Легенды, небылицы и тайны московского метро
Каждый старый город имеет свои легенды. Окружен преданиями и московский метрополитен. Некоторые из них совершенно фантастичны, но в каких-то нет ни капли мистики. Подлил масла в огонь и писатель Дмитрий Глуховский, автор фантастических книг «Метро 2033» и «Метро 2034». Эти произведения, снятые по ним фильмы и разработанные на их базе видеоигры стали просто культовыми, подогрев интерес общества к метрополитену до максимального предела. Теперь все чаще под землю спускаются искатели приключений и профессиональные диггеры, и тайны московского метро начинают приоткрываться перед любопытными взглядами. Заглянем и мы в этот удивительный мир.
Немного истории
Первый проект метро был разработан еще в 1872 году и предполагал прокладывание путей от теперешнего Курского вокзала до Лубянки. Второй проект (1890 г.) предусматривал значительное расширение сети метрополитена. Начались необходимые подготовительные исследования. Но из-за недовольства народа (в первую очередь извозчиков и духовенства) московская Дума отклонила проект. К идее строительства метро вернулись лишь при Сталине, тогда и было заложено начало стройки.
Археологические тайны московского метро
До сих пор при строительстве новых линий проходчики натыкаются на ценнейшие археологические находки: останки аммонитов и белемнитов, рыбоящеров (плезиозавров и ихтиозавров). Причудливый узор из окаменевших наутилусов и морских лилий украшает станцию «Площадь Ильича». В переходе между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая» красуется раковина брюхоногого моллюска, найденная в окрестностях. Сам мрамор тоже добыт в столице. Согласно легенде, первые станции метро были оформлены благородным белым камнем, который позже ушел на реставрацию Серпуховского кремля.
Подземные святыни
Тайны московского метро, имеющие религиозное наполнение или сакральный смысл, притягивают исследователей вот уже не один десяток лет. В качестве примера в первую очередь можно вспомнить алтарь, сооруженный на «Октябрьской». Отчетливо видны царские врата, украшенные сложным орнаментом, который издали воспринимается как огромный православный крест. Станция «Комсомольская» украшена редчайшей красоты мозаикой, тоже несущей религиозные элементы. Автор мозаики — потомственный иконописец П.Кочин, возродивший на панно «Александр Невский» утраченный лик Спаса Нередицкого. Знамя Спаса художник вложил и в руки Дмитрия Донского. Рисковый, однако, шаг — в советские-то времена! Говорят, что иконописец чуть не поплатился за свою самодеятельность. Но спасла его Екатерина Фурцева, министр культуры. Красота полотен так тронула ее, что она лично заступилась за художника перед вождем.
Загадочные новострои
С 1996 года в вагонах появились схемы метро со значком станции «Физтех». Поползли слухи о начале строительства. Однако оказалось, что такой станции и в проекте нет. Выяснилось: это всего лишь шутка студентов-физиков, создавших на компьютере и распечатавших фальшивку. С тех пор периодически появляются схемы-«утки» со станциями в Бирюлево, Долгопрудном, Мытищах. Вроде бы раскрыть топографические секреты московского метро не так уж сложно (ведь реальная схема в свободной продаже!), но из года в год история с несуществующими станциями повторяется.
С точностью до наоборот: отсутствующие на схеме
Многие тайны московского метро связаны с якобы существующими, но отсутствующими в официальных источниках станциями, выходами на поверхность, целыми ветками и даже бронированными бункерами. К примеру, окружено слухами некое «Малое Кольцо». Логика такова: Большое есть, должно быть и Малое. На самом деле Малая Кольцевая действительно планировалась, но проект не был реализован. Овеяна слухами и таинственная «Советская». Строительство ее не было завершено, станцией это место так и не стало. Зато превратилось в штаб Гражданской Обороны, возвышающийся на 2 этажа над землей и уходящий на несколько десятков метров вглубь.
«Первомайская» и «Калужская» — старые станции, утратившие свое значение. Судьба их похожа: в прошлом конечные станции после продления веток были заброшены или переоборудованы, а на новых маршрутах появились их тезки. Проносящиеся мимо пустого зала «Волоколамской» пассажиры могут видеть мрачные своды и следы кафеля. Безжизненная с виду станция — обычный недострой. Как видим, многие тайны московского метро легко поддаются логическому объяснению. Но, следуя той же логике, откуда-то взялись же эти суеверия? Откроет ли когда-то загадочный метрополитен Москвы все свои секреты?
Московский метрополитен: куда мы движемся?
Что будет, если на время карантина в Москве остановят метро? Живут ли в подземке метровые крысы? Архитектура станций – это про красоту или практичность? Обо всем этом и не только мы поговорили с Александром Поповым – фотографом, который ведет блог про прошлое и настоящее столичной подземки.
ДЕТСКАЯ МЕЧТА — СТАТЬ ФОТОГРАФОМ
— Александр, скажите сколько раз вы спускались в тоннель строящейся станции?
— Сложно сосчитать. Я занимаюсь этой деятельностью с нулевых годов и уже перестал вести учет. Где я только не был! Про меня можно сказать, что этот тот случай, когда хобби стало работой.
Фото © russos.livejournal.com
— А как вы увлеклись изучением метро и фотографией?
— У меня отец фотограф, поэтому я с детства смотрел на таинство проявки пленки, можно сказать, вырос в красной комнате. В какой-то степени это предопределило выбор моей сегодняшней профессии. А знакомство с историей метро началось с одноименной газеты где-то в году 1999. Ехал на учебу – я тогда заканчивал первый курс – взял чтиво и заинтересовался статьей о сайте metro.ru. После чего почти три ночи провел без сна, ведь буквально три недели до этого у меня появился интернет-модем. Все сидел на сайте метрополитена и вспоминал, как отец рассказывал мне в детстве про станции глубокого и мелкого заложения. На благодатной почве и выросло желание заниматься изучением метро: нашел единомышленников и подался в диггерство.
— То есть первый раз вы проникли в подземку не совсем легально? Какие эмоции захватили вас?
— Мы начинали с товарищем исследовать заброшенный участок около станции «Митино». Там можно было свободно ходить. Мы и залезли в строящийся тоннель, в конце которого стоял щит. Впечатлило, что все выглядело как на картинке в учебниках и брошюрах, которые я уже изучал на тот момент. Но какой масштаб в жизни! Гигантский не только щит, но и сам тоннель. Когда пассажир едет в вагоне, он видит лишь верхушку айсберга. Мне захотелось сделать качественные панорамные снимки, тогда и подружился с пресс-службой метро, чтобы снимать станции ночью. А вот сами рабочие красоту вокруг не замечают – для них все серо и скучно. Но, когда показываешь снимки, восхищаются, что и подземка может быть красивой.
СТАНЦИИ МЕТРО АО «МОСИНЖПРОЕКТ» ВОШЛИ В ТОП САМЫХ КРАСИВЫХ СТАНЦИЙ
Фото © russos.livejournal.com
ЛЕГЕНДЫ И БАЙКИ О МЕТРО
— А вы верите в какие-то легенды метрополитена, например, метро-2, трехметровые крысы и призрачный поезд?
— Все это байки для детей. Подумайте, зачем крысе пустой тоннель, если рядом с магазином или рестораном есть аппетитная свалка? (смеется) Раньше в вестибюлях можно было встретить собак, а на «Преображенской площади» жил ворон – известный факт. Сейчас из живности можно разве что мышек встретить, которые по шпалам бегают. Крыс я пару раз видел при строительстве стации «Парк Победы», но это были обыкновенного размера грызуны.
Фото © russos.livejournal.com
Ещё читал полуправдивую историю, что в советское время в шахте жила собака. Ее хозяин упал на рельсы и погиб, после чего она несколько дней жила на платформе. Когда её попытались поймать, преданное животное спрыгнуло на рельсы и забилось где-то в тоннеле. Какое-то время собаку подкармливали, а потом она умерла естественной смертью. Также работники метрополитена рассказывали, что слышат подозрительные звуки, шаги и даже возгласы на месте, где при завале погибло два метростроевца. Я там гулял около часа, но ничего так и не услышал. Поэтому не верю в сказанное. Метрополитен – это культурный феномен, а любое интересное явление обрастает легендами.
— А как же бункер Сталина и секретные линии метро?
— Легенда о метро-2 ходила про строительство глубокого Арбата. Да, раньше все было под грифом «Совершенно секретно», но теперь документы в свободном доступе. Поэтому сейчас я вышел на новый уровень работы –изучаю архивные данные. До карантина я держал в руках акт приемки работ этого участка со всеми цифрами. Цель строительства – дублирование Смоленского метромоста. Известно, что во время ВОВ на него сбросили бомбы, две из которых взорвались и сильно повредили этот наземный участок метрополитена. Движение было прервано на двое суток. Поэтому было принято решение выключить этот ненадежный метромост и строить глубокий Арбат.
Фото © russos.livejournal.com
Любые байки звучат красиво, но, когда начинаешь работать с документами, все оказывается намного скучнее. Взять даже роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033», да метро можно использовать как убежище, но так долго жить в нем не получится. Но есть и официальные подземные убежища, которые сейчас работают как музеи. Музей современной фортификации Бункер-703 МИД СССР около «Павелецкой» и «Бункер -42» на Таганке. Там можно послушать лекции про подземную Москву.
— Скажите, возможно, что из-за пандемии метро в Москве остановят? Такое решение уже приняли в Ташкенте, Киеве и других городах мира. Как это отразится на его работе в дальнейшем?
— Представьте себе оставить на зиму в сугробе автомобиль, а весной попытаться его завести. Он может и не поехать. Но наше метро обслуживается круглосуточно: ночью рабочие осматривают тоннели, рельсовые пути и т.п. Можно остановить движение поездов, закрыть двери для пассажиров, но внутренняя работа продолжится. Отмечу, что сейчас необходимости закрывать метрополитен нету, и разговор об этом не стоит. Московское метро останавливали 16 октября 1941 года, когда фашисты подошли к столице. Минобороны выпустило постановление об эвакуации жителей, подготовке всех предприятий.
Фото © russos.livejournal.com
Тогда шли разговоры о взрыве метро, я предполагаю, что вывести из строя хотели только центральный механизм, а станции и тоннели затопить. Но остановка метрополитена вызвала такую панику, что правительству пришлось отменить свое решение, и 17 октября поезда снова покатились. Метро Москвы – это кровеносная система города, если в других городах остановку транспортного сердца никто не заметит, то для столицы это решение чревато.
Фото © russos.livejournal.com
ПРОЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОСМЕТРО
— Как за последние 10-15 лет изменился столичный метрополитен? К чему и куда мы движемся как в территориальном, так и технологическом развитии?
— Качество перевозки пассажиров и комфорт бесспорно выросли. Например, новая система оплаты: единый транспортный проездной «Тройка» – колоссальный прорыв. Они стали предметом коллекционирования, даже у меня парочка знаковых троек лежит в шкафу. Кроме того, для оплаты прохода через турникет теперь можно использовать банковские карты или специальные браслеты, брелоки, кольца. Слышал, что чип проездного планируют внедрять в рукавицы, кошельки и даже колье. А почему нет? Чем больше разнообразия, тем интереснее. Сувениры – имиджевый проект для метрополитена, который они реализуют крайне успешно.
Фото © Полина Наседкина / Москва меняется
Что касается развития территорий, то вот вам актуальная байка – метро в Балашихе. К сожалению, этот проект можно реализовать только со средств области. Надеюсь, что строительство железной дороги, эстакады поможет решить проблему многокилометровой пробки на горьковском шоссе. Еще сейчас ведется проектирование Рублево-архангельской линии, скоро будут осваиваться площадки под строительство. Считаю, что это не первоочередная задача. А вот номером ноль стоит соединение участка от «Третьяковки» до «Парка Победы», так как станция «Деловой центр» на Савеловской линии уже работает с перегрузом. Застройка продолжается, поток увеличивается, а значит мы закладываем мину замедленного действия. Не хочется потом аврально разгребать.
— А что вы думаете о строительстве 13 станции кольцевой линии метро?
— Она предполагалась еще в техническом проекте кольцевой линии в мае 1945 года. К сожалению, от строительства отказались, но задел оставили. Сейчас она просто необходима, как и пересадка с Люблинско-Дмитровской линии на кольцо и перегон между «Курской» и «Площадью Революции» с пересадкой на «Китай-город». Но работы ведутся постоянно, поэтому есть надежда, что у москвичей появятся новые пересадочные узлы и маршруты.
Фото © russos.livejournal.com
— А как вам составы нового поколения «Москва»?
— Первая «Москва» вызвала много вопросов, начиная с «пилона» внутри. Но это лучшее, что было сделано с подвижным составом. Все пассажирские запросы объединили, проработали и реализовали в новых поездах. А не хватало чего? Элементарных вещей, например, зарядки для телефонов. А новые серии «Москва 2020» будут еще более функциональными. Еще одно простое, но очень разумное изменение – нумерация выходов. Теперь не приходится на словах объяснять, с какого вагона куда повернуть и по какой лестнице подняться. Об этом облегчающем наше путешествие в подземке решении я говорил еще в году 2005, в своих первых интервью.
Фото © russos.livejournal.com
ЛЮБИМЫЕ СТАНЦИИ
— Как вы можете оценить проекты новых станций метро в Москве? Какие вам нравятся больше?
— Мне нравится классика метростроения – станции глубокого заложения с чугунной отделкой и станции колонного типа. Скорее всего больше таких станций метро в Москве построено не будет, последней платформой с колоннами стала «Петровско-Разумовская».
Однако, «Савеловская» – станция пилонного типа, но ее контрастный дизайн нравится всем. По сути «Рижская», «Шереметьевская», «Марьина Роща» одинаковые, все пилоного типа, но дизайнерские решения придали им уникальности. Многие архитекторы склоняются к тому, чтобы вообще оставить метро в чугуне. Так хотели поступить с «Новокузнецкой», но потом строители решили вернуться к классическому варианту.
Много читаю критики о том, что в Советском Союзе строили не просто станции, а шедевры архитектуры, а современным проектировщикам такое не по зубам. Надо понимать, что сейчас сделать станцию в духе сталинского ампира невозможно. Ведь все маленькие завитушки, картуши, бронзовые светильники и пышную лепнину надо обслуживать.
Управляющей компанией по строительству новых линий и станций столичного метро выступает холдинг АО «Мосинжпроект».
Фото © russos. livejournal.com
В Советском Союзе архитекторы, инженеры и службы безопасности ориентировались совершенно на другие нормы. К современным объектам предъявляются ужесточенные требования пожарной безопасности, освещения, эвакуации, и не все старые станции прошли бы подобную проверку. Новые проекты отвечают духу времени. А дизайн – дело вкуса. Мне кардинально не нравятся станции с боковыми платформами, там сложно сделать красивое оформление. Но из шести новых станций метро на БКЛ и Некрасовской линии мне понравилась «Окская» с имитацией кругов на воде и «Авиамоторная», где колонны и светильники повторяют формы деталей самолета. Здесь архитектурная идея зацепила, а остальные четыре станции получились бледноватыми. На самом деле дизайн дело десятое, главное, что жители района получили возможность добраться до центра на метро.
Фото © russos.livejournal.com
— Попробуете сравнить метро Москвы с известными метрополитенами мира?
— Изначально метрополитен воспринимался как унитарное предприятие по перевозке пассажиров, весь упор был на конструктив, а не на оформление. В Советском Союзе была установка, что личное пространство может быть скучным, а общественная архитектура нет, ее считали особым видом искусства. Тогда мы взяли высокую планку и показали, что метро – это нечто большее, чем перевозка пассажиров – подземный храм. После и в Европе перестали делать однотипные станции.
Фото © russos.livejournal.com
В прошлом году прокатился на метро в Берлине: старые станции не произвели впечатления, а новые понравились. Видно, что их проектировали несколько архитектурных бюро с разными подходами к делу. Здорово, что и в Москве стали проводить открытые конкурсы на разработку облика станции. Так достигается вариативность оформления, а после, когда в проект подключаются профессионалы метростроения, мы получаем не только красивый концепт, но и практичный.
Фото © russos.livejournal.com
ЛЮБИМОЕ МЕСТО
— У вас есть любимое место в Москве?
— Ночное метро без пассажиров! (смеется)
На ночные экскурсии в метрополитен могут попасть все желающие. Раз в месяц метрополитен устраивает поездки на самых первых вагонах метро типа «А». Во время «теплой» и «ламповой» экскурсии можно выйти на станцию и посмотреть, как она выглядит без пассажиров. Начинается маршрут в электродепо «Измайлово». А всех жаждущих подробностей слушателей Алекссандр Попов ждет в своем блоге. Там вместе с другими экспертами метростроения он в прямом эфире рассказывает обо всех сторонах жизни отечественного метрополитена. Добро пожаловать!
Фото © russos.livejournal.com
Напомним, что уже более 60 лет АО «Мосинжпроект» является лидером строительной отрасли Москвы, реализуя сложнейшие градостроительные объекты, в том числе в области метростроения.
Темы: Интервью Мосметро
Metro Game Series
Metro 2033 (2010) — это игра-шутер от первого лица, действие которой происходит в недалеком антиутопическом будущем, где Москва осталась в руинах после ядерной войны. Игроку предстоит управлять Артёмом Чёрным — одним из выживших, сумевшим построить свою жизнь с нуля в недрах московского метро. Прожив под землей несколько сложных лет, Артем однажды оказывается в эпицентре столкновения между различными фракциями политического мира Метро, когда мутанты прячутся в темных туннелях между станциями, которые они занимают.
Игра основана на популярной книге «Метро 2033» молодого российского автора Дмитрия Глуховского, разошедшейся тиражом более 500 000 экземпляров в России за первый год. Metro 2033 — первая игра в серии, которая получила в основном положительные отзывы критиков, набрав 80/100 баллов как на Metacritic, так и на GameRankings. Metro получила высокую оценку за насыщенный игровой процесс, сочетающий в себе элементы RPG, survival horror и шутеров, а также за захватывающую атмосферу и внимание к деталям. Его также критиковали за слабый ИИ и проблемы с анимацией. Теплый прием игры позволил ее разработчикам, украинской студии 4A games, выпустить два сиквела, Metro: Last Light (2013 г. ) и Metro: Exodus (2019 г.), а также обновленное издание Metro Redux (2014 г.), в котором представлены графические обновления и новые игровые режимы для первых двух глав франшизы. .
Атмосфера подземного мира в играх достаточно убедительна. Напоминания о том, что вы действительно исследуете тоннели и станции московского метро, повсюду — от старых карт метро на стенах до хорошо узнаваемых поездов и предупреждающих знаков.
Однако уже знакомые артефакты здесь смешаны с довольно новыми и неожиданными реалиями. Metro 2033 также является исследованием в области социологии и политологии, в котором под землей сформировалось несколько постапокалиптических микрогосударств. Все они борются за политическое господство, стратегические маршруты и обладание скудными припасами. Красную линию перехватывают коммунисты, большинство центральных станций принадлежат Содружеству Кольцевой линии, а остальные распределяются между более мелкими станционными сообществами, бандитами, сталкерами или даже нацистами.
Игрок взаимодействует или сражается с этими социально-политическими единицами на протяжении всей игры. И, кстати, именно здесь начинает проявляться и культурная составляющая игры. Как бы скупы разработчики ни были на внутриигровые боеприпасы, они щедро делились славянской культурой и языком. Оттенок этого есть во всем — от сеттинга и имён персонажей до народных песен, которые персонажи иногда поют, их сильного акцента (отчетливо слышного в английской версии игры) и русских слов, которые они иногда используют, даже говоря по-английски. .
С момента запуска в 2010 году и вплоть до Metro: Exodus (последняя выпущенная глава по состоянию на 2019 год) игра только набирала популярность. Его графика была отполирована, а повествование, временами напоминающее то, что было в Half-Life и S.T.A.L.K.E.R. , стал более отточенным и сложным. А для тех, кто действительно этим занимается, есть отличные новости. В то время как Дмитрий Глуховский написал только три оригинальных книги, его вселенную расширили многие другие русские авторы, написавшие более сотни романов и рассказов, основанных на одних и тех же постапокалиптических сценариях, но часто в разных местах и в разных местах. во внимание, как местные социально-политические элементы могут трансформироваться аналогичным образом в апокалиптическое событие. Кроме того, ранее в 2019 г.Глуховский анонсировал экранизацию «Метро 2033» — она выйдет, по его словам, в 2022 году. А пока мы можем наслаждаться игрой серии и книгами.
Найти Metro в Steam
и Epic Games Store
Посмотреть геймплей Metro 2033 Redux на YouTube:
Metro Redux манит отважных игроков вернуться в подполье
Консоли
от Xbox Wire Staff •
Выпущенная в 2010 году игра «Метро: 2033» быстро стала культовым фаворитом среди поклонников шутеров от первого лица в жанре ужасов на выживание, которым нравилось, когда их хрупкая психика подвергалась таким же нагрузкам, как и пальцы на спусковом крючке. Действие игры разворачивается в системе московского метро через 20 лет после того, как мегаполис был стерт с лица земли ядерным ударом. Игроки сражаются с противниками-людьми, а также с мутациями, проснувшимися не по ту сторону апокалипсиса.
Содержащий переработанные версии «Метро: 2033» и его продолжения 2013 года «Метро: Последний свет» (и весь связанный с ним загружаемый контент), «Метро Редукс» — это режиссерская версия (своего рода), созданная с нуля, чтобы воспользоваться преимуществами всех этих мощных лошадей под капотом Xbox One.
Как и любой пакет обновлений, достойный увеличения количества полигонов, «Redux» предлагает улучшенные версии обеих игр. Выпущенная чуть больше года назад, «Последний свет» уже легко воспринималась на Xbox 360; в то время как сиквел все еще получает новую блестящую окраску в «Redux», его предшественник больше всего выигрывает от преобразования следующего поколения. Помимо ожидаемых улучшений технологии освещения и теней, «2033» — полностью перестроенный на усовершенствованной версии движка «Последний свет» — содержит более разрушаемое окружение, дополнительные текстуры, погодные эффекты, циклы дня и ночи, мусор, растительность и многое другое. множество других презентационных обновлений, благодаря которым он выглядит как дома на Xbox One.
Больше, чем просто преображение королевы выпускного бала, но и геймплей «2033» значительно переработан. Доработан ряд механик и добавлены функции. Многие настройки — от более интуитивно понятных элементов HUD до улучшенных скрытных тейкдаунов — были унаследованы от гораздо более отточенного «Последнего света». На самом деле, поклонники иммерсивной способности этой игры вытирать кровь умерших врагов с их противогазов оценят возможность сделать то же самое, когда злодеи из «2033» взрываются на их лицах.
Помимо улучшения игрового процесса и визуального оформления до стандартов следующего поколения, «Redux» добавляет немного свежего контента в потрошащую монстров смесь. Некоторые уровни, такие как «Мертвый город», в котором игрокам предлагалось выжить на заснеженной, облученной поверхности Москвы, были расширены, чтобы обеспечить более плавную непрерывность. Ранее разделенная на две части, сцена теперь плавно соединена новым столкновением с защитой, в котором игрокам предстоит сражаться с выжившими волнами мутировавших зверей, пока кавалерия не придет на помощь.