатся в школах, и их используют для данного пробного внедрения системы «обучения» шахматам, то вам однозначно под кат. Если нет – то скоро будет ваша очередь.
В этой статье речь пойдет про курс «Шахматы в школе», авторы Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. Добро пожаловать в ад…
История шахматного обучения ведется с давних пор и времен. Я в детстве тоже учился шахматам, мои друзья учили детей шахматам, друзья друзей учили детей шахматам. Способов обучения шахматам множество. Но весь процесс обучения упирается в более простой вопрос – а что Вы лично хотите получить в ребенке после завершения базового курса? Уметь выигрывать первые места в турнирах, биться на равных с мастерами шахмат, участвовать в турнирах – тогда Вам с ребенком в спортивные шахматы. Нагрузка там не хуже чем на тренировках в других видах спорта. Если же Вы хотите просто научить ребенка думать, дам ему основы логического мышления – т.е. использовать шахматы как инструмент развития – добро пожаловать в образовательные шахматы. И вот тут начинается…
Сегодня речь пойдет о свежеиспеченном курсе массового обучения детей шахматам под руководством Кирсана Илюмжинова. Мало кто не слышал про этого человека, поэтому на его личности я останавливаться не буду. Мы рассмотрим то что будут изучать дети, попавшие под каток его курса.
Кирсан Николаевич Илюмжинов презентовал свой курс совсем недавно, и его интересно посмотреть. Слухи, которые ходят про то, как писался курс – я в этой статье рассматривать не буду. Только факты и факты.
Начнем с того, что курс предназначен для детей, обучающихся с 1-го по 4-й класс. Сам курс начинается с начала учебного года (судя по количеству часов в нем – 33 урока) и ведется педагогами начальной школы. И это первая ловушка, в которую попали составители. Дело в том, что дети 1-го класса еще пребывают в счастливом детском времени, они еще головой в садике. Для того, чтобы понять, что процесс получения знаний требует иных навыков, чем садиковские, – им необходимо от 1 до 3х месяцев. И этот срок зависит во многом от учителя. Запомните этот момент – мы к нему еще вернемся.
Учебник начинается незатейливо, с одной из сказок по возникновению шахмат. Задание, которое дается ребенку 1-класснику – «Прочитай текст». Уже на 14-й странице происходит убийственная метаморфоза – детям дается картинка для фантазии с латинскими буквами. И просят «пофантазировать», что эта картинка означает. На данный момент ребенок еще не видел шахматную доску, он не знает шахматную нотацию и что вообще могут означать эти буквы. Я молчу про то, что он (в некоторых случаях) русский алфавит только изучает.
Далее переходим на страницу 19 – здесь ребенок должен ответить на вопросы «1. Сколько шахматных горизонталей изображено на замке? 2. Сколько на рисунке башен, а сколько единорогов?». Возникает закономерный вопрос – какое отношение имеют единороги к шахматам?..
Идем дальше. Урок 4 – вертикали. Вопросы к иллюстрации на странице 23 еще круче, чем про единорогов: 1. Сколько шахматных вертикалей изображено на замке? 2. Сколько голов у сказочного дракона? Видно играть в шахматы положено с драконами и единорогами. Шахматных фигур попросту не хватает.
А на странице 24 первоклассник (помните, что он пришел из садика и даже читать половина детей не умеют нормально в эти моменты) получает заряд позитива – ЛАТИНСКИЙ алфавит с латинским произношением. Треш усугубляется тем, что данная информация не имеет никакого отношения к способности думать. Ребенок может прекрасно играть в шахматы, не зная шахматной нотации; поверьте – это так на самом деле.
Следующий урок учит ребенка ориентироваться на шахматной доске – вводит систему координат. Ничего, что система координат вводится в начальной школе гораздо позже, если я не ошибаюсь — это 3 или 4 класс начальной школы?
Идем далее.
Первой фигурой изучается ладья. И это правильно – ладья самая простая для понимания фигура. Но то, что про нее написано… История возникновения наименования ладьи попросту оборвана на половине. Если детям давать информацию, то ее надо давать, а не перевирать. Почему ладья носит такое, а не другое название, почему она выглядит именно так. В учебнике о возникновении слова «ладья» и о том, почему она так выглядит, нет ничего.
После ладьи изучаем слона. Тоже верно – такой порядок изучения оптимальный для ребенка. Но только совсем непонятно что хотят сделать с ребенком. Задание 1 на странице 49 – «Воспользовавшись диаграммой 4, расскажи обо всех возможных ходах белого белопольного слона с помощью шахматной нотации».
Смотрим диаграмму – один из возможных ходов делается слоном на поле, которое бьет черная пешка. Если Вы зададите вопрос ребенку: «Можно ли туда пойти?», – получите массу ответов, некоторые дети знают, как ходит пешка, некоторые не знают (ведь она еще не изучалась). И еще дети знают, что фигуру просто так отдавать нельзя. В итоге в классе начинается гвалт, либо если задание выполняется письменно, Вы получите РАЗЛИЧНЫЕ варианты ответов детей. И они будут правильные! Хоть и разные.
Страница 52, задание 3 – «Саша нарисовал шахматную диаграмму, найди ошибки, которые он допустил».
В данной диаграмме видимо ошибкой считается то, что у белых два белопольных слона (это написано в методических рекомендациях). Но на доске может быть два слона на полях одного цвета! Это НЕ является ошибкой! А вот доска стоит неправильно.
Следующей фигурой изучается ферзь. Что мы имеем на даный момент – первоклассник, который сидит перед шахматной доской. Он отработал по каждой фигуре одно занятие. Причем по каждому занятию максимум четыре позиции. При этом, общеизвестно, что для корректного запоминания необходимо минимум 7 повторений. Я Вам гарантирую, что когда ребенок будет проходить ферзя, он начнет путать ходы фигур, т.к. получал мало практики на доске. Помните, что весь процесс контролирует преподаватель, для которого шахматы это филькина грамота – учителя начальных классов чаще всего боятся шахмат, как дьявола. Это не их направление, они часто даже не знают, как фигуры ходят, а тут им сваливается из детского сада поток невоспитанных ребятишек, которых надо утихомирить, научить читать-писать, да еще и научить играть в шахматы в которые сам учитель играть не умеет.
Кстати, то, что учитель играть не умеет, приведет к тому, что дети будут неправильно ходить, и это запомнят. Отловить неправильный ход в классе из 20-30 детей сложно даже подготовленному педагогу по шахматам.
Конь… Слов нет. Это САМАЯ сложная в плане изучения фигура. То, что она идет на этом месте – это нормально, коня можно и нужно изучать после ферзя. Но есть одно но – на него надо выделить минимум 3-4 урока, а то — и все 5-6. С изучения коня нельзя уходить, если дети не усвоили, как он ходит. Мои подопечные на уроках по коню обычно отключаются на 3-4 задании, особо стойкие выдерживают заданий 6-8. Но коня мы муштруем занятий 5.
Пешка идет следующей. Да – тоже логично, это последняя фигура, изучаемая перед королем. Но вот зачем правила ходов пешки разбиты на 3 урока, вдобавок разбавлены королем? Взятие на проходе самое сложное из правил, но его осознанно отодвигают на потом. Если ребенок изучает правила ходов, то надо их изучать все вместе, а не вразброс.
Король. Я помню времена, когда учился в педагогическом ВУЗе, получил оттуда один замечательный совет – НИКОГДА не показывай детям неправильное решение. Они его запомнят. На странице 77 мы имеем 3 диаграммы, из которых две – невозможны в шахматах.
При этом на самих диаграммах не выделено то, что они невозможные, а это приведено в тексте. Вы помните, какой возраст детей? Да-да, это первоклашки, которые текст читают еле-еле, и они естественно будут смотреть на рисуночки. А там 2 невозможных – как думаете, что будет происходить в дальнейшем?
Далее изучается ценность фигур, даются следующие определения – «Выгодное взятие — это взятие, при котором у партнёра выигрывается какая-либо фигура или сохраняется материальное соотношение фигур на доске. Невыгодное взятие — это взятие, при котором отдаётся своя более ценная фигура за менее ценную фигуру партнёра». Но простите, а если я буду жертвовать фигуру, чтобы потом выиграть другую? Зачем ребенку давать такое противоречивое определение? А ведь это выделено для запоминания, некоторые учителя могут заставить выучить определение наизусть!
Шах и способы защиты от шаха. Дело в том, что детям в этом возрасте важен порядок в подаче материала. А он дается вот в каком порядке: 1. Увести короля из-под боя (уйти). 2. Побить фигуру, которая нападает на короля (побить). 3. Перекрыть линию удара (закрыться). Нюанс в следующем – дело в том, что ребенка лучше учить вот в таком порядке: «1. Убить 2. Закрыться 3. Отойти». Весь фокус в психологии – дети часто стремятся отойти, вместо того, чтобы убить нападающую фигуру. А на начинающем уровне надо именно сбивать.
Пропущу методики постановки мата ладьями и ферзем. Вопрос сложный, так же, как и с конем, на отработку данных матов требуется далеко не одно занятие. Очень часто дети на турнирах не могут поставить мат даже двумя ладьями.
Перейдем дальше – материальное преимущество.
Определение: «Если в процессе партии один из партнёров обзавёлся лишней фигурой, то принято считать, что у него материальное преимущество». Стоп! Но, если я поменяю ферзя на пешку, то у меня будет материальное преимущество. А согласно данному определению это не так, ведь у Вас нет лишней фигуры – количество фигур строго одинаковое, значит материального преимущества нет.
А далее шедевр: «Позиционное преимущество — это лучшее расположение фигур у одной из сторон». Стоп-стоп. А вы учили детей определять, где кому лучше стоять? Ах, нет? А было бы неплохо поучить. Но данное занятие занимает слишком много времени, — эдак год или два. А мы еще не закончили первый год, но дети уже должны знать, что у них позиция хуже, чем у соперника.
Урок 29 – запись шахматной партии. Это в конце первого года обучения, когда не отработаны ходы фигур, когда дети еще пишут, как курица лапой, когда их не учили думать, а просто двигать фигуры механически. Оценку данного урока можно даже не давать. Когда я тренирую детей, запись шахматных партий отрабатывается порядка 3-4 занятий, а потом практикуется постоянно, чтобы они научились записывать. Данное занятие дается в конце учебного года, когда все дети головой уже в каникулах, когда возможно идет отставание от учебного плана по каким либо причинам. Вдобавок повторить данный материал дети точно не смогут – попросту не хватит времени. А значит, они его забудут успешно. Вдобавок в записи дается только короткая форма, про полную форму записи ходов ни слова. Обоснование записи партий — «скоро состоится ваш первый шахматный турнир». Видно, составители не в курсе, что такое – первый шахматный турнир, какая на ребенка ложится нагрузка – психологическая, физическая. Что запись партий – это только в классических шахматах, когда времени дается минимум полчаса. Дети пишут очень долго, особенно, когда это происходит первый раз. А на турнире надо сыграть хотя бы партии 4, уж никак не меньше. Откуда столько времени в конце учебного года?
А вот откуда – с 31-го по 33-й уроки проводится командный шахматный турнир. Ой – он же с записью, а это минимум час на одну партию. Итого будет сыграно 3-4 партии, ну никак не больше. Плюс некоторые дети сыграют быстрее – им надо будет сидеть и ждать, пока доиграют остальные? Вы можете себе это представить, что будет происходить? Если нет, то смотрите – рассаживаются дети за игру. Кто-то играет за 5-7 минут, кто-то продолжает играть дальше. Те, кто сыграл, вынужден ждать своих партнеров по команде, т.к. турнир командный. А это значит, что вокруг тех, кто продолжает играть, будет сформирована кучка наблюдателей, которые галдят и дают советы. Все дети разные, по-разному на эти советы реагируют. И еще они партию записывают… И так будет продолжаться 3 урока. Я сочувствую учителю – шахматный турнир начинающих шахматистов для закаленных тренеров и судей это еще то испытание, а что будет чувствовать учитель, которому шахматы вообще навязали?
Почитали тот ужас, который вас ждет? Но я сознательно сокращал и давал неполные оценки данного курса. В тексте, кроме фактических ошибок, достаточно много методических. Без учета возраста детей, без достижения заявленных целей. Не делается закладка на то, что часть детей может уже знать, как ходят фигуры. И все это вываливается на учителя, который и так панически боится шахмат.
В общем, если у вас в школе преподают шахматы именно по этой программе, то я Вам сочувствую. Анализ других шахматных программ будет в следующих статьях.
Видения Морфи — Chess.com
| 48 | Шахматисты
Ниже приведены некоторые изображения — фотографии, картины, наброски, гравюры — Пола Морфи.
Вот самое раннее известное изображение Морфи — 1854 года:
из книги Майкла Кенни, С.Дж.
Несколько нефотографических изображений, таких как два выше, похоже, были созданы на основе исходной фотографии 1854 года.
Введите: Мэтью Брэди
В 1844 году, в возрасте 22 лет , Мэтью Брэди открыл свою студию в Нью-Йорке. Его студия стала центром фотоискусства и создала изображения многих известных людей. Он или его помощники сделали несколько фотографий Пола Морфи и участников Первого Американского шахматного конгресса в 1857 году.0012
Следующая литография была сделана с фотографии Мэтью Брэди:
Это же изображение было использовано на изготовленном серебряном подносе, который вместе с кувшином и четырьмя кубками был создан компанией Ball, Black & Co. из Нью-Йорка. и подарен Морфи за победу в Шахматном конгрессе 1857 года:
Надпись гласит:
Этот сервиз из пластин
подарен
ПОЛ МОРФИ
Победитель в Большом турнире
на Первом Конгрессе
Американской национальной шахматной ассоциации
Нью-Йорк, 1857
Эта литография игроков Конгресса была сделана по фотографии Брэди:
Стоят (слева направо): Перрин, Лихтенхейн, Колтроп, Стэнли, Томпсон, Рафаэль, Фиске, Мид, Хаммонд, Мараш, Нотт Фрер.
Сидят (слева направо): Эллисон, Полсен, Мик, Морфи, Кенникотт.
Пол Морфи, чемпион по шахматам
Эта гравюра на дереве художника-мариниста и пейзажиста Уинслоу Гомера впервые появилась в «Компаньоне живописной гостиной Баллоу» 2 июля 1859 г..
Эта картина маслом Чарльза Лоринга Эллиотта, написанная в июне 1859 года, более века висела на стене Манхэттенского шахматного клуба.
Томас Фрер, в комнатах Мартинелло на 5-й авеню, 110, Нью-Йорк, вечером 1 марта 1884 года говорил: , его прекрасный портрет мастера игры Пола Морфи, написанный Эллиоттом».
. . .
«Вот он, джентльмены, как его изобразил Эллиотт: «Лучший шахматист, лучший американский портретист». Это работа, достойная вашего восхищения и вашего самого бдительного сохранения».
«На специальном собрании Манхэттенского шахматного клуба, состоявшемся в их помещении, 104, 14-я Восточная улица, 15 июля 1884 года, город Нью-Йорк, были единогласно приняты следующие преамбула и резолюции:
«Принимая во внимание, что Манхэттенский шахматный клуб Клуб с глубочайшим сожалением узнал о смерти Пола Морфи и желает выразить свою скорбь по поводу утраты того, кто своим непревзойденным мастерством в их благородной игре заработал себе ПЕРВОЕ МЕСТО в списке МАСТЕРОВ ШАХМАТА, а своим истинная скромность и достоинство снискали уважение и почтение всех, кто его знал,
«РЕШЕНО, чтобы портрет ПОЛА МОРФИ в комнатах клуба был задрапирован трауром на три месяца. »
Вышеприведенное изображение, основанное на картине маслом Чарльза Лоринга Эллиота, появилось в мартовском номере журнала Harper’s New Monthly Magazine за 1888 год как часть статьи Генри Седли под названием «Шахматы в Америке». Седли, родившийся в Англии, но живший в Соединенных Штатах, умер всего десять лет спустя (8 января 1898 г.) после продолжительной пятилетней болезни. Как шахматист Седли считался первоклассным любителем. Он председательствовал на обеде в честь 6-го Американского шахматного конгресса. Но он также был опубликованным писателем и журналистом, который редактировал «Круглый стол», а также работал с Уильямом Калленом Брайантом и Парком Годвином над «Ивнинг пост».
Гравюра Д. Дж. Паунда (издателя «Illustrated News of the World»)
по фотографии Джона Томпсона (1837–1921)
Жюля Эмиля Сентена (1829–1894)
Миниатюра Жюля-Эмиля Сентина с изображением Морфи впервые была выставлена на 35-й ежегодной выставке Национальной академии дизайна в 1860 году.
В ноябре 1859 года Пол Морфи посетил Балтимор по пути в Новый Орлеан после своего европейского турне. В майском выпуске «The Chess Monthly» за 1859 год под редакцией Уилларда Фиске сообщается: «Хороший отдел шахмат был открыт в «Семейном журнале Балтимора» под умелым руководством мистера Карвалью». В том же году Карвалью был избран секретарем Монументального шахматного клуба Балтимора.
Соломон Нуньес Карвалью (1815–1894), как и отец Пола, родился в Чарльстоне, Южная Каролина. Он был и художником, и фотографом. Когда Морфи посетил Монументальный шахматный клуб, Карвалью предложил написать его портрет, который теперь принадлежит Историческому обществу Мэриленда.
Морфи с тростью и цилиндром на этом дагерротипе ок. 1857-9
Морфи по прибытии в Лондон 1859
«Буквально говоря, он был увенчан огромной широкой панамой и был одет в легкий костюм, по-видимому, из тонкого серого льна. одеваться и вести себя джентльменски». Г. А. Макдоннелл, «Шахматные картинки из жизни»
Морфи — Левенталь, Лондон 1858
Морфи и дама в той же студии, где была сделана фотография с Левенталем.
Андерсен и Морфи Отто Спамер из Липцига
Макс Ланге и Отто Спамер были деловыми партнерами по издательству. Спамер также был тестем Ланге.
Это изображение, сделанное в студии Фредерика Гутекунста из Филадельфии, появилось в «Шахматах в Филадельфии» Густава Райххельма в 189 году.8. В связи с готовящейся публикацией книги Райххельма журнал American Chess Magazine написал: «Пол Морфи и Льюис Элкин за шахматной доской будут новичками в мире шахмат. Это станет начальной иллюстрацией новой книги «Шахматы в Филадельфии». », — заметили в нашем последнем выпуске. Он был сделан фотографом в 1859 году и представляет собой полное сходство с мистером Морфи того времени».
В Филадельфии есть начальная школа Льюиса Элкина, названная в его честь. Первоначальное здание было завершено в 1904, но сгорел в 1929 году. Нынешнее здание было построено в 1973 году.
Льюис Элкин был директором Пенсильванской железной дороги (его офис находился по адресу: 1119 Walnut. St.) и занимал другие должности на различных железных дорогах. В 1883 году он женился на бывшей школьной учительнице Матильде Паттон. Проработав всего два года, Матильда стала директором и старшим преподавателем бесплатной вечерней школы для молодых женщин в первый год ее существования. В следующем году она была назначена главным библиотекарем Института свободной библиотеки Филадельфии. Из-за его жены, когда Льюис Элкин умер 7 июля 1901 года он оставил большую часть своего значительного состояния фонду, который он назвал «Фонд Льюиса Элкина для помощи нетрудоспособным школьным учителям, работающим в городе Филадельфия». Когда г-жа Элкин умерла в 1907 году, она тоже отдала большую часть своего состояния в фонд и 1000 долларов в Свободную библиотеку.
также из «Шахматы в Филадельфии» — Морфи осенью 1859 года
Париж 1863
Париж 1867
Новый Орлеан 08170 А. Медина, Пол Морфи, Ф. Фессер, Ф. Сикр, Б. Дюбуше, Г. Тоскано Пара мрачных образов: «Одним из первых, кто осознал значение Морфи на шахматной арене, был Эжен Лекен, известный скульптор. Морфи был во Франции менее двух недель, когда Лекен попросил его позировать для своего бюста. из мрамора. Морфи обязался провести первое заседание 15 сентября. Бюст был выставлен на выставке изящных искусств в 1859 году.. Мауриан упоминает в воскресной дельте Нового Орлеана от 6 февраля 1859 года, что небольшие копии (три пятых реального размера) прибыли в Новый Орлеан к январю 1859 года, и описывает бюст как «полное подобие». «В Париже, 4 апреля 1859 года, на прощальном банкете в его честь святой Аман возложил лавровый венок на мрамор. бюст Морфи работы скульптора Эжена Лекена». — Лоусон Еще от Бэтгёрл Белая икона шахматной королевы, мультяшный стильPREMIUM Набор фигур для шахмат. стратегическая настольная игра.PREMIUM Шахматная площадь Маростики и верхний замок на холме на заднем планеPREMIUM Набор иконок шахматных фигур. включены иконы король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка. силуэты, изолированные на белом фоне. шахматная пиктограмма. набор иконок стратегии в векторных символах линейного стиляPREMIUM Коллекция шахматных фигур. набор иконок для игры в шахматы. простой плоский набор шахматной игры. Шахматные фигурыPREMIUM Набор шахматных икон, плоский стильPREMIUM Черно-белые шахматные фигуры. векторPREMIUM Шахматные фигуры набор стратегия игра векторная иллюстрация рука рисунокPREMIUM Векторный icon черная шахматная королеваPREMIUM Сказочный фон с лестницей и зеркалом для плаката или иллюстрации приключения чудесPREMIUM Шахматные фигуры набор стратегия игра векторная иллюстрацияPREMIUM Фигура шахматной ладьи иконка векторной иллюстрации ручной рисунок. ПРЕМИУМ Маростика, Италия — 01 октября 2017 г.: вид на старое здание, шахматную площадь и замок на горе. ПРЕМИУМ Черные шахматные фигуры, выделенные на белом. векторная иллюстрация шахматной фигурыPREMIUM Красивый летний пейзаж страны чудес с розами и старым замкомPREMIUM Диагональная линия деревянных шахматных фигур, изолированных на темном фонеPREMIUM Диагональная линия деревянных шахматных фигур, изолированных на темном фонеPREMIUM В бассано-дель-граппа — Италия — октябрь — 2018 — шахматная площадь Маростика и верхний замок на холме на заднем планеPREMIUM Набор векторных иконок для шахматной игрыPREMIUM Нарисованный от руки набор эскизов шахматных фигур на белом фоне. Изолированный объект мата и тонкий символ. набор векторных иллюстраций мата и мишени.ПРЕМИУМ Золотой конь шахматный зачет в массы. бизнес-стратегия, конкуренция и концепция лидерства. ПРЕМИУМ Значки линий настольных игр. векторная иллюстрация включала иконку в виде шахмат, шашек, пиктограммы контура домино для магазина настольных развлечений. 64×64 пикселя perfect editable strokePREMIUM Шахматная настольная игра концепция бизнес-идей и конкуренции. шахматные фигуры и старый средневековый замок на шахматной доске. открытый фон заката. выборочный фокусPREMIUM Шахматные фигуры, изолированные на белом фоне.PREMIUM Силуэт шахматной ладьи. Векторный iconPREMIUM Шахматные фигуры. шахматные фигуры. король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. играть в шахматы. пиксельные идеальные векторные иконки тонкой линии. Черный шахматный замок противостоит рушащемуся белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d визуализацияPREMIUM Устойчивость, настойчивость и концепция победы. ладья, стоящая среди упавших пешек. ПРЕМИУМ Концептуальное фото бизнес-стратегии — два миниатюрных бизнесмена, стоящих на замковой шахматной фигуре. ПРЕМИУМ Белые шахматные фигуры в ряд, иллюстрацияPREMIUM Модная плоская иллюстрация. концепция страницы бизнес-стратегии. работа в команде и конкуренция. шахматная партия. шахматные фигуры. шаблон для ваших дизайнерских работ. векторная графика.PREMIUM 3d иллюстрация кирпичной башни на белом фонеPREMIUM Модная изометрическая иллюстрация. шахматная партия. люди работают. бизнес стратегия. работа в команде и конкуренция. шахматные фигуры. шаблон для ваших дизайнерских работ. векторная графика.ПРЕМИУМ Шахматные фигуры. векторная шахматная фигура, конь и пешка, слон и ферзь, элементы стратегии успеха на белом фоне, векторная иллюстрацияPREMIUM Обычная установка шахмат, чтобы начать на клетчатой доске и изолированном белом фоне студии — 3d renderPREMIUM Векторные реалистичные 3d шахматные фигуры chessboard setPREMIUM Каркас фигур на шахматной доске из черных линий, выделенных на белом фоне. Обычная установка шахмат для начала на клетчатой доске и изолированном белом студийном фоне — 3d renderPREMIUM Стратегическая концепция миниатюрных людей — бизнесмен, стоящий над шахматной пешкой.PREMIUM Черный шахматный замок противостоит рушащемуся белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Черная шахматная фигура ладья на фоне клеток шахматной доски. темная башня. реалистичная векторная иллюстрацияPREMIUM Мультяшный персонаж играет в шахматыPREMIUM Черный шахматный замок противостоит разрушенному белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Черный шахматный замок, противостоящий разрушенному белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Шахматная лента графический черно-белый эскиз иллюстрации vectorPREMIUM Валтице, южная моравия, чехия, 04 июля 2021: интерьер замка в стиле барокко деревянная резная мебель, игровая комната или салон с белой керамической изразцовой печью, столами, мягкими стульями и креслами. Черный шахматный замок против разрушенного белого замка на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Векторная иллюстрация, плоский дизайн шахматных фигурPREMIUM Мультяшный персонаж играет в шахматыPREMIUM Мультяшный персонаж играет в шахматыPREMIUM Векторный дизайн логотипа клуба и мишени. набор клубных и игровых символов для сети. PREMIUM Модный плоский набор иллюстраций. люди работают. бизнес стратегия. работа в команде и конкуренция. рост бизнеса. шахматная партия. шахматные фигуры. шаблон для ваших дизайнерских работ. векторная графика.PREMIUM Набор эскизов шахматных фигур. рисованные черные шахматы. векторная иллюстрация.ПРЕМИУМ Нарисованный вручную набор шахматных фигур на белом фоне. шахматы. Шах и мат. король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка. vector icons.PREMIUM Шахматная доска с фигурами на белом фоне, красочный дизайн. векторная иллюстрацияPREMIUM Черный шахматный замок, противостоящий разрушающемуся белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Мультяшный персонаж играет в шахматыPREMIUM Концептуальное фото бизнес-стратегии — миниатюрный бизнесмен, стоящий над пешкой замка на шахматной доске с красной стрелкойPREMIUM Однолинейный рисунок шахматного логотипа с ладьей и королем. Игра в шахматы. черно-белые шахматные фигуры, король, ферзь, слон, ладья, конь и пешка. набор векторных иллюстраций логической интеллектуальной шахматной игры. реалистичные элементы разной формыPREMIUM 3D визуализация классической шахматной доски и фигурPREMIUM Белые плоские шахматные иконки шахматных фигур.PREMIUM Непрерывный однолинейный рисунок шахматных фигур минималистского дизайна на белом фоне. тактическая концепция группы игроков. ПРЕМИУМ Шахматы. векторная иллюстрация шахматной пешки. короли, ферзи, ладьи, министры, кони и пешки. изолированные на пустом фоне, редактируемые и изменяемые. ПРЕМИУМ Великие шахматы. большое шахматное поле. фигуры из шахмат. ПРЕМИУМ Зальцбург, Австрия, 3 июля 2016 г.: скульптура сферы, расположенная на Капительплац в центре Зальцбурга, Австрия. Шахматные фигуры. векторная плоская красочная изолированная иллюстрация. фигуры синего цвета. набор шахматных фигурPREMIUM Иллюстрация шахматных фигур на белом фоне. элементы дизайна для логотипа, этикетки, знака, плаката, открытки, баннера. ПРЕМИУМ Концепция настольной игры в шахматы бизнес-идей и конкуренции. шахматные фигуры и старый средневековый замок на шахматной доске. открытый фон заката. селективный фокусPREMIUM Белая иконка шахмат на черном фоне. бизнес стратегия. игра, менеджмент, финансы. векторПРЕМИУМ Модная плоская иллюстрация. люди работают. бизнес стратегия. работа в команде и конкуренция. шахматная партия. шахматные фигуры. шаблон для ваших дизайнерских работ. векторная графика.PREMIUM Черный король, пешка, ладья, набор шахматных фигур. интеллектуальная стратегическая настольная игра векторная иллюстрацияPREMIUM Средневековые деревни Италии marostica, известные как шахматная деревня в ВенетоPREMIUM Знак шахматных фигур. Мультяшный персонаж, играющий в шахматы. ПРЕМИУМ 3D-иллюстрация рыцаря, графика и текст, выполненные металлическими буквами в кости для соответствующих значений концепции и презентаций. средневековье и доспехиPREMIUM Черный шахматный замок, противостоящий разрушающемуся белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Шахматные фигуры король королева слон рыцарь ладья пешка плоские векторные иконки набор. шахматные фигуры черно-белые. векторные иллюстрации. отражение шахмат в зеркалеPREMIUM Черный шахматный замок противостоит рушащемуся белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Золотой король — победитель, стоящий посреди падающих шахмат на доске в игреPREMIUM Черные шахматные фигуры на белом фоне. коллекция черного короля, ладьи и лошади. vector illustration. Шахматная настольная игра Концепция бизнес-идей и конкуренции. шахматные фигуры и старый средневековый замок на шахматной доске. открытый фон заката. селективный фокусPREMIUM Плоский векторный набор шахматных фигур. коричневые и бежевые деревянные фигуры. стратегическая настольная играPREMIUM Шахматные фигуры на игровой доске в окружении фантастических силуэтов рыцаря, замка, меча и королевской короны — черно-белый векторный контур короля, пешки и сказочной шахматной доскиPREMIUM Набор черно-белых мультяшных шахматных фигур или талисманы, в том числе пешка, ладья, конь, слон, ферзь и король. также проверьте цветную версию фигурок в моем портфолио.ПРЕМИУМ Мультяшный черный шахматный слон на белом фоне. значок шахматы. векторная иллюстрация для дизайна.PREMIUM Интерьер большой галереи замка Шенонсо (замок) в долине Луары, ФранцияPREMIUM Черный шахматный замок, противостоящий рушащемуся белому замку на поверхности шахматной доски и фоне неба — 3d renderPREMIUM Маростика, Италия — 01 октября 2017 г.
в доме Франсиско Фессера (Гавана), 17 октября 1962 г.
Картина маслом А. Розенбаума, 1880 г. Это привлекло особое внимание за день до отъезда Морфи из Парижа несколько месяцев спустя ». — Дэвид Лоусон
9.458 Шахматный замок Стоковые фото, картинки и изображения
PREMIUM
вектор эскиз значок шахматы. шахматные фигуры. играть. белые и черные шахматные фигуры. приятель. король, ферзь, слон, конь, ладья, пешкаPREMIUM
простая минимальная пиктограммаPREMIUM
передний план. 3д. векторная иллюстрацияPREMIUM
PREMIUM
набор эмблем и знаков для шахматного спортивного турнира. успешный вызов изолирован. современная непрерывная линия рисовать дизайн графическая векторная иллюстрацияPREMIUM
ПРЕМИУМ
русская зеленая икона с маленькими зелеными джунглями, багряными и пустынными песками на белом фоне. ПРЕМИУМ
PREMIUM