10 самых древних в истории настольных игр, в которые люди играют и сегодня
Самые древние в истории настольные игры.
На протяжении тысяч лет настольные игры были одним из способов развлечения в различных цивилизациях и культурах. Известны игры, которые появились ещё до возникновения письменности, и игры с религиозной подоплёкой. Мы собрали 10-ку настольных игр, в которые с удовольствием играют современные люди, даже не подозревая, насколько древние это развлечения.
1. Тафл
Тафл — древние шахматы.
Тафл был очень популярной игрой среди викингов. Суть игры состоит в том, что один игрок стремится провести своего короля от центра доски к краю, в то время как другие делают все возможное, чтобы захватить его. Тафл распространился по всей Европе и стал по сути шахматами того времени.
2. Игра лендлорда — первая «Монополия»
Игра лендлорда — первая Монополия.
Игра лендлорда была изобретена в 1903 году Мэрилендской актрисой Лиззи Меги. Настольная игра состояла из квадратной доски, по краям которой были размещены названия того, что игроки могут купить. Настольная игра имела четыре железные дороги, два предприятия, тюрьму. Угловые клетки давали игрокам $ 100 каждый раз, когда их фишка становилась на эти клетки. Не правда ли, звучит знакомо? Но игра лендлорда была запатентована три десятилетия до того, как Чарльз Дэрроу «изобрел» Монополию и продал ее Parker Brothers.
3. Vaikuntapaali
Vaikuntapaali — между добром и злом.
Индийская игра Vaikuntapaali, изобретенная в 16-ом веке и известная как Leela, была инструментом для привития людям морали и духовности. Эта игра в Америке стала популярной под названием «Горки и Лестницы». В оригинальной версии восхождение на лестницу должно было продемонстрировать игрокам значение добрых дел в поисках просветления. Змеи были предназначены, чтобы показать, что такие пороки, как кражи и убийства, приносят грешнику духовный вред.
4. Мельница
Мельница — предтеча linews.
Мельница — игра, в которой фишки нужно выстроить в линию из трех фишек подряд. После того, как это удалось сделать, игрок снимает любую фишку противника с поля. Игра считается законченной, когда один из игроков не может построить «мельницу», так как у него осталось 2 фишки или нет возможности сделать ход. Каменные доски для этой игры, датирующиеся 1440 г. до нашей эры, были найдены в Шри-Ланке, бронзовые – а Ирландии, древней Трое и юго-западе Соединенных Штатов.
5. Особняк счастья
Особняк счастья.
Особняк Счастья — поучительная морально-развлекательная игра, которая была издана в Великобритании. В 1843 в неё начали играть и в США. Игра была полностью сделана на основах христианской морали и должна была обучать детей добродетелям настоящего христианина.
6. Сенет
Сенет — первое мире лото.
Сенет является старейшей настольной игрой в мире. Наборы для этой игры были найдены в погребальных камерах, датированных 3500 до н. э.. К примеру, в известнейшей гробнице Тутанхамона было найдено 4 комплекта для этой игры. Хотя игра вначале было только светской формой развлечения, вскоре сенет принял также религиозное значение для египтян. Квадраты отмечались различными символами, представляющими богов и другие аспекты жизни после смерти.
7. Манкала
Манкала — игра в камни
Манкала – серия однотипных настольных игр, которые распространены по всему миру. Некоторые учёные полагают, что манкала еще старше, чем сенет. Для игры нужен всего лишь пятачок мягкой земли и горстка семян или гальки. На земле делаются лунки, которые игроки по очереди засевают камнями. Цель игры — захватить как можно больше камней противника.
8. Чаупар
Чаупар — крест и круг.
Индийская игра чаупар и практически идентичная ей пачиси являются предтечей известных сегодня игр типа «крест и круг». На Западе самой известной является намного более упрощенная версия этой игры под называнием людо . Игроки стремятся как можно быстрее обойти фишками по внешнему периметру доски и завести их в «дом».
9. Чатуранга
Чатуранга -прародительница шахмат.
Чатуранга — игра, которую многие учёные считают прародительницей шахмат. У китайцев есть примерный аналог под названием Xiangqi. Свои версии есть в Корее, Таиланде и Индии. Какой была доска и большинство фигур игры, которая датируется седьмым веком нашей эры, к сожалению, сегодня не известно. Но кажется, создателям чатуранги удалось вывести формулу, которая привела к распространению игры по всему миру: чистая битва мастерства, почти бесконечная сложность и красота.
10. Королевская Ура
Королевская Ура
Королевская Ура является старейшей известной сегодня настольной игрой, для которой сохранились оригинальные правила. Самые старые наборы для игры были найдены в Ираке в 1920-м, а датируются артефакты 2 600 годом до н.э. Игра королей Ура похожа на сенет: игроки по очереди бросали кости и перемещали свои фишки в сторону цели. Игра была долго считалась прародителем нард, пока Ирвинг Финкель, нашедший правила игры, вырезанные на древней каменной табличке), не наткнулся на удивительные фотографии игрового поля в современной Индии.
Специально для тех, кто заскучал на работе, мы подготовили лайфхак: как быстро сделать офисный дартс из картона и канцелярских скрепок.
Нравится
история настольных игр / Хабр
В январе 2022 года археологи обнаружили в долине Кумайра (Оман) каменную настольную игру, возраст которой составляет около 4 тыс. лет. На игровое поле нанесена разметка в виде сетки, и в нём проделаны отверстия для фигурок. Вероятно, находка археологов — предшественница древней ближневосточной игры, известной как «Царская игра Ура».
Найденное в долине Кумайра игровой поле.Судя по всему, настольные игры стали трендом не в последние два столетия. Потребность в них, как выяснили учёные, была и у древних людей. В этом материале мы попытаемся разобраться в истории настольных игр минувших времён.
Сенет
Сенет или сенат — настольная игра из Древнего Египта, её придумали около 5 тыс. лет назад. Сенет находили в регионах Абидоса и Саккары, часто археологи обнаруживали игру в усыпальницах фараонов. Почти сто лет египтологи не могли расшифровать правила игры в сенет, однако в 1970-х годах им это удалось. Исследователи пришли к выводу, что настольная игра не была просто развлечением — со временем она приобрела культовое значение. Сенет стал представлением людей о путешествии души в загробную жизнь. Упоминания об игре содержатся в древних текстах, включая «Книгу мёртвых».
Сенет в Бруклинском музееИгровое поле сенета представляет из себя 30 клеток, выстроенных в 3 ряда по 10. Два игрока используют палочки или кости с двумя разными сторонами, которые определяют количество ходов фишек, перемещающихся по z-образной траектории. Игра заканчивалась, когда все семь фишек игрока проходили финальную клетку. Кроме того, на игровом поле были уникальные клетки с изображениями богов, животных и мест, которые требовали от игроков выполнения ряда условий, в том числе перемещения на другие клетки, пропуска хода и даже отдать фишку, но всё же ключевыми были только пять последних делений на поле.
Исследователи отмечают, что сенет требует стратегии и правильного расположения фигур на поле, однако для победы игрокам всё-таки должно повезти. Соперники имеют возможность отбрасывать фишки друг друга назад и блокировать их продвижение. Последняя особенность роднит сенет с нардами.
Со временем сенет постоянно модернизировали: сокращали количество игровых фишек, делали коробку поля с выдвижным ящиком для хранения фигур, костей или палочек. Изменения претерпели и росписи гробниц, которые изображали людей, играющих в сенет. Во времена XVIII династии Древнего Египта игру уже не включали в сцены повседневной жизни, она появлялась в религиозном контексте. Это отразилось и на оформлении клеток игры. Как правило, данная модификация сенета предназначалась для игры в одиночном режиме. Хотя светская версия также получила своё ответвление. Зачастую вторая сторона игрового поля сенета содержала другую игру — тьяу/асэб/игру двадцати квадратов.
Современную версию игры в сенет разработал египтолог Питер А. Пиччоне, основываясь на своих обширных исследованиях. Узнать подробнее о правилах игры в сенет можно по ссылке.
«Царская игра Ура»
Повторное открытие «Царской игры Ура» («Игра двадцати квадратов» или «Игра Ура») приписывают археологу Леонарду Вулли, чья команда откопала пять игровых досок на Королевском кладбище на территории древнего шумерского города Ур в период с 1922 по 1934 годы. Возраст найденных экземпляров учёные датировали примерно 3000 годом до н.э. Игровое поле состояло из двух частей шириной в три клетки, соединённых перемычкой из двух клеток посередине. Одна часть поля включала четыре деления, а вторая — два. В общей сложности игровое поле состояло из 20 клеток.
Царская игра Ура в Британском музееДо начала 1980-х годов правила оставались неизвестными, пока куратор Британского музей Ирвинг Френкель не перевёл вавилонскую глиняную табличку, которая содержала руководство «Игры Ура». Как и в сенете, победу одерживает тот игрок, который перемещает все свои фигуры быстрее противника. Однако, согласно статье антропологов Американского музея естественной истории, правила игры и значение клеток, вероятно, со временем менялись.
«Игра Ура» рассчитана на двух игроков. Соперники передвигают свои фишки (по 7 у каждого), которые помечены с одной стороны точками. Для этого игрокам необходимы кости или четыре двухсторонние палочки, как в случае с сенетом.
«Царскую игру Ура» находили по всему ближнему Востоку и за его пределами, включая острова Крит и даже Шри-Ланку. Игра размещалась на обратной стороне игрового поля сенета в Древнем Египте, где она называлась игрой в 20 квадратов. Подробнее правила «Царской игры Ура» можно узнать в видео по ссылке.
Мехен
В мехен или «Игру в змею» древние египтяне играли примерно с III по VI династию. Однако существуют свидетельства, что игра уже вошла в обиход в додинастический период — 3600-3200 годы до н.э. Английский египтолог Джеймс Кибелл обнаружил изображение мехена на стене гробницы чиновника III династии, которая датируется примерно 2650 годом до н. э. Игровое поле мехена исполнено в виде свернувшейся змеи. Исследователи обнаруживали фигурки льва и львицы, которые вместе с шариками выполняли в мехене роль игровых фишек. Доказательство существования игры и её роль в погребальном контексте подтверждают упоминания в коллекции древнеегипетских заклинаний «Тексты Саркофагов».
В настоящий момент правила игры в мехен доподлинно неизвестны. На изображении доски мехена в гробнице Хеси-Ра нет игральных костей или палочек. По одной из теорий, игроки пытались угадать количество фигурок, спрятанных в руке оппонента, что и определяло длительность хода. Игровое поле мехена состоит из 65 клеток («надрезов»). Как полагают исследователи, соперникам нужно было двигаться от хвоста змеи к её голове, чтобы собрать все фигурки в последней клетке.
В 1920-х годах антропологи нашли игру, в которую играли арабы баггара из Судана — Ли’б эль Мерафиб или «Игра гиен». Все существенные детали данной игры схожи с мехеном. Исследователи предположили, что «Игра гиен» — предок «Игры в гуся», которая появилась в Европе в XVI веке, однако, вероятно, что это просто совпадение.
Возможно, мехен — первая известная многопользовательская игра, поскольку все остальные рассчитаны на двух игроков. Условные правила игры в мехен можно узнать по ссылке.
«Псы и шакалы»
«Псы и шакалы» — древнеегипетская игра, которая появилась в Среднем царстве во времена IX династии — с 2135 по 1986 годы до н.э. Игра схожа с сенетом, асэбом и Царской игрой Ура. «Псов и шакалов» обнаружил британский египтолог Уильям Мэтью Флиндерс Петри в 1890 году. С тех пор более 68 экземпляров игры нашли в Египте, Израиле, Сирии, Иране, Средиземноморье и даже в Азербайджане.
«Псы и шакалы» в Метрополитен-музееОригинальное название игры неизвестно, однако Петри назвал её «Игра в 58 лунок», поскольку игровая доска содержала два набора лунок по 29 в каждой. Позже британский археолог Говард Картер нашёл копию игры, и её также стали именовать «Игра гончих и шакалов», поскольку игральные фигурки имели наконечники в виде голов псов и шакалов. Также существует третье название — Шен — от египетского иероглифа, который был нанесён на некоторые экземпляры игры.
Исходные правила «Псов и шакалов» неизвестны. Историки предпринимали множество попыток реконструировать их. Первый набор правил разработал российский исследователь игр Дмитрий Скирюк. Второй свод правил представила Донна Уошберн.
Каждый игрок должен передвинуть пять колышков через 29 лунок, чтобы дойти до финиша. Для определения количества ходов соперники бросают игровые кости.
Ludus duodecim scriptorum и Табула
В 2014 году археологии Университета Мехмета Акифа Эрсоя обнаружили на территории Турции настольную игру времён Римской империи, возраст которой составляет примерно 1,8 тыс. лет. Игра известна под названием Ludus duodecim scriptorum или XII scripta («игра с 12 отметками»). Исследователи признались, что имеют не так много информации о ней, однако они предположили, что XII scripta предназначена для двоих игроков. Данная игра — предшественница табулы, которая, в свою очередь, стала базой для современных нард. Известно, что в Ludus duodecim scriptorum играли при помощи трёх шестигранных кубиков (D6), у каждого из оппонентов было по 15 фигурок.
В I веке н.э. табула стала популярнее duodecim scriptorum. Римский император Клавдий написал о ней книгу, поскольку был большим любителем этой игры.
Игровое поле табулы состоит из двух рядов по 12 ячеек, а игроки также имеют по 15 игровых фишек двух цветов. Соперники используют три дайса — игрок волен суммировать выпавший на кубиках результат, продвигая одну фишку. Как и нардах, победу одерживает тот игрок, который раньше оппонента выведет с игровой доски все свои фишки. Правила игры можно посмотреть по ссылке. В XII веке табулу или нарды в Европу привезут крестоносцы, где игра получит название триктрак.
Чаупар
Чаупар — потомок древнеиндийской игры пачиси, которая появилась около 4000 лет назад. Однако исследователи не могут сойтись во времени, когда игровое поле чаупара приобрело крестообразную форму, они полагают, что ранее доска имела более примитивный вид. Для игры использовали кубические кости, а также двусторонние и трёхсторонние палочки, которые были более распространёнными.
Чаупар упоминается в эпосе «Махабхарта». Первое описание игры появилось в XVI веке, когда чаупар уже был обыденностью при дворе императора Великих Моголов Акбара. Визирь и историк монарха Абул Фазл пишет, что чаупаром испокон веков увлекались люди Индостана. Он указывает, что для игры требовались 16 фигур, 3 кубика и доска в форме креста. Абул Фазл также представил различные правила игры.
Последующие описания чаупара появились в XIX-XX веках усилиями британского писателя-антрополога Ричарда Карнака Темпла. Он собрал ряд легенд на языке панджаби и опубликовал их переводы, комментируя чаупар и пачиси. Темпл пишет, что игры были популярны на праздничных церемониях.
Все 16 фигур делятся на четыре набора между четырьмя игроками — каждому достаются фишки отдельного цвета. Обычно в чаупар играли четыре игрока, которые объединялись в команды по два человека. Игра заканчивается, когда все фигурки преодолевают путь через поле по часовой стрелке и оказываются в центральной клетке доски, называемой чаркони. Ознакомиться с правилами чаупара можно по ссылке.
Патолли
Настольная игра патолли появилась в Южной Америке примерно в 200 году до н.э. В неё играли тольтеки, ацтеки, майя и другие коренные жители Нового Света. В качестве игральных костей патолли использовали чёрные бобы, просверленные с одной стороны, а игровое поле наносили на плотную ткань. Целью игры было пройти полный круг шестью фигурками. Как и в случае с остальными древними играми, точные правила патолли неизвестны. Это также связано с тем, что во время вторжения в Южную Америку испанские конкистадоры объявили игру незаконной, уничтожали игровые доски и наказывали игроков.
Рэндзю
Логическая игра рэндзю появилась более 4 тыс. лет назад в Китае. Там же зародилась аналогичная игра — го. Она больше направлена на захват территорий, хотя имеет такое же игровое поле — 19х19 клеток. Ряд археологических находок подтверждает, что независимо друг от друга похожие на рэндзю игры появились в Древней Греции и даже в доколумбовой Америке. В III веке до н.э. китайские эмигранты привезли игру в Японию, где она получила название «какуго», что можно перевести как «пять шагов». Существовало много наименований игры, включая «горен», «госеки», «гомокунарабе», «гомоку», а современное — «рэндзю» — предложил китайский поэт Тенри Кобаяши в конце XIX века. Дословно оно означает «нить жемчуга».
Все эти названия, так или иначе, отсылают к победе в игре: соперникам необходимо выстроить в ряд пять камней или фишек двух цветов на поле, которое состоит из 19х19 клеток.
В 1906 году появилась Токийская Ассоциация Рэндзю, а спустя 30 лет приняли современные правила игры. Таким образом, у состязаний по настолке появилась система квалификации, и преодолено «преимущество первого хода» — до этого начинающий партию игрок зачастую выигрывал. Новые правила установили стандарт поля 15х15, а для чёрных фишек (начинают первыми) разрешили строить вилки только 4х3.
Первый урок по игре в рэндзю можно посмотреть по ссылке.
«Мельница»
Логическая игра Nine Men’s Morris, merellus или «мельница» была популярна в Древнем Риме и Средневековье. Доподлинно неизвестно, когда и где возникла игра, однако самое старое игровое поле обнаружили на камне в храме в Курне, Египет. Оно датируется примерно 1400 годом до н.э. Также поля для игры в «мельницу» находили по всей Римской империи. В Средневековье игра распространилась на три континента Старого мира. Монахи и священники вырезали игру на камнях и скамьях в аббатствах и соборах. В конце первого тысячелетия «мельница» проникла в княжества Древней Руси. В эпоху Возрождения игру привезли в Америку.
Иллюстрация с «Мельницей» из испанской книги XII века Libro de los JuegosПравила «мельницы» претерпели множество изменений. В одной из вариаций двум игрокам выдают по 9 фишек, которые они выставляют на поле в попытке выстроить их в линию по 3 — эта конфигурация и называется мельницей. За каждую линию соперники имеют возможность убрать с доски фишку соперника, которая больше не возвращается на поле. Затем оппоненты начинают двигать фишки с целью выставить их в ряд по 3. Победу одерживает тот игрок, который оставил у соперника 2 фишки или заблокировал ходы в случае, когда на поле остаётся большее количество фишек.
Узнать, как играть в мельницу, можно по ссылке.
Чатуранга, шатрандж и шахматы
Историки полагают, что современные шахматы произошли от индийской игры «чатуранга», которая возникла на территории Индии в VI веке н.э. Дословно название игры означает «четыре руки». В чатурангу играли на доске формата 8х8, именовавшейся «аштапада».
Шахматный набор XII века в Метрополитен-музееДва игрока в чатурангу имели традиционный для шахмат набор фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзя и короля. Однако ходы в игре определяли при помощи броска кубиков. В начале XI века персидский историк Аль-Бируни представил описание версии чатуранги для четырёх игроков, у каждого из которых был свой комплект фигур отдельного цвета: 4 пешки, ладья, конь, слон и король. Побеждал игрок или пара игроков, которые убирали с доски все фигуры соперника или соперников.
Зародившись в Индии, чатуранга проникла в Персию и Китай. Мусульмане адаптировали игру и распространили её по всей Европе со времён захвата Пиренейского полуострова. В Персии в ходе адаптации чатуранга получила название «шатрандж», а также претерпели изменения правила игры, приблизившись к шахматным: из шатранджа исчезли игральные кости. Однако в некоторых вариантах шатранджа кубики всё же использовались, например в «удлинённых» шахматах на доске 4×16.
К XV веку в Европе шахматы превратились в игру, которую мы знаем сейчас. Среднее количество ходов партии чатуранги составляло от 100 до 200, а современных шахмат — от 30 до 40.
На Руси в шатрандж начали играть в IX веке, однако в будущем забава попала в немилость церкви. Со временем к шатранджу приобщились русские монархи, а к XVII-XVIII векам от игры стали отказываться в пользу шахмат.
Шашки
Современная игра в шашки возникла примерно в начала XII века. Французам пришло в голову играть в шашки на шахматной доске. В дальнейшем вариации шашек распространились в другие страны, где получали разные правила, размеры полей и расстановку шашек на них.
Игральные карты и домино
После изобретения бумаги и начала печати на дереве в Древнем Китае изобрели игральные карты. Это случилось во времена династии Тан. Бумажные карты были легче и проще в производстве, чем игровые элементы, изготовленные из дерева, костей и камней, которые были в обиходе у древних китайцев ранее. В XIII веке на территории современного Китая создали и домино, а сочетание двух этих игр в дальнейшем станет известно как маджонг.
Южно-нидерландские игральные карты XV века в Метрополитен-музееК X веку игральные карты покинули пределы Китая, в них начали играть в Персии и Индии. Тогда же колоды стали содержать 32 карты, которые разделили на четыре масти. Карты могли отличаться формой, а самой старшей картой был король, визирь или другой монарх. В XI веке игральные карты попали в Египет. К XIV веку исламские колоды стали содержать 52 карты.
В том же веке карты впервые попали в Европу, виной тому опять же стало завоевание Пиренейского полуострова мамлюками. Оригинальные карты раскрашивали вручную и считали предметом роскоши. К XV веку игра в карты стала излюбленным времяпрепровождением европейской знати.
Развитие печати в Германии снизило стоимость производства карт, а к концу XV века французы придумали привычные для современности масти: пики, червы, бубны и трефы. Карты позволили разработать игры, рассчитанные на большее количество игроков. Зачастую ранние игры предусматривали участие только двух соперников. Колоды включали карты 13 рангов и четырёх мастей двух цветов, а также две дополнительные — джокеры.
Домино привезли в Италию в XVIII веке, где игра и получила своё название. Существует масса вариаций домино — номинал костяшек не ограничивается шестью в некоторых модификациях, а режимы значительно шире, чем популярная в России «колбаса».
«Монополия»
В 1903 году американка Элизабет Мэги запатентовала настольную игру, известную сейчас как «Монополия». Однако игра не стала популярной до того момента, как Чарльз Дэрроу не продал её версию компании Parker Brothers в 1930-х годах. В «Игре арендодателей» Мэги использовались игровые деньги и собственность, которую можно покупать и продавать. Отличием дизайна игрового поля настолки от аналогов того времени была возможность ходить по кругу.
Удивительно, что Мэги разработала два набора правил: антимонопольный и монопольный. Первый поощрял игроков за совместное усилие по созданию богатства, а второй стал традиционным для современной «Монополии».
Продажа идеи игры Parker Brothers разозлила Мэги. Её также разочаровало, что две другие игры, которые она изобрела для компании — «Люди короля» и «День сделки» — не стали популярными. На сайте Hasbro (выкупила Parker Brothers) история «Монополии» начинается с 1935 года. О роли Мэги в создании игры в 1973 году рассказал учёный Ральф Анспах.
«Скрэббл» или «Эрудит»
С момента создания «Скрэббла» в 1931 году в 121 стране продали сотни миллионов наборов игры. Идею игры придумал безработный американский архитектор Альфред Мошер Баттс во время Великой депрессии в США, чтобы отвлечь соотечественников от трудностей эпохи. Более 10 лет он корректировал правила «Скрэббла» и регулярно терпел неудачи в попытке привлечь спонсоров. Дважды патентное бюро отказывало Баттсу в регистрации игры. Название настолки придумал Джеймс Бруно, который связался с Баттсом по поводу массового производства «Скрэббла». Он же настоял на существующей ныне цветовой палитре игры.
Суть «Скрэббла» с тех пор не изменилась: игрокам нужно выкладывать слова из 7 букв, нанесённых на костяшки. Победу одерживал тот, кто набирал больше очков после использования всех костяшек на поле 15х15 клеток.
В 1980-х годах «Скрэббл» стал собственностью Hasbro. Её перевели на 22 языка. Однако за пределами США игру продаёт конкурент Hasbro — Mattel.
Cluedo
В 1944 году британский музыкант Энтони Пратт запатентовал, а спустя пять лет выпустил игру Cluedo. Как и во всем известной «Мафии», один из игроков играет роль убийцы, а остальные участники должны его вычислить. В год релиза Cluedo приобрела Parker Brothers и выпустила её в США под названием Clue.
Правила игры не менялись в течение 40 лет. В 1991 году Hasbro приобрела лицензию на бренд Clue, который значительно расширился: выходили различные тематические версии и адаптации.
«Риск»
Стратегическую настольную игру «Риск» изобрёл французский кинорежиссёр Альберт Ламорисс в 1950-х годах. Тогда она называлась La Conquete du Monde, что означает «завоевание мира». Игру приобрела французская компания Miro, которая затем перепродала её Parker Brother. Новый владелец представил текущее название и начал продавать её в Северной Америке.
На протяжении десятилетий «Риск» обрастал дополнениями, а наборы изменялись. Игровое поле настолки представляет из себя карту мира, на которой соперники (от 2 до 6) устраивают военные баталии при помощи армейских единиц, карточек и дайсов. Для победы в «Риске» необходимо захватить все укрепления противников.
В 1991 году права на игру купила Hasbro. Именно благодаря этой компании появилось множество различных версий «Риска». Последняя версия игры вышла в 2008 году.
«Билет на поезд»
В 2004 году выпустили игру «Билет на поезд» или Ticket to Ride. В настолке до 5 соперников соревнуются в наборе очков, путешествуя по Северной Америке и прокладывая железные дороги между городами.
Разработанная Аланом Муном игра оказалась очень популярна. С момента её создания продали сотни миллионов экземпляров «Билета на поезд». В год выхода игра получила награду Spiel des Jahres — самую престижную в отрасли. Однако интерес к ней вырос, когда издательство Days of Wonder решило сделать игру бесплатной в онлайне.
Компания обнаружила, что некоторые пользователи проводили в «Билете на поезд» более 40 часов в неделю. За 10 лет продажи офлайн-версии игры выросли на 30% после запуска цифровой настолки. Аналогичная ситуация сложилась после релиза игры на мобильных устройствах.
Заключение
Современный период настольных игр в мире называют Ренессансом. Он начался в 2000-х годах. В середине десятилетия это начали отмечать финансовые журналы из-за небывалого роста рынка настольных игр, что отразилось на доходах индустрии.
Продолжительность игровых сессий стала сокращаться, и в ряде проектов она не превышает 1 час. Изменилась и культура игры в настолки — раньше их считали скорее детским развлечением, а теперь взрослые собираются специально, чтобы провести время за игрой.
Современная волна настольных игр выделяет два направления: европейское (немецкое) и американское. Хотя это разделение условно, оно позволяет понять характер игр. Настолки немецкого направления более спокойные, а американского — состязательные. Однако и те, и другие разрабатывают в разных странах. Стоит сказать, что не все настольные игры можно отнести к этим двум направлениям.
Рассвет настолок в США связывают с мировым финансовым кризисом 2008 года, ностальгией и перебоями с электричеством. Интерес к настольным играм породил спрос на переиздание классики и выпуск новых проектов.
Кроме того, в сети достаточно ресурсов, где можно найти готовые макеты для воспроизведения древних игр. При желании можно сделать свою уникальную версию сенета или патолли и провести время с родными и близкими.
Настольные игры, которым более двух десятилетий, но они все еще популярны
В течение многих лет настольные игры были любимым времяпрепровождением для любой семьи. Несмотря на то, что мир развивается, а видеоигры становятся все более популярными, настольные игры по-прежнему находят свое место в мире. Даже сейчас в массы постоянно выходят новые настольные игры, а как же старые игры этого жанра?
Связано: Лучшие настольные игры для новичков
Хотя такие игры, как шахматы, существуют уже много столетий и, следовательно, обладают большой выносливостью, это не относится к другим настольным играм. С годами многие игры ушли в безвестность, но некоторые остались иконами жанра. Вот несколько настольных игр, которые существуют уже несколько десятилетий, но до сих пор остаются столпами настольного жанра.
Обновлено 24 октября 2022 г.: Мы обновили этот список, добавив ссылки на Amazon, чтобы вы могли приобрести свои любимые классические настольные игры.
10 Угадай, кто? (1979)
Эта настольная игра для двух игроков была первоначально разработана израильскими изобретателями игр Тео и Орой Костер. Они основали Theora Design, компанию по разработке игр, игрушек и электронных игр. Угадай кто? был впервые спродюсирован Милтоном Брэдли, но позже перешел во владение Hasbro.
Каждый из двух игроков начинает с доски, заполненной изображениями 24 человек, а также их именами. Затем каждый игрок выбирает одного из этих персонажей и пытается угадать персонажа, которого выбрал его противник, задавая ряд вопросов о внешнем виде своего персонажа.
Получите это на Amazon здесь!
9 Эрудит (1948)
через wsgamecompany.com. Как многие знают, Scrabble — это словесная игра, в которой игроки выкладывают набор плиток, на каждой из которых напечатана буква алфавита. Как и в кроссворде, игроки должны расставить буквы, чтобы получились слова. Затем эти слова подсчитываются в баллах, обозначенных небольшими числами внизу каждой плитки.
Чего люди не знают, так это того, что концепция Scrabble восходит к 1930-м годам и Альфреду Машеру. Только в 1948 году Джеймс Бруно, один из немногих владельцев творения Машера, купил права на игру. После нескольких небольших изменений родился Scrabble.
Получите это на Amazon здесь!
8 Candy Land (1949)
Выздоравливая от полиомиелита в 1948 году, Элеонора Эббот создала Candy Land как простую гоночную игру, которая не требовала особых размышлений или навыков. Протестировав игру с детьми в своем приходе, она решила представить свою игру компании Milton Bradley. После одобрения игра быстро стала самой продаваемой игрой компании, прежде чем права были проданы Hasbro в 1984.
Связано с: Самые недооцененные настольные ролевые игры всех времен
С момента своего создания Candy Land претерпела множество изменений. Хотя основной игровой процесс остался прежним, игра получила сюжетную линию, персонажей и новое искусство, чтобы способствовать ее возрождению. Также было выпущено несколько других версий, в том числе издание головоломки и компьютерная игра.
Получите это на Amazon здесь!
7 Risk (1957)
Эта игра о дипломатии и завоевании взята из фильма французского режиссера Альбера Ламорисса «Завоевание мира», или «Завоевание мира». Затем права на эту игру были проданы братьям Паркер в 1959, который переиздал эту игру под названием Risk: The Continental Game.
С 1986 года начали выпускаться новые версии Risk, начиная с Castle Risk, в котором вместо карты мира были изображены европейские замки 18-го века. В начале 2000-х появилось несколько выпусков «Риска», посвященных франшизам таких фильмов, как «Трансформеры» и «Звездные войны». Даже сейчас новые выпуски Risk продолжают выпускаться, благодаря чему эта игра остается в центре внимания каждого вечера настольных игр.
Получите это на Амазоне здесь!
6 Catan (1995)
Первоначально он был разработан Клаусом Тойбером как «Поселенцы Катана», а Kosmos опубликовал его в Германии в 1995 году. Позже он стал чрезвычайно популярным за пределами Европы, и его можно найти на более чем 40 языках. .
Связано: Игры, в которые должны сыграть поклонники Settlers Of Catan
Игроки берут на себя роль поселенцев, строящих и развивающих поселения посредством сбора и торговли ресурсами. По мере роста их поселений игроки получают победные очки, и победителем становится тот, кто первым достигнет установленного числа. Было выпущено множество дополнений и сценариев, чтобы продлить продолжительность игры и ввести новые способы победить своих противников.
Получите это на Амазоне здесь!
5 Морской бой (1930/1967)
В то время как версия, с которой знакомо большинство людей, была опубликована в 1967 году Милтоном Брэдли, самая старая форма Морского боя — это игра с карандашом и бумагой, восходящая к Первой мировой войне. Французская игра L’Attaque. Однако были проведены параллели между Battleship и игрой Basilinda 1890-х годов.
Несмотря на то, что было несколько вариаций этой игры, основной игровой процесс остался нетронутым. Морской бой — это стратегическая игра-угадайка, в которой два игрока противостоят друг другу. В сетке игроки размещают свои «военные корабли» на своей доске вне поля зрения противника. Затем игроки по очереди объявляют свои «выстрелы», пытаясь поразить военные корабли противника, пока у одного из игроков не останется кораблей.
Получите это на Амазоне здесь!
4 Игра «Жизнь» (1960)
Игра «Жизнь», или просто «Жизнь», была создана в 1860 году как «Игра жизни в клетку». В нем игроки пересекали доску, похожую на шашку, стремясь приземлиться на «хорошие» места, чтобы заработать очки. Эта игра считалась первой популярной салонной игрой в США.
С момента своего создания более 100 лет назад игра была расширена за счет изображений зданий, гор и других объектов. Цель игры состоит в том, чтобы игроки прошли через этапы жизни, такие как учеба в школе, брак, трудоустройство и налоги, до выхода на пенсию. Было выпущено несколько версий, отражающих текущий климат мира.
Получите это на Амазоне здесь!
3 Clue (1949)
Эта игра, также известная как Cluedo, была первоначально задумана в 1943 году Энтони Э. Праттом, фабричным рабочим и музыкантом, во время воздушных налетов, имевших место в Бирмингеме в то время. Вдохновленный детективными играми об убийствах, в которые играли его клиенты, а также популярным жанром детективной фантастики, Пратт представил и опубликовал свою идею детективной игры об убийствах британскому производителю Waddingtons.
Связанный: Лучшие настольные игры на тему загадочных убийств
С момента публикации игры в рамках франшизы Cluedo было выпущено множество игр, книг, телесериалов и фильмов. Кроме того, было выпущено несколько дополнительных игр, в которых есть несколько новых персонажей, оружия и комнат.
Получите это на Amazon здесь!
2 Извините! (1929)
Пока извините! это настольная игра, название которой широко распространено во многих семьях, многие не знают, что эта игра уходит корнями в древнюю индийскую игру, известную как Пачиси. Первая версия Извините! был выпущен в 1929 В.Х. Storey and Co. в Англии, прежде чем права были в конечном итоге проданы Waddingtons, затем Parker Brothers и, наконец, Hasbro.
Сама игра не сильно изменилась за эти годы. Цель игроков всегда заключалась в том, чтобы доставить свои цветные фишки через доску к себе «домой» раньше других игроков. Есть карты, которые способствуют или препятствуют движению фигур, а также несколько дополнений к этим картам, но простота этой игры делает ее интересной для игроков всех возрастов.
Получите это на Амазоне здесь!
1 Монополия (1935)
Когда люди думают о настольных играх, на ум всегда приходит «Монополия». Вдохновленные «Игрой домовладельца» Лиззи Мэги, компания Parker Bros. купила и продала эту игру под названием «Монополия» в 1930-х годах. Интересно, что Великобритания создала специальное издание «Монополии» для солдат Второй мировой войны, содержавшихся в нацистских лагерях. В этих играх будут карты, компасы, настоящие деньги и другие полезные инструменты, которые помогут этим солдатам сбежать.
С момента своего создания «Монополия» была напечатана более чем на 37 различных языках, и было выпущено множество дополнений, изданий и дополнительных продуктов, которые до сих пор покоряют мир. Вокруг него даже проводились соревнования. Удивительно, что игра, основанная на экономике, так популярна, как она есть, но «Монополия» зарекомендовала себя как настоящая настольная игра на века.
Получите это на Amazon здесь!
Надеемся, вам понравятся товары, которые мы рекомендуем и обсуждаем! У TheGamer есть аффилированные и спонсируемые партнерские отношения, поэтому мы получаем долю дохода от некоторых ваших покупок. Это не повлияет на цену, которую вы платите, и поможет нам предлагать лучшие рекомендации по продуктам.
Далее: Настольные игры, в которые можно поиграть, если вам нравятся Dungeons And Dragons
Удивительно старые настольные игры
В то время как видеоигры широко используются только с 1970-х годов, настольных игр могут проследить свою историю на тысячелетия. Аналоговые игры — это то, с чего начинали такие компании, как Nintendo, еще до того, как были созданы Марио и его друзья. Настольные игры переживают своего рода ренессанс за последнее десятилетие или около того, с множеством инновационных идей, которые сделали хобби ближе к мейнстриму, чем когда-либо прежде.
СВЯЗАННЫЕ: Настольные игры, в которые можно играть, если вам нравится «Ведьмак»
Однако люди коротали часы за подобными играми на протяжении всей истории, и историки до сих пор открывают новые. Есть люди, которые посвящают себя раскрытию самых старых настольных игр и разработке правил, позволяющих людям играть в них в наши дни. Что еще более удивительно, некоторые настольные игры просто выдержали испытание временем, а правила никогда не терялись.
(Все изображения из Викисклада)
10 Шахматы
Хотя многие считают, что Шахматы — супердревняя игра, по большому счету, она относительно молода. Среди историков существуют некоторые разногласия по поводу того, где именно возникла Chess , но большинство согласны с тем, что это было в Индии около 600 г. н.э.
Правила не были такими совершенными, как сегодня, но основная форма игры все еще существует. Фигурки представляли разные классы воинских частей. Это были: Пехота (Пешка), Кавалерия (Конь), Слон (Слон) и Колесницы (Ладья). Современная форма числа 9.0009 Шахматы появились в Европе примерно в 15 веке и с тех пор остаются популярной игрой.
9 Любо
Хотя некоторые древние игры были достаточно хороши, чтобы выдержать испытание временем, понятно, почему некоторые из них вымерли. Любо — игра, пришедшая из Древнего Китая. Нет веских доказательств ее происхождения, но игра была популярна в Китае около 470 г. до н.э.
В самом простом случае Любо была гоночной игрой. Игроки бросали кости, чтобы переместить свои шесть фишек к центру доски и набрать очки. Выигрывает тот, кто первым наберет достаточное количество очков. Это означало, что он был полностью основан на удаче и, по сути, являлся древним эквивалентом 9.0009 Змеи и лестницы . Это означает, что историкам на это наплевать, а один заявил, что в нее «не стоит играть».
8 Nine Men’s Morris
Nine Men’s Morris — еще одна игра, происхождение которой историки не совсем уверены. Самая старая найденная «доска» датируется 1400 годом до нашей эры, она высечена на черепице египетского храма. Однако даже в этом нет уверенности, так как историки не уверены в возрасте храма.
СВЯЗАННЫЕ: Лучшие игры, вдохновленные настольными настольными играми
Известно, что древние римляне переняли его и довольно часто играли в него. Если игра возникла в Египте, как подозревают в настоящее время, вполне вероятно, что римляне подхватили ее во время своих завоеваний. Он распространился по всей Европе и остается популярным по сей день. В отличие от большинства древних игр, правила в ней претерпели очень мало изменений на протяжении всей истории.
7 Гончие и шакалы
Египет стал популярным местом, где можно найти настольные игры из древней истории. Это может быть связано с тем, что египтяне придумали больше игр; однако это более вероятно, потому что многие египетские гробницы очень хорошо сохранились из-за построенных вокруг них сооружений, таких как пирамиды. Люди того времени хоронили своих умерших с одной или двумя любимыми играми, чтобы играть в них на пути к загробной жизни.
Гончие и шакалы — одна из таких игр, найденная в гробнице примерно 1800 г. до н.э. Правила немного сложнее, чем во многих древних играх, но ее можно охарактеризовать как предшественницу Ludo . Цель игроков состоит в том, чтобы вывести все шесть своих фигур на доску и в конечном итоге привести их «домой», чтобы выиграть.
6 Go
Игра, которая в наши дни достигла почти такой же популярности, как Шахматы , Go еще более древний, уходит своими корнями в Китай и, по оценкам, был разработан около 2000 г. до н.э. Как и Шахматы , он претерпел несколько различных форм на протяжении тысячелетий, достигнув своего современного воплощения примерно в 17 веке.
Хотя истинное происхождение Go неизвестно, существует легенда, согласно которой его создал китайский император Яо. История гласит, что он хотел научить своего сына дисциплине и разработал игру, чтобы показать ему важность стратегии и концентрации. Он и по сей день помогает многим в этих областях.
5 Королевская игра Ура
Игра названа в честь места, где она была обнаружена. В 1920 году эта игра была обнаружена в царской гробнице в Уре в Древней Месопотамии (известной сегодня как Ирак). По оценкам, когда была построена гробница, эта игра возникла где-то между 2400 и 2600 годами до нашей эры.
Правила игры, расшифрованные с древней вавилонской таблички, завораживают. Это якобы гоночная игра, но с возможностью сбивать фигуры противника с доски, приземляясь на них. Это делает его потенциальным предшественником нескольких современных игр, таких как 9.0009 Людо , с некоторыми потенциальными ссылками на Риск .
4 Мехен
Путешествуя еще дальше, Египет по-прежнему может предложить еще больше старейших в мире настольных игр. Считается, что игра восходит к додинастическому периоду Египта, потенциально восходя к самому первому фараону. Это примерно от 2700 до 3000 г. до н.э.
СВЯЗАННЫЕ: Настольные ролевые игры, которые должны попробовать фанаты Dungeons & Dragons
Mehen назван в честь египетского бога, который, как полагают, принимает форму гигантской змеи. Доска имеет ту же форму со свернутой спиралью змеей, разделенной на квадратные сегменты. К сожалению, историки не знают, как играть в эту игру, но они знают, что в нее традиционно играли с фигурами в форме львов, вырезанными из мрамора, и в ней могли участвовать до шести игроков.
3 Шашки/Шашки
В то время как Королевская игра Ура была самой захватывающей находкой королевских гробниц Ура, будучи чем-то, чего никогда раньше не видели, открытием для многих историков в то время стала хорошо известная игра
Одна из самых простых и популярных стратегических игр один на один, Checkers мгновенно распространилась по всему миру. В наши дни игра была «решена» ИИ в 2007 году, что означает, что он всегда может либо выиграть, либо добиться ничьей, никогда не проигрывая. Люди все еще играют Шашки , небрежно против ИИ и профессионально по сей день, последний чемпионат мира, состоявшийся в 2018 году. 1960-х и 1970-х годов, когда она стала популярной игрой как для знаменитостей, так и для плейбоев. Турниры в то время имели призовой фонд до 400 000 долларов, что составляет около 3 миллионов долларов в современных деньгах.