Прохождение игры Нэнси Дрю Тень у воды – Часть 6 (все квесты, задания и секреты игры)
Теперь уж точно никто не сможет остановить бесстрашную Нэнси, в праведном порыве выяснить всю правду. Вновь поднимайтесь на второй этаж и вновь заходите в 39 комнату. После этого открывайте перегородки до тех пор, пока не доберетесь до предпоследней — 33 комнаты (магнитную карту со звездой нужно будет использовать три раза). На левой стене комнаты висит картина с изображением птицы. Щелкните по ней, чтобы открыть тайный проход, спрятанный в шкафу. Если у вас проход не открылся, то, скорее всего вы не разговаривали с Саванной на эту тему. Исправьте это упущение и продолжайте прохождение игры Тень у воды.
Секретный проход приведет вас в темный и сырой подвал. Осмотрите грязную лужу справа и развернитесь. Перед вами будет наглухо замурованная дверь. Повернитесь налево и на небольшом столике найдете записку от Юми. Также стоит обратить внимание на очередную головоломку слева от двери. Но, как совершенно резонно заметит Нэнси, для ее расшифровки нужна вторая половина листика с цифрами.
Утро, а точнее уже вечер, начнется с проверки детских домашних заданий. Затем вам на телефон придет очередная картинка от Юми. Нэнси отметит, что с ними что-то не так и захочет их распечатать. С этой благородной целью направляйтесь в игровой салон (станция метрополитена Куре). Если же вы так и не получили финальную седьмую фотографию, то загляните в список заданий — наверняка там найдется то, которое вы не выполнили.
Прибыв в зал игровых автоматов, отправляйтесь в кабинку для мгновенных фото. Щелкните по слоту для мобильного телефона, а затем на сенсорный экран. Вам нужно по одной распечатать и забрать в инвентарь все 7 фотографий, полученных от Юми. После этого откройте инвентарь и щелкните по любой из них.
Перед вами будет специальное поле, в котором прохождение игры Тень у воды требует разместить фотографии в правильном порядке.
Следующий ваш шаг в прохождении игры Тень у воды — навестить Юми и узнать, что именно было зашифровано в сообщении на фотокарточках. За сим отправляйтесь к девушке на работу на станцию Мацуэ, не забыв забрать телефон.
Как же надоела эта заносчивая девчонка. Она действительно специально прислала вам иероглифы, вот только не хочет говорить вам, для чего они нужны до тех пор, пока вы не поможете ей с работой. Что же, вам предстоит в очередной раз справиться с бенто.
Покончив с этими хрюшками/свинками/зайками, вы узнаете, что благодаря Юми, пропустили последний поезд, идущий к Рекану, поэтому сегодняшнюю ночь вам придется провести в ее квартире. При этом несносная девчонка так и не сказала, зачем были нужны символы на фотографиях? Придется разобраться с этим без ее помощи.
Оказавшись в квартире Юми, идите к полке, на которой находятся игрушки в виде лягушек. Насколько вы можете помнить из предыдущего прохождения игры Тень у воды, внизу правой лягушки есть кодовый замок. Установите на замке символы, которые были написаны на фотографиях. После этого днище лягушонка откроется, и вы сможете забрать бумажку со второй частью шифра от замка в подвале рёкана.
Так как вернуться в рёкан вы уже не сможете, то все, что вам остается — завести будильник и лечь спать. Однако ночь пройдет далеко не так спокойно, как вам хотелось бы. Окно в комнате Юми начнет дрожать и два раза нажав на него, вы увидите страшное послание. После этого Нэнси в автоматическом порядке окажется в рекане.
Проснувшись в своей комнате от надоедливого звонка будильника, проверьте работы своих учеников, наверняка это в последний раз, ведь Нэнси ведет прохождение игры Тень у воды к финалу. Спускайтесь вниз и постарайтесь узнать хоть что-то у Мивако. Тщетно.
Потерпев фиаско, поднимайтесь в 39 комнату и известным образом отправляйтесь в 33 комнату, а оттуда, в свою очередь — в подвал. Пришло время для разгадки сложной головоломки, которая находится слева от дверей в подвале.
Вас ждет значительно усложненная нонограмма, которая состоит из 25 столбцов и 25 рядов. Начинать разгадку лучше с первого столбца, так как его сразу же можно заполнить. После этого вы сможете заполнить первые клеточки почти всех строк, используя первый столбец в качестве основания. Теперь можете приступать к самым большим числам — они здорово пригодятся, чтобы облегчить этот этап прохождения игры Тень у воды. Если при решении этого квеста у вас возникли сложности, то вы всегда можете воспользоваться нашим скриншотом с правильным решением.
Как только головоломка будет решена, вы получите доступ к сейфу, который скрывался за головоломкой. В нем вы найдете завещание погибшей Касуми и небольшой меч. Стоит вам взять его в руки, как прохождение игры Нэнси Дрю Тень у воды, в буквальном смысле этого слова, сбивает вас с ног. Призрак толкает Нэнси в бассейн и она оказывается под водой, опутанная сеткой.
Если вы не хотите, чтобы главная героиня стала вторым призраком в гостинице, нужно срочно ее спасать. Для этого откройте инвентарь и возьмите оттуда нож. С его помощью вы сможете перерезать веревки. Но время, отведенное Нэнси прохождением игры Тень у воды, весьма ограничено, а на разрезание каждой веревки уходит с полдесятка секунд. Поэтому вам нужно добраться до поверхности перерезав минимум веревок. На нашем скриншоте изображен кратчайший путь, с помощью которого вы сможете спастись.
Выбравшись из под толщи воды, вы с удивлением обнаружите, что виновник скрылся с места преступления, позабыв о своей робо-кукле, которая и столкнула вас в бассейн. Внимательно осмотрите ее локоть, а затем, поняв чьих это рук дело, осмотрите голову куклы.
После этого, наконец, выбирайтесь наружу в 33 комнату. Можете позвонить Саванне и рассказать ей, что ее страхи были беспочвенны. Затем вам нужно отправиться в комнату культуры к Такаэ, чтобы выяснить, что на самом деле произошло с ее дочерью. Если не будете долго настаивать на ее виновности, то с первого раза узнаете страшную правду. Если же нет, то со старушкой придется поговорить дважды.
Не знаю как у вас, а наши кулаки уже прямо чешутся проучить мерзавца. Отправляйтесь в мастерскую Рентраро. Его нет на месте, но на его столе вы сможете найти немало полезного:
— оранжевый пульт, с помощью которого можно дистанционно управлять открытием дверей. Он поможет Нэнси в финальной части прохождения игры Тень у воды;
— розовая записка на японском. Примените на нее разговорник, чтобы узнать содержание. Примечательно, что записка написана на бланке обслуживания номера 33;
— новый диктофон. Он находится справа от стола, в специальном разъеме для прослушивания аудиозаписей. Возьмите его с собой, вскоре он будет весьма кстати.
Отправляйтесь в комнату 33, чтобы застать злодея с поличным. Дверь будет не заперта, а Рентаро не станет отрицать свою вину, но в самый последний момент попытается сбежать, чтобы уйти от ответственности и очернить вас перед Мивако. Не стоит ему этого позволять. Используйте оранжевый пульт из инвентаря, чтобы захлопнуть входную дверь прямо перед лицом мерзавца. После этого взволнованная Нэнси рассыплет на пол все, что есть в ее сумочке. Из этого «арсенала» вам понадобится диктофон. Возьмите его в руки и выберите первый канал. После чего последует признание Рентаро, прекрасно записанное на столь чувствительный аппарат.
Теперь у вас есть выбор: позволить Рентаро самому рассказать все Мивако, либо отправить запись его тирады всем записям в вашей телефонной книжке. При этом, вы можете сделать сохранение, чтобы узнать последствия обоих вариантов.
После этого вам осталось правильно ответить на вопрос викторины («Робокошечки») и перейти к списку титулов, которые вы получили по результатам прохождения игры Нэнси Дрю Тень у воды. А нам осталось лишь сказать вам «До свидания» и поблагодарить, за то, что были с нами, уважаемые читатели.
- Обзор игры
Прохождения
Барон, Гюль, корабль с рабами
08.
139K
0
Содержание
- Таинственные рейдеры или Безумный Макс на русский манер
- Цель — маяк, или спасти рядовую Гюль
- Таинственный бункер: Снова под землю
- Корабль с рабами
- Вертолетная площадка
- Развалины
- Посудина рабов
- Гуманитарная миссия по доставке воды
- Осталось только заправиться
И так, шестая глава, и нашего героя встречает “пустошь в квадрате” — мало того, что мир сам по себе теперь представляет из себя сплошной пост-ядерный пейзаж, так еще и прибыли главные герои в самую настоящую пустыню. И вместе с тем, какой же визуальный контраст по сравнению с предыдущей открытой локацией! Из мороза в зной — почти что из огня да в полымя. Впрочем, весьма вероятно, что оно буквально так и получится… Но, обо всем по порядку в нашем прохождении.
Таинственные рейдеры или Безумный Макс на русский манер
Прежде всего, необходимо озаботиться пополнением боезапаса и амуниции. Учитывая ту мясорубку, через которую протагониста пропустили в пятой главе, вполне вероятно, что с этим у вас сейчас небольшие (или большие, в зависимости от уровня сложности) проблемы. Впрочем, ресурсов для крафта должно вполне себе хватать в избытке. Этим и следует заняться сразу, как только закончились катсцены. Как только вы запаслись всем необходимым, следуйте метке на карте в сторону ближайшей деревни. Когда вы до нее доберетесь, сама природа встретит вас весьма недружелюбно. Поэтому ничего не остается, кроме как нацепить противогаз и зайти внутрь постройки. Там вас уже поджидает трое монстров на втором этаже. Зная это, можете заранее позаботиться о них, угостив чем-нибудь обжигающим — например, коктейлем Молотова.
После этого продолжайте движение наверх, к крыше здания. Там вас уже будет поджидать неприятель. Будьте внимательны! Это один из моментов, где можно получить плюс к карме, если его не убивать. Это приблизит вас к хорошей концовке, и, соответственно, к плохой, если убьете. Так или иначе, приняв решение, заберите ручку от двери автомобиля, после чего выбирайтесь оттуда и идите к, собственно, другу на колесах. На противников можно не обращать внимания, просто добегите до кабины и нажмите кнопку взаимодействия. Это приведет к триггеру катсцены, в которой Дамир красочно перебьет “хамелеонов” вокруг.
Итого, вы получили личный автомобиль! По меркам каспия — настоящая роскошь!
Цель — маяк, или спасти рядовую Гюль!
Получив машину, вам следует как можно скорее направиться к маяку. Ваша задача — выручить обитательницу местных руин, девушку по имени Гюль. Она — снайпер, стоически держащая оборону от местных рейдеров-бандитов. Однако, чтобы добраться до нее, для начала придется преодолеть пещеру нефтяников.
Добравшись до нужного места по карте, используйте трос с прицепленным к нему карабином, чтобы проникнуть в саму пещеру. Если не хотите лишних проблем, то здесь лучше постараться не шуметь, поэтому огнестрел сразу убирайте подальше. Убейте парочку противников на склоне, после чего ликвидируйте ловушку.
Если играть достаточно аккуратно, то здесь можно втихую вывести из строя почти каждого неприятеля. Опять же, если хотите хорошую концовку — не добивайте раненых нефтяников, они для вас не угроза. Если вы не совершите здесь ни одного убийства, то прямо перед маяком вас будет ждать очередной плюс к карме.
Поднявшись наверх, внимательно осмотритесь, пока Гюль будет рассказывать свою историю. На ее столе можно безвозмездно прихватить улучшения для наруча. Установить апгрейд можно прямо здесь, использовав верстак девушки. В общем, когда закончите наслаждаться атмосферой ее обители и видами округи с высоты птичьего полета, по вашей просьбе Гюль проводит вас к цели, обозначенной по заданию Мельника — бункеру Центра Связи.
Таинственный бункер: Снова под землю!
И так, вы у входа. Для того, чтобы отворить гермоворота, следует подать на них электроток. Пульт управления находится в комнате справа от вас. Когда окажетесь внутри, будьте внимательны. Там вас уже станут пауки, которых некоторые могут помнить по Last Light. Они достаточно крепкие малые, однако их Ахиллесова пята — свет, так что фонарь станет лучшим оружием против них. Ослабили, взяли в цель их слабое место, застрелили. Повторять, пока пауки не закончатся.
Когда вы покинете лифт, в стене слева от вас можно заметить лаз, в который можно кое-как протиснуться, что как раз и следует сделать. После чего нужно проследовать вниз в сторону блоков управления, далее — разыскать резервную лестницу, по которой вы проберетесь наверх.
Ныряйте прямиком в разлом. Там вас снова поджидают паучки — вы знаете, что делать. Теперь вам предстоит заняться тщательным исследованием этих помещений. Обшарьте здесь каждый угол, заберите все полезное, что найдете — хабара здесь хватает. Возле печатной машинки на столе лежит бумажка — это служебная записка. Теперь найдите генераторную комнату и реактивируйте подачу электроэнергии в местную сеть.
Это приведет к открытию дверей. Смело выходите из комнаты, после чего пробегите через рамку металлодетектора и спускайтесь вниз. Наш приятель Дамир здесь откроет двери, ведущие к центру управления. Можете особо не останавливаться здесь, если, конечно, не хотите просто насладиться атмосферой — ничего полезного вы тут не найдете. Двигайтесь дальше, идите по прямой, никуда не сворачивая. Впереди вы увидите завал — перед ним сверните в туалет, после чего выйдите с другого конца помещения. К сожалению, архива наглухо заперт изнутри. Однако, около входа есть лазейка, через которую вы можете забраться в соседнюю комнату.
Сделав это, следует отворить дверь, расположенную слева от вас. Обыщите тело возле консоли управления — в карманах вы найдете старое фото семейства Гюль. Впоследствии, если вы решите вручить ей эту находку, то взамен получите флягу для Насти в знак благодарности.
Обратите внимание на ближайший компьютерный столик. Возьмите с него бумажку, являющуюся анализом снимков, после чего двигайте дальше. Сюрприз! Кто-то выключил свет, а на вас снова нападают мерзкие пауки. Можете перестрелять их, или попробовать пробраться в дальнюю комнату, откуда можно забраться в вентиляционную шахту. Впрочем, там вас точно также поджидают эти твари, которых нужно перебить. Как только покончите с ними, направляйтесь в архив. Ваша цель — дальний шкаф, подойдите к нему и внимательно обыщите.
В принципе, вы нашли то, зачем пришли сюда. Однако перед тем, как убраться из этого мрачного места, будет разумно, обшарить комнату управления, расположенную по соседству. На столе в ней вы найдете еще одну записку, а также сможете прослушать любопытную аудиозапись, которая берется там же.
Впрочем, радоваться пока рано, на этом ваши приключения здесь не закончились.Для того, чтобы лифт снова заработал, наш товарищ Дамир вырубит все освещение, что в свою очередь означает для вас очередное длительное рандеву с пауками. Поэтому будет лучше, если вы заранее позаботитесь об уровне заряда фонаря, который в данном случае послужит отличным способом сэкономить патроны. Как только вы, наконец, выберетесь на свежий воздух, залезайте в машину и двигайте к поезду. Однако, если ранее вы не стали убивать бедолагу на крыше двухэтажки, где вы укрывались от бури, то стоит остановиться у ближайшего крана и передохнуть, как следует отоспавшись. Если так и сделаете, то доброго утра вам пожелает глава фракции нефтяников по имени Саул, и предложит покончить с местным авторитетом, известным под именем Барон.
Вернувшись на Аврору, не забудьте поговорить с Анной. Она расскажет о различных интересных местах Каспия, которые, возможно, стоит посетить. Они будут отмечены на вашей карте.
Далее следует залезть на крышу и с помощью каната переправиться в порт. Двигайте к крану. На пути вас встретит несколько противников, которые, впрочем, ничего из себя толком не представляют. Когда вы доберетесь до цели, жена главного героя Анна уже позаботится о снайпере, сидевшем в засаде в кабине управления. Заберитесь туда и возьмите его оружие, после чего можно воспользоваться верстаком, чтобы пополнить боезапас.
Корабль с рабами
Добравшись до следующей цели, проберитесь к деконструированному кораблю, о котором вам рассказала Анна. Разумеется, основные ворота закрыты. По всей видимости, пробраться на борт возможно лишь с помощью каната через блокпост. Если такой вариант вам не по душе — попробуйте пролезть по лестнице к пробоине в корпусе корабля. На пути вам попадется парочка нефтяников; что делать с ними — решайте сами, на концовку это никак не повлияет.
Если решите идти через блокпост, не забудьте тщательно его обшарить — здесь можно найти очередную заметку. Пробравшись на палубу корабля, отворите дверь (она там одна — не ошибетесь) и проходите внутрь. Имейте в виду, что противников здесь аномально много, поэтому будьте крайне осторожны. Ваша цель — капитанская рубка. Здесь есть две тактики. Первая — в лоб, по классике убивая всех подряд. Вторая — поиграться с рубильниками, вырубая свет и идя в стиле “стелс.” По пути захватите с палубы открытку, еще одну заметку, тщательно пропылесосьте все вокруг на предмет ресурсов и патронов. Кроме того, в одной из кают лежит апгрейд для вашего противогаза.
В конце уровня вас ждет мини-босс, вооруженный пулеметом и закованный в хорошую броню. С ним ничего нельзя поделать, кроме как прикончить.
На этом ваши дела здесь почти закончены. Перед уходом откройте клетки рабов, после чего используйте рычаг, расположенный за капитанской рубкой. Таким образом вы откроете те самые ворота, а заодно получите еще один плюс к карме.
Вертолетная площадка
Следующая ваша цель расположена совсем неподалеку от зачищенного вами корабля. Как доберетесь до туда, оптимальным решением будет залезть на вышку (она там всего одна.) У вас уже есть снайперка, вы же не забыли? Используем ее, чтобы отправить Демона к праотцам.
Разобравшись с ним, заберитесь в самый крайний правый ангар и обыщите его. Пока вы будете разбираться с мутантами, появятся еще и дикари — перебейте и их тоже. Имейте в виду, что в их арсенале есть коктейли Молотова и гранаты, так что играйте осторожно. Как разберетесь с ними, ступайте в пункт управления. Там вас встретят не слишком дружелюбно настроенные мутанты-зверолюди. Оптимальный способ борьбы с ними — заманивать их в угол и глушить коктейлями Молотова; иначе вы потратите слишком много времени, патронов и нервов. Оно того не стоит, поверьте.
Когда с ними будет покончено, идите на верхний уровень. Там вы найдете очередной апгрейд — усилитель сигнала для ПНВ (прибор ночного видения). Подробнее о том, где находятся Также на балконе есть любопытная аудиозапись, которую можно послушать.
Развалины
На пути к следующей цели можно осмотреть пришедший в негодность баркас. Он расположен примерно в середине локации. Там можно найти апгрейд для фонарика, а также отдохнуть и вздремнуть, если есть такое желание или необходимость. После этого забирайтесь в развалины. Там возле грузовика расположен стул, на нем — еще одна заметка, на этот раз — письмо Барона. Дальше нужно найти здесь апгрейд для противогаза, но достигнуть его будет не так-то просто — здесь вас ждет свора агрессивных собак. Перебейте их, а вот иных противников здесь лучше не убивать — просто отправьте их в нокаут. После этого проходите по лестнице, ведущей в маленький грот. Здесь последний бандит покончит с собой, а вы сможете ознакомиться с его предсмертной запиской и забрать бронестекло для противогаза.
Посудина рабов
Что ж, вы уже близки к финалу главы. Как раз по пути от развалин к Авроре расположено, пожалуй, последнее любопытное место в этой локации — разбитая посудина рабов. Они вокруг нее кишмя кишат — не навредите им, если не хотите испортить карму.
Один из них сидит на стуле. Поговорите с ним — он сообщит, что их владелец где-то наверху. Что ж, туда и направляйтесь прямиком по лестнице. На пути будет несколько бандитов, и если наваляете им, не убивая, то вас ждет очередной плюсик в карму.
Когда доберетесь до капитанской рубки, справа на столике возьмите заметку. Также внутри рубки лежит апгрейд для нарукавника, а именно — детектор движения. Установить его можно прямо на месте — верстак тут как тут. Больше здесь делать нечего, так что двигайте назад к паровозу.
Гуманитарная миссия по доставке воды
Когда вы вернетесь на Аврору, как раз начнется еще один шторм. Присаживайтесь рядом с Мельником в здании, чтобы получить следующую миссию. И так, поговорив с ним, вы узнали, что ваша следующая цель расположена рядом с развалинами, где вы уже были совсем недавно.
На пути на вас непременно нападут дикари. Впрочем, их там будет всего ничего. Как только убьете нескольких, остальные тут же поднимут белый флаг. Как доберетесь, вы увидите Дамира — поговорите с ним. Вместе вы разыщите вход. Не забудьте нацепить противогаз и двигайтесь через пещеру. Здесь на вас нападут зверолюди, но бой будет несложным — перебейте их так, как вам хочется.
Проникнув в обитель нефтяников, попытайтесь избежать кровопролития, в особенности это касается рабов. Это можно сделать многими способами, ничего сложного тут нет, однако пару человек все же придется вывести из строя. Оказавшись на насосной станции, прошмыгните под платформой и избавьтесь от охранника насоса. После этого спускайтесь и двигайтесь по правому краю, чтобы не сбиться с пути. Поднимайтесь наверх по лестнице, разберитесь с двумя часовыми — третьего можно обойти. После этого используйте рычаг. В случае, если вам удалось никого не убить здесь, наградой будет еще один плюс в карму. И, конечно, красочная катсцена!
Осталось только заправиться
Сразу после этого нужно будет отбиться от дикарей, и этот бой — не из простых. Прежде всего, обратите внимание на усиленных бойцов, вооруженных пулеметами. Их нельзя подпускать близко — наверно, понятно, почему. Как только перестрелка закончится, обшарьте трупы и убирайтесь оттуда, после чего двигайтесь к отмеченному месту на карте верхом на автомобиле.
Послушайте диалог Гюль с Дамиром, после чего ступайте внутрь пещеры. Лучше пройти это место в стелсе, никого не трогая. Дождитесь момента, когда дикарь в проходе отойдет, после чего идите вверх по лестнице, не трогая часового. Поворачивайте направо. В псарне потушите лампу, после чего выходите оттуда.
Как и в предыдущей локации, здесь лучше тоже избежать конфронтаций. Идите направо и двигайтесь вдоль стены. Ваша задача — методично и вовремя гасить фонари и факелы. Не трогайте спящих — они с перепугу могут устроить лишний шум. Когда выберетесь, послушайте Дамира. В конце разговора Барон пригласит вас посетить его логово. Обязательно спрячьте оружие и двигайте наверх. На пути вам встретится мрачная сцена избиения раба — если отправите в нокаут дикаря, то получите плюс к карме.
Если вам не терпится решить вопрос путем агрессивных переговоров, то просто то ударьте охранника, который избивает девушку. За это тоже прибавят карму. Ну а если вы все же хотите пообщаться с Бароном, то никого не трогайте и игнорируйте всех. Идите через гарем прямиком к нему. Проникновенный монолог Барона будет вскоре прерван отважной Гюль. Начинается финальная для этой локации битва. Как только вы прикончите несколько дикарей, покажется очередной мини-босс. Лучше всего накормить его взрывчаткой, после чего вернуться к методичному отстрелу более слабых противников. Как только покончите с ними, встретьтесь с Дамиром и наслаждайтесь финальной катсценой главы. Если вы все сделали так, как написано в этом прохождении, то скоропостижно скончается, а Гюль сделает громкое заявление о начале борьбы за свободу своего народа. В случае, если вы все же убивали рабов, наш товарищ Дамир решит остаться и на поезд за главным героем не последует, так что будьте осторожны.
Если же все проделано так, как полагается, то Дамир спустится вместе с Артемом навстречу Анне и продолжит путешествие с их группой.
Вам так же может быть интересно:
- Метро исход вылетает — как исправить?
- Все улучшения для оружия и брони
- Секреты: прохождения, использования ресурсов, поиск апгрейдов
- Коды, трейнеры, где взять и как использовать в игре
- Особенности игры и системные требования
- Дополнения: Два полковника, История Сэма
Харьков МЕТРО-2022. «Мы как в книге Глуховского»
Независимое казахстанское издание «Республика» выпустило серию репортажей, посвященных реальной истории войны в Украине. Такой взгляд «из-за рубежа» на события показался нам интересным, поэтому «ЭлитЭксперт» решил познакомить с этими публикациями наших читателей.
С первого же дня полномасштабного вторжения Российской Федерации в Украину Харьков, город с полуторамиллионным населением — второй по величине в стране — стал ареной ожесточенных боев.
Харьков, расположенный всего в нескольких десятках километров от границы с Россией, считался для России легкой добычей. В Кремле рассчитывали, что город с почти 20-процентным русскоязычным населением встретит российскую армию в лучшем случае как «освободителей», в худшем — нейтрально. Однако произошло обратное. Харьковчане сплотились в борьбе с наступающими русскими войсками и стали упорно драться за каждый квартал, за каждый дом.
Когда блицкриг провалился, русское командование сделало ставку на непрерывный ракетно-артиллерийский огонь, день за днем уничтожая город. После первого обстрела тысячи, а затем и десятки тысяч людей перебрались жить в метро. Здесь, на перронах харьковских вокзалов или в вагонах остановившихся поездов, нашли приют до ста пятидесяти тысяч человек.
В первый же день войны городские власти остановили работу метро и призвали харьковчан прятаться там, чтобы спасти свою жизнь. В то время это казалось временной, вынужденной мерой, и никто не мог предположить, что метро станет настоящим домом для сотен тысяч горожан на долгие месяцы.
Какие-то люди приехали туда 24 февраля и остались. Другие приходили только переночевать, потому что им было сложно просыпаться от ежечасного обстрела и бежать в ближайшие бомбоубежища. Некоторые вообще остались без крова, а платформы станций метро стали их единственным убежищем в городе, охваченном войной.
Метрополитен на долгие месяцы станет настоящим домом для сотен тысяч горожан. «Жизнь в метро после первых дней хаоса быстро стала достаточно размеренной», — говорит Ирина Ильясова, проживавшая на станции «Академика Павлова» с февраля по май 2022 года. матрацы, некоторые на поддонах, покрытых одеялами. Все дети тепло одеты, жизнь в метро они, по большому счету, воспринимали как некую увлекательную игру, придуманную для них взрослыми. А учителя даже приходили учить старших детей.
Везде были розетки, у людей были электрочайники, мультиварки: без такого оборудования было бы тяжело. Были и общие чайники — к ним вечером выстраивалась огромная очередь. Плюс в торговых точках тоже были очереди: люди там заряжали свои гаджеты. С водой проблем не было – на платформах работали фонтанчики с питьевой водой, плюс бутилированную воду постоянно доставляли волонтеры и городские власти.
С едой тоже все было в порядке — во-первых, в отличие от Мариуполя, многие магазины наверху были открыты и можно было выйти и что-то купить, во-вторых, на станциях предлагались бесплатные горячие обеды».0005 Семья обедает на перроне станции Героев Труда.
Вскоре люди в метро уже хорошо знали друг друга, и у многих сложились дружеские отношения. Они склеились, потому что каждый из них пришел туда не от хорошей жизни.
Паники не было, потому что в метро все чувствовали себя в безопасности. Все дружно читали новости, волновались, плакали, узнав, какие разрушения нанес очередной обстрел города.
Семейная пара смотрит фильм на смартфоне на этаже метро.«Можно сказать, что беда всех сплотила. Люди были вежливы друг с другом, и все общались с грустью в глазах», — говорит Андрей Боровиков, живший в марте на станции «Академика Барабашова».
Даже в метро каждый хотел свой уголок, уютный и безопасный. Карта дальнего следования«В то же время всем хотелось свой уголок, уютный и безопасный, поэтому многие пытались «выделить жилплощадь» из общего пространства: кто-то оборудовал «комнату» из картона, прикрепленного к стене перрона, многие ставили большие палатки, кто-то просто приносил колышки и натягивал между ними простыню.Они устраивали свою жизнь как могли — привозили торшеры, складные стулья, настольные лампы, даже обеденные столы.
Из проблем могу сказать про освещение. Солнечного света не хватало, поэтому атмосфера была сонная.
Да, посторонних запахов не было, в метро хорошая вытяжка, но туалет и душ оставляли желать лучшего — а их было мало для такого количества людей.
В общем, люди настолько привыкли жить под землей, что вскоре там образовался настоящий микрогород, который олицетворяет собой Харьков.»
При этом поезда метро тоже замерзали на путях, а их вагоны превращались в такие же убежища для людей, хотя и чуть более комфортные, чем жизнь просто на полу станций. Здесь счастливчики могли даже спать на сиденьях, и в принципе все напоминало вагон первого класса в поезде дальнего следования, который уже оброс жизнью и знакомствами.
Поезда метро напоминали плацкартные вагоны поездов дальнего следования. «Есть такая книга — «Метро 2033″ Дмитрия Глуховского и компьютерная игра из этой книги. Там люди живут под землей, разводят животных, разводят сады. И мы как будто попали в эту самую книгу», — говорит Игорь и Елена, которая провела месяц в поезде харьковского метро на станции Дворец Труда.
На фото Игорь Журавлев из Харькова со своим котом.«Сначала мы жили на перроне, через неделю в одном из вагонов освободились места и мы переехали туда. Там тоже было теплее, и в вагонах можно было закрыться, что создавало иллюзию личного пространства При этом все постоянные жители знали свои места на вокзале и в вагонах, если кто-то уезжал, место освобождалось и в первую очередь везли семью с детьми9.0005
До войны мы жили на Северной Салтовке (Харьковский район, наиболее пострадавший от обстрелов — Эд .) и пробыли там довольно долго уже во время войны. Когда шли обстрелы, они просто прятались в коридоре или в ванной, пользуясь «правилом двух стен». Но в начале марта в соседнюю с нашей квартиру влетел снаряд, там погибла семья, загорелся весь этаж.
После того, как его потушили, мы за полчаса собрали необходимые вещи и документы, взяли с собой нашу кошку-сфинкса и двинулись к метро.»
Ученики вместе со своими хозяевами
Вообще, питомцы, живущие в подземке, — это история, заслуживающая особого внимания. Вместе с хозяевами в метро жили сотни собак и кошек, встречались даже черепахи, хомяки, морские свинки и попугаи в клетках. Все это периодически лаяло, мяукало, хлопало крыльями, терялось, убегало с поводками в туннеле метро, внося еще больший ажиотаж в происходящее.
Иногда казалось, что мы живем в гигантском приюте для животных, вспоминали люди.
Несколько десятков активистов сразу взялись за организационные вопросы, занимаясь заготовкой продуктов, доставкой и раздачей гуманитарной помощи. При этом многие мужчины говорили, что поначалу им было стыдно прятаться в метро, когда наверху город защищали другие с оружием.
«Мы даже однажды собрались, нас было человек 15, и мы подумали — пока мы можем сидеть здесь, надо выйти и записаться в Тероборон. Но потом мы поговорили с полицией и военными — И сказали, что, поскольку у большинства из нас нет армейского опыта, мы станем только обузой, а здесь, внизу, очень нужны мужские руки, чтобы организовать жизнь, помочь, волонтерить, — говорит Игорь. Журавлев.
Жизнь продолжается
После успешного контрнаступления украинской армии угроза прямого захвата Харькова была снята. Да, регулярные обстрелы продолжаются и по сей день, но жизнь харьковчан постепенно наладилась, насколько это возможно в истерзанном войной городе. Общественный транспорт снова заработал, а мэрия решила снова запустить метро.
В начале лета людей стали выселять со станций метро — сначала из самих поездов, потом с перронов.
«Я умолял вас в свое время спуститься в метро и жить здесь, и благодаря этому вы спасли свою жизнь. Теперь моя задача — обеспечить транспортом всех людей, перезапустить экономику, ведь предприятия должны работать и давать жизнь городу», — сказал мэр Харькова Игорь Терехов.
По состоянию на октябрь 2022 года до 90% людей, скрывающихся в метро, постепенно вышли из подполья и либо вернулись домой, либо были переселены в более безопасные районы города. Там им по возможности обеспечивали нормальные бытовые условия, питание и лекарства, детей распределяли в школы и детские сады.