Настольная игра Это моя война (This War of Mine: The Board Game)
В большинстве игр мы видим войну со стороны солдат или полководцев, разделивших мир на своих и чужих и упорно идущих к свой цели. Но часто ли мы задумываемся о том, что за фигурками солдатиков скрываются человеческие жизни?
Создатели игры «Это моя война» поставили перед собой задачу рассказать о другой стороне сражений, о том, как война ломает жизни простых людей, разбивая судьбы и ожесточая сердца. Участникам игры предстоит взглянуть на боевые действиями глазами гражданских, оказавшихся в самом эпицентре. Сможете ли вы пережить все ужасы войны, сохранив человечность?
Раз-два, идут колонны солдат на мирные города
«Это моя война» это кооперативная игра, в которой для победы главным героям необходимо дожить до конца войны. Под управлением игроков будут обычные гражданские, каждый со своими привычками и пристрастиями – кто-то впадает в депрессию без сигарет, кто-то тяжело переживает недоедание и т.п. Параметров у персонажей не много, основные показатели отвечают за объем переносимого груза, боевые навыки и стрессоустойчивость.
Одна из главных особенностей «This War of Mine» – книга сюжетов, которая выполняет функцию генератора случайных событий, каждый раз наполняющего игру новыми сюжетами, ставящими участников перед нелегким выбором. Принятое решение может сказаться на дальнейшем ходе партии, добавив в игру новые предметы или возможности.
Вторая отличительная черта игры – отсутствие элементов, за которые отвечает конкретный участник. Игра не масштабируется, поэтому неважно будете играть вы в нее в одиночку или в большой компании. Правила предлагают игрокам делать различные действия поочередно, передавая друг другу «дневник», в котором кратком описаны все игровые фазы. Честно говоря, решение специфическое. В первую очередь потому, что героям тяжелее сопереживать, не ощущая личной ответственности за них. Но это, скорее всего, сделано намерено, так как персонажи постоянно будут попадать в тяжелые ситуации, часто имеющие трагические последствия.
Правила изложены тоже довольно необычным образом – информация о структуре хода подается постепенно и разнесена по разным параграфам книги. Все бы ничего, но есть еще и продвинутые правила, которые многие игнорируют, не замечая. Хотя они вполне логичны и ничуть не усложняют игру. Скорее, наоборот, помогают начать партию в лучших условиях. На форуме BGG даже есть отдельная запись на эту тему с говорящим заголовком «Secret advanced rules».
Сам же игровой процесс достаточно прост. Каждый ход начинается с розыгрыша карты события и добавления новых жетонов холода, отражающих постепенное промерзание убежища выживших. Затем наступает фаза дневных действий, в которой герои занимаются хозяйственными делами – разбирают завалы, заколачивают дыры в стенах дома, мастерят улучшения и тому подобное. Ранения, голод и прочие негативные факторы снижают количество действий, доступных персонажам.
После трудового дня выжившие должны съесть какую-нибудь еду и выпить воды. Если припасов нет, приходится голодать. Далее наступает фаза вечера, когда один из героев должен остаться сторожить убежище, а остальные могут либо отправиться на вылазку в город, либо отдохнуть. Все, кто решил не спать ночью, получают жетоны усталости.
Вылазка представляет собой отдельную микро-игру на базе механике press your luck: вы берете колоду исследования и начинаете по одной разыгрывать все карты из нее, самостоятельно решая в какой момент остановиться и отправиться восвояси. В колоде встречаются различные препятствия, которые обычно либо обязывают сбросить несколько карт исследования впустую, либо повышают уровень шума, увеличивая шанс столкновения с противниками.
Старания героев вознаграждаются находками, которые отсылают вас к случайным картам отдельной колоды. Жесткой привязки находимых предметов к локациям, как в «Мертвом сезоне» здесь нет. Но помимо описанных в карте находок вы всегда будете бросать кубик и сравнивать результат броска с табличкой находок локации, что повышает шансы на нахождение определенного предмета в конкретном месте, пусть и незначительно. Очень редко карты районов города обладают особыми свойствами, разрешая поторговать найденными вещами на рынке или заставляя бросать кубики, чтобы узнать, заметил ли вас сидящий в многоэтажке неподалеку снайпер.С местными в игре лучше не встречаться – большинство встреч грозит вооруженным столкновением. Иногда боя удается избежать, сбежав от нападающих или отдав им все найденные припасы, реже выпадает возможность договориться. Сражения проходят на кубах и преимущество изначально не на вашей стороне – холодное и огнестрельное оружие чрезвычайно опасно. И даже если вы выйдете победителем из боя, не факт что результат будет оправдан – без медикаментов состояние раненых персонажей будет ухудшаться с каждым ходом, а трофеи чаще всего не стоят таких жертв.
Пока группа выживших исследует ночной город, кто-нибудь обязательно захочет поживиться оставленными в доме вещами. В фазе ночного налета разыгрывается карта из соответствующей колоды, которая отражает нападение чужаков. Как правило, в первую очередь нападающие будут забирать из дома ценные предметы. Снизить ущерб от набега помогают заколоченные проемы, вооружение и навыки оставленного вами на страже героя и укрепленная дверь.
На рассвете домой возвращаются отправленные в вылазку персонажи, принося с собой найденную добычу. В эту фазу распределяются бинты и лекарства, срабатывают активированные в убежище улучшения и разыгрывается карта судьбы, которая определяет эффективность лечения и влияние холода. Затем игроки получают одну из двух случайных карт бонусов и начинают новый ход. В таком ключе и проходит вся партия.
Мы просто люди без фамилий и лиц, нас разъединили затворами границ
С точки зрения передачи нарратива игра, безусловно, хороша. Книга сюжетов идеально решает вопрос с сотнями карточек событий, которыми пытались достичь реиграбельности в старых играх. В книге около двух тысяч скриптов, которые активируются в случайном порядке, создавая множество разнообразных комбинаций. Некоторые сюжеты разрешаются броском кубика и ведут к различным результатам, поэтому даже если вы повторно увидите тот же скрипт, не факт, что его финал будет таким же. Сама по себе идея не нова и уходит корнями к книгам-играм. Но почему-то никто не додумался использовать ее раньше. Да, процесс написания скриптов очень трудоемкий, но явно того стоит. Второй положительный момент – ярко выраженная смысловая нагрузка. Антивоенная тема красной линией проходит через все сюжетные зарисовки, а игровые механики старательно передают ужасы войны, в которой нет победителей.
Но с точки зрения геймдизайна «This War of Mine» это наглядный пример того, как не надо делать игры. Объясню, почему.
Во-первых, разработчики даже не пытались сбалансировать различные элементы игры. Единственное, что они сделали на этом поприще – разделили героев игры на сильных и слабых, решив возможную проблему неудачного старта сценария с командой непутевых персонажей. Но даже внутри одной группы есть персонажи полезные и немощные. Как можно сравнивать стойкого Марина, мастера на все руки, и, к примеру, Свету, которая впадает в депрессию по любому поводу и даже не может принести минимальный набор предметов из вылазки? На войне не все равны! – отвечают нам на это разработчики. Но вы же игру делаете, а не симулятор страданий, не так ли?
С создаваемыми в доме улучшениями еще хуже – многие из них абсолютно бесполезны, а их постройка непомерно дорога. Зато невероятно полезные кровать и стул трудно переоценить. Кровать позволяет прокручивать лихие комбы, когда персонаж с одним действием отправляется днем спать, снимает накопленную усталость и тут же выполняет еще два действия. А чудо инженерной техники, которое предварительно нужно изобрести (sic!), – стул, за какие-то жалкие несколько деревяшек моментально избавляет от депрессии всю команду. Слезы радости стекают по немытым лицам израненных и голодных гражданских, пускающихся от радости в пляс – мы собрали стул! Теперь-то заживем!
Во-вторых, хваленая механика выбора и принятия моральных решений в этой игре тоже остается фикцией. Правильным решением было бы наказывать игроков за выгодные, но общественно порицаемые действия – грабеж, отказ в помощи пострадавшим и тому подобное, и выдавать награду за проявление сочувствия, заставляя балансировать на тонкой грани между эгоизмом и человечностью. Но авторы поступили по-другому, частенько меняя местами награды и заставляя участников страдать при любом исходе. Совершил преступление? Молодец, вот тебе трофеи. Решил оставить в покое несчастных стариков? Получи депрессию, ты же такой чуткий, переживаешь за них, наверное. Встречаются и совсем безумные события – например, в одном из сюжетов после выбора вы узнаете, что ваши герои находились в измененном состоянии сознания, поэтому результат вашего выбора прямо противоположен ожидаемому. Что за чушь? – в сердцах воскликнули мы, решив подсмотреть второй вариант. Но, как ни странно, никаких фантазий в нем не было и все закончилось вполне логично. Кто вообще так игры делает?
Третий значительный минус – чрезмерное влияние случайности на игру. От случайности здесь зависит все, начиная с вероятности встречи с врагами или нахождения полезных предметов и заканчивая событиями и результатами сражений. Практически любое ваше действие требует вытянуть либо случайную карточку, либо совершить бросок кубика. Я не против элемента случайности в играх, но рандом помноженный на отсутствие баланса и несоразмерность наград ожиданиям постоянно приводят к нелепым ситуациям, когда успешная партия разваливается из-за одного неудачного броска. Или, наоборот, вам постоянно везет, из-за чего теряется весь интерес к игре.
У меня был случай, когда мы с друзьями, впервые севшими за игру, прошли ее практически с максимальным результатом на одной удаче. Нам везло на событиях, везло на находках и ночных налетах. На складе всегда было вдоволь продуктов и ресурсов. Вот она – победа! Но зависел ли результат от наших слаженных действий? Нет.
Наиболее показательным примером стало событие, по которому выжившие играли в русскую рулетку с высокопоставленным военным – киньте кубик, в случае неудачи убейте одного персонажа, в случае успеха получите оружие, еду и все что вашей душе угодно. Кубик упал как надо, мы разжились кучей дармового барахла, но это резкое и независящее от наших действий изменение ситуации отбило желание продолжать партию. Слишком уж сильные бонусы и штрафы накладывает простая случайность.
Попадаются и просто не до конца продуманные механики. Например, в игре есть возможность посмотреть верхнюю карту одной из нескольких колод, включая колоду гостей. Когда нам позарез нужна была еда, мы надеялись таким образом встретить торговца, но нашли лишь попрошаек, которые стояли под дверью нашего дома до конца партии. А всего-то и надо было добавить к описанию возможности слова «вы можете замешать эту карту обратно в колоду».
«This War of Mine» как заправский roguelike активно эксплуатирует эффект непредсказуемости и получения игрового опыта участниками, повсюду разбрасывая грабли, на которые вы будете наступать, больно получать по лбу и начинать сначала, помня о том, на каком этапе вы оступились. Игра даже не готовит вас к финальным событиям, хотя их в колоде ровно три и все они участвуют в каждой партии. До последнего не раскрывается и основная цель — ради чего, собственно, вы играете, какие условия приведут к победе? Дожив до окончания войны, очень обидно узнать, что вы не выиграли, потому что какие-то ранее не обозначенные параметры оказались ниже требуемых. Очень странное решение для игры про выживание.
Чтобы не быть голословным, я отыграл шесть полных партий в разных составах: вдвоем, втроем и соло, дважды дойдя до благополучного финала. Лучше всего игру проходить в одиночку, максимум вдвоем. Так как обсуждать в процессе особенно нечего: решения либо очевидны, либо сводятся к вопросу «рискнуть или не надо?», на который нельзя дать однозначный ответ. Если вы не хотите, чтобы кто-то из участников заскучал и уткнулся в смартфон, не найдя для себя интересного занятия в игре, лучше не собирайтесь за ней большой компанией.
«Это моя война» запоминается в первую очередь своим неизбитым мрачным сеттингом и оригинальным подходом к передаче сюжета. Она способна надолго увлечь, удивив своей сложностью, множеством возможностей и обманчивым ощущением сопричастности происходящим в игре событиям. Но с каждой партией вы будете все чаще замечать, что перед вами безжалостный пасьянс, в котором интересные задумки сталкиваются с неудачными решениями геймдизайнеров, не оставляющих игрокам выбора.
beardgames.ru
Это моя война / This war of mine
31.05.2019, В разделе Обзор настольных игр 0 комментариев
Это моя война / This war of mine —
настольная игра, обзор которой писать не просто. Не просто потому, что это не обычная развлекательная игра с кубиками и игровым полем, Это моя война — целая история, которая погружает нас в атмосферу осажденного города, заставляет посмотреть на войну глазами простых людей. Созданная по мотивам компьютерной игры «This war of mine», она переносит нас в Сараево, столицу Боснии и Герцеговины во время гражданской войны, в город, где каждый дом побывал под обстрелом, где каждый житель испытал чувство изнуряющего голода и безысходности.
Игру создавали с особой тщательностью, авторы изучали документальную литературу, находили истории реальных людей, переживших осаду. Многие эти истории вошли в сценарий игры, атмосфера осажденного города доведена до 100 %.
Это моя война / This war of mine – кооперативная игра, но на наш взгляд это тот самый уникальный, редкий случай в настольной игре, когда в игру идеально играть одному, двум, максимум трем игрокам.
Это моя война / This war of mine. Сюжет игры.
В осажденном городе волею судьбы под одной крышей оказываются обычные мирные граждане, у которых только одна цель – выжить. Бороться за жизнь день за днем, пока эта страшная осада не закончится. Дом, в котором оказались ваши герои, мало чем отличается от остальных домов города, такой же разграбленный, разрушенный и холодный. Каждое утро ваши герои (их должно быть трое) просыпаются и стараются не умереть. Едят, если есть еда, пьют, если есть вода, налаживают быт – чинят сломанные вещи, заколачивают проломы, чтобы не простудиться от холода, разбирают завалы в поисках чего-то полезного. Каждый персонаж уникален, со своими способностями и особенностями, по-разному реагирует на ситуации. Кто-то плохо переносит голод и легко впадает от этого в депрессию, кому-то иногда надо выкурить сигаретку или почитать книгу, чтобы забыться, чтобы хотя бы на мгновенье ощутить себя обычным человеком. Помните Sims? Что-то наподобие будет происходить с вашими героями, надо суметь сдержать все их негативные состояния в пределах нормы, не допустить критической отметки. Иначе персонажи погибают. Кто-то сбегает, чаще умирают от голода и депрессии.
Отсидеться дома не получится, надо постоянно пополнять запасы еды, воды, лекарств, бинтов, зап.частей для сломанных вещей, поэтому, как только ночь опускается на город, осажденные жители устраивают вылазки. Это совсем небезопасное мероприятие, хорошо, если получится найти что-то полезное и унести с собой. В плохих случаях можно нарваться на местных бандитов и умереть от их рук. Дом тоже надо охранять, поэтому кто-то идет на поиск еды и прочего, кто-то остается сторожить и драться с налетчиками.
Так проходит еще один день. Выжили? Молодцы, значит, можно повторять все сначала: есть, пить, что-то делать.. Но помните, усталость копится – надо давать людям отдых, болезни лечить, иначе с каждым днем состояние становится все хуже. Каждый день труднее предыдущего. «Это моя война» — игра на выживание. И вам действительно придется выживать. Это сложно и морально в том числе, в такие моменты понимаешь, что война — естественный отбор, выживает сильнейший. Слабых ставишь первыми под пули, больных оставляешь умирать, сильного персонажа бережешь. Есть доля случая и везения – часто приходится бросать кубики, много рандомных карточек. И книга, которая собственно и принесла популярность этой игре. Книга, в которой описаны все возможные ситуации, события, информация — все, что делает игру настоящей и живой. В зависимости от комбинаций на кубиках, выбранной карты и написанной цифры с персонажами будут происходить эти события. В игре жесткие условия для победы, часто прочитанное в книге может привести к невеселым мыслям, это игра точно не для беспечного развлечения на вечер. Возможно именно за то, что она так не похожа на остальные игры, «Это моя война» так ценится многими игроками.
Это моя война / This war of mine — многокомпонентная игра: книга сюжетов, дневник, по которому ведут всю игру, кубики, миниатюры персонажей, множество карт, двухстороннее игровое поле. Коробка достаточно большая и тяжелая. И при всем при этом очень быстрое вхождение в игру. Достаточно взять в руки Дневник, разложить игровое поле и все необходимые карты (все написано в дневнике и подписано на поле), положить недалеко от себя Книгу сюжетов и все, можно начинать играть.
Все действия игроков разделены на фазы, подробно расписанные в Дневнике.
Это моя война / This war of mine Правила.
Наступает новый день…Утро.
Необходимо разыграть одну карту Событий. В этих картах часто выпадает мало что хорошего, но главная неприятность от нее – жетоны холода. Чем быстрее вы заколотите все проломы в доме и утеплите его, тем меньше вероятность погибнуть персонажам от болезни от холода.
День. «Нас ждут великие дела».
Персонажи могут выполнить по 3 действия, но при условии, что все показатели здоровья, голода и душевного равновесия в норме. Одна черная точка на любом и показателей отнимает одно действие, две точки – два действия, три точки – персонаж лишается всех действий.
Днем персонажи разбирают завалы, роются в мусоре -там можно найти еду и всякие полезности. Улучшают быт – чинят кровать, чтобы сбрасывать усталость, делают стул – он хорошо помогает от депрессии, ставят ловушки для крыс, варят их и прочие домашние дела.
Закат.
После трудового дня надо подкрепиться тем, что сумели раздобыть:
Консервы – самые питательные, уменьшают голод на 2;
Сырая еда – уменьшает голод на 1;
Тот, кому еды не досталось – увеличивает на 1 голод.
Овощ – оставляет чувство голода на прежнем месте, но хотя бы не увеличивает его.
Конечно, всем персонажам нужна вода. Тот, кто не пьет — голодает либо впадает в депрессию, это зависит от броска кубика.
Вечер.
Обязанности разделяются в зависимости от состояния героев. Тот, кому нужен отдых – ложится спать, кто-то уходит на поиск еды, воды и нужных вещей, кто-то остается сторожить дом. Те, кто не спит ночью увеличивают свою усталость на 1.
Вылазка.
Игроки выбирают одну из трех локаций и исследуют ее, поочередно открывая карты. В зависимости от удачи игроки что-то находят полезное или сталкиваются с неприятностями: встреча с местными, которые могут оказаться такими же мирными гражданами как и вы, либо с вооруженными бандитами. На жетонах находок указан вес, игроки могут с собой унести находок не больше вместимости своего рюкзака. Часто на вылазках происходят какие то события с участием Книги.
Ночной налет.
Пока кто-то спит, а может быть, в локации ищет еду, на дом совершается налет. Разные бывают ситуации, но чаще всего налетчики забирают с собой всю еду и вещи со склада, иногда не обходится без ранений часового, изредка ночь оказывается тихой, без налетчиков.
Рассвет.
Выжившие персонажи возвращаются из вылазки домой, распределяют лекарства и бинты и разыгрывают карту судьбы. Вот здесь как повезет, срабатывает одновременно несколько эффектов:
Далее маленький бонус – первый игрок берет из колоды Карту решающего действия и выбирает одну любую. Там бывают небольшие полезности.
Утро. Наступает новый день.
Все повторяется до тех пор, пока не умрут все персонажи, либо не закончится игра.
Это моя война / This war of mine. Заключение:
Не смотря на одинаковые фазы действия, каждый новый день не похож на предыдущий, чему немало способствует разнообразный сюжет книги.
К вам могут прийти гости и, если вас меньше, чем три, вы можете оставить гостя жить с собой. Есть сильные и слабые персонажи. Как правило, слабых «сливают» первыми. Таков закон выживания. Как только наступает первое утро – как можно скорее ищите способ избавить себя от холода, голода и ночных налетов. Чаще везет в чем-то одном и то не всегда.
Играть в Это моя война / This war of mine интересно, но холодок пробегает по коже, когда начинаешь осознавать, что многие разворачиваемые события списаны с реальных историй. Поэтому подойдет ли эта игра — решать Вам, но однозначно, что равнодушным она никого не оставит.
Игра тяжелее по проходимости, чем похожий «Робинзон Крузо». Но сама тематика игры очень специфична, подойдет не всем.
madcube.ru
This War of Mine: руководство, прохождение, советы | igrasan
В этом руководстве я постараюсь собрать максимум полезной информации по прохождению игры This War of Mine. В статье вы найдёте: описание героев, советы по выживанию, разбор крафта и ресурсов, а также многое другое. Тут всегда можно задать вопрос и поделиться собственным опытом.
Прошу вашего внимания. Если вы хотите получить максимум удовольствия от выживания, то я настоятельно рекомендую не заглядывать сюда при первых двух попытках познакомиться с игрой. Вся соль и весь смак заключается как раз-таки в изучении и борьбе с трудностями. Игровой мир не генерируется, и почти 80% событий будут повторяться из раза в раз. В гайде вы найдёте стони спойлеров, поэтому руководство и советы по прохождению This War of Mine писаны скорей для тех, кто решил перейти от знакомства к действию.
Статья находится на стадии «допила». Если есть желание помочь или поделиться информацией по какому-нибудь пункту, то милости прошу в комменты.
Основные правила игры
В городе идёт гражданская война. Район, в котором вы проживаете, оцеплен военными и постоянно обстреливается. На некоторых участках идут кровопролитные бои. В нашем распоряжении оказывается группа людей, что теперь не может выбраться из этого ада, как, собственно, и многие другие жители этого города. Основная цель игры – выжить (увидеть конец войне). Для успешного завершения игры нужно выжить (оставить хоть одного персона живым) чуть более 43 дней (но кто-то пишет, что и 46).
Ночью можно выбираться на поиски припасов и материалов для строительства и производства полезных в быту вещей. В путь идёт только один персонаж, пока остальные отсыпаются или сторожат дом от незваных гостей — бандитов. Всё в игре идёт на время. На дневные дела и на ночные походы нам дают ограниченное количество времени. Если днём просто наступает ночь, то если ночью закончится таймер, а «добытчик» не успеет вернуться до рассвета, то он попадёт в трудную ситуацию и ему сложнее живым и невредимым добраться домой.
Также в игре присутствует мораль. Она значительно усложняет процесс выживания, так как награбленное имущество, помимо шанса прожить подольше, принесёт ещё и моральные страдания, которые могут вылиться в ссоры, депрессии, драки и даже в отказ что-либо делать. Помимо этого, мораль складывается и из простых событий. Например, классическая музыка по радио немного снижает хандру, а холод, голод, или отсутствие сигарет (ну или кофе) может сыграть на понижение.
Убежище – наше всё
Нам всегда доступно одно и то же убежище. В нем мы проводим всё светлое время суток, и занимается домашними делами: крафтингом, готовкой пищи, укреплением дома, пьянством и разговорами по душам. Наше убежище – это главное пристанище нашей партии и сменить его до конца игры нельзя. В нём есть с десяток комнат, где расположены: главный верстак, ванная с медикаментами и холодильник, где хранится еда.
Убежище нужно защищать. По ночам в поисках наживы шныряют не только честные и миролюбивые граждане. Везде полно преступников и мародёров, что без раздумья силой заберут всю вашу еду и воду. И ладно бы просто ограбят, так могут же ещё и покалечить или вообще убить. Для укрепления (защиты) мы можем заколачивать дыры, ставить сигнализацию, а также выставлять вооруженную охрану на ночь.
Убежище нужно обустраивать. Без настройки кроватей, мебели, печек, ловушке для крыс, грядок, мастерских и прочих вещей пройти игру нереально. Персонажи требуют уюта, тепла, защиты и комфорта. Обустройка убежища позволит даже добывать часть самых необходимых ресурсов, таких как: воду, мясо (с крыс), траву для сигарет и даже овощи. В какой-то мере наша задача – добиться некой автономии. И это вполне логично, если участь, что все остальные ресурсы на карте строго ограничены.
This War of Mine: Игровые персонажи
Игровых персонажей в This War of Mine не так много. Мне встречались только вот эти:
- Бруно – умелый повар, имеет маленькую сумку, но зато хорошо готовит, экономя часть ингредиентов. Может сэкономить даже сахар и воду на самогонке. Для поддержания морали требуются сигареты.
- Павло – быстрый бегун и способен на хороший спринт. Также небольшая сумка и как «добытчик» всё же в приоритете. Если, конечно же, в команде другого персонажа с более вместительным рюкзаком, например, Марко.
- Марко – опытный добытчик. Его сумка насчитывает 15 ячеек, что является очень неплохим дополнением. Он почти больше всех может вынести за раз, что делает его просто незаменимым.
- Света – любит детей. Информации по персонажу пока мало…
- Злата – мастер воодушевления. Это девушка способна быстрее и главное эффективнее привести в чувства потерянного (подавленного) персонажа. Информации по персонажу пока мало…
- Антон – хороший математик. Информации по персонажу пока мало…
- Арика – имеет навыки вора. Этот персонаж может тихо проходить многие участки, издавая намного меньше шума.
- Роман – тренированный боец. Хорошо подготовлен в ближнем бою и возможно, меньше страдает, если ему придётся убивать, но это не точно. По информации от игроков, способен хорошо защитить дом от грабителей.
- Катя – хорошо торгуется. Эта девушка может выторговать более выгодные условия при обмене. Проверено, её навык помогает получить у некоторых продавцов гигантские скидки, а если ещё торговать редкими вещами, то можно забирать у торгаша чуть ли не всю сумку. Мораль зависит от количества кофе в доме.
- Борис — очень сильный и может нести 17 предметов, но почти не бегает. Лучше него никто не проносит безопасные участки. Имеет много здоровья.
- Мейрин — игровой персонаж с умением качественно и экономно крафтить. На производство некоторых предметов тратит значительно меньше ресурсов.
- Эмилия — юрист, повышает мораль персонажей при совершении плохих поступков. К примеру, при убийстве мирного жителя персонаж впадет в депрессию, с Эмилией будет просто опечален. Кофеманка. Рюкзак на 10 ячеек.
Количество игровых персонажей в команде зависит от случая. В начале, чаще всего, дают только трёх, но бывает и четверых. Комбинации персонажей фиксированные. Постепенно к вам могут прибиться ещё люди из списка выше. Максимум мне довелось собрать пять человек, но думаю можно и больше.
⇒ Попадающиеся стаки персонажей:
Игра начинается с теплого периода —
1. Павло, Злата, Света, Антон
2. Павло, Бруно, Катя (лучшая группа)
3. Павло, Бруно, Марко
4. Роман, Бруно, Арика
Игра начинается с холодного периода —
5. Мэйрин, Борис, Эмилия
6. Мэйрин, Арика, Катя
Еда и как правильно питаться
Еды в игре не так много, в смысле видов. Есть мясо, овощи и консервы. Еда влияет на несколько параметров персонажа. В первую очередь на производительность, голодные персонажи плохо работают. Также когда персонаж хорошо поел и имеет статус «сыт», то тут же получает небольшие плюсы к морали и производительности.
Мясо — обычный и можно сказать стандартный ресурс. Им вы питаетесь основное время и его можете добывать из крыс при помощи ловушек. Мясо можно приготовить в печке, да ещё и с овощами, чтобы порций было больше, но можно лопать и сырым. Мясо неплохо насыщает, снимая и повышая статусы.
Овощи — не такой качественный продукт, как мясо и поэтому насыщают хуже. Их нельзя готовить и можно только добавлять к мясу. Снимать и повышать статусы не может, по крайней мере за одну порцию. Может выращиваться на грядках дома.
Консервы — аналог мясу, только вот готовить их перед употребление не нужно, что делает их незаменимыми в голодные и холодные времена, когда нет ресурсов на печку или создания фильтров для воды.
Игровые события
В This War of Mine есть небольшой рандомизатор, который подгоняет игроку определённые события, представляющие собой некие испытания. Погода, война, грабежи – всё это будет в случайном порядке активироваться и длиться определённое количество времени. Узнать о приближающихся невзгодах можно при помощи радио. Там, как правило, за день или за два предупреждают о всех грядущих неприятностях. На данный момент мне попадались:
- Грабежи – в районе усиливаются грабежи и разбой. По ночам повышается шанс быть атакованными бандитами и мародёрами. Атакующие, чаще всего, будут хорошо вооружены и серьёзно настроены, поэтому без хорошего оружия и надёжной вахты будет проблематично остаться в живых. Грабежи могут длиться больше недели, и набеги станут обыденностью, следуя один за другим. Крайне опасный период.
- Зима – понижение температуры не такая уж и серьёзная проблема, но зима ограничит вас в добыче воды, так как на дождевой сборник перестанет работать и воду можно будет добыть только растопив снег, а на это понадобятся материалы. (Снег можно наковырять на улице, за дверью, растопить на кухне в плите). Зимой сильно понижается температура и без печек дом не протопить. Риски: заболеть, замёрзнуть намертво. Если считать, от начала падения температуры, то зима длится больше полутора недель. Опасный период.
- Боевые действия – это событие перекрывает доступ к части локаций для ночных вылазок и они блокируются до конца сражений. Локации выбираются случайным образом, поэтому под запретом могут оказаться, как торговцы, так и самые «богатые» участки карты. Не самое опасное событие.
- Дефицит — это событие активируется пару раз за игру и случайным образом поднимает цену каких-то ресурсов до заоблачной. К таким ресурсам относятся: сигареты, кофе и т.п. Дефицит может длиться долго, больше недели. Это позволяет в некоторых случаях разжиться припасами с минимальными затратами. Узнаётся как всегда по радио.
Времена года
Можно сказать, что в самой игре есть два сезона – зима и «не зима».
→ Зима. К несчастью, за недолгий промежуток времени мы обязательно натолкнёмся на зиму, это примерно неделя с лишним. Бывают случаи, когда с зимы вообще чуть ли не начинается игра. Зимой понижается температура и нужно отапливать дом, чтобы персонажи не заболели или не замерзли насмерть. Зимой становится проблематично добывать воду, приходится топить снег. Определяется зима по новостям из радио, а также по понижающейся температуре (индикатор сверху в углу слева). Чем бледнее индикатор, тем холоднее в доме.
Чтобы протопить дом зимой понадобится не одна печка, причем хорошо растопленная (материала на 4). Чем меньше в топке дров, тем ниже температура в помещении. На топливо ей подойдут почти все строительные материалы, кроме механических и электронных запчастей. Улучшенная печка лучше греет и может заменить две обычные. Поэтому при отоплении лучше полагаться на качество, а не на количество.
→ Не зима. В этот период температура держится в пределах нормы и дополнительные материалы на отопление не понадобятся. И всё же, иногда температура понижается достаточно низко, чтобы кто-то из ваших подопечных смог простудиться. Узнать всё это можно всё по тому же радио. В период «не зимы» вы всегда можете добыть воды с фильтра.
Защита дома от грабежей
Это не самая простая задача, но при этом она остаётся приоритетной почти на всё время игры. Из всего игрового промежутка, где-то ¼ — это набеги. Удручающая статистика. Такая неприятность сулит ранениями ваших персонажей, кражей ценных вещей (чаще всего еды, оружия, самогона и сигарет). Атаки делятся на несколько видов по опасности.
⇒ Плохо организованные. В них атакующие сами бояться вас больше, чем вы их. И чаще всего такой набег заканчивается ничем. При наличии любого вида оружия (даже лопаты или монтировки), отпор гарантирован и без последствий, в виде ранений.
⇒⇒Уверенный набег. К вам вторгаются уже подготовленные бандиты и они не отступят перед парочкой плохо вооруженных защитников. Чтобы отбиться от них понадобится хотя бы одно огнестрельное оружие, а на вахте должен находиться не один персонаж. Чтобы отбиться без последствий, вся группа должна быть вооружена и не только топорами и ножами.
⇒⇒⇒«Серьёзные ребята» Организованная атака. Если у группы нет огнестрела, а на посту стояло мало народу, то ранения гарантированы, а также вероятны большие потери продуктов. Отбиться без потерь можно только хорошо вооруженными и не дремлющими защитниками. На отражение атаки уходит прилично боеприпасов. Помню, даже по 10 шт. приходилось расстреливать. Если защищаться нечем – вынесут всё подчистую, оставив группу с серьёзными болячками и пустым холодильником.
Как правильно организовать защиту?
На самом деле тут нет ничего сложного. Схема проста: днём спим, а ночью сторожим. Главное, заставить почти всех ваших жильцов, что не уходят на поиски припасов, отправиться на вахту ночью. Для этого, на каждого персонажа должна быть своя кровать, где днём они смогут отоспаться. По началу, конечно же, это сделать трудно, да и не нужно, атак сначала мало, но как только вы перейдёте за две недели игры, могут возникнуть проблемы и лучше подстраховаться.
Помимо организации вахты понадобится и хорошее (стрелковое) оружие. Пока его нет, стоит озаботиться наличием хотя бы монтировки, лопаты и топора. Топор поможет разобрать всю ненужную мебель в доме и создать сразу пару баррикад. Этого вполне хватит, чтобы отбиваться первые 15 дней и в итоге добраться до огнестрельного оружия (пистолета, дробовика, автомата). Старайтесь следить, чтобы оружия хватало всем, это повысит шанс победить нападающих и не дать им ранить вас или забрать что-то из припасов.
Ресурсы, их виды, редкость, ценность, свойства
Видов ресурсов немного и запомнить, что и для чего, будет достаточно просто.
- Доски – получается из мебели и в больших количествах валяется почти везде. Нужно для топки печей и крафта, а также улучшений. Тип: не редкий. Ценность: никакая.
- Компоненты – добываются почти везде (в кучах мусора) и необходимы почти для всех крафтов. Могут быть использованы как топливо в печи. Тип: не редкий. Ценность: никакая.
- Вода – добывается с коллектора дождевой воды и иногда находится в помещениях и мусоре. Нужна для приготовления еды и напитков. Тип: редкий. Ценность: умеренная.
- Мясо – единственный производимый тип еды. Готовится с водой в порцию пищи. Добывается с ловушек. Тип: редкий. Ценность: хорошая.
- Овощи – ещё один тип еды. Служит дополнением к стандартной порции, удваивая количество и давая больший эффект насыщения. Могут быть выращены на грядках дома.
- Патроны – находятся у вооруженных людей и иногда в домах и складах. В игре всего один тип патронов на все стволы. Могут быть изготовлены в домашних условиях. Тип: очень редкий. Ценность: хорошая.
- Самогон – производимый ресурс. Служит для заглушки чувства вины или как деньги. Крафтится из воды и сахара. Тип: редчайший. Ценность: очень высокая.
- Консервы – это второй тип еды. Для употребления не требует готовки. Является валютой в игре. Тип: редчайший. Ценность: высокая.
- Бинты – ими можно лечить ранения (правда, со временем). Собираются из трав и спирта. Тип: редчайший. Ценность: высокая.
- Запчасти от оружия – при помощи них собирается почти всё оружие в игре, а также чинится поломанное. Тип: редкий. Ценность: умеренная.
- Удобрения – нужны для выращивания еды и травы. Тип: редкий. Ценность: умеренная.
- Запчасти – нужны для апгрейдов и улучшений. Требуются для создания техники. Тип: очень редкий. Ценность: высокая.
- Электрически детали – при помощи этих запчастей строится почти вся особо редкая хрень (термометр, сигнализация, миксер, лампа). Тип: редкий. Ценность: высокая.
- Травы – это обычные травы, которые можно использовать при готовке, создании лекарств и «курева». Можно выращивать дома на грядках. Тип: не редкий. Ценность: низкая.
- Кофе – горячий напиток, способный успокоить. Тяжело найти. Тип: крайне редкий. Ценность: очень высокая.
- Сигареты – заменяют деньги, наряду с самогоном стоят очень дорого. Можно делать дома из табака. Тип: крайне редкий. Ценность: очень высокая.
- Самокрутка – обычное самодельное курево, делается дома из обычных вонючих травок. Тип: редкий. Ценность: умеренная.
- Спирт – чистый спирт. Всегда на вес золота. Тип: хрен найдёшь. Ценность: заоблачная.
- Драгоценности – это украшения, цена которых стала смехотворной при военном положении. Но при этом за них ещё можно выменять что-то ценное. Тип: хрен найдёшь. Ценность: очень высокая.
- Таблетки – помогают бороться с болезнями. Намного эффективнее, чем травы. Тип: хрен найдёшь. Ценность: очень высокая.
- Травы и лекарства – помогают бороться с недомоганиями, серьёзный жар не собьют, но простуду вылечат. Тип: редкий. Ценность: высокая.
- Книги — их можно читать и при необходимости затопить ими печку. Тип: редкий. Ценность: низкая.
- Термометр – крафтится в улучшенном базовом верстаке.
- Миксер — крафтится в улучшенном базовом верстаке.
- Лампа — крафтится в улучшенном базовом верстаке.
Производство и автономия
Добиться полной автономии нельзя. Как не старайся, выходить за ресурсами нужно, да ещё желательней каждую ночь, ещё и без улова домой не приходить. Но всё же часть припасов можно мастерить дома, чтобы оградить себя от ненужных вылазок, а следовательно и риска. Первым делом нужно запастись водой и научиться мастерить фильтры. Вода нужна почти везде, от готовки, до варки самогона. Жажды в игре нет, но без воды всё равно туго.
Также можно производить мясо, расставляя ловушки для крыс в подвалах. Можно начать выращивать на грядках табак для сигарет, или даже овощи для вкусной похлёбки. Производить можно также и патроны или оружие, но на них понадобятся ингредиенты извне.
Список производимых дома вещей:
- Вода (нужны фильтры) – при помощи приспособления для добычи воды и одного фильтра можно получить 4 ед. этого ресурса.
- Мясо (нужна приманка) – вы строите клетку, а потом кладёте что-то внутрь и ждёте. По истечении определённого срока (он всегда разный) вы получите два куска мяса.
- Травы (нужны удобрения) – строим грядку и выращиваем в ней нужные ресурсы. Нужны удобрения.
- Самогон (нужна вода и сахар) – через устройство пропускаете сахар и воду, в итоге получаете бутылку самогона.
- Топливо — из дерева или компонентов получаются дрова для печки, плиты и самогонного аппарата. Можно также сжечь книги.
- Патроны — нужны гильзы, порох и т.п. Делается на улучшенном верстаке.
- Сигареты — собираются из табака, махорки и травки. Просто курево и деньги на черный день.
- Бинты — для этого нужен спирт и травы. Спирт почти не найти, пару раз за всю игру.
Всё оружие
Огнестрельное: пистолет, ружьё, автомат.
- Пистолет — слабый и не самый эффективный способ убить кого-то. Можно найти и починить, купить у торговцев.
- Ружьё — помогает убить врага на ближней дистанции. О-о-очень эффективно в ближнем бою. Всем по два выстрела максимум. Можно найти и починить, а также купить у торговцев.
- Автомат — позволяет успешно перестреливаться на дистанции. Не так силён и на него нужно слишком много боеприпасов, но если нужно замочить много народу на дистанции.
- Автомат со снайперским прицелом — находится у снайпера на локации стройка. Со средним шансом может упасть при убийстве стрелка.
Ближний бой: топор, фомка, лопата, нож.
- Топор — рубит хорошо и с двух ударов гарантирует смерть врага. Исподтишка убивает с одной атаки.
- Фомка — слабее, но ею ещё можно ковырять двери. Исподтишка убивает с одной атаки.
- Лопата — тоже сильна и двух ударов всегда хватает. Ею ещё можно скапывать кучи мусора (преграду). Исподтишка убивает с одной атаки.
- Нож — бесполезен в быту, но помогает обороняться или убивать из тени.
Мораль, как работает, принципы
Все персонажи без исключения в This War of Mine имеют свой уровень морали. Кто-то больший, кто-то меньший, но абсолютно все будут реагировать на происходящее с точки зрения «человечности», если так можно сказать. Каждый поступок и каждое решение ведут к определённым последствиям, которые в дальнейшем могут привести укреплению морали или же падению.
Например, вы помогаете голодающим детям и их матери и жители вашего дома рады, что смогли помочь им. Но если вы не пожелаете, то на всех накатит хандра. Таким же макаром отыгрываются и все прочие сцены. Помогаете девушке избежать изнасилования и получаете плюс в карму, если нет, то «добытчика» начинают терзать муки совести. Настакиваясь, неприятные события могут перевести в состояние «опечален», а дальше в депрессию, что приведёт к полной потере контроля над персонажем. Если дело усугубится, то персонаж начнёт отказываться от еды, медленно умирая у всех на глазах, ещё сильнее нагнетая обстановку.
Вар оф майн: руководство по выживанию
Также стоит упомянуть и то, что грабёж и убийства (даже ради защиты) не самым лучшим образом сказываются на общем уровне морали. Если вы начнёте действовать, как простой бандит или мародёр, то часть группы не захочет поддерживать вас, возможны драки, а там недалеко до ранений.
У каждого персонажа есть свои слабости и свои потребности. Кто-то курит и если сигарет не будет очень долго, то его статус переходит до «опечален». Если кто-то привык кофе, которого потом не станет (война же), то и его статус перейдёт в состояние «опечален». На мораль влияют также: домашняя утварь, температура, защищенность дома, количество мебели (кроватей) и прочее. С полным отчетом о состоянии ваших «симов» можно посмотреть в меню.
Разность взглядов на некоторые ситуации также приводит к конфликтам. И на все события почти каждый персонаж реагирует по своему. Решили сделать доброе дело и отдать последние медикаменты детям — готовьтесь получить не только + в карму. Кто-то вполне может расстроиться такой расточительностью. В этом плане можно сказать, что часть героев имеет разные моральные принципы и это сказывается на игре при принятии решений.
Что делать, если мораль снижается?
1. Прекратить её понижать! (Ваш Кеп) Хватит грабить, убивать и воровать. Это первое условие выздоровление и смены статуса «депрессия» хотя бы на «опечален».
2. Дальше стоит осмотреть дом на наличие мебели. Уют — ключ к моральному здоровью.Чем больше кресел и стульев, тем лучше для вашей общины.
3. Корми до параметра «сыт». Этот пункт поможет не только быстрее залатать простые раны, но и душевные тоже.
4. Дневной сон. Каждого хандрящего стоит аккуратно уложить в кроватку и не дёргать по пустякам.
Стелс и бой
Если уж дошло дело до войны, то стоит знать, как быть в таких ситуациях и чем лучше защищаться. Первым делом хочу напомнить, что наша задача – выжить, а не замочить всех. А, следовательно, не обязательно ввязываться в потасовки и рисковать своей жизнью. Далее, стелс – основа прохождения. Не умея прятаться и ходить тихо (правильно) тяжело обшарить часть локаций.
Перейдя в режим боя (переключившись на оружие) вы можете наносить удары врагу в зоне досягаемости или совершать выстрелы из оружия. Если сделать атаку из-за угла, то врага можно убить сразу же, если в руках есть оружие. Зайдя за угол, просто дождитесь мимо проходящего врага и нажмите атаку, когда иконка пожелтеет. Атаковать из стрелкового оружия можно на расстоянии. Просто кликните по врагу, на котором есть прицел. Бой можно вести из-за укрытий. Присядьте за него при помощи иконки, а потом стреляйте. Это уменьшит шанс получить пулю.
Лучше не пытаться бежать на противника с огнестрелом имея только нож или топор. Вы вряд ли успеете добежать, все атаки лучше делать исподтишка. Также стоит учитывать, что оружие ближнего боя не всегда убивает, а кулаками так вообще тяжело свалить врага. Там шанс 50/50, либо вы ему врежете, либо он вам. Только если у него есть ствол и он оттолкнул вас – это 100% смерть.
This War of Mine: Советы по прохождению (выживанию)
Для начала стоит понять, что сохраняется игра только после вашего возвращения домой. Если вас убивают или вы получаете ранение на задании, то просто выйдите в меню и переиграйте день. Это не совсем честно, но играть «залпом» понравится далеко не всем.
- Чем больше ресурсов вы соберёте, тем быстрее расстроитесь и начнёте пожинать плоды своих трудов. Первым делом строим верстачки, плиты и места ночлега. Кровати нужны, чтобы днём позволять ночным дежурным выспаться пред следующей сменой. Собрав ресурсов на оружие, крафтите топор и им разбирайте все шкафы в доме. Это позволит заколотитьсяс от бандитов.
- Несите только нужное, не старайтесь сносить припасы только опираясь на их ценность. Это не dayz и всё, что вы не собрали, останется лежать на том само месте. Если нужны кровати – ищите материалы, если нужно оружие — детали.
- Начинайте добывать воду и варить самогон с первых же минут игры. Клепаем фильтры и варим чачу, она в дальнейшем станет лучшей валютой в обмене на продукты, оружие, патроны и прочие полезные вещи на армейском блокпосту. Но одну бутылочку всегда нужно держать для себя, вдруг кто-то начнёт сходить с ума. Бухнёт разок и сразу станет легче.
- Не старайтесь сразу запастись мясом и тем более не нужно откармливать ваших подопечных до максимального состояния. Они отлично ходят и так, будучи голодными, а вот когда будут сильно голодными, можно выдать одну порцию.
- Собирайте консервы – это самое ценное в игре! Если бы не консервы, то дожить до конца зимы будет проблематично. Также они помогут на финальной неделе дать фору, если вы уже довели своих подопечных до состояния «зомби» и они ели двигаются, уж не говоря о готовке и крафте.
- Убивайте только бандитов – не вздумайте убивать или грабить мирных людей. Это можно делать только от полной безнадёги, когда у вас уже жрать нечего и вот-вот кто-то отойдёт к праотцам. После такого похода будет гарантировано понижена мораль, и часть ваших персонажей откажется подчиняться.
- Не торгуйтесь с приходящим на дом барыгой! Ну, или не покупайте у него много. Нужно десять дерева? Меняйтесь. Нужна еда и медикаменты, тогда лучше сходить к другим торговцам. Его цены высоки и он никогда не меняется по выгодным расценкам.
- Добивайтесь автономии. Стройте ловушки на крыс и ставьте их в подвале. Две ловушки вполне справляются с поддержанием ваших подопечных свежим мясом. Овощные грядки – это прибыльно. Самогон – это прибыльно. Единственное, что не имеет практической ценности – патроны. Чем больше патронов у вас в инвентаре, тем охотнее шмаляют ваши охранники по мародёрам ночью. Если будет лежать пять патронов, то им этого хватит, чтобы отбиться. Если будет десять – они все их и израсходуют.
- Если кого-то начали лечить, то не гоняйте уж его по бытовым делам или тем более на вылазки. Сон, еда, травка – основа выздоровления. С бинтами та же бадяга. Замотались – спите спокойно, пусть остальные ходят и дежурят.
- Не собирайте большую команду. Да, впятером жить проще и защищаться легче, но и еды на всех будет тяжело собрать. Если кто-то начнёт болеть, то это вообще абзац. К тому же часть людей всегда потребляет внутренние ресурсы: кофе, сигареты и пр. Зачем всё это, когда их можно поменять на консервы и патроны, а потом спокойно жить пару дней. Приходящего к вам в дом всегда нужно оценивать с точки зрения полезности.
- Если кончилось дерево и на локациях больше не лежит, то берите топор и идите рубить мебель.
- Ладонь — иконка, говорящая, что можно поднимать предметы. Рука поднимающая предмет указывает, что вы метите на чьи-то вещи — воруете.
- Лучше одна улучшенная печка, чем три буржуйки.
- Если открыта локация рынок на площади, то вы можете поторговаться и наменять кучу полезностей, т.к. стоимость у каждого продавца на свой материал уникальна. Пример, за бинты один даст чуть ли не две банки тушенки, в то время как второй готов поменяться одну банку на тот же бинт.
Помощь людям и её последствия
На протяжении игры вам не раз придётся принимать решения от которых зависит судьба других жителей города. Чаще всего это будут просьбы дать лекарства, еду или ещё что-то полезное. Иногда вас будут просить помочь перевязать раны, защитить дом, разгрести завалы и прочее. Это отнимет у вас одного работника, который около суток будет занят другими делами.
Помимо положительных эмоций, вы всегда можете получить что-то от своих добрых дел. Игра награждает «самаритян» и если помогать всем без разбору, то рано или поздно до вас дойдёт награда в виде патронов, еды, медикаментов и прочего. Поэтому пренебрегать помощью стоит только в крайнем случае, когда у вас остался последний «боец» и деваться вам просто некуда. Кстати, всегда можно отложить помощь и человек вернётся и попросит позже.
Игровые локации и события
Информацию по локациям собираю опираясь на свой опыт. Часть локаций может быть недоступна на разных этапах прохождения, а также бывают случаи, что некоторые места так и не разблокируются до финала.
Разбомбленный дом — безопасное место, где полно всякого хлама. За три захода можно вынести почти всё, есть запертые двери. Без фомки или отмычки никуда.
Церковь святой Марии — на этой локации могут быть два события. 1 Бандиты убили священника и захватили место. 2 Священник жив и торгует. Запасы лута хорошие.
Ветхая трущоба — здесь не было замечено врагов. Только один бомж, которому не хватает еды. Если принести ему поесть, то он покажет тайник. Есть закрытые помещения понадобится фомка или отмычки. Тут очень много стой материалов.
Супермаркет — в магазине могут произойти два события. 1 на женщину нападёт солдат и попробует изнасиловать, если ей помочь, то герой получит + к морали. 2 На месте будут вооруженные люди, но они не окажутся агрессивными и позволят обыскать магазин и вам, тогда, правда, после возвращения тут почти ничего не останется. Есть закрытые помещения понадобится фомка или отмычки.
Тихий дом — здесь находится один дом, где проживает пара. Они не враждебны, но будут защищаться, если вы проникните внутрь. Обокрав их, вы получите «-» к карме. Запасы провизии тут хороши и есть куча полезного хлама.
Разбомбленная школа — внутри могут быть ополченцы или бомжи, но в любом случае тут безопасно. Ополченцами можно поторговать, бомжей можно просто обобрать. Имеются хорошие запасы не на один забег. Есть и закрытые помещения.
Гостиница — в ней можно наткнуться на вооруженного человека, возможно маньяка. Также рядом могут оказаться его вооруженные соратники. Стреляют они без предупреждения. В конце комнаты есть заложник, которого они могут убить, если затянуть со спасением.
Армейский блокпост — у военных есть хорошие товары и они отлично меняются на алкоголь. Если вы пришли поторговаться, то опасность вам не угрожает.
Центральная площадь (снайперская развязка) — на это локации возможно два варианта событий. 1 Здесь будет расположен рынок, где можно купить абсолютно всё. 2 улица будет под прострелом снайпера и придётся передвигаться перебежками, чтобы достичь дома. Также во втором случае можно помочь раненому у статуи. Для этого добегите до дома, а потом пройдите по канализации и сломайте дверь. Спасенный даст припасов. Локация богата и если тут будет снайпер, то можно из раза в раз возвращаться за припасами всех типов.
Стройплощадка — тут во обоих случаях будет опасно. 1 Тут окажутся двое военных, что попытаются убить одного человека, если вы пойдёте дальше, то и вас тоже. 2 Теперь вас ждёт двойка снайперов, что работают по другой локации. Они вас не видят, но от этого безопасней обыск локации не становится. Много материалов и оружия.
Гараж — в разрушенном доме живёт семья. Они торгуются и им очень нужны лекарства, за них могут отдать чуть ли не все. Их можно ограбить, если взять пилу и пройти по крыше, но мораль сразу пойдёт в минус.
Малая обитель — это многоэтажное здание. На этой локации может быть два события. 1 Там внутри будут ходить пьяные бандиты и стреляют они без предупреждения. 2 Тут окажется группа торговцев, прямо на входе может сидеть торгаш.
Бордель — в нём вы можете найти торговца, что обменивает множество товаров, даже оружие. Цены не самые лучшие, но ассортимент впечатляет.
Склад — тут обитают бандиты. По локации раскидано куча всего полезного, но пока вы всех охранников не повалите, собрать всё будет нереально. Так, место очень сытное и здесь куча всего валяется.
Дом для двух семей — две части дома соединены проходом с решеткой. Есть два вида событий. 1 В одной части нет никого, во второй живут люди. От страху могут и пострелять. 2 Где-то ходит убийца и все жители второй части дома стреляют без предупреждения, хотя и не все вооружены огнестрелом. Место сытное и хлама тут полно.
Разрушенная вилла — в этой локации есть множество припасов, но за них в любом случае придётся попотеть. Их охраняет либо пара мирных граждан, что готовы сражаться за них или дезертиры, у которых есть оружие и они не задаются вопросами, а сразу стреляют на поражение.
Больница — сколько я тут не был, всегда у входа стоит вооруженная охрана и не задаёт лишних вопросов. Возможно, там есть что-то полезное, но воевать с группой хорошо укомплектованных врагов не самый лучший варианта. Идти сюда можно только в самом крайнем случае. Игроки сообщают, что если прийти очень сильно раненым или больным, то вас могут полечить бесплатно.
Спасибо всем, кто откликнулся и внёс свою лепту в руководство. С Вашими советами, рекомендациями и замечаниями получился отличный гайд, способный помочь пройти игру всем.
igrasan.ru
Обзор настольной игры «Это моя война» (This War Of Mine)
Очередной подробный обзор игры от группы Geek Media.
1-6 чел. / 90 — 300 мин .
Не буду скрывать: в цифровую версию, которая дала рождение этому проекту, я не играл, но вполне наслышан о том, что на компьютере это культовый survival (игра на выживание). Судя по отзывам, оригинальную игру очень удачно перенесли в настольный вариант. Игра проходила сбор средcтв на Kickstarter и была локализована на русский язык компанией Crowd Games. как вы уже поняли из названия, речь пойдет об «Это моя война» (This War of Mine).
Игровое поле, подготовленное к партии.После десятков различных евро-игр, сыгранных в прошлом году, мне очень хотелось чего-то нарративного, с сюжетом, персонажами и кучей текста (на эту мысль меня натолкнула евро Above and Below, о которой мы недавно писали). Свежая локализация как раз удачно оказалась у нас в руках.
Игра проходит в осажденном городе во время гражданской войны. Сеттинг максимально депрессивный: кругом голод, нехватка лекарств, холод, постоянные снайперские и артиллерийские обстрелы. Хоть как-то выжить можно только в полуразрушенных домах. В один из таких домов как раз и прибывает ваша группа.
День первый, все живы-здоровы, но слегка голодны.Дом завален хламом, и некоторые помещения заперты: здесь вам предстоит обустроиться, чтобы попробовать выжить до окончания боевых действий.
На поле, изображающее дом в разрезе, выкладывается стопка сюжета (всего игра проходит в три главы, в каждой игрокам предстоит пережить различные события и выполнить определенные цели), карты завалов, дверей и тд — это то, что на данный момент находится в комнатах. По ходу разбора завалов игроки будут получать ресурсы, из которых смогут построить все необходимое для жизни (карта завала убирается с поля, и комната становится доступной для выкладывания на нее карты с чем-то полезным): печка-буржуйка спасает от холода, верстак даст возможность делать создавать инструменты, кровать — отдыхать. В игре очень много того, что можно и нужно построить у себя в доме — было бы время и ресурсы.
Постепенно разгребаемся и отстраиваемся.А времени в игре катастрофически не хватает. Игра разбита на фазы: день — как раз когда все разгребается и отстраивается, и ночь — когда игроки могут вылезти из дома и обследовать окрестности. Днем у каждого героя есть три действия, за которые можно разгребать завалы, искать ресурсы в подвале, топить печь, готовить еду, обустраивать жилище — возможности очень широки. Но герои также уязвимы к различным состояниям: депрессии, ранениям, усталости, болезни, голоду — все ониснижают работоспособность. Стоит проголодаться или не поспать — и действий у героя уже два.
Ночью герои могут исследовать окрестности (каждый раз им доступно три карты, указывающие, куда они могут пойти), и в это время в игре происходит самое интересное.
Пора вылезти наружу и, возможно, пообщаться с местнымиВ игре интересно построена механика вылазок. Три карты локаций дают доступ к различным местам: чем «дальше» от дома локация, тем меньше карт пойдет в ее пул. Карты — это одновременно и время на исследование локации, и события, которые в ней происходят. Например, если вы выбрали идти в ближнюю локацию, то вам будет доступна колода из 14 карт, а в дальней — всего 10. Некоторые карты дают игрокам выбор: либо сделать что-то быстрее (и нашуметь, а шум привлекает местных, что не всегда хорошо), либо сделать тоже самое, но медленнее (и сбросить карты из вашей колоды, тем самым сократив область исследования).
Но самое главное, что в этих местах с вами происходят различные события, которые описываются в специальной книге: всего событий почти две тысячи, и у них различные триггеры. Вы можете найти человека, спящего на аптечке, и решить, отбирать ли у него лекарства; или встретить кого-то, готового поторговать; найти нового спутника или новых приключений.
Ночью на ваш дом происходит нападение: если никого на страже не оказалось, его могут разграбить.
Эта игра является исключительным кооперативом, в котором отлично удалось избавиться от основной проблемы кооперативов — наличия альфа-игрока, помыкающего всеми. В игре две книги: одна содержит все сюжеты, вторая — некое подобие памятки по ходу и фазам игры, в ней самой указывается, когда нужно передать книгу (дневник) игроку слева от себя. Тот, у кого в данный момент книга-дневник, принимает все решения по спорным вопросам. Дневник много раз за ход переходит из рук в руки, и все оказываются вовлечены в игру (мы, правда, все равно выдали каждому по персонажу в попечительство).
Нарративная часть не заканчивается даже со смертью персонажа, каждому из них уготовлена собственная кончина, уникальная для каждого исхода (мою подопечную, например, добила депрессия, и она повесилась в дальней комнате дома).
«Это моя война» — очень суровая и жестокая игра: персонажам действительно приходится зачастую принимать тяжелые и аморальные решения, чтобы выжить, идти на крайние меры и не заботиться ни о ком, кроме себя (мрут персонажи тоже регулярно). Ну а как еще может быть в тех условиях, куда они попали? Игра сложная и долгая. Первая партия займет у вас часа полтора, и скорее всего вы проиграете. Вторая займет еще больше времени, и вы опять проиграете, но уже проживете дольше. Неплохие шансы и осознание того, как выжить и что нужно делать, появляются к третьей партии. Я думаю, что это хорошо, ведь если бы она проходилась с первого раза, какой смысл играть еще раз?
Координация действий, менеджмент ресурсов, сюжетная составляющая и исключительно высокая кризисность — так я бы описал основные механики. Компоненты игры, кстати, на высоте: разной формы картонные жетоны (патроны, например в форме патронов, а аптечки в форме крестика), пластиковые ресурсы: вода, дерево и запчасти, огромнейшее игровое поле, десяток колод карт (возможно, на них я бы сделал менее аскетичные иллюстрации, как минимум на колоде местных и исследований) и пластиковые миниатюры. Миниатюр вообще могло бы не быть в коробке, но они есть, и для каждого возможного персонажа — своя. Карты, правда, в основном не иллюстрированные и содержат исключительно текст.
Миниатюры Жетоны и ресурсыА теперь ложка дегтя. В игре очень плохо написаны правила. Да, дневник предназначен для того, чтобы его передавали из рук в руки, но зачем-то авторы разбросали сноски на разные куски правил в основной книге вместо того, чтобы просто напечатать их подряд в начале этой же книги. В итоге, если вам нужно что-то подсмотреть, вы лезете в дневник, чтобы он вам дал сноску, где смотреть это в основной книге. На картах зачастую указываются триггеры, и не всегда понятно, срабатывают они или нет, когда что именно срабатывает. Хотя после просмотра летсплея становится гораздо проще.
В итоге я получил именно то, что хотел: нарративную игру более чем на один раз. Российских издателей можно только похвалить за тонны перелопаченного текста и соответствие качества компонентов русской версии иностранному оригиналу. Занимает она много времени, и не могу сказать, что случится, когда мы ее поборем, но пока хочется сыграть еще разок.
P.S.: когда будете выдавливать жетоны, выдавливайте и те прямоугольнички, на которых нет надписей и изображений — они вам пригодятся, не выбрасывайте их.
Вконтакте
Google+
Видео по теме
Это моя война. Летсплей. Хоумрулы. Настольная игра. This War of Mine The Board Game. Let’s Play
Играем в настольную игру Это Моя Война ( This war of mine the board game). Играем немного не по правилам, а именно: 1. Журнал…
Это моя война — распаковка настольной игры / This War of Mine — board game unboxing
Не все игры успели приехать в 2017 году, оттого они стали ещё более желанными в 2018! Своими впечатлениями от…
This War of Mine (Prototype) — обзор от «Два в Кубе»
На войне не все солдаты. Такой важный посыл несёт отличная игра под названием This War of Mine, настольная версия…
proigrogame.ru
Павло | This War of Mine вики
Павло (англ. Pavle) — один из двенадцати играбельных персонажей This War of Mine.
В прошлом звезда футбола. Павло быстрый бегун, т.е. передвигается быстрее всех остальных. Он не курит и не пьёт кофе. Имеет рюкзак на 12 ячеек и хорошо играет на гитаре.
Его можно использоваться в качестве основного добытчика, если кто-либо из более опытных не доступен, например, Борис или Марко. Добыча с ним не так продуктивна, как с двумя упомянутыми выше, но он может быть использован для быстрого сбора предметов в одну кучу, поэтому он может легко унести оставшееся в следующий раз, когда он придёт. Павло имеет средние показатели в остальном: бою, охране, уборка хлама, утешение других и игры на гитаре.
Он также может быть использован в качестве основной боевой единицы, из-за его высокой скорости, особенно когда он сыт и вооружён двуручным оружием, такие как дробовик, штурмовая винтовка или штурмовая винтовка с прицелом. Его лучшая боевая тактика – бей-убегай. С его высокой скоростью, даже если он ранен, у него есть больше шансов убежать, чтобы спрятаться и ударить в спину.
«Прежде чем начался этот кошмар, я жил со своей женой и сыном в лучшем районе города. Я их давно уже не видел, но надеюсь, что с ними всё хорошо. Как видите, дела у меня идут неважно. Кому нужны футболисты во время войны? Когда каждый день может быть последним, о спорте никто не думает. Поэтому я рыскаю по развалинам, как и все остальные, надеясь на удачу.»
Можно мне остаться с вами?Править
«Меня чуть не убил снайпер… Я думал, что мне конец. Я бежал изо всех сил, и это меня спасло, но я был на волоске от смерти. Раньше я играл за футбольную команду Погореня, но с началом войны об этом пришлось забыть. Моя жена и сын за границей, но я надеюсь увидеть их после войны. Я должен выжить. У мальчика должен быть отец. Могу я пока остаться с вами?»
- «Все эти обстрелы, снайперы, нехватка провизии, от всего этого хочется спрятаться, лечь и зарыдать. Но мы не можем позволить им раздавить наш дух, мы должны показать, что они не могут отнять наше достоинство. Здесь тяжело, но знаете, как мы поступали у нас на улице?»
- «Женщины на нашей улице очень старались выглядеть красивыми. Невзирая на ужасные условия, они всегда были чистыми и носили свои лучшие платья. Мы так старались, но всё было напрасно. Только у детей ещё брезжит лучик надежды… вы знаете, что сделал мой мальчик?»
- «Нельзя просто запереть детей, оставив их без занятия. Скука доконает любого. Поэтому мой мальчик создал футбольную команду. Они тренировались в тёмном подвале. Они были так увлечены, что задумали организовать кубок Погореня. Мы пригласили три других команды, но нам нужно было решить одну серьёзную проблему.»
- «Спортивный зал выстоял после обстрела,но чтобы попасть туда, нужно было пересечь мост, простреливаемый снайперами. Миротворцы отказались помочь нам бронетранспортёрами, поэтому однажды ночью мы просто бросились бежать. Мы не добежали. Это же были дети! Как можно стрелять в детей? На следующий день моя жена увезла его за границу. Она была в ярости. Думаю, что я их больше не увижу.»
- Быстрый бегун – на 20% быстрее передвигается всех остальных.
- Рюкзак – 12 слотов.
- Охрана убежища – Нормально.
- Зависимость – Нет. Не имеет вредных привычек.
- Гитара – Умеет играет на гитаре.
- Мораль – Может подраться с сожителями мужского пола, если мораль на отметке «опечален» и ниже.
Будучи родителем, он очень вежлив и заботлив, по отношению к детям просящих о помощи. Он был звездой футбола, и возможно, жил в богатстве, но он никогда не думал о себе как над кем-либо еще. Положительно реагирует в оказании помощи посторонним людям.
Огорчается или даже впадает в депрессию если обокрасть/убить дружелюбного/нейтрального.
Интересные фактыПравить
- Kacper Kwiatkowski дал свою внешность Павло. Kacper Kwiatkowski в соц.сетях: Instagram и Twitter
this-war-of-mine.fandom.com
Антон | This War of Mine вики
Антон (англ. Anton) — один из двенадцати играбельных персонажей игры This War of Mine.
Пожилой математик, скорей всего, окажется не так востребован в тяжелых условиях выживания, как повар, добытчик или тот, кто умеет хорошо торговаться. Бегает медленнее других. Но он поможет при изготовлении лекарств и мелкой работой в днем. Плохо охраняет убежище, велик шанс получить ранение, если его поставить на охрану. Морально устойчив, спокойно реагирует на убийство и воровство.
«Я слишком часто натыкался на невероятных жлобов или откровенных преступников. Но я чувствую, что вы другие! А для ученого с багажом знаний, компания людей с подходящими мыслительными навыками, была бы крайне приятна. К тому же.. да, к черту, я не могу больше притворяться! Я просто старый пердун, который не знает ничего. Я так благодарен за вашу компанию. Я слишком долго был в одиночестве. Слишком долго.»
- «Я бежал в нестерпимые рубеж или откровенных преступников. Но я чувствую, что ты другая. И для ученого с установленной позиции как я, в компании людей, сопоставимых умственных способностей имеет первостепенное значение. К тому же.. ах, черт, я не могу больше притворяться! Я просто старый пердун, который ничего не знает. Я так благодарна за вашу компанию. Я был там в одиночестве слишком долго. Слишком долго.»(Если персонаж женщина и она одна)
Можно мне остаться с вами? Править
«Добрый день, меня зовут Антон. Видите ли, я уже не так молод, и честно говоря, я не думаю, что смогу выжить на войне в одиночку. Не будете ли вы так добры, и не разрешите ли мне пожить с вами? Обещаю, я буду работать, чтобы окупить своё проживание!»
- «Я так рад быть здесь. Прошу прощения за свою исповедь. Но эта война тяжким бременем отпечаталась на моей душе. Люди, которые… которые были мне очень дороги, велели мне остаться в живых любой ценой. А поскольку я обязан им жизнью, я не могу ей разбрасываться.»
- «Я был фактически точен, когда говорил о своём учёном статусе. Как-то раз меня номинировали на Филдсовскую премию — это как Нобелевская среди математиков. Я…Я преподавал, и мне это очень нравилось. Частично это стало причиной потрясения, которое на меня оказала война. Много месяцев я оберегал своих лучших студентов, но в конце концов их убили у меня на глазах.»(не-steam)
- «После того как кампус был разрушен, я прятался со своими студентами в заброшенных домах на набережной. Какое-то время нам удавалось там выжить, охотясь на крыс. Мы пробили проходы в стенах подвалов, чтобы безопасно перемещаться из дома в дом, поскольку обстрелы и снайперский огонь не прекращались. Но сырая тьма и постоянный страх быть похороненным заживо свел некоторые блестящие умы в безумие.»(не-steam)
- Хороший математик – Предположительно: Быстрее ловит крыс при помощи ловушек. Тратит меньше ресурсов при изготовлении лекарств. Снижает количество использованных в убежище боеприпасов. Потребляет мало еды,низкое потребление пищи — статус «голоден» держится два дня.
- Рюкзак – 8 слотов.
- Охрана убежища – Плохо.
- Зависимость – Нет. Не имеет вредных привычек. Трезвенник – Нельзя вывести из депрессии с помощью алкоголя.
- Гитара – Не умеет играет на гитаре.
- Мораль – Неразборчив в средствах, готов закрыть глаза на большинство морально сомнительных действий, таких как кража и убийство. Устойчивый к депрессии.
Интересные фактыПравить
- Среди фанатов игры не пользуется популярностью из-за отсутствия каких-либо особых умений и навыков.
- Такая ситуация повторяется и со Светой. Возможно разработчики хотели показать игроками, что в условиях выживания не все могут быть полезны.
- Среди игроков ходит слух, что Антона можно зарубить топором. Доступно когда все на стадии «смертельно голоден» и у Вас есть топор. Но у всех, даже у эгоистов появится «раздавлен(а) горем».
this-war-of-mine.fandom.com
Борис | This War of Mine вики
Борис (англ. Boris) — один из двенадцати играбельных персонажей игры This War of Mine.
Ещё до войны Борис работал на складе, таскал ящики в ночную смену. Во время войны его склад был разрушен, а сам он под обломками повредил ногу. Из-за этого Борис не может быстро бегать и издаёт громкий шум во время ходьбы. Из знакомых у него были подруга Анна, и сын по имени Лука. Во время войны они прятались в подвале. Анна часто делала ночные вылазки из-за травмы Бориса, но в один момент она была застрелена снайпером при попытке достать лекарство для Луки. Последний умирает от болезни, и Борис остаётся один.
«Я не мастак говорить. Я обычный человек, раньше в ночную смену грузил ящики на складе, в основном работал руками. Работа была тяжелая, но я всегда был сильным, даже в детстве. Теперь это место исчезло, его стерли в порошок вместе с моим домом. Мою ногу раздавило обломками. Она зажила, но все еще плохо сгибается, по этому я не могу бегать. Но я поднимаю такие тяжести, что другим и не снились.»
Можно мне остаться с вами? Править
«Мой район накрыло обстрелом, когда я в ночную смену работал на местном складе. Я помог расчистить завалы и вытащить выживших, но мы не смогли спасти всех… Когда я вернулся домой, то нашел руины. Можно мне остаться с вами? Думаю, сильные руки вам не помешают.»
- «У меня была красавица-подруга, Анна. У нас был ребёнок. Замечательный сын. Лука был похож на меня, ему было всего семь лет, но он уже был сильнее всех остальных детей. Готов поспорить, что он бы вырос великим штангистом, кем я всегда и хотел стать. Если бы я спас его.»
- «После обстрела нашего дома мы прятались в подвале, и вскоре наши запасы еды и воды были на исходе. Из-за своей ноги я не мог нормально передвигаться, и Анна спасла нас обоих. Она была отличной матерью, настоящей героиней. Анна выходила ночью и приносила всё, что нам было нужно.»(не-steam)
- «Анна была потрясающая мать. Она была готова на всё ради Луки. Она доказала это, когда он подхватил диарею, выпив грязной воды. Спустя какое-то время он начал слабеть, поэтому она пошла добывать ему лекарства. «Оставайся здесь, ты еле ходишь, а я бегаю, как молния». Но от пули снайпера не убежишь.»(не-steam)
- Сильный, но медленный – Живучий. Силён в рукопашном бою. Медленно передвигается,скорость на 20% ниже. Создаёт много шума.
- Рюкзак – 17 слотов. (Самый большой рюкзак)
- Охрана убежища – Нормально.
- Зависимость – Курильщик.
- Гитара – Не умеет играть на гитаре.
- Мораль – Очень падает мораль когда он сам провоцирует нападение и особенно убийство. если убивает защищаясь или спасая кого либо остается нейтрален.
Заботливый персонаж, похож на «нежного гиганта». Легко впадает в депрессию, если ему придётся обокрасть или убить кого-то, даже если это сделал другой. Борис обрадуется, если он поможет соседям или другим живыми персонажам во всех случаях. Хотя Борис отрицательно относится к любому роду насилия, но, если он убивает снайперов или военных, то он расценит это как доброе дело.
Выражает свою озабоченность, если кто-то из его группы заболел или ранен, и даже пытается помочь достать бинты или лекарства. Когда Борис в плохом настроении, он может рыдать всю ночь, не давая другим поспать. Курильщик. Его настроение будет медленно падать, если он не закурит. Однако, и эффект затяжки незначительный. Не умеет играть на гитаре.
- Выжил. Борис осознал все тяготы войны, нужно помогать другим восстанавливать их жизни. Он поддерживал память о Луке и Анне до конца своей жизни.
- Плохая концовка. Война изменила его: Борис стал мизантропом. Пару лет он искал убийцу Анны, но умер от полученных травм от мужчины, которого ошибочно принял за убийцу.
- Самоубийство. Память о сыне и его подруге не давала Борису покоя, в конце концов он повесился, в надежде снова быть вместе.
- Погиб. Удача покинула Бориса в трудную минуту, его силы было недостаточно для сохранения жизни. В другой вселенной он уже встретился со своим сыном.
this-war-of-mine.fandom.com