Карточки по русскому языку, 3 класс
Распознавание слов по вопросам
Упражнение 11
Прочитай слова. Объедини их в три группы по двум
признакам одновременно.
Сияет, мелкий, орудие, берёза, тушить, редкий,
сушат, малина, звонкая.
Назови глагол, в котором есть такая же орфограмма,
как во всех именах существительных.
Найди слово, которое можно выделить из числа написанных.
Определи имеющееся в нём фонетическое
явление.
Упражнение 12
Прочитай текст. Познакомься со справкой. Сформулируй
задание к упражнению и выполни его.
СПРАВКА: листья, назвали, картины, яркие, мастерят,
подарила, флорист, разноцветные.
Назови две группы слов, в которых буква о обозначает
две разные орфограммы.
Выполни синтаксический разбор предложения, в котором
имеется сложное слово.
Имена собственные. Заглавная буква
Упражнение 13
Прочитай исходные слова и справку. Сформулируй
задание и выполни его.
Писатель — ?
Река -?
Озеро — ?
Город — ?
Поэт — ?
Океан — ?
СПРАВКА: (Б, б)айкал, (Д, д)непр, (М, м)инск,
(М, м)ихаил, (Ю, ю)рьевич, (Л, л)ермонтов, (Т, т)ихий,
(Л, л)ев, (Н, н)иколаевич, (Т, т)олстой.
Определи общий главный грамматический признак слов
обоих столбиков. Найди их различие.
Назови исходные слова, которые подходили бы к
формуле 3+3. Цифры означают количество слов с
одинаковой орфограммой.
Используя слова женского и среднего рода, составь
предложение с двумя подлежащими.
Упражнение 14
Прочитай текст и слова для справок. Сформулируй
задание к упражнению и выполни его.
Животные всегда удивляли человека своими
способностями. Новая порода бесхвостых
СПРАВКА: (А, а)нна (В, в)ладимировна (Д, д)урова, (H, н)иф-
(H, н)иф, (В, в)аря, (И, и)рландское, (Л, л)ондон, (H, н)аф-Наф,
(Ш, ш)тучка, остров (М, м)эн.
15
Укажи предложения с одинаковым количеством
слов с непроверяемой безударной гласной.
Выдели прилагательное, которое начинается и заканчивается
на звонкий согласный.
Однокоренные слова
Упражнение 15
Познакомься с записью. Сформулируй задание к упражнению.
Соль — ИС, ИП;
жара — ИС, ИП;
звон — ИС, ИП;
снег — ИС, ИП.
Используя исходные слова, составь разные по составу
словосочетания.
Из исходных слов выдели одно, в котором происходит
процесс оглушения. Составь с ним три предложения,
разных по цели высказывания.
Упражнение 16
Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к
упражнению.
в амбаре маленький зверёк. Он очень
похож на мышку. Зверёк не роет нор-
16
Найди слова, в которых роль орфограммы выполняет
согласная буква. Расскажи об их написании.
Выдели существительное, в корне которого самое
большое количество букв.
Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я
Упражнение 17
Прочитай слова, рассмотри схемы. Сформулируй
задание к упражнению.
Яблоня, капель, ёжик, заяц, берёза, весло,
гвоздь, мороз, болезнь.
I группа II группа группа
грачи пень юла
Сгруппируй слова по орфограммам. Расскажи об их
написании. Ответ начни с группы слов, к которой
относится нечётное количество слов.
17
а польза большая.
и вред приносит. Вред от неё маленький,
Упражнение 18
Верно ли, что только одно слово из данных соответствует
схеме
Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к
упражнению.
, как люди.
У каждого свой характер, свои
хитрости.
— самое музыкальное дерево.
Голос у певучий и звонкий.
Лиственница не боится сильных
— чемпион растительного царства.Песок, скалы, болота,
Полярный круг — место её обитания.
круглый год мы видим зелёной.
СПРАВКА: морозов, высокие, сосна, ель, маленькие,
деревья, тую, ели.
Сгруппируй слова из справки по орфограммам.
Добавь к ним другие слова из текста с такими же
орфограммами.
Найди слово, в котором на одну составную часть
больше, чем в слове голос.
Слово и слог. Перенос слова
Упражнение 19
Прочитай предложения и справку. Рассмотри
схемы. Сформулируй задание к упражнению и выполни
его.
Важный, как
Надутый, как
Желторотый, как
Длинноногий, как
Мудрая, как
Вольная, как
СПРАВКА: журавль, птенец, сова, гусь, птица, индюк.
Образуй две группы имён прилагательных, объединив
их не менее чем по двум признакам.
Составь цепочку из нескольких слов, в которой постепенно
увеличивалось бы количество звуков.
Подумай, можно ли считать слова птенец и птица
однокоренными. Обоснуй свой ответ. К какому из
них можно в качестве однокоренных подобрать слова
пташка, птичий, птичник, птичница, птенчик.
19
Упражнение 20
Прочитай текст. Познакомься со справкой и условными
знаками. Сформулируй задание к упражнению
и выполни его.
Как не болит у дятла
кого стука?
Дятлу не больно. И
от гром-
у него в полном
порядке, потому что у этой птицы между
и черепом и между черепом
и шейными позвонками пружинистая хрящевая
ткань. Она и смягчает
СПРАВКА: силу, голова, мозг, клювом.
Выпиши из текста имена прилагательные и раздели
их для переноса.
Найди в тексте слово такой же части речи, как слово
удара, но с противоположной характеристикой
по звонкости-глухости.
— гласный.
удара.
Условные знаки: — согласный,Мягкий знак — показатель мягкости согласных.
Разделительный мягкий знак
Упражнение 21
. ? Можно ли сказать, что в словах лагерь и альбом
есть три общих признака? Используя слова,
составь предложение, соответствующее схеме:
К словам шьёт, вьюн составь формулу, которая указывает
в них количество букв и звуков.
21
Прочитай слова. Рассмотри схему. Сформулируй
задание к упражнению.
Пал…то, лист…я, ал…бом, в…юн, хлоп…я,
цеп…, друз…я, окун…, руж…ё, журавл…,
гулян…е, ш…ёт, бол…ница, лагер….
Упражнение 22
Прочитай предложения. Используя схему, сформулируй
задание.
Мурав…и разрыхляют почву, и дерев…я получают
много влаги и воздуха. Жители одного
муравейника с.едают за один ден… 30 тысяч
гусениц. И дерев…я прекрасно растут. Рыжие
мурав…и — бол…шие друз…я леса.
Схема:
1) ИС ИП
2) гл ИС
3) ИС
4) ИС
Определи, какое предложение можно выделить и
почему?
Найди имя прилагательное с наибольшим количеством
орфограмм.
Правописание слов с сочетаниями
жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк
Упражнение 23
Внимательно рассмотри картинки и данную к ним
запись. Сформулируй и выполни задание
Сгруппируй слова по орфограммам в две группы.
В одну включи слова с такой орфограммой, как в
слове душистый. В другую — слова с такой же орфограммой,
как в слове ночная.
Найди прилагательные с одинаковым количеством
букв в корне.
23
Упражнение 24
Прочитай запись и слова для справок. Сформулируй
задание к упражнению.
Выдели из текста три слова, из которых можно составить
пару однокоренных слов и пару слов, являющихся
формами слова.
Найди имя прилагательное, корень которого оканчивается
на звонкий мягкий согласный.
24
Благодаря длинному черенку листья тополей
очень подвижны и быстро улавливают пыль.
СПРАВКА: очищают, частички, площади, чудесные,
приживаются.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение их буквами
Упражнение 25
Прочитай слова. В именах существительных подчеркни
звонкие согласные, в именах прилагательных
глухие согласные, в глаголах — непарные__
multiurok.ru
Карточка №1 Ябл…ня с….нтябрь м….сяц Р..с…ия род…на быстр…. р…с…вать с…ноним Вставь слова в предложения. Дедушка посадил в саду ___________________ . ________________ — первый осенний ________________ . ___________ — наша род….на. _____________ пролетело лето. Я люблю _______________________ . ______________________- это слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению. | Карточка №1 Ябл…ня с….нтябрь м….сяц Р..с…ия род…на быстр…. р…с…вать с…ноним Вставь слова в предложения. Дедушка посадил в саду ___________________ . ________________ — первый осенний ________________ . ___________ — наша род….на. _____________ пролетело лето. Я люблю _______________________ . ______________________- это слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению. | Карточка №1 Ябл…ня с….нтябрь м….сяц Р..с…ия род…на быстр…. р…с…вать с…ноним Вставь слова в предложения. Дедушка посадил в саду ___________________ . ________________ — первый осенний ________________ . ___________ — наша род….на. _____________ пролетело лето. Я люблю _______________________ . ______________________- это слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению. | Карточка №1 Ябл…ня с….нтябрь м….сяц Р..с…ия род…на быстр…. р…с…вать с…ноним Вставь слова в предложения. Дедушка посадил в саду ___________________ . ________________ — первый осенний ________________ . ___________ — наша род….на. _____________ пролетело лето. Я люблю _______________________ . ______________________- это слова, близкие по значению, но разные по написанию и произношению. |
nsportal.ru
Наступил с…нтябрь. В поспел
| Наступил с…нтябрь. В поспел | ||
х…рош…й ур…жай . Р…бята | х…рош…й ур…жай . Р…бята | ||
надели и взяли . пошли | надели и взяли . пошли | ||
собирать , и | собирать и | ||
. Мал…чики стали к…пать | . Мал…чики стали к…пать | ||
и . Вдру… р…бята увидели, что | и . Вдру… р…бята увидели, что | ||
на грядке с с…дит . Вот в…ришка!
| на грядке с с…дит . Вот в…ришка! | ||
Наступил с…нтябрь. В поспел | Наступил с…нтябрь. В поспел | ||
х…рош…й ур…жай . Р…бята | х…рош…й ур…жай . Р…бята | ||
надели и взяли . пошли | надели и взяли . пошли | ||
|
| ||
. Мал…чики стали к…пать | . Мал…чики стали к…пать | ||
и . Вдру… р…бята увидели, что | и . Вдру… р…бята увидели, что | ||
на грядке с с…дит . Вот в…ришка! | на грядке с с…дит . Вот в…ришка! |
nsportal.ru
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА | ||||
1.авт…мобиль в…рона ж…вотное к…рова л…сица м…дведь с…бака с…рока п…тух | 2. …гурец п…м…дор агр…ном к…пуста м…рковь к…ртоф…ль ур….жай ов…щи …г….род | 3. р…бята т…варищ д…журный уч…ник уч…тель к…р…ндаш дев…чка р…сунок …зык | 10 …птека б…бл…отека М…сква п…беда п…б..дитель к…питан пл…вец в…сток зап…д | 11. д…р…га в…гон к…рабль п…ссажир п…ррон пр…вет пр…в…тливо б..гаж б…лет | 12. б…л…ото вес…ло к…л…бель м…тро здравствуй пожалуйста сегодня чувство до свидания |
4. л…нейка т…традь п…нал п…ртфель кв…драт к…ртон к…ртина алф…вит сумма | 5. л…пата т…пор м…л…ток меб…ль кр…вать комн…та сах…р п…сок ж…лтый | 6. т…релка к…стрюля ст…кан п…суда …бед з…втрак уж…н м…газин антенна | 13. с…л…вей ф…нтан ч…рный пш…ница р…машка с…рень с…р…бро с…л…ма изв…ните | 14. т…жёлый пр…мой в…сёлый з…мовать р…бина т…мнеть см…шной зв…риный сн…жинка | 15. м…дком ст…клом в…сной т…мнота б…льница л…сток св…сток сп…шить зв…зда |
7. п…льто пл…ток с…п…ги …дежда к…рман б…тинки к…ньки вал…нки п…года аккуратный | 8.гор…д д…ревня ст..лица адр…ес н…род ф…милия г…рой кв…ртира ул…ца ра…тояние | 9. ябл…к… яг…да з…мл…ника …рбуз м…лина к…мпот к…рзина б…рёза …сина р…стение | 16. экскурсия экскурсовод см…треть кр…снеть д…рить гл…зком к…рмить взд…хнул в…лна ч…совой | 17. с…сна тр…пинка кр…сивый зв…нить д…леко к…сить н…сить в…ренье ж…леть ст…нать | 18. л…гушка р…бота пра…ник пам…тник к…см…навт вч…ра вет…р в…круг п…том Р…с…ия |
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА | ||||
1.в…робей в…рона ж…вотное к…рова л…сица м…дведь с…бака с…рока п…тух л…гушка | 2. …гурец п…м…дор г…рох к…пуста м…рковь к…ртоф…ль ур….жай ов…щи …г….род р…бота | 3. р…бята т…варищ д…журный уч…ник уч…тель к…р…ндаш дев…чка р…сунок …зык пра…ник | 10 …птека б…бл…отека М…сква пам…тник п…беда п…б..дитель к…питан пл…вец в…сток зап…д | 11. д…р…га в…гон к…рабль п…ссажир п…ррон пр…вет пр…в…тливо экскурсия экскурсовод к…см…навт | 12. б…л…ото вес…ло к…л…бель м…тро здравствуй пожалуйста сегодня чувство до свидания вч…ра |
4. л…нейка т…традь п…нал п…ртфель кв…драт к…ртон к…ртина алф…вит сумма | 5. л…пата т…пор м…л…ток меб…ль кр…вать комн…та сах…р п…сок ж…лтый | 6. т…релка к…стрюля ст…кан п…суда …бед з…втрак уж…н м…газин антенна | 13. с…л…вей ф…нтан ч…рный пш…ница р…машка с…рень с…р…бро с…л…ма изв…ните | 14. т…жёлый пр…мой в…сёлый з…мовать р…бина т…мнеть см…шной зв…риный сн…жинка | 15. м…дком ст…клом в…сной т…мнота б…льница л…сток св…сток сп…шить зв…зда |
7. п…льто пл…ток с…п…ги …дежда к…рман б…тинки к…ньки вал…нки п…года аккуратный | 8.гор…д д…ревня ст..лица адр…ес н…род ф…милия г…рой кв…ртира ул…ца ра…тояние | 9. ябл…к… яг…да з…мл…ника …рбуз м…лина к…мпот к…рзина б…рёза …сина р…стение | 16. х…дьба к…пилка см…треть кр…снеть д…рить гл…зком к…рмить взд…хнул в…лна ч…совой | 17. с…сна тр…пинка кр…сивый зв…нить д…леко к…сить н…сить в…ренье ж…леть ст…нать | 18. л…гушка р…бота пра…ник пам…тник к…см…навт вч…ра вет…р в…круг п…том Р…с…ия |
nsportal.ru
Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Дидактические карточки по русскому языку 3 класс («Школа России»)
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы, покажите все орфограммы. Разделите на слоги слова второго предложения.
Др..зды- бол..шие любители рябины. Осен..ю, когда т..жёлые грозд..я покрывают дер..вца и сг..бают их ве..ки,др..зды огромными стаями на л..тают на рябину. Кроме рябины, др..зды поедают можжевел..ник, ч..рнику. Живут дрозды- рябинники в б..рёзовых рощах и в л..су.
Карточка 1
Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Подчеркните ударные и безударные гласные. Поставьте знак ударения. Образец: ходьба- ходит.
Голубка — ….,варенье — …., гроза — …., моряк- ….., синева- ….., далёкий- ….,светлячок- …..,зверьки- ….. .
Карточка 2
Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Подчеркните ударные и безударные гласные. Поставьте знак ударения. Образец: ходьба- ходит
Ветерок- …., полевой — ….., носильщик- ….., зимовать — ……., звонок — ……, часовщик — ….., значок — ….., слонёнок — ….. .
Карточка 3
Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударения. Подчеркните безударную гласную в корне.
1. На чужой ст..ронушке рад своей в..ронушке. 2. Каждой птице своё гн..здо любо. 3. Р..дная з..мля и в г..рести мила. 4. Рукой поб..дишь одного, а г..ловой – тысячи. 5. Пр..стота ,ч..стота и пр..вота – лучшая кр..сота. 6. В..сна кр..сна цв..тами, ос..нь – хл..бами, а з..ма – сн..гами.
Карточка1
Образуйте от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопрос что делать?
Образец: корм – кормить.
Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, встреча, пляска, стон, свист, горе, смотр.
Карточка 2
Образуйте от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопрос какой? Выделите корни, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в проверочных словах. Образец: тяжесть – тяжёлый.
Море, почта, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть,стол,дождь,дело,осень,боль,голубь .
nsportal.ru
Словарные слова 1 класс барабан багаж баран ветер воробей город диван девочка ещё заяц капуста картина картон коньки корзина корова | машина обед огород помидор ребята рябина сапоги собака сорока суббота топор учитель хорошо чемодан что шёл яблоко яблоня ягода | Словарные слова 1 класс барабан багаж баран ветер воробей город диван девочка ещё заяц капуста картина картон коньки корзина корова | машина обед огород помидор ребята рябина сапоги собака сорока суббота топор учитель хорошо чемодан что шёл яблоко яблоня ягода | Словарные слова 1 класс барабан багаж баран ветер воробей город диван девочка ещё заяц капуста картина картон коньки корзина корова | машина обед огород помидор ребята рябина сапоги собака сорока суббота топор учитель хорошо чемодан что шёл яблоко яблоня ягода |
2 класс алфавит артист берёза вдруг весело вокруг воробей город граждане гражданин громко девочка дорога иногда карандаш мальчик мороз Москва народ овощи однажды Отечество погода потом | работа ранец рассказ ребята Россия русский рябина сегодня сколько скоро слева сначала собака столько театр тетрадь тогда только трамвай улица ученик учитель учительница человек язык | 2 класс алфавит артист берёза вдруг весело вокруг воробей город граждане гражданин громко девочка дорога иногда карандаш мальчик мороз Москва народ овощи однажды Отечество погода потом | работа ранец рассказ ребята Россия русский рябина сегодня сколько скоро слева сначала собака столько театр тетрадь тогда только трамвай улица ученик учитель учительница человек язык | 2 класс алфавит артист берёза вдруг весело вокруг воробей город граждане гражданин громко девочка дорога иногда карандаш мальчик мороз Москва народ овощи однажды Отечество погода потом | работа ранец рассказ ребята Россия русский рябина сегодня сколько скоро слева сначала собака столько театр тетрадь тогда только трамвай улица ученик учитель учительница человек язык |
3 класс абзац абрикос аккорд аккуратный аллея алмаз апельсин аппетит аромат багаж багровый багряный базар балкон барабан баран баранка бассейн батон болото будто вагон ванна ванная вверх ветер веять винегрет вдоль вместе внимательный вокзал волшебный ворота | вперёд всегда газета галерея гаммы голубой горизонт горох грамматика грамм грипп группа дельфин длина долина до свидания дрожжи женщина жёлтый жжёт жужжит завтрак закон запад затем заяц иллюстрация иней искусство как будто какао календарь калитка камыш картина | касса каяться квартира килограмм класс коллектив коллекция командир комната компьютер корзина корреспондент коричневый костюм кофе кровать кроссворд кроссовки кросс лаять лимон лелеять лестница лопата малина машина мандарин масса маяться медленно месяц метро мечта миллиметр мужчина | навсегда надеяться надо назад наоборот например насекомые неделя обед облако обратно огород огромный огурец одежда оранжевый орех орфограмма осина отдых оттуда перрон печаль платок помидор помощник поперёк порядок потом потому что почерк правило правильно праздник праздничный | предмет привет пример природа программа профессия путешествие реять рисунок ромашка свобода север сейчас сеять сзади серебряный синица сиреневый сирень смородина снова совесть совсем сосед соловей сочинение стрекоза сразу ссора стакан счастье счёт считать суббота сумма | тарелка телеграмма терраса территория товарищ томат тоска тоскует троллейбус ужин фамилия фонарь характер хозяйка хозяин хозяйство хоккей хорошо чаять чемодан через черёмуха что чтобы чувство чуять шалаш шампунь шарада шёл шоссе шофёр юноша юный ягода яблоко |
nsportal.ru