Настольные игры. 1830-е — 1930-е.: babs71 — LiveJournal
Предлагаю вашему вниманию еще одну подборку настольных игр, в которые играли наши предки в 19-м и 20-м столетиях. Начнем с этой головоломки, которая сейчас зовется английским словом «пазл»:«Жатва». 1830-е
А вот несколько «ходилок»-путешествий:
«Новоизобретенная игра Почта или Путешествие в город». 1849
«Путешествие по Николаевской железной дороге». 1857
«Путешествие по России». 1885
Цель игры – быстрее других совершить железнодорожное путешествие из Одессы в Москву и обратно. Ехать можно либо через Харьков и Курск, либо через Киев и Смоленск, но, достигнув Москвы одним путем, вернуться в Одессу нужно другим. Игрок получает локомотив и передвигает его на столько станций, сколько выкинуто очков на кости. Посредством марок (ими служат, к примеру, орехи) игроки покупают себе билеты и оплачивают различные дорожные издержки.
«В Париж на выставку. Новая интересная игра для детей и взрослых». 1900
Число игроков – от двух до шести и более. Игрокам раздается равное количество марок, из которых они платят в кассу за билет и багаж. Каждый участник получает локомотив и, бросая кости и учитывая число выкинутых очков, двигается по плану.
А вот у нас самоделки-панорамы:
1875
1876
Эти две игры созданы по сюжетам Крымской войны:
«Театр военных действий в Крыму или Осада Севастополя в 1854 и 1855 годах». 1855
1855
«Сад блуждающих размышлений». 1859
Игры на «охотничью» тему:
«Волк и Овцы». 1884
В центре поля находится логово Волка, его последовательно окружают сторожки со сторожами или пастухами, собачьи конуры, овчарни. Первый из участников играет за Волка, второй — за Сторожей, третий – за Собак, четвертый – за Овец (они стоят на месте, поэтому играть можно и втроем). В начале игры фишки устанавливаются на соответствующие рисунки по углам поля; возможные направления ходов оговорены правилами. Цель игры для Волка – пробраться в овчарни и съесть всех Овец. Если Сторожа и Собаки сумеют его «запереть» и он не сможет делать дальнейших ходов – Волк проигрывает.
«Охота с борзыми». 1890
Игра рассчитана на двух игроков. Один из них играет кружками, обозначающими зверей: двух лисиц и трех зайцев, а другой – кружками, обозначающими четырех борзых. Собак, которые устанавливаются на плане около охотничьего домика. На край кружка надавливают деревянной палочкой, и он, выскальзывая, движется вперед. Если зверям удается пройти за охотничий дом, они выиграли. Зверь считается затравленным и снимается с доски, если играющий за охоту попадет в него своим кружком. Игрок, который играет борзыми, выигрывает, затравив двух лисиц или одну лисицу и двух зайцев.
1887
Архитектурные конструкторы:
1892
1892
1882
Головоломки из палочек:
1880
1880
1879
1888
Детские кукольные театры:
«Ермак Тимофеевич». 1887
«Золотая рыбка». 1909
«Мазепа». 1890-1900-е
Игры в Гусек:
1880
1869
1882
1913
В игре может участвовать любое количество игроков. Каждый из игроков перемещается на столько номеров, сколько выбросил очков. Правилами оговариваются действия игрока, попавшего на некоторые из полей (отодвинуться назад, начать игру сначала, платить в кассу). Побеждает участник, первым пришедший на поле №36
«Конек Горбунок». 1876
Разновидность игры «Гусек»: игрок бросает кость и по числу выпавших очков передвигает свою фишку. Найдя в прилагающейся книжечке стихи под соответствующим номером, он определяет, что будет делать, например: «Не на небе, — на земле/ Жил старик в одном селе./ <…> Вот на первых на порах / Ты три марки получай, / Во второй квадрат ступай».
Игры на тему скачек:
1884
1877
«Тотализатор или Скачка с препятствиями». 1896
В игре участвуют шесть игроков, номера которых определяются по жребию. Другие участники игры могут играть на тотализаторе и держать пари на кого-либо из наездников. Начинает игру жокей, который вытянул первый номер; он бросает кость и передвигается в соответствии с выпавшими очками. Из шутливой надписи на поле он узнает, что с ним происходит («Барыню задавил», «Лошадь моя от усталости пала») или что делать дальше («Пожалуйте назад, платите 2 марки»). Жокей, первым окончивший скачку, выигрывает и забирает из кассы все марки.
1899
К скачкам добавились велогонки:
«Гонки велосипедистов». 1892
1898
1907
А эта игра жива до сих пор (не так давно я играл в нее со своим сыном):
1902
В предыдущей подборке советских настольных игр я старался отобрать наиболее экзотичные картинки, почему у некоторых людей создалось впечатление, что в СССР только такие игры и были. Постараюсь исправить это впечатление сейчас.
Та же самая игра «Догонишь — с места сгонишь»:
1928
1929
1928
Сразу несколько игр, аналогичных дореволюционным, на одном поле:
1925
1927
1927
«Черная и белая магия и ее разоблачение» 🙂 :
1931
1933
1934
1934
Детское лото «Времена года», 1920-е:
babs71.livejournal.com
Старинные настольные игры — Елена Хорватова
Пазлы были очень популярны в России уже в первой половине 19 века. Только тогда их называли на немецкий манер «пузель» или, адаптировав к русскому языку, пузеля.
Пузель народной тематики 1830-х годов, Литография братьев Вдовичевых
Пузель середины 19 века.
Здесь изображены велосипеды — циклы — остромодная техническая новинка. Возможно, это выезд участников Санкт-Петербургского клуба циклистов…
Техника вдохновляла и других создателей настольных игр.
«Путешествие по Николаевской железной дороге»
Игроки бросают кости и передвигают свои фишки, выполненные в виде паровозов, по полю, продвигаясь «из пункта А в пункт Б».
«Путешествие по России»
Аналогичным образом следует «проехать» из Одессы в Москву и обратно, причем обратный маршрут должен быть иным.
«Поездка в Париж на Всемирную выставку»
Поездка, видимо, осложнялась множеством приключений.
Еще одна популярная игра представляла скорее самоделку: на листах тонкого картона печатались детали архитектурных сооружений, которые следовало вырезать, сложить и склеить, «построив» различные здания.
Сохранился лист с русской избой, наверное, одной из самых несложных построек. Хотя тут есть возможность построить не просто избу, а целую крестьянскую усадьбу с надворными постройками, колодцем, поленицей дров, собачьей будкой, а также гуляющими воруг людьми и животными…
Вскоре после победы революции, пока которые нефабрики еще работали, появились игры, наскоро переделанные из старых, например, «Воздушный бой».
В совершенно старорежимном деревянном, обитом бархатом ящике размещаются складные игровые поля, кости, фишки в виде дирижаблей и аэропланов и подробная инструкция, напечатанная еще с фитами и ятями.
А на слегка переделанном и уже не слишком качественно напечатанном игровом поле теперь веет красный флаг, и крылья аэропланов украшают звезды…
Смелый красный авиатор
В бой ведет аэроплан.
В этот бой его послали
Пролетарии всех стран.
Вот только область, обозначенная «Хим», отведена в игре «для химической атаки с дирижаблей». Реалии Первой мировой войны, а отнюдь не Гражданской.
Картинки отсюда: http://forum.vgd.ru/614/31748/850.htm?a=stdforum_view&o=
eho-2013.livejournal.com
Старинные настольные игры удивительной красоты: vakin — LiveJournal
Подборка настольных игр XVIII — XIX веков из коллекции Британского музея. Это разные версии популярной «Игры в гуся» («Game of the Goose»). Считается, что «гусь» появился между 1574 и 1587 годами. Будто бы эту игру приподнес в подарок испанскому королю Филиппу II герцог Франческо Медичи. Игра быстро стала очень популярной не только при королевских дворах, но и среди простого народа.«Игра в гуся» считается прародительницей всевозможных «ходилок». Для игры нужны фишки для каждого игрока и два кубика.
Италия, 1872 год, литография.
Италия, XVIII век, гравюра.
Англия, вторая половина XIX века, литография.
Италия, XVIII век, гравюра, раскрашенная вручную.
Франция, начало XIX века, раскрашенная гравюра.
Реплика итальянской игры конца XVII, сделанная в XIX веке.
Италия, вторая половина XIX века, литография.
Италия, XIX век, литография.
Италия, XVIII век, офорт (напечатано со старых досок).
Англия, XIX век.
(И еще — http://vakin.livejournal.com/636333.html, http://vakin.livejournal.com/357341.html, http://vakin.livejournal.com/112528.html и http://vakin.livejournal.com/165704.html — vakin)
vakin.livejournal.com
Забытая русская настольная игра — Удачи и свободы Вашему Я!
Перепост из блога Задорнова. Периодически он пишет интересные и совсем не смешные посты.
Данная игра имеет древние славянские корни. Стратегия русских шахмат – защитить князя у одних и убить князя у других. При этом у одних хорошая позиция, а у других двойной перевес в фигурах.
Средневековая Европа – это сплошные наезды одних группировок на другие: передел и беспредел.
Видимо, это и стало причиной появления игры, развивающей у королей полководческие навыки. Игра не проще, чем шахматы, хотя фигурок различных меньше – князь и его дружинники.
Я увидел эту игру в провинции Варин на выставке, где были представлены экспонаты из раскопок древних славянских поселений. Хорошо сохранились костяшки-дружинники и доска – дерево, инкрустированное костью. Видимо, принадлежала игра кому-то из княжеского рода бодричей-ободритов. Как выяснилось позже, эта игра была найдена и при раскопках других северных поселений славян и русов. Совершенно неожиданный экспонат меня так удивил, что я начал всех историков о нём расспрашивать. И не зря! Кандидат исторических наук Всеволод Меркулов мне даже рассказал, как в неё играть. И вот что он пишет об этой игре.
***
В 1983 году при раскопках варяжского Старигарда
(ныне немецкий город Ольденбург на южном побережье Балтики) археологи наткнулись на богатое захоронение середины X века. Погребальный инвентарь свидетельствовал о королевском, или по-славянски, княжеском, происхождении покойного, а у его ног была обнаружена настольная игра с резными фишками. По месту находки её назвали королевская игра. Хотя в X веке в Стариграде ещё были князья.
В ходе реконструкции выяснилось, что нашли древнейшей вариант настольной игры, которая также известна как северные шахматы
и была популярна в Европе задолго до появления собственно шахмат.
Впрочем, у королевской игры оказалось с ними немало общего. Это стало ясно, когда удалось восстановить правила. Доктор Инго Габриэль из Археологического музея Шлезвига сравнил обнаруженную игру с аналогичными настольными играми, сохранившимися в Северной Европе.
Игра представляла собой военную стратегию, в которой князь с дружиной должен был вырваться из окружения врагов, вдвое превосходящих по численности.
Типичная ситуация для средневековья, которую можно было смоделировать на игровом поле. Если никто не застрахован от коварного нападения и внезапной схватки, то следовало развивать тактический расчёт, внимание и логику. Ни один король в те времена даже предположить не мог, что вражеская осада или засада ему не угрожает. И это была не просто игра… но и времяпрепровождение для развлечения и для пользы.
Королевское захоронение в Старигарде
Игровые фишки символизировали противоборствующих воинов. С одной стороны – белые, сделанные из моржового клыка, с другой – красные, изготовленные из китовой кости. Навершие «королевской» фишки было украшено дугообразной короной.
Интересно, что в отличие от шахмат, стороны имели как будто неравную диспозицию перед схваткой. Телохранителей короля всего лишь 8, а нападающих – 16. В поздних вариантах игры фишек больше, но пропорция сохранялась аналогичная.
На Руси подобная игра называлась тавлеи (или велеи), и она хорошо известна по былинному фольклору. Исследователи долго не могли понять её правил, считая тавлеи неким аналогом игры в шашки. Однако после находки в Старигарде/Ольденбурге всё прояснилось.
***
Я не знаю, кто и что поймёт из той инструкции, которую я дам в конце, но мне Всеволод объяснял, как играть, часа три. После чего мы с ним играли, и я ни одной партии у него… не выиграл! Думаю, что было бы забавно, если бы кто-то догадался такую игру выпустить и продавать в сувенирных лавках вместо «Монополии».
Этакий интеллектуальный аналог «WarCraft». Но проще всего создать эту игру в электронном виде и играть по переписке, представляя себя славянским князем, который навалял урдюлей своим соседям при помощи небольшой дружины русов.
Рассказать обо всех находках, свидетелем которых мне довелось стать во время съёмок, в том фильме, который выйдет 12 декабря на РЕН ТВ, просто невозможно. И времени нет, да и грузить зрителей, не готовых к мыслительству о собственной истории, не хочется. Их надо пощадить.
Поэтому о наиболее интересных находках буду периодически рассказывать на своих сетевых ресурсах.
Так что Патриарх Кирилл, который полагает, что наши предки были дикарями и варварами, в который раз, к нашей всеобщей гордости, оказался неправ. Если бы они действительно были варварами и дикарями, они бы играли в «русские шахматы» на содранной коже противника его же раздробленными коленными чашечками, а не инкрустированными фигурками. Хотя, возможно, он считает наших предков дикарями, потому что те не делали фигурки из золота, их курицы не несли яйца Фаберже и смысл игры был не в том, чтобы напасть и отнять что-то у кого-то, а в том, чтобы… защититься и сохранить своё!!!
Суть игры в том, чтобы разгромить напавшего на тебя врага, поэтому первый ход всегда делают завоеватели – те, кого больше!
Помните, я говорил, что только у славян есть призыв «За Родину!»? Эти шахматы так и следовало называть.
Хотя, если верить тем, кто считает славян варварами, то в исконно «русские шахматы» надо играть двумя шахматными досками и можно было обходиться вообще без фигур, потому что двух досок достаточно для того, чтобы накошмырять друг другу по башке. А чего ещё ждать от дикарей?
Не предки наши были дикарями. Мы ими стали нынче. Недаром у русских даже такое выражение появилось: «Ход конём. Причём… по голове!»
P.S. Для тех, кто всё же решится в этом разобраться, привожу правила.
Правила игры:
Для игры потребуется поле 9х9, белые и красные фишки. Центр поля отмечается как королевский трон. Преимущество игры заключается в том, что в случае необходимости всё это можно легко изготовить из подручных материалов. И замечательная стратегия из варяжских времён станет отличным способом провести свободное время. Как это было в Древней Руси.
Иллюстрации показывают расстановку фишек перед началом схватки. В центре располагается король на специально размеченной клетке (троне), на которую не может ступить никакая другая фишка. Защитники (8 красных фишек) крестообразно установлены перед королём. 16 нападающих (белые фишки) занимают середины противоположных кантов игрового поля.
Король остаётся победителем в игре, если он достигнет канта игровой доски. При этом сам он не участвует в битве. Нападающая сторона, в свою очередь, одерживает верх, если ей удаётся полностью окружить короля с четырёх сторон или прижать его к трону, вынудив вернуться на него.
Все фишки двигаются по тому же принципу, что ладья (башня) в шахматах, то есть могут свободно перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении сколь угодно далеко по свободным клеткам. Только король может продвигаться максимум на три клетки. Перепрыгивать через другие фишки нельзя.
Фишка считается битой, если её берут в тиски с двух сторон фишки противника (илл. А). Помимо этого, можно одновременно вывести из игры несколько фишек противника, когда происходит комбинация, как на илл. В. Но фишка не считается битой, если игрок самостоятельно устанавливает её между двух фишек противника (илл. С) – в этом случае, как будто, соблюдается бонус «храбрости» контратакующей фишки.
В начале игры белые едва ли могут позволить себе терять фишки, так как в противном случае король легко проскользнёт в открывшуюся брешь. Причём даже один-единственный защитник короля, которому удастся прорваться за кольцо осады, сможет причинить нападающей стороне немалый урон. Только если кольцо сильно сужается, то можно предпринимать безопасный обмен фишками. Но не всегда преимущество получается таким способом; чем больше защитников участвует в игре, тем сильнее они стесняют подвижность собственного короля.
Атаку небольшого количества фишек легче отбить. Поэтому нападающему рекомендуется выступать всеми своими фишками равномерно. Защищающийся, напротив, должен постоянно стремиться переводить короля на свободное место, чтобы его не смогли окружить. А заодно, чтобы нарушать равномерное наступление нападающих. Если королю удастся вырваться, то добраться до канта станет намного проще. Итак, белые начинают… но выигрывают ли?
Картинка (С) у художника Ложкина.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/mnzadornov/1E7BE54CFBA54B08.html
pantv.livejournal.com
Старинные настольные игры XVIII — XIX веков
Подборка настольных игр XVIII — XIX веков из коллекции Британского музея. Это разные версии популярной «Игры в гуся» («Game of the Goose»). Считается, что «гусь» появился между 1574 и 1587 годами. Будто бы эту игру приподнес в подарок испанскому королю Филиппу II герцог Франческо Медичи. Игра быстро стала очень популярной не только при королевских дворах, но и среди простого народа.
«Игра в гуся» считается прародительницей всевозможных «ходилок». Для игры нужны фишки для каждого игрока и два кубика.
Италия, 1872 год, литография.
Италия, XVIII век, гравюра.
Англия, вторая половина XIX века, литография.
Италия, XVIII век, гравюра, раскрашенная вручную.
Франция, начало XIX века, раскрашенная гравюра.
Реплика итальянской игры конца XVII, сделанная в XIX веке.
Италия, вторая половина XIX века, литография.
Италия, XIX век, литография.
Италия, XVIII век, офорт (напечатано со старых досок).
Англия, XIX век.
dosoaftor.ru
Старинные настольные игры удивительной красоты
Подборка настольных игр XVIII — XIX веков из коллекции Британского музея. Это разные версии популярной «Игры в гуся» («Game of the Goose»). Считается, что «гусь» появился между 1574 и 1587 годами. Будто бы эту игру приподнес в подарок испанскому королю Филиппу II герцог Франческо Медичи. Игра быстро стала очень популярной не только при королевских дворах, но и среди простого народа.«Игра в гуся» считается прародительницей всевозможных «ходилок». Для игры нужны фишки для каждого игрока и два кубика.
Италия, 1872 год, литография.
Италия, XVIII век, гравюра.
Англия, вторая половина XIX века, литография.
Италия, XVIII век, гравюра, раскрашенная вручную.
Франция, начало XIX века, раскрашенная гравюра.
Реплика итальянской игры конца XVII, сделанная в XIX веке.
Италия, вторая половина XIX века, литография.
Италия, XIX век, литография.
Италия, XVIII век, офорт (напечатано со старых досок).
Англия, XIX век.
В тему:
Какими были советские настольные игры 20-30-х годов → →
А тут можно посмотреть на «ходилки» хорошо знакомые советским детям 70-80-х → →
Старинные детские лошадки → →
Об игрушках детей царской семьи → →
Удивительные старинные оптические игрушки → →
Добавить блог museum_cdm в друзья → →
slavikap.livejournal.com
Старинные настольные игры – развивайся и играй
Просмотрено: 5580 раз(а)
Старинные настольные игры – развивайся и играй
История настольных игр насчитывает не одно тысячелетие. Они появились в Индии и Китае, России и Японии. Каждая игра отлично подходит для идеального времяпровождения по вечерам в кругу дружной компании или семьи. Логические настольные игры на проявление смекалки и интеллекта, требующие определенных навыков, на развитие координации и внимания, чтобы научиться находить выход из непростых ситуаций. Во все времена настольные игры считались отличным тренажером для ума и развития стратегических способностей.
Первые старинные настольные игры, дошедшие до нас
Одна из самых популярных игр, которая пришла к нам из средних веков, шахматы. Они появились в Индии, после чего переместились в Арабские страны, откуда попали в Европу. Можно сказать, что шахматы – это одна из старинных стратегий. В ней требуется победить врагов и завоевать короля. При этом ферзь или королева может позволить себе достаточно многое, ходя в различном порядке. Красочные фигурки из ценных пород дерева с инкрустацией драгоценными металлами и камнями делали их доступными только для состоятельных людей.
Китай стал родиной не менее интересной настольной игры – Го, особой разновидности шашек. Поле размером 19х19 клеток окрашено также в два цвета, и каждый игрок должен победить своего соперника. Не менее популярна среди многих любителей поиграть старинная настольная игра Маджонг, которая пришла в Японию из Китая и там частично изменилась. Основной смысл в складывании картинок или сборе пасьянса. Игра требует высокой концентрации внимания. Отличное решение в качестве развлечения для зимнего вечера. В нее можно играть самостоятельно или вдвоем с супругом или другом.
Но и на Руси в свое время появились интересные настольные игры. Они позволяли развивать у детей ловкость и внимание, научиться находить решение из нестандартных ситуаций и просто отлично проводить время в кругу семьи. Бирюльки – отлично развлечение для детей и взрослых. При помощи крючков из множества кусочков вытягиваются детали с определенной картинкой. При этом основной смысл не разрушить общую кучку. При разрушении игра начинается заново.
Русское лото появилось в средние века и завоевала своих поклонников среди многих сословий. Она стала одной из первых азартных игр, в нее играли и господа и дворовые. Оригинальные «бочонки» с цифрами расставлялись по специальным карточкам. Основной смысл в том, чтобы закрыть карточку первым. Эта игра развивает внимание и усидчивость, а дети могут быстрее выучить цифры.
Логика и интеллект в настольных играх
Появившиеся несколько тысячелетий назад настольные игры стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Они позволяли развить логические способности многих поколений играющих. Изначально позволить себе подобные развлечение могли только очень состоятельные люди, ведь обычно крестьяне или городские жители не имели времени и возможности проводить время за игрой. Да и сами фигурки тех же шахмат стоили достаточно дорого, и позволить себе их могли только аристократы.