Состоялось Синопское морское сражение | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
«Истреблением турецкой эскадры
вы украсили летопись русского флота новою победою,
которая навсегда останется памятной в морской истории».
Николай I, надпись в именном рескрипте П. С. Нахимову
18 (30) ноября 1853 г. во время Восточной (Крымской) войны (1853-1856) Черноморская эскадра под командованием Павла Степановича Нахимова в ходе Синопского морского сражения нанесла сокрушительное поражение турецкой эскадре Осман-паши. Это сражение было последним крупным морским сражением эпохи парусных флотов.
Крымская война между Россией и коалицией стран, в которую входили Великобритания, Франция и Турция, была следствием столкновения интересов в бассейне Чёрного моря, на Кавказе и на Балканах. Великобритания и Франция, решив расширить свои колониальные владения и завоевать новые рынки, встретили сопротивление России, которая стремилась отстоять свои традиционные сферы влияния, экономические и политические интересы в Черноморском бассейне, а также укрепить позиции в Закавказье и на Балканах.
В ноябре 1853 г. турецкая эскадра под командованием Осман-паши вышла из Стамбула и встала на рейд в черноморском порту Синоп. Ей предстояло прикрывать движение собранных в Батуме 250 судов с войсками для высадки десанта в районе Сухум-Кале (Сухуми) и Поти.
Русская эскадра под командованием вице-адмирала Нахимова (3 линейных корабля), узнав о расположении турок на Кавказе, заблокировала их эскадру с моря. Поскольку турецкая эскадра в открытом море могла быть усилена кораблями англо-французского флота, стоявшего в бухте Бешик-Кертез, в проливе Дарданеллы, Нахимов решил атаковать и разгромить её непосредственно в базе.
По плану вице-адмирала корабли русской эскадры должны были прорваться на вражеский рейд в строю двух кильватерных колонн; построение эскадры в этот строй уменьшало время прохождения кораблей под огнём неприятельских судов и батарей, а также облегчало развёртывание эскадры в боевой порядок при постановке на якорь. Нахимовым была тщательно разработана диспозиция эскадры во время боя, даны чёткие указания о приготовлении к сражению, постановке кораблей на якорь, ведении артиллерийского огня, выборе целей, выделении фрегатов для наблюдения за пароходами.
С прибытием подкреплений Нахимов, имея 6 линейных кораблей («Императрица Мария», «Париж», «Три святителя», «Великий князь Константин», «Ростислав» и «Чесма») и 2 фрегата («Кагул» и «Кулевчи»), решил атаковать турецкую эскадру, в составе которой было 7 быстроходных фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата, 2 брига и 2 военных транспорта. На стороне русских было преимущество в корабельной артиллерии (720 орудий против 510), на стороне турок — наличие паровых кораблей и береговых батарей (38 орудий).
18 (30) ноября русская эскадра начала сближение с противником. Артиллерийский бой начали турецкие корабли. Русские корабли, прорвавшись сквозь заградительный огонь противника, встали на якорь и открыли сокрушительный ответный огонь. Сражение длилось около четырёх часов. Турецкий пароход «Таиф» под командованием А. Слейда (английского советника Осман-паши) спасся бегством, остальные турецкие корабли и все батареи (26 орудий), участвовавшие в сражении, были уничтожены огнём русской артиллерии. Турки потеряли убитыми и утонувшими свыше 3 тыс. человек, около 200 человек, в том числе раненый Осман-паша, сдались в плен; русские потеряли 37 человек убитыми и 235 ранеными.
Последнее крупное сражение эпохи парусного флота, закончилось полной победой русской эскадры. В этом сражении были впервые применены в широком масштабе новые 68-фунтовые «бомбические» пушки, стоявшие на нижних батарейных палубах русских линейных кораблей. Это был редкий в мировой истории пример разгрома военно-морской базы с находящимся там флотом в результате атаки со стороны моря.
За победу при Синопе Николай I удостоил вице-адмирала Нахимова ордена Св. Георгия 2-й степени, написав в именном рескрипте: «Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории». Оценивая Синопское сражение, вице-адмирал Корнилов писал: «Битва славная, выше Чесмы и Наварина… Ура, Нахимов! Лазарев радуется своему ученику!»
Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море и сорвал турецкие планы высадки десанта на Кавказе. В связи с поражением Турции её союзники — Великобритания и Франция в декабре 1853 г. ввели свои эскадры в Чёрное море.
Лит.: Зверев Б. И. Синопская победа. Симферополь, 1954; Крымская война в 1853–1856 гг. // Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М., 1948. Разд. 4. С. 220; То же [Электронный ресурс]. URL:http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/32.html; Крымская (Восточная война) // Золотарёв В. А., Козлов И. А. Три столетия Российского флота, XIX — начало XX века. М.; СПб., 2004. С. 260; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/zolotarev_kozlov2/10.html; Образец российского моряка. П. С. Нахимов // Скрицкий Н. В. Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. М., 2002; То же [Электронный ресурс]. URL:http://militera.lib.ru/bio/skritsky_nv/09.html; Зонин А. И. Жизнь адмирала Нахимова. Л., 1987. Кн. 2. Гл. 4. Синопкое сражение; То же [Электронный ресурс]. URL:http://militera. lib.ru/bio/zonin/13.html; Тарле Е. В. Крымская война. М.; Л., 1941-1944. Т. 1. Гл. 7. Синопский бой и его ближайшие последствия; То же [Электронный ресурс]. URL:http://militera.lib.ru/h/tarle3/07.html.
См. также в Президентской библиотеке:
Асланбегов А. Б. Адмирал Павел Степанович Нахимов. СПб, 1898;
Лялина М. А. Подвиги русских адмиралов Петра Михайлова, Спиридонова, Ушакова, Сенявина, гр. Гейдена, Лазарева, Нахимова, Корнилова и их сподвижников. СПб., 1900;
Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. Вып. 1. СПб., 1871;
Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя: сборник, издаваемый Комитетом по устройству Севастопольскаго музея. СПб., 1871. Вып. 1;
Преснов В. Незабвенной памяти Павла Степановича адмирала Нахимова, начальника Севастопольского порта : [Стихотворение / В. Преснов]. СПб., 1855;
Тарапыгин Ф. А. Известные русские военные деятели: краткое их жизнеописание. СПб., 1911;
Тарле Е. В. Нахимов. М.; Л., 1942.
Почему сражение парусных кораблей — дело крайне сложное | Исторические сражения
Парусный флот нам представляется часто в романтическом ореоле. Как некая эпоха отчаянных рубак и умелых моряков, покорявших моря-океаны. Этим морякам и их капитанам мешали нерадивые адмиралы, лишая их инициативы и сковывая крылья различными директивами и требованиями. И только бунтари, вроде Ушакова и Нельсона, делали возможным развитие военно-морской мысли, на свой страх и риск нарушая прежние правила. На деле то, что делали реформаторы флота, к тому времени уже назревало и, по сути, никак не являлось чем-то прорывным. Собственно, вся история флота во много есть история того, как флотоводцы понемногу избавлялись от оков, нащупывали верные способы ведения войны, управления, кораблевождения. Потому что морякам той поры приходилось преодолевать массу сложностей, вызванных развитием техники той поры.
Моряки парусного флота никогда не относились к числу интеллектуалов. Но война на море требовала серьезного опыта. Именно огромного опыта. И какого-то интуитивного понимания паруса и ветра, шестого чувства. Потому что математическими формулами всех этих премудростей не выразить.
Французский флот в бою с английским, 1781 год. Художник: V. ZvegПонимание, что в бой удобней идти линией, возникло задолго до появления подобной тактики. Всем же понятно, что артиллерия парусного корабля сосредоточена на бортах, так что к противнику стоит оборачиваться именно так. Но это требовало огромной сплоченности экипажей всех кораблей. Ведь необходимо было соблюдать дистанцию между соседями, а это оказалось задачей не из легких. Потому что для поддержания заданной скорости в линии каждому кораблю требовался свой набор парусов. Который мог регулярно меняться – сказывалась степень износа корпуса, состояние рангоута, загрузка, количество ракушек на днище и направление ветра (все корабли имели свой норов под ветром). И как это рассчитать, если корабли одного проекта имели совершенно разные характеры – задачка еще та. Так что линейная тактика вошла в употребление не тогда, когда моряки поняли ее пользу, а как научились действовать совместно, как только появилась технология совместной выучки.
Длина среднего корабельного корпуса той поры – от 45 до 65 метров. При этом между кораблями требовалось соблюдать интервал в корпус-два. А иначе имелся риск прорезания линии – как то демонстрировали все те же Ушаков и Нельсон. Иногда приходилось маневрировать и пропускать брандеры, которые атаковали из-за основного построения, выходя в атаку во временные разрывы строя. Учитывая инертность корабля и медлительность маневра на нем, можно представить, какая нужна была выучка марсовых. И в какой мере следовало знать и понимать собственный корабль капитану.
Морской бой конца XVIII века. Художник: Nicholas PocockИз-за сложности хождения в строю столкновения случались часто. И на учениях, и в бою. Деревянные корпуса довольно легко переносили столкновения (прочность набора и упругость конструктивного материала позволяли), но это если удар приходился на нос или корму. А вот если сближались бортами, то тут начинались неприятности. Потому как за абрис корпуса далеко выступали реи – длина метров тридцать для них вполне обычная. И после того, как два корабля сцеплялись рангоутом, они дополнительно перепутывались и такелажем. И расцепить их быстро уже не выходило. Приходилось рубить оснастку (в прямом смысле этого слова), так что корабли выходили с повреждениями. И иной раз повреждения были настолько сильными, что корабли оказывались неспособны продолжать бой. Между прочим, по этой причине в крупном бою старались избежать абордажа даже при наличии численного преимущества. Войти-то в абордаж недолго. А вот как выйти? Так что пушка надежней.
С эпохи линкоров мы привыкли, что корабельное орудие – это что-то сверхмощное. В парусном флоте все было иначе. И часто корабельные пушки, сопоставимые габаритами с сухопутными, стреляли меньшим зарядом пороха – для сокращения отката. Потому как откат корабельной пушки должен быть ограничен – из-за дефицита места. Приходилось мудрить с системой канатов, тормозивших откат и служивших потом для наката орудий, передачи отдачи на борт корабля и фиксации пушки в походном положении.
Канониры. Иллюстратор: Marek SzyszkoТо, что заряжать пушку с длинным стволом на корабле неудобно, понимали сразу. И то, что особой точности корабельной артиллерии не требуется, тоже понимали – все равно из-за волнения точно не выстрелить. И стрельба на большие дистанции в море редко требуется. Били практически в упор, иначе ядра борт противника не пробивали. Так что в теории хватало и короткоствольных систем. Но их очень долго не использовали на море. Потому что в момент выстрела из ствола вылетал огонь и горящие куски картузов. И при малой длине ствола во время отката эти горящие частицы запросто могли запалить и свой корабль-носитель изнутри. Так что длинные стволы морякам нравились больше. Пока не научились путем хитрой системы блоков и канатов растягивать откат во времени.
Маневр в морском бою приходилось продумывать заранее. Поскольку любой маневр сводился к занятию удобной позиции для стрельбы. И тут учитывали массу моментов. Встанешь на ветер – невозможно стрелять по рангоуту из-за наклона судна к противнику (ветер-то дует). Но зато пороховой дым и куски горящих картузов станет относить к противнику. Встанешь под ветер – стрелять можно только по мачтам и верхним палубам. И есть риск, что те же горящие картузы будет относить к твоему же борту. Что чревато пожаром. Вот и длились морские бои той поры по несколько часов. А то и дней. Все старались маневром перехитрить противника. При этом иной раз почти и не стреляли – не находилось подходящего случая. Даже готовых зарядов на одну пушку старались иметь десятка три – зачастую этого хватало не то что на бой, а на всю кампанию.
Последний сигнал адмирала Нельсона при Трафальгаре, 1805 год. Художник: Thomas DavidsonРадио не существовало. Звуковые сообщения ограничивали возможности человеческой глотки и условия акустического фона. Так что предпочтение отдавали визуальной сигнализации. Флажковый семафор, азбуку Морзе и сигнальные фонари изобрели уже в паровую эпоху. Морякам под парусом приходилось довольствоваться комбинацией флагов, развешиваемых на мачтах. И тут нужно выбрать нужную комбинацию, нацепить ее на фал, поднять наверх. На соседних кораблях должны это заметить, поднять сигнал, что увидели. Затем разобрать сигнал и сообщить об этом. Следом требуется повторить этот сигнал, чтобы передать его другим. И снова повторяется алгоритм распознавания и чтения. Так что можно представить, сколько готовился маневр в бою и с какой скоростью он исполнялся. А если ветер слабый, и провисшие флаги практически невозможно разобрать?
Отсюда частая ситуация, когда команды адмирала не могли выполнить, поскольку не удалось прочесть приказание. Нередко многие капитаны пользовались этим, чтобы саботировать не понравившийся им приказ. Мол, не смоли разобрать или прочитали не так. И обычно подобное поведение сходило с рук – типовая ситуация. Но иной раз не прокатывало. Тогда могли и шлепнуть после коротко разбирательства. Вспомним о тех капитанах, что игнорировали приказ адмирала Бенбоу в его последней драке. Двоих тогда попросту расстреляли. Веры, что они два дня не могли разобрать сигналы флагмана, у судей не оказалось. И по той же причине (несовершенство системы сигнализации) ночью старались не воевать. Если только речь идет не об одиночных действиях какого-нибудь рейдера, оторванного от основных сил.
× Поддержать проект «Исторические сражения» рублем в это непростое время: sobe.ru/…lez
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, чтоб видеть больше интересных статей по военной истории!
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
История Black Sails: Корабельные сражения в эпоху парусного спорта
Перейти к области основного содержания
- Главная »
- История Black Sails: Корабельные сражения в эпоху парусного спорта
Мы возвращаемся к реальной истории «Черных парусов» с рассмотрением сражений между кораблями.
Т. С. Родос | | | Количество комментариев:0Черные паруса 9В сериале 0022 было больше корабельных сражений, чем телешоу имеет право на это. С отличной компьютерной графикой и большим бюджетом они собрали несколько потрясающих кадров, от бега и погони за кораблями до кадров… ну, пушечных выстрелов.
Сражения на экране были захватывающими, но редко точными. Реальные действия корабля часто были скучными. Скучные сражения? Да, но с промежутками между моментами чистого ужаса.
Сначала немного предыстории. Пушки на кораблях использовались немногим более ста лет. До этого были попытки использовать катапульты и луки со стрелами. Но основным методом был таран корабля к кораблю.
Это было практично только с галерами (судами, приводимыми в движение группами гребцов). Только галера могла контролировать свою скорость и направление с достаточной точностью, чтобы атаковать другой корабль. Но у галер были и свои недостатки. Гребцов нужно было кормить и приютить, и даже если они были рабами, на это уходило много ресурсов. Гребцы тоже устали. Корабли с ветряными двигателями могли двигаться быстрее в течение длительного периода времени.
Ветряные корабли также имели палубное пространство и рабочую силу для размещения пушек. Для обслуживания пушки того времени во время боя требовалась бригада из пяти человек: заряжающий, набивщик, трамбовщик и еще два человека, чтобы помочь другим поднять орудие, которое могло весить до двух тонн, на огневую позицию на подвижная колода.
Ничего из этого не далось легко. Хороший артиллерийский расчет был опытным артиллерийским расчетом, а практика могла израсходовать тонны пороха и десятки пушечных ядер.
Затем возникла проблема с прицеливанием. В Black Sails пушки имеют тенденцию поражать то, на что они нацелены. В реальной жизни было несколько иначе. Могут потребоваться часы терпеливой работы и десятки выстрелов только для того, чтобы отрегулировать угол и высоту, чтобы действительно поразить цель. Более опытному экипажу повезет больше. Но на палубе, которая двигалась вверх и вниз одновременно из стороны в сторону и вперед, прицеливание было не только умением, но и искусством.
Орудийные расчеты в фиксированных местах, таких как форты, могли бы опередить это, потренировавшись поражать объекты в своей собственной гавани. Практика могла научить члена экипажа настраивать высоту и поперечную регулировку, чтобы вовремя попасть в любую точку прилегающей воды, но эту информацию нельзя было передать. Каждая пушка отливалась вручную, каждый лафет изготавливался вручную, и знание изящного искусства стрельбы из одного орудия не обязательно было применимо к другому.
Частично из-за сложности прицеливания установленный способ боя корабля с кораблем был очень формальным.
В сражении между флотами общепринятым методом было выстроить корабли в линию, нос к корме, длинной линией. Корабли, достаточно большие, чтобы принять участие в этом маневре, соответственно назывались линейными кораблями. Они были большими — 1000 тонн и более — и несли около сотни орудий и до тысячи членов экипажа.
Присоединяйтесь к нашему списку рассылкиПолучите лучшее из Den of Geek, доставленное прямо на ваш почтовый ящик!
Когда два флота встретились на море, они сначала выстроили свои боевые порядки. При неблагоприятном ветре и течениях это могло занять несколько дней, что не сделало бы интересного телешоу.
Как только линии были выстроены, две колонны двинулись навстречу друг другу в противоположных направлениях. Когда каждый корабль входил в зону обстрела с кораблем на противоположной стороне, он начинал стрелять.
Корабли оценивались по бортовым залпам, причем бортовой залп — это стрельба из всех орудий на одном борту корабля или половина полной артиллерийской мощности корабля. Говорят, что линейный корабль со 100 орудиями, производящими снаряд весом 32 фунта (32-фунтовое пушечное ядро), имел бортовой залп 1600 фунтов. Каждый раз, когда корабль стрелял из всех орудий с одной стороны, он бросал во врага 1600 фунтов железных пуль.
Корабли, сделанные из дуба, были спроектированы так, чтобы выдерживать такой обстрел, и редко тонули. Но люди на корабле будут разорваны на куски. В воздухе летело не только железо, но и щепки от выстрела. Такие осколки, без сомнения, могли пронзить плоть до кости. Куски такелажа упали, сломав людей внизу. Шум был невероятный. Нередко людям, оглушенным шумом битвы, требовалось несколько дней, чтобы восстановить слух.
Очевидцы писали о людях, превращенных в жидкость одним выстрелом. Конечности были раздроблены до полусмерти. Крики раненых и умирающих соперничали с грохотом пушек. Кровь покрывала палубу в таком количестве, что плескалась по щиколотку. Дым от горящего пороха заслонял собой все, иногда даже солнце.
Во время этого хаоса мужчины должны были оставаться на своих постах и выполнять свою работу. Снова и снова артиллерийские расчеты чистили, заряжали, заряжали, прицеливались и стреляли из своих орудий. Они продолжались даже тогда, когда палуба вокруг них разлеталась в щепки, когда пушка, отскакивая от силы выстрела, пробегала по ступням и ногам, калеча людей шрамами, которые останутся на всю жизнь.
Иногда орудие переворачивалось, раздавливая под собой экипаж. Иногда ружья взрывались из-за неправильной загрузки, внутренних дефектов или коррозии. В длинном, медленном параде кораблей этот ад может длиться часами. Когда линии кораблей проходили друг мимо друга, они начинали маневрировать, чтобы развернуться и снова столкнуться друг с другом. Опять же, это может занять несколько дней.
Интересно, что сражения, которые проходили таким образом, на самом деле не приносили особых результатов.
Многие пираты побывали в таких боях. Огромную часть пиратов составляли бывшие моряки, уволившиеся со службы, когда подошла к концу последняя большая война, которую англичане называли войной королевы Анны , а большинство других — Войной за испанское наследство. В те дни военно-морские силы даже не возвращали домой своих моряков. Вернее, сбросили их в самом удобном порту. Часто этот порт находился в Карибском море.
Метки: Black SailsStarz
ТС Родос
Т. С. Роудс — автор серии книг «Империя пиратов». Она ведет блог о пиратах на сайте thepirateempire.blogspot.com .
Узнайте больше от TS Rhodes
Настройки конфиденциальностиКак закончилась Вторая мировая война битвой между парусниками
Война закончилась. Япония капитулировала 15 августа. В Тихом океане больше не было нужды в насилии. Но 21 августа японский экипаж, который еще не знал, что Вторая мировая война официально окончена, начал атаку, которая стала последним сражением войны.
Это также была последняя битва между двумя парусными кораблями. И последний бой, когда американский экипаж садился на другое судно, как в первые дни существования американского флота.
Это история последнего морского сражения Второй мировой войны.
Американские военные проводили морские операции в Китае еще до Второй мировой войны. Когда разразилась война, это продолжалось, надеясь сорвать японские операции в Китае и окружающих морях. Лейтенант ВМС Ливингстон Свенцель и лейтенант морской пехоты Стюарт Питтман находились в Китае именно по этой причине. Вскоре после капитуляции Японии они направлялись в Шанхай. Они командовали двумя китайскими джонками, традиционными парусными кораблями, оснащенными более современным вооружением: пулеметом 50-го и 30-го калибра, двумя базуками, множеством стрелкового оружия и множеством гранат. Одним кораблем командовал Свенцель, другим — Питтман. Общая команда была небольшой, всего семь американцев плюс 20 китайских партизан, сражавшихся с японской оккупацией.
Последнее морское сражение во Второй мировой войне — это адская история pic.twitter.com/H8lBmJYdEk
— Task & Purpose (@TaskandPurpose) 5 августа 2022 г.
Утром 21 августа они не ожидали боя на их путешествие. Но они наткнулись на другую рухлядь, которая внезапно развернулась и открыла огонь. Это был японский корабль. У американских и китайских войск было вдвое больше кораблей, но вражеская джонка была заполнена 83 японскими моряками, вооруженными шестью пулеметами, 100 винтовками и, что самое опасное, 75-мм гаубицей. Эта гаубица взорвалась, разорвав фок-мачту хлама Свенцеля и повредив руль направления. Битва шла.
По истинным военно-морским традициям Свенцель поднял американский флаг и вместе с кораблями Питтмана перешел в контрнаступление. Американские и китайские силы использовали весь свой арсенал, приближаясь к кораблю с японским экипажем. Хлам Свенцеля был поврежден, но джонка Питтмана была на полную мощность и вплотную подошла к врагу.
Затем американские и союзные экипажи начали бросать гранаты в японское судно, используя взрывчатку в качестве прикрытия для подготовки абордажной группы. Затем Питтман и несколько его соотечественников вскочили на борт японского корабля с оружием наизготовку. Но это уже было позади. За 45 минут китайско-американские силы убили 44 японских моряка, ранили еще 35 и захватили вражеский корабль. Их потери были намного меньше: в бою погибли четыре китайских моряка, пятеро получили ранения и один американец. Менее чем за час они выиграли последнее морское сражение Второй мировой войны.