Настольные игры советских детей — Любители истории — 17 марта — 43360930301
Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее…
. «Перелет Москва-Китай». (1925)
В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин — всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную «деталь» для российских самолетов приходилось закупать за рубежом.
Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг «догнать и перегнать» вошел в обиход ближе к концу двадцатых — в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество «Добролет» (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году.
Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации — пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты «Добролета» налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов).
Свою деятельность «Добролет» рекламировал и при помощи настольных игр. Игра «Перелет Москва-Китай» предельно проста — кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома.
«Электрификация» (1928)
«Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны» — говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом.
В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные «лампочки Ильича», загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, «электрификация всей страны» не могла не найти отображение и в настольных играх.
Играть в «Эликтрификацию» могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре — деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками — это объекты, которые они должны электрифицировать.
Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки.
По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля — электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем.
«Дадим сырье заводам» (1930)
1930 год — самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы — гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх.
В игре «Дадим сырье заводам» игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья.
«Ленин идет в Смольный» (1970)
А теперь из двадцатых — тридцатых давайте перенесемся в эпоху «развитого социализма». В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал «Веселые Картинки».
На страницах журнала в «юбилейном» апрельском номере была опубликована игра «Ленин идет в Смольный». Игра представляла собой классический «лабиринт» — игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный.
Ночной Петроград изобиловал опасностями — патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась «многопользовательская версия» этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым.
Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, «военная тревога»).
После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться — новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним.
Не приходится удивляться обилию «варгеймов» (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем — «варгейм» он есть «варгейм». Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр.
Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями — после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а «геймплей» оставался неизменным.
Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая «перестройка». Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки.
«Заколдованная страна»
В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D — Подземелья и Драконы).
Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия.
Карта Закодованной страны
В Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра «Зарница» в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста — полное отсутствие настольных ролевых игр.
Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив «Осень» издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру «Заколдованная Страна». Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов «Подземелий и Драконов».
Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их «тактико-техническими характеристиками», и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков.
Игра мгновенно обрела «культовый» статус — путешествия по «Заколдованной Стране» увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду «дефицита» (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания).
Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально «на коленке» свои версии игры. Во многом благодаря именно «Заколдованной Стране» в России зародилось ролевое движение.
Конверсия
Знаменитая «Монополия», созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире.
Еще бы — каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики — в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию).
Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и «Монополия» никак не соответствовала «генеральной линии партии». Первым советским настольным экономическим симулятором стала «Конверсия».
В последние годы существования Советского Союза слово «конверсия» было очень популярным. В переводе с латыни оно означает «обращение» или «превращение».
В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности — превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало.
Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия — это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре.
При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова «конверсия». Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля.
В истории Советского Союза была конвертируемая валюта — червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода «Конверсии» в стране была одна денежная единица — рубль, который называли в ту пору «деревянным», т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно.
Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре.
Игровое поле
Это не клон «Монополии», а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира — раздает остальным игрокам стартовый капитал.
Обязанность банкира названа в правилах игры «добровольной и бескорыстной». Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен — во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент — взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч.
Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем — за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу).
Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий — купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в «Конверсию» российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала «Форбс», доподлинно неизвестно.
Так в игре выглядит внутренний рынок СССР
А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром
«Гласность»
Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране «лицензионной» и «локализованной» игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной).
Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью.
Нельзя сказать, что и ранее «советская» тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях.
В годы «перестройки» на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил «полярность». Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал «Красный Рассвет» — фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала «Красная Жара» — фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер.
Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами.
Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке.
У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал «неигровой» Горбачев.
Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики — Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны.
И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов
http://ussrlife.blogspot.co.il/2013/03/blog-post_22.html
Советские настольные игры 50-х годов | Ретроспектива
Расцвет производства детских настольных игр в советские времена пришелся на 70-е-80-е годы. Наверное, не было бы такой тематики, которая не была бы затронута в этом развлекательно-познавательном сегменте: космические приключения и всевозможные путешествия; сказочные, обучающие, воспитательно-нравственные или агитационные сюжеты; игры на развитие логики, ловкости, глазомера и даже самая настоящая рулетка — ассортимент советских «настолок» был невероятно широк.
Как правило, хотя бы одна-две (а у кого-то и целый ворох) настольные игры имелись практически в каждом доме и иногда за этим увлекательным занятием собирались целые семьи, и взрослые предавались игре с неменьшим азартом, чем более молодое поколение ))
Видимо, в этом случае сказывался эффект наверстывания упущенного в детстве: поколение второй половины 40-х — начала 50-х в настольные игры играло крайне редко, т.к. их производство в то время было очень скромным. Но именно этот временной период дал старт дальнейшему развитию индустрии советских настольных игр.
В обширнейшей торговой категории «Игрушки» отдельный раздел был отведен под игрушки картонажно-полиграфические, к которым, помимо книжек-игрушек и наборов по труду и относились и все настольные игры. Что характерно, такая игровая продукция 50-х в продажу часто поступала в виде полуфабрикатов, из которых ребенку предстояло своими руками сделать полноценную игру.
Так, например, различные виды лото выпускались в неразрезанном виде, в виде большого листа с напечатанными картинками, из которых ребенку нужно было вырезать карточки для игры. То же самое наблюдалось и в
некоторых «гуськовых» играх, когда персонажей сначала вырезали по контуру, потом наклеивали на картонные заготовки и только после этого уже приступали к игре.
«Гуськовыми» назывались те виды игр, где использовались различные фишки, которые двигались по игровому полю друг за другом, т.е. гуськом. А движение этих фишек регулировалось либо выбрасыванием кубика, либо запуском волчка с цифрами. Ближе к 70-м волчки в играх уже не встречались, да и сам термин «гуськовая» игра исчез из обихода.
Пожалуй, одним из самых популярных «гуськовых» вариантов 50-х была напечатанная в 1944 году в журнале «Мурзилка» воспитательная игра «С утра до вечера«, в которой используется характерное для того времени написание отдельных слов: «итти», например.
Эта игра выдерживала множество переизданий, в ходе которых добавлялись или исчезали с игрового поля некоторые элементы, менялись рисунки и даже сам текст, но на популярности этой «настолки» изменения никак не сказывались: в нее охотно играли и в 50-е, и в 60-е, и в 70-80-е годы.
Игровые поля в играх периода 50-х гг. делали исключительно из плотного картона, сложенного пополам или вчетверо и проклеенного по месту сгиба текстильной полоской. В более позднее время картон был заменен просто плотной бумагой, иногда (но не всегда) запаянной в целлофан.
Интересными были и игровые фишки того времени: помимо тех, что нужно было вырезать и наклеивать самостоятельно, игры иногда комплектовались фигурками из фарфора, дерева, металла, картона пластмассы. Ближе к 70-м гг. пластмасса, как наиболее дешевый, доступный и прочный материал заменил собой все остальное.
Помимо традиционных картонажно-полиграфических игр встречалась в 50-е годы и такая экзотика, как «электрины». Этим странным термином обозначались игры, в более позднее время известные как электровикторины.
Игры состояли из игрового поля с контрольной лампочкой и нехитрой системой проводов и контактов. На поле располагались карточки с вопросами и ответами по различным школьным дисциплинам — игрок должен был зачитывать вопрос и искать на него правильный ответ, проверяя себя путем замыкания контактов. Если лапочка загоралась — ответ правильный.
Игры спортивной тематики были представлены преимущественно настольным футболом и хоккеем. В то время это были довольно скромные по оформление и далекие от совершенства по функционалу игры, но именно они дали старт тому футболу и хоккею, которые пользовались невероятной популярностью у детей 70-80-х.
Также к серии спортивных игр относилась и очень популярная в те годы игра «Кто больше?» В оригинале образца 50-х это было игровое поле с отверстиями, в которые нужно было попасть шариком, разместив его на специальном трамплине. Выигрывал тот, кто набирал больше очков за определенное количество ходов.
Почему в более позднее время эту любимую многими игру переиздали под тем же названием, но совсем другим функционалом — осталось загадкой. Новая версия игра представляла собой ту самую рулетку, которую прибалтийское предприятие Norma выпускало под названием «Карусель-лото».
Самая первая версия игры, коробка. Фото: https://kov4egbook.
Прообразом знаменитой игры «За рулем» можно назвать «Автоперекресток«, выпущенный в 50-е годы, но встречавшийся в продаже крайне редко. Игра состояла из двух заводных машинок и трассы, по которым они должны были двигаться. От игроков особых усилий не требовалось — только правильно собрать трассу да завести ключом автомобильчики. Машинки должны были проехать от отметки Старт до отметки Финиш, остановившись на красном сигнале светофора и двигаясь на зеленый.
Но, несмотря на всю незамысловатость и повторяемость этих действий, игра была очень популярна у детворы. Особенно если учесть, что машинки можно было отсоединить от тросика и играть с ними в какие-нибудь другие игры.
«Автоперекресток» выдержал испытание временем и переиздавался в 60-е и 70-е годы, в почти неизмененном виде — ну разве что машинка стали чуть проще и «топорнее», чем в версии 50-х.
Ну и конечно же имеет смысл упомянуть про игры формата Пинбол, когда стреляющим из специального устройства шариком нужно попасть в лунки игрового поля с разным количеством очков.
В 50-е годы они встречались в единичных экземплярах, но их популярность способствовала разработке большего количества аналогичных игр, в чем имели возможность убедиться дети 70-80-х.
К сожалению, информации о настольных играх 50-х не так много, как хотелось бы, поэтому, уважаемые читатели, если вам есть чем дополнить этот материал, поделитесь в комментариях, пожалуйста, будет интересно!
9×9-chess-board — Google Suche
AlleBilderShoppingVideosMapsNewsBücher
Suchoptionen
Bilder
Alle anzeigen
Alle anzeigen
Chess 9×9
www.chessvariants.com › play › chess-9×9
06.11.2016 · Шахматы 9х9. Эта страница содержит один или несколько пресетов для игры в онлайн-игру с помощью Game Courier, онлайн-сервера для игры в варианты шахмат …
Доска 9×9 | Шахматы99
www.chess99.net › доска 9×9
Доска, используемая в Chess 99, состоит из 81 клетки, расположенной в сетке 9×9 чередующихся светлых и темных клеток. Вертикальные столбцы квадратов называются « …
Шаблон:Шахматная диаграмма 9×9 — Википедия
en.wikipedia.org › wiki › Шаблон:Chess_diagram_…
Эти шаблоны показывают шахматную диаграмму, графическое представление позиции в шахматной партии, используя стандартизированные символы, напоминающие фигуры …
Шаблоны · Сказочные шахматы · Примеры · Различные размеры доски
Насколько сильнее слон, чем конь на шахматной доске 9х9?
www.quora.com › Насколько сильнее-слон-чем-рыцарь-на-девятке…
Слон (в центре пустой доски) может командовать максимум 13 квадратов одновременно. Конь может командовать только 8. Тем не менее они считаются больше или …
На сколько порядков усложнятся шахматы, если есть …
Что означает 9C2 на шахматной доске? — Quora
Weitere Ergebnisse von www.quora.com
Шахматы на 9х9 : r/chessvariants — Reddit
www.reddit.com › chessvariants › comments › chessvariants › chess. ..
20004 · 20.61.01. большая доска 9×9, слегка измененные правила и волшебные фигуры. Схема платы. Расстановка фигур аналогична …
Го все же более «сложна», чем шахматы на доске 9х9?
9×9 Шахматы: г/варианты
В го и шахматы 9×9 можно играть на одной и той же доске: r/baduk
Шахматы 9×9 (первый тест для этого варианта) YouTube
www.youtube.com › смотреть
15.04.2022 · Что будет, если играть в шахматы на доске 9×9? Теперь он симметричен, там 2 ферзя на …
Дауэр: 4:37
Прислан: 15.04.2022
Объяснение доски SER — Chess Forums
www.chess.com › посмотреть › chess960-варианты › т…
Доска 9×9. Игроки начинают с лишним ферзем и пешкой. Средняя область 3×3 вырезана — фигуры не могут войти в нее и прыгают ладейно или слонообразно …
Можно ли поставить мат слоном и конем на доске 9×9?
www.chess.com › форум › просмотр › общее › можете ли вы…
Если, например, 8×8 возможно за 36 ходов, возможно, борд 9×9 возможен за . .. Однако, с помощью шахматный движок, кто-то нашел шаблон, который …
Великая Китайская Стена Композитная Шахматная Доска 9×9 из Слоновой Кости … — eBay
www.ebay.com › itm был сделан, но я помню, как мой дядя купил его, когда я …
Материал: Композитная смола
Цвет: Слоновая кость, Красное дерево
Бренд: Небрендированный
Рекомендуемый возрастной диапазон: от молодых до старых
Семейные настольные игры и приложения, чтобы развлечь всех Рождество
Рождество — идеальное время для празднования с семьей и друзьями.
И нет ничего лучше, чем объединиться, чтобы показать свою конкурентоспособность с помощью настольных игр или приложений.
Если вы хотите поиграть в какие-нибудь игры в эти праздничные дни, мы составили список игр для всех возрастов.
Но если уже слишком поздно спешить в магазин за настольной игрой, мы также добавили несколько вариантов приложения для телефона, которые можно попробовать.
Шарнирный, 16,9 фунтов стерлингов9 от Smyths или 18 фунтов стерлингов от Argos
(Изображение: Argos)Цель этой игры — описать предложение, не произнося его.
Две команды соревнуются за первый раунд доски, члены команд по очереди описывают фразы на карточках своим товарищам по команде в течение одного раунда таймера.
Монополия, 15 фунтов стерлингов в Argos
Еще одна классическая игра, которой можно насладиться в это Рождество, — «Монополия». Классическое издание игры можно приобрести в Argos всего за 15 фунтов стерлингов.
В этой динамичной игре о торговле недвижимостью вы можете перемещаться по игровому полю, покупать и обменивать недвижимость, строя дома и отели.
Для двух и более игроков от 8 лет.
Cluedo, 12,99 фунтов стерлингов в Smyths или 13,99 фунтов стерлингов в B&M
. (Изображение: B&M) Cluedo, классическая игра-головоломка, каждый захочет сыграть в главного детектива.
Шесть подозреваемых. Убийца. Оружие. Место И, конечно же, победитель.
Для 2–6 игроков от 8 лет.
Семейная настольная игра «Лучшее Рождество», 13 фунтов стерлингов от The Entertainer
Думаете, вы знаток Рождества? Испытайте себя и свою семью с помощью карточек с картинками, темами и предсказаниями, проверьте свои праздничные знания и заберитесь на рождественскую елку. Будьте первой командой, которая добавит сверкающую звезду сверху, чтобы победить.
Для двух и более игроков от 12 лет.
Колода Herd Mentality, 20 фунтов стерлингов от The Works
Идеальная игра, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете свою семью и друзей. Думайте так же, как стадо, чтобы выиграть эту игру, запишите те же ответы, что и ваши друзья. Если ваш ответ является частью большинства, вы выигрываете всех коров.
Если у всех остальных есть ответ, который совпадает хотя бы с одним другим человеком, но не с вашим, вы получаете сердитую розовую корову, и ваше стадо ничего не стоит, пока вы не передадите его кому-то другому.