Театральная игра (методические рекомендации и игры) | Материал:
Театральная игра.
(Методические рекомендации и игры)
Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
Методические рекомендации.
Театральная игра способствует:
1. Развитию речи детей.
2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии.
5. Развитию познавательных способностей.
Разновидностями театральных игр являются:
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие-игра.
3. Театрализованный рассказ.
4. Викторина-развлечение.
5. Спектакль-игра.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости отиндивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.
I. Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную
сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
Практический материал.
Речевые игры и упражнения.
1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание наинтонационную выразительность речи.
Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.
«На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!»
« -Был сапожник? — Был!
— Шил сапожник? – Шил!
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки!»
«- Кошка, как тебя зовут?
— Мяу!
— Стережёшь ты мышку тут?
— Мяу!
— Мяу! Хочешь молока?
— Мяу!
— А в товарищи щенка?
— Фрр!!!»
2. «Эхо» ( для детей 4-5 лет).
Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.
Ход: «Мы бродили тёмным бором,
Мы спросили дружно хором:
— Дома ль бабушка Яга?
Лес ответил нам:
— Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –
«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»
Этюды на выражение основных эмоций.
1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
Этюды на воспроизведение черт характера.
1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
Игры на развитие внимания.
1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).
Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» — лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» — пятятся, «Аист» — стоят на одной ноге, «Птицы» — бегут, раскинув руки.
2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).
Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.
Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий — приседает и встаёт и т. д.
3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать активное внимание.
Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза — принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игры на развитие памяти.
1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.
Каждый должен запомнить своё место.
Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.
2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».
Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.
Этюды на выразительность жестов.
1. «Тише» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.
Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.
1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)
2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные — угадывают:
1) «Таня собирает грибы в лесу».
Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.
2) «Олег плавает под водой».
Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.
3) «Катя попала под дождь».
Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
Литература
1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста
(Методические рекомендации и игры)
Введение.
В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования.
Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности.
Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.
Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра.
Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.
При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» — инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.
В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.
Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.
Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
Методические рекомендации.
Театральная игра способствует:
1. Развитию речи детей.
2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии.
5. Развитию познавательных способностей.
Разновидностями театральных игр являются:
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие-игра.
3. Театрализованный рассказ.
4. Викторина-развлечение.
5. Спектакль-игра.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.
I. Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную
сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.
Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.
Акцент делается на модель положительного поведения.
Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).
4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание ; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.
5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.
В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..
6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.
В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.
II. Занятие-игра.
Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.
На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.
III. Театрализованный рассказ.
Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».
IV. Викторина – развлечение.
Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.
Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.
V. Спектакль-игра.
Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.
Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.
Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.
Практический материал.
Речевые игры и упражнения.
1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.
«На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!»
« -Был сапожник? — Был!
— Шил сапожник? – Шил!
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки!»
«- Кошка, как тебя зовут?
— Мяу!
— Стережёшь ты мышку тут?
— Мяу!
— Мяу! Хочешь молока?
— Мяу!
— А в товарищи щенка?
— Фрр!!!»
2. «Эхо» ( для детей 4-5 лет).
Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.
Ход: «Мы бродили тёмным бором,
Мы спросили дружно хором:
— Дома ль бабушка Яга?
Лес ответил нам:
— Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –
«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»
3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.
Ход: «Едем, едем на тележке,
Собирать в лесу орешки,
Скрип, скрип, скрип,
Скрип, скрип, скрип.
Листья шуршат — ш-ш-ш,
Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,
Белка на ветке
Орешки всё грызёт — цок, цок, цок, цок,
Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)
Долго-долго ехали,
Наконец, приехали!»
4. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).
До краёв наполнил большую глубокую лужу
(«бульканье» низкими звуками).
Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).
И дальше побежал («бульканье»)
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)
И букашки (з-з-з)
Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)
И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).
Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).
Вот и пришла весна!»
5. Скороговорки. Чистоговорки.
Цель: Совершенствовать чистоту произношения.
Ход: «Горячи кирпичи!
Соскачи-ка с печи,
Испеки-ка в печи,
Из муки калачи!»
«Тары- бары, растабары,
У Варвары куры стары!»
«Сеня вёз воз сена»
«Палкой Саша шишки сшиб».
«Орёл на горе, перо на орле».
«Жужжит над жимолостью жук,
Зелёный на жуке кожух»
Этюды на выражение основных эмоций.
1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).
Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
4. «Битва» (для детей 6-7 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.
Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-
— Змея — Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.
Этюды на воспроизведение черт характера.
1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).
Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.
«Прямо в комнатную дверь,
Проникает хищный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся-
У него горят зрачки-
Испугаться хочется!
Может это львица?
Может выть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
— Рысь!!
Храбрый мальчик крикнул:
— Брысь!»
4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).
Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.
Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,
Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.
Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.
Игры на развитие внимания.
1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).
Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» — лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» — пятятся, «Аист» — стоят на одной ноге, «Птицы» — бегут, раскинув руки.
2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).
Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.
Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий — приседает и встаёт и т. д.
3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать активное внимание.
Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза — принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.
Ход: Водящий:
Тише, мыши,
Кот на крыше,
А котята ещё выше!
Раз, два, три, четыре, пять,-
С этих пор пора молчать!
Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.
Игры на развитие памяти.
1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.
Каждый должен запомнить своё место.
Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.
2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».
Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
3. «Художник» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать внимание и память.
Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.
4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать наблюдательность и память.
Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.
Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.
Этюды на выразительность жестов.
1. «Тише» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.
Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.
Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.
4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.
Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.
1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)
2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные — угадывают:
1) «Таня собирает грибы в лесу».
Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.
2) «Олег плавает под водой».
Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.
3) «Катя попала под дождь».
Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.
Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит — кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.
Игра продолжается.
4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.
Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.
Литература
1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.
5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.
7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
Игровая методика театральной педагогики как средство всестороннего развития младших школьников
Более 200 лет назад Иоганн Фридрих Шиллер сказал: «Самая настоятельная потребность времени — развитие способности чувствовать…потому, что она служит средством к внедрению лучшего понимания… Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьет он в себе. Человек поймет тем больше мировых явлений, тем больше форм создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретет его разум».
Современные дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. К сожалению, в последнее время компьютеры и телефоны заменили для детей общение со сверстниками, лишили их чувственности. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, именно на этом этапе закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина России.
В течение нескольких лет я использую на уроках и во внеурочной деятельности элементы театральной педагогики. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Разыгрывая роль персонажа, наделённого отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их, или, наоборот, культивировать положительные черты. И самое главное, что это воспитание происходит без нотаций и менторского тона, в процессе игры. Через любимую деятельность детей — игру — стараюсь помочь ребёнку адаптироваться в школе и сформироваться интересной и неординарной личностью. Известный режиссёр К.С.Станиславский сказал: «Творческая личность необходима в любой деятельности».
Я использую на уроках, на переменах театральные игры, тренинги, упражнения на развитие внимания и памяти. Игры можно условно разделить на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие упражнения развивают внимание, выдержку, наблюдательность, быстроту реакции, согласованность действий и т.д. Например, упражнения «След в след», «Нитка и иголка», «Обезьяна и зеркало», сказочные эстафеты «Конёк- горбунок», «Лиса Алиса и кот Базилио» и др.
При знакомстве детей друг с другом провожу игру «Знакомство», в ходе которой нужно по очереди, не перебивая товарищей, назвать свои имя и фамилию.
Специальные театральные игры позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. Театральная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно на занятиях берёт на себя ученик, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию.
Например:
- Игры на превращения предмета или комнаты. Превратите мячик в яблоко, ёжика, котёнка и обыграйте это превращение.
- «Окно». Вы находитесь за толстым стеклом, с помощью мимики и жестов передайте другу информацию.
- «Зёрнышко» или «Яйцо». (Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени). Представьте, что вы яйцо или зёрнышко.
Изобразите, кто или что может появиться из этого предмета.
- «Волшебная палочка». Дети берут в руки карандаш или ручку и «превращают» их расчёску, зубную щетку и т.п.
Выполнение игровых заданий в образе животных и сказочных героев помогает детям лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов. Например: «Мокрые котята» или «Злая кошка», «Насос и надувная кукла», «Снежная королева» или «Снеговик». Сюда же относятся импровизации на заданные темы, этюды, работа над выразительностью жестов. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Мимика и жесты помогают не только овладеть эмоциональной стороной речи, но и служат средством психокоррекции детей (помогают раскрепостить зажатого ребёнка, учат выдержке непоседу и т.д.)
Каждый урок чтения начинаю с упражнений для развития речи, дыхания и голоса.
Дыхательные и артикуляционные упражнения («Зевающая пантера», «Удивленный бегемот», «Горячая картошка», «Колокола» и др.
Работая над выразительностью, предлагаю одну и ту же фразу произнести с разной интонацией: весело, грустно, обижено, как мышка или лисичка и т.д.
Благодаря этим упражнениям, совершенствуется речевой аппарат учащегося, активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Хорошим методом минутного отдыха и моментом переключения на новую достаточно сосредоточенную работу на уроке является упражнение «слушаем, что сейчас за окном (в коридоре, в классе, внутри меня)». По услышанным звукам и шорохам дети представляют себе реальные картины и как бы восстанавливают привычный ход мыслей.
На уроках русского языка и чтения при знакомстве с лексическим значением слова предлагаю изобразить с помощью мимики и жестов загаданное слово. Данное упражнение помогает ребёнку глубже понять значение многих слов, сделать речь более эмоциональной.
На уроках природоведения и чтения использую знания детей о повадках животных, об особенностях растений. Например, ученик молча показывает движение белки, особенности поведения зверька в лесу летом, зимой, осенью. А затем сам ученик или ребята комментируют его движения. Данное упражнение развивает наблюдательность, повышает уровень осведомлённости, обогащает личный опыт учащихся. Нравится ребятам упражнения «Зернышко» или «Яйцо». Дети показывают, что может появиться из маленького зернышка или яйца. Эти упражнения нацелены на развитие веры, фантазии, активизируют мыслительную деятельность.
На уроке чтения можно предложить детям сыграть живую картинку, используя иллюстрации к тексту произведения. Более сложный вариант — без использования иллюстраций. Ученики-зрители должны найти слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картинкой.
Развивают воображение, пополняют словарный запас, активизируют ассоциативное мышление, развивают быструю реакцию такие игры, как «Волшебная корзинка» (подбор слов на заданную тему), «Сочини сказку», «Расскажи сказку от имени героя», «Придумай диалог» (например, между Колобком и Репкой, Буратино и Незнайкой). В процессе театральных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
В списке театральных упражнений для начальной школы существует серия специальных заданий. «Одно и то же дело делаем по-разному». Каждый ребенок разыгрывает живую картинку, по которой нужно отгадать: кто этот человек, что он делает, где находится.
Например, задание «иди». Возможные варианты:
а) иди по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) иди по горячему песку;
в) иди по палубе корабля;
г) иди по бревну или по узкому мостику;
д) иди по узкой горной тропинке.
Развивают внимание, выдержку, согласованность действий, умение действовать с партнером такие игры, как «Эстафета», «Капитаны», «Как один», «Ай да я!» и др.
Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Например, «фраза по кругу» — дети произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией и громкостью; «главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.
Благодаря театральным упражнениям, я могу влиять на реализацию индивидуально накопленного опыта своих учеников, понять слышали ли они вежливую речь и научить детей её законам: дослушивать того, кто к тебе обратился, отвечать, подумав. На наших занятиях мы учимся культуре речи, учимся общаться друг с другом и с другими людьми, отстаивать своё мнение и уважать чужоё.
Через ролевые игры, тренинги мы знакомимся с правилами поведения в школе, на улице, в общественных местах, учим правила этикета и уважительного отношения к людям.
Итогом этой работы являются такие внеклассные мероприятия как «День матери», «Праздник первой отметки», «Осенины», «Мой край родной», «Под Рождественской звездой», «Новогоднее телеобозрение», «Стояли со взрослыми рядом» и т.п., где учащиеся и выступают в роли ведущих, разыгрывают сценки, исполняют песни и танцы. Готовясь к этим мероприятиям, учащиеся знакомятся с историей своей страны, с обрядами и традициями своего народа. Ребятам нравится подбирать костюмы, гримироваться, репетировать.
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В наших представлениях принимают участие все ребята. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Готовясь к нашим мероприятиям, подбираю такой материал, который обогащает жизненный опыт ребёнка, пробуждает интерес к новым знаниям, расширяет творческие возможности каждого ребёнка. Со 2-ого класса включаю ребят в процесс подбора материала и подготовки к нашим мероприятиям. Подбирая материал к викторинам, конкурсам, театрализованным представлениям, дети учатся работать со справочной литературой, расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, т.е. развивают речь. Благодаря этой работе, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Детей нужно только «зажечь», подвинуть к самотворчеству, а остальное они всё сделают сами и смогут реализовать замысел без постоянной опеки учителя. Готовясь, к КВНам, конкурсам, инсценировкам ребята разбиваются на творческие группы, распределяют роли, подбирают музыку, костюмы, репетируют. Мне остаётся только немного направлять и корректировать работу ребят. Я стараюсь не навязывать ребятам своего мнения, даю им возможность проявить инициативу и творчество. Вовремя подготовки к этим мероприятиям ребята учатся работать в группах, проявляют организаторские способности, пробуют себя в роли режиссёра, постановщика, учатся слушать и слышать друг друга.
Театрализованные представления помогают детям лучше познакомиться с традициями и обрядами нашего народа, воспитывают чувство патриотизма и любви к своей Родине. Мы показали такие представления, как «Осенины», «Под рождественской звездой», «Стояли со взрослыми рядом», «Как хорошо, что есть театр!», «Как на Руси Новый год отмечали»и др.
Дети вместе со своими героями сопереживают, сочувствуют, радуются. Хочется верить, что пропустив через себя чужую боль, ребёнок не захочет причинить боль другому человеку или живому существу.
«По-моему, самое важное — воспитать в маленьком человеке интерес к другим, стремление понять всех, подчас похожих на самого себя, а подчас и не похожих, но достойных внимания живых существ, — писала Н.Сац, основательница Детского Музыкального театра «Синяя птица»
Литература
- Гиппиус С.
В. Гимнастика чувств. — Л.: Искусство, 1967.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. — М.: Школьная пресса, 2010.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.
- Чистякова М. Психогимнастика. — М., 1990.
- Уроки театра на уроках в школе./ Сост. А.П.Ершова. — М., 1992.
10 лучших импровизационных игр для детей
Импровизационные (или для краткости импровизации) игры — отличный инструмент для обучения детей и развития у них новых навыков. С помощью этой формы игры дети заводят дружеские отношения, укрепляют языковые и коммуникативные навыки и узнают об окружающем мире. Это еще не все, они также научатся работать вместе, решать проблемы и повышать концентрацию.
Независимо от того, есть ли у вас дети дома или вы работаете с детьми каждый день, если вы сможете найти способ включить некоторые импровизационные игры в их обычное расписание, вы поможете им развить необходимые навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, при этом имея много удовольствия в процессе!
Содержание
- 1.
Одно слово за время
- 2. Сумка для пропора
- 3. Чужое, тигр, корова
- 4. Головы вверх
- 5. Крест круг
- 6. Popcorn
- . 7. Групповая заморозка
- 8. Тот же круг
- 9. Ходят слухи
- 10. Перекрещиваются по-разному
1. Одно слово за раз
Количество игроков в парах: , небольшие группы (2-5) или большие группы (5+)
Возрастная группа: 7+ лет
Время/продолжительность игры: Дети могут играть в эту игру в течение любого времени, но от 1 до 10 минут должно быть достаточно.
Развитые навыки: Эта игра помогает детям развивать свои творческие способности и навыки рассказывания историй, обучая их тому, как участвовать в групповой обстановке.
В этой игре дети вместе рассказывают историю. При игре в группе дети садятся в круг и по очереди добавляют слово, чтобы вписаться в повествование после повторения слов, которые были раньше. Если играть быстро, эта игра отлично подходит для поощрения свободного мышления. Например, Ребенок 1 может сказать «Однажды…», Ребенок 2 может сказать «Однажды…», Ребенок 3 может сказать «Однажды…» и так далее.
2. Мешок для реквизита
Количество игроков: Дети могут играть в эту игру парами, но небольшие группы также подходят. С реквизитом действует один человек, а два или более человека могут угадывать.
Возрастная группа: 7+ лет
Время/продолжительность игры: 3-5 минут на демонстрацию
Развитые навыки: Эта игра поощряет творчество и нестандартное мышление у детей.
В этой игре один ребенок выбирает реквизит и проводит короткую демонстрацию перед аудиторией, используя предмет не по назначению. Идея состоит в том, чтобы использовать реквизит оригинальным или юмористическим способом. Примером может служить использование обуви в качестве телефона. Вы можете проявить творческий подход к выбору доступного реквизита, но иногда самые забавные результаты получаются из самых скучных предметов.
3. Чужой, Тигр, Корова
Количество игроков: В эту игру могут играть вместе 3–5 детей
Возрастная группа: 7+ лет Продолжительность игры
3
: 10-20 минутРазвитие навыков: Эта игра побуждает детей работать вместе в команде и развивать ранние навыки наблюдения.
Цель этой игры состоит в том, чтобы каждый игрок был одним и тем же персонажем: инопланетянином, тигром или коровой.
- Инопланетянин : Держите указательные пальцы вертикально к голове, произнося «Блиб Блиб»
- Тигр : Вытяните одну руку, как клешню, и скажите «Рев!»
- Корова : Наклонитесь и держите одну руку на животе, произнося «муу»
Как и в «Камень, ножницы, бумага», кто-то говорит «Чужой, Тигр, Корова», и все игроки выбирают персонажа для подражания. Помня о конечной цели, игра продолжается до тех пор, пока все не выберут одного и того же персонажа, а не пытаются устранить друг друга, как в «Камень, ножницы, бумага». Он использует аналогичную концепцию, но превращает ее в командную игру.
4. Heads Up
Количество игроков: Эта игра лучше всего подходит для групп от 7 детей 20 минут, в зависимости от того, сколько времени потребуется игрокам, чтобы быть устраненными.
Развитые навыки: Эта игра полезна для обучения детей концентрации и развития невербального общения и личных связей.
Чтобы играть один на один, детям нужно встать в круг. Ведущий объявляет: «Головы вниз», и все опускают головы. Когда ведущий говорит «Внимание», все поднимают головы. Если дети смотрят друг на друга после поднятия головы, они выбывают из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
5. Пересеките круг
Количество игроков: Эта игра подходит для больших групп, не менее 6 детей
Возрастная группа: 7+ лет
3 9003 : 5-10 минут
Развитые навыки: Эта игра заставляет детей двигаться, слушать и использовать свое воображение, чтобы изобразить свою роль.
Дети, стоящие в кругу, получают номера 1, 2 или 3. Ведущий просит одну из групп (1, 2 или 3) пересечь круг, разыгрывая роль по выбору ведущего. Роль может быть своего рода танцем, притворяясь определенным животным, или чем-то, что каким-то образом влияет на движение (зыбучий песок, лед и т. д.). Роль также может представлять собой самолет, плавание или что-то еще, что вы может придумать для них, чтобы отыграть. Есть еще одна игра-импровизация с таким же названием.
6. Попкорн
Количество игроков: Подходящий размер группы для этой игры составляет от 5 до 10 детей, в зависимости от их возраста и развития.
Возрастная группа: 5+ лет
Время/продолжительность игры: 5 минут
Развитые навыки: Эта игра отлично подходит для того, чтобы зарядить детей энергией и вовлечь их во время обучения совместной работе в группе.
Это веселая игра-разминка, которая вовлекает детей в игру и заставляет их двигаться. Он начинается с того, что все ложатся или садятся на корточки. Ведущий направляет детей через деятельность, рассказывая им, что происходит. Все начинают как попкорн, а пол — как сковороду.
Когда сковорода нагреется, попкорн начнет лопаться. Детям будет предложено двигаться вместе, как группа, подпрыгивая и хлопая в ладоши, когда кукуруза «лопается», постепенно усиливаясь по мере того, как сковорода нагревается все больше и больше.
7. Заморозка группы
Количество игроков: Эта игра хорошо подходит для больших групп (10+ детей), но имейте в виду, что чем больше группа, тем сложнее она может быть.
Возрастная группа: 9 лет0038 7+ лет
Время/продолжительность игры: 10-20 минут
Развитые навыки: Эта игра отлично подходит для обучения детей навыкам концентрации и осознания своего окружения.
Цель этой игры — «заморозить» всю группу. Дети будут ходить по комнате и кто-то перестанет двигаться. Как только другие игроки заметят замороженного игрока, они перестанут двигаться. Это будет продолжаться до тех пор, пока все не перестанут двигаться. Вы можете нажать на первого ребенка, чтобы подать сигнал, что ему пора остановиться, указать на него, подмигнуть ему или каким-либо другим относительно незаметным способом предупредить его — или просто позволить одному из детей остановиться самостоятельно.
8. Один и тот же круг
Количество игроков: Группа примерно из 10 детей подойдет для этой игры.
Возрастная группа: 7+ лет
Время/продолжительность игры: 5-20 минут в зависимости от размера группы.
Развитые навыки: Эта игра отлично подходит для того, чтобы научить детей сосредотачиваться и обращать внимание на мелкие детали.
Все встают или садятся в круг. Ведущий начинает игру легким жестом или звуком. Человек рядом с ним будет копировать жест, который выполнил человек непосредственно перед ним, проходя весь круг. Цель состоит в том, чтобы сохранить жест точно таким же без каких-либо изменений. Игра будет продолжаться с новым ведущим и жестом/звуком, пока все не закончат свой ход.
9. Ходят слухи
Количество игроков: 5-10 детей
Возрастная группа: 10 лет +
Время/длина: 10-20 минут
навыки. Разработано: Это упражнение отлично подходит для укрепления памяти у детей и поощрения творчества.
Эта забавная игра похожа на классическую игру Телефон. Когда группа сидит в кругу или рядом друг с другом, кто-то начинает игру, указывая на другого человека и шепча ему глупые слухи. Этот человек добавит слух и поделится им с человеком рядом с ним. Это продолжается до тех пор, пока не достигает человека, сидящего рядом с человеком, о котором ходят слухи. Этот человек поделится с группой цепочкой слухов.
10. Крест по-разному
Количество игроков: Эта игра подходит для групп любого размера; 3 + дети
Возрастная группа: 7 лет +
Время/продолжительность игры: 5-15 минут
Развитые навыки: Эта игра отлично подходит для развития крупной моторики и развития творческих способностей.
Эта игра похожа на «Пересеки круг», но вместо того, чтобы звать пронумерованную группу детей, одного ребенка просят пересечь круг любым удобным для него способом — бежать, прыгать, прыгать и т. д. Когда этот ребенок пересек , они скажут другому ребенку перейти другой путь. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пересекут круг.
Распространяйте любовь
Чтобы импровизация была успешной, учащиеся должны быть в состоянии концентрировать внимание, помнить, что недавно было сказано или сделано, чтобы не отклоняться от сцены, и контролировать свое тело, чтобы случайно не столкнуться с другими актерами. Многие навыки внимания формируются в драматических играх, которые также улучшают рабочую память. Они также часто улучшают навыки слушания (хотя позже в этой главе будет специальный раздел, посвященный улучшению навыков слушания). Телефон Затрагиваемые цели: внимание, навыки слушания и рабочая память. Требования к помещению: достаточно места для того, чтобы группа могла сидеть в кругу на стульях. Участие учителя/консультанта: тренер. Рекомендуемые расходные материалы: Если вы хотите закрепить урок из одного из ваших академических уроков, вы можете напечатать фразы, относящиеся к этому уроку, на листках бумаги, чтобы ученики могли выбирать. Группа садится в круг. Первый игрок составляет фразу (или выбирает фразу с листка бумаги) и шепчет ее игроку справа или слева от него. Фраза передается по кругу, и когда она доходит до последнего игрока, тот говорит вслух то, что услышал. Если группа обращала внимание, внимательно слушала и использовала свою рабочую память, фраза останется той же. Если фраза отличается, выясните, где она изменилась и изменилась ли она более одного раза. Согласные создают «форму» или «скелет» слов. Другими словами, согласные «делают произносимое слово понятным», особенно те, которые находятся в конце слогов (Lessac, 1967, стр. При изменении или потере согласных изменяется или теряется все слово. Без правильно написанного Т слово написало вполне может быть услышано как ехал, мошенник, чалый, бродил, веревка, халат, роль, роув, роза, жаркое, или роуч… Ваша речь улучшится почти сразу, если вы будете помнить и соблюдать правило, согласно которому, хотя существует некоторая терпимость к ошибкам в произношении гласных, практически нет терпимости к ошибкам в произношении согласных. (Лессак, 1967, стр. 129) Есть ряд согласных, называемых родственными, которые образуются одинаково с губами, языком и/или ртом. Например, b и p произносятся губами в похожей конфигурации, но b произносится с помощью голосовых связок, а p создается дыханием, а не голосовыми связками. Это верно и для: д и т г и к в и ф z и песок есть четыре комплекта дифтонгов: th как при дыхании по сравнению с th как при дыхании zh как удовольствие против sh как желание dg как в суде против ch как в церкви дз как в намерениях против тс как в физиках Слова, в которых используются эти согласные звуки, могут быть расслышаны неправильно, если говорящий не уделяет достаточно времени завершению и/или озвучиванию первых звуков родственной пары (б, д, г, в, з, й, ж, дг, дз ) или если они do озвучить второй звук родственной пары (p, t, k, f, s, th, sh, ch, ts) (Lessac, 1967, стр. Лидер может создавать фразы, состоящие из слов, использующих эти согласные и однокоренные слова. Это заставит учащихся использовать свои навыки артикуляции, а также навыки слушания, когда они играют в телефон. Backwriting (тактильная версия телефона) Затрагиваемые цели: Навыки внимания, Сенсорная интеграция, Последовательность, Командная работа и Очередь. Требования к пространству: достаточно большое пространство, чтобы разместить от четырех до шести параллельных рядов студентов. Участие учителя/консультанта: Лидер. Создайте от четырех до шести прямых рядов игроков. Линии должны быть параллельны друг другу, и игроки в каждой линии должны смотреть вперед. Ведущий придумывает список из четырех, пяти или шести буквенных слов (в зависимости от количества строк). Ведущий обводит указательным пальцем по одной букве слова на спине каждого игрока в конце строки. Если игрок не распознает букву, он может попросить повторить ее поиск. Полезный совет: поскольку в английском языке чтение идет слева направо, не забудьте проследить буквы в противоположном порядке в конце строки (справа налево), чтобы они оказались в правильном порядке, когда они достигают начала строки. линия. После того, как все последние игроки в шеренге получат свои письма, Ведущий говорит: «Иди», и они начинают передавать свои письма по цепочке. Игроки могут попросить повторить письмо, если они не думают, что понимают его. Затем они передают его человеку перед ними. В этой игре точность важнее скорости. Когда письмо оказывается в начале каждой очереди, первый человек в очереди должен либо написать его на маленьком листе бумаги, либо тихо прошептать его Ведущему, который переместился в начало очереди. Когда все буквы окажутся впереди, каждый игрок слева направо скажет вслух, какую букву, по их мнению, он получил. Если все буквы были распознаны и переданы правильно, они составят слово. В эту игру можно играть на соревновании, начисляя очки линиям каждый раз, когда они правильно вводят букву в слове, но часто всем веселее, если они просто пытаются вместе составить слово по буквам. Это может быть отличным упражнением при вводе новых слов для правописания или при подготовке к тесту по правописанию или словарному запасу. Капитан идет Затрагиваемые цели: Контроль над телом, Следование указаниям, Навыки слушания, Пространственное восприятие, Работа в команде и Рабочая память. Требования к помещению: Большое открытое пространство, в котором учащиеся могут двигаться. Участие учителя/консультанта: вызывающий абонент (капитан) и тренер. Вызывающий начинает как капитан и отдает различные команды. У игроков/моряков есть действия для каждой команды или формирования: «Капитан идет!» Все стоят по стойке смирно и отдают честь капитану. «На корабль!» Все переходят в правую часть комнаты. «На берег!» Все переходят в левую часть комнаты. «Человек за бортом!» Два матроса: один опускается на одно колено, а другой стоит сзади, положив одну руку на коленопреклоненное плечо. «Воронье гнездо!» Три моряка стоят спиной к спине и сцепляют руки в локтях, образуя воронье гнездо. «Столовая столовая!» Четыре Моряка сидят по обе стороны воображаемого квадратного стола и делают вид, что жадно едят, издавая громкие неприятные звуки еды. «Пройди по доске!» Пять Матросов стоят в шеренгу гуськом, положив руки на плечи Моряку перед собой (кроме, конечно, первого Моряка). Чтобы Моряки не толкались, не толкались и не бегали, чтобы попасть в строй, попросите их сосредоточиться на запоминании количества Моряков, необходимого для каждого строя. Точность важнее скорости с точки зрения улучшения рабочей памяти (и безопасности). Если после формирования строя остались лишние Матросы, это нормально. Они не «вне». Попросите их помочь вам тщательно проверить все группы, чтобы увидеть, не нужен ли какой-либо из конфигураций еще один моряк. Если он нужен, они могут присоединиться к нему, а если нет, они могут вернуться в игру в следующем раунде. Если у игроков проблемы с оперативной памятью или слуховой обработкой, начните игру с первых трех или четырех команд. Добавьте другие позже. Это та игра, которую ученики так любят, они хотят играть в нее снова и снова, поэтому будет время выучить все формации. Могут быть созданы другие формации, чтобы добавить к этим ИЛИ может быть изобретена совершенно другая версия. Например, для класса, изучающего Робин Гуда, команда может быть «Робин идет!» «В Шервуд!» «В Ноттингем», и для важных моментов или мест в истории можно было создать различные формации. Для класса, изучающего питание, команды могут быть такими: «Шеф-повар идет!» «На кухню!» «В столовую!» и для каждой пищевой группы можно было придумать разные формы. Работая над спектаклем о Candyland, хореограф создал версию этой игры, в которой каждое образование представляло собой отдельный вид торта или конфеты. «Twizzlers» — это каждый человек, стоящий прямо и выкручивающий ноги и руки вверх! В поисках партнера со звуком Цели: контроль над телом, навыки слушания, сенсорное восприятие и пространственное восприятие. Требования к пространству: Большое открытое пространство, где ученики могут двигаться. Участие учителя/консультанта: тренер и наблюдатель. Требуемые припасы: Повязки на глаза каждому игроку. Класс делится на пары. Каждая пара выбирает звук, который они будут издавать, чтобы найти друг друга (один и тот же звук, чтобы они совпадали). Прослушайте все звуки и убедитесь, что они разные. Пусть партнеры разделятся и разойдутся по разным сторонам комнаты. Если вы можете доверять своим ученикам, чтобы они держали глаза закрытыми, отлично. Если нет, используйте повязки на глаза. Учащиеся начинают издавать звуки достаточно тихо, чтобы можно было услышать разные звуки. Они медленно движутся навстречу друг другу, стараясь приблизиться к звуку, но при этом стараясь не натыкаться на других людей. Поскольку другие издают шум при движении, их можно избежать. Когда все пары найдут друг друга, раунд окончен. Полезный совет: если вы хотите, чтобы некоторые учащиеся выполняли роль наблюдателей для обеспечения безопасности учеников с завязанными глазами, пусть половина класса играет одновременно. Полезный совет: убедитесь, что эта игра не проводится как соревнование, где победителями становятся пары, которые первыми найдут друг друга. Это заставит учеников бежать или мчаться на звук своего партнера, и в конечном итоге они либо натыкаются на других, либо спотыкаются, падают и травмируют себя. Эльфы Санты Затрагиваемые цели: Навыки аудирования и сенсорная осведомленность. Требования к месту: Игроки стоят в большом кругу. Участие учителя/вожатого: Игрок. Необходимые материалы: повязки на глаза. Все встают в круг лицом внутрь. Один человек добровольно становится Им и становится в центре круга с завязанными глазами. Игроки ходят по кругу и поют песню. Это может быть Jingle Bells или другая песня, которую все знают в любое время года. По окончании песни группа останавливается. Игрок прямо перед ним спрашивает: «Что бы вы хотели на Рождество?» или «Ты был хорош в этом году?» или другой вопрос, который может задать один из эльфов Санты. Полезный совет: если у вас есть класс, который отлично умеет издавать смешные голоса, вы можете дать ему три предположения. Ведь у Дочери Мельника было три возможности угадать имя Румпельштильцхена. Полезный совет: Если игрок, который является Оно, не угадает после трех раундов игры, попросите добровольца занять его место. Полезный совет: если вы предпочитаете не использовать Эльфов Санты для игроков в кругу или если вы чувствуете, что это ограничивает время года, в которое вы можете играть в эту игру, вы можете переименовать игру в Королевские слуги или Робин Гуда. Веселые мужчины и женщины. По-прежнему можно было использовать забавные голоса, и игроки задавали вопросы, которые могли бы задавать эти персонажи. |
Сила игры и потребность в игре — Spolin Games Online
Игра создает счастливое эмоциональное состояние организма в целом.
Игра включает в себя социальные ценности, как никакое другое поведение. Дух игры развивает социальную приспособляемость, этику, умственный и эмоциональный контроль и воображение. Это более сложные приспособления, которые ребенок усваивает в процессе игры. В игре постоянно вносятся коррективы в новые ситуации. Игровой опыт может подготовить человека к целеустремленности в неигровой деятельности, поскольку настоящая игра создает стимул использовать свои лучшие способности. Через игру человек может развить в себе уверенность в себе и своих силах . – Нева Л. Бойд, из эссе «Теория игры».
Действие требует присутствия. Игра порождает это состояние. — Виола Сполин .
Виола Сполин могла бы сказать, что для полноценной и радостной жизни необходимо присутствие – и игра порождает это состояние.
Когда мы играем, наше физическое и психическое состояние сливаются в единое целое, посвященное только насущной проблеме – игре. В конце концов, игра — это всего лишь задача (или набор задач), которую нужно решить. Когда мы по-настоящему играем, включается наша интуиция, и наш разум полностью сосредотачивается на проблеме, которую игра просит нас решить. Действие и мысль сливаются в единое сознание, чтобы заниматься исключительно игровой деятельностью.
Игра освобождает нас от прошлого и наших призрачных голосов [1] и переносит наше внимание в настоящее. Страх и воспоминания о прошлых неудачах или обидах исчезают, потому что для них просто нет места в настоящем. Мы освобождаемся от рабства наших прошлых ран и не можем предвидеть негативное будущее. В Сейчас просто нет времени для прошлого или будущего. Мы называем это развлечением — пиковым опытом. Веселье — это противоядие от болезней нашего времени. Веселье производит объединение ума и тела и создает полное вовлечение[2]. Веселье не тривиально, оно необходимо. Вопреки пуританской концепции, согласно которой жизнь — это страдание, а целью является принятие страдания, цель жизни — взращивание счастья. Жизнь должна быть веселой.
Что интересного в развлечениях?
Веселье — это не бегство от реальности. Это дверь в реальность. Веселье — это психологическое состояние, при котором отношение и суждения приостанавливаются, а разум и тело действуют в гармонии для достижения цели. Физиологически, когда мы развлекаемся, наш пульс немного учащается, наше сознание расширяется, а наши чувства обостряются. Мы принимаем вызов и принимаем неизвестный исход игры с положительным ожиданием. Мы воспринимаем любую деятельность как забаву, пока мы полностью отдаемся ей без осуждения. То, что рассматривается как развлечение, а не как рутина, стирает всякое ожидание осуждения или одобрения или неодобрения других. Мы играем в игру для себя — ради игры.
Что портит удовольствие?
Осуждение и мнение блокируют поток и мешают веселью. На самом деле любая деятельность, которая отвлекает наше внимание от полного участия в самостоятельно выбранной задаче, портит удовольствие. Виола Сполин в своей книге «Импровизация для театра » определяет судейство как; Играйте осторожно, прежде чем действовать; отсутствие выбора действовать спонтанно: субъективное определение хорошего/плохого, правильного/неправильного на основе старых систем отсчета, культурных или семейных моделей (личных), а не свежей реакции на момент переживания; наложение.
Суждение во время игры вызывает раскол «я», и единство разума и тела распадается на фрагменты критической мысли: «Ну, это было хорошо». Или: «Я мог бы сделать это немного лучше» или «Я не могу сделать это». Любое самосознание в игровой деятельности снижает полное внимание к рассматриваемой проблеме. «Я» разделено на различные «я». Начинается внутренний диалог, сознательно или бессознательно. Новой проблемой становится беспокойство о вашей способности действовать или критически мыслить (интеллектуализация) во время игры. Проблема игры становится вторичной, и основное внимание теперь уделяется себе (субъективному), а не задаче (объективной). В крайних случаях расстройства развиваются из-за чрезмерного суждения о себе и затемняют истинное самосознание и объективность.
К сожалению, мы выросли в культуре, которая поощряет самосознание. «Думай, прежде чем говорить», «Знай, куда идешь», «Имейте план», «Вот как вы должны это сделать». Школы учат больше наизусть и меньше на опыте. Они учат нас, что думать, а не как думать. Они сосредоточены на накоплении интеллектуальной информации и тестировании удержания. Мы меньше учимся на реальных действиях (следы и ошибки) и полагаемся на других, которые уже решили, какие уроки мы должны извлечь из назначенного задания (родителей, учителей и начальников). Мы работаем, чтобы угодить им как властям, а не себе. Эта модель работы, чтобы угодить другим, создает семена созависимости. Сполин назвал эту болезнь нашего времени синдромом одобрения/неодобрения.
Синдром одобрения/неодобрения не только искажает удовольствие, но и создает плохой мотив для жизни. Реакции одобрения/неодобрения бывают нескольких форм.
- Конформизм (пассивность, апатия, зависимость, потеря творчества)
- Восстание (гнев, негатив, запугивание, манипуляция)
- Изъятие или побег (зависимость, депрессия, пугливость)
Если мы играем ради того, чтобы получить чье-то одобрение или избежать чьего-то неодобрения, удовлетворение от игры само по себе исчезает, уступая место удовлетворению от того, что нас ценят посторонние. Вы смотрите на других, чтобы подтвердить ваши усилия. Это потеря личной свободы. Играйте в игру ради нее самой, и у вас больше шансов стать свободными. Настоящая игра создает жизненную силу, счастье и удовлетворение.
Исцеляющая сила игры ради нее самой;
Два случая настоящего времени играют с облегчением боли травматического фона.
Семинар «Дети ночи»:
В 1989 году я провел семинар в «Дети ночного приюта» — самой замечательной программы в Лос-Анджелесе, посвященной привлечению детей-проституток в возрасте 11–17 лет и оказанию им помощи в том, чтобы оставаться на улице. и помощь в поиске лучшей ситуации. Большинство детей, ставших жертвами проституции, сначала стали жертвами родителя или опекуна. Большинство из них подверглись пыткам со стороны вероломных сутенеров, и многие дают показания в длительных судебных процессах против сутенеров, которые заставляли их работать проститутками. В большинстве случаев у этих детей нет подходящих домов, куда они могли бы вернуться, и единственный родственник, который является подходящим опекуном, может жить далеко от родного города ребенка.
Мастерская игр была преимущественно ориентирована не на театр, а на более развлекательный характер, но в моем выступлении решающее значение имела атмосфера непредвзятости. Структура класса была строгой; необходимо для детей без границ, и в комнате было ощущение напряжения, похожее на тюрьмы и реабилитационные центры, где часто нарушаются границы.
Мы начали с игры под названием «Когда я поеду в Калифорнию». Это игра на память, в которой каждый человек в кругу говорит: «Когда я поеду в Калифорнию, я возьму чемодан (или любой другой необходимый предмет)». Второй говорит: «Когда я поеду в Калифорнию, я возьму чемодан и шляпу. Третий берет чемодан, шапку и что-то новое. Каждый игрок берет в точном порядке все, что было упомянуто, и добавляет еще одно. Игра продолжается до тех пор, пока становится трудно уследить. Каждому игроку назначается буква для написания ПРИЗРАКА для каждого провала в памяти, пока не останется всего несколько игроков.
Важно было, чтобы я как тренер тоже играл. Игра основана на памяти, и профессиональное актерское мастерство в этой игре не является проблемой.
Когда игра началась, некоторые дети, подозрительно относившиеся ко мне как к взрослой и потенциальной угрозе, проверили мою реакцию на их ситуацию, выбрав так называемые шокирующие вещи, чтобы «взять с собой в Калифорнию». «Когда я поеду в Калифорнию, я возьму с собой вонючий хучи, набор работ, упаковку презервативов, фаллоимитатор и т. д. Когда подошла моя очередь, я повторил список их «инструментов торговли» и добавил: пара солнцезащитных очков. Я не делал различий и не оценивал объекты, пока играл. Ухмылки и хихиканье исчезли после одного раунда. Следующий раунд стал предметами реальной необходимости, деньгами, машиной, моим плюшевым мишкой, любимой пижамой, младшими братьями и т. д. Я стал товарищем по игре без осуждения, и игра стала энергичной и веселой.
После игры я ничего не комментировал, а перешел к другой. Это не превратилось в «урок», который бы насторожил детей. Остальная часть семинара прошла, как и любой другой, со смехом и большим весельем, и у детей была возможность поиграть и повеселиться без бремени брани или даже заботливых, благонамеренных взрослых (скрытая снисходительность). В игры играли снова и снова в течение оставшейся части месяца, давая детям и воспитателям возможность отдохнуть от модели «реабилитации», которая окрашивала многие другие занятия. Суждение превращает развлечение в «урок».
Мастерская Out of Darkness Gallery:
В Торрансе, Калифорния, художественная галерея Out of Darkness была создана, чтобы помочь жертвам сексуального насилия над детьми исцелиться с помощью арт-терапии. Я провел мастер-класс по интерактивным играм для взрослых художников, которые пережили сексуальное насилие над детьми и использовали арт-терапию, чтобы помочь им справиться с проблемами боли, предательства и ужаса. Произведения искусства были действительно мощными и часто тревожными. Эта атмосфера «работы» над исцелением прошлого создавала ощущение, что я работаю в отделении для пострадавших. Многие художники испытывали сильный страх и робость. Виктимизация стала их личностью.
Мы начали с игры 3 Changes, игры наблюдения. Два игрока смотрят друг на друга, затем поворачиваются, делают три изменения в своей внешности, а затем поворачиваются назад и определяют каждое изменение на своем партнере. Это привело к зеркальным играм, а затем ко все более и более сложным, но веселым играм, без упоминания того, что каждая игра должна была произвести в игроках. Семинар произвел много смеха и энергии. Я получил письмо от одной участницы, в которой говорилось, что семинар был похож на «отпуск от себя», и она очень ценила время, проведенное вдали от своего прошлого.
Смена парадигмы для более счастливой жизни: важно не то, выигрываете вы или проигрываете, а то, КАК вы играете в игру
Какой бы банальной ни стала эта фраза, она является истинной мудростью. Рассматривайте проблему как игру; решить задачу как в игре. Игра превращает то, что вы «должны», в то, что вы «хотите делать». Каждая проблема может быть помещена в игру, а сопротивление игре может быть решено с помощью более простой игры.
Игра производит автономное действие. Сопротивление (застенчивость) работе над проблемой исчезает, если подойти к проблеме как к игре.
Игра производит присутствие. Присутствие — это все, что есть: прямо сейчас! Пребывание в настоящем побуждает к правильным действиям и создает радостную жизнь. Игра – это наше право по рождению, и мы всегда должны лелеять возможность играть. Хорошей новостью является то, что этот опыт всегда под рукой в тысячах доступных игр.
Гэри Шварц, 2003 Норт-Бенд, Вашингтон
[1] GHOS TLY V OICES: Прошлое; эмоциональная зависимость от правил поведения, тонко вплетенных в наши голоса, психику и жесты родителями, учителями, супругами, учреждениями, работодателями, диктаторами и культурой. Виола Сполин, «Импровизация для театра», издательство Северо-Западного университета.