Настольные игры советских детей / Назад в СССР / Back in USSR
Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку.Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее…
«Перелет Москва-Китай». (1925)
В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин — всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную «деталь» для российских самолетов приходилось закупать за рубежом.
Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг «догнать и перегнать» вошел в обиход ближе к концу двадцатых — в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество «Добролет» (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году.
Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации — пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты «Добролета» налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов).
Свою деятельность «Добролет» рекламировал и при помощи настольных игр. Игра «Перелет Москва-Китай» предельно проста — кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома.
«Электрификация» (1928)
«Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны» — говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом.
В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные «лампочки Ильича», загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, «электрификация всей страны» не могла не найти отображение и в настольных играх.
Играть в «Эликтрификацию» могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре — деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками — это объекты, которые они должны электрифицировать.
Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки.
По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля — электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем.
«Дадим сырье заводам» (1930)
1930 год — самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы — гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх.
В игре «Дадим сырье заводам» игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья.
«Ленин идет в Смольный» (1970)
А теперь из двадцатых — тридцатых давайте перенесемся в эпоху «развитого социализма». В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал «Веселые Картинки».
На страницах журнала в «юбилейном» апрельском номере была опубликована игра «Ленин идет в Смольный». Игра представляла собой классический «лабиринт» — игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный.
Ночной Петроград изобиловал опасностями — патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась «многопользовательская версия» этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым.
Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, «военная тревога»).
После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться — новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним.
Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями — после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а «геймплей» оставался неизменным.
Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая «перестройка». Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки.
«Заколдованная страна»
В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D — Подземелья и Драконы).
Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия.
Карта Закодованной страны
В Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра «Зарница» в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста — полное отсутствие настольных ролевых игр.
Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив «Осень» издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру «Заколдованная Страна». Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов «Подземелий и Драконов».
Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их «тактико-техническими характеристиками», и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков.
Игра мгновенно обрела «культовый» статус — путешествия по «Заколдованной Стране» увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду «дефицита» (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания).
Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально «на коленке» свои версии игры. Во многом благодаря именно «Заколдованной Стране» в России зародилось ролевое движение.
Конверсия
Знаменитая «Монополия», созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире.
Еще бы — каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики — в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию).
Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и «Монополия» никак не соответствовала «генеральной линии партии». Первым советским настольным экономическим симулятором стала «Конверсия».
В последние годы существования Советского Союза слово «конверсия» было очень популярным. В переводе с латыни оно означает «обращение» или «превращение».
В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности — превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало.
Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия — это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре.
В истории Советского Союза была конвертируемая валюта — червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода «Конверсии» в стране была одна денежная единица — рубль, который называли в ту пору «деревянным», т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно.
Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре.
Игровое поле
Это не клон «Монополии», а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира — раздает остальным игрокам стартовый капитал.
Обязанность банкира названа в правилах игры «добровольной и бескорыстной». Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен — во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент — взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч.
Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем — за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу).
Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий — купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в «Конверсию» российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала «Форбс», доподлинно неизвестно.
Так в игре выглядит внутренний рынок СССР
А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром
Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране «лицензионной» и «локализованной» игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной).
Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью.
Нельзя сказать, что и ранее «советская» тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях.
В годы «перестройки» на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил «полярность». Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал «Красный Рассвет» — фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала «Красная Жара» — фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер.
Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами.
Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке.
У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал «неигровой» Горбачев.
Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики — Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны.
И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов
8 отличных настольных игр из советского детства
Сейчас существует множество самых разнообразных настольных игр — от миниатюрных до громадных, от простейших до сверхсложных. Но у каждого из нас был период в жизни, когда настольными играми считались совсем не «Монополия» и «Клуэдо», а простые «Уголки», «Русское лото» и настольный хоккей.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Мини-бильярд
Это была почти что «взрослая» игра. В комплекте, помимо шаров, кия и стола с лузами, обычно шла специальная насадка с пружиной. В неё можно было вставлять кий и буквально «пулять» шарами в лузы. Конечно, спустя некоторое время насадка превращалась в грозное оружие внутри шариковой ручки и начинала пуляться жёваными кусочками бумаги — на горе родителям. А сам кий, естественно, забивался куда-то под ковёр или в щели в паркете. Интересно, что мини-бильярд был по сути прообразом «американки» — версии бильярда, где можно бить только по белому шару — «биточку». Но все играли в него, как в «русскую пирамиду», — то есть били всеми по всем.
Уголки
Очень азартная и быстрая игра на сообразительность, способность посмотреть на ситуацию под другим углом, изворотливость ума и быстроту реакции. Разговаривать нет времени, потому что надо шустро соображать. Правила простые: два игрока, два цвета. Исходная позиция — две фишки на каждого крест-накрест на центральных клетках поля. Подставляешь шашку своего цвета к ряду противника, если в конце его ряда есть твоя фишка, — переворачиваешь все, что посередине. Играть можно по диагонали, по вертикали и по горизонтали. У какого игрока больше фишек своего цвета в финале, тот победил. В «Реверси» (классическое название игры) чаще всего играли умудрённые опытом старцы у подъездов на лавочках или на специальных раскладных столиках в парках. Ходил слух, что игра имеет непосредственное отношение к тюремной жизни (как и нарды), но детям об этом рассказывать необязательно.
Настольный хоккей
Самой классной игрой, конечно, был хоккей. У кого-то на антресолях, возможно, до сих пор валяется уже слегка проржавевшая, но милая сердцу настольная игра. Конечно, иногда шайбы застревали в прорезях для фигурок игроков, а на поле то и дело появлялись «мёртвые зоны», куда нельзя было дотянуться клюшкой. Но все эти мелочи никак не мешали насладиться атмосферой победы. А сколько было воспроизведено с помощью игры встреч команд СССР и Канады — не сосчитать. Странным образом хоккей с детских столов вытеснил настольный футбол, быстро превратившийся в модный сейчас «кикер» — но это уже совсем другая история и к ностальгии имеет мало отношения.
Эрудит
Эта игра по сложности стоит где-то совсем недалеко от шахмат. Потому что надо и читать уметь, и писать, и считать (чтобы было по-настоящему интересно играть). Ещё нужно быть аккуратным: квадратики с буквами, которыми выкладываешь слова на разноцветном поле, — маленькие, крошечные. Детские пальцы частенько их рассыпали, поэтому можно сказать, что, помимо интеллектуальных задач, Эрудит — это ещё и игра на развитие мелкой моторики. Конечно, все мечтали составить простое слово «щука» (буква «щ» — 10 очков!) или вовремя вытащить с доски «звёздочку» — кость, которая заменяла любую букву. На границах поля разгорались самые ожесточённые баталии — там находились клетки, которые, бывало, утраивали целое слово, и всего один слог «яд» («я» — 10 очков, «д» — 5) приносил победу. Конечно, сейчас можно поиграть в «Скрэббл», но, согласитесь, «Эрудит» — это, по крайней мере, звучит гордо.
Морской бой
В советском детстве эта игра была, конечно, не домашней настольной, а школьной — и подпольной, вернее, «подпартовой». Играли упоенно, ожесточённо, самозабвенно, забывая даже делать вид, что слушают учительницу, и, получая двойку за двойкой, — за право слышать заветные слова: «Убит» и «Подбит». Помните? Последняя страница тетради по математике, два поля 10 на 10 клеточек, буквы — по горизонтали, цифры — по вертикали, один четырёхпалубный, два трёхпалубных, три двухпалубных и четыре однопалубных корабля, которые толпились на малюсеньком квадратике, вызывая у маленьких игроков такой азарт, какой не снился взрослым даже в казино. В детстве все пробовали, конечно, играть и дома, но кайф был не тот. А сейчас и вовсе все цивилизованно — в «Морской бой» можно играть не на листочках в тетрадке, а на настоящем поле. Что ещё нужно настоящему морскому волку?
Набрось кольцо
Ещё одна замечательная игра из советского детства. На поле располагалось несколько штырьков, на которые надо было набрасывать кольца. За каждый бросок в зависимости от штырька начислялись баллы. Вся соль была в специальном механизме, куда вставлялись кольца. Виртуозы настолько тонко чувствовали кнопку броска, что могли, наверное, посылать сообщения на азбуке Морзе — если бы не были пятилетними детьми. Кстати, эта игра — яркий пример того, как можно заинтересовать одинаковой механикой и взрослых, и детей. Пока родители соревновались, набирая очки по сложной системе (как в «Дартсе»), самые маленькие увлечённо лупили по кнопкам, изображая игру «У кого кольцо улетит за диван?».
Мини-баскетбол
«Баскетболов» было несколько разновидностей. В большинстве случаев поле было разделено на несколько секторов, в каждом из которых была выемка, куда попадал мяч. Нужно было вовремя нажать на нужную кнопку со своей стороны поля и тогда мяч летел в корзину противника. В первых версиях игры ещё не было специального пластмассового колпака над полем, поэтому игроки учились одновременно быстро и плавно нажимать на кнопки, чтобы мяч летел в корзину, но не улетал в другой конец комнаты. Потом появилась версия, где у каждого игрока была своя корзина, и победитель определялся просто: кто «набомбит» больше мячей — тот и Арвидас Сабонис.
Русское лото
Самая медитативная игра, которая хороша и в дождь, зарядивший на неделю, и на даче, когда отключили электричество, а ложиться спать ещё рано. Самое приятное в «Русском лото» — разговаривать, едва отвлекаясь на саму игру, где правила так просты, что за них как-то даже неловко. Но, может быть, именно поэтому «Русское лото» как жило на дачах сто лет назад, так и сейчас живёт. Большинство советских семей пытались добавить азарта в эту игру простым, но действенным способом — играть на деньги. Особенно популярен стал такой подход в 90-х: советские деньги как раз обесценились и отлично шли в ход.
Советские настольные игры: Чапаев, поддавки или солдатики
У школьников прошлого не было компьютеров, мобильных телефонов и игровых приставок. Но это вовсе не означало, что им в дождливую осеннюю пору нечем было развлечься. Мы попросили слушателей программы «Дежавю» на Радио «Комсомольская правда» (fm.kp.ru) вспомнить, какие домашние игры были у них в ходу.
Шашки и шахматы
Обычная шахматная доска имелась, наверное, в каждом доме. И если шахматы предполагали один вариант игры, то с шашками было где развернуться. С ними можно было играть в:
— обычные русские шашки;
— поддавки, то есть требовалось постоянно отдавать на съедение свои шашки. Побеждал тот, кого съели раньше;
— чапаева, или щелбанчики, — азартная игра, когда игрок своей шашкой щелчком должен был выбить с доски шашку соперника. При этом твоя должна была удержаться на доске;
— уголки. Помните их? Задача — все шашки из своего квадрата переместить на то место, где был квадрат соперника. Кто быстрее справился, тот победил.
Карты
Любой подросший ребенок знал правила подкидного или переводного дурака.
Популярны были также девятка, акулина, пьяница. В пьянице карты раздавались поровну, и каждый игрок выкладывал по одной. У кого карта старше, тот забирал все выложенные карты себе. При этом туз бил всех, а шестерка — туза. Пьяницей оставался игрок, у которого в итоге не оставалось ни одной карты.
С фишками и клюшками
У настольных игр, которые продавали в коробках, была похожая структура — игровое поле. Фишки ставятся на «Старт», а дальше кидается кубик. Кто быстрее дошел до конца, тот и молодец. Разно-образие было лишь в ловушках на карте. Попав на ту или иную клетку, можно было либо пропустить ход, либо вернуться назад, либо скакнуть на десяток ходов вперед, получая внушительный отрыв от соперника.
Куда интереснее были игры типа настольного футбола, хоккея или баскетбола. Тут рубились не на жизнь, а на смерть. Страсти кипели, шайбы вылетали за пределы поля.
Примерно такой же азарт был у играющих в настольный бильярд.
Ковбои против матросов
Чтобы играть в солдатиков, и друзья были не нужны. Особенно если этих самых солдатиков было достаточное количество, чтобы у себя на полу устроить реконструкцию Бородинского сражения. В битве обычно были смешаны времена и эпохи так, что любой бы историк за голову схватился. С одной стороны — викинги, ковбои, крестоносцы и несколько единиц техники. С другой — индейцы, пластмассовые красноармейцы на лошадях, железные солдаты Советской армии. Впереди матрос, размахивающий гранатой.
Чаще всего солдатики были однотонными и плоскими.
Дополнялось это все машинками, кранами, кубиками… Получался прекрасный в своем разнообразии милитаристический винегрет.
Домино и лото
Домино вообще-то считалось взрослой игрой. Но иногда, как вспоминали слушатели, играли и в него. И там тоже были свои вариации игр.
Лото, с одной стороны, семейная игра, когда за столом собирались представители разных поколений. Но иногда играли в него и без взрослых. Более того — на деньги. По копейке или две за игру.
ЧТО ЕЩЕ
— Немецкая железная дорога.
— Гонки на радиоуправляемых машинках.
— Игра «За рулем».
— Мишень и лук с присосками. В более продвинутом варианте — световой пистолет и мишень.
«Комсомолка» рекомендует
Магическая тайна гибели знаменитой группы Дятлова. Их было девять. Девять сильных, выносливых молодых людей. Этот роковой поход должен был стать еще одной ступенькой для получения очередных категорий в спортивном туризме, но стал самой загадочной историей ХХ века. Существуют десятки версий этой страшной трагедии. Что же погубило туристов?
Ищите на shop.kp.ru и в фирменном магазине «КП» по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.
АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781
Головоломки, настольные игры — список аукционов
В современную цифровую эпоху на смену логическим игрушкам, таким как кубик Рубика или пятнашки, пришли их компьютерные версии. Некоторые из этих игр, например, лабиринты…
Головоломки, настольные игры на «Виолити»
Введение
В современную цифровую эпоху на смену логическим игрушкам, таким как кубик Рубика или пятнашки, пришли их компьютерные версии. Некоторые из этих игр, например, лабиринты стали частью развлекательных программ, разработанных не только для ПК, но и для смартфонов. В итоге головоломки СССР стали сложнее и интереснее, хотя и утратили свою материальность. Теперь эти игрушки, созданные десятки лет назад, остаются интересными лишь для коллекционеров и тех, кто скучает о прошедших временах.
Советские головоломки
Несмотря на то, что большинство логических игр были придуманы в других странах, в Украине во времена СССР они пользовались огромной популярностью. Кубик Рубика даже сегодня находится в ТОП продаж, в 1980-е годы он был объектом желания подростков, которые с головой уходили в решение задач и учились на скорость собирать правильную комбинацию. Наряду с кубиком Рубика интерес у любителей головоломок вызывала змейка. Из элементов, закрепленных последовательно друг за другом, можно создавать разнообразные объемные фигуры, передвигая отдельные компоненты подобным образом, как и в игре с кубиком.
Советские настольные игры нельзя представить без пятнашек, которые осваивались довольно быстро. Игра несложная, но интересная, поэтому была распространенной среди школьников. Главный недостаток любого карманного любого – довольно быстро терялись несколько квадратных фишек с цифрами. Однако даже на этом жизнь набора не заканчивалась – удобная пластиковая коробочка служила хранилищем для мелочи.
Еще одна популярная игрушка – плоский лабиринт под стеклышком. Игроку нужно провести шарик от одной точки к другой, преодолевая длинные коридоры и наклоняя головоломку из стороны в сторону. Более сложными являются объемные лабиринты в виде шара или куба. Сегодня в магазинах можно приобрести более сложные современные варианты таких игрушек.
Свернуть4 настольные игры из СССР, которые вызывают приступ ностальгии
Автор Вячеслав На чтение 4 мин. Опубликовано
Помните, какими были игры в СССР? Живыми! С настоящими фигурками, с общим игровым полем. Вы с друзьями должны были собраться вместе, у него дома или у тебя. Играть, а в перерывах пить чай и есть хлеб с маслом. Вот это было время!
Сегодня дети и взрослые играют друг с другом в онлайн-игры. Там они могут быть напарниками в разведывательной операции, врагами в морском сражении, начальниками разных спортивных команд, которым предстоит соревнование.
Самое грустное для меня то, что друзья могут находиться на разных концах дивана, в разных комнатах или даже каждый у себя дома.
Давайте вспомним, что такое настоящие совместные игры. И, возможно, вспомнив, вы пойдете в магазин и купите одну из игр своим детям, отвлечете их хоть ненадолго от гаджетов. И сыграете вместе с ними.
Футбол
Сегодня настольный футбол – одна из самых популярных настольных игр. Их выпускают разные фирмы, расположенные в различных странах. Игровые поля могут помещаться на коленках или занимать половину комнаты.
Но давайте вспомним их «прародителя». Первый настольный футбол, появившийся в СССР.
Под каждым игроком было углубление. Правда, мяч мог не попадать к некоторым игрокам из-за дефектов поля.
Был и такой вариант. Пластиковые фигурки одноцветные, без нарисованной формы.
А вот настольный футбол без футболистов. Когда мяч скатывался в углубление, надо было как можно быстрее нажать на нужную кнопку. Кто первый нажал, тот и ударил.
Хоккей
С тех пор, как наша сборная по хоккею начала участвовать в мировых чемпионатах, интерес к настольному хоккею заметно вырос.
И раньше многие мальчики собирались вместе у какого-нибудь общего друга и проводили вечера за игрой в хоккей.
Но теперь мечтающих получить в подарок от родителей эту игру стало еще больше. Каждый маленький болельщик за нашу сборную стал просить маму и папу купить ему хоккей, чтобы он мог с гордостью приглашать друзей играть.
Конечно, в современных настольных хоккеях все более продумано и выглядит по-настоящему. И одежда у игроков, и лица прорисованы. Но ничто не сравнится с тем – первым настольным хоккеем в твоей жизни.
Все же в СССР были хоккеисты и в форме, и с прорисованными лицами. Правда, они были нарисованы на картоне.
Бильярд
Конечно, нельзя не вспомнить настольный бильярд. Если настольный хоккей и настольный футбол выглядят игрушечными, и фигурки не похожи на настоящих игроков, то с бильярдом совсем другая ситуация.
Он точно такой же, как настоящий, только маленький.
Вы только посмотрите! Настоящие металлические шарики. И кий почти такой же, как тот, которым играли родители.
Сейчас более популярны настольные хоккей и футбол. Я давно не видел настольного бильярда.
Мототрек и за рулем
Это был настоящий настольный симулятор гонок того времени. В игровой набор входила разборная трасса и игрушечные мотоциклы.
Нужно было собрать трассу и пустить по ней мотоциклы, наблюдая за собственным кроссом.
Мы играли в такую игру с друзьями. Каждый выбирал себе гонщика на мотоцикле, и гонка начиналась. Проигравший мыл за всеми посуду.
Помню эту брошюру с правилами игры. Кстати, к спуску мотоциклы поднимал специальный подъемник на батарейках. Это казалось чем-то невероятно классным.
Игра «За рулем» – мечта, наверное, всех мальчишек СССР. Настоящий симулятор машины. Сегодня он заинтересует только самых маленьких детей или тех, кто не знаком с гаджетами.
Ведь в компьютерных играх все выглядит более реалистично. Тем более, если к компьютеру родители подключат руль.
А тогда все мальчики мечтали прокатиться на своей собственной тачке. Даже если она не едет. Ведь для чего нам воображение!
И пусть, что без колес! Зато – своя.
В восторг приводило то, что к «машине» прилагались настоящие ключи. Такое ведь и в современных детских машинках встречается нечасто.
Надеюсь, вы вспомнили хоть одну из игр, и ее фотографии вызвали у вас приятные чувства. Признавайтесь, вы покупаете своим детям настольные игры? Или вы считаете, что их можно заменить компьютерными играми?
Игры с историей
В конце 2017 года общество «Мемориал» выпустило настольную игру, в основе которой лежит советская история со всеми ее достижениями и мрачными эпизодами. Проект демонстрирует трудности жизни советского человека на фоне исторической драмы.
Радио Свобода собрало настольные игры о социализме и тоталитарном обществе.
Очередь (Kolejka)
Игра была выпущена в 2011 году польским государственным Институтом национальной памяти и посвящена трудностям социалистического быта в 1980-е годы. Задача игрока – купить 10 товаров из списка покупок, отстояв очередь в магазине. В игре есть карточки, которые осложняют или упрощают приобретение дефицита. Например, переместиться в очереди помогут карточки «Мать с маленьким ребенком» или «Вас тут не стояло». Также можно вытащить подсказку от знакомого партийного чиновника о том, в какой именно магазин поступит желаемый товар. Затрудняют покупки карточки «Закрыто на учет», «Ошибка при доставке», а также стоящие в очередях спекулянты. В игре также есть «черный рынок», где цены вдвое выше, чем в магазинах.
На русском языке игра была выпущена в ноябре 2015 года и вызвала неоднозначную реакцию. Как сообщали СМИ, в марте 2016 года российский дистрибьютор игры предупредил польских партнеров, что в России настолка воспринимается как антироссийская, и Роспотребнадзор угрожает ее запретить. Претензии ведомства, по слухам, вызвала историческая справка к игре, в которой кратко излагалась история нападения Германии и СССР на Польшу и установления в стране коммунистического режима после Второй мировой войны.
Вас здесь не стояло (Pan tu nie stał!)
Еще одна польская игра, похожая по концепции на «Очередь». Была выпушена в 2012 году. В ней игрокам также предстоит переместиться в 1980-е годы и побороться за дефицитные товары в магазинах с пустыми прилавками. «Многие из нас помнят эти времена, – написано в аннотации к игре. – Сегодня мы можем испытать это снова, но на этот раз будет весело!».Игра «Вас здесь не стояла» прекрасно иллюстрирована и воссоздает атмосферу социалистической Польши.
У «Вас здесь не стояло» есть два продолжения. В игре «Demoludy» игровые персонажи отправляются в командировку в дружественные социалистические страны – например, СССР или Чехословакию – и пытаются приобрести там импортные товары, а потом беспрепятственно провезти их через таможню. Выигрывает тот, кто первым добудет четыре разных товара в четырех разных странах. В продолжении под названием «Cinkciarz» игрокам предлагается примерить на себя роль валютного спекулянта.
Русской версии ни одной из игр серии «Вас здесь не стояло» не существует. Возможно, из-за неоднозначной реакции на игру «Очередь».
Comparity СССР
Российская игра 2014 года. В отличие от двух предыдущих, эта настолка не нагружена идеологией. Впрочем, она тоже может дать представление о некоторых бытовых реалиях советского времени. В центре игры, как и в «Очереди» и в «Вас здесь не стояло», находятся потребительские товары, и снова на дворе 1980-е годы. Однако покупать здесь ничего не надо, игроку предлагается только угадать цену на товары. Например, что стоило дороже – банка рижских шпрот или индийский чай со слоном? В целом игра носит скорее ностальгический характер, воскрешая такие подзабытые элементы ушедшей эпохи как диафильмы, таксофон или электронную игру «Ну погоди!», и не напоминает об очередях, дефиците и продовольственных талонах.
Тайный Гитлер (Secret Hitler)
Политизированная версия классической игры «Мафия», выпущенная в США в 2016 году. Дело происходит в довоенной Германии. Между игроками тайно распределяются роли – часть из них оказываются либералами, часть – фашистами, а кто-то один – Гитлером. При этом, как и в мафии, фашисты знают друг друга в лицо, а либералы остаются в неведении о тайных ролях своих соседей.
Каждый ход игроки выбирают нового канцлера и голосуют за принятие законопроектов – либеральных или фашистских. Команда либералов побеждает, если удастся принять пять либеральных инициатив или убить Гитлера (при этом узаконить убийства можно только фашистским законом). Фашисты побеждают, если принято достаточное число репрессивных инициатив, а Гитлер избран канцлером.
В игре отсутствует нацистская символика, а персонажи-фашисты изображены как человекообразные рептилии. Тем не менее, настолка с названием, в котором есть слово Гитлер, имеет мало шансов появиться на прилавках российских магазинов. Зато на сайте «Тайного Гитлера» можно скачать графически упрощенную версию игры и распечатать ее на принтере.
74
И, наконец, новинка 2017 года – настольная игра «74» от общества «Мемориал». В основе этого проекта – игра, которая появилась в диссидентских кругах 1980-е годы. В 2009 году музею «Мемориала» эту игру передала бывшая политзаключенная Сусанна Печуро, а ей игра досталось в подарок от писательницы Любови Кабо. Оригинальные правила не сохранились, поэтому сотрудники «Мемориала» придумали их заново.
Игроку предстоит пройти путь по двум линиям – линии истории и линии жизни, и в ролевой форме прожить судьбу своего персонажа. С каждым ходом игрок вытаскивает карточку, соответствующую тому или иному году советской истории, а также событию из личной жизни, и узнает, что случилось с его персонажем. Герои могут попасть в лагерь, испытывать голод и зависть, заболеть тифом или холерой, поехать в командировку и умереть. Если герой погибает, игрок может продолжить партию с новым персонажем, как если бы он был потомком погибшего. В советском государстве каждый игрок начинает жизнь в статусе рабочего или крестьянина, но по ходу дела может стать военным, чекистом или работником умственного труда. Собирая карточки с событиями, игроки собирают истории своих героев, которые рассказывают в конце игры.
Партия заканчивается, когда кто-то из игроков добирается до 1991 года, таким образом он переживает Советский Союз. Выигрывает тот, кто наберет в процессе игры наибольшее количество очков, которые начисляются за участие в различных исторических событиях. При этом достижения советской страны, к которым предположительно приложил руку игровой персонаж, оцениваются выше. Таким образом, можно сделать вывод, что прожить в рамках игры «74» нужно не столько долгую, сколько яркую жизнь.
По мнению психолога Ольги Маховской, игры, раскрывающие тему репрессий, могут быть полезны для семейного досуга, но только если родители готовы разговаривать с детьми о мрачных страницах истории и смерти:
– Настольные игры стали чрезвычайно популярными. Поскольку мы стали более мобильными и проводим много времени на ходу, на дачах, в поездах, в самолетах и так далее, ребенка нужно обучать тоже по ходу дела. И карточно-настольные игры с участием небольшой семейной команды лидируют. Карточный подход построен на простом мимическом приеме повторения. Ты на протяжении нескольких игр вытаскиваешь одну и ту же карту, муссируешь один и тот же вопрос, проигрываешь одну и ту же ситуацию, и таким образом она запоминается. Это такая коллективно-распределенная шпаргалка, я бы сказала, и конечно, это неплохое подспорье для того, чтобы хотя бы запомнить историческую фактуру. А содержание и интерпретации событий могут быть самыми разными. Мы уже знаем по многочисленным учебникам истории, что ученые сами не могут договориться о приоритете событий, важности их и трактовке, даже о характере исторических персонажей, дате их рождения и так далее. На мой взгляд, подобная настольная игра по советской истории гораздо лучше, чем какая-нибудь компьютерная игра-стрелялка, где преобладают эмоции с высоким уровнем адреналина и исторический процесс рассматривается в общем-то как поле для личных экспансий, для более серьезного личного волюнтаризма, когда игра предоставляет возможность переписывать историю. Здесь виден более деликатный, я бы сказала, интеллигентский подход к игре. А если будет не одна такая игра, а несколько, конкуренция концепций обеспечена, и наверное, это может озадачивать детей, они будут задавать вопросы и узнавать еще больше. Потому что, конечно, ни одна игра, ни один учебник, ни одна энциклопедия не исчерпывает тему.
Психолог Ольга МаховскаяДля меня важно, что такая закрытая раньше, не проговоренная тема политических репрессий, ГУЛАГа сегодня звучит наравне с БАМом, войной, перестройкой… Это очень существенный пласт жизни многих-многих людей, он задевает многие семьи. Поэтому эта игра, может быть, поможет семьям, в которых эта травма до сих пор не открыта, не проработана, не проговорена, начинать этот разговор, не опасаясь быть непонятым, осужденным. Не испытывая глубокого чувства вины перед теми членами семьи, которых мы не смогли спасти, но сейчас у нас есть шанс хотя бы сохранить их честные имена.
– С какого возраста, на ваш взгляд, экологично играть в подобного рода настольные игры? Подходит ли игра для детей или она пригодна в большей степени для подростков?
– Я думаю, с 10–11 лет. Описываемые события требуют морального сознания от ребенка, а оно формируется, конечно, не раньше 10 лет. Что такое плохо, что такое хорошо, как можно было поступить… Целый ряд этических вопросов возникает здесь. Как можно убивать человека ни за что? Это не по силам маленьким детям, конечно, это их испугает. Если бы я, как инспектор Роскомнадзора, классифицировала, я бы поставила 12+, а дальше уже все зависит от уровня развития и, я бы сказала, социального статуса семьи. Потому что понимание того, что за исторический процесс заплачена такая цена, и то, что в семье произошли такие обрывы биографий, это доступно не всем. Это все-таки связано с культурой понимания, что такое человек, что такое человеческая история, что такое общество, как мы друг с другом связаны, как мы можем влиять, какова роль личности в истории. Это немножко другая культура, это образованные слои все-таки, мне кажется.
Игра «74»– Вы упомянули, что для вас важно, что такие сложные темы проговариваются в обществе. Мне кажется, что современное российское общество вынесло довольно тяжелый травматический опыт из советской эпохи, из разных ее аспектов. И мне кажется, что современные власти в большей степени склонны манипулировать этой травмой в обществе, чем лечить ее. Вы согласны с таким мнением? И должно ли государство работать с исторической травмой общества?
– Ну, конечно, оно должно работать с исторической травмой. Потому что у него есть ресурсы, архивы, и это важно – как люди, облеченные властью, реагируют на те или иные исторические события, отмахиваются от них или поминают павших. Но конечно, всегда страшно, что есть люди, не понимающие, о чем идет речь. Я, например, очень поздно узнала тяжелую историю своей семьи. Но есть и те, кто занял позицию, что умрут эти наследники репрессированных и общество снова станет монолитным, и не нужно открывать архивы – что было, то было. Им важна преданность государству, а тема государственных репрессий ставит под сомнение авторитет государства, его абсолют и недостижимость для критики. И вот эта тема пробивается везде – вот это разделение, рассогласование.
«Крымнаш» – это некритическое отношение к тому, что государство делает. А те, кто переработал травму репрессий, задают вопрос: а какой ценой?
Мне кажется, этот тектонический разлом проявился и в крымской истории. «Крымнаш» – это некритическое отношение к тому, что государство делает. Все, что оно делает, это прекрасно! А те, кто переработал травму репрессий, задают вопрос немедленно: а какой ценой? Что мы делаем, что будет с людьми? Для них как раз этот вопрос важен – вопрос сохранения не только физического генофонда, но и культурного. Потому что во времена репрессий были уничтожены целые культурные слои. Особенно когда речь идет о людях одаренных, штучных, это невосполнимая утрата! Для нашего государства этот дискурс, как сказали бы лингвисты, освоен, он звучит, но когда мы смотрим на поступки, политические жесты, мы понимаем, что это очень поверхностное отношение, просто чтобы успокоить и все-таки отмахнуться от настоящих проблем. Государство не хочет быть в эпицентре критики, отвечать за предыдущий опыт, за ошибки прошлых правителей. А люди, умудренные опытом, видят, как это все близко.
Во всяком случае, пережив такую травму, мне кажется, очень правильно сохранять в себе вот эту чувствительность к человеческим потерям. Все-таки не любой исторический процесс, каким бы масштабным он ни был, мы должны приветствовать. А возвращаясь к теме игры, я думаю, что, конечно, в игре «74» есть психология, потому что неизбежно нужно говорить о важных для ребенка вопросах жизни и смерти, и в этом, наверное, трудность этих сюжетов. И когда вы сами не уверены, не знаете, как говорить с детьми об этом, наверное, лучше не садиться за игровой стол, потому что вопросы будут острые, дети же простодушны, а не ответив на эти вопросы, вы можете потерять доверие и близость с собственным ребенком, – считает Ольга Маховская.
Война на столе | Warspot.ru
В XIX—XX вв. чрезвычайное распространение в странах Европы получили детские настольные игры. Одними из самых востребованных сюжетов для игр стали военные истории. Интерпретация этих сюжетов в играх имела, с одной стороны, образовательную составляющую, а с другой – служила целям идеологического воспитания подрастающего поколения. В этом отношении игры первой половины ХХ века представляют особый интерес, поскольку невиданный прежде накал внутри- и внешнеполитической борьбы в странах Европы естественным образом отразился на играх.
Игры предвоенного периода
К началу ХХ века настольно-печатные игры военной тематики были уже очень широко распространены в Европе и пользовались все увеличивающимся спросом не только со стороны детской и юношеской аудитории, но и среди взрослых. Многие из таких игр были милитаризованными вариантами уже имеющихся (например, «волки и овцы»/«лиса и гуси») либо же представляли собой облегченные версии т.н. «военных игр», появившихся в Европе на рубеже XVIII-XIX вв.
Безобидная настольная игра могла быть действенным средством пропаганды. «Может ли Британия подвергнуться нападению?» Редкий образец предвоенной антинемецкой истерии (Imperial War Museum)Сложные варианты настольных «военных игр» были признаны армиями всего мира как один из лучших тренажеров для развития тактического мышления. Немецкий вариант игры, предложенный в конце XVIII века Иоахимом Людвигом Гельвигом и усовершенствованный после наполеоновских войн прусским офицером Рейсвицем, был заимствован и модернизирован многими военно-учебными заведениями России и других стран. Историк Мария Костюхина замечает, что «усилиями военных профессионалов военная игра стала подобием экзамена, со строгой отчетностью и обязательным соблюдением всех игровых этапов», и цитирует одно из русских руководств начала ХХ века к подобной игре: «игра не шутка и не забава, а одна из отраслей военной службы, не терпящая небрежного к себе отношения».
Впрочем, детям и подросткам хотелось не учиться, а развлекаться, потому дидактический эффект игр подразумевался, но все же не был решающим. Прежде всего, игроки требовали интересной игры, и производители не обманывали их ожиданий, используя старые, проверенные временем игровые решения наподобие уже упоминавшихся выше «волков и овец». На основе этой схемы американские и британские производители выпустили на рубеже веков множество однотипных игр, различавшихся только оформлением игрового поля, например «Удержи форт» (Hold the Fort), «Трансвааль» (Transvaal), «Офицеры и сипаи» (Officers and sepoys) и т.п.
Британская карточная игра эпохи Первой мировой. Любопытно противопоставление семей мистера Аткинса, находящегося на военной службе, и художника мистера Тьюба, который от нее явно уклоняется (Imperial War Museum)Правда, игры выполняли не только развлекательную, но и пропагандистскую и новостную функции. Мария Костюхина подчеркивает, что «издатели настольных игр оперативно реагировали на военные конфликты, происходившие в разных уголках земного шара». В рекламе даже использовалось название «игра-новость», как это было, например, с российской игрой «Морская битва под Порт-Артуром». Причем, по словам Костюхиной, приобретение такой игры было скорее актом патриотизма, чем кощунства по отношению к памяти погибших.
Издатели стремились в форме игрового процесса познакомить детей и подростков с некоторыми основами военного дела (звания, оружие, награды), а также дать представление о важных этапах службы солдата во время боевых действий. Так, британская игра «Призванные на военную службу» (Called to Arms), выпущенная в 1900 году, повествовала о англо-бурской войне. Игроки, начиная игру рядовыми, должны были продвигаться вперед через засады и другие неприятности, постепенно получая звания все выше и выше. Это было отчасти обманом, поскольку подобного рода продвижение по службе (от рядового до генерала) было в британской армии невозможно.
Британская игра «Призванные на военную службу» (Called to Arms), повествующая об англо-бурской войне (https://boardgamegeek.com)Сама по себе примитивная, игра должна была выполнять важную воспитательную функцию, представляя войну как место для карьеры, наград (одна из клеток игры содержала надпись о получении креста Виктории) и сложных, но вполне поправимых ситуаций вроде ранения. Была предусмотрена возможность пропуска хода в клетке «госпиталь», но при этом, естественно, полностью отсутствовали какие-либо намеки на смерть героя. В настольных играх можно было проиграть сопернику, но не погибнуть.
Изобретались и новые игры. Так, например, во Франции мадемуазель Эрманс Эдан (Hermance Edan) получила в 1909 году патент на «военную игру с подвижными фишками на поле» под названием «Атака» (L’Attaque). 36 фигур солдат и офицеров в униформах европейских держав двигались по полю 9×10 клеток, причем каждая фигура имела номер, скрываемый от противника, а при встрече фигур на одной клетке побеждала та, у которой был больший номер.
Фишки к игре «Атака» (L’Attaque), популярной в различных видах по сей день (http://www.ultrastratego.com)Имеющиеся фигуры «мин» уничтожали всех кроме «саперов», которые могли их обезвредить. Варианты этой игры в разных переводах разлетелись по Европе, добравшись под названием «Европейская война» даже до русского наследника престола. Игра «Атака» стала предшественницей известной современной игры «Стратего».
Игры Великой войны
Первая мировая война послужила мощным импульсом для игровой промышленности. Уже в ее преддверии, когда многие угадывали будущие грандиозные потрясения, были выпущены игры, которые демонстрировали новые виды вооружения. Особенно были востребованы игры, представлявшие воздушные бои. В рекламе игры «Аэробелло, или сражение воздушных флотов» сообщалось, как цитирует Костюхина, что игра имела своей целью «заинтересовать детей и юношей делом авиации вообще, а различные комбинации воздушной войны могут способствовать развитию их сообразительности, заставлять фантазию работать в совершенно новой для них области». Действительно, через несколько лет вдохновляющая фантазия стала реальным кошмаром. Пока же многочисленные журналы, из которых можно было вырезать специальные фигуры для игр, помогали поддерживать на нужном уровне милитаристский дух.
С началом войны игры стали посвящать конкретным событиям, и они окончательно превратились в отдельный, и весьма важный, род пропаганды. Так, один из британских производителей игр взял за основу нечто вроде уже знакомого нам «Призванного в армию» и превратил его в игру под названием «Из рядовых в фельдмаршалы» (From the ranks to field-marshal)/
Слева британская настольная игра «Из рядовых в фельдмаршалы», 1914 год. Справа — немецкая настольная игра (Imperial War Museum)Клеток, званий, наград и вообще информации стало больше. После партии в эту игру можно было научиться разбираться по крайней мере в знаках различия воинских званий, что стало вовсе не лишним в стремительно милитаризовавшейся стране. Интересно, что многие игрушки ввозились в Британию из Германии, и британцам пришлось срочно возмещать дефицит игр, как это было с импортировавшейся оттуда же краской «хаки» для формы.
Не только европейцы, но и заморские колонии и доминионы использовали игры для коммеморации своего участия в войне. Так, Австралия не преминула сразу же после войны выпустить игру, посвященную боевому пути АНЗАК. Между полями «старт» и «дом» размещались клетки с инструкциями для игрока: «взят в армию», «признан негодным (возвращайся на старт)», «прибыл в Галлиполи», «присвоено звание лейтенанта», «эвакуирован из Галлиполи», «ранен у Флербо», «награжден Военным крестом», «Битва при Пашендале (награжден «Медалью за отличную службу»)», «присвоено звание майора» и т.п. При этом игровое поле содержало типические картины войны (британский аэроплан, дирижабль, победа над цеппелином) и ее славные эпизоды (Ютландское сражение). Заканчивалось всё высадкой вернувшихся из Европы войск в одном из австралийских портов.
Игра об АНЗАК, выпущенная между 1919 и 1925 годами (https://www.awm.gov.au)Германия не отставала в производстве идеологически нагруженных настольных игр. Историк Соня Мюллер описывает такие игры, как «Военная игра Виктория» (Viktoria Kriegsspiel), в которой, по задумке ее создателя, «неправильная тактика не только дает преимущества противнику, но имеет судьбоносное значение для собственных войск игрока». «Сумрачный тевтонский гений» настаивал на том, что «способ игры был выработан таким образом, чтобы соответствовать военно-тактическому мышлению и быть как можно ближе к реальности», при всем этом игру «легко понять и можно играть в нее, избегая сложностей».
Такие немецкие игры как «Артилла» (Artilla), «Окружение и разгром русских войск» (Umzingelung, Besiegung, Russischer Armeen), «Охота на «Эмден»» (Die Jagd nach der Emden) предлагали интересный сюжет и одновременно соответствовали моменту. Правда, игровой баланс был иногда смещен не в пользу Антанты: «Эмден», например, был маневреннее своих преследователей, хотя последние имели более мощное вооружение. Впрочем, по правилам игры немецкий крейсер нельзя было потопить, что в корне расходилось с действительностью.
Интербеллум
После мирового конфликта 1914–1918 гг. милитаристские настольные игры никуда не исчезли. Наоборот, в СССР власть требовала скорейшей разработки военных игр, которые отражали бы современное развитие военной науки и техники и были бы корректны с точки зрения идеологии. Так, Костюхина цитирует один из советских документов 1920-х гг.:
Обложки советских настольных игр второй половины 1920-х годов. Разумеется, не все игры были такими воинственными, но страна лишь недавно закончила воевать и готовилась к новым испытаниям (http://babs71.livejournal.com)«Нужны бумажные театры, раскрывающие в ярких образах конкретные события истории гражданской войны (Чапаев, Щорс). Необходимо дать разнообразные игры, знакомящие с задачами обороны СССР. В настоящее время эти игры сводятся к трем формам: листы для разрезания и склеивания, модели орудий обороны, наглядные таблицы викторин и тактические игры, где играющим предлагается передвигать изображения войсковых соединений по схематической карте».
Советские игры, действительно, соответствовали этой характеристике. Естественно, не обошлось без лозунгов, характерных для СССР 1920–1930-х гг. типа «Тактику и топографию в массы!» Некоторые из игр, наподобие «Боя отрядов», были, по сути, аналогами современных варгеймов.
Игры, выпущенные в СССР, были довольно конкретными, предлагая использовать все виды нового вооружения того времени – отравляющие газы, танки, авиацию. Некоторые игры прямо были нацелены на развитие воображения подростков и индивидуального умения ориентироваться во время боя. Так, Мария Костюхина приводит пример досугового издания «Семь барьеров. Занимательная военно-тактическая игра молодежи», которое представляло собой остроумную комбинацию остросюжетного литературного повествования и игры, в ходе которой игрокам предстояло решить судьбу конного посыльного в тылу врага. Не обошла стороной советские игры и популярная в те годы шпионская тематика.
Интересно, что в отличие от советских, многие зарубежные игры строились на решении стратегических, а не тактических задач. Так, Деннис Уитли, один из популярных тогда британских писателей, специализировавшихся на приключенческой, шпионской и мистической литературе, создал в 1938 году концепцию игры «Вторжение» (Invasion).
Игра «Вторжение» (Invasion) с очень стилизованной картой Европы и измененными названиями стран (https://boardgamegeek.com)Она любопытна тем, что на упрощенной карте Европы разворачивалась борьба между Великобританией, Францией, Россией и Германией, названия которых были изменены соответственно на Англеланд, Франкен, Руславия и Данерейх (Angleland, Franken, Ruslavia, Danereich). Игроки с помощью 40 деревянных фигурок, представлявших армии, флоты и воздушные армады, разыгрывали ситуацию новой европейской войны.
Межвоенный период завершился в 1939 году, и одним из последних отблесков надежды на быстрое завершение конфликта стала игра «Путь к победе: Военная игра» (The Road to Victory: A War Game). Созданная как линейная игра с прохождением определенного маршрута, эта игра предлагала победить немцев. Победитель должен был первым добраться до Берлина и «судить нацистских лидеров». Игра, по-видимому, застала тот короткий промежуток времени, когда уже была оккупирована Польша (в игре есть упоминание о польской подлодке «Орел», успевшей перебраться в Британию), но еще не были захвачены Бельгия, Нидерланды и Дания.
Настольная игра «Путь к победе: Военная игра» (The Road to Victory: A War Game). Игра начинается и заканчивается в Берлине, позволяя игроку проследить всю историю захвата власти нацистами, и приводит игрока к победе над Германией. Позиция №100 гласит «Падение Берлина. Триумф демократии. Вердикт суда над нацистами выносит победитель игры». По клику доступна иллюстрация в большем разрешении (https://boardgamegeek.com)Далее и советские, и западноевропейские игры ждали реалии нового, в чем-то еще более сурового конфликта, который заново перекроил карту земного шара и дал примеры невиданной прежде атомной бомбардировки. Вторая мировая война и реалии нового мирового порядка стали сюжетами уже игр второй половины ХХ века.
Литература:
- Müller Sonya. Toys, games and juvenile literature in Germany and Britain during the First World War. A comparison // Untold war: new perspectives in First World War studies / ed. by H. Jones, J. O’Brien, C. Schmidt-Supprian – Leiden; Boston: Brill, 2008, p.233–257
- Костюхина М. Детский оракул: По страницам настольно-печатных игр – М.: Новое литературное обозрение, 2013
- Материалы сайтов BoardGameGeek (http://boardgamegeek.com) и Australian War Memorial (https://www.awm.gov.au)
советских настольных игр 1920-1938 гг. | Склеп
Игры революции и промышленности
.
Изображение: Красные и белые , военная игра!
Советская настольная игра 1929 года.
.
Это 1920-е годы. Вы молодой революционер, живущий в недавно образованном Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). Теперь, когда интервенция союзников сорвана, а реакционная Белая армия отбита, угроза контрреволюции, похоже, на мгновение уменьшилась.В общем, сейчас хорошее время быть марксистом в старой Московии.
Есть только одна проблема с этим новым порядком: что делать со свободным временем, которое вы не проводите в боях против царистов, янки и гуннов? Конечно, у тебя есть работа на местной обувной фабрике. Но военного коммунизма нет, и действует Новая экономическая программа. Пора расслабиться и расслабиться. Коммунизм будет построен довольно скоро.
К счастью, есть новый продукт, который поможет скоротать время. СРЕДНИЙ. Kuklin’s выпустил целую партию революционных настольных игр, включая такие захватывающие классовые игры, как Electrification , Revolution , Reds vs.Белые, и Маневры: игра для пионеров [Советские бойскауты]. Игры для всей семьи, даже несмотря на то, что семейная форма отношений собственности в конечном итоге должна быть отменена. Пусть у капиталистов будет их Монополия ; пусть империалисты разыграют свои Риск . Я буду придерживаться Modern War или Air Struggle .
Воздушная борьба! 1925
1925
1929
1938
Modern Fight, игра! 1933
1928: «Электрификация», настольная игра
1931
1931
Russia vs.Китай (1925 г.)
1924
.
Среди них мне больше всего нравятся настольная игра «электрификация», игра «Химическая война» и игра «Красные против белых». Вы можете сказать, что они отражают непосредственный опыт разрушительной мировой войны, революции и кровавой гражданской войны, за которыми следует проект социальной инженерии и экономической модернизации, подобных которым мир никогда не видел. Единственное, что я скажу, это то, что с эстетической точки зрения можно увидеть изменение официально санкционированных стилей от более авангардных линий, форм и типографики к мультяшному реализму карикатурных фигур в соцсети. искусство 1930-х гг.Наслаждаться!
00
С телеграммами молнии:
Вот так:
Нравится Загрузка …
Давайте поиграем в Revolution: Великолепные, но жестокие советские настольные игры, 1920-1938 годы
Давайте поиграем в Revolution: Великолепные, но жестокие советские настольные игры, 1920-1938 гг.
«Химическая война», 1925 г.
Фраза «военные игрушки» обычно вызывает образы маленьких пластиковых пистолетов, песчаных фигурок с рукоятками кунг-фу и, совсем недавно, видеоигры-шутера от первого лица.Однако в Советской России невероятной популярностью пользовались кровожадные настольные игры . Я предполагаю, что это было частично связано с национальной склонностью к стратегическим играм (например, шахматами), но также, вероятно, (по крайней мере, в некоторой степени, если не в значительной степени) производственными соображениями. В 1930-е годы Россия все еще пыталась осуществить масштабный проект индустриализации, и настольные игры было довольно быстро и легко производить без особых материалов или инструментов.
Очевидно, что не каждая русская настольная игра имела ястребиный характер большинства игр ниже («Электрификация»), но их определенно достаточно, чтобы увидеть ощутимые темы национализма и войны.Вы заметите, что игра «Битва» на первый взгляд выглядит довольно полезной… пока вы не поймете, что игроки проводят неторопливую игру на поле битвы, по-видимому, не подозревая о кровавой бойне, происходящей прямо за ними . Несмотря на интригующую обложку, я не могу найти много информации о правилах или предпосылках этих игр, за исключением того, что они были образовательными инструментами и часто содержали компонент военных мелочей. Тем не менее, что касается коварной националистической, разжигающей войну пропаганды, разве они не выглядят как-то… забавно?
«Революция» 1925 г.
«Воздушная война» 1925 г.
«Битва» 1938 г.
Неизвестно, 1924 г.
«Современная война» 1933 г.
«Электрификация», 1928 г.
«Война в воздухе» 1925 г.
«Война на море», 1931 г.
«Война танков», 1930 г.
Via Charnel Дом
Горбачев, Россия, Советский Союз, коммунизм, стратегическая игра, настольная игра,
Дизайнер — образованный советолог, который действительно предан этой теме, поэтому он определенно знает предмет… В целом, это довольно солидный продукт — хорошо проработанный, увлекательный и интересный … У нас есть игра, которая идеально подходит для вас, если вас интересуют поздний СССР, перестройка и история крах коммунизма, как игровая система SoS, пасьянсы, политические настольные игры, или один из тех, кто думает, что Горбачев все сделал неправильно, а вы бы все сделали лучше. Итак, если хотя бы один из них подходит вам, прекратите читать и получите игру! — К. Лубский
Горбачев: Падение коммунизма — это стратегическая игра-пасьянс, посвященная краху Советского Союза (1985-91), разработанная Р.Бен Мэдисон.
Игра ставит вас в роли надежного и близкого советника советского лидера Михаила Горбачева. Вы помогаете ему управлять потрясающими изменениями, которые потрясли основы коммунизма и огромной советской империи в течение «десятилетия, которое потрясло мир», когда гласность (откровенность, свобода слова) и перестройка (экономическая и политическая реформа) стали повседневными словами, которые бросали вызов десятилетиям. уверенности в холодной войне.
В то же время вы должны управлять самим Горбачевым, с его частыми сменами политики, перепадами настроения и нервными отношениями как с союзниками, так и с врагами.Вы поймете, что большая часть хаоса
, с которым вы столкнулись, — это в первую очередь вина Горбачева.
И вы даже выучите два русских слова: «Правда», газета, что означает «Правда») и «Время», теленовости, что означает «Время») — оба из которых являются важными особенностями игры. !
Выберите желаемый формат (в коробке, фолио, печать и воспроизведение) и место назначения из раскрывающегося меню ниже для оплаты через PayPal. Указанная цена включает доставку для упакованных в коробку и фолио форматов.
Из-за почтовых правил, хотя в правилах игры может быть указано, что кости включены в игру, мы больше не поставляем кости в играх WDG.
Копия модуля Vassal для игры будет отправлена по электронной почте по запросу при покупке любого формата игры.
Роберт Мэдисон — горбывид
Видео распаковки Бена Мэдисона, создателя книги «Горбачев: падение коммунизма».
Советская кухня на свободе | Настольные игры
Описание
В Советском Союзе заканчивается Вторая мировая война.Вы — отряд полевых поваров, которые вместе готовят блюда из едва доступных ингредиентов. Что бы вы ни нашли спереди — даже если это на первый взгляд не кажется съедобным — подумайте о том, чтобы положить это в мясорубку! Разве это не больше о внешности? Колбаса недостаточно красная? Подойдут ржавые гвозди! Твоя каша похожа на рвоту? Желтый песок придаст ей нужный цвет!
Ужасно звучит? Просто позаботься о России-матушке, а она точно голодна! Но осторожно! Конечно же, не захочется убивать своих гостей, прокладывая себе путь от тряпок до советских поваров-гурманов!
Советская кухня — это совместная карточная игра с приложением, в которой каждый игрок бросает красочный ингредиент в виртуальную мясорубку.Таким образом, все четыре игрока вместе пытаются смешать заказанный цвет, не слишком опьяняя своих советских товарищей. Приложение (для устройств Android и iPhone) проведет вас через историю. Каждый игрок добавляет в блюдо один ингредиент, сканируя карточку ингредиента с помощью передней камеры устройства. Чтобы соответствовать цвету заказанного блюда, игрокам необходимо обсудить цвета и эффекты своих карт, не показывая их. Если результат достаточно близок, ваша еда принята и вы зарабатываете рубли.
К сожалению, некоторые ингредиенты токсичны или даже радиоактивны. Даже самый стойкий советский игрок не переживет ваши токсичные рецепты, если вы не будете действовать медленно и не действовать стратегически, определяя, когда играть какие токсичные предметы. Каждый раз, когда вы отправляете гостя в больницу, вы теряете жизнь и по одной карте из рук каждого игрока. То же самое происходит, когда ваше блюдо отклоняется, потому что оно не похоже на то, что было заказано.
Советская кухня включает в себя два режима игры:
Режим испытаний включает в себя различные испытания, такие как приготовление пищи для достижения высоких результатов или смешивание идеального цвета.Сравните свои рекорды онлайн!
В сюжетном режиме вам предстоит пройти 21 миссию, каждая со своим вступлением и вызовом. Миссия за миссией, команда зарабатывает все больше и больше рублей и открывает новые карты, пока, наконец, не станет готовить для кремлевского общества.
Soviet Kitchen Unleashed содержит больше миссий, больше карт и улучшенную балансировку, причем карты теперь подходят и для левшей!
Советские настольные игры, переупакованные западными буржуа
Джастин Кан,
СОВЕТСКАЯ ИГРА: «Поля»(переупакована на Западе как «Монополия»)
ЦЕЛЬ: пройти игру, никому не причинив вреда, обеспечивая при этом своих близких.
ИГРА: Игроки по очереди бросают кости и перемещают соответствующее количество квадратов. Если вы приземлились на пшеничном квадрате и проголодались, вы можете принять участие. Если кто-то, о ком вы заботитесь, голоден, он может есть. Если вы и ваши довольны, вы переходите к следующему пункту.
ЗАПАДНОСТЬ: Parker Brothers взяли базовую концепцию, вспахали поля и поощряли массовое строительство, несмотря на то, что в игре участвовало не более нескольких игроков. Так была выпущена «Монополия».
— — — СОВЕТСКАЯ ИГРА: «Рыбалка»(переупакована на Западе как «Морской бой»)
ЗАДАЧА: Воспитывать чувство братства среди товарищей и чувство гордости за воды Отечества.
ИГРА: Каждый игрок ставит свою Лодку где-нибудь на доске. Ваш противник размещает рыбу вокруг вашей лодки. Победителем становится яхтсмен, который поместит в лодку максимальное количество рыбы. Проигравший, у которого меньше рыбы, должен крикнуть: «Наслаждайтесь рыбой!» Игроки должны по очереди проигрывать, чтобы поощрять как сильное чувство обеспеченности, так и чувство смирения.
ЗАПАДНОСТЬ: Милтон Брэдли взял основную концепцию «Рыбалки», отделенную от доски, и зарядил каждую лодку огневой мощью, достаточной для того, чтобы уничтожить себя сотни раз. Проигравший должен объявить: «Вы потопили мой линкор».
— — — СОВЕТСКАЯ ИГРА: «Ось и союзники»(переупаковано на Западе как «Ось и союзники»)
ЦЕЛЬ: Захватить достаточно вражеской территории и быть объявленным победителем.
ИГРА: Каждой стране предоставляется возможность принимать экономические и стратегические решения.Роль игральных костей определяет успешность решений. Карта перестраивается в зависимости от результата.
ЗАПАДНОСТЬ: То же самое.
— — — СОВЕТСКАЯ ИГРА: «Triage»(переупакована на Западе как «Operation»)
ЦЕЛЬ: первым принять потерю пациента.
PLAY: Единственное оборудование — это доска с очень, очень нездоровым человеком на ней. Игроки по очереди решают, стоит ли этот человек ресурсов коллектива.
ЗАПАДНОСТЬ: Поощряя специализацию со стороны врача и нездоровую привязанность к человеку в форме пациента, Милтон Брэдли взял базовую концепцию «сортировки» и превратил ее в игру навыков, цель которой состоит в том, чтобы спасти пациента.
— — — СОВЕТСКАЯ ИГРА: «Бегите от полиции!»(переупаковано на Западе как «Желоба и лестницы»)
ЦЕЛЬ: сбежать от полиции и позволить игрокам узнать о весьма произвольных факторах, которые повлияют на вас и ваших близких при попытке спасти свою собственную шкуру.
ИГРА: Каждый игрок вращает вертушку и перемещает соответствующее количество квадратов. Если вы приземлитесь на люк, вы должны следовать за ним до квадрата ниже. Если вы приземлились на квадрате с спасательной веревкой, вы должны выбраться в безопасное место, даже если это означает, что ваши друзья останутся позади. Если вы приземлились на площади, где нет ни люка, ни спасательной веревки, ваш ход будет окончен. Если только вы не сможете оторвать спиннер от одного из других игроков. Тот, кто дойдет до последнего квадрата — Свобода — побеждает.Остальные игроки не выжили и проиграли.
ЗАПАДНОСТЬ: Стремясь еще больше отложить возраст, в котором дети становятся взрослыми, Милтон Брэдли решил, что дети в возрасте 4-7 лет не готовы к жизни в полицейском государстве. Люки заменены «желобами», а эвакуационные тросы заменены «лестницами», что дает детям возможность подниматься и спускаться по доске без видимой причины. Хороший путь Милтон Брэдли.
* * *Изначально эта публикация была опубликована на сайте The Edward Society .
cookie_consent | Согласие на использование файлов cookie Этот файл cookie используется для отслеживания того, разрешили ли вы устанавливать другие файлы cookie. включая настройки ваших файлов cookie, такие как принятие функций сайта, аналитика и маркетинг печенье. |
guest_cookie | Гостевая сессия Это позволяет покупателям на веб-сайте размещать товары в своей корзине без регистрация учетной записи. Этот файл cookie используется исключительно для связи одного клиента с его собственным корзина. |
PHPSESSID | Сессия Это позволяет веб-сайту однозначно идентифицировать каждого пользователя и позволяет нашим клиентам для безопасного входа в свою учетную запись и выполнения транзакций. |
_fw_crm_v joe-chlnlcustid spd-custhash | Freshworks Эти файлы cookie устанавливаются Freshworks и включают окно чата службы поддержки клиентов. работать. |
__cf_bm | Cloudflare Cloudflare предоставляет услуги безопасности веб-сайтов, которые помогают нам обеспечить безопасность нашего веб-сайта. защищен от атак. Эти файлы cookie используются для хранения информации Cloudflare о том, что вы законный пользователь, а не бот. |
_GRECAPTCHA rc :: * sb_wiz.zpc. _c ;; я | Google ReCAPTCHA Этот веб-сайт использует Google ReCAPTCHA для обеспечения защиты нашего веб-сайта. против бот-трафика. Эти файлы cookie используются, чтобы помочь Google понять, что вы законный пользователь, а не бот. |
ts tsrce x-pp-s enforce_policy s_pers LANG ts_c I7_az akavpau_ppsd KHcl0EuY7AKSMgfvHl7J5E7hPtK | PayPal На этом веб-сайте используется PayPal Express.Это услуга кассы, предоставляемая PayPal предлагает нашим клиентам альтернативный способ оплаты их заказов. |
_cfruid mp_ * | Брейнтри / Кардинал Этот веб-сайт использует Braintree (компания PayPal) для обработки платежей. Эти файлы cookie устанавливаются и используются Braintree для обеспечения работы нашей безопасной кассы. |
Россия запрещает «коммунистическую монополию» за ее антисоветские взгляды
Изображение через ipn.gov.pl
«Открыв коробку, вы попали в Польшу 1980-х годов». В инструкциях к польской настольной игре Kolejka («Очередь» или «Состав») игроков прямо просят представить, каково было потеряться в логистическом лабиринте коммунистического режима. В минувшие выходные Россия запретила Колейку за ее предполагаемые антисоветские тенденции — хотя игра отсутствует уже четыре года, а Россия не была советской ни в каком официальном качестве более 20 лет.
Недавнее издание Newsweek В отчете о запрете игра сравнивалась с «Коммунистической монополией» — подходящим термином, учитывая, что и Колейка, и Монополия изначально предназначались для того, чтобы исказить коммунистическую и капиталистическую системы соответственно.Правила невероятно просты: игрокам Kolejka дается семья из пяти «пешек» и список покупок. Побеждает тот игрок, который первым получит все из своего списка. Кажется, достаточно просто, но из-за настроек игры магазины в основном пусты, и игрокам приходится ждать в очереди, чтобы получить доставку, что, конечно, бывает нестабильным и непредсказуемым.
Kolejka был разработан Каролем Мадаем и запущен в 2011 году Польским Институтом национальной памяти, исследовательским институтом, который также занимается расследованием преступлений коммунистов и нацистов.В Польше люди полюбили игру и вручили ей награду «Игра года 2012» — примерно в то время, когда, как сообщает France 24, все 20 000 копий ее первоначального тиража были распроданы. (Забавно, но Kolejka была настолько популярна, что люди часами выстраивались в очередь, чтобы купить ее, согласно Wall Street Journal.) Игра стала основным продуктом на уроках истории в Польше, а международная версия Kolejka была выпущена в 2012. INR предлагает бесплатный PDF-файл с игрой на своем веб-сайте.
Скриншот исходной (польской) версии Kolejka в формате PDF
Колейка поступила в российские магазины в ноябре прошлого года; совсем недавно группа по надзору за потребителями Роспотребнадзор обвинила игру в чрезмерной критике российской истории, и в ответ российские власти потребовали удалить исторические ссылки Колейки, иначе она будет запрещена.Поскольку запрос противоречит сути игры, а именно ознакомить игроков с жизнью при советской власти, в том числе с Россией как основным игроком, INR заявила, что не планирует ее менять.
Инструкции игры включают исторические фотографии и откровенные записи о польской истории при коммунизме, а также обширную информацию о инакомыслящих группах, восстаниях и борьбе — с точностью всех установленных фактов под наблюдением польских историков. Карточки товаров содержат фотографии предметов коммунистической эпохи, таких как чай Popularna, одеколон Przemysławka и обувь Relaks.
Но Колейка — это не сухая историческая игра; он использует юмор, чтобы передать нелепость логистики той эпохи. Карты с изображением таких персонажей, как «Мать с маленьким ребенком на руках» или «Коллега по правительству» позволяют игрокам продвигаться вперед в своих очередях; другие, выделяя типичные прерывания, такие как «Ошибка доставки» или «Закрыто на инвентаризацию», могут помешать выполнению поручений. Игроки также могут торговать товарами на черном рынке.
Простая ролевая игра помогает игрокам воспитывать сочувствие к «тем, кто не смог избежать абсурда коммунизма», как сказано в инструкциях Колейки.Возможно, фарс в игре на передний план звучит слишком верно для современной России, которую Европейский форум за демократию и солидарность называет демократией только на словах.
Добавить комментарий