Устные игры, помогающие скоротать время | Материнство
Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.
Города
Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.
Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.
Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.
Песни
Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.
Три истории (правда или вымысел)
Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.
Ассоциации
Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:
«На кого из птиц похож этот человек: на пингвина, на воробья или на павлина?», «Если бы этот человек был домом, это была бы многоэтажка, коттедж или избушка?», «Этот человек: мак, роза или незабудка?»
Найди цвет
Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.
Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.
Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.
Найди загаданный предмет
Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.
Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.
Я никогда не…
Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.
Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.
Например, если вы скажете: «Я никогда не был пилотом на самолете», вы, скорее всего, не получите не одной спички, т.к. никто из игроков тоже не был пилотом. Но, если вы скажете: «Я никогда не ездил на велосипеде» — будьте уверены, что спичек вам дадут много. Близкие друзья, хорошо знающие друг друга, будут следить за тем, чтобы не было хитрости и обмана, т.к. некоторые факты сложно проверить у малознакомых участников игры.
Сумка
Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.
Сочинялка
Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.
Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:
В сердце у меня любовь
Вырастает, как морковь.
Потому и лью я слезы –
Для полива милой розы.
Синонимы
Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
Продолжи слово
Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:
Первый: «Пере..»
Второй: «…права. Гор…»
Первый: «од… Удо…» и т.д.
Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.
Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.
Расшифруй песню
Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.
Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:
Ведущий: Какая сегодня погода?
1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.
Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?
2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.
Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?
3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.
Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.
Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.
Игры на смекалку
В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.
От креста к параллели
Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.
На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.
Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.
Я беру с собой в поход…
Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:
1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:
Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».
2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):
Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».
3. начинающиеся на первую букву имени игрока:
Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».
1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».
2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».
4. только съедобные (или только несъедобные).
5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.
Детектив
Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.
Например:
1-й игрок: «Это было в большом городе?»
Ведущий: «Да».
2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»
Ведущий: «Не знаю».
3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»
Ведущий: «Да».
Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».
Фото — фотобанк Лори
Дата публикации 26.05.2016
Автор статьи: Наталья Ворожцова
materinstvo.ru
Словесные игры — от Ассоциаций и Городов до Шляпы и Наводки
Узнай песню
Игра для компании из четырех-пяти человек. Ведущий удаляется, а оставшиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», третьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возвращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употребить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось; отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво. Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное». Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.
Наводка
Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное существительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существительные; однокоренные слова использовать нельзя). После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую. К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбросив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже заработает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о возрасте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан. В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.
chips-journal.ru
Словесные игры
Словесная игра — игра с полным отсутствием материального компонента, происходящая исключительно путём речевого взаимодействия игроков, действующих по оригинальному своду правил.
1. Ассоциации
Суть игры:
Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан.
Вопросы могут быть самые разные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не случиться, принято давать угадывающему две или три попытки.
Количество игроков:
Игра рассчитана на большую компанию, но если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.
2. Игра в «П»
Суть игры:
Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю».
Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon.
Если отгадывающие близки к победе, то ведущему пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти правильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.
Количество игроков:
Игра для компании от 4 человек.
3. Say the Same Thing
Суть игры:
На счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение.
Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «Икеи». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.
Количество игроков:
Бодрая и быстрая игра для двоих.
4. Характеры
Суть игры:
Один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, количество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть «ъ», «ы» или «ь», не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером — задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово.
Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово «старик» и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй — терпеливым, третий — авторитарным, четвертый — радушным, пятый — игривым и шестой — коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов — компания «проживает» свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ.
Единственное условие — как только ведущий произнесет верный характер — например, угадает коварного — тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове «старик» — шестой).
Количество игроков:
Идеальное количество игроков в этой игре — от 4 до 10 человек.
5. Узнай песню
Суть игры:
Ведущий удаляется, а оставшиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», третьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употребить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось.
Отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво.
Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное».
Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.
Количество игроков:
Игра для компании от 4 человек.
6. Наводка
Суть игры:
Первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное существительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существительные; однокоренные слова использовать нельзя).
После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую.
К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбросив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже заработает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о возрасте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан.
В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится.
Играют обычно до пяти очков.
Количество игроков:
Игра для 4 человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре).
7. Контакт
Суть игры:
Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове.
К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не дом» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово.
Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант.
Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы «The Animals»).
Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.
Количество игроков:
Простая игра, в которую можно играть компанией от 3 человек.
8. Любимая буква
Суть игры:
Выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего — задавать каверзные вопросы, сбить с толка игроков. Игра проводится в очень быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет «Раз-два-три», он выбывает из игры, и вызывается следующий участник — он вытаскивает уже другую букву. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. И так — пока игра не надоест.
Пример:
-Как тебя зовут?
— Роман
— В какой стране ты живешь?
-В России
-Твой любимый овощ?
— Редис
-Какой фильм ты смотрел вчера?
— Ромео и Джульетта
-Твой любимый писатель?
— Ремарк
Количество игроков: любое.
9. Две последние буквы
Суть игры:
Первый участник называет любое слово. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет любыми другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. И так продолжается, пока не надоест.
Основные правила: слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа; нельзя произносить слова вслух. Также не разрешается загадывать такие слова, на две последние буквы которых невозможно составить новые.
Пример:
1-й игрок: «Мячик»
2-й игрок: «Ее намазывают на бутерброд» (икра)
3-й игрок: «Когда его варят, он становится красным» (рак)
4-й игрок: «Он выступает в цирке» (акробат)
5-й игрок: «Человек, отрицающий существование Бога» (атеист) и т.д.
Самое интересное в этой игре то, что все понимают, о чем идет речь, а сказать-то нельзя.
Количество игроков: любое.
10. Запрещенная буква
Суть игры:
Ведущий поочередно задает какие-либо несложные вопросы играющим, например: «Где вы сегодня проснулись?», «Чем вы едите суп?», «Какое сегодня число?» и т.п. Игроку, которому задан вопрос, нужно дать быстрый осмысленный ответ, при этом избегая в словах ответа буквы, которая по уговору объявляется запрещенной.
Допустим, что запрещенной является буква «о». Тогда на вопрос водящего «Где вы сегодня проснулись?» нельзя ответить «в кровати» — придется подобрать такой ответ, чтобы в нем не было буквы «о». Например, можно сказать: «На диване». Раздумывать долго не разрешается. Тот, кто замешкается или употребит в своем ответе запрещенную букву, становится ведущим и игра начинается сначала.
Можно несколько усложнить задание, объявив две запрещенные буквы: одну — гласную, другую — согласную. В этом случае от участников потребуется больше находчивости, а игра будет проходить веселее и оживленнее.
Количество игроков: любое
Литература и источники
mamsila.ru
Словесные игры для двоих взрослых. Устные игры. Устные игры для малышей
Словесная игра — игра с полным отсутствием материального компонента, происходящая исключительно путём речевого взаимодействия игроков, действующих по оригинальному своду правил.
1. Ассоциации
Суть игры:
Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан.
Вопросы могут быть самые разные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не случиться, принято давать угадывающему две или три попытки.
Количество игроков:
Игра рассчитана на большую компанию, но если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.
2. Игра в «П»
Суть игры:
Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю».
Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon.
Если отгадывающие близки к победе, то ведущему пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти правильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.
Количество игроков:
3. Say the Same Thing
Суть игры:
На счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение.
Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «Икеи». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.
Количество игроков:
Бодрая и быстрая игра для двоих.
4. Характеры
Суть игры:
Один из иг
subnautic.ru
Устные словесные игры | Мышематика от Жени Кац
«Снежный ком»
В словесные игры можно играть с большими и с маленькими, в автобусе или в машине, на празднике или дома, на прогулке или в очереди. Можно определять первую букву, можно придумывать слова на нужную букву в начале или в конце слова, можно перечислять как можно больше предметов из одной группы, например, названия деревьев, или предметы мебели.
Для детей постарше есть такая версия игры «Снежный ком» или «Сказка с подробностями«:
Первый называет одно слово, скажем, «ДОМ».
Второй добавляет своё слово к нему: «ВЫСОКИЙ ДОМ»
Третий снова добавляет подробностей: «КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ»
Предлоги можно для простоты не считать за отдельные слова.
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ НА КРЫШЕ»
Объяснение слов Игры на объяснение слов бывают самые разные. В одних играх слова объясняют при помощи жестов (игра «Крокодил»), или при помощи других слов, но без однокоренных слов (Игры «Элиас», «Активити», «Шляпа»), или при помощи картинок («Активити»).
Ещё есть забавный вариант, когда объясняет слово не один, а пара игроков.
У нас была колода карточек со словами для игры в «Элиас», но мы потом успешно с детьми играли и без всяких карточек, придумывая каждый раз новые слова для объяснения.
Игра на объяснение слов, и умение взаимодействовать с партнёром по команде.
Возраст игроков от 6 лет
количество игроков — от 3 человек и больше
время игры от 5 минут
время на объяснение правил 2 минуты.
Для этой несложной словесной игры годится и нечётное число игроков, в чём её большое преимущество. Можно играть даже втроём, и тоже будет интересно!
Двое придумывают слово, потом начинают его объяснять оставшимся, причём каждый говорит только по одному слову, добавляя их к уже начатой фразе.
-Это
-Такой
-зверь
-очень
-большой
-и
-у
-него
-очень
-длинный
-хобот.
Остальные легко догадываются, что это слон.
После того, как слово отгадано, пары меняются, один из игроков берёт себе нового партнёра, и они задумывают новое слово. Можно загадывать не только зверей, но и более сложные слова и понятия. С теми, кто изучает иностранный язык, можно играть и не по-русски — мы с детьми довольно успешно загадывали зверей и объясняли их на английском языке.
-It
is
-a
very
-small
animal
-wich
lives
-under
the
-ground
and
-it
is
-grey!
janemouse.ru
Устные игры. Устные игры со словами
Устные игры в слова – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. Для малышей это прекрасная возможность запомнить буквы, потренировать память, расширить словарный запас. Начните с самых простых устных игр: слова по цепочке, слова с общей темой. Ребенку постарше придутся по душе: предложение — история, тренировка памяти.
Слова по цепочке
Первый игрок произносит первое слово, второй игрок называет слова, начинающееся с последней буквы первого и т.д. Повторяться слова не должны. Если записывать все, произносимые слова, то получится следующая цепочка: автобус – сорока – карандаш – шанс).
Слова с общей темой
Сначала выбирают тему, например, имена, или растения, или одежда. Первый игрок называет первое слово, соответствующее теме, затем тоже самое делает и второй игрок. Повторять слова нельзя. В качестве темы для такой устной игры можно взять: «слова на букву «А»».
По полслова
Эта устная игра проходит динамичнее и увлекательнее, если задействовать в ней мячик. Игроки встают друг против друга или в круг, если их много, тот, у кого мячик, произносит первую половину слова и бросает мяч следующему игроку. Тот должен закончить слова и поймать мячик. Например, первый произносит «паро-», а второй быстро договаривает «-воз».
Антонимы
В этой устной игре один называет слово, а второй подбирает к нему противоположное по смыслу: кислое – сладкое, большой – маленький, черный – белый, яркий – бледный.
Что лишнее
Первый из игроков называет несколько слов, все кроме одного из них объединены общим смыслом. Второй игрок должен назвать лишнее слово. В самом простом варианте этой устной игры вопрос может звучать так: «Что лишнее: ромашка, роза, одуванчик, бабочка?»

Такие устные игры могут стать возможностью для того, чтобы придумать целую сказку. В самом простом варианте первый игрок произносит слово, второй «присоединяет» к нему следующее по смыслу, так строится длинное предложение. После которого можно начать и следующее, логически его продолжающее. Например:
— Рыжий.
— Рыжий кот.
— Рыжий кот умывается.
— Рыжий кот умывается лапой.
— Рыжий кот умывается лапой и щурит.
— Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза.
— Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза от солнца.
Тренировка памяти
Задача игрока повторить уже названное предыдущим слово и только потом добавить свое. Первый игрок в свою очередь повторяет свое слово, слово, добавленное вторым игроком и новое слово. Такая устная игра может включать как любые слова, так и слова с одной темой.
Самые простые устные игры в слова, помогут вам в том случае, если проблема «чем занять ребенка» стоит перед вами во время долгой и скучной поездки или ожидания в очереди врача. Устные игры прекрасно совмещаются с другими одновременными занятиями, когда мама занята по дому или вместе с малышом делает уборку, когда ребенок вместе с родителями возвращается домой с прогулки или идет в садик.
Мария Никитина
www.namewoman.ru
Посиделочные игры «нашего двора» — Летний лагерь
В этом разделе собраны игры, для которых требовалось минимум пространства и активных действий — чаще всего достаточно было лавочки. Обычно играли в них вечером, когда темнеет и особо уже не побегаешь, а пообщаться хочется. Выбирался ближайший фонарь, лавочка, и вся компания перемещалась туда.
С салками:

Колечко
Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные «лодочкой» руки и приговаривая:
Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:
Колечко-колечко, выйди на крылечко! — и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков — удержать убегающего в своих рядах, поэтому «избранный» старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.
Конечно, колечки во дворе у девчонок во времена нашего детства были скорее исключением, чем правилом. Поэтому вместо колечка можно использовать любой мелкий предмет — главное, чтобы его легко можно было спрятать в ладошках и передать игроку.
Краски («Монах»)
В игре в «Краски» сначала выбирался «продавец» (он же «черт») и «покупатель» (он же «монах»). Все остальные были «красками». Каждая «краска» загадывала свой цвет и тихонько сообщала его «продавцу».
Итак, «краски» и «продавец» садились на скамеечку. «Покупатель» подходил к игрокам и говорил:
- Тук-тук.
- Продавец:
- Кто там?
- Покупатель:
- Я монах в синих штанах
- Продавец:
- Зачем пришел?
- Покупатель:
- За краской!
- Продавец:
- За какой?
- Покупатель:
- называет краску.
Если такой краски нет, продавец отвечает:
Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!! Тогда «покупатель» прыгает кружок на одной ножке вокруг скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской.
Если же такая краска есть, «продавец» говорит:
Есть такая. платите столько-то (называет число, как правило, возраст игрока), но не показывает, кто это. «Покупатель» должен быстро расплатиться (похлопать по ладошке «продавца» столько раз, сколько нужно «заплатить»). «Краска» в это время вскакивала со скаймеки и убегала так далеко, как могла. После этого «покупатель» должен был поймать краску. Если получалось — пойманный игрок становился «покупателем». Если «краске» удавалось вернуться на скамейку непойманной, игра начиналась сначала с прежним «покупателем».
С мячом:
Съедобное-несъедобное
Игру, как обычно, начинаем с выбора ведущего.
Все игроки садятся на лавочку в ряд (как вариант — становятся в круг).
Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой-либо предмет. Если «это» съедобное — игрок должен поймать мяч. Если несъедобное — отбить его.
Если кто-то «съел» несъедобное, он становился ведущим.
Конечно, игра интересна при большой скорости кидания мяча и загадывания слов, причем задача ведущего — как можно быстрей запутать игроков.
Сколько хохота было во дворе, когда кто-то «съедал» калоши или отказывался от мороженого!!!
Вот, скажем, пример для ведущего:
Молоко- яблоко- корова- ложка- колбаса- колесо- арбуз- груша- машина- малина- ласточка- коробка- хлеб- вода- соль- яблоко- крошка- кефир- кегли
и так далее до бесконечности )) Повторять слова можно.
Сабже
По сути — разновидность распространенной игры Съедобное-несъедобное. А также любимая игра всех девчонок двора, которые всегда любят фантазировать о «принце на белом коне», о счастливой и богатой жизни — в этой игре с помощью одного «волшебного» слова можно было стать королевой или, наоборот, остаться у разбитого корыта — простор для фантазии необыкновенный.
Все игроки садятся на лавочку, один ведущий с мячом становится напротив. Сначала придумывается вопрос, например «Как тебя зовут?». Ведущий кидает мяч и называет имена. Если имя игроку не нравится, то мяч отбивают. Если нравится — то мяч ловят и считается, что у игрока именно такое имя. Естественно, фантазировали так, чтобы игрокам мало не показалось, и Груня или Пелагея — это еще очень ласковые и добрые имена были 😉
При кидании можно было назвать «волшебное» слово Сабже. Если игрок ловил мяч, услышав это слово, он мог сам себе назначить имя. Если же нет — то ему приходилось несладко — ведущий назначал ему самое невероятное имя, какое только мог сам придумать, и игрок не имел права отказаться. Дальше игра продолжается со следующим игроком и так далее, по кругу.
После имени обычно выбирали:
— где живешь
— где работаешь
— домашнее животное
— имя мужа (жены)
— где познакомились с мужем (женой)
— чем занимается муж (жена)
— сколько детей
— где провели отпуск
и так далее до бесконечности )) Играли пока не надоест, определенной цели кроме как пофантазировать да посмеяться, у игры нет. Сейчас вспоминаю, что фантазировали мы все больше про «взрослую» жизнь, и поэтому игра была очень увлекательной.
Словесные игры:
Вы поедете на бал?
Помню только:
«Да и нет не говорите, черное-белое не называйте, Вы поедете на бал?» И дальше начинается диалог с ведущим на эту тему — в чем поедут, с кем поедут, какого цвета будет фрак и т.п.
Основная задача ведущего — задать такой каверзный вопрос, чтобы игрок нечаянно ответил «да» или «нет», «черный» или «белый» — в этом случае он проигрывает. Особенно интересно было использовать разного рода уловки — «расслаблять» игрока простыми вопросами, а потом резко перейти на «провокационные», или сыпать утверждениями, от которых ему захочется вопить «Нет!!!!!»
Думаю, игра не очень интересна в большой компании, а вот развлечение для двоих-троих игроков — замечательное.
Для примера я решила записать и свой диалог в этой игре:
«Да и нет не говорите, черное-белое не называйте, — Вы поедете на бал?
— Возможно — Вы поедете в карете? — Скорее всего в карете — А какими будут лошади? — Серые. В яблоках. — Что вы оденете на бал? — Красивое платье — Конечно, белое? — Голубое — Его сошьют специально для этого бала? — Конечно же — И Вы будете на балу самой неотразимой дамой? — Обязательно 🙂 — Вы возьмете с собой служанку? — Служанку не возьму, со мной поедет жених — Как зовут жениха? — Георгий — Ходят слухи, он уже сделал Вам предложение руки и сердца? — Да. Ой!
Города
Игроки садятся по кругу (по квадрату, на скамеечку и т.п. — главное определить и не сбивать очередность хода), и первый игрок называет любой город. Следующий игрок обязан назвать город, который бы начинался с последней буквы предыдущего города.
Например:
МосквА — АстрахаНь — НорильсК — КемеровО — ОмсК — Краснодар- …
Как правило, очень быстро «заканчивались» города на букву А, и игрокам приходилось несладко — вспоминали и зарубежные города, и выдумывали какие-то несуществующие или называли малоизвестные — и тогда были споры до хрипоты — существует такой город или нет, называли его уже или нет..
Те кто помладше, иногда играли просто в «Слова» по тем же правилам: каждое следующее слово начинается с буквы, на которую заканчивалось предыдущее.
Испорченный телефон
Интересно играть, когда есть достаточно длинная лавочка и хотя бы 10 игроков.
Первый (он же ведущий) шепчет на ухо сидящему рядом игроку любое слово (все что угодно, на что фантазии хватает). Второй так же (шепотом и на ушко) передает слово третьему, и так далее — до конца. Последний игрок встает и вслух называет то, что расслышал. Было смешно, когда загадывали «беженец», а получался, например, «автобус».
Конечно, для того чтобы игра получилась интересной, все стараются назвать соседу слово очень быстро и тихо (чем хуже расслышит игрок, тем веселей получался результат)))
Кис-брысь-мяу
Игра для тех, кто «постарше»
Желательно, чтобы соотношение игроков разного пола было примерно одинаковым (мальчики:девочки — 50:50). Все играющие садятся на лавочку. Два человека — ведущий и один из игроков — становятся перед лавочкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок — спиной).
Ведущий показывал глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь в шеренге и спрашивал «кис?», если игрок говорил «брысь», то тот продолжал выбирать. Если игрок говорил «мяу», то на этом человеке останавливались и спрашивали «какой цвет?». Игрок называл цвет, выбранный вставал с лавочки и выполнял задание.
Значения цветов были такими:
Белый — самый загадочный цвет. Означал «пять минут наедине». Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел. Выходили обычно с очень загадочным видом. Чем там кто занимался — до сих пор остается загадкой )) Всегда было очень много желающих подглядывать, но редко кому удавалось незаметно проследить.
Зеленый — три вопроса на «да». Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только «да». Все это происходило там же, перед всей честной компанией. Причем вопросы задавались каверзные, типа «Ты его любишь»? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов 🙂
Красный — означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко, исключительно когда рядом не было взрослых и желательно в сумерках. Разговоров конечно потом было… Отказаться от поцелуя игрок не имел права, независимо от того, нравится ему этот человек или нет.
Розовый — поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто. Особенно приятно было на глазах у всех поцеловать (или получить поцелуй) от втайне обожаемого игрока.
Желтый — три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы «с подковырками» и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне.
Синий — поцелуй ручки. Быстро и безболезненно ))
Фиолетовый — три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.
Черный — самый противный цвет. Означал «пендель под зад». Тоже пред всей честной компанией. Цвет обычно предпочитали выбирать мальчишки, и много обид с этими цветами было связано.

Летел лебедь по синему небу
Играть могут от трех человек до бесконечности.
Все становятся в круг, и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна быть «поверх» ладони игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева.
Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок):
- Летел лебедь
- По синему небу
- Читал газету
- Под номером…
Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое число. Дальше «хлопанье» продолжается, но называются цифры — Раз-Два-Три-Четыре-Пять и так далее, до нужного «ключевого». Игрок, называющий «ключевое» число, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа — отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится число.
Кстати, как оказалось, игра может быть неплохим подспорьем в вопросе обучения ребенка порядку счета («Все играют — и мне хочется. Вот сейчас быстро все цифры запомню и со мной тоже будут играть»).
Есть похожая игра, но со словами — «Летела корова»
Летела корова
Играть могут от трех человек до бесконечности.
Все становятся в круг, и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева.
Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок):
- Летела корова
- Ляпнула слово
- Какое слово
- Сказала корова?
Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово — например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы — С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа — отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.
Любопытно, было, конечно, когда начинались издевательства над словами — полдвора со смехом произносили «синхрофазотрон» или «параллелепипед» по букве, судорожно пытаясь вспомнить, что ж там дальше ))
Я садовником родился
Выбирается один водящий («садовник»). Он на ушко шепотом называет (назначает) сидящим на лавочке игрокам названия цветов (растений). Дальше произносит считалочку
Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме… и называет «имя» (название растения) любого игрока. Тот должен сразу отозваться, и завязывается такой диалог:
- Игрок: Ой!
- Садовник: Что с тобой?
- Игрок: Влюблена
- Садовник: В кого?
- Игрок: В тюльпан
Игрок называет любое название растения, пришедшее ему в голову. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Диалог продолжается до бесконечности. Тот кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.) — отдает фант (любую личную вещь), и в конце игры «отрабатывает» его.
В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь, и спрашивают: Что делать этому игроку? Садовник назначает ему задание (спеть, попрыгать на одной ноге, рассказать страшную историю — кто на что горазд), игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.
«Театральные» игры:
День-ночь
Как обычно, начинаем с выбора водящего — считалкой или как придется ))
Водящий отворачивается и произносит слово
День В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся, хоть на головах стоят. Главное условие — нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово
Ночь и в это время все должны сразу «заснуть» (замереть в тех позах в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не «спит», то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков).
Самым «шиком» было продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже «днем» или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть День и Ночь в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.
«Крокодил»
Играющие делятся на две команды.
Одна команда совещается и загадывает слово (как правило, именительный падеж, единственное число) либо словосочетание (не больше 3 слов).
Затем из другой команды выбираетс один игрок, которому (на ушко и тихонько) сообщается загаданное слово. Цель игрока — показать загаданное жестами и движениями, не произнося ни звука, и добиться того, чтобы своя команда его угадала.
Можно использовать вспомогательные знаки: например, в самом начале показать на пальцах количество слов в загаданном словосочетании.
Игра продолжается пока слово не отгадают. Дальше ход переходит к другой команде.
Мы чаще не разбивались на команды, а играли все вместе (только что «открокодилившийся» загадывал слово следующему игроку и так далее). В этом случае важно, чтобы никто не отлынивал от «угадывания», боясь оказаться лишний раз на месте «крокодила».
«Море волнуется раз»
Выбирается ведущий.
Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются)
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, (Морская) фигура на месте замри Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой — игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего — отгадать, что это за фигура.
Если игрок изображает непохоже, он становится водой на следующий этап. Конечно, иногда ведущий и сам специально «засуживает» какого-то игрока, но тогда можно решить спорный вопрос коллективно. Было еще усложнение к правилам: если какой-нибудь игрок шевелился или смеялся во время «выступения» другого, то он становился водой.
Загадываются также:
— звериная фигура
— птичья фигура
— клоун-фигура
— рабочая фигура
— безумная фигура
и так далее, на что фантазии хватит :)))
Папа ниточку запутал… (Путаница)
Для игры понадобится не меньше 6-7 человек. Чем больше — тем лучше. Выбирается два ведущих для игры — «папа» и «мама».
«Мама» отходит на 10-15 метров от основной толпы и отворачивается (не подглядывать!! )
В это время все (кроме «папы») становятся в круг и берутся за руки. «Папа» подходит к кругу и начинает командовать «ниточкой» — одному игроку говорит переступить через пару рук, второму пролезть между ними, третьему «закрутиться» вокруг стоящих рядом и т.п. Важно — ни в коем случае не разжимать руки и запутаться как можно сильнее (получается «клубок», из которого торчат руки-ноги-головы играющих). Дальше все хором кричат считалочку:
Папа ниточку запутал, Мама, узел развяжи!!!
«Мама» приходит и пытается «распутать ниточку» — командовать игроками, чтобы они менялись местами, переступали обратно через руки, «ныряли» через гущу людей и т.п. Очень важно при этом распутывать так аккуратно, чтобы «узел» не развалился и играющие могли бы продолжать держаться за руки. Особенно веселили ситуации, когда ниточка почти распутана, остается 1-2 человека, но руки-ноги у них закручены так, что «мама» в недоумении начинает снова всех обратно запутывать.
Когда играющих не очень много, вполне можно обойтись и без «папы» — игроки «запутываются» самостоятельно.
summercamp.ru